Как работают подушки безопасности если не пристегнут ремень

Срабатывают ли подушки безопасности с непристёгнутым ремнём

Система пассивной безопасности SRS – непременный атрибут каждого современного автомобиля. Она включает в себя целый набор датчиков, электронный блок управления, а также воздушные подушки и ремни безопасности. На то, чтобы разработать чёткий алгоритм работы системы, инженеры ведущих автоконцернов потратили целые десятилетия.

Обязательным условием для раскрытия Airbag является удар достаточной силы, мощность и направление которого определяют датчики. Затем данные о нём передаются в ЭБУ, и уже он даёт команду, заставляющую воздушные подушки сработать. Но, по сути, они являют только дополнительным удерживающим устройством, усиливающим защитные свойства ремня безопасности. Сработают ли воздушные подушки, если он в данный момент не пристёгнут?

Зависимость подушек безопасности от ремней: работают ли они без них

Ремни безопасности – один из важнейших элементов системы СРС. Они были изобретены ещё в начале XIX века, практически на заре автомобилестроения, и неоднократно доказать свою эффективность в деле спасения человеческих жизней.

Гораздо позже им на помощь пришли подушки Airbag. Появившись сравнительно недавно, за краткую историю своего существования они уже уберегли тысячи людей от трагических последствий ДТП.

Теперь оба этих устройства входят в комплектацию любого автомобиля. Но можно ли их использовать отдельно, и сработает ли подушка безопасности, если ремень не пристёгнут?

Давайте посмотрим, что может случиться, если это всё-таки произойдёт, и подушка выстрелит без ремня безопасности:

  • В результате столкновения автомобиль резко тормозит. При этом тела находящихся в салоне людей продолжают с той же скоростью двигаться вперёд по инерции.
  • В этот момент датчики фиксируют удар, электронный блок управления даст команду подушкам безопасности. Чтобы успеть прийти на помощь, и встать между человеком и жёсткими элементами салона, она выстрелит за считанные доли секунды и со скоростью до 300 км/ч.
  • Если ремень безопасности не пристёгнут, скорость сработавшей воздушной подушки накладывается на инерционную, и многократно усиливается. В надутом виде она довольно твёрдая, и у человека, встретившегося с Airbag буквально на лету, практически нет шансов уцелеть.
Читайте также:  Как настроить клавиатуру чтобы были буквы

То есть воздушные подушки ни в коем случае не должны рассматриваться, как отдельное средство защиты. Пренебрежение к ремням безопасности при наличии в авто Airbag чревато очень печальными последствиями. Для непристёгнутых людей они из спасительных приспособлений превращаются в очень опасные, а иногда и смертоносные. Ведь сила, с которой они срабатывают, рассчитана на человека, удерживаемого в кресле ремнями, а не летящего навстречу надувающейся оболочке.

Современные производители учли этот фактор, и в автомобилях нового поколения подушки безопасности никогда не сработают, если человек не пристёгнут. В более старших машинах такой функции ещё нет. Поэтому их водители обязаны позаботиться о собственном благополучии и здоровье своих пассажиров самостоятельно, и не только самим никогда не ездить непристёгнутым, но и требовать того же от всех, находящихся в салоне.

К сожалению, уровень ответственности некоторых водителей оставляет желать лучшего. Из-за нелюбви к ремням безопасности, они предпочитают ездить без них. А чтобы обмануть СРС, протягивают ленту за спинкой кресла, или ставят заглушки.

Но если введённая в заблуждение система не заметит, что ремень безопасности не пристёгнут, и в момент возникновения опасности воздушные подушки сработают, ваши действия обернутся против вас. Отучиться от такой привычки очень просто: посмотрите результаты ДТП с участием непристегнутых водителей и пассажиров. Не превращайте подушки безопасности из своих друзей во врагов, и никогда не отправляйтесь в путь непристёгнутыми.

Источник

Покажем, как срабатывает подушка безопасности

Подушку безопасности многие обыватели считают ангелом-хранителем на дороге, но на деле это далеко не так . Подобное мнение возникает по той причине, что большинство обывателей не знает, как срабатывает подушка безопасности. Разные типы «воздушек» призваны обеспечивать разную степень защиты.

Механизм работы подушек

Работает воздушная подушка просто — датчик фиксирует столкновение, взрывается пиропатрон, активизируя натяжение ремней и механизм наддува в подушках безопасности. Далее камера подушки заполняет азот и в надутом виде она как бы «подхватывает» уязвимую часть тела пассажира — голову, шею, таз, живот или колени.

Виды подушек и особенности их работы

Фронтальные

Для сидящего за рулем их устанавливают внутри рулевого колеса, для сидящего рядом — в передней панели. Пассажирская подушка по желанию отключается. Принцип работы обычно включает две ступени и более.

Боковые

Назначение боковых «эйрбэгов» — защита коленей, таза, груди и живота сидящих в салоне. Именно боковой удар по статистике оказывается самым болезненным и часто фатальным, потому как стопроцентно предугадать его невозможно. Обычно эти подушки размещают на спинках передних, реже задних кресел. Если есть возможность выбора, лучше установить двухкамерные «эйрбэги» — они в случае аварии защитят корпус сидящего сверху и снизу одновременно.

Шторки

В аварии часто голова сидящего, причем неважно, спереди или сзади, страдает от удара о дверное стекло. Подушки-шторки нужны как раз для того, чтобы не дать этому случиться.

На разных моделях машин подушки-шторки могут различаться. Чаще всего их устанавливают в передней части крыши, также между стоек и сзади.

Коленные

При авариях одно из самых уязвимых мест сидящего за рулем и переднего пассажира — колени. Коленные «эйрбэги» нужны именно для того, чтобы защитить эту часть тела. Их ставят под рулем — для водителя и под бардачком — для сидящего рядом.

Другие

Количество всех воздушных подушек не ограничивается вышеуказанным набором. Также в салоны устанавливают центральную — она раскрывается из подлокотников и передней части спинки, чтобы предохранить сидящих от вторичного удара. Особая подушка разработана даже для пешехода — ведь при наезде велик риск летального исхода. Ее ставят между капотом и ветровым стеклом.

Конечно, она не спасет водителя от ответственности за сбитого человека, но целый и относительно невредимый пешеход — все же лучше, чем погибший.

Как проверить подушку безопасности

Любой человек, садясь за руль, должен быть уверен, что воздушные подушки на его машине пребывают в рабочем состоянии. Проверить это при покупке можно следующими способами:

  • Визуальная проверка мест установки. Везде, где стоит надпись «airbag», скрывается воздушная подушка. Все эти места должны по цвету и фактуре совпадать с остальными частями салона. Сам кожух должен быть без царапин и повреждений. И наконец, самое простое — это снять крышку и проверить, там ли означенная подушка и попадало ли авто в катастрофу.
  • Осмотр ремней. Мало кто знает, что ремни также одноразового действия и если их после аварии не заменить, это уже никак не скорректировать, выход один — их замена. Потому если в предлагаемой машине ремни именно в состоянии «лапши», то это значит, была авария, было и срабатывание подушки.
  • Зажигание. Достаточно повернуть ключ зажигания, чтобы на панели приборов загорелась и погасла характерная картинка в виде сидящей фигуры с подушкой (в народе его называют «беременный мужик»), либо просто надписи «airbag». Если они не загорелись или загорелись и не погасли — подушки не сработают.

Если рабочее состояние определить так и не удается, следует обратиться к мастерам центра техобслуживания. Да и в любом случае это следует сделать, если речь идет о покупке неновой машины.

Чаще всего об «эйрбэгах» задают следующие вопросы:

Спасет ли подушка жизнь?

Ответ: нет. Жизнь спасет грамотная езда и скурпулезное соблюдение правил движения, а они говорят, в частности, о том, что сидящий в машине человек обязан быть пристегнут.

Зачем нужны обманки подушки безопасности?

Ответ: их устанавливают, чтобы обмануть систему и заставить горящий индикатор после ДТП погаснуть. Тем не менее, диагностика этот факт обнаружит. К тому же следует помнить, что в этом случае сидящие в салоне не смогут чувствовать себя в безопасности.

Таким образом, проверить следует все и если визуальный осмотр ничего не дает, а машина так нравится, что покупатель не в силах от нее отказаться — следует пройти диагностику в сервис-центре .

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Источник

Мифы, связанные с непристёгнутыми ремнями безопасности и травмами от сработавшей подушки безопасности

Один из самых главных мифов современности, когда речь заходит об автомобиле, гласит следующее: «Если ты не пристегнулся и при этом сработала подушка безопасности, то водитель получит тяжелые травмы от подушки безопасности, поэтому для водителя даже будет лучше, если она не сработает»

Хочу отметить важный факт, который касается ремней безопасности в автомобиле. Их введение дало наибольший эффект снижения травматизма при дорожно-транспортных происшествия по сравнению с другими инновационными системами безопасности, внедряемых в автомобиль. Я разбирал этот вопрос в отдельной статье . Поэтому в автомобиле всегда нужно пристегиваться.

Теперь касаемо обсуждаемого мифа, откуда у него растут, так сказать, ноги. Предположим, что в замедленной съемке мы можем наблюдать сам процесс, происходящий в автомобиле при встрече последним препятствия (находящегося в статике или динамике, в данном случае это не особо важно). Когда автомобиль встречает перед собой препятствие, то водитель, если его не удерживают ремни безопасности (т.е. он не пристегнут) по инерции продолжает движение вперёд. И по мнению большинства, если в этот момент срабатывает подушка безопасности, то получается эффект удара боксерской перчаткой, где в роли перчатки выступает подушка безопасности .

А теперь давайте опираться в обсуждении вопроса на научные факты. Обещаю, что Вы будете удивлены! Итак, в 2000 году вышла научная статья «Effectiveness of airbag restraints in frontal crashes — what european field studies tell us» в рамках проведения научной конференции IRCOBI [ 1 ]. Давайте рассмотрим её полностью как в общих вопросах повышения вероятности неполучения травм с точки зрения систем безопасности автомобиля, так и с точки зрения озвученных мной существующих мифов.

Для начала давайте подумаем над такой интересной статистикой: установлено, что комбинация использования ремней безопасности и подушек безопасности на 60% снижают вероятность травматизации при дорожно-транспортном происшествии, тогда как в автомобилях, оборудованных только ремнями безопасности, но без подушек безопасности вероятность травматизации уменьшается лишь на 37%, а если ремни безопасности не используются, а присутствует только подушка безопасности, то вероятность снижения травматизации составляет всего 7%

Так что, думаю, если Вы практиковали или практикуете использование заглушек вместо ремней безопасности, то теперь Вы пересмотрите своё отношение к безопасности.

В своих исследованиях авторы статьи обобщили данные о ДТП в период с 1992 по 2000 года. В качестве ранжирования последствий ДТП используется шкала MAIS (сокр. от Maximum Abbreviated Injury Scale, прим. kua1102), что на русский можно перевести как шкалу травматизма. Данная шкала имеет следующие градации травматизма [ 2 ]:

  • AIS 1 – Minor (незначительные повреждения)
  • AIS 2 – Moderate (умеренные повреждения)
  • AIS 3 – Serious (серьезные повреждения)
  • AIS 4 – Severe (тяжелые повреждения)
  • AIS 5 – Critical (критические повреждения)
  • AIS 6 – Maximal (currently untreatable) (фатальные повреждения)

Так вот, авторы исследования показывают, что водители, в машинах которых отсутствовали подушки безопасности, получили травмы с индексом 2 и более в большей степени, чем водители в автомобилях, оборудованных подушками безопасности (29% против 24%, см. стр. 429 статьи). Вывод очевиднейший, но гораздо более интересен вопрос о локализации травм, который приводится на рисунках 2 и 3. Рисунок 2 приводит данные о локализации, относящиеся к категориям травм с AIS 1, а Рисунок 3 — к категориям травм с AIS 2 и выше. На рисунке 3 перечислены следующие локализации:

  • cranium (череп)
  • face (лицевой отдел)
  • neck (шейный отдел)
  • chest (грудной отдел)
  • abdomen (отдел живота)
  • pelvis (отдел таза)
  • upper extremity (верхние конечности)
  • lower extremity (нижние конечности)

Так вот, авторы исследования отмечают, что для водителей автомобилей, оборудованных подушками безопасности, частота травматизации черепа была на 32% ниже по сравнению с автомобилями без подушек безопасности (см. стр. 430). А частота травматизации лица вообще на 55% ниже у автомобилей с подушками безопасности (это к вопросу о том, стоит ли и дальше эксплуатировать на наших дорогах такие вот автомобили):

Но вот какой крайне интересный результат: коэффициент травматизации верхних конечностей (в основном это травмы ключицы) в автомобилях, оборудованных подушкой безопасности на 54% выше по сравнению с автомобилями без подушек безопасности. Этот феномен авторы статьи объясняют так — при уменьшении вероятности травматизации одной части тела эта вероятность может увеличиваться применительно к другим частям тела, происходит так называемое смещение акцентов (англ. shift in emphasis).

Также исследователи отмечают,что наличие подушки безопасности не оказывает существенного влияние на частоту травматизации шейного отдела (стр. 435 статьи)

К сожалению, подобного рода научных статей достаточно мало, поэтому в режиме свободного доступа нашлось всего две статьи. Вторая из них — «An evaluation of airbag benefits / disbenefits in european vehicles — a combimed statistical and case study approach» [ 3 ]. Полезность данной статьи состоит в том, что отдельно исследовались группы водителей, использовавших ремень безопасности и, соответственно, пренебрегавших им. Авторы специально подчёркивают — результаты исследования будут особенно полезны для стран с низкой культурой использования ремней безопасности. В России, вроде бы, навели относительный порядок с этим, но, думаю, для тех из Вас, кто еще считает, что ремни безопасности придуманы просто так и ими можно пренебрегать, выводы британских коллег будут полезны в изменений данной точки зрения.

Исследователи оперируют чуть меньшей глубиной выборки — рассматривается временной период с 1996 по 2001 года. Предметом интереса являлись случаи лобовых ДТП. Для лаконичности изложения, т.к. эта статья будет интересна людям с математическим образованием, ибо изобилует разнообразной статистикой и оценками статистической значимости выводов, перейду к выводам авторов статьи применительно к возможности получения травм от подушек безопасности без использования ремней безопасности:

В значительной степени уменьшилась тяжесть травм головы как у водителей автомобилей, оборудованных ремнями безопасности, так и без ремней безопасности: эффективность снижения травматизации для уровней травм AIS ≥ 2 из-за срабатывания подушки безопасности для водителей, пристёгнутых ремнем безопасности составила 58%, а для водителей, не пристёгнутым ремнём безопасности — 43%

Таким образом, как видите, у категории водителей, которые по каким-то причинам не пользовались ремнями безопасности, не наблюдается существенного повышения травматизации в области головы и шейного отдела.

И, наконец, авторы отмечают, что » подушки безопасности более эффективны в предотвращении травм при использовании вместе с ремнем безопасности » (страница 14 статьи [ 3 ])

Таким образом, статистически не доказано, что при срабатывании подушки безопасности у непристегнутого водителя или переднего пассажира увеличивается риск травматизации головы или шеи от сработавшей подушки безопасности.

Источник

Оцените статью