Как правильно настроить срез частот
Продолжаю выдавать познавательный материал))) Сегодня я попытаюсь доступным языком рассказать и показать вам что такое фильтры и как они работают.
Каждый компонент аудиосистемы должен воспроизводить свой диапазон частот. Сабвуфер не должен петь, а фронт не должен валить басуху 30 гц. Отрезав ненужные частоты от динамиков, мы облегчим им жизнь, увеличим максимальную громкость системы и улучшим качество звука в целом.
Фильтры бывают двух видов:
— фильтр верхних частот (ФВЧ)
— фильтр нижних частот (ФНЧ)
Первый пропускает высокие частоты, подавляя частоты НИЖЕ частоты среза, второй, соответственно, пропускает низкие частоты и подавляет частоты ВЫШЕ частоты среза. Фильтр-сабсоник в сабвуферных усилителях по сути является ФВЧ.
Вроде все просто и понятно, там режет низы, там режет верха, НО! ни один фильтр не отрезает сигнал резко! Ваш сабвуфер, порезанный, скажем, на 63 гц, будет играть 100 и даже 200 гц, но уже с гораздо меньшей громкостью.
Здесь мы вспоминаем про порядок фильтров — именно он определяет с какой крутизной будет затухать сигнал относительно частоты среза. Порядок может быть 1-ый (6 дб/окт), 2-ой (12 дб/окт), 3-ий (18 дб/окт), 4-ый (24 дб/окт) и т.д.
Что такое дб/окт спросите вы!? — это количество децибел, на сколько тише станет сигнал через октаву.
И на сколько же? — 6 дб это в 4 раза тише, 12 дб в 16 раз, 18 дб в 64 раза, 24 дб в 256 раз тише.
А что такое октава!? — нуууу, в общем это диапазон частот, находящийся вдвое выше или ниже частоты среза)))
Ничего не поняли?))) Специально для этого я всю ночь рисовал картинки))) Смотрим!
Синий график — сабвуфер, порезанный на 63 гц вторым порядком. Это означает, что через октаву (63х2=125 Гц) сигнал будет тише на 12 дб, т.е. в 16 раз.
Зеленый график — сабвуфер, порезанный на 63 гц четвертым порядком. Крутизна затухания существенно выше, что означает падение звукового давления к 125 гц на 24 дб, т.е. сабвуфер будет воспроизводить 125 гц, но в 256 раз тише!
Красный график — мидвуфер, порезанный на 125 гц вторым порядком. Через октаву (125/2=63 Гц) его громкость упадет на 12 дб.
Желтый график — мидвуфер, порезанный на 80 гц четвертым порядком. Опять же, динамик будет играть и 20 гц, но уже на 40 гц (80/2) его громкость будет ничтожна.
Думаю все получилось предельно просто и понятно. Такие картинки очень удобно рисовать на бумаге, чтобы быстро прикинуть как буду согласованы, например, сабвуфер и мидвуфер в вашей системе. Удачи в настройке!
Источник
Доработка акустики: разделительный фильтр. Как выбрать частоты срезов?
Для начала пару слов о том, почему доработка разделительного фильтра имеет смысл.
В абсолютном большинстве бюджетных колонок производитель немного сэкономил на разделительном фильтре. Я разобрал пару десятков акустических систем, и почти всегда к этому элементу есть серьезные вопросы. Например, вот результаты ревизии фильтра от трехполосной колонки Pioneer
Доработав заводской кроссовер зачастую можно существенно улучшить качество звучания вашей акустической системы. Короче, тема актуальная.
В этой статье попробуем разобраться с частотами раздела. Как их выбрать и от чего отталкиваться?
У динамика есть своя собственная АЧХ, и диапазон его корректной работы весьма ограничен. Конечно это нужно учитывать и не заставлять динамик играть там, где он не может.
Низкочастотный динамик.
Его режем только сверху.
Убрать слишком низкие частоты иногда тоже бывает полезно, но это делается активными фильтрами. Некоторые усилители имеют функцию «сабсоник» — это оно и есть.
Где именно располагать срез и каким порядком — это зависит от АЧХ динамика.
Например, вот АЧХ динамика НОЭМА 35ГДН. Он без спада доигрывает практически до 6-7кГц, что дает нам возможность в широких пределах выбирать частоту среза.
А вот динамик Микролаб про 3, он уверенно доигрывает только до 3 кГц.
Запоминаем эти вводные и для принятия окончательного решения смотрим дальше:
Среднечастотный динамик.
Отдельный динамик на средние частоты используется в трехполосной акустике. Его нужно обрезать и со стороны низких и со стороны высоких частот. Однако, во многих заводских конструкциях это не реализовано.
Здесь нам нужно знать резонансную частоту динамика в оформлении. Срез СЧ динамика крайне желательно делать выше резонансной частоты. Дело в том, что на резонансной частоте довольно сильно меняется фаза. На этой частоте не удастся нормально согласовать СЧ и НЧ динамик из-за различного поведения фазы двух динамиков.
Теперь собираем все наши данные воедино. Зная, до какой частоты может «дотянуться» басовый динамик, зная на каких частотах играть среднечастотнику не желательно, принимаем решение, на какой частоте резать!
Как правило, края диапазонов динамикам даются не очень хорошо и не нужно пытаться выжать из них максимум. Вспоминаем график НОЭМЫ: с одной стороны, динамик уверенно доигрывает до 7кГц. Но, с другой стороны, если доверить среднечастотный диапазон другому динамику, который не нагружен низкими частотами и изначально более приспособлен для СЧ — у него это получится лучше! Звук может стать лучше, чище, с меньшим количеством искажений.
Высокочастотный динамик.
Аналогичным образом выбирается срез и между СЧ и ВЧ динамиком. Но если среднечастотник желательно резать чуть выше резонанса, пищалка на своем резонансе должна почти молчать! Срез нужно выбирать кратно выше частоты резонанса. Если резонанс ВЧ головки 1500Гц, меньше чем на 3000Гц вторым порядком ее резать крайне не желательно.
Пищалка, разгруженная от низких и средних частот может звучать гораздо чище, точнее и приятней.
И не стоит забывать, что ВЧ — самый нежный и слабенький динамик, который очень легко спалить. При правильно подобранном разделительном фильтре и исправном усилителе это сделать будет гораздо сложнее.
Обрезать высокочастотный динамик с верху не нужно, на ВЧ фильтр ставится только со стороны нижних частот.
Теперь, когда у вас есть эти данные вернитесь еще раз к статье о разборе кроссовера трехполоски . Многое станет более наглядным и понятным!
Осталось разобраться с порядками срезов, типом фильтров и еще много с чем. рано или поздно и до этого доберемся) Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи!
Источник
Трифоник и бас. Особенности настройки. Как должно и как не должно быть!?
Здравствуйте, уважаемые форумчане! Давайте снова немного порассуждаем о басе и об особенностях настройки трифоника. Вопросы про сабвуферы на форуме всплывают постоянно. И очень часто это вопросы про то какой саб выбрать для музыки и как правильно его настроить. И если на первый вопрос ответы обычно повторяются, многоуважаемый Alex не устает повторять, что это Rel или MJ, то со вторым вопросом уже не все так однозначно. Во первых подключение сабвуфера. Хотя признаным большенством экспертов считается более грамотным подключение по высокоуровнему входу, но некоторые продолжают искать выход на саб на своем усилителе, а так же не все усилители можно подключать по ВУ! Я этого признаться даже не знал. И еще мы часто слышим такое «Будет не хватать баса — добавите саб» И вот тут начинается самое интересное. Одни считают, что саб должен, прямо таки, делать из ваших полочных АС напольные. С ударом в грудь и мощью больших АС. Другие, в том числе и Ричард Лорд, говорят, что саб должен лишь дополнять АС на самых нижних частотах и не лезть в область мид баса, который должны играть ваши основные АС. Конечно, если у вас не маленькие саттелиты, но я не о них. Отсюда имеем несколько разный подход к настройке трифоника. Кто то ставит высокую частоту среза и пытается выжать из саба то, чего нет в его полочниках, а кто то наоборот снижает частоту и делает звук глубже, но это становится заметно далеко не на всех записях! И тут снова слышим мнение, что на записях с малым уровнем нч можно и сабвуфер открутить погромче:) Ко мне обращались люди, купившие хорошие сабвуферы и ожидающие от них вау эффекта, а потом жалующиеся, что не слышат саб или он мешает! Оказывалось, что у них совсем не было представления о том как должно быть! Что думаете вы? Может есть еще какая то методика или ориентиры для тех кто имеет или только думает о трифонике?
Т.к на сайте пока нет раздела FAQ или что то вроде «ответов на часто задаваемые вопросы», то может рассуждения в теме могут стать отправной точкой для страждущих. Чем писать одни и те же ответы проще кинуть ссылку:)
Ответы
Хоть я и противник сабов, но попробую объяснить почему. На мой взгляд, не должно быть разницы, как подключать: по низкому или высокому уровню. Если есть разница — это проблема не типа подключения, а конструкции саба. Далее, следует принимать во внимание, что трифоник строится по такой схеме: сателлит должен состыковаться с сабом по как минимум двум параметрам — поведению фазы и наклонам АЧХ. Если фаза еще как-то регулируется, то наклоны состыковать (точнее сформировать), без измерительного оборудования не вижу возможности. Ну и саб должен быть расположен максимально близко к АС. Поэтому я считаю, что правильное построение трифоника очень непростая задача. Но, я думаю, что реально все делают совсем иначе — просто добавляют саб к АС. В этом случае имеет место область совместной работы АС и саба, что вовсе не является «трифоником». И здесь — сколько людей, столько и вариантов установки. Но считаю, что такое построение к высокой верности звуковоспроизведения не имеет отношения. Может даже лучше регулятором тембра баса добавить — это будет меньшее зло, чем неправильно настроенный саб.
Ну, и считаю, что истинное назначение саба — озвучивание специально записанной для него дорожки в кино.
Спасибо за мнение, Вадим. Про настройку согласен. Поэтому и поднял этот вопрос. И пока видим именно то, о чем вы говорите, т.е вкус преобладает над верностью.
Это точно! Я собирался настраивать саб ТРИ. года. Правда после настройки радовался недолго, поменялся ресивер, акустика и всё по новой! А потом и саб накрылся, пока живу без него. Но в кино его точно не хватает:((
Есть здоровая пища, а есть вкусная. Часто это совсем разные продукты. Лучший вариант-это когда немного того, немного того. «Правильно-неправильно» в сфере звука чаще не работает т.к. все люди разные. А еще есть разное оборудование, связки, комнаты и качество записи. Есть настройки-попробуйте их во всем диапазоне и выбирайте, что больше всего нравится.
В студиях системы монитор- (даже приличного размера и полосы пропускания) саб стыкуются на 80-85Гц, и совместной работы не имеют. Сигнал линейного уровня идёт на саб, где происходит фильтрация. Саб можно ставить и на удалении от АС, в то место комнаты, где он максимально ровно звучит в своей АЧХ. Затем производится тонкая доводка частотной характеристики средствами саба и или программно. Далее запускается тон сигнал с частотой 80-85Гц, и переключается фаза, устанавливается по самому громкому звуку в точке прослушивания. После этого необходимо выровнять уровень саба и мониторов. Можно с помощью шумомера с включенным фильтром С, на громкости 75-85дБ и полосе до 1кГц.
Тоже самое и для многоканальных форматов.
И поправка: если акустика совсем уж большая, как правило это дальнее поле, то в стерео она работает без саба, а в многоканале саб озвучивает только канал низкочастотных эффектов в основном из-за повышенного на 10дБ уровня, последнего.
Собственно поэтому и собрал дома трифоник на базе студийных мониторов и саба и очень доволен.
Не получается отредактировать, допишу здесь. Студийные сабы имеют совершенно определённую и фиксированную частоту раздела для сателлитов, наверно это не зря. Так же при размещении саба сбоку или в углу, рекомендуют использовать 2шт.
И на пути к верному звуку, на мой взгляд стоит почаще присматриваться к студийным стандартам и рекомендациям, чем искать свой собственный и какой то особенный звук.
Ну, чтож хоть ветка и не собрала большого количества мнений. Видимо тема настройки сабвуфера в составе стерео системы не столь популярна, хотя вопросы о сабвуферах регулярно всплывают. Итоги же можно подвести такие:
1. Частота среза и уровень. Не смотря на рекомендации настраивать сабвуфер на поддержание самых нижних нот, которые не играют АС, многие сознательно завышают частоту среза, что бы саб хорошенько долбил и подменял бас АС. Я такой подход не приветствую, но как было сказано одним форумчанином, что пусть не по фэншую, зато вкусо:) Отсюда вывод, что многое зависит от вкуса, хотя у меня вызывает сомнение качество полученного баса. При такой настройке приходится уменьшать уровень на сабвуфере, а значит самые нижнии частоты будут отрабатываться хуже. При понижении частоты среза, наоборот громкость можно прибавить до уровня когда достигается стыковка с АС без горба на нч. И надо понимать, что даже при низкой частоте среза саб оказывает влияние на мид бас вплоть до 100 гц это вполне ощутимо, хоть и частота среза в районе 30 Гц. Тут главное чтоб саб добавлял совсем немного иначе бас становится «тяжелым» и доминирующим. Может кому то это нравится, но не мне.
2. Фаза. При кажущейся простоте, настройка фазы довольно сложное занятие. Некоторые утверждают, что вообще не слышат переворота фазы, но поверьте влияние на звук фазировка оказывает, и не малое. И тут иной раз даже мало просто слушать, а нужно воспользоваться измерительным инструментом. Настроив фазу с АС, на частоте 60 гц, может оказаться, что на частоте в 30 гц получим противофазу. Конечно, это грубо, но вот реальное ослабление баса может быть. Поэтому то и сильно завысив частоту среза становится сложнее состыковать звук сабвуфера с АС. И второй момент это поиск такого места для сабвуфера, где бы он наиболее хорошо состыковывался с АС, и тут тоже играет роль фаза. В общем поведение фазы у разных АС и разных сабвуферов может отличаться на разной частоте. К таким выводам я пришел, проведя довольно много эксперементов с разными сабвуферами. Возможно так же вклад вносит КДП. Так что от подбора фазировки будет зависеть результат, а именно звук который вы получите.
3. Место установки. Как уже было сказано место установки лучше выбирать исходя из наилучшего сопряжения с АС, а это по сути снова подбор фазировки. Иначе бас перестанет быть четким и вместо качества получим количество. Если же с местом сложно, многие живут в типовых квартирах, то хорошо когда на сабе есть плавная регулировка фазы. Ну, и про усиление отдачи на басах в углу стоит помнить, и про то, что не стоит ставить саб в центре комнаты. Хотя, лучше всего подходить творчески в каждом конкретном случае.
4. Тип подключения. Как известно есть два типа подключения сабвуфера к усилителю по высокому уровню (ВУ) к клеммам АС или по низкому уровню (НУ) к специальному выходу на саб или к выходу с предусилителя. Какой способ лучше мнения разделились. Мой опыт за ВУ, но возможно есть случаи где НУ проявляет себя лучше. Зависит думаю и от модели конкретного сабвуфера и от модели усилителя.
Все выше сказанное это мой скромный опыт. Возможно кто-то может добавить или поправить меня. Буду вам признателен!
Ещё бы несколько абзацев и фото или графиков — статью бы сделала 🙂
Источник