- Работать педагогом иногда можно и без образования
- Что такое повышение квалификации
- Что за форма образования — повышение квалификации, чем регламентируется
- Какие формы повышения квалификации бывают
- Для чего нужно повышение квалификации
- Отличие переподготовки от повышения квалификации
- Кто обязательно должен проходить повышение квалификации и с какой периодичностью
- Где можно пройти повышение квалификации и как это происходит, какой документ выдается
- Как пройти повышение квалификации дистанционно и получить образование в Академии
- Как повысить квалификацию если не работала педагогом
- Могут ли допускаться к работе в в должности педагога дополнительного образования лица без педагогического образования или без профподготовки? Еще в 2017 году Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев поручал органам государственной власти внести изменения в нормативно-правовые акты в целях привлечения в систему дополнительного образования специалистов, не имеющих педагогического образования. Были ли внесены такие изменения?
- Как повысить квалификацию если не работала педагогом
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2015 г. № АК-2453/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО»
- Разъяснения об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования
- Обзор документа
Работать педагогом иногда можно и без образования
photographee.eu / Depositphotos.com |
Внесены поправки в Закон об образовании в части требований к педагогическим работникам. По общему правилу, установленному ст. 46 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Однако теперь Закон содержит несколько исключений из этого правила (Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 165-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ).
Предусмотрено, что лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам. А к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем. Порядок допуска указанных лиц к педагогической деятельности надлежит подготовить Минпросвещения России по согласованию с Минобрнауки России и Минтрудом России.
Кроме того, установлено, что предусмотренные законом требования к уровню образования не распространяются на тех педагогов, которые были приняты на работу еще до вступления в силу Закона об образовании, если их соответствие занимаемой должности было подтверждено аттестационной комиссией.
Отметим, что нынешний Закон об образовании вступил в силу с 1 сентября 2013 года. В действовавшем до этого момента законодательстве единых требований к уровню образования педагогов закреплено не было. Такие требования определялись в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. В ноябре 2018 года Конституционный Суд РФ указал на недопустимость увольнения педагогических работников, принятых на работу до вступления в силу действующего Закона об образовании, из-за отсутствия у них необходимого образования, если они успешно осуществляют профессиональную педагогическую деятельность и признаны аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Источник
Что такое повышение квалификации
Это актуализация знаний в рамках вашей специальности (квалификации). Сегодня мало просто получить высшее образование — чтобы оставаться востребованным сотрудником, нужно регулярно совершенствовать навыки. Для некоторых специальностей повышение квалификации и вовсе обязательно по закону. Рассказываем, что это за форма образования, зачем она нужна и как проходит обучение
Что за форма образования — повышение квалификации, чем регламентируется
Сам термин «квалификация» появился в Трудовом кодексе меньше 10 лет назад. В Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ добавили статью 195.1, где было определено, что квалификация работника — это уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта.
Цель повышения квалификации — дать актуальные сведения о нововведениях и достижениях отрасли. Курсы должны привести практико-теоретические знания специалистов в соответствие с нормами профстандартов и ЕКСД (единого классификатора должностей).
Повышение квалификации регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации», в частности, статьей 76 “Дополнительное профессиональное образование”.
После курсов человек получает документ, подтверждающий повышение его квалификации.
Какие формы повышения квалификации бывают
Повышают квалификацию люди, которые уже где-то трудоустроены, поэтому учатся они параллельно с работой. Иногда руководитель может принять решение о направлении сотрудника на обучение в рабочее время. В этом случае ему придется сохранить за ним зарплату и передать часть обязанностей другому персоналу. Но чаще все-таки программы проводят по вечерам, выходным или дистанционно в любое удобное для специалиста время.
Есть три основные формы курсов повышения квалификации:
Очные. Самый дорогостоящий вариант. Для реализации нужно найти время, педагогов, помещение, технику — при этом не рекомендуется сочетать эти курсы с работой. Однако такие курсы позволяют общаться с профессионалами, заводить новые полезные знакомства и отрабатывать сложные ситуации на практике.
Очно-заочные. Этот вариант немного выгоднее для компании, поскольку эксперта привлекают не так часто, да и сами занятия проходят реже. Такие курсы предполагают сочетание самостоятельной работы и контроль профи.
Дистанционные. Такой формат выгоден для руководства, но требует максимум вовлеченности, ответственности и самодисциплины от сотрудника. При таком формате составляется индивидуальный учебный план, доступный слушателю в любое время.
Работодатель может выбирать курсы в зависимости от возможностей компании, целей, пожеланий персонала. Так, сегодня набирают популярность и другие методы внешнего повышения квалификации: конференции, тренинги, лекции, деловые игры. Для руководителей зачастую проводят обучение в формате «кейс-стади» — когда решаются реальные проблемы компании, а также с применением «баскет-метода», предполагающего имитацию реальных событий.
Для чего нужно повышение квалификации
Повышение квалификации увеличивает значимость специалиста на рынке, помогает освоить современные методы решения различных задач, ускорить процессы на производстве. От этого выигрывает и работник, и руководство компании — ведь сотрудник начинает по-новому смотреть на свои обязанности и понимает, как улучшить работу, принося тем самым прибыль.
После курсов повышения квалификации сотрудник может получить новую должность или прибавку к зарплате.
Помимо обновления знаний, повышение квалификации проводится для мотивации — когда сотрудник обучается за счет работодателя, он чувствует свою значимость и важность для компании, поэтому долгое время не меняет место работы и готов работать более эффективно.
Отличие переподготовки от повышения квалификации
И переподготовка, и повышение квалификации — это формы получения дополнительного профессионального образования.
Профессиональная переподготовка — вид дополнительного образования, цель которого — глубокое комплексное изучение материала для новой работы. Человек уже может иметь большой опыт в какой-то сфере, но после переподготовки он может начать работать по смежному или совершенно новому для себя направлению. После курсов человек получает диплом о профессиональной переподготовке и может с ним устраиваться на работу.
Самое важное, что в результате переподготовки работнику присваивается новая квалификация, которую подтверждает документ об образовании, — диплом.
Повышение квалификации — это обновление и актуализация уже полученных ранее теоретических и практических знаний. Сотрудник остается в рамках профессии и своей квалификации, но проходит обучение, необходимое для соответствия требованиям работодателя или профстандарта. После курсов, которые длятся не менее 16 часов, слушатель получает удостоверение о повышении квалификации. То есть он получает новые профессиональные компетенции и свидетельство, подтверждающее это.
Кто обязательно должен проходить повышение квалификации и с какой периодичностью
По Трудовому кодексу, работодатель сам вправе решать необходимость повышения квалификации сотрудников. Но некоторые работники обязаны регулярно проходить повышение квалификации — это зафиксировано в Федеральных законах отраслей — например, в Федеральном закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» или Федеральном законе от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Так, регулярно учиться обязаны:
медицинские работники и фармацевты;
сотрудники органов внутренних дел;
адвокаты и судьи;
водители городского и железнодорожного транспорта;
Эти специалисты должны проходить курсы с установленной законодательством периодичностью: один раз в три года или раз в пять лет.
Рекомендуется пройти курсы после долгого перерыва в работе (например, после декретного отпуска), при поставке нового оборудования или обновлении программ, значительных изменениях в сфере профессиональной деятельности, изменениях в регулирующих законах и нормативных актах.
Где можно пройти повышение квалификации и как это происходит, какой документ выдается
Пройти курсы можно в аккредитованных образовательных организациях ДПО. Главный документ такой организации — лицензия на право ведения образовательной деятельности. Без нее выдаваемые документы не имеют юридической силы.
Сначала необходимо определиться с формой обучения, а после — с видом курсов. Есть три основных вида программ курсов повышения квалификации:
- Краткосрочные — длятся 72 часа
- Долгосрочные — продолжаются от 100 до 500 часов
- Тематические семинары — проходят в течение 72-100 часов и посвящены какой-то узкой теме
После обучения сотрудник сдает письменный или устный экзамен или как в АБиУС проходит итоговый тест. Во время учебы может быть дополнительное тестирование после каждого тематического раздела. По итогам слушателю выдается удостоверение о повышении квалификации.
Как пройти повышение квалификации дистанционно и получить образование в Академии
Вкладываясь в повышение квалификации, вы инвестируете в свою карьеру и помогаете компании развиваться. Однако главное — правильно выбрать тех, кто будет проводить обучение.
Академия бизнеса и управления системами уже 23 года специализируется на повышении квалификации и переподготовке по государственной лицензии. Все программы соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», а также всем актуальным профстандартам.
Вы подаете заявку на сайте, после чего с вами свяжется менеджер и поможет заключить договор и начать дистанционное обучение. Дальше вас сопровождает персональный куратор, который отвечает на любые вопросы.
В АБиУС проходят повышение квалификации педагоги и воспитатели, специалисты в сфере закупок, кадровые делопроизводители, государственные служащие, риелторы.
В Академии можно учиться очно или дистанционно с понятной и удобной системой работы с материалом в интерактивном формате. Помимо актуальной информации по интересующей теме, слушателю доступна библиотека курса. После обучения слушатель в любом регионе России получает удостоверение о повышении квалификации.
Источник
Как повысить квалификацию если не работала педагогом
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Могут ли допускаться к работе в в должности педагога дополнительного образования лица без педагогического образования или без профподготовки? Еще в 2017 году Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев поручал органам государственной власти внести изменения в нормативно-правовые акты в целях привлечения в систему дополнительного образования специалистов, не имеющих педагогического образования. Были ли внесены такие изменения?
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Как повысить квалификацию если не работала педагогом
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2015 г. № АК-2453/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО»
В целях разъяснения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части дополнительного профессионального образования и в связи с многочисленными запросами, поступающими от образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, которые реализуют дополнительные профессиональные программы, Минобрнауки России направляет разъяснения об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования.
Приложение: на 16 л. в 1 экз.
А.А. Климов |
Разъяснения
об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования
Федеральный закон № 273-ФЗ — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
ДПО — дополнительное профессиональное образование.
Вопрос 1. Имеет ли право образовательная организация зачислить на обучение по программе профессиональной переподготовки лицо, предоставившее при зачислении на обучение диплом о начальном профессиональном образовании, выданный ранее 1 сентября 2013 года?
Согласно части 1 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу указанного Федерального закона № 273-ФЗ, приравниваются к уровням образования, установленным Федеральным законом 273-ФЗ, в том числе начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Согласно части 3 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Исходя из изложенного лицо, имеющее начальное профессиональное образование имеет право пройти обучение по дополнительным профессиональным программам, в том числе по программе профессиональной переподготовки.
Вопрос 2. Можно ли после успешного освоения программы профессиональной переподготовки в области например «Юриспруденция», имея высшее образование в другой области, претендовать на должность «Юрисконсульт»?*
Частью 5 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Вместе с тем, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37, (далее — Квалификационный справочник) установлены следующие требования к квалификации «юрисконсульт»:
юрисконсульт I категории: высшее (юридическое) образование и стаж работы в должности юрисконсульта II категории не менее 3 лет.
юрисконсульт II категории: высшее (юридическое) образование и стаж работы в должности юрисконсульта или других должностях, замещаемых специалистами с высшим образованием, не менее 3 лет.
юрисконсульт: высшее (юридическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.
Исходя из изложенного, в данной ситуации наличие ДПО не дает права занимать должность «юрисконсульт» в связи с требованиями Квалификационного справочника.
Вопрос 3. Можно ли занимать должность «учитель» или «преподаватель» имея высшее образование или среднее профессиональное образование не относящееся к области образование и педагогика или к области, не соответствующей преподаваемому предмету?**
Можно. При следующих условиях.
Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н установлены следующие требования к квалификации: преподаватель (кроме преподавателей, отнесенных к профессорско- преподавательскому составу ВУЗов) — высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профессиональное образование и ДПО по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы;
учитель — высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профессиональное образование и ДПО по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Таким образом, для занятия должности «преподаватель» либо «учитель» необходимо пройти обучение по дополнительной профессиональной программе в области образование и педагогика.
Вопрос 4. Педагогические работники имеют право на ДПО по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. За чей счет должно проводиться обучение и кто должен его организовывать?
Пунктом 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что создание условий и организация ДПО работников относится к компетенции образовательной организации.
Кроме того, в соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и ДПО для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и ДПО работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Согласно пункту 3 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ расходы налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика включаются в состав прочих расходов.
Таким образом, организация и оплата обучения по дополнительным профессиональным программам работников входит в компетенцию работодателя.
Вопрос 5. Федеральным законом № 273-ФЗ предусмотрено требование к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, о наличии должностей научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. В случае если образовательная организация ДПО не реализует образовательные программы высшего образования и не испытывает необходимости в найме научных работников в силу специфики своей деятельности. Распространяется ли в данном случае нормативно закрепленное требование о наличии должностей научных работников на образовательную организацию осуществляющую образовательную деятельность исключительно в сфере ДПО?
Частью 3 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что организация ДПО — это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
Согласно части 4 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ организации ДПО вправе осуществлять образовательную деятельность по программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, дополнительным общеобразовательным программам, программ профессионального обучения.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона № 273-ФЗ закреплено, что в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам.
При этом научные работники образовательной организации наряду с обязанностями, предусмотренными законодательством о науке и государственной научно-технической политике, обязаны формировать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки, а также развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности (часть 3 статьи 50 Федерального закона № 273-ФЗ).
Установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации относится к компетенции образовательной организации (часть 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ).
Таким образом, решение о наличии в штатном расписании должности научного работника, либо ее отсутствии входит в компетенцию образовательной организации.
Вопрос 6. Имеют ли право лица, окончившие одногодичные педагогические классы при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений с присвоением квалификации «Воспитатель детского сада» на ДПО?
Одногодичные педагогические классы при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений функционировали в соответствии с Временным положением об одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, утвержденным приказом Министерства просвещения СССР от 14 января 1981 г. № 6 (далее — Временное положение).
В соответствии с пунктом 9 Временного положения слушателям педагогических классов, успешно выполнившим учебный план и сдавшим выпускные экзамены, присваивалась квалификация «Воспитатель детского сада» и выдавалось удостоверение установленного образца.
В период принятия и действия Временного положения общественные отношения в области народного образования регулировались Законом СССР от 19 июля 1973 г. № 4536-VIII «Об утверждении основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (далее — Закон СССР).
Согласно статье 5 Закона СССР система народного образования в СССР включала: дошкольное воспитание; общее среднее образование; профессионально- техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; внешкольное воспитание.
Профессионально-техническое образование молодежи осуществлялось в профессионально-технических учебных заведениях единого типа — средних профессионально-технических училищах, обеспечивающих планомерную подготовку квалифицированных рабочих кадров (статья 31 Закона СССР).
Среднее специальное образование осуществлялось в техникумах, училищах и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к средним специальным учебным заведениям (статья 39 Закона СССР).
Образование, получаемое в результате окончания одногодичных педагогических классов при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, не приравнивалось ни к одному из вышеуказанных уровней образования.
Кроме того, в соответствии с пунктами 7, 13 Временного положения слушателей годичных педагогических классов приравнивали к учащимся педагогических училищ только в отношении стипендиального обеспечения, а лиц, окончивших указанные классы, приравнивали к лицам, окончившим педагогические училища, только по оплате труда.
Учитывая изложенное, а также то, что образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона 273-ФЗ, приравниваются к уровням образования, установленным вышеуказанным Законом об образовании, в порядке, определенном частью 1 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ, обучение в одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений не может быть приравнено к начальному профессиональному образованию, а соответственно и к среднему профессиональному образованию по действующему законодательству Российской Федерации в сфере образования.
Согласно части 3 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Таким образом, лица прошедшие обучение в одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений не могут быть допущены к освоению дополнительных профессиональных программ.
Вопрос 7. Кто разрабатывает примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования?
Согласно части 3 статьи 82 Федерального закона № 273-ФЗ примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 Министерство здравоохранения Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также отвечает за организацию среднего профессионального, высшего образования и дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования.
Вопрос 8. Является сертификат специалиста медицинского и фармацевтического работника документом о ДПО?
Нет, не является.
Условия и порядок выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам утверждены приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста» (зарегистрирован Минюстом России 29 марта 2013 г., регистрационный № 27918).
Согласно части 10 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.
Вопрос 9. Обязана ли образовательная организация ДПО иметь помещение для осуществления медицинской деятельности?
Частью 3 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ закреплено, что образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
В соответствии с пунктом 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 (далее — Положение) для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган, в том числе, копии документов, подтверждающих наличие помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
Кроме того, согласно подпункту «в» пункта 4 и подпункта «в» пункта 6 Положения одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также лицензионное требование к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона № 273-ФЗ.
Согласно пункту 9 Положения несоблюдение лицензиатом, установленных подпунктом «в» пункта 6 Положения требований, является грубым нарушением лицензионных требований и условий.
Обращаем Ваше внимание, что Положением не установлены требования к образовательной организации в части наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Требования к помещению для осуществления медицинской деятельности установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
При заключении между образовательной организацией и медицинской организацией договора на медицинское обслуживание работников и обучающихся медицинская организация обязана получить лицензию на медицинскую деятельность по адресам помещений, предоставленных образовательной организацией.
Исходя из изложенного организация ДПО, обязана иметь помещение для осуществления медицинской деятельности, в соответствии с установленными требованиями.
На организации, осуществляющие обучение и реализующие дополнительные профессиональные программы данные требование не распространяются.
Кроме того, вопрос об организации оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся должен разрешаться соответствующим органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Вопрос 10. Каким нормативным правовым актом регулируется учебная нагрузка педагогических работников образовательных организаций ДПО?
Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (зарегистрирован Минюстом России 25 февраля 2015 г., регистрационный № 36204), вступил в силу 10 марта 2015 г. (далее — приказ № 1601). Приказ № 1601 утверждает порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, который определяет правила определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда.
Определение учебной нагрузки педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и основания ее изменения закреплено за разделом VI Приложения № 2 приказа № 1601, в том числе для педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам. Кроме того, согласно пункту 6.5. раздела VI Приложения № 2 приказа № 1601 соотношение учебной нагрузки педагогических работников, установленной на учебный год, и другой деятельности, предусмотренной должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом (научной, творческой, исследовательской, методической, подготовительной, организационной, диагностической, лечебной, экспертной, иной, в том числе связанной с повышением своего профессионального уровня), в пределах установленной продолжительности рабочего времени, определяется локальным нормативным актом организации в зависимости от занимаемой должности работника.
Вопрос 11. Какова продолжительность отпуска педагогического работника организации ДПО?
В настоящее время действует постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 г. № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам», в соответствии с которым установлена продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (далее — Постановление № 724).
В соответствии с приложением к Постановлению отпуск продолжительностью 56 календарных дней предоставляется следующим педагогическим работникам, занимающим должности в образовательной организации дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов: ректоры (директора); первые проректоры; проректоры (заместители директора), директора (заведующие) филиалов образовательных учреждений; профессорско- преподавательский состав; воспитатели; методисты; концертмейстеры; педагоги-психологи; заведующие докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными подразделениями; руководители (заведующие) производственной практикой; ученые секретари; педагоги дополнительного образования.
При этом для заместителей деканов факультетов, директоров (заведующих) филиалов, заведующих докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными структурными подразделениями; для руководителей (заведующих) производственной практикой, ученых секретарей продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней при условии ведения ими в учебном году в одном и том же образовательном учреждении высшего профессионального образования или образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов преподавательской работы в объеме не менее 150 часов.
Таким образом, педагогический работник имеет право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней при выполнении вышеперечисленных условий.
Если данные условия не соблюдены, то в соответствии со статьей 115 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.
В настоящее время Минобрнауки России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках в сфере образования» (далее — проект постановления), разработанный в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 47, частью 7 статьи 51 и частью 4 статьи 52 Федерального закона № 273-ФЗ. С момента вступления в силу проекта постановления, Постановление № 724 утратит силу.
Вопрос 12. Как правильно переименовывать организации ДПО? Необходимо ли в наименовании образовательной организации менять слово «учреждение» на «организация»?
Частью 5 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ определены образовательные учреждения, наименования которых подлежат приведению в соответствие с указанным Федеральным законом 273-ФЗ.
Так, например, с учетом подпункта 5 части 5 статьи 108 Федерального закона 273-ФЗ образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов должны переименоваться в организации дополнительного профессионального образования.
Вместе с тем сообщаем, что понятие «образовательная организация» используется в Федеральном законе № 273-ФЗ, в связи с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждений.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является, в том числе, учреждение (казенное, бюджетное, автономное).
Учитывая изложенное, Федеральным законом № 273-ФЗ не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц — «организация», из чего следует, что в наименовании образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация».
Разъяснения, относительно наименований образовательных учреждений более подробно изложены в письме Минобрнауки России от 10 июня 2013 г. № ДЛ-151/17, которое было направлено в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, имеющим в своем ведении образовательные учреждения были направлены
Указанное письмо размещено на официальном сайте Минобрнауки России www.минобрнауки.рф в разделе «Документы».
Вопрос 13. Является ли обучение мерам пожарной безопасности работников организации дополнительным профессиональным образованием?
В соответствии с абзацем вторым статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Согласно статье 2 Федерального закона № 273-ФЗ указанная деятельность не является образовательной и соответствующему лицензированию не подлежит.
Вместе с тем, деятельность по реализации дополнительных образовательных программ (дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные программы), в рамках которых изучаются, в том числе вопросы пожарной безопасности, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Вопрос 14. Входит ли итоговая аттестация в срок освоения дополнительной профессиональной программы?
В соответствии с пунктом 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444) структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты. Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
Вопрос 15. Какие требования установлены к помещениям, предназначенным для проведения занятий по дополнительным профессиональным программам?
Законодательством об образовании не установлены определенные требования к помещениям, предназначенным для проведения учебных занятий в сфере ДПО.
Вместе с тем, статьей 2 Федерального закона № 273-ФЗ определено, что образовательная программа — это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий.
Таким образом, требования к помещениям могут быть заложены в дополнительной профессиональной программе, а именно в разделе «Организационно-педагогические условия реализации программы».
Вопрос 16. Необходимо ли учитывать требования Единых квалификационных справочников, к обязательному наличию высшего образования в определенной области, при зачислении на обучение по дополнительным профессиональным программам?
В настоящее время в Единых квалификационных справочниках, заложены определенные требования к образованию специалистов.
Например. Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н установлены следующие требования к квалификации учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед): высшее образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
При этом требования к учителю — высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профессиональное образование и ДПО по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
В соответствии с изложенным, образовательные организации должны руководствоваться требованиями Единых квалификационных справочников, при зачислении на обучение по дополнительным профессиональным программам, в связи с тем, что в некоторых областях для осуществления трудовой деятельности необходимо высшее образование в определенной области и наличие дополнительного профессионального образования недостаточно.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО | Т.В. Рябко |
* Следует обратить внимание, что согласно требованиям Квалификационных справочников, иногда ДПО не достаточно для занятия определенной должности. Прием на работу работников, относится к компетенции работодателя. Таким образом, если одним из требований при приеме за работу, является наличие высшего образования в определенной области например по одной из специальностей укрупненных групп специальностей и направлений подготовки «Гуманитарные и социальные науки», то работодатель вправе отказать специалисту с высшим (техническим) образованием с ДПО в области гуманитарных и социальных наук.
** Следует обратить внимание, что согласно требованиям Квалификационных справочников, иногда ДПО не достаточно для занятия определенной должности. Прием на работу работников, относится к компетенции работодателя. Таким образом, если одним из требований при приеме на работу, является наличие высшего образования в определенной области например по одной из специальностей укрупненных групп специальностей и направлений подготовки «Гуманитарные и социальные науки», то работодатель вправе отказать специалисту с высшим (техническим) образованием с ДПО в области гуманитарных и социальных наук.
Обзор документа
Рассмотрен ряд вопросов по реализации программ дополнительного профобразования.
Например, разъяснено, вправе ли организация зачислить на обучение по программе профессиональной переподготовки лицо, предоставившее диплом о начальном профобразовании, выданный ранее 1 сентября 2013 г. (до вступления в силу нового Закона об образовании). Указано, что такое лицо может пройти обучение по дополнительным программам, в т. ч. по программе профессиональной переподготовки.
Возник вопрос о том, можно ли занимать должность «учитель» или «преподаватель», имея высшее или среднее профессиональное образование, не относящееся к области образование и педагогика или к области, не соответствующей преподаваемому предмету. В этом случае следует пройти необходимое обучение по дополнительной профессиональной программе.
Педагогические работники имеют право на дополнительное профобразование по профилю педагогической деятельности не реже чем один 1 раз в 3 года. Отмечено, что организация мероприятий и их оплата входят в компетенцию работодателя.
Действующим законодательством предусмотрена выдача сертификатов специалистов медицинским и фармацевтическим работникам. Разъяснено, что они не относятся к документам о дополнительном профобразовании. Повышение или присвоение квалификации подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.
Источник