- Эксплуатация и ремонт спиннинговых катушек. Часть 2
- Первичная диагностика катушки
- Механизм блокировки обратного хода катушки
- Намотка лески на шпулю безынерционной катушки
- Способы устранения бугров и провалов лески на шпуле безынерционной катушки с передним тормозом
- Ремонт Стопора(Антиреверса)Обратного Хода Безынерционной Катушки!
- Строение безынерционных катушек
- Разборка фрикционного тормоза
- Как разобрать катушку
- Разборка катушки
- Шум внутри катушки
- Принцип работы
- Варианты, как работает безынерционная катушка
- Ремонт инерционной катушки своими руками
- Тормоза для инерционной катушки
- Тормоз-трещотка инерционки
- Фрикцион инерционки
- Уход и профилактика поломок
Эксплуатация и ремонт спиннинговых катушек. Часть 2
Опытный рыболов-эксперт А. Мартыненко продолжает отвечать на вопросы об эксплуатации и ремонте спиннинговых катушек.
Первичная диагностика катушки
Вопрос: У меня постукивает катушка, как узнать, какая деталь катушки дефектна?
Ответ: Существует довольно простой способ определить, какая часть механизма катушки ответственна за «стук». Способ основан на разной частоте вращения различных узлов катушки.
Рассмотрим для примера катушку Sedona фирмы Shimano: за один оборот ручки ротор катушки совершает 5,2 оборота. Это означает, что если некоторый шум повторяется 5 раз за один оборот ручки катушки, то дефект необходимо искать среди деталей, находящихся в роторе. Это может быть роторная шестерня, детали сброса скобы катушки, детали механизма стопора обратного хода катушки. Если быть абсолютно точным, то стук может повторяться не только 5, но и 10, 15 и т. д. раз, то есть число раз, кратное 5.
Пойдём дальше – за два оборота ручки катушки ось со шпулей делает полный цикл движения «вперёд-назад». Это значит, что если что-то шумит с частотой один раз за два оборота ручки катушки, то за шум отвечают детали механизма подачи шпули «вперёд-назад». К ним относятся ведущая шестерня привода, совмещённая с ведущей шестернёй катушки, ведомая шестерня привода, а также ползунок.
Если шум постоянный, то в катушке могли «посыпаться» либо проржаветь подшипники или же повредились зубья ведущей либо роторной шестерни.
Механизм блокировки обратного хода катушки
Вопрос: У меня в катушке перестал работать стопор обратного хода. Он как бы держит, но при незначительном увеличении нагрузки проскакивает. Что с ним произошло?
Ответ: По всей видимости, вы просто сломали храповую шестерню стопора, если катушка с храповым стопором, а если в катушке стопор реализован в виде обгонной муфты, то вы сломали наружную обойму муфты. Чтобы было понятно, о чём идёт речь, поговорим о назначении стопора обратного хода катушки (с.о.х.к.) и о его конструкции.
Основным назначением с.о.х.к. является защита механизма катушки от чрезмерных нагрузок. Эти нагрузки могут возникать при рывках вываживаемой рыбы, при подсечке крупной рыбы, при ударной хватке голавля или жереха, при зацепах и т. д. Стопор блокирует вращение роторной шестерни и тем самым защищает зубья шестерёнок от разрушающих напряжений.
Конструктивно с.о.х.к. эволюционировал от примитивной шестизубчатой храповой шестерни, через многозубчатую шестерню, отлитую вместе с ротором, до элегантной обгонной муфты (Roller bearing) (фото 1, 2). Интересным моментом является то, что стопор в виде роллера появился в спиннинговых катушках почти одновременно с возникновением у рыболовов бума на шнуры. Возможно, именно шнур заставил конструкторов катушек разработать стопорный механизм мгновенного действия. Дело в том, что все блокировочные механизмы, основанные на храповых шестернях, имеют откат, то есть обратный ход ручки. Этот обратный ход в сочетании с нерастяжимостью и прочностью шнура часто приводил к разрушению храповой шестерни стопора, отлитой обычно из алюминиевого сплава.
Обгонную муфту стопора иногда называют роликовым подшипником. Это не совсем верно, так как в настоящих подшипниках ни шарики, ни ролики не имеют возможности смещаться по радиусу подшипника – они могут только вращаться по кругу. Когда вы включаете рычаг стопора катушки, ролики в обгонной муфте принудительно смещаются к центру, зажимая внутреннюю обойму муфты, которая жёстко связана с роторной шестернёй катушки, тем самым блокируя обратный ход в катушке (фото 3).
Я был уверен, что с.о.х.к. в виде роликового подшипника – идеальное решение для подобного механизма. Думал, что тут уж ничего нельзя сломать, но не тут-то было… Первыми пали от рук наших спиннингистов роллеры катушек неизвестных фирм, а через некоторое время были сломаны роллеры в катушках известных фирм (Tica, Banax, Shimano). Что ломается в роллере и почему? Всё происходит в полном соответствии с законами физики: по третьему закону Ньютона действие равно противодействию, то есть с какой силой ролики давят на внутреннюю обойму роллера, с такой же силой они давят и на наружную обойму, и она лопается в одном месте. Оказалось, что наружная обойма в некоторых роллерах представляет собой металлокерамическое или литое кольцо, а не деталь, выточенную из цельного куска металла. Понятно, что прочность такого кольца невелика, особенно в случае приложения усилий, направленных по радиусу наружу.
Роллеры некоторых фирм полностью закрыты и не разбираемы (фото 4), поэтому сказать, из какого материала сделана у них наружная обойма муфты, нельзя, но после приложения значительных усилий они точно так же перестают блокировать обратный ход катушки. Значительные усилия в стопоре возникают при рывках с применением толстых и прочных шнуров. Я не призываю отказаться от прочных шнуров, а советую учитывать, что чрезмерные приложенные усилия запросто могут разрушить катушку.
Намотка лески на шпулю безынерционной катушки
Вопрос: От чего зависит качество намотки лески в спиннинговой катушке и как её можно улучшить?
Ответ: Качество намотки лески играет большую роль в спиннинговой ловле. Намотка должна быть ровной по всей длине шпули, без «бугров» и «провалов», которые приводят к появлению «бород» при забросах. Качественная намотка особенно важна при ловле тонкими лесками или лёгкими приманками, а также при дальних и сверхдальних забросах.
В основном качество намотки лески на шпулю определяется методом подачи «вперёд-назад» оси катушки, жёстко связанной со шпулей. Подача шпули переводит вращательное движение ручки катушки в поступательное оси со шпулей. Совсем как в паровозе, только наоборот: первичное поступательное движение поршня в цилиндре паровой машины необходимо перевести во вращательное движение колёс паровоза.
Существует несколько механических способов осуществить эту передачу. Мы рассмотрим наиболее часто встречаемые. Первый способ – кривошипно-шатунный механизм (локомотивная передача) (фото 5), и второй – червячно-шнековая передача (просто червячная или бесконечный винт) (фото 6).
В среде рыболовов, использующих безынерционные катушки, бытует мнение, что червячная передача менее силовая, чем локомотивная. Это не так. Как пример можно привести мультипликаторы, в которых реализован червячно-шнековый механизм намотки лески на шпулю, а слабосильными их не назовёшь. Локомотивная передача обычно применяется в катушках с низкой и средней ценой (до 100 у.е.). Более дорогие имеют червячно-шнековую передачу, так как она обеспечивает очень качественную намотку.
Локомотивная передача состоит из приводной шестерни с пальцем, на который надет ползунок с прямой или S-образной прорезью, который винтом или специальной скобкой жёстко связан с осью катушки.
У локомотивной передачи есть мёртвые точки в крайних положениях пальца, что грозит возможностью заедания, а также тем, что леска наматывается с горбами и провалами. Дело здесь в том, что при равномерном вращении ручки катушки угловая скорость пальца приводной шестерни локомотива равномерна, а вот линейная скорость ползунка, надетого на этот палец, оказывается не совсем равномерной за полный цикл движения шпули, что и приводит к недостаткам намотки.
Червячно-шнековая передача состоит из приводной червячной шестерни, шнека с нарезанными двумя встречными канавками, а также ползунка с пальцем. Палец двигается по канавке. Эта передача обеспечивает равномерно-поступательное движение ползунка вдоль шнека и тем самым гарантирует качественную намотку лески на шпулю.
Нарезав на шнеке канавки с разным шагом, можно получить разную скорость движения шпули при её движении вперёд-назад, что с успехом использовано во многих катушках со сложной намоткой лески на шпулю. Это сделано для того, чтобы свести к минимуму вероятность образования «бороды» при забросе. Увеличив длину шнека, можно удлинить шпулю и уменьшить её глубину (шпули матчевые и Long Cast).
Способы устранения бугров и провалов лески на шпуле безынерционной катушки с передним тормозом
Для устранения провала в намотке у переднего бортика:
- а) нужно опустить шпулю вниз, сняв подгоночную шайбу с оси, или установить более тонкие шайбы;
- б) можно поднять вверх ротор катушки, подложив под него подобранную по толщине шайбу. Поднимая ротор, мы тем самым поднимаем вверх ролик лесоукладывателя по отношению к шпуле.
Если провал у заднего бортика:
- а) необходимо подложить под шпулю дополнительную шайбу;
- б) опустить ротор катушки вниз, убрав возможные подгоночные шайбы, надетые на роторную шестерню.
Для катушек с задним тормозом не существует способов регулировки намотки методом подкладывания шайб под шпулю, что связано со способом крепления шпули на оси катушки. Однако если в такой катушке используется червячный механизм подачи шпули, то отрегулировать положение шпули можно, подложив тонкие металлические шайбы под передний или задний конец шнека в червячно-шнековом механизме.
Шайбы, которые подкладываются под шпулю, можно изготовить при помощи просечек из полиэтилена, картона, тонкого гетинакса. Шайбы, подкладываемые под ротор, должны быть металлическими.
Если дефектами намотки лески являются небольшие бугорки и провалы, то можно воспользоваться следующим методом для их устранения. Обычно на шпулю под рабочую леску подматывают другую леску. Необходимо вручную намотать подложку таким образом, чтобы на ней был бугорок в том месте, где на рабочей леске есть провал, и наоборот.
Удивительно, но неправильная намотка лески может совершенно не зависеть от механизма подачи шпули. Однажды ко мне обратился спиннингист, у которого катушка внезапно начала неправильно укладывать леску: недоматывала у переднего бортика шпули, а у заднего бортика леска наползала на него. В данном случае фирма-производитель и тип катушки не имеют никакого значения, так как это могло произойти с любой катушкой любой фирмы. Оказалось, что в процессе хранения катушки или её эксплуатации дуга лесоукладывателя была деформирована так, что щёчка с роликом лесоукладывателя не доходила до упора градусов на 30. Вследствие этого ролик лесоукладывателя располагался на 1,5-2 мм ниже штатного положения по линии оси катушки и наматывал леску на задний бортик шпули.
Источник
Ремонт Стопора(Антиреверса)Обратного Хода Безынерционной Катушки!
Строение безынерционных катушек
Несомненно, чтоб починить катушку нужно представлять её строение и принцип работы. Все без исключения безынерционки собираются в заводских условиях из однотипных узлов, отличающихся в зависимости от габарита механизма своими размерами. Основными составляющими девайся являются ниже перечисленные части и детали изделия:
- корпус;
- зубчатый привод;
- тормозной фрикцион;
- ротор;
- опора катушкодержателя;
- переключатель заднего направления;
- шток крепления шпули;
- лескоукладыватель с дужкой и роликом;
- зубчатое колесо с дужкой.
В зависимости от модификации и предназначения безынерционки или как её ещё называют рыболовы мясорубки, она может дополнятся специфическим функционалом, присущим определённой модели.
Разборка фрикционного тормоза
Начнем, пожалуй, с самого простого, разборки фрикционного тормоза. Фрикцион разбирают для очистки от грязи и промывки дисков. Узнать, что настало время чистить фрикцион довольно просто, достаточно лишь покрутить шпулю. Если шпуля крутиться рывками, значит пришла пора чистки. Для всей работы нам понадобятся: отвертка плоская, отвертка крестовая, и небольшие пассатижи.
Для начала откручиваем болт на торце катушки:
Выкручиваем и снимаем регулировочную ручку:
Поддеваем пружину, которая фиксирует шестерню и по совместительству трещит, когда мы регулируем фрикцион:
После этого вытаскиваем шестерню и прижимную пружину:
Сам тормозной диск вытаскивается довольно туго, поэтому нужно слегка стукнуть торцом катушки, что бы он вывалился:
После промывки или замены частей фрикционного тормоза, все собирается в обратном порядке, я думаю, это не станет трудностью даже для молодого поколения рыболовов.
Как разобрать катушку
Перед планированием проведения ремонта рыболовной катушки своими руками стоит побеспокоиться о наличии необходимых материалов и инструментов. Для этих целей рыболову понадобится фигурная и плоская отвёртка мелкого и среднего размера, круглогубцы, пинцет, шило, мягкая и жёсткая по структуре волоса кисть, маслёнка, кусочек ветоши, а также любого вида очищающая, спиртосодержащая жидкость и специальное минеральное масло, предназначенное для смазки трущихся деталей девайса.
Манипуляции с ремонтом удобно выполнять на письменном столе под яркой лампой с белым спектром света, на подложке из листа белой бумаги, где отчётливо будут видны мелкие детали и соединительные элементы изделия.
Разборка катушки
Разборка катушки ведётся по представленному ниже чёткому алгоритму. В процессе выполнения работ важно запоминать очерёдность последовательности операций и скрупулёзно вникать в нюансы способствующие аккуратности производства работ, связанных с приложением усилий к разъединению резьбовых, втулочных и стопорных соединений элементов и узлов изделия.
- отворачиваем гайку тормозной системы и шпули;
- снимаем шестерни и шайбы, размещённые под шпулей;
- демонтируем рукоятку катушки;
- отворачиваем гайку зажима в устройстве механизма;
- разбираем ротор;
- демонтируем лескоукладывательную дужку;
- демонтируем механизм защёлки лескоукладывателя;
- демонтируем ролик протягивания лески;
- отворачиваем винт стопорного устройства заднего хода;
- демонтируем рычаг переключателя;
- отворачиваем винт заглушки;
- демонтируем заглушку;
- демонтируем стенку.
После манипуляций с деталями и корпусом механизма переходим к разборке лескоукладываетля. Однозначный алгоритм работ при демонтаже деталей этого элемента построить не представляется возможным, ввиду существенных различий конструкции приспособления в каждом варианте девайса. Для надёжности выполнения работ рекомендуется делать поэтапную фотофиксацию каждой проводимой операции, что на сегодняшний день вполне доступное простому обывателю мероприятие, применяя для этих целей смартфон.
Зафиксировав процесс разборки в фотографиях, после диагностики и ремонта спиннинговой катушки, рыболов легко справится с её обратной сборкой, без ошибок приведя изделие в первоначальный и работоспособный вид.
В продолжение статьи мы рассмотрим ряд наиболее часто возникающих неполадок безынерционок. Это некритичные для полного выхода механизма со строя неполадки могут быть связаны как с дефектами материалов изделия, так и с некорректной эксплуатацией девайса. Ведь неблагоприятные условия при которых работают узлы мясорубки, а это высокая влажность, абразивные частицы песка и элементарная грязь, безусловно оказывают только негативное влияние на работу агрегата в целом, несмотря на щепетильность и бережность отношения к нему.
Но зачастую, на практике ловли, даже при соблюдении минимальных правил пользования безынерционкой и регулярного технического обслуживания зубчатых передач и подшипников, данные неприятности случаются из-за отработанных сроков и ресурсов, превышающих предельные возможности узлов и деталей продукта. Представленные поломки катушек не должны смущать и выбивать с колеи рыболова, ведь он должен уметь самостоятельно привести девайс в порядок, что вполне выполнимое дело.
рыболову необходимо произвести откручивание винта стопора обратного хода и демонтировать муфту. Затем тщательным образом делают очистку узла от загрязнений и старых смазывающих составов с промывкой уайт-спиритом или растворителем очищенных поверхностей. После этих манипуляций и просушки производят свежую закладку смазки и обратную сборку. Работоспособность агрегата восстанавливается до первоначально состояния.
Подача лески спиралью при забросах приманок одна из распространённых проблем эксплуатации безынерционок, которая решается довольно простым способом, ведь проблема некорректной работы кроется в засорении ролика лескоукладывателя. Суть ремонта катушки для спиннинга при возникновении этой проблемы заключается в очистке от загрязнений узла лескоукладывательного механизма.
Предлагаем ознакомиться: Стол из катушки от кабеля своими руками: разновидности и способы отделки
Потребуется сделать разборку ролика лескоукладывателя, следуя рекомендациям, представленным в нашей статье в предыдущих главах, и кистью удалить видимые засоры с последующей промывкой деталей. Смазав узел заново, производят его последовательную сборку и комфортно эксплуатируют девайс.
Рассматриваемая неполадка грозит потерей приманок и присуща новым, только приобретённым механизмам с передним расположением регулировочной ручки фрикционного тормоза, при так называемой обкатке катушки на первых рыбалках. В устройствах данных конструкций фиксирующая гайка приподнята над краем шпули на высоту в 1–2 мм.
Когда рыболов сматывает оснастку, леска зачастую цепляется за гайку и затягивается под край шпули, что приводит к дальнейшему запутыванию, деформации и обрыву шнура. Для устранения некорректности при смотке необходимо разобрать безынерционную катушку с леской шпули, выкрутить зажимную гайку с шайбами устройства фрикционного тормоза и заменить заводскую фетровую прокладку на точно такую же по размерам, только вырезанную из тонкой пластмассы.
Шум внутри катушки
Шум внутри корпуса механизма может говорить как о мелочных, так и о серьёзных неполадках. Услышав посторонние звуки в виде скрипов или скрежета стоит прекратить эксплуатацию девайса до выяснения сути проблем. В любом случае потребуется разобрать катушку спиннинга и визуально осмотреть передаточный механизм.
Проблема решается механической очисткой и промывкой агрегата с последующей закладкой свежих смазочных составов. При обнаружении деформации деталей и подшипников, что наиболее вероятно, потребуется их полная замена на новые запчасти.
Неравномерное наматывание лески свойственно старым, имеющим долгий срок эксплуатации девайсам. Проблема проявляется в виде конусообразной передней укладки шнура при смотке, либо такой же задней намотке лески на шпулю. При образовании конусной укладки в передней части следует полностью удалить, снять шайбу с основного вала детали.
Вариант ремонта безынерционной катушки при намотке конусом вверх заключается в добавке ещё одной шайбы на вал, компенсирующей образованную выработку. И в том и в ином случае неполадка устраняется в полном объёме, позволяя мотать шнур в изначальном, удобном для забросов первоначально и конструктивно заложенном заводском стиле.
Если механизм катушки клинит под нагрузкой, то велика вероятность требующейся замены ведомых или ведущих шестерён. Для определения потребуется диагностика, заключающаяся в разборке корпуса и визуальном осмотре передаточного механизма с определением дефектных деталей. Проблема возникает из-за некачественного материала шестерёнок и зубчатых валов, а также от солидных сроков эксплуатации безынерционки.
Предлагаем ознакомиться: Как сделать фидер из спиннинга — viberilodku
Симптомы неполадки изначально проявляются как лёгкие постукивания внутри корпуса впоследствии переходящие в прихрамывание при прокручивании рукоятки, а затем и в её заедание и заклинивания даже при минимальных нагрузках. Стоит учитывать, что для исправления неполадки потребуются подходящие по параметрам запасные детали.
Неприятным дефектом считают повреждения на бортиках шпули. Чаще всего неполадка этой направленности возникает в результате ударных нагрузок по корпусу девайса, реже, а эта проблема некачественного продукта, она является причиной выработки от использования жёстких шнуров. На бортике шпули появляются микротрещины, сколы и зазубрины.
Ремонт катушки спиннинга своими руками заключается в шлифовании бортика шпули и полном устранении неровностей и шероховатостей, приводящих к дискомфорту забросов и снижению разрывных нагрузок лес. Для этих целей иногда достаточно применения мелкоабразивной шлифовальной бумаги и пары минут несложной в выполнении работы.
Самозатягивание фрикциона, к большому сожалению рыболова, стоит отнести в разряд неисправностей при которых починить катушку для спиннинга не представляется возможным. Неполадка часто вызывает разрыв лески, особенно если лов ведётся на деликатные снасти с малыми диаметрами шнуров, неожиданно проявляясь в моменты стравливания нити.
При ведении рыбалок на тяжёлые снасти с толстыми шнурами самопроизвольное зажатие фрикциона может вытечь в поломку самого передаточного механизма. Неисправимый дефект – удел некачественной сборки дешёвого продукта, который при возможности нужно вернуть по гарантийным обязательствам производителя и приобрести новое изделие.
Раздражающим во время рыбалок является дефект девайса, при котором происходит самосброс дужки лескоукладывателя, происходящий в режиме подмотки шнура. Проблему в одном из вариантов ремонта можно снять подтягиванием зажимных винтов крепления дужки. Если зажатие крепёжных винтов не снимает вопрос некорректной работы, стоит увеличить жёсткость пружины, располагающейся под крышкой девайса.
Чистка ролика лескоукладывателя должна восприниматься рыболовом как регулярный ремонт катушки своими руками после определённого периода эксплуатации. Устройство аккуратно разбирают на отдельные детали, которые, за исключением подшипника, тщательно промывают в растворителе полностью удаляя всю грязь.
Принцип работы
В англоязычных странах безынерционную катушку часто называют «fixed spool reel» — катушка с фиксированной шпулей. Такое название оправдано из-за того что, в отличие от мультипликаторной и инерционной конструкции, шпуля безынерционки остаётся статичной во время заброса, а леска сама соскальзывает с неё. Во время остальной ловли шпуля также остаётся неподвижной, за исключением случаев срабатывания фрикциона.
В данной конструкции наматывание лески происходит за счёт совершающего вращение вокруг шпули механизма лесоукладывателя. Шпуля в это время также совершает движения, однако не вращается, как в случае с другими конструкциями, а перемещается взад-вперёд, что способствует равномерной намотке шнура.
По состоянию намотки всегда можно определить качество и техническое состояние катушки. Хорошая исправная катушка всегда осуществляет намотку плетёнки идеально ровно, без каких-либо горбов, утолщений и впадин на шпуле. Наличие неровностей говорит либо о том, что механизм лесоукладывателя неисправен, либо об изначально низком качестве изделия. От использования таких катушек лучше отказаться.
Лесоукладыватель состоит из дужки и ролика, по которому скользит леска при наматывании. Ролику передаётся вращение за счёт движения рукояти катушки, приводящего в движение все внутренние механизмы конструкции. Откидной подпружиненный механизм позволяет открывать скобу лесоукладывателя при забросе и закрывать, когда осуществляется подмотка.
Подобное устройство безынерционки даёт ей преимущество перед мультипликатором в том, что из-за отсутствия инерции вращения не возникает сходов лески при излишне быстром движении шпули, что нередко случается на катушках инерционного типа. Далее необходимо более подробно рассмотреть отдельные элементы конструкции.
Варианты, как работает безынерционная катушка
Рассмотрим принципы, как работает безынерционная спиннинговая катушка. Во время закидывания леса скользит через боковую щечку стационарной шпули. Перед закидыванием снасти укладыватель лесы отщелкивается вбок, чтобы не мешать сходу нити.
После поворота скобы лесоукладывателя нить ложится на ролик, за счет которого и ведется правильная намотка на шпулю. Намотка осуществляется двумя способами:
- виток к витку, правда, в этом случае верхние горизонты нередко проваливаются вниз, препятствуя высвобождению лесы в момент заброса;
- крестообразное наматывание, минус которого – уменьшается лесоемкость шпули.
Принцип работы безынерционной катушки заключается в особом креплении шпули, осуществляется которое двумя вариантами: торцевой кнопкой на замке либо жестко. Жесткий монтаж предпочтительнее, так как имеется вероятность смены шпули.
Если неизбежна запредельная нагрузка на снасть при вываживании трофейных экземпляров, необходимо использовать фрикционный тормоз, который имеет регулировку. Регулировка может быть выполнена как в виде барашка на шпуле либо ручки, что более предпочтительно.
Предлагаем ознакомиться: Из Чего Состоит Катушка Для Спиннинга
Переключатели существуют разнообразных видов – движковые либо флажковые – за счет них осуществляется работа безынерционной катушки, вернее, ее тормозного механизма. Наибольшее распространение получили движковые переключатели, которые находятся внизу либо сзади корпуса.
Любая катушка имеет собственный профиль намотки лесы, и для регулировки геометрии используются специальные шайбы, которые могут идти в комплекте. Если они отсутствуют, можно самостоятельно определиться, из чего сделать шайбу для безынерционной катушки. Важно помнить, что катушки с передним и задним фрикционом имеют различную регулировку.
Ремонт инерционной катушки своими руками
Ремонт инерционной катушки своими руками дело нехитрое, это не безынерционку разобрать, куда входит порядка сотни элементов. Родиной и тех, и других является Великобритания, где инерционку называют centre-pin fishing reel – катушка на центральной оси.
По прошествии столетий она сильно видоизменилась не только в плане элементов, но и материала изготовления, став из деревянной металлической. Сменилось и название — rotating drum reel, что переводится как вращающийся барабан. На сленге еще ее называют centre-pin, и английские рыболовы прекрасно понимают, о чем идет речь.
Тормоза для инерционной катушки
Чем проще устройство инерционки, тем неприхотливее она в эксплуатации и обслуживании. Одно дело, если катушка состоит из корпуса, оси и барабана, другое, если механизм обладает различными системами, включая тормозную, о чем мы писали в статье «Как работает инерционная катушка на подшипниках».
Тормоз-трещотка инерционки
В обычных барабанках российского производства он находится с обратной стороны колеса и схож с язычком, работающим на два положения. В деактивированном виде язычок не входит в контакт с шестеренкой, потому барабан беспрепятственно вращается. Если его сдвинуть, язычок зацепится за зубцы шестерни, и сопротивление вращению колеса будет зависеть от жесткости пружины.
Из-за характерных звуков подобный тормоз и получил свое название. Считается, что подобной системой удобно пользоваться новичкам для избегания перебега колеса, когда заброс сходит на нет. На большинстве инерционок величину торможения можно отрегулировать.
Правда, есть одно «но»… Довольно часто тонко отрегулировать тормоз попросту не получается, в связи с чем барабан приходится подтормаживать вручную. У европейских аналогов не существует абсолютно никакой тормозной системы.
Фрикцион инерционки
Нередко инерционные катушки снабжаются фрикционным тормозом, вот только не всегда он поддается регулировке, как у катушки «нельма». У этого девайса он просто активируется движением рычажка, а в работу включается при нагрузке около двух килограммов.
В продаже возможно отыскать и катушки с регулируемым фрикционом. Нельзя не упомянуть такую функцию, как стопор обратного хода. Его назначение – предохранение от самопроизвольного разматывания лесы при транспортировке. Опытные рыболовы умудряются пользоваться им при изымании из водоема крупных экземпляров рыбы либо при лове дорожкой.
Итак, подведем итог, для чего катушке требуется тормозная система:
- Для предотвращения перебега колеса при закидывании снасти. Это не так актуально для поплавочных снастей, однако вопрос стоит остро у спиннингистов.
- Во избежание перебега барабана при резкой поклевке и вытаскивании рыбы из водоема. Резкий рывок рыбины способен вырвать рукоятку из рук спиннингиста и привести к образованию бороды.
- Для четкой фиксации барабана во время транспортировки.
Наиболее просто работает фрикционный тормоз, который в некоторых моделях напоминает автомобильную колодку. Если рыболов давит на верхнюю часть колеса, он внутренней частью щеки входит в контакт с колодкой. Меняя силу надавливания, можно регулировать скорость подтормаживания.
Уход и профилактика поломок
Уход и профилактика поломок безынерционки отнюдь не сложны.
К тому же стоит следить за аккуратной транспортировкой механизма, не допуская ударов и его падений. На самих же рыбалках не стоит класть удилища с катушками на песок, а также стараться как можно меньше опускать девайс в воду. Внимание и бережное отношение к снасти в целом надолго продлевает эксплуатационный потенциал каждого элемента орудия, включая и рассмотренную нами безынерционную катушку.
Источник