Как самому настроить антенну рации без ксв метра с помощью лампочки

Приём, приём, как слышно: самостоятельно подключаем и настраиваем Си-Би-радиостанцию в автомобиле

Несмотря на погодные катаклизмы, лето в этом году все же вступило в свои права, и множество легких на подъем автотуристов устремилось в дальние маршруты – кто на юга, а кто и в более любопытные и отдаленные уголки необъятной России. В разгар периода путешествий у автовладельцев традиционно возрастает интерес к Си-Би-радиостанциям, работающим на «канале дальнобойщиков», способных принести пользу в дальнем путешествии. Для желающих приобрести и установить рацию самостоятельно – наш инструктаж!

Подключение радиостанции к питанию

Н ижеследующий гайд по инсталляции Си-Би-рации в автомобиль касается не тех, кто юзает радиосвязь ежедневно и профессионально, а тех, кому она нужна для эпизодического использования, в основном в дальних поездках. В этом случае большинство водителей предпочтет не крепить рацию в салоне стационарно, портя интерьер и провоцируя парковочных воров, а захочет пристроить её временно в подходящем месте: между сиденьями, между сиденьем и боковой стойкой или в лотке для мелких вещей под торпедо, как это сделано, к примеру, на фото Chevrolet Lachetti:

Пристроили рацию – подключаем к ней питание! Бытует мнение, что радиостанцию в автомобиле непременно нужно подключать отдельной проводкой от АКБ, однако это решение больше подходит для ежедневного использования. В нашем же случае эпизодического использования это совершенно не нужно – гораздо удобнее взять питание с разъема прикуривателя. Это самое простое, быстрое, и при этом, особо подчеркнем, вполне корректное подключение. Не халтурно-компромиссное, как некоторые думают, а отвечающее всем требованиям – как в плане силовой части, так и в плане непосредственной работы радиостанции в эфире.

Читайте также:  Что делать если не работает сканер у принтера

Такой коннект абсолютно безопасен для электропроводки и осуществляется за полчаса. А главное, он оптимален в случае нового автомобиля и вредных гарантийщиков, только и ищущих повод, чтобы отказать в гарантии по надуманным причинам.

У радиостанции с выходной мощностью 4-5 ватт максимальный потребляемый ток не превышает 2-3 ампера, а у радиостанции мощностью 8-10 ватт – менее 5 ампер, что как минимум вдвое-втрое меньше тока предохранителя, защищающего разъем прикуривателя.

Чтобы подключить рацию к прикуривателю, два провода питания выходящие из радиостанции — черный и красный — мы удлиняем пайкой или скруткой до длины 1-2 метра (в зависимости от предполагаемого места установки аппарата). На конец надставленного провода припаиваем (центр – плюс, боковые контакты – минус) стандартный разъем-«папа» в прикуриватель, который продается в каждом автомагазине.

штекер провода питания рации должен быть вставлен именно в прикуриватель в торпедо, использовать разветвители, качество которых часто отвратительное, нежелательно!

Если же гнездо прикуривателя одно, а питать в дороге нужно и телефон, и регистратор, и другие гаджеты, а гарантийный период уже завершился, и ваши умелые руки не пугаются необходимости протащить провод из подкапотного пространства в салон, то можно подключить радиостанцию напрямую к АКБ. Хотя ещё раз замечу в скобках: такое подключение не имеет каких-либо преимуществ перед питанием через прикуриватель – ни с точки зрения электробезопасности, ни с точки зрения качества связи.

В этом случае придётся купить трёхметровый (примерно) отрезок обычного электросетевого провода сечением 2х1,5 мм, упаковать его по всей длине в пластиковую гофру и протащить от аккумулятора в салон через какой-либо резиновый уплотнитель моторного щита. На концы проводов возле АКБ обжимаются или паяются клеммы под болтики М6 и предохранитель на 10 ампер (предохранитель ставится в плюсовой провод рядом с аккумулятором), а к двум противоположным концам проводов подключается «хвост» питания радиостанции с соблюдением полярности. Место соединения проводов тщательно изолируется липкой лентой или термоусадкой.

Установка антенны

Станция установлена и подключена, теперь монтируем антенну. Будем считать, что она у нас быстросъемная на магнитной подошве, что не потребует портить кузов для установки. Поэтому дадим лишь несколько общих тезисов – без углубления в лишнюю теорию.

  1. Антенны с длиной около метра или даже меньше – работоспособны, но чрезвычайно малоэффективны. Зависимость эффективности от длины – прямая, при покупке стоит предпочесть антенну с длиной, близкой к двум метрам. Впрочем, с ростом длины растет и цена…
  2. Оптимальная установка антенны – на крыше (в центре или на краю – разницы фактически нет). Несколько хуже – на багажнике, но тоже вполне допустимо. Чтобы не портить краску на крыше, кладем под магнит полиэтилен.
  3. Провод от антенны к станции пропускается между уплотнителем двери и дверным проемом или между крышкой багажника и уплотнителем проема багажника, и заводится в салон. Необходимо убедиться, что уплотнители не оставляют на кабеле заметных вмятин!
  4. Кабель антенны на магнитной подошве нельзя произвольно укорачивать или удлинять – его длина должна оставаться неизменной, около 3,6 м. Лишнее прячем под сиденьями или ковриками, не скручивая в кольца или бухты.
  5. А теперь самое главное: антенны в магазине продаются ненастроенными, поскольку настройка зависит от места установки на конкретном автомобиле. Чаще всего регулировка осуществляется изменением длины штыря антенны (выдвиганием и задвиганием), для чего в комплекте идет небольшой ключик-шестигранник. Место регулировки обязательно будет указано в инструкции к антенне.

Настройка антенны

Собственно, настройка антенны — самый важный момент всей нашей истории. Возможно, настройку стоит заказать профессионалам: эти услуги недороги, работа занимает менее получаса и предлагается на парковках грузовиков и возле крупных автомагазинов на трассах. Но многие предпочитают самостоятельно разобраться в вопросе, исповедуют принцип «хочешь сделать хорошо – сделай сам!» и хотят иметь собственный комплект инструментов для контроля состояния антенны в дальнейшем. Для них — нижеследующий мастер-класс. Опять же: только алгоритм, без углубления в лишнюю теорию и физику происходящих процессов, в которую каждый при желании сможет погрузиться самостоятельно.

Для настройки антенны нам понадобится прибор под названием КСВ-метр (измеритель коэффициента стоячей волны), который несложно приобрести – Google в помощь. Стоимость простейшей модели – от 500 до 1000 рублей. Наиболее распространен прибор, уже много лет встречающийся в продаже под разными названиями (SWR-420, 430, KW-520, и т.п.), на самом деле – один и тот же китайский КСВ-метр с одним и тем же принципом работы и одинаковым обозначением переключателей и разъёмов. Прибор, безусловно, более чем средненький, но для нечастого использования вполне сойдет.

Также нам потребуется высокочастотный соединитель того же стандарта, что и гнездо на рации и штекер на кабеле. Он нужен, чтобы включить КСВ-метр между радиостанцией и антенной, не удлиняя существенно антенный кабель. Подойдет переходник-«бочонок» формата «папа-папа» (для жесткого подключения), или коротенький (10-20 см) антенный кабель, также с разъемами «папа» на обоих концах. Стандарт разъемов наиболее известен под именем «PL», именно так его нужно спрашивать в магазине.

Источник

Настраиваем антенну на рацию: инструктаж

Антенна для рации уже куплена? Но какой с нее толк, если она не настроена на рацию? Сам процесс настройки антенны, точнее показателей ее КСВ (коэффициент стоячей волны), не представляет собой ничего сложного. Но если этого не сделать, рация не будет работать вовсе. Для настройки вам понадобится КСВ-метр. Эти приборы различаются между собой по частотным диапазонам. Так для рации на 27 МГц выбирайте тот, который работает именно с такой частотой.

Итак, приступим к настройке:

  1. Для начала в разрыв между антенной и рацией подключаем КСВ-метр. Стрелку выставляем на отметку «0», включаем прибор и нажимаем кнопку передачи на радиостанции или тангенте. Стрелка сразу переместится на показатель настоящего КВС. В данном случае действует правило – чем ниже, тем лучше. 1,2 или 1,1 – это идеальные показатели. 1,3 еще может быть. Если показатели выше, ваша передача пострадает. Причину ищите либо в самой антенне, либо в проводе, либо в передатчике радиостанции.
  2. Настраиваем рацию. Делать это необходимо на определенную сетку (как правило, С). К примеру, если работать с 19 и 15-м каналами, то настраивать необходимо «серединный» — 17-ый. Не забывайте: после того, как вы настроите канал, переместив хоть на чуток магнитное основание, вы рискуете сбить все настройки КВС. Чтобы этого не произошло, заранее определитесь с местом, где будет установлена антенна для рации.
  3. Регулируем антенну. Для начала у основания антенны ослабьте винтики, затем поднимайте штырь из катушки или опускайте его внутрь. В некоторых видах антенн регулировка осуществляется путем «откусывания» лишней длинны штыря. Но не забывайте о том моменте, что если штырь антенны слишком сильно поднять вверх, то встречный порыв ветра может вырвать его во время движения авто.

Совет для тех, кто еще только собрался покупать антенну: если катушка и штырь продаются отдельно друг от друга, не верьте ни в какие убеждения продавцов, что антенна настроена. Настраиваться она должна на вашу рацию и будучи закрепленной прямо на вашем авто. Если же штырь уже в катушке, то, вероятнее всего, антенна прошла настройку на сетку С и можно ее покупать без опаски.

  • В момент покупки требуйте у продавца настройку КСВ. Антенна не настроенная может при передаче вывести рацию из строя. А это уже не есть хорошо.
  • Источник

    Как самому настроить антенну рации без ксв метра с помощью лампочки

    Если вы решили поставить радиостанцию
    Категорически запрещается:

    — включать трансивер без антенны и начинать передачу (на прием — не опасно);
    — включать трансивер на несогласованную нагрузку с КСВ более 2 (ненастроенную антенну );
    — пользоваться ПРИ ДВИЖЕНИИ внешним громкоговорителем (динамиком рупором), который предназначен для обеспечения трансляции речевых команд и сообщений, подачи специальных звуковых сигналов во время движения и стоянки СПЕЦИАЛЬНЫХ автомобилей.

    — Старайтесь приобретать рацию, антенну и др. оборудование в стационарных точках, чтобы потом можно было кому-то предъявлять претензии;
    — Требуйте демонстрации качества при покупке;
    — Предварительно ознакомьтесь с условиями гарантии, если они Вас устраивают, требуйте гарантийный талон;
    — Изучайте инструкцию;
    — При самостоятельной установке просите рекомендации по установке;
    — Старайтесь использовать антенны максимальной длины, какую допускает высота автомобиля;
    — Антенна должна стоять вертикально и максимально высоко;
    — Обязательно настраивайте антенны, особенно, если Вы сами установили или Вам кажется, что звучит неплохо;
    — Не приобретайте усилители без особой надобности;
    — При использовании усилителя будьте готовы к выходу из строя станции при ударе антенны или другом виде ее рассогласования;
    — Проверяйте дальность связи по верстовым столбам или спидометру, а не на глаз;
    — Если Вы сами заметили или Вам указали на какие-то недостатки по звуку или уменьшение дальности — не затягивайте, обращайтесь к специалистам.

    1. Не устанавливайте трансивер на пути воздушного потока обогревателя или кондиционера. Выберите оптимальное место установки трансивера и, используя крепежную скобу, разметьте отверстия под винты крепления. Кроме удобства пользования, предусмотрите способы защиты радиостанции от кражи (съемные салазки, защитные шторки или короба, врезка в панель).

    2. Перед сверлением отверстий убедитесь в том, что Вы не повредите провода электропитания автомобиля.

    3. Определитесь с напряжением питания. Неправильно выполненное подключение приведет к «просаживанию» входного напряжения на рации во время передачи (уменьшая выходную мощность), принимать помехи от системы электрооборудования автомобиля при работе трансивера на прием. Самый лучший способ – это непосредственное подключение проводов питания радиостанции к клеммам аккумулятора.
    Необходимо обратить внимание, что подключен должен быть не только «плюсовой» провод, но и «минусовой». Минусовой провод должен быть максимально коротким и соединен с кузовом автомобиля. Провода лучше использовать медные, диаметром 2-4 мм, и они должны идти по корпусу автомобиля наиболее коротким путем от аккумулятора машины до трансивера.
    В тоже время, провода питания должны «обходить» источники помех, которые могут встретиться на их пути. Желательно использовать электрические провода питания в металлическом экране. В случае наличия бортового питания в 24В, необходимо использовать преобразователь напряжения, обеспечивающий выход мощности, указанной в паспорте радиостанции. При использовании более слабого преобразователя или нагрузке его несколькими приборами одновременно, выходная мощность Вашей радиостанции будет меньше паспортной, что приведет к уменьшению и дальности радиосвязи.

    4. Если Вы решили использовать в автомобиле более мощный громкоговоритель, то установите его в удобном месте и подсоедините к гнезду EXT. SPKR. Следует проверить, не возникла ли в результате циклическая завязка по звуку в результате слишком близкой или слишком направленной установки динамика внешнего громкоговорителя.

    5. Выберите место установки антенны. Наиболее правильным и качественным будет установка на крышу автомобиля в центре кабины. Однако, часто по некоторым причинам такая установка невозможна. Внимание! Установка антенны и ее настройка — ответственная операция, которую лучше доверить специалистам.

    6. Проложите кабель от антенны к радиостанции. Линия передачи между трансивером и антенной (вм

    Источник

    Как самому настроить антенну рации без ксв метра с помощью лампочки

    Настройка антенны автомобильной радиостанции.
    После установки, антенну необходимо настроить по минимальному значения КСВ в середине участка рабочих частот или если предполагается работать только на одной частоте, по минимальному значению КСВ на этой частоте.
    КСВ это коэффициент стоячей волны — мера согласования антенно-фидерного тракта. Он показывает процент потерь мощности в антенне. Потери мощности при различных значениях КСВ приведены в таблице

    КСВ 1 1,3 1,5 1,7 2 3 4 10
    % потерь 0 2 3 6 11 25 38 70

    Настройка антенны возможна двумя способами:
    1. Это изменение длины штыря — наиболее простой и быстрый способ, а для неразборных антенн единственный
    2. Изменением длины согласующей катушки.
    Для настройки антенны необходим специальный прибор — КСВ-метр, например VEGA SX-20 или Vega SX-600

    Антенну надо настраивать только по месту ее установки. Если мы перенесем антенну на другое место, ее снова необходимо будет настраивать.
    Вот и все, по ниже приведенным данным вы сможете определить что с вашей антенной и был ли толк в настройке КСВ.

    Значение КСВ и результат

    1,6 — 2 Потери в ВЧ разьемах, плохая пайка. Для антенны говорит о том, что у нее плохой уровень согласования и требуется настройка.

    2,1 — 5 Антенна неисправна или неправильно установлена.

    Более 5 Обрыв центральной жилы в кабеле или антенне

    Источник

    Оцените статью