- Как проверить работоспособность зарядного устройства для автомобильного аккумулятора и осуществить его ремонт
- Поиск причины неисправности ЗУ
- Как проверить ЗУ для автомобильного аккумулятора
- Разбор и проверка прибора
- Основные причины поломки ЗУ
- Ремонт ЗУ
- Неисправности и методы их устранения
- Проводим простой ремонт ЗУ своими руками
- Проверка диодного моста
- Проверка амперметра внутри ЗУ
- Тестирование зарядного устройства
- Почему не заряжается телефон
- Краткий ликбез по основным неисправностям
- Неисправность провода
- Проблема с блоком питания
- Повреждение или загрязнение разъема зарядки
- Неисправность аккумулятора
- Контроллер заряда на аккумуляторе
- Проблема с платой
- Пошаговая диагностика с примерами
- Можно ли припаять разъем зарядки своими руками
- Как поменять аккумулятор
- А может ли быть программный сбой
- Как не допустить такую неисправность
Как проверить работоспособность зарядного устройства для автомобильного аккумулятора и осуществить его ремонт
Основная функция зарядного устройства (ЗУ) – это восстановление затраченной аккумуляторной батареей энергии на запуск двигателя или при работе других потребителей бортовой сети. В зарядке от сторонних источников батарея нуждается в тех случаях, когда по каким-то причинам не происходит её восстановление от генератора.
Этот необходимый для автолюбителей аксессуар в широком ассортименте представлен в торговой сети. Но при длительной или неправильной эксплуатации, как и любое другое оборудование, аппаратура для зарядки может утратить работоспособность. Купить новую вы всегда успеете, а попытаться определить причину поломки и по возможности устранить её стоит. Мы расскажем, как самостоятельно проверить работоспособность зарядного устройства для аккумуляторов и при необходимости восстановить её.
Поиск причины неисправности ЗУ
Прежде чем искать причину неисправности, нужно знать, к какому типу относится ваше устройство:
- Трансформаторное – объёмное и тяжёлое, но легко поддаётся ремонту и обслуживанию.
- Импульсное – современное компактное оборудование, отличающееся повышенной эксплуатационной надёжностью. Отремонтировать его в домашних условиях под силу далеко не каждому, требуются знания в области электроники.
Как проверить ЗУ для автомобильного аккумулятора
АКБ подключена к зарядному устройству, но почему-то не берёт от него зарядку? В этой ситуации следует убедиться в том, что зарядное оборудование действительно неисправно. Это можно сделать несколькими способами:
- Воспользоваться мультиметром для замера напряжения, выдаваемого зарядником. Если эта величина окажется менее 13 В или оно нестабильно – изменяется скачкообразно, то смело можно сделать вывод, что требуется ремонт.
- Замерить силу тока, подключив между клеммой батареи и «крокодилами» непосредственно зарядника мультиметр. На исправном ЗУ значение токовой характеристики должно соответствовать 10 % ёмкостной величины, указанной на маркировке АКБ.
Разбор и проверка прибора
Рассмотрим наглядно, как самостоятельно выполнить разборку и проверить зарядное устройство для автомобильного аккумулятора, используя в качестве образца приборы трансформаторного типа. Схема этих устройств достаточно проста, причина поломки также зачастую лежит на поверхности.
В целях безопасности обязательно отключите от сети зарядное оборудование перед его разборкой и ремонтом.
Вооружившись отвёрткой, аккуратно ослабляем элементы крепления: винтовые или болтовые соединения – и снимаем крышку корпуса. Теперь вся «внутренняя начинка» прибора у нас перед глазами.
Внимательно осматриваем все провода на предмет целостности. Особое внимание обращаем на места их соединений с комплектующими деталями. Контакт между ними может быть нарушен из-за обрыва или перегорания провода, а также банального ослабления соединения.
Если присутствует запах гари или копоть на стенках, то это явный признак сгоревших обмоток трансформатора. Не стоит пренебрегать детальным осмотром пластиковых соединительных компонентов, которые могут оплавиться и замкнуть схему.
Если визуальный осмотр не дал результата, переходим к тестированию и проведению диагностических мероприятий на способность к работе отдельных деталей, входящих в рабочую схему прибора.
Основные причины поломки ЗУ
Быстрому и качественному устранению повреждения ЗУ может помочь хорошее владение информацией о главных причинах, способных спровоцировать его преждевременное сокращение «жизненного» цикла. Зная, какой из факторов с большой долей вероятности мог вызвать нарушение функциональности устройства, намного проще найти и саму неисправность.
Самыми распространёнными причинами, приводящими к существенному снижению эксплуатационного цикла зарядников, являются:
- неправильная эксплуатация;
- нарушение правил хранения прибора;
- эксплуатационный дефект проводов;
- ресурс одного из конструктивных элементов схемы исчерпан.
Ремонт ЗУ
Итак, визуальный осмотр не позволил найти причину поломки, следовательно, без ремонта всё-таки не обойтись. На начальном этапе проверим вилку на отсутствие повреждений и проведём тестирование сетевого провода, по которому питание от сети поступает к прибору. Бывают такие ситуации, когда причина поломки кроется именно в питающем проводе.
Воспользовавшись самым простым тестером, который окажется под рукой, проведём замеры напряжения вдоль всего провода, начиная от вилки и заканчивая в месте соединения с трансформаторной обмоткой. Критерием неисправности будет полное отсутствие напряжения или его скачкообразные величины.
Если же питающий провод в норме, то ремонт зарядного устройства для автомобильного аккумулятора придётся производить путём замены тех или иных комплектующих деталей внутренней рабочей схемы. А это уже требует навыков обращения с электроизмерительными приборами и знания элементарных правил безопасности.
Неисправности и методы их устранения
Искать причину поломки ЗУ необходимо поэтапно, переходя от одного элемента к другому, придерживаясь схемы их соединения между собой.
Неисправна может быть любая часть зарядного устройства. В стандартную комплектацию прибора для зарядки входят:
- Предохранитель, главной функцией которого является предотвращение выхода из строя основных конструкционных элементов при перегрузках или коротком замыкании. Начинаем с его проверки: исправный элемент обязательно покажет наличие параметров напряжения на обеих клеммах, в противном случае требуется замена.
- Трансформатор – преобразователь сетевого напряжения в 220 В в рабочее, требуемое для функционирования прибора. Замеряем значение напряжения на выходных клеммах трансформатора – при его отсутствии требуется осуществить замену данной детали.
- Галетный переключатель отвечает за плавную регулировку напряжения в процессе зарядки батареи. Диагностику его проводят в нескольких положениях: при нулевых показателях напряжения на выходе он подлежит замене. Причём напряжение на входе должно быть обязательно.
- На последнем шаге диагностируем диодный мост, преобразующий переменный ток в постоянный, и амперметр, обеспечивающий возможность контроля зарядного тока. Как это сделать, описано ниже.
Собственно в этих комплектующих деталях следует искать причину неисправности зарядного устройства для автомобильного аккумулятора, если предыдущие действия не привели к желаемому результату.
Неисправностей может быть несколько, поэтому надлежит проверить все элементы конструкции.
Проводим простой ремонт ЗУ своими руками
Представляем вам рекомендации, как осуществить ремонт зарядного устройства для автомобильного аккумулятора своими руками:
- Неисправность вилки питающего провода устраняется путём её замены: отсоединяем нерабочую вилку от провода, берём годный к работе элемент и соединяем его с жилами провода.
- Питающий провод не пригоден к эксплуатации: отсоединяем его от вилки и трансформаторной обмотки. На место нерабочего устанавливаем новый, проведя монтаж по аналогии с разборкой.
- Замена предохранителя требует осторожности и внимания. Аккуратно снимаем его с корпуса и на это место устанавливаем рабочий. Если расплавилась плавкая вставка вследствие неправильного подключения к клеммам, то рекомендуется приобрести в магазине автозапчастей специальную напроводную колодку, а уже в неё поместить предохранитель.
- Что же касается ремонта или замены более сложных деталей: трансформатора, галетного переключателя, диодного моста и амперметра, то это занятие для профессионалов. Здесь требуются хорошие знания в области электроники и физики, а также опыт выполнения аналогичных работ.
Проверка диодного моста
Диодный мост – это сложный элемент конструкции, состоящий из четырёх диодов. Сначала определяется наличие входного и выходного напряжения. Если оно есть, то причина неисправности заключается в чём-то другом. Если же измерительный прибор показал отсутствие выходного напряжения, то поломку следует искать именно в комплектации моста.
Для этого тестируется каждый диод по отдельности, чтобы определить нерабочий и заменить. Критерием дефекта служит полное отсутствие напряжения в результате использования различных схем подключения тестера или, наоборот, его постоянное присутствие.
Монолитные диодные мосты не подлежат ремонту, их заменяют полностью в сборе.
Проверка амперметра внутри ЗУ
Последним этапом проверки зарядного устройства для автомобильного аккумулятора на работоспособность является тестирование амперметра. Если при выполнении диагностики всех компонентов, входящих в состав прибора для зарядки, не удалось обнаружить неисправность, то с огромной долей вероятности можно сказать, что источник всех бед – амперметр.
Как же проверить его на пригодность к работе? Всё достаточно просто: замеряем на его клеммах напряжение и обнаруживаем отсутствие последнего. Когда соединяем клеммы между собой, оно тут же появляется. Это очевидный признак того, что амперметр неисправен и нуждается в переустановке.
Если все элементы зарядного устройства проверены и исправны, а АКБ всё равно не заряжается, значит, причину неисправности нужно искать непосредственно в самой батарее.
Тестирование зарядного устройства
Покончив с диагностикой и устранив причину поломки зарядного устройства, следует убедиться в его работоспособности прежде, чем приступить к зарядке АКБ.
Используя универсальный во всех отношениях прибор мультиметр, проведём тестирование основных параметров устройства:
- Переведя мультиметр в режим амперметра, подключаем его последовательно в цепь, предварительно установив на заряднике нужную величину тока – одну десятую от ёмкости. Показания прибора должны соответствовать выставленному значению на исправном и готовом к работе оборудовании.
- Теперь переведём мультиметр в режим вольтметра, подключим его параллельно к выводам устройства для зарядки. Если неисправность действительно удалось устранить, то значение напряжения, которое способно выдать оборудование при эксплуатации, будет более 13,2 В. В противном случае зарядное устройство непригодно к работе.
Источник
Почему не заряжается телефон
В этой статье попробуем пошагово сделать диагностику проблемы отсутствия зарядки на телефоне и рассмотрим методы исправления неисправностей.
Краткий ликбез по основным неисправностям
Самые очевидные варианты, такие как провод и блок питания можно исключить с помощью другого телефона или другого набора «блок питания + провод».
Неисправность провода
Осмотрите внимательно провод. У него не должно быть обрывов или надрезов. Еще обратите внимание на штекер. Он должен быть чистым и ровным. Попробуйте зарядить телефон используя другой кабель.
Проблема с блоком питания
Блок питания реже выходит из строя, но и его не стоит исключать. Обычно блоки питания имеют разъем для провода. Проверьте состояние разъема. Если есть возможность, проверьте работоспособность блока питания при помощи другого телефона и провода. Так же на блоке питания не должно быть сколов, царапин и деформаций корпуса.
Еще некоторые типы смартфонов очень капризны к стабильному напряжению зарядки. Поэтому, они могут и не работать с дешевыми блоками питания.
Повреждение или загрязнение разъема зарядки
Сам разъем зарядки часто является причиной отсутствия питания у телефона.
Всего бывает несколько типов неисправности:
- Грязь и пыль на контактах. Это простая причина, которая может послужить барьером для зарядки устройства. Достаточно почистить разъем зарядки щеткой;
- Окисление контактов. Контакты окисляются после случайного попадания воды или конденсата на разъем зарядки;
- Отрыв от платы и повреждение разъема. Механическое повреждение разъема, которое препятствует зарядке. Обычно ломается пластмассовая часть, но бывают случаи, когда и сам разъем вырывают из платы.
Неисправность аккумулятора
Телефон не может зарядиться из-за вышедшего из строя аккумулятора. Это бывает из-за механического повреждения, перегрева или брака. Решается только заменой аккумулятора на новый. Кстати, если ваш телефон может передавать данные по USB и при этом он не заряжается — то это тоже скорее всего неисправность аккумулятора.
Еще бывает такое, что аккумулятор теряет свою емкость. Например, телефон может не заряжаться больше 11 процентов, или быстро садиться после зарядки.
Контроллер заряда на аккумуляторе
Отдельно от аккумулятора существует контроллер заряда. Он может располагаться как на самом аккумуляторе, так и на плате управления. Если контроллер заряда выходит из строя, то и аккумулятор не сможет зарядиться.
Проблема с платой
Самая серьезная проблема, для решения которой требуются навыки пайки, ремонта и диагностики мобильных устройств.
Обычно проблема с платой возникает не только с отсутствием зарядки, но и когда телефон вообще не включается. Такая неисправность характерна для телефонов, которые падали с высоты или заливались жидкостями.
Пошаговая диагностика с примерами
Не стоит отчаиваться раньше времени, если вы думаете, что ваш аппарат уже не спасти. Разберем пошаговую стратегию диагностики.
Для начала поверьте провод, блок питания и разъем зарядки на исправность. На них не должно быть сколов, больших царапин, грязи или деформаций.
Если сомневаетесь в проводе, попробуйте для начала другой провод или зарядите этим проводом другой телефон. Характерная неисправность провода — это когда телефон начинает заряжаться при малейшем движении провода от разъема. Не перестарайтесь при диагностике, не повредите разъем зарядки.
Блок питания тоже достаточно легко проверить. Если ваше устройство исправно заряжается от компьютера или другого блока питания, то 100% неисправен проверяемый блок питания. Его нельзя больше использовать, да и ремонтировать нерентабельно.
И помните, что некоторые модели смартфонов, такие как Samsung, могут не заряжаться от нештатных зарядных устройств.
Следующим на очереди разъем зарядки. Попробуйте почистить его щеткой.
Отлично подойдет зубная, которая легко удалит грязь и мусор с контактов.
Чистите аккуратно, чтобы не повредить внутренности и контакты разъема.
Не используйте воду при чистке. Из-за нее могут окислиться контакты. И вода полностью не высохнет с разъема, а это уже будет другая неисправность. Лучше всего подойдет спирт, изопропанол или бензин Калоша. Используйте эти средства в небольшом количестве, не нужно их лить в разъем или на щетку, достаточно пару капель.
Можно ли припаять разъем зарядки своими руками
Да, это можно сделать, если вы уверенны в своих силах и у вас есть паяльник и минимальный набор для пайки. Подробнее узнать тонкости самостоятельной пайки можно в этой статье.
Как поменять аккумулятор
Если телефон все таки заряжается, видит разъем зарядки и работает, но аккумулятор не заряжается, то скорее всего неисправен именно он.
Например, вы вытащили провод из разъема и телефон тут же выключается. Это значит, что емкость аккумулятора высохла или находится в коротком замыкании. В этом случае нужно менять аккумулятор.
Характерными неисправностями аккумулятора являются вздутие и вытекание электролита. Так происходит из-за перегрева, переохлаждения, которого замыкания или помех в питании. Даже не пытайтесь зарядить его лягушкой с такими повреждениями. Это опасно и бесполезно.
Еще можно проверить телефон и аккумулятор при помощи мультиметра.
Этот метод точный и больше подходит для тех, кто умеет разбирать телефоны и у кого есть измерительные приборы.
Установите мультиметр в режим измерения постоянного напряжения и подключите аккумулятор к смартфону. Далее присоедините щупы мультиметра к контактам аккумулятора или платы.
Если при включении смартфона или отсоединения провода напряжение на аккумуляторе резко падает до нескольких вольт, то емкость аккумулятора дает короткое замыкание и его нужно менять.
Современные смартфоны выполнены в монолитных корпусах, и если у вас есть возможность самостоятельно отклеить заднюю крышку, то можете попробовать заменить неисправный аккумулятор на новый. Не повредите старый аккумулятор при расклеивании крышки, делайте все аккуратно. Поподробнее про расклейку модулей, тачскринов, экранов и задних крышек можно почитать в этой статье.
Если вы поменяли аккумулятор, уверенны в исправности разъема, провода и блока питания, то скорее всего проблема уже на самой плате. На ней могут быть неисправны такие микросхемы, как: контроллер питания, контроллер зарядки, процессор и мелкие SMD компоненты.
Характерные признаки неисправности на плате являются:
- Телефон не включается и горит только индикатор зарядки;
- Сильный нагрев телефона при зарядке;
- Быстрый разряд даже новой батареи.
Даже небольшое попадание влаги на телефон может вывести его из строя. Кстати, многие автовладельцы заряжаются свои телефоны и навигаторы напрямую от преобразователя автомобиля. Не все смартфоны и зарядные устройства предназначены для этого. Во время включения автомобиля идут большие скачи напряжения и помехи в сеть, которые могут вывести из строя контроллер питания телефона.
Вы можете прогреть плату, предварительно разобрав смартфон и даже почистить ее спиртом, но шансы успешного ремонт крайне малы. Нужна диагностика с блоком питания, фризером, схемами и паяльным оборудованием. И у каждой модели смартфона или планшета платы разные, что затрудняет диагностику.
А может ли быть программный сбой
Чисто программная неисправность редко проявляется без причины извне. Если на ваш телефон попала вода и на зарядке он начинает вибрировать, мигать или показывать заначек андроида, то ни в коем случае нельзя его заряжать. Вы рискуете добить свое устройство.
После попадания влаги нельзя заряжать телефон. Его нужно срочно чистить от воды и окислов. Если вы не уверены в том, что сможете его почистить, лучше всего обратитесь в сервисный центр.
Как не допустить такую неисправность
Достаточно соблюдать простые правила:
- Используйте оригинальные и качественные зарядные устройства и провода;
- Не пользуйтесь телефоном или планшетом во время зарядки. Из-за лишних движений разъем может расшататься. А еще можете попробовать магнитные зарядки и провода. Они легко отсоединяются;
- Не заряжайте телефон от автомобильной сети сразу после запуска;
- Не разряжайте до 0 смартфон и не заряжайте его до 100%. Идеальная середина от 10% до 90%. Это доказанный факт. Так аккумулятор прослужит намного дольше;
- Защищайте телефон и его разъемы от грязи, пыли и влаги;
- Старайтесь не допускать перегрева или переохлаждения телефона на улице и не пользуйтесь им в таких условиях. Это негативно влияет на состояние аккумулятора и может снизить ресурс его исправной и гарантийной работы.
Источник