- Кто не может работать лаборантом
- Письмо Министерства здравоохранения РФ от 21 августа 2017 г. N 16-3/10/2-5813 Об отнесении должности «Медицинский лабораторный техник (Фельдшер-лаборант)» к 3 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Средний медицинский и фармацевтический персонал»
- Обзор документа
- Лаборант
- Кто такой лаборант
- Какими личностными качествами должен обладать лаборант
- Преимущества профессии лаборант
- Недостатки профессии лаборант
- Где можно получить профессию лаборант
Кто не может работать лаборантом
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 21 августа 2017 г. N 16-3/10/2-5813 Об отнесении должности «Медицинский лабораторный техник (Фельдшер-лаборант)» к 3 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Средний медицинский и фармацевтический персонал»
В связи с принятием приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 233н Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации сообщает следующее.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 233н внесены изменения в профессиональную квалификационную группу «Средний медицинский и фармацевтический персонал», утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 526, в части отнесения к 3 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Средний медицинский и фармацевтический персонал» должности «Медицинский лабораторный техник (Фельдшер-лаборант)» по следующим основаниям.
Положением «О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19 декабря 1994 г. N 286, предусмотрено, что подготовка специалистов с квалификацией «Фельдшер-лаборант» ведется до перехода на обучение по программе для «Медицинского лабораторного техника».
Подготовка работников по специальностям среднего профессионального образования по квалификации «Медицинский лабораторный техник» начата с введением в действие государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 17 июня 1997 г. N 1216.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 декабря 1997 г. N 380 «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» в целях совершенствования деятельности службы клинической лабораторной диагностики, руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации было поручено привести наименования должностей медицинского персонала клинико-диагностических лабораторий в соответствие с указанным приказом.
Указанным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 декабря 1997 г. N 380 утверждено Положение о медицинском лабораторном технике (Приложение N 6), согласно которому на должность «Медицинского лабораторного техника» назначается специалист, имеющий среднее медицинское образование по специальности «Лабораторная диагностика» и квалификацию «Медицинский лабораторный техник» («Фельдшер-лаборант»).
Таким образом, это одна должность с двойным наименованием и в рамках приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 526 должность «Фельдшер-лаборант» была ошибочно отнесена к 4 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Средний медицинский и фармацевтический персонал».
В соответствии с ранее действовавшими «Тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников здравоохранения Российской Федерации» (Приложение N 2), утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 августа 1997 г. N 43, по должности «Фельдшер-лаборант (медицинский лабораторный техник)» требованиями к квалификации предусмотрено среднее медицинское образование по специальности «Лабораторное дело», с установлением размеров должностных окладов по 8-11 разряду Единой тарифной сетки.
Критерии отнесения должностей к профессионально-квалификационным группам утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам», в соответствии с которым должности, входящие в одну профессиональную квалификационную группу, могут быть структурированы по квалификационным уровням этой группы в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки.
Требованиями к квалификации, установленными Квалификационными характеристиками, включенными в Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н (далее — Справочник), по должности «Фельдшер-лаборант (медицинский лабораторный техник)» предусмотрено наличие среднего профессионального образования по специальности «Лабораторная диагностика» и сертификат специалиста по специальности «Лабораторная диагностика», «Гистология», «Лабораторное дело», «Судебно-медицинская экспертиза» без предъявления требований к стажу работы.
По должности фельдшер, отнесенной к 4 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Средний медицинский и фармацевтический персонал», требуется среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело».
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. N 514 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности Лечебное дело» сроки получения среднего профессионального образования по специальности «Лечебное дело» составляет 3 года 10 месяцев.
В то же время в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 970 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Лабораторная диагностика» сроки получения среднего профессионального образования по специальности «Лабораторная диагностика» составляет 2 года 10 месяцев.
Кроме того, в соответствии с указанным Справочником, оказание фельдшером лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи, первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях, диагностирование типичных случаев наиболее часто встречающихся заболеваний и назначение лечения, используя при этом современные методы терапии и профилактики заболеваний, выписка рецептов, оказание доврачебной помощи, ассистирование врачу при операциях и сложных процедурах, прием нормальных родов, организация и проведение противоэпидемических мероприятий, организация и проведение диспансерного наблюдения за различными группами населения (дети; подростки; беременные женщины; участники и инвалиды войн; пациенты, перенесшие острые заболевания; пациенты, страдающие хроническими заболеваниями), организация и проведение профилактических прививок детям и взрослым, экспертиза временной нетрудоспособности и др. или выполняемые операционной медицинской сестрой, медицинской сестрой — анестезистом и др., также отнесенных к 4 квалификационному уровню, таких функций, как например, участие в хирургических операциях, осуществление раннего послеоперационного ухода за пациентом, профилактика послеоперационных осложнений в ходе и после операций, являются более сложными по сравнению с проведением химических макро- и микроскопических исследований биологического материала крови, желудочного содержимого, спинномозговой жидкости, выпотных жидкостей, исследование отделяемого, гельминтно-овоскопического исследования, используя методы исследования геморрагического синдрома, технику бактериологических и серологических исследований, осуществляемыми «Фельдшером-лаборантом (медицинским лабораторным техником)».
Таким образом, исходя из требований к образованию и сложности трудовой функции, должность «Медицинский лабораторный техник (Фельдшер-лаборант)» отнесена к 3 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группе «Средний медицинский и фармацевтический персонал», а такие должности как акушерка, фельдшер, операционная медицинская сестра, медицинская сестра — анестезист и др. — к 4 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Средний медицинский и фармацевтический персонал», утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 526.
Учитывая изложенное, поскольку в ранее действовавших Номенклатурах, других нормативных правовых актах, а также действующей в настоящее время Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации 20 декабря 2012 г. N 1183н, предусмотрено двойное наименование должности, для включения (сохранения) в штатном расписании медицинской организации должности «Фельдшер-лаборант» оснований не имеется.
При составлении штатного расписания медицинской организации необходимо руководствоваться Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1183н.
Предложенное Министерством здравоохранения Российской Федерации изменение в профессиональную квалификационную группу «Средний медицинский и фармацевтический персонал», утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 526, обсуждалось на совещании, которое состоялось в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации 25 мая 2016 года с участием представителей Министерства здравоохранения Российской Федерации, Центрального комитета профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации и Национальной медицинской палаты.
С учетом состоявшегося обсуждения была достигнута договоренность о внесении вышеуказанного изменения.
Таким образом, в случае установления размеров должностных окладов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп в системах оплаты труда размер должностного оклада для работников, занимающих должность «Медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант)» устанавливается по 3 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Средний медицинский и фармацевтический персонал».
Для медицинских работников клинико-диагностических лабораторий, которым размер должностного оклада был установлен по 4 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Средний медицинский и фармацевтический персонал), возможно либо сохранение прежних размеров должностных окладов в рамках длящихся правоотношений, либо компенсирование разницы в размерах должностных окладов за счет выплат стимулирующего характера в целях недопущения снижения достигнутого уровня заработной платы, либо повышения окладов в рамках повышения оплаты труда медицинских работников.
Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждениях устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Заработная плата работника# работников включает тарифные ставки, оклады, доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, премии (статьи 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обладают необходимыми полномочиями для повышения оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации, и вышеуказанный приказ не является ограничением при установлении размеров оплаты труда.
Кроме того, следует отметить, что при повышении оплаты труда медицинских работников в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год, утвержденных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений предлагается органам власти всех уровней проводить работу по увеличению доли выплат по окладам в структуре заработной платы работников.
И.Н. Каграманян |
Обзор документа
Даны разъяснения по вопросу оплаты труда и отнесения к профессиональной квалификационной группе должности «фельдшер-лаборант».
Данная должность исключена из четвертого квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы «Средний медицинский и фармацевтический персонал». Она отнесена к третьему уровню.
При составлении штатного расписания рекомендуется руководствоваться Номенклатурой должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1183н, которой предусмотрена должность «медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант)».
Для медицинских работников клинико-диагностических лабораторий, которым размер должностного оклада был установлен по четвертому уровню, возможно либо сохранение прежних размеров должностных окладов в рамках длящихся правоотношений, либо компенсация разницы за счет стимулирующих выплат, либо повышение окладов в рамках увеличения оплаты труда медработников.
Источник
Лаборант
Работа лаборантом — это узкоспециализированное направление деятельности, где подготовка и профессиональные обязанности специалистов зависят от сферы применения знаний и навыков. Именно об этой, на первый взгляд простой и понятной профессии, мы сегодня и предлагаем поговорить.
Если успешность мужчины во многом зависит от женщины, которая находится рядом с ним и помогает ему во всех его начинаниях (а иногда и направляет на правильный путь), то успех в работе ученого, медика или педагога в определенной степени зависит от качества работы лаборанта.
Название профессии подразумевает, что лаборант выполняет ряд рутинных технических задач, анализов и экспериментов в лабораторных условиях. Он может работать в различных областях, включая судебную экспертизу, здравоохранение и производство.
В целом же это узкоспециализированное направление деятельности, где подготовка и профессиональные обязанности специалистов зависят от сферы применения знаний и навыков. Именно об этой, на первый взгляд простой и понятной профессии, мы сегодня и предлагаем поговорить.
Кто такой лаборант
Лаборант или лабораторный техник – научно-технический сотрудник лаборатории медицинского, учебного или научного учреждения. Он выполняет практическую работу в области научных исследований, разработок и анализа. Достаточно часто лаборанты работают в тесном сотрудничестве с учеными-естествоиспытателями и инженерами в исследовательских, опытно-конструкторских и производственных лабораториях.
Впервые лаборанты появились в клинических лабораториях незадолго до первой мировой войны. В течение военного времени и в последующие годы возникла критическая нехватка подготовленных лабораторных кадров. Чтобы выйти из этой кризисной ситуации, патологи нанимали молодых женщин, которые после обучения на месте могли делать простые лабораторные анализы.
Сегодня лаборанты работают с самым современным и сложным лабораторным и компьютерным оборудованием в контролируемых условиях. Они планируют работу и эксперименты, оценивают результаты, проводят качественный и количественный анализ (спектроскопия, хроматография, гравиметрия, титриметрия, фотометрия) на неорганических и органических веществах. Поэтому подготовку специалистов по этому направлению, при всем желании, невозможно провести «на месте» (особенно, если речь идет о лаборанте, которому будет работать в бактериологических лабораториях или проводить опыты с радиоактивными веществами).
Потенциальные работодатели лаборантов:
- Экологические агентства;
- Специализированные исследовательские организации;
- Университеты;
- Больницы и клиники;
- Банки крови;
- Государственная служба;
- Водные компании;
- Фармацевтические компании;
- Химические компании;
- Производства пищевых продуктов и напитков;
- Лаборант медицинской лаборатории.
Роль лаборанта разнообразна. Помимо технических аспектов она включает существенный канцелярский элемент. Для отбора проб и тестирования требуется вести документацию по результатам работы. Дополнительно к записям отдельных результатов специалисты должны иметь всю систему данных на своих местах работы, отслеживать и регистрировать входящие и исходящие лабораторные отчеты и регулярно составлять статистические отчеты.
Среди основных обязанностей лабораторных техников можно выделить:
- забор и подготовка/тестирование образцов;
- подготовка и обслуживание лабораторного оборудования;
- составление химических растворов;
- создание запасов «культуральных сред» (используются для выращивания микроорганизмов при тестировании образцов);
- флеботомия/венепунктура;
- маркировка и сортировка образцов тканей;
- разделение крови на фракции;
- подготовка и анализ материалов контроля качества;
- ведение запасов расходных материалов;
- стерилизация оборудования;
- утилизация химических или биологических отходов;
- ввод данных пациентов в компьютерные системы;
- создание письменных отчетов и устных обзоров о результатах тестирования;
- ведение и регистрация записей.
Карьера лаборанта – это, прежде всего, работа с пробирками, микроскопами и высокотехнологическим оборудованием. Но поскольку существует несколько типов лабораторных технологий, то среди большого выбора специализаций каждый сможет найти наиболее подходящую.
Какими личностными качествами должен обладать лаборант
Главный критерий, определяющий настоящего специалиста – у сотрудника лаборатории должен присутствовать интерес к науке. Несмотря на то, что он выполняет менее сложные или углубленные лабораторные работы, чем технолог, и не проводит самостоятельно исследования как таковые, ему необходим достаточный запас знаний в области химии, биологии, биохимии, микробиологии и физики.
Компьютерная грамотность включает знание соответствующего программного обеспечения (программное обеспечение электронных медицинских записей, лабораторная информационная система), умение пользоваться базами данных, электронными таблицами и программами обработки тестов.
Лаборанту, которому приходится работать с мельчайшими веществами и сложным техническим оборудованием, необходимо хорошее зрение, ловкость и физическая выносливость. Он должен обладать сильными аналитическими способностями, навыками критического мышления, ориентированностью на детали (небольшие изменения в показаниях теста могут повлиять на его интерпретацию). Поскольку в лабораторных условиях работают и другие специалисты, эффективные коммуникативные навыки – очень важное качество.
Преимущества профессии лаборант
Работа лаборанта очень важна как для развития прогресса, так и для каждого отдельно взятого жителя нашей планеты. Во многих случаях его работа ведет к сохранению здоровья человека. От работы лабораторного техника во много зависит качество проводимых в лаборатории исследований, что не может не вызывать у специалистов законного чувства гордости.
При этом обучение специальности довольно несложное, а работа приносит глубокое чувство удовлетворения тем, кто любит науку и готов помогать другим. В среднем по России заработная плата лаборанта относительно скромная (25 000 рублей), но профессия открывает возможности для дальнейшего обучения и роста карьеры, например, к технологу лаборатории. Если же лаборант работает с вредными веществами, то он может рассчитывать на доплату «за вредность», что может стать существенной прибавкой к зарплате.
Преимуществом профессии можно считать и тот факт, что лаборант всегда может найти работу, поскольку специалисты этой сферы деятельности стабильно востребованы. Кроме того, с развитием технологий ожидается расширение рынка труда для лабораторных техников. Этот фактор предполагает больше гибкости при принятии решения, в каком конкретном учреждении хотелось бы работать или специализироваться. При этом специализация может привести к увеличению потенциала заработка в течение карьеры.
Недостатки профессии лаборант
Работа лаборанта относится к достаточно сложным сферам деятельности, особенно если специалисту приходится общаться с требовательными врачами или работать с ядовитыми веществами.
Если же говорить об условиях труда лабораторного техника, то это долгие часы интенсивной концентрации и нахождение в одном положении. В зависимости от потребностей работодателя возможен ненормированный график.
Профессия включает многие риски. Лаборант может соприкасаться с потенциально инфекционными физическими жидкостями через случайные проколы кожи иглой или пролития образцов и таким образом он постоянно подвержен риску заболевания. Специалист может подвергнуться воздействию опасных химических веществ, выделяющих вредные пары и неприятные запахи, готовя образцы для анализов, обрабатывая отходы и стерилизуя оборудование.
Где можно получить профессию лаборант
Несмотря на то, что профессия лаборант считается второстепенной, обучение этой специальности может стать хорошим началом для карьерного роста. Тем более, что начать работу можно сразу же после окончания средне-профессиональной образовательной организации. Чтобы поступить в колледж, на базе которого готовят лаборантов, ученику средней школы необходимо особое внимание уделить таким предметам, как биология, микробиология, химия, математика и информатика.
Однако нужно понимать, что средне-специального образования будет недостаточно, если вы захотите, например, работать в крупных исследовательских лабораториях или стать технологом. Для продвижения по карьерной лестнице и трудоустройства на высокооплачиваемую должность вам не обойтись без высшего образования.
При поступлении в ВУЗ лучше всего выбрать очную программу обучения, которая дала бы возможность получить практический опыт в лабораторных условиях, чтобы уже на начальном этапе можно было применять теоретические познания и в дальнейшем совершенствовать свои навыки. Даже небольшой практический опыт делает соискателя более привлекательным кандидатом в глазах работодателя.
Лаборанты, имеющие среднее профессиональное образование, зачисляются на второй курс профильных университетов.
Лучшими образовательными учреждениями, которые готовят специалистов лабораторной диагностики, являются:
- Ставропольский государственный аграрный университет
- Белгородский государственный национальный исследовательский университет
- Тувинский государственный университет
- Курский государственный медицинский университет МЗ РФ
- Усть-Илимский филиал ВСГТУ
Источник