- Организация может вести и иную деятельность, не совпадающую присвоенному ей коду по ОКВЭД
- Компания не работает по оквэд
- Что будет, если вести бизнес не по коду ОКВЭД
- Штрафы за деятельность без ОКВЭД
- Проблемы с контрагентами
- Проблемы с банками
- Отказ в вычетах по НДС
- Как сделать все по закону
- Если деятельность не соответствует заявленному ОКВЭД
- Поделиться
- Распечатать
- Компания не работает по оквэд
- Организация относится к пострадавшим от коронавируса отраслям, но не по основному, а по дополнительным кодам ОКВЭД. Фактическая деятельность на 100% осуществлялась в пострадавшей сфере — организация мероприятий, что может быть подтверждено регистрами учета и копиями договоров. Есть ли случаи включения таких компаний в список организаций, которым оказывается государственная поддержка путем подтверждения фактического вида деятельности? Куда нужно обращаться?
Организация может вести и иную деятельность, не совпадающую присвоенному ей коду по ОКВЭД
racorn / Depositphotos.com |
ФНС России опубликовала письмо, разъясняющее возможность организациям заниматься иной деятельностью кроме той, которая соответствует присвоенному коду по ОКВЭД (письмо ФНС России от 22 августа 2019 г. № СА-17-2/229@).
В соответствии с законодательством, видам экономической деятельности хозяйствующих субъектов присваиваются коды в соответствии с ОКВЭД, сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ (под. «п» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Коды определяются юридическим лицом самостоятельно. При этом в компетенцию регистрирующего органа не входит проверка обоснованности указания в представленных для госрегистрации документах тех или иных кодов по ОКВЭД, в том числе соответствия сведений о кодах организационно-правовой форме юрлица (письмо ФНС России от 3 сентября 2018 г. № ЕД-19-2/263@, письмо ФНС России от 24 июня 2019 г. № ГД-3-14/6063@). Указанные юридическим лицом коды по ОКВЭД вносятся регистрирующим органом в ЕГРЮЛ.
Как указано во введении к ОК029-2014 Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (утв. приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст), присвоение кодов по ОКВЭД имеет своей целью лишь классификацию и кодирование видов экономической деятельности и информации о них. Указание в ЕГРЮЛ кодов ОКВЭД не может расцениваться как ограничение права коммерческой организации (ее обособленных подразделений) заниматься иными видами деятельности. Также не имеет значения, указан ли код в качестве основного или дополнительного вида деятельности.
Следовательно, как поясняет налоговая служба, присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права на осуществление иных видов деятельности и не свидетельствует о получении ею необоснованной налоговой выгоды.
Источник
Компания не работает по оквэд
Что будет, если вести бизнес не по коду ОКВЭД
Какие штрафы и проблемы возникнут, если вести деятельность не по своим кодам ОКВЭД. Как зарегистрировать новые коды.
- Главная
- Статьи
- Что будет, если вести бизнес не по коду ОКВЭД
При регистрации ИП или ООО нужно указать код ОКВЭД — кодовый номер деятельности, по которой организация будет работать. Таких кодов еще при регистрации можно указать несколько, чтобы охватить все предполагаемые виды деятельности.
Но бывает, что новое направление деятельности предприниматель придумывает уже после регистрации. Например, вы открыли магазин с автозапчастями, а потом решили расшириться и заняться еще и ремонтом авто. Но если при регистрации вы не указывали ОКВЭД на эту дополнительную деятельность, заниматься ей и получать за нее деньги незаконно.
Штрафы за деятельность без ОКВЭД
Если организация выполняет работы не по указанным кодам ОКВЭД, налоговая привлекает ее к административной ответственности по статье 14.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ и выписывает штраф:
5 000–10 000 рублей, если уведомление о новом ОКВЭД вообще не было подано.
5 000 рублей, если заявление было подано несвоевременно, то есть позже, чем в течение 3 рабочих дней после начала новой деятельности.
Если налоговая обнаружит несколько незарегистрированных видов деятельности, то протокол и штраф выпишут по каждому.
Проблемы с контрагентами
Налоговой не всегда удается узнать, что вы ведете деятельность по неправильному ОКВЭД, так что штрафы на практике выписывают не слишком часто. Но вот в отношениях с контрагентами неверный ОКВЭД может помешать.
Крупные компании обычно проверяют выписку потенциального партнера по бизнесу из госреестра. И если ОКВЭД неправильный, они просто не станут заключать договор — организация, которая не регистрирует свою деятельность, выглядит неблагонадежной и мошеннической.
Если организация участвует в госзакупках, несоответствие кодов ОКВЭД тоже может быть проблемой. В суд никто подавать не будет, но заявку точно отклонят, если в выписке не будет соответствующей деятельности.
Проблемы с банками
Некоторые банки проверяют сведения о своих клиентах и следят за деятельностью, которую они фактически осуществляют. Если на счет поступают деньги за товары или услуги, не предусмотренные ОКВЭД, банк может потребовать документы по сделке, заблокировать операцию или даже весь счет. Скорее всего, его удастся разблокировать без суда и других сложностей, но придется потратить время и силы.
Отказ в вычетах по НДС
Если организация закупает продукты или инструменты для своего бизнеса, она может подать документы на налоговый вычет. Но если налоговой покажется, что предметы сделки не нужны для бизнеса, в вычете она может отказать. Как правило, такое происходит именно из-за неправильных ОКВЭД. К примеру, организация закупает фуры, хотя по кодам вроде бы не должна ни использовать, ни продавать этот транспорт.
Обычно справедливость удается восстановить в суде, и вычет все-таки делают, но это лишняя трата времени и сил — проще заранее внести коды в реестр.
Как сделать все по закону
Добавить новый код ОКВЭД очень просто — нужно предоставить заявление в налоговую по месту нахождения организации. ООО заполняют заявление по форме Р14001, ИП — по форме Р24001. В случае с ООО нужно заверить заявление у нотариуса. После этого достаточно будет просто отдать заявление в налоговую лично или отправить по почте, заверив квалифицированной электронной подписью.
В заявлении можно не только добавить новые коды, но и убрать старые, уже ненужные. За добавление кодов ОКВЭД не нужно платить пошлину.
Если вы работаете на патенте или упрощенке, а новый ОКВЭД несовместим с этими системами, придется выбирать — отказываться от деятельности или менять систему налогообложения. Поэтому важно все посчитать и убедиться, что новая деятельность в таком случае принесет больше денег, чем придется переплатить по налогам.
Если же новая деятельность совместима с вашей системой налогообложения, никаких проблем нет — нужно просто подать заявление и работать дальше, без штрафов за ОКВЭД от государства и недоверия контрагентов.
Источник
Если деятельность не соответствует заявленному ОКВЭД
Письмо Федеральной налоговой службы № СА-17-2/229@ от 22.08.2019
ФНС подтвердила, что присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не создает для нее препятствия работать в иных сферах.
Судя по лаконичному ответу налоговиков, один из контрагентов некой фирмы сделал о ней запрос в ФНС. Возможно, он находится в раздумьях, продолжать ли с ней сотрудничество и решил узнать подробности проводимой у нее налоговой проверки. Также его, видимо, насторожило то, что заявленные ею коды по ОКВЭД не соответствуют видам деятельности, которые она фактически ведет. Что ответили налоговики?
О налоговой тайне
Налоговой тайне посвящена статья 102 НК РФ.
Большая часть информации, которой обладают налоговые органы в отношении участников налоговых правоотношений, охраняется законодательством. К ней относится любая конфиденциальная информация, информация, составляющая коммерческую, банковскую, страховую тайну и т.п. Эта информация предназначена только для использования налоговыми органами и только для целей налогового контроля.
В отношении такой информации НК РФ установлен правовой режим налоговой тайны.
Он формируется за счет сведений, полученных налоговым органом при исполнении им своих полномочий.
Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике. Они поступают от самого налогоплательщика или от других лиц — от банков, налоговых агентов, экспертов, свидетелей и т.д.
При этом за пределы налоговой тайны выводятся:
- общедоступная информация о налогоплательщике, в том числе ставшая таковою с его согласия. К общедоступной информации, в частности, относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен;
- об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН);
- о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
- сведения, предоставляемые налоговым, таможенным или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами о взаимном сотрудничестве между налоговыми, таможенными или правоохранительными органами;
- о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками;
- об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков.
Таким образом, режим налоговой тайны запрещает налоговым органам предоставлять третьим лицам сведения в отношении налогоплательщиков, в том числе о проводимых налоговым органом контрольных мероприятиях.
Риски несоответствия кодам ОКВЭД
Организации и предприниматели при регистрации указывают в своих заявлениях
предполагаемые виды деятельности. Их берут из классификатора ОКВЭД, в котором имеется описание и кодирование видов экономической деятельности (см. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2017 № 15АП-14160/17).
Информация о видах деятельности юрлиц и ИП вносится в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП в виде кодов по ОКВЭД.
Однако в процессе ведения бизнеса бывает необходимо сменить направление
деятельности. ФНС разъяснила, что закон прямо не запрещает вести деятельность, которая не соответствует заявленным кодам по ОКВЭД.
Так-то оно так, но на практике, о чем ФНС не написала в своем письме, тех, кто не
позаботился об изменении или добавлении новых кодов ОКВЭД в госреестр, могут ждать довольно неприятные последствия. По крайней мере – судебные разборки. И если спорить в суде в ваши планы не входит, то лучше заранее «подстелить соломки», добавить коды в реестр или удалить лишние.
Так, могут отказать в вычетах НДС, если код ОКВЭД не соответствует виду закупаемых товаров.
Вы получите отказ в переходе на ЕНВД или ПСН, если не заявляли при регистрации соответствующий вид деятельности.
Налоговики могут потребовать платить налоги по общей системе и предоставлять по ним декларации, если вы, работая на «вмененке», не убрали из ЕГРЮЛ виды деятельности, не подпадающие под этот спецрежим. За несдачу отчетов по НДС и налогу на прибыль (даже нулевых) вам могут выписать штраф или даже заблокировать счет.
На титульном листе декларации по ЕНВД или УСН код ОКВЭД должен соответствовать той деятельности, по которой вы отчитываетесь. Если коды перепутать, то инспекторы могут доначислить налоги.
Ну и, наконец, если ваш клиент проявляет должную осмотрительность, запрашивает у вас пакет документов и не находит в выписке из госреестра код деятельности, соответствующий предстоящей сделке, вы рискуете его потерять. А вместе с ним и часть своих доходов.
Как избежать проблем
Чтобы избежать перечисленных проблем, все же стоит внести изменения в госреестр. То есть добавить необходимые или исключить ненужные коды ОКВЭД.
Для этого в инспекцию нужно подать заявление:
- организации — по форме № Р14001 с заполненным листом «Ж» (если коды добавляются) или «З» (если коды исключаются);
- ИП — по форме № Р24001 с заполненным листом «И» (если коды добавляются) либо «К» (если коды исключаются).
Кстати, обязанность сообщить в инспекцию об изменении видов деятельности в трехдневный срок прямо установлена пунктом 5 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». За неисполнение для руководителя организации и ИП даже предусмотрена административная ответственность по статье 14.25 КоАП РФ:
- при нарушении сроков уведомления, т.е. когда оно подано позже, чем через три дня, — предупреждение либо штраф в размере 5000 рублей;
- если уведомление о новом ОКВЭД не было подано вовсе, — штраф от 5000 до 10 000 рублей.
Заметим: чтобы привлечь к этой ответственности, ИФНС должна обнаружить нарушения в пределах 2 месяцев и 3 дней с начала ведения новой деятельности. Выполнить это условие непросто. Хотя бы потому, что понятие начала ведения деятельности нигде не прописано.
Тем не менее, об изменениях видов деятельности и их кодов по ОКВЭД разумнее сообщать.
Поделиться
Распечатать
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала
Источник
Компания не работает по оквэд
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Организация относится к пострадавшим от коронавируса отраслям, но не по основному, а по дополнительным кодам ОКВЭД. Фактическая деятельность на 100% осуществлялась в пострадавшей сфере — организация мероприятий, что может быть подтверждено регистрами учета и копиями договоров.
Есть ли случаи включения таких компаний в список организаций, которым оказывается государственная поддержка путем подтверждения фактического вида деятельности? Куда нужно обращаться?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Рассчитывать на установленные нормативно-правовыми актами меры поддержки в связи с распространением коронавирусной инфекции в основном могут только те организации и ИП, у которых на 1 марта 2020 года вид деятельности, код которого попадает в Перечень N 434, является основным. Наличие в ЕГРЮЛ и ЕГРИП кодов ОКВЭД, попавших в Перечень N 434, но указанных в качестве дополнительных видов деятельности, не дает организации права претендовать на антикризисные меры поддержки (за исключением тех, для получения которых вид деятельности роли не играет).
Практика оспаривания приведенных норм закона, в том числе с помощью суда, в настоящее время не сформировалась, возможно, она появится чуть позже. С предложениями о внесении поправок в рассмотренные нормативно-правовые акты, на наш взгляд, можно обратиться в Минфин России и ФНС России.
Обоснование вывода:
На основании поручений Президента РФ в связи с ситуацией, связанной с распространением коронавируса, в апреле 2020 года Правительством РФ и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в законодательные и иные нормативные правовые акты РФ вносились изменения, предусматривающие различные антикризисные меры. В частности изданы:
— постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (далее — Постановление N 409);
— постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 422 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости» (далее — Правила, утвержденные Постановлением N 422);
— постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников» (далее — Постановление N 428);
— постановление Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее Правила, утвержденные Постановлением N 576).
Указанными нормативно-правовыми актами предусмотрены различные меры поддержки, основная их масса предназначена для организаций и ИП, которые ведут деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. На сегодняшний день основной перечень таких отраслей российской экономики утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 (далее — Перечень N 434). Кроме того, для целей получения отсрочки по определенным видам налоговых платежей отдельный перечень видов деятельности, пострадавших от коронавирусной инфекции, утвержден Постановление N 409 (см. Приложение).
При этом все перечисленные нормативно-правовые акты содержат условие о том, что в целях получения предусмотренных в них видов поддержки осуществление организациями и ИП деятельности по соответствующему виду экономической деятельности определяется по коду основного вида деятельности, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 года (п. 1 Правил, утвержденных Постановлением N 576, п. 2 Постановления N 409, п. 4 Постановления N 428, п.п. 7.1-8 Правил, утвержденных Постановлением N 422).
Еще раз подчеркиваем, что формулировка «по основному виду экономической деятельности» — это дословная формулировка, используемая в текстах приведенных нормативно-правовых актов. Соответственно, рассчитывать на установленные данными нормативно-правовыми актами меры поддержки в связи с распространением коронавирусной инфекции могут только те организации и ИП, у которых на 1 марта 2020 года вид деятельности, код которого попадает в Перечень N 434, является основным. Используемые в текстах рассматриваемых постановлений Правительства формулировки не допускает какого-либо иного трактования этого условия. Поэтому наличие в ЕГРЮЛ и ЕГРИП кодов ОКВЭД, попавших в Перечень N 434, но указанных в качестве дополнительных видов деятельности, не дает организации права претендовать на антикризисные меры поддержки.
Практика оспаривания приведенных норм закона, в том числе с помощью суда, в настоящее время не сформировалась, возможно, она появится чуть позже. С предложениями о внесении поправок в рассмотренные нормативно-правовые акты, на наш взгляд, можно обратиться в Минфин России и ФНС России. Как показывает практика, представители этих структур учитывают обращения, поступающие от налогоплательщиков в своей работе. Так, например, руководителем ФНС России Д.В. Егоровым 13 мая 2020 года на совещании в Правительстве РФ о социально-экономической ситуации, говоря о программе по выплате субсидий субъектам МСП, пострадавшим от коронавируса, в частности было сказано следующее:
«При этом мы обрабатываем также обратную связь, у нас более тысячи различных заявлений налогоплательщиков. Также смотрим, что в наших информационных ресурсах происходит. Что здесь мы наблюдаем? У нас возникло три точки напряжения, по которым налогоплательщики задавали большое количество вопросов. Первая точка — это вопросы по ОКВЭД, видам экономической деятельности. И наибольшее количество запросов касалось ситуации, когда не был включён код ОКВЭД 47.19, то есть Торговля розничная прочая. Хочу поблагодарить коллег из Правительства: за ночь всё отработали, и уже сегодня с утра вышло новое постановление Правительства. Мы сейчас срочно дорабатываем систему, и налогоплательщики с этим кодом вида экономической деятельности также смогут принять участие в программе. Таким образом, более 74 тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей добавилось к программе.
Второй вопрос, который возникал у налогоплательщиков, это ситуация, когда у нас критерий падения численности в апреле и в мае не более 10%. При этом, если мы возьмём компанию, например, со штатом 9 сотрудников, то, даже если один человек увольняется, в этом случае компания уже не может претендовать на помощь. Тоже спасибо за быструю реакцию: сегодня вышло постановление, согласно которому в расчёт добавляется и один человек, в любом случае такая компания или такой индивидуальный предприниматель будет иметь право на получение помощи».
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник