Шаббат — Еврейская Суббота
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Шабат, или Шаббат (иврит: שַׁבָּת) — седьмой день творения, он же — седьмой день недели, еврейская Суббота. В иудаизме Шаббат — святой день, который заповедано чтить и соблюдать в знак того, что семь дней Б-г творил этот мир, а в седьмой — отдыхал. Само слово «шабат»/«шаббат» происходит от ивритского корневого глагола «лишбот» и означает «отдыхал», «прекратил деятельность», что имеет общий корень с «шева» — «семь» (отсюда, например, «швиит» — заповедь соблюдения седьмого, «субботнего» года). Традиционно Шаббат — это день отдыха, день субботнего покоя: в Шаббат запрещено совершать 39 видов деятельности (т.н. 39 видов работ). Евреи отмечают Шаббат как праздник: встречают Субботу зажиганием свечей, устраивают трапезы с шаббатними песнями, посвящают Шаббат духовному росту, изучению Торы, проводят время с семьей и близкими друзьями, непременно желая друг другу «Шабат шалом!» (традиционное субботнее приветствие, пожелание мира в Шаббат) или «гут Шабес!» (на идиш — «хорошей субботы!»). Соблюдение Субботы считается одной из базовых заповедей иудаизма: соблюдая Шаббат и отстраняясь от работы в этот день, еврей провозглашает веру в то, что Б-г — Творец мира, который управляет всеми процессами в нем.
СУББОТА — Шаббат, седьмой день недели
Суббота, седьмой день недели, день отдыха… На иврите все дни называются по числу их отстранения от Субботы — первый, второй и т. д., но имя собственное есть только у одного дня — Субботы.
Согласно Торе, заповедь соблюдать субботу установлена Всевышним, Который, закончив за шесть дней Творение мира, благословил и освятил седьмой день. Читаем в книге Шмот, в главе о получении евреями на горе Синае Десяти заповедей: «Помни субботний день, чтобы освящать его. Шесть дней работай и делай любое свое дело. Но седьмой день — суббота Всевышнему: не делай никакого дела, — ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой слуга, ни твоя служанка, ни твой скот, ни твой пришелец, который в твоих воротах. Ибо шесть дней создавал Всевышний небо, землю, море и все, что в них, а в седьмой день отдыхал. Поэтому благословил Всевышний субботний день и освятил его».
Тора называет субботу праздником, в который запрещено делать работу — даже в разгар полевой страды; кроме того, в субботу запрещено зажигать огонь. Всякий, нарушивший эти запреты, строго наказывается судом. В тех местах Торы, где перечисляются праздники, суббота упоминается первой. Пророк Йешаяу предвидел, что еврейский народ будет возвеличен, если будет считать субботу своей отрадой, святым Б-жьим днем (см. 58:13).
Лишенный будничных забот, субботний день предназначен для духовных занятий. Субботняя молитва провозглашает: «Да возрадуются в Твоем царстве все, кто хранят субботу, народ, освящающий седьмой день… Ты назвал этот день украшением дней».
Евреи во все времена столь ревностно относились к выполнению субботней заповеди, что в глазах инородцев соблюдение субботы стало самым характерным признаком еврейства. Римляне называли евреев «сабаториями», субботниками. Сенека, Тацит, Овидий в открытую издевались над евреями за их привязанность к этому дню. Интересно, что ненависть чужеземных властителей к иудеям всегда сопровождалась запретами на субботу. Впрочем, все эти гонения в античные времена кончились тем, что семидневную неделю с заключительным днем отдыха приняли все народы Средиземноморья. Неделю, но не субботу. Соблюдение шаббата осталось чисто еврейской заповедью.
Предлагаем вашему вниманию подборку статей и аудиоуроков по теме «Шаббат», представленных на сайте Толдот Йешурун.
Источник
Что запрещено делать в субботу?
По законам Торы
Тора постоянно предостерегает нас от выполнения какой бы то ни было работы в субботу. Об этом говорят не только заповеди-запреты: «Не делай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя…» (Шмот, 20:10, Дварим 5:14), но и заповеди-повеления: «Шесть дней работай, а в день седьмой отдыхай…» (Шмот, 23:12).
Слово млаха, которое употребляет Тора, не вполне идентично понятию «работа». Под работой обычно подразумевается либо профессиональная деятельность по роду занятий, либо значительные физические усилия. Млаха же означает лишь те занятия, которые запрещены в субботу: Это совершенно особая категория. Если бы Тора запрещала «вообще работу», то субботний досуг выглядел бы совершенно разным для разных людей. Ведь то, что один считает работой, для другого является отдыхом; то, что одному нравится, другому неприятно; что для одного легко, для другого тяжело. Следуя такому толкованию, пришлось бы запретить раввину обучать евреев в субботу Торе, а грузчику — передвигать мебель в собственном доме. На самом деле ни то ни другое не считается млахой. И наконец, при таком толковании субботний отдых потерял бы всякое духовное значение.
В Мишне (Шабат, 7:2) перечисляется тридцать девять категорий занятий, которые считаются млахой. Все они, как и другие работы, основанные на тех же принципах или преследующие те же цели, запрещены в субботу по законам Торы. Перечислим те из них, которые наиболее актуальны в наше время:
• варка и выпечка, замешивание теста;
• молотьба, помол, просеивание;
• стирка (вручную или машиной);
• рисование, черчение, писание, стирание написанного;
• стрижка, бритье, маникюр;
• зажигание и тушение огня любыми способами;
• ловля рыбы, установка ловушек и капканов;
• уход за садом или газоном, сбор плодов, полив растений (даже комнатных);
• перенос предметов из частных владений в общественные и наоборот.
Необходимо отметить, что достижения техники, появление новых машин и орудий, не существовавших во времена дарования Торы и составления Талмуда, никоим образом не могут отменить законов субботы, как это кажется некоторым несведущим людям. Тора дана на все времена. Еврейский Закон всегда позволял применять его в непрерывно меняющихся условиях. Новые виды деятельности и технические новшества оцениваются на основе принципов и концепций Письменного и Устного учения. Не будь этого, иудаизм давным-давно сошел бы с исторической сцены. Разумеется, вынесение галахических решений в эпоху электричества и атомной энергетики требует глубоких знаний. Авторитет раввинов в подобных вопросах базируется на сказанном в Торе: «И приди… к судье, который будет в те дни… И будешь поступать по слову его… И точно будешь исполнять все, что он скажет тебе…» (Дварим, 17:9-11).
По решению мудрецов
Нарушение субботы — тяжкий грех. «…Кто осквернит ее, тот да будет предан смерти…» — так говорит Тора (Шмот, 31:14).
Поэтому мудрецы Талмуда искали средства защиты законов Торы даже от случайного, непреднамеренного или необдуманного нарушения. Они разработали правила, называемые гзерот (или швут, когда они относятся к законам субботы) , столь же обязательные для нас, как и законы самой Торы, хотя нарушение первых рассматривается, разумеется, как менее серьезное. Гзерот запрещают такие виды деятельности, которые напоминают млаху и могут быть легко спутаны с ней, что, в конце концов, приведет к греху.
К числу наиболее распространенных занятий, запрещенных мудрецами Талмуда и более поздних времен, относятся:
• купля и продажа;
• езда на животных;
• плаванье на лодке;
• игра на музыкальных инструментах;
• включение, выключение и регулирование электроаппаратуры, радио, телефона, телевизора и пр. (некоторые считают этот вид деятельности млахой) ( Реле времени, установленные до наступления субботы, разрешается оставлять включенными для автоматического включения и выключения света.)
• манипуляции любыми предметами, использование которых запрещено в субботу (инструментами, деньгами, карандашами, электроприборами, спичками, свечами, бумажником). Все они называются мукцэ, то есть «отделенные», «исключенные» из субботнего обращения;
• прогулки, даже пешеходные, за пределы определенного расстояния (примерно чуть больше километра за черту города или от того места, где человек проводит субботу, —этот запрет призван оберегать «дух субботы», не дать нам нарушить наш субботний отдых). Следует также избегать занятий, которые хотя и не являются млахой и не напоминают ее, но, по мнению мудрецов, относятся к будничным делам и отвлекают от святости субботнего дня. Например:
• перемещение тяжестей в доме (мебели и пр.);
• приготовление к деловой неделе (чтение и разбор бумаг и т.д.).
Запрет варить не означает, что в субботу нужно есть только холодное. Напротив, праздник будет омрачен отсутствием горячей пищи.
Наиболее распространенный способ сохранить еду горячей состоит в следующем. До наступления субботы лист жести или алюминия кладут на зажженные и установленные на среднюю температуру горелки. Приготовленные заранее кастрюли с субботним обедом и вскипевший чайник ставят на плиту вечером в пятницу.
ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Маленьким детям не следует препятствовать в любых занятиях, но родители не должны поощрять их нарушать субботу (например, просить что-либо нарисовать, отрезать, связать и т.п.). В три-четыре года, когда ребенок уже способен кое-что понимать, его нужно удерживать от запрещенных действий. Лучшим методом обучения будет пример родителей. Спокойное напоминание (а не резкий окрик) — самое подходящее средство против забывчивости.
Если суббота будет ассоциироваться в сознании ребенка с чувством радостного возбуждения, с нарядным костюмом, посещением синагоги, со вкусными лакомствами, застольными песнями, а самое главное — особым вниманием к нему обоих родителей, то субботние запреты воспримутся не как досадные ограничения, но как естественная и неотъемлемая часть субботнего досуга.
КОГДА ОТМЕНЯЮТСЯ СУББОТНИЕ ЗАКОНЫ?
§ Если человек в опасности, не только можно, но и должно сделать все необходимое для его спасения. Все запреты отменяются в случае серьезной болезни или в любой ситуации, угрожающей здоровью и жизни человека.
§ Врач, вызванный для оказания неотложной помощи в субботу, обязан делать все, что диктует ему профессиональный долг, невзирая на субботние ограничения. Талмуд говорит: «Нарушь одну субботу, дабы он жил и смог соблюдать много суббот» (Йома, 86а).
§ Знаменитое изречение «суббота для человека, а не человек для субботы» не может, конечно, служить оправданием для тех, кто хочет удовлетворить свои суетные желания за счет отмены или обхода субботних законов.
Источник
Почему иудеи не работают по субботам
В иудаизме, если говорить о религиозных праздниках или субботы, то нет часов. Евреи основываются на часах Творца, которыми является Солнце. Все части суток, утро, день, вечер, ночь, рассчитываются по восходу и закату солнца. Согласно Святым Писаниям, Бог, создавая мир, сначала сотворил вечер, а потом уже утро. Поэтому иудеи считают началом новых суток не утро, а вечер. Соответственно еврейская суббота начинается вечером предыдущего дня, то есть, в пятницу до захода солнца.
В Библии нет конкретного перечисления работ, которые нельзя делать в субботу, однако есть некоторые ссылки на запрет некоторых полевых работ, финансовой сферы, перевозок, путешествий и разведения огня. Но на этот счёт раввины в Мишне выделили 39 основных категорий работ, на которые распространяется запрет. Также в этих категориях есть сотни подкатегорий. Основными являются работы в поле.
Иудеям нельзя в субботу пахать землю, сеять, убирать, молотить зерно, а также печь хлеб. Также им запрещено стричь овец и производить работы, связанные с обработкой шерсти. Ещё в субботу евреям нельзя начинать шитьё, вязание, писать, подготавливать пергамент, совершать убой скота, стирать, строить или разрушать, разжигать или тушить пламя. Зато работу, начатую в предыдущие дни, можно завершить.
Запреты, которые приняли раввины, называются «возведением преграды вокруг Торы». Что интересно, что даже рвать бумагу в субботу евреям запрещено, так как это связано с разрушением. В этот день иудеям нельзя вести и торговые дела, например, совершать сделки или покупать что-либо. Всё это записано в религиозных документах.
Евреи не могут в субботу даже залезать на дерево, так как при этом могут поломаться ветки или отвалиться листья, а это уже относится к разрушению. Кроме вышеперечисленных запретов, есть и ряд ещё более странных. Например, иудеям запрещено добавлять свежую воду в вазу со срезанными цветами, убирать грязь с обуви и одежды, стричь волосы и ногти, пользоваться косметикой, заплетать косы.
Под субботним запретом находится и забор крови для анализов, пользование чистящим порошком, глажение любой поверхности, шлифовка материала. Многим в мире кажется странным запрет по субботам точить карандаши, изменять размер или форму чего-либо, рисовать, писать или стирать написанное. Нельзя евреям по субботам раскрывать и закрывать зонты, курить, разговаривать по телефону, включать электричество и тушить пожар.
Также под запретом находятся некоторые предметы, к которым даже нельзя прикасаться в субботу. Всё это ортодоксальные иудеи называют мукцех. В субботу к таким вещам относятся деньги, банковские бумаги, строительные и бытовые инструменты, типа ножниц и молотков, канцелярские предметы, игры, которые питаются от батареек и даже компьютеры. Под запретом находятся и некоторые религиозные вещи, например, подсвечники.
В общем, всем иудеям в субботу запрещено заниматься мирскими делами. Им даже нельзя в субботу строить какие-либо планы и обсуждать текущие и предстоящие дела, составлять маршруты путешествий и деловых поездок, подготавливать документы или заниматься приготовлениями к празднику. Все эти запреты основываются на увещевании Исаии. Раввины рекомендуют верующим даже ходить в субботу по-другому, не спеша, без лишних движений, которые характерны в другие дни недели.
А как же тогда сочетать всё это с разрешёнными делами? Например, можно перемещать стул с места на место, не впечатывая его в землю, ходить по траве, хотя технически она разрушается от соприкосновения ног с ней. И в то же время траву стричь нельзя. Раввины считают, что всё, что касается огня, запрещено. Нельзя даже зажигать свет, если нет никакой в этом реальной нужды. В современном иудейском мире ведутся споры по поводу пользования электричеством. Многие ортодоксальные евреи приравнивают включение электроприборов и освещения к разведению огня.
Поэтому они считают использование электричества в субботу под запретом. Однако находятся и те, кто электроэнергию не приравнивает к растопке. Они говорят, что при включении электроосвещения не создаётся открытого огня, а раз нет горения, нет и запрета. Но ортодоксальные иудеи продолжают настаивать на своём. Они приводят пример трения камня о камень при разведении костра.
Единственными разрешёнными огнями в субботу являются религиозные свечи, зажжённые накануне, и духовка для разогрева пищи и кипячения воды.
Но почему же суббота стала для евреев днём отдыха? Для этого надо обратиться к древним писаниям, где Бог велит иудеям соблюдать субботу, которая длится 25 часов. Этот святой запрет является четвёртой из Десяти Заповедей. Считается, что именно в этот день Бог отдыхал от сотворения мира. Поэтому и иудеи должны соблюдать эту Заповедь. Евреи этот день называют Шаббатом, что обозначает «суббота» или «покой».
Суббота является сделкой между Богом и еврейским народом, поэтому соблюдение Шаббата – есть напоминание о Завете. Ортодоксальные евреи всегда с нетерпением ждут этого дня. Они считают субботу даром Бога избранным. Поэтому они не должны заниматься в этот день повседневными делами, чувствуя себя особенными. Шаббат – это день, кода никуда не надо спешить и ни о чём не думать, кроме души и Бога.
Суббота для евреев является оазисом спокойствия и тишины. Люди в этот день приветствуют друг друга словами «Шаббат Шалом» или «Гут Шаббат». В субботу еврейские семьи собираются вместе в одном доме и обращаются к Богу. Всё для празднования готовится накануне в пятницу до захода солнца. Они подчиняются Заповеди. Все свечи зажигаются тоже в пятницу, чтобы не нарушать религиозный ритуал.
В субботу евреи пьют вино из ритуального кубка Кидуш и едят халу, специальный праздничный хлеб, испечённый в виде заплетённой косы. Перед употреблением его читается специальная молитва. В субботу родители благословляют своих детей.
Источник