Как починить тетрадь с пружиной

Мастер-класс Скрапбукинг Моделирование конструирование Блокнот на пружине Бумага Картон Ткань

Здравствуйте, дорогие мастера и мастерицы!
Хочу рассказать, как можно сделать блокнот на пружине без использования специальных брошюровщиков, все-таки они штука хоть и очень классная, но не дешевая, а блокнотики делать хочется. У меня теперь такой инструмент есть, но я так страдала, когда его не было. )) Вдруг кто-то тоже страдает как я когда-то? ) Именно поэтому я решила поделиться своим опытом.

Блокнот получился вот такой приторно-розовый, для романтичной особы.
Возможно, туда будут записывать розовые мечты, попивая чай. )

Итак, нам понадобится:
— Дырокол
— Пружинки для брошюровщиков (продаются разных размеров в скрап-магазинах или можно взять от ненужного фабричного блокнота)
— Ткань
— Картон (я использую картон для паспарту, но подойдет и переплетный, пивной не пробовала, слишком уж рыхлый он)
— Листочки для внутреннего блока блокнота
— Клей ПВА и Момент
— Кисти для нанесения клея ПВА
— Линейка, карандаш, резак, ножницы
— И, конечно, украшения, любые по вкусу )

Читайте также:  Телевизор xiaomi как настроить время

Скажу сразу, что дырокол понадобится определенной конструкции. Нужно, чтобы его нижняя часть, куда попадают кружочки-обрезки, была съемной – это нам поможет видеть точное место образования дырочек. И еще нужно учесть, чтобы зазор дырокола был достаточно широк, чтобы пролез картон. На самом деле такой дырокол как у меня самый обыкновенный и стоит недорого. Вот он вверх ногами.

Обычно я начинаю с подготовки листочков блокнота, чтобы, исходя из их размера, определить размер обложки (обложек 2 штуки).
Картон для обложки должен быть больше внутренних листочков на 0,5 см по ширине и длине. Как пример, расчет для блокнота формата А6.
Ткань по необходимости проглаживаем, вырезаем по размеру картона с отступом 1-1,5 см для подгиба.

Теперь нам понадобится клей ПВА, который наносим кисточкой на площадь шириной 1,5 см с того края картона, где будут находиться дырочки.

И к этому месту приклеиваем ткань.
Если планируется мягкая обложка, то на этом этапе под ткань подкладывается флис или синтепон или что-то еще для мягкости. Обтягиваем и отправляем сохнуть, а в это время подготовим шаблон для дырокола.

Для шаблона нужно взять кусочек бумаги такой же длины, как сторона внутреннего блока, где будут располагаться дырочки.
От края отступаем 7 мм и чертим линию. Измеряем пружинку, чтобы определить расстояние между витками.
Отмечаем место под дырочки на шаблоне.

Получившиеся отметки дыроколим, перевернув инструмент ногами вверх, чтобы все было под контролем и не съехало. )
Место пересечения линий надо расположить строго по центру дырочки.

Вот так должно получиться. Примеряем все ли в порядке, входит и выходит. )
Длину пружинки можно выбрать какую угодно, в данном случае мне хватило 6 витков.

Теперь достаем нашу подсохшую обложку, прикладываем шаблон с внутренней стороны и обводим дырочки карандашом.

Аккуратно дыроколим в отмеченных местах.

Получаются красивенькие дырочки, но для надежности я беру маленькую кисточку и промазываю внутри дырочек клеем ПВА. Заправляю нитки от ткани вовнутрь, если вдруг торчат.

В итоге получается так. Любуемся. )

Внутренние листочки тоже придется дыроколить по шаблону. Кажется, что ужас как много, а на самом деле не так страшно. Со своими 50 листочками я управилась за 15 минут, можно складывать вместе по 3-4 штуки, а отмечать только верхний.

Наконец-то можно переходить к украшению обложек и форзацев.
Размер форзацев такой же как и у листов внутреннего блока, НО расстояние дырочек у форзацев должно быть на 2 мм ближе к краю бумаги, чтобы все красиво совпало.
Приклеиваем все на свои места (для приклеивания форзацев я использую клей Момент) и переходим к заключительному этапу, нанизываем все на пружинку, но не абы как. ) Нужно обе обложки повернуть лицевой стороной друг к другу и начинать вдевать пружинку с задней обложки, потом передняя обложка и следом листочки.

Пружинки достаточно мягкие, аккуратно сжимаем их пальцами и вуаля! )

Источник

Как отремонтировать тетрадь если оторвалась обложка. Методы, особенности и правила реставрации книг. Все это можно исправить

Книга выглядит старой и потрепанной? Ее нужно привести в надлежащий вид! Рассказываем, как проводится реставрация книг.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Бытует мнение, что печатная книга исчезнет. Но проходят десятилетия, а книги ценятся все так же высоко. Каждый человек имеет дорогие сердцу книги. Это могут быть подарки от близких ему людей, сборники советов или любимые стихи. Если жалко выбрасывать милую сердцу вещь, то непременно стоит освоить азы проведения ремонта. Чтобы провести ремонт своими руками, нужно иметь некоторые инструменты.

Среди тех инструментов, которое понадобятся для реставрации книг, обязательно должны быть:

Если планируется ремонт переплета, тогда стоит заготовить и нитки. Обычные хлопчатобумажные нитки не подойдут. Для этого дела они слишком тонкие, и их легко могут порвать острые бумажные края. Рекомендуется купить нитки, которыми простегивают одежду. Они крепкие и надежные.

Если не хочется заниматься шитьем переплета, то можно обойтись без него. В продаже есть специальные крючки, которые используются для реставрации книг. Их можно купить в магазине канцелярских товаров. Если понравилась идея использования крючков, то надо купить дырокол. С его помощью удастся сделать одинаковые отверстия для крепления.

Проблема книг с мягким переплетом в том, что страницы начинают очень быстро выпадать. Это может случиться уже в первый день покупки. Отсюда и низкая стоимость таких книг. Сшивать книгу с мягкой обложкой нельзя, ее надо только клеить. Ни в коем случае нельзя использовать скотч. За несколько лет он потеряет свои свойства, и проблема вернется опять. Более того, может стать только хуже, ведь полностью удалить следы скотча без повреждения страниц очень тяжело. Поэтому скотч лучше спрятать далеко, а вместо него купить специальный клей. Но силикатный клей также не подходит для этой работы. Перед началом всех работ нужно обязательно проводить чистку корешков от старого клея. Это позволит ему лучше сцепляться со страницами. Следы нужно удалять мягкой наждачной бумагой. После окончания такой работы нужно тщательно очистить корешок с помощью кисточки.

Мягкие обложки можно ремонтировать, имея такой запас материалов:

  • специальный клей для переплета книг;
  • надежная нить;
  • лобзик по металлу;
  • приспособление для зажима.

Процесс реставрации книг с мягким переплетом выглядит так.

  1. Сначала снятьобложку, а все страницы аккуратно сложить и выровнять. Их зажать специальным прибором, чтобы они не распадались в процессе реставрации.
  2. Затем страницы очистить от остатков клея и рваной бумаги. Для этого подойдет использование мягкой наждачной бумаги. Все движения должны быть легкими и плавными, чтобы не повредить стопку страниц.
  3. По всей длине корешкалобзиком делаются пропилы. Они должны углубляться в корешок на расстояние до 2 мм. Расстояние между самими пропилами нужно делать 3-4 см.
  4. После этого нужно подсчитать количество сделанных пропилов и нарезать такое же количество нитки. Длина ниток должна быть такой, как и длина пропилов.
  5. Сделанные углубления очищаются от пыли и мусора. Клей наносится на нитки, в пропилы, и затем нитки вставляются в углубления.

Книгу оставляют до полного высыхания. Когда она высохнет, можно приступать к креплениею обложки. Старую обложку можно оставить, и прикрепить ее клеем. Рекомендуется ее все же заменить на твердую, чтобы сделать книгу более прочной.

В домашних условиях можно сделать реставрацию не только мягкой обложки, но и твердой. Для этого обложка снимается. Если ее состояние удовлетворительное, с нескорыми дефектами, то ее можно отсканировать, а полученное изображение обработать в фотошопе. Недостающие места можно заменить новыми по своему вкусу. Если нет желания восстанавливать старую обложку, создайте полностью новую. Она украсит книгу и будет смотреться очень оригинально.

Распечатанную новую обложку наклеивают на основу. Основой может быть обложка от старой книжки. Будет очень хорошо, если вам удастся подобрать ее точно по размеру книги. В этом случае придется только наклеить распечатанный лист на нее и присоединить к страницам. Перед этим стоит очистить корешок от следов клея и разорванных страниц.

Если найти обложку по нужным параметрам не получилось, тогда можно сделать ее самостоятельно. Для этого нужны картон и кожа. Картон вырезают под нужные параметры и обтягивают бумагой. Затем все оставляют для просушки на несколько часов под прессом. Если в доме есть библиотека, то стопка книг блестяще сыграет роль пресса.

Когда изделие просохнет, надо заняться изготовлением корешка. Рекомендуется брать натуральную кожу или качественный заменитель. Его надо прикрепить с двух сторон клеем. Длина его рассчитывается, исходя из длины самого изделия.

Реставрация старинных книг — это очень ответственный шаг, ведь одно неловкое движение может испортить книгу полностью. Существуют агентства, которые занимаются этим профессионально. С их помощью реставрация пройдет идеально. Они имеют большой опыт таких работ и обладают нужными материалами. Но если хочется сделать реставрацию старых книг своими руками, тогда нужно изучить информацию о том, как это делается. В профессиональных условиях используют бумажную массу для заполнения недостающих фрагментов страниц. В домашних условиях можно сделать выравнивание страниц прессом. Для этого нужно разложить книгу. Для возобновления утраченных фрагментов можно использовать новые листы бумаги, составив их механическим способом.

Проводить реставрацию нужно в том случае, если книга готовится к продаже. Это поможет поднять ее стоимость. Также часто реставрируют старинные книги для домашней библиотеки. Отреставрированную книгу можно хранить и пользоваться ею очень много лет. Некоторые ценители антиквариата утверждают, что она остается в нормальном состоянии до 100 лет.

Реставрация старинной книги происходит часто с использованием старых материалов: фрагментов страниц, форзацев, обложек. Но это доступно только в специальных агентствах, которые этим занимаются. За годы практики у них накопилось много материалов, которые сохранились еще со времен Средневековья. Но заказывать услугу реставрации старыми материалами совсем не обязательно. Можно сделать ремонт новыми материалами, которые поддаются искусственному старению.

Этапы реставрации редких книг

Если не знаете, каковы этапы реставрирования, то обратите внимание на этот раздел. Этапы проведения реставрационных работ:

  • разбор книги на страницы;
  • оценка предстоящей работы;
  • выравнивание загнутых элементов;
  • восстановление утраченных фрагментов;
  • реставрация обложки;
  • сшивание элементов.

Если нужно сделать ремонт очень быстро, то некоторые агентства могут предложить услугу консервации. Это позволяет привести книгу в надлежащий вид, но с обязательным условием дальнейшей реставрации. Эта услуга будет актуальной и для тех людей, которые не имеют на данный момент нужной суммы для оплаты услуг полного ремонта.

Есть обложки с гравировкой, которые можно реставрировать в домашних условиях. Для этого нужно отсканировать оставшуюся гравировку и дорисовать ее на ПК. Дальше надо сделать клише и ним вытиснуть нужную надпись. Если потеряна иллюстрация, то можно самостоятельно найти такую же книгу в библиотеке и отсканировать недостающую иллюстрацию.

Старинные книги могут иметь на обложке металлические детали, которые со временем теряются. Их также можно заменить в домашних условиях. Для этого нужен опыт обработки металла, если потеряны ножки. Если же нужны фигурные уголки, тогда лучше обратиться к профессионалам.

Но полученные элементы будут сверкать новым металлом, что выдает процесс реставрации. Металлические детали можно состарить химическим способом, результат получится очень хорошим.

Реставрация книг своими руками — это длительный процесс, который требует усидчивости, терпения и времени. Если приложить все усилия, то вы останетесь довольны результатом работы.

Попросили на днях починить вот эту старенькую книгу о вкусной и здоровой пище. При беглом осмотре, сразу захотелось сделать полностью новую обложку а эту выбросить ибо она вся изорвана, мятая и грязная. Даже пришла мысль, обрезать страницы на 3-5 мм по периметру книжного блока, так как эти торцы были тоже в ужасном состоянии, засаленные, порванные и выцветшие от времени. Но так как хозяин не дал добро на полную перепланировку, то есть он просил только склеить обложку как нибудь. То решил оставить всё как есть, соединив между собой только отвороты обложек. К тому же специалист по реставрации книг из меня никакой, поэтому настаивать на полной переделке я не стал.

В общем вот что мы имеем, вернее сказать чего мы не имеем, а не имеем мы корешка от обложки.

Из картона толщиной 2 мм вырезал новый корешок по ширине книжного блока. Длину корешка выбрал среднюю, так как обложки на этой книжке разные, лицевая на 5 мм больше.

С торцов самих обложек срезал все лохмотья.

Так как книжечка довольно массивная, решил склеивать все фрагменты тканью, к тому же из неё получится идеальный и прочный шарнир. В моём случае это оказалась ткань от занавесок для ванной комнаты. В последствии выяснилось что она плохо смазывается жидким клеем, он просто скатывается с неё как с гуся вода. Но если мазать густым клеем (не разбавляя), то вполне прекрасно смазывается и пропитывается.

Смазал ткань клеем ПВА, положил на неё сверху фрагменты обложки, с отступом в 5 мм между ними, сверху ещё один кусок такой же ткани и придавил грузом на ночь. Чтобы обложка не приклеивалась к полу или к чему либо ненужному, накрывал всё это плёнкой. Но не герметично (небольшими кусочками плёнки) ибо ПВА будет очень долго сохнуть в пакетах. Я клеил два куска ткани, сверху и снизу, но легче наверное обойтись одним длинным куском.

После того как обложка высохла, вкладываем в неё книжный блок и видим что блок выступает наружу почти на сантиметр, то есть обложка оказалась мала. Чертыхаемся, делаем точные замеры, на которые забили ранее, после чего разрезаем обложку на фрагменты и склеиваем заново, но уже с нужным отступом от корешка.

Здесь зазор между фрагментами уже 1,5 см.

Нашёл кусок дермантина от какой то старой папки для документов. К сожалению эта кожа ничем не армирована, практически голая резина, но для более пристойного внешнего вида, решил всё же замаскировать ею светлую ткань. Кусок вырезал чуть больше, чтобы полностью спрятать под ним светлую.

Клеим точно так же как и предыдущий кусок ткани.

Так как кожа толстая, вклеил с внутренней стороны пару кусков картона, чтобы впоследствии избавиться от ступенек на видном месте и вывести всё в одну плоскость. Кстати здесь по верхней кромке видно кривизну, из-за того что куски обложки разной высоты.

Пока обложка сохнет. Приклеил кусок ткани на торец книжного блока, оставив свободными уши по 2 см. с каждой стороны. Клеим очень тщательно чтобы клей пропитался сквозь ткань. Вообще то специалисты используют для этого бинт, к тому же по длине его делают чуть короче, но я решил попробовать более прочный материал.

Из тонкого картона согнул уголки, они у меня будут выполнять роль форзаца. Так как внешний вид больше испорчен на обложке, то на неё пойдут широкие края, а узенькие к книжному блоку.

Отступил от корешка книжного блока около 5 мм и приклеил форзац к книге, клею мазал не очень много, так как на лицевой стороне потёки нам не нужны.

Теперь приклеиваем снаружи напуски ткани к форзацу и отправляем под гнёт.

Как то так в итоге у меня получилось, нечто вроде маленькой странички, которую осталось приклеить к обложке.

Это уже ответственный момент, надо постараться промазать и склеить сразу обе стороны. Вкладываем книжный блок в обложку, хорошенько выравниваем его внутри и кладём книгу на пол, стараясь не сдвинуть блок внутри. Аккуратно открываем верхнюю створку, облокотив её на что либо, смазываем клеем форзац на книжном блоке (торец блока не мажем) и закрываем створку, не забываем про плёнку под форзац иначе он может приклеиться к страницам книги если очень много клея намажете. Переворачиваем книгу, проделываем всё то же самое с другой стороны и отправляем под гнёт.

Между форзацем и обложкой можно вклеить полоску ткани, которая будет выполнять роль закладки. Её лучше приклеить к форзацу или обложке заранее, пока не вклеен книжный блок.

В общем сушил её около двух суток. Снаружи видны следы клея выдавленные из под дермантина. Крупные капли счистил скальпелем, остальное стёр влажной тряпкой ибо засохший ПВА при должном усердии можно смыть водой, заодно и обложка стала светлее.

Из закладки сделал ножницами змеиный язычок.

С боков книжного блока видно немного светлой ткани, видимо по этой причине обычно клеят эту полосу чуть короче книжного блока.

Ну вот как то так в итоге у меня стал выглядеть новый корешок. Конечно рисунок на лицевой стороне немного прикрыт теперь, но так как сама обложка в ужасном состоянии, то я не особо пытался сохранить его. Если сразу подобрать красивую, прочную ткань или дермантин, то не придётся городить этот слоёный пирог. Просто склеиваете ею все части картона и обложка готова, можно даже полностью оклеить картон, получится имитация кожаной и дорогой книги. Я в начале вообще хотел оставить светлую ткань, просто покрасив её снаружи под цвет обложки, но потом нашёл этот кусок дермантина от папки и решил использовать его.

На днях возился с этой маленькой книжкой в которой уже книжный блок развалился и странички начали высыпаться.

Реставрация — это не ремесло, не простое устранение изъянов и ни в коем случае не декоративное оформление. Реставрация книг — камерный процесс, задача которого продлить книге жизнь, сохранив ее образ, энергетику, информацию не только текстовую, но и чувственную. Работа с книгой всегда очень деликатна. Продлить книге жизнь в будущем, сохранив в ней Прошлое, есть ничто иное, как Искусство.

Каждое издание или рукопись имеет свою судьбу. Человек, принося нам книгу, не ждет получить новую глянцевую книжку, он приходит к нам, чтобы сохранить историю со всеми накопившимися ощущениями и прикосновениями. Поэтому, прежде чем приступить к работе, всегда обсуждается вопрос о степени сохранения утраченных фрагментов. При необходимости можно использовать не современные реставрационные материалы, а материалы того времени, когда была издана.

ПРИНЦИП РАБОТЫ НАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ:

Есть организации которые занимаются извлечением прибыли и это является их главной задачей. А есть организации, которые стараются сделать дело, у них извлечение прибыли является следствием хорошо сделанного дела. Наша организация старается сделать дело! Если Вы познакомитесь с нашими исследованиями, с нашими работами, придете к нам, то Вы почувствуете это и приятно удивитесь.

У нас Вы можете отреставрировать книги, журналы, альбомы, географические карты, газеты, гравюры и все, что связано с библиотекой…

ЧТО У ВАС СЛУЧИЛОСЬ?!

Давайте сначала о Вас. Ведь если Вы зашли на эту страницу – значит, у Вас есть Книги, которым требуется реставрация. Может быть, это плакаты или карты, или семейные рукописные реликвии… Бабушкины рецепты, дедушкины мемуары, родительские дипломы — все это для Вас имеет огромную ценность, память.

Может быть, их поразил грибок, то есть книжная плесень, или они просто запачканы вековой пылью, засалились свечным воском, копотью, пятнами разного происхождения? Или бумагу с картоном повело от влаги.… А может быть, там образовались ещё и помятости или даже разрывы листов?!

Да.… Всякое случается с Книгой…

Может быть утерян корешок — частично или полностью.

Может, Ваша книга связалась с безжалостным скотчем или её погрыз щенок, а жучки и паучки наделали дырочки?!

Ветхая обложка, дряхлые уголки… Утраты там и тут?!

Болтается каптал, листы вылетают из книги? Тиснение потеряло свою форму — золото облетело, вследствие чего оттиск стал нечитаемым?

Все это можно исправить!

  • слабый блок
  • пересохла марля и нитки, вследствие чего листы стали выпадать
  • на листах имеются разрывы и утраты
  • переплет вытерт на углах
  • деформирован картон
  • корешок помят и разорван
  • перешивка блока
  • доливка утрат реставрационной бумагой
  • укрепление полей
  • реставрация переплета с сохранением покрывного материала
  • переплетный материал подобран в тон основного переплета
  • прорисовка тиснения золотом

МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ!

А теперь о нас, и о том, чем мы сможем вам помочь.

* Мы занимаемся реставрацией любой сложности! За все время работы ни разу не было такого случая, чтобы мы отказались от работы из-за её сложности.

* Наш коллектив — квалифицированные мастера-реставраторы. Ваш заказ не будет зависеть от человеческого фактора, а Книга будет сдана в срок.

* Срок исполнения Заказа – 1 месяц. (Это достаточно быстро).

* Мы работаем со всеми видами материалов, которые используются в переплете книг, включая ткани, камни и металлы.

* Мы чётко контролируем качество работ.

КАК МЫ РАБОТАЕМ?

  1. Вы обращаетесь к нам — мы просчитываем Вам стоимость работ.
  2. Вы вносите аванс — мы принимаем Книгу в работу.
  3. Мы сообщаем Вам по телефону о готовности Вашей Книги.*
  4. Вы оплачиваете выполненную работу, забираете Книгу и получаете «Сертификат выполненных работ по реставрации».

*При желании можем выслать Вам на почту фотографии «после реставрации».

РЕСТАВРАЦИЯ СТАРЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

  • За 20 лет работы у нас накопились старые материалы от старинных книг: листы, форзацы, обложки начиная с 15 века, которые мы используем в реставрации в том случае, когда Заказчик хочет, чтобы Книга была отреставрирована именно старыми материалами.
  • Как только Книга попадает в производство, мы требовательно и ответственно следим за тем, чтобы реставрация была проведена именно так, как потребовал заказчик.
  • Мы владеем технологией по застраиванию листов, обложек и металлических деталей. Допустим, Вам нужно сделать Книгу из новых современных материалов, но при этом, чтобы она казалась старой – будто она прожила уже 100 или 200 лет. Мы можем сделать Книгу такой, что от неё будет веять стариной!
ОБСУЖДАЕМ КАЖДУЮ МЕЛОЧЬ
  • При оформлении заказа мы всегда уточняем у Заказчика, с какой целью он хочет восстановить Книгу, нужно ли сохранять старые форзацы и обложки, отдельные детали от обложки и другие нюансы.
РЕСТАВРАЦИЯ И ВОСТАНОВЛЕНИЕ
  • Мы реставрируем все виды бумажных носителей. Кроме книг, мы работаем с картами, плакатами, журналами, газетами, постерами, афишами, буклетами, альбомами и другими изделиями из бумаги, картона, кожи и тканей. Восстанавливаем утраченные литые элементы.
КОНСЕРВАЦИЯ КНИГИ
  • В исключительных, критичных для Заказчика ситуациях мы проводим легкий ремонт Книги – он стоит в разы дешевле. Мы называем такую работу — «Консервация Книги для будущей реставрации» . Это позволяет привести Книгу в рабочее состояние меньшими затратами, не на долгое время. Но мы всегда рекомендуем сделать качественную реставрацию, после которой книга проживет, даже при частом использовании, еще более 100 лет.

СКОЛЬКО СТОИТ РЕСТАВРАЦИЯ? КАКОВЫ СРОКИ РАБОТЫ?

Стоимость реставрации зависит от ее сложности , каждая книга нуждается в комплексе специфических мер по реставрации. Для оценки стоимости мы всегда просим Заказчика показать книгу вживую или, хотя бы, на фотографиях. Стоимость реставрации начинается от 1-3 тысяч рублей — это мелкий ремонт книги или консервация. В среднем, стоимость стандартной реставрации — примерно 7-17 тысяч рублей. Но бывают и сложные случаи, тогда стоимость реставрации одной книги может обойтись и в 40, и в 80, а иногда и в 120 тысяч рублей.

Стандартный срок исполнения работ — 1 месяц.

А ПОЧЕМУ ТАК ДОРОГО?

Иногда клиенты, впервые столкнувшись с реставрацией, спрашивают — почему эта услуга так дорого стоит? Мол, тут подклеить, да там подрезать, и всего делов…

ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РЕСТАВРАЦИИ:

1. Как правило, всю книгу необходимо разобрать, промыть каждый листик, делая это очень внимательно и аккуратно, так как ветхие старые листы очень хрупкие.

2. Отреставрировать переплет и каждый листочек книги, то есть склеить, проклеить, укрепить все ветхие места специальными материалами, используя различный специальный клей и растворы. Это трудоёмкая, кропотливая работа, которая требует много времени и большого опыта мастера.

4. Реставрация переплетных крышек.

5. Одеваем переплет.

6. Перед сдачей заказа — проверка качества реставрации и финальной сборки книги. Проверка переплета на прочность. Оживление книги после реставрации путем ее открытия на каждом развороте! Приводим книгу в рабочее состояние — вдыхаем в книгу жизнь.

Вот 5+1 основных этапов технологии реставрации книги!

Конечно, существуют и другие проблемы, задачи, которые всегда возникают с каждой книгой в индивидуальном случае. Сейчас мы их не учитываем, но о них не стоит забывать.

Чтобы не быть многословными, мы сняли «видео»!

Продолжительность видео -16 минут.

После просмотра этого видео у Вас сформируется общее понятие о реставрационном деле.

Трудно поверить что книга, которая представляла из себя отдельные потрепанные листочки, плавающие в воде, примет свой первоначальный вид.

Выгода познается в сравнении!

СРАВНИМ СТОИМОСТЬ РЕСТАВРАЦИИ КНИГ С РЕМОНТОМ АВТОМОБИЛЕЙ:

К примеру, если сравнить реставрационную мастерскую с Автосервисом, то стоимость оказываемых услуг (руб./час) и там и там примерно одинаковы. Но, не в обиду мастерам автосервисов, профессия реставратора сложней и тоньше. Если автомобильный мастер меняет сломанные запчасти на новые, то реставратор воссоздает заново старые «запчасти книги» такими, какими они были до их повреждения или утраты.

Мастер должен уметь чувствовать различные материалы, их толщину, хрупкость, гибкость, уметь хорошо подбирать цвет, уметь рисовать, красить, клеить, лепить — одним словом – быть ремесленником-художником.

А если говорить о восстановлении деталей в связи с их утратой, то это означает непосредственное изготовление какого-то определенного элемента, причем в единственном экземпляре.

А реставрационная мастерская «Школа РАРИТЕТ» возьмет на себя ответственность и изготовит утерянные корешки, замки, ножки, изображения и прочие утраченные элементы Книги, включив в общую стоимость реставрации себестоимость изготовления этих «деталей».

Поиск и открытие новых приёмов и неожиданных решений позволяют совершенствовать процесс реставрации — улучшить качество, скорость и стоимость.

Наш коллектив – мастера с пытливым, исследовательским характером и, как следствие, многолетним наработанным опытом. Нам посчастливилось работать с ведущими библиотеками, музеями и библиофилами страны.

Мы от души благодарны нашим учителям – деятелям культуры, читателям, издателям, библиофилам! Ведь в общении, поиске нового, исследованиях, разработках и открытиях совершенствуется и движется вперёд Мастерство Реставрации Книги!

ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ!
ЗА ЭТИ ГОДЫ НАШИМИ ЗАКАЗЧИКАМИ И ПАРТНЕРАМИ БЫЛИ ТАКИЕ КРУПНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК:

* Российская государственная библиотека.

* Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино.

* Администрация Президента Российской Федерации.

* Администрация Президента Республики Казахстан.

* Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.

* Библиотека Министерства Финансов Российской Федерации.

* Музей-панорама “Бородинская битва”

* Библиотека-читальня им. И. С. Тургенева.

* Государственный музей А.С. Пушкина.

* Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»

И ЕЩЕ БОЛЕЕ 100 ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

>> Вы реставрируете только кожаный переплет? (К примеру, обложка моей книги — бумажная).

Мы реставрируем не только кожаные книги. Мы занимаемся реставрацией карт, плакатов, гравюр, книг, и всего, что сделано из переплетных материалов: кожа, картон, бумага любого типа, коленкор, бумвинил, ткани и даже металл. К примеру, нам приходилось реставрировать такие объекты, как: старая шахматная доска, древний чехол для бокала, раритетный чехол для скрипки, кожаные элементы мебели!

>> Как Вы воспроизводите оригинальное тиснение при реставрации книги?

Сканируем старое тиснение, или то, что от него осталось, а остальное прорисовываем. Создаем электронный макет, затем вырезаем клише. Этим клише мы наносим тиснение, которое получается точь-в-точь как оригинал.

>> На книге утрачен один из двух замков и одна из ножек. Можно ли их восстановить?

Да можно! Приносите, мы сделаем слепки с сохранившихся образцов, отольем в металле и состарим так, что не отличишь!

>> В воде листы не размокают?!

Да! в воде листы не размокают! Бумага в воде не растворяется, и типографская краска с нее не слезает. Но, конечно, она становится уязвимой, и требует бережного отношения к себе. В этом и заключается суть промывки блока — мы счищаем грязь с листов, убираем желтизну и лишний клей. Затем аккуратно прослушиваем листы под прессом, в результате чего листы становятся чистыми и идеально ровными, даже если раньше они были с заломами.

Вы можете доверить нам восстановление ваших драгоценных книг!

Ведь у нас работают настоящие знатоки своего дела, которые ещё и учат других этому искусству. Восстановление книг – это призвание и талант, мастер должен суметь взглянуть сквозь время и увидеть подлинный, первоначальный облик книги. Именно такие люди работают в «Раритете».

РЕМОНТ И РЕСТАВРАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КНИГИ

Укрепление выпавших листов книги

Выпадающие листы можно легко обнаружить по обрезу книги, из которого они выступают. Для укрепления выпавшего листа в разъеме тетради готовой книги необходимо проверить прочность крепления последующих листов. Лучше всего выпавший лист вклеить в разъем тетради, намазав его фальц с двух сторон крахмальным клеем не более чем на 4 мм.

Перед промазыванием фальца выпавшего листа надо сделать подкладку из макулатурной бумаги, а на лист наложить полоску бумаги, закрывающую его.

Вклеивание листа производят следующим образом: книгу раскрывают в разъеме выпавшего листа и в таком положении приклеивают его к корешковой части с точным выравниваем по тексту и обрезу. Для того чтобы края не выступали за пределы обреза, надо притянуть его к сгибу тонкой цинковой пластиной, которую вставляют в середину выпавшего листа. Положив книгу корешком к себе, пластинкой прижимают лист как можно плотнее к корешку, от чего лист встает на свое место

и края его сравниваются с обрезом. Книгу в закрытом виде оставляют до полного высыхания клея.

Когда клей высохнет, лист следует отогнуть по склейке и тем самым создать шарнир для свободного раскрывания его при перелистывании книги.

Починка листов, разорванных по тексту

Чтобы хорошо починить разорванный по тексту лист, надо прежде всего установить расположение волокон в бумаге самой книги и в папиросной бумаге, взятой для починки.

Папиросную бумагу раскраивают на полосы разных конфигураций по линии разрывов в долевом направлении. Под разорванный лист подкладавают гладкую цинковую пластину или лист стекла. Маленькой кистью промазывают место разрыва с отступом от краев не более чем на 1 см. Лист как можно аккуратнее расправляют на цинковой пластине и на промазанное место накладывают полоску папиросной бумаги, которую осторожно притирают через фильтровальную или бюварную бумагу, удаляющую излишки клея. Книгу в раскрытом виде оставляют для просушивания склейки в естественных условиях. Через 15 мин заплату прокладывают бумагой с двух сторон, закрывают книгу и кладут ее под легкий груз, в результате чего лист распрямится и склейка будет прочной и чистой — текст можно будет легко читать. После высыхания лишние края папиросной бумаги отрывают, а следы разрывов разглаживают кисточкой.

Для починки разорванных листов книги приготавливают рабочий раствор специального крахмального клея из 30 %-ной пшеничной муки. В эмалированную миску высыпают 10 г пшеничной муки и заливают 150 мл дистиллированной или кипяченой холодной воды, хорошо размешивают до получения сметанообразной массы и варят на водяной бане до кипения. Полученный клейстер после остывания процеживают через марлю в стеклянную посуду. Для эластичности добавляют 1 мл глицерина и 0,5 мл антисептика.

Подклеечная бумага не должна иметь складок, иначе не будет виден текст.

Проклеивая разорванные по тексту листы, следует как можно лучше расправлять морщины и складки кистью и одновременно снимать лишний клей косточкой

или отшлифованной пластиной через фильтровальную бумагу.

При наращивании и укреплении полей книги наклейка бумаги должна иметь цвет и оттенок тиражной бумаги и строго симметричное расположение.

Наращивая износившиеся от истирания пальцами углы, нельзя допускать заклейки сигнатур.

Восстановление утерянных листов книги

Недостающие листы книги перепечатывают из другого экземпляра этой книги на пишущей машинке, сохраняя при этом формат и поля реставрируемой книги, затем ставят соответствующие колонцифры на отпечатанном тексте. При замене одного листа просто приклеивают новый на место утраченного. Если не хватает нескольких листов, их комплектуют в тетради или накидки односгибных тетрадей в зависимости от их места в книге. При этом книгу разброшюровывают и вновь переплетают.

Восстановление порванных страниц книги

Иногда в книге обнаруживают оторванные края листов и порванные листы в корешке. В этом случае площадь листа доводят до прежних размеров путем наращивания его: текст восстанавливают по другой книге. Полоски печаткой бумаги, одинаковой по цвету с бумагой ремонтируемой книги, намазывают крахмальным клеем, расстилают по столу и на них накладывают порванные края листов. Затем, расправив складки, тщательно притирают порванные края к намазанной клеем полоске бумаги.

Если оторваны углы, их наращивают такой же бумагой с той лишь разницей, что клеем намазывают края листа книги и к нему приклеивают вырезанную по форме заготовку.

Укрепление ветхих углов и кромок книжных листов

Чаще всего приходят в ветхое состояние углы книжных страниц или их кромки. Такие страницы укрепляют папиросной бумагой или калькой, нарезанной полосками или уголками с припуском 15-20 мм в сторону кромок. Лист покрывают клеем, затем равномерно на-кладывают на него папиросную бумагу. При образовании морщин или вздутий следует приподнять папиросную бумагу за один конец по продольному направлению, слегка натянуть и снова опустить, затем прикатать валиком через фильтровальную бумагу. Так же укрепляют и вторую сторону страницы. Загнутые углы страниц расправляют влажным марлевым тампоном, после чего книги должны находиться под прессом до высыхания.

При подклейке и укреплении страниц неразобранной книги следует не забывать прокладывать ремонтируемые страницы тонким картоном или бумагой, чтобы не запачкать клеем смежных страниц. При сушке отремонтированных страниц их также прокладывают бумагой. Книгу закрывают и оставляют под небольшим грузом до полного просыхания. Из просохшей книги затем аккуратно извлекают прокладочную бумагу, которая может приклеиться к ремонтируемой странице, поэтому надо следить за тем, чтобы при удалении ее не повредить страницу.

Укрепление выпавшей тетради

Каждая тетрадь удерживается в книжном блоке скобами проволоки или стежками ниток на корешковом материале. Дополнительное скрепление клеем смежных тетрадей между собой в книге в процессе заклейки корешка книжного блока лишь придает жесткость корешку блока, необходимую для обеспечения его дальнейшей обработки, и закрывает просвет между сгибами соседних тетрадей. Укрепить выпавшую тетрадь с помощью одного клея или полоской бумаги нельзя, так как она не будет долго держаться и снова выпадет из книги. Поэтому укрепление ее производят следующим образом: сначала тетрадь прошивают скобами проволоки или нитками. Скоб должно быть не менее 3-5 (в зависимости от формата книги), а стежков ниток по 1 см —
5-6.

Книгу раскрывают в том месте, откуда выпала тетрадь, т. е. делают разворот книги для того, чтобы расширилось место нахождения тетради и обнажился корешковый материал (тесьма или марля).

Одновременно при помощи макулатурных бумажек промазывают обе стороны сгиба выпавшей тетради на
4 мм и место расположения тетради в книге по расколу.

Тетрадь вставляют на свое место и плотно притягивают к корешку книги при помощи цинковой пластины, как это делается при вклейке выпавшего листа, и оставляют до полного высыхания клея. Затем тетрадь дополнительно пришивают к корешковому материалу. Для этого книгу открывают посередине — между отставом и корешком блока получается просвет, создающий условия для пришивания тетради по краям корешка. Иголку с ниткой пропускают изнутри корешка блока в середину разъема тетради на расстоянии 15 мм от края и выводят наружу. Вслед за этим вторично проводят нить внутрь корешка и затягивают ее. Таким образом, тетрадь будет плотно пришита к краю корешка блока и крепко держаться.

После этого иголку с ниткой проводят через отверстие между отставом и корешком блока к другому краю и также пришивают край тетради к корешковому материалу книжного блока. Конец нитки закрепляют узлом и клеем. Чтобы нитка не была видна на каптале, перед шитьем его слегка отрывают от корешка косточкой и после того, как тетрадь пришита, вновь приклеивают с помощью косточки, на которую набирается клей.

Вставка выпавшей тетради с обнажением доступа к корешку

Прежде всего в этой операции обнажают корешок книжного блока. На задней сторонке крышки по краям тесьмы (или марли) делают надрез переплетным ножом и отделяют ее от картонной сторонки вместе с частью форзаца.

Предварительно исправленную, с хорошо выровненными листами тетрадь вставляют на свое место и пришивают через корешковый материал к блоку. Концы нити закрепляют за корешковый материал. Поврежденные места на корешке промазывают клеем и корешок оклеивают бумагой, таким образом окончательно закрепляя нити.

Далее поврежденные места вновь заклеивают папиросной бумагой и дают клею высохнуть в течение
5 мин. Затем, открыв книгу, промазывают крахмальным клеем места соединения пришитой тетради с соседними, вставляют цинковую пластину в разъем и прижимают (притягивают) ее к корешку блока, тем самым выравнивая по корешку и обрезу.

Чтобы не запачкать внутренние листы, их закрывают макулатурной бумагой, оставляя лишь места, подлежащие смазке клеем по расколу с припуском 3 мм с каждой корешковой стороны наружных листов смежных тетрадей.

Книгу с оставленной внутри тетради цинковой пластиной просушивают в течение 1 ч, пока не высохнет клей. Затем подкладывают макулатурный лист бумаги под концы тесем или марли и оставшегося форзаца, промазывают их клеем из пшеничного крахмала. Вынимают запачканную клеем макулатурную бумагу и на ее место вставляют новую.

Заднюю сторонку крышки закрывают с натягиванием корешка, выравнивают канты, проглаживают рубчик косточкой и, не выпуская книги из рук, кладут под груз для просушки в течение 2 ч.

После этого заднюю сторонку крышки выклеивают форзацной бумагой того же цвета, хорошо притирают через макулатурную бумагу косточкой, прокладывают изнутри листом плотной бумаги и прессуют с прокладкой книги сверху и снизу картоном и переплетными досками.

Чтобы закрыть поврежденный форзац, можно вместо полной выклейки наклеить полоску форзацной бумаги на корешковую часть.

Замена разрушенных форзацев

Эту операцию выполняют в такой последовательности. Внутреннюю половину форзаца осторожно отрывают от титульного листа, а внешнюю — от крышки и подчищают косточкой рваные места.

На место удаленного форзаца приклеивают новый. Предварительно по фальцу тетради и ребру сторонки приклеивают узкую полоску марли или ткани. Это обеспечивает большую прочность нового форзаца. Если концы марли или шнуров ослабли, их следует подклеить либо укрепить полоской ткани.

Подшивка первой и последней тетрадей к блоку

Очень часто можно видеть отделившиеся от блока первые и последние тетради, на которые падает основная нагрузка при раскрывании крышек. В этом случае разброшюровывать всю книгу не следует. Такие тетради
необходимо вновь подшить к блоку. Блок отделяют от крышки, оставляя целыми концы марли. Корешок блока очищают от клея и бумаги. Отпавшие тетради освобождают от скоб проволоки или стежков ниток и вновь пришивают к блоку. Чтобы шитье было прочным, надо сначала вторично пришить к марле две предшествующие тетради. Например, если пришивается первая оторванная трехсгибная тетрадь, то шитье надо начинать с третьей тетради. Для этого книгу кладут на стол, раскрывают третью тетрадь посередине между 40-41 страницами и пришивают ее 4-5 стежками так же, как и при обычном шитье на тесьмах. При этом конец нити в 15-20 мм остается снаружи. Затем раскрывают книгу посередине второй тетради между 24-25 страницами и также прошивают ее. После прошивки нить хорошо натягивают и связывают оставшимся концом. Таким образом скрепляют третью и вторую тетради. После этого прошивают выпавшую первую тетрадь до головного плетешка, нить снова натягивают и захлестывают за соседние тетради и за марлю. Корешок блока проклеивают, а после высыхания клея его круглят и обрабатывают обычным способом в соответствии с объемом книги.

При подшивке книг с сохранившимся шитьем, но с оторванными первыми тетрадями лучше всего сделать новый прошивной форзац с тканевыми фальцами и подшить его вместе с первыми тетрадями, а затем приклеить стержень ко вторым тетрадям, заклеить корешок, закруглить, наклеить каптал, оклеить корешок блока бумагой и изготовить крышку.

Реставрация крышки переплета

Восстановление переплетной крышки заключается в укреплении ее краев и уголков. Края крышки с расслоенным картоном смазывают костным клеем так, чтобы он проник внутрь картона. Картон выправляют и просушивают. После этого крышку окантовывают и укрепляют уголки: края переплета окантовывают полосками бумаги, подходящими по цвету, а уголки крышек делают из ткани.

Полоски окантовки по ширине должны равняться ширине разрушенной по краю обложки с припуском 15 мм на загибку. Полоски промазывают крахмальным клеем, накладывают ровно на края картонных сторонок

крышки, притирают и загибают концы внутрь крышки. Для того чтобы не закрылись тканевые уголки, края полосок срезают под углом.

Если порван корешок крышки, его подклеивают с обратной стороны тонкой тканью, а затем вклеивают новый отстав.

Для сохранения печати на корешке крышки его изнутри подклеивают тонкой тканью и тщательно расправляют ткань крышки в порванном месте. Если же порван и отстав, его заменяют новым, более прочным. При этом отгибают ткань с внутренней стороны косточкой, промазывают новый отстав клеем, подкладывают его под загибку, которую снова промазывают клеем и хорошо притирают к отставу, по которому затем наклеивают тонкую ткань.

Укрепление кантов переплетной крышки

Потертые углы и канты переплетной крышки лучше всего укреплять полоской коленкора, но можно и плотной бумагой. По краю переплетной крышки отделяют от картона форзац и покровный материал, его рваные края подравнивают. Соответственно длине переплетной крышки и ширине потертых мест выкраивают полосу с припуском по 10 мм с каждой стороны. Припуски по ширине заклеивают с одной стороны под форзац, с другой — под покровный материал, а по длинной стороне подгибают на угол и приклеивают под форзац. При подвертывании полоски на уголках линий материал срезают так, чтобы он ложился на крышку в один слой.

В далеком 1990-м книга еще считалась лучшим подарком среди школьников. И вот подруга подарила мне роман Джейн Остин «Гордость и предубеждение». Книга стала любимой, и это отразилось на ее состоянии: зачитана до дыр. Истрепалась и отвалилась мягкая обложка, порвался титульный лист.

Пришлось изучить азы реставрации — заклеивать скотчем образец изящной словесности не хотелось. У меня не было цели сделать книгу новой, хотелось сохранить винтажный стиль, поэтому я не разглаживала каждую морщинку, не стремилась к идеальности при реставрации.

Материалы и инструменты:

  • коврик для резки,
  • небольшой отрез ткани,
  • плотный картон,
  • мягкий картон,
  • бумага для пастели,
  • марля,
  • бумага для выпечки,
  • узкий двусторонний скотч,
  • острый канцелярский нож,
  • ножницы,
  • карандаш,
  • линейка,
  • клей ПВА,
  • кисти,
  • пресс (стопка книг).

Для восстановления книги нужно укрепить блок, подклеить титульный лист, сделать новые форзацы и твердую обложку.

Прежде чем скреплять блок, необходимо было отремонтировать титульный лист. Я использовала пищевой пергамент, потому что страницы книги пожелтели от времени. Мне понадобились две неширокие полоски пергамента. Одну полоску я приклеила к титульному листу с обратной стороны, другую — на лицевую часть. Положила книгу под пресс — стопку книг.

Чтобы укрепить блок (корешок), я вырезала из обычной марли прямоугольник, соответствующий размерам корешка. Торец книги смазала клеем и приклеила марлю. Можно приклеить два-три слоя марли, промазывая клеем каждый. Последний слой марли снаружи также смазала клеем и положила книгу сушить под пресс до полного высыхания. Лишнюю марлю, выступающую за корешок, обрезала после сушки.

Для форзаца можно взять цветную бумагу для скрапбукинга или листы для пастели. Обычная бумага для принтера тоже подойдет. Я выбрала оберточную бумагу в цветочек — классические английские розы.

Бумагу сложила по длине пополам. Получился форзац, состоящий из двух листов, которые по размеру соответствуют длине и ширине страницы.

Сложенной стороной (сгибом) приклеила форзац к титульному листу, отступив от края корешка пару миллиметров по всей длине книги. Второй форзац сделала точно так же и приклеила на последнюю страницу книги.

Для новой обложки мне понадобилось два листа плотного картона и небольшая полоска мягкого картона для корешка. Размер каждого листа обложки равен размеру страницы книги плюс 5 мм с каждой стороны. Длина картона для корешка должна быть равна длине обложки и ширине корешка.

Я скрепила обложку и корешок марлей и клеем. Картон нужно разложить, как на фото, оставляя между корешком и обложкой зазоры в 2 мм. Иначе после высыхания марля сильно натянется, и обложка будет плохо сгибаться.

Для прочности крепления лучше взять несколько слоев марли. Ширина марли должна быть на 2-3 см больше ширины корешка.

Наложила марлю на картон, смазала каждый слой клеем — и под пресс. Внимание! Чтобы обложка не приклеилась к прессу, проложите ее с двух сторон пищевой пленкой или полиэтиленовыми пакетами. Сушить обложку нужно несколько часов до полного высыхания.

В качестве переплетного материала я использовала лен. Мне кажется, эта ткань подходит для обложки старинного дамского романа. Ткань выкраивается по развернутой обложке, плюс 2 см припуска с четырех сторон.

Лен нужно разложить лицевой стороной вниз, на нее положить обложку, зафиксировать чем-то тяжелым, чтобы ткань и обложка не сдвигались. У меня получились слишком маленькие припуски, т.к. лоскут льна остался от рукоделия, и даже пришлось сшивать его из двух кусков. Из-за маленьких припусков было сложно соединять обложку с форзацем. Обязательно оставляйте большие припуски для переплета!

По периметру обложки у края я приклеила двусторонний скотч. Это может быть обычный скотч или специальный, для ткани. ПВА при работе с тканью лучше не использовать.

Для натяжки каждый из четырех уголков ткани завернуть под углом 45 градусов на обложку, прижать. Затем нужно аккуратно, слегка натягивая ткань, завернуть припуски внутрь и разгладить. Таким образом натягивается все полотно. Следите за тем, чтобы ткань была натянута равномерно, без перекосов, и не слишком туго, иначе обложка не будет сгибаться.

Шов на корешке я замаскировала кружевной тесьмой (приклеила на скотч). Еще одну полосу кружева пустила по краю обложки. Хотя можно было бы обойтись и без нее.

Обложку можно отделывать не только кружевом: однотонную ткань украсит вышивка, аппликация из ткани и даже бисер. Дополнительным аксессуаром для книги может стать вязаный чехол или специальная сумочка-мешок, как у английских барышень. Все зависит от вашего вкуса и фантазии.

Осталось соединить обложку с форзацами. Для этого я вставила книгу в обложку. На внутреннюю сторону обложки прикрепила полоски скотча. Приклеила форзац на обложку, отступая от края несколько миллиметров. Точно так же делается второй форзац. После чего нужно положить книгу под пресс.

Книга получилась именно такой, какой я ее и задумывала: изящной, приятной на ощупь. Такая книга украсит прикроватный столик в спальне, пригодится на фотосессии в стиле «ретро», станет отличным подарком бабушке или подруге и даже может заменить традиционный букет невесты!

Источник

Оцените статью