- Минздрав России: санитаркой и младшей медсестрой можно работать только после профобучения
- Должностная инструкция медицинской сестры
- Образец должностной инструкции медицинской сестры
- 1. Общий раздел
- 2. Обязанности
- 3. Ответственность
- 4. Права
- 5. Условия труда
- Специфика документа
- Что нужно помнить при составлении инструкции
- Основные положения
- Функции
- Должностная ответственность
- Права
- Дополнительные разделы
- Роспотребнадзор
- Роспотребнадзор
- Организация медицинского обслуживания в детских образовательных учреждениях (для врачей и средних медицинских работников доу и школ) — RSS
- Организация медицинского обслуживания в детских образовательных учреждениях (для врачей и средних медицинских работников доу и школ)
- ОРГАНИЗАЦИЯ медицинского обслуживания в детских образовательных учреждениях (для врачей и средних медицинских работников ДОУ и школ)
Минздрав России: санитаркой и младшей медсестрой можно работать только после профобучения
BiancoBlue / Depositphotos.com |
Минздрав России обратил внимание, что работать в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными, в должности санитара (санитарки) могут медицинские работники, прошедшие профессиональное обучение в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Младший медицинский персонал» (письмо Минздрава России от 21 ноября 2018 г. № 16-5/2125907).
Согласно упомянутому стандарту, работнику для осуществления профессиональной деятельности в должности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» необходимы:
- среднее общее образование + профобучение по должности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»,
- или среднее профобразование по специальностям «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» + образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) по должности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными».
Более 1200 профессиональных стандартов в нашей бизнес-справке
Работник, занимающий должность «Санитар (санитарка)», должен иметь среднее общее образование и профобучение по должности «Санитар».
Однако сроки обучения по указанным должностям профстандарт не устанавливает.
Источник
Должностная инструкция медицинской сестры
Должностная инструкция медицинской сестры необходима для систематизации обязанностей сотрудницы, перечисления списка ее прав и описания прочих рабочих аспектов. Несмотря на отсутствие в законодательстве требований о наличии ДИ, этот документ является неотъемлемой составляющей трудового делопроизводства большинства работодателей.
Образец должностной инструкции медицинской сестры
1. Общий раздел
- Лицо, которое претендует на позицию медицинской сестры, должно соответствовать следующим стандартам:
- среднее медицинское образование по профилю «Сестринское дело»;
- опыт практики или работы в медучреждениях от 0,5 лет.
- Медицинская сестра состоит в подчинении у главной медсестры.
- Во время отсутствия медицинской сестры её функции передаются главной медсестрой другой работнице отделения, в заранее определенном порядке.
- Медицинская сестра должна обладать комплексом навыков и знаний в:
- законодательстве, регулирующем сферу здравоохранения, в пределах своей компетенции;
- основных приемах оказания первоочередной помощи;
- нормах санитарии во врачебных помещениях;
- нормах ухода за больными;
- нормативах ухода за медицинским инвентарем;
- применении и дозировке основных лекарственных средств, в пределах своих обязанностей;
- этических правилах, применяемых в медучреждениях;
- правилах оформления больничной документации;
- организационной структуре и внутренних правилах медучреждения;
- нормах безопасности в медучреждении.
- Медицинская сестра руководствуется:
- отраслевыми законами;
- документацией медучреждения;
- содержанием данной инструкции.
2. Обязанности
- Помощь врачам и старшим медсестрам в уходе за пациентами и проведении соответствующих лечебных процедур.
- Надзор за пациентами и донесение информации руководству об изменении их состояния.
- Оказание помощи больным по их просьбе, в пределах своих навыков.
- Поддержание в чистоте и порядке доверенного медицинского инвентаря.
- Прием, учет и хранение доверенных лекарственных препаратов.
- Поддержание собственного аккуратного внешнего вида.
- Мониторинг соблюдения больными действующих правил медучреждения.
- Самостоятельное выполнение положенных лечебных процедур.
- Заполнение требуемых документов.
- Помощь коллегам в поддержании чистоты в учреждении, а также в проведении профилактических лечебных мероприятий.
3. Ответственность
Медицинская сестра может привлекаться к ответственности в следующих случаях:
- За причинение ущерба медучреждению — в соответствии с действующим законодательством.
- За действия, повлекшие тяжелые негативные последствия для пациентов, — в пределах, заданных в соответствующем законодательстве.
- За ненадлежащее выполнение своих функций, — в границах, которые даны в соответствующих разделах трудового законодательства.
- За нарушения законов, которые были допущены на рабочем месте — в пределах, прописанных в соответствующих разделах законодательства.
4. Права
Медицинская сестра обладает следующим комплексом прав:
- Вносить предложения для руководства по улучшению рабочих процессов в своей области.
- Участвовать в собраниях персонала медучреждения.
- Улучшать свою медицинскую квалификацию в порядке, установленном соответствующими документами.
- Требовать от руководства медучреждения обеспечения инвентарем, спецодеждой, лекарствами и другими ресурсами, необходимыми для выполнения должностных обязанностей.
- Получать от коллег данные, которые необходимы для эффективного выполнения должностных функций.
5. Условия труда
- Рабочий график медицинской сестры определяется в соответствии с соответствующими документами медучреждения, по принципам, закреплённым в трудовом законодательстве.
- По мере достижения заранее оговоренных показателей медицинской сестре обеспечиваются премиальные выплаты.
- Специалистка может быть отправлена работать на выезде в случаях, определенных соответствующими внутренними документами.
- Медицинская сестра может принимать участие в работе профессиональных медицинских организаций.
Специфика документа
Данный документ необходим для описания основных моментов делового взаимодействия специалиста с его нанимателем. Качественно изложенное содержимое инструкции поможет сторонам конструктивно урегулировать разногласия, не доводя дело до конфликтов и судебного разбирательства.
Медсестра, опираясь на содержимое инструкции, сможет спокойно планировать врачебные процедуры. Она может быть уверена, что её не заставят выполнять работы, не предусмотренные в данном документе. Руководству медучреждения инструкция нужна для формализации содержания рабочего процесса специалистов, что избавляет от необходимости их мелочного контроля. Обе стороны смогут в случае необходимости взаимодействовать, опираясь на пункты данного документа.
Что нужно помнить при составлении инструкции
В отечественных законах до сих пор не прописаны принципы составления инструкции. В результате содержание данного документа адаптируется под нужды конкретного нанимателя. Но форма инструкции подстраивается под определенный неформальный стандарт. По этому стандарту в инструкцию входят четыре основных раздела, которые могут дополняться работодателем.
Стандартные разделы инструкции:
Дополнительно к этим разделам могут добавляться и те, в которых описываются отдельные аспекты работы в силу их важности для работодателя. Обычно дополнительно могут прописываться должностные связи, условия труда и параметры оценки работника. Эти дополнительные разделы популярны у крупных работодателей, а также в тех учреждениях, которые обладают специфическими особенностями.
Основные положения
С этого раздела, в котором дается описание базовых принципов рабочих отношений, и начинается любая должностная инструкция. В разделе содержатся требования к квалификации медсестры, кому она подчиняется, кто её замещает и прочие базовые моменты, необходимые в работе.
Особое внимание в разделе уделено навыкам, которые требуются от специалистки. В зависимости от врачебного профиля медучреждения и других факторов данные навыки могут сильно отличаться для разных медсестер.
Важно! От медсестры общего профиля, как правило, требуется законченное образование по профилю «Сестринское дело». Но в конкретном отделении (палатная медсестра, стоматологический кабинет и пр.) именно такой профиль и не обязателен — пойдет и другое законченное медицинское образование, соответствующее должностным обязанностям.
Функции
Сюда включают перечень должностных обязанностей медсестры. Они связаны с помощью врачу, самостоятельному проведению базовых медицинских процедур, уходу за больными и других моментов в её зоне ответственности. Спектр функций может быть несколько изменён в зависимости от таких факторов, как количество персонала, в каком именно отделении работает медсестра, профиля медучреждения.
Важно! Нужно помнить, что если прописываются дополнительные обязанности, то им должны соответствовать и навыки, перечисленные в первом разделе.
Должностная ответственность
Тоже довольно типовой раздел, в который включают 3-4 пункта об ответственности за основные нарушения. Сами нарушения и меры ответственности за них описываются в максимально общем виде, так как конкретное наказание может быть определено лишь в процессах трудовых и юридических разбирательств.
Права
В данном разделе перечисляются права специалистки. По разным медучреждениям права даются типовые, но могут различаться некоторые второстепенные моменты, зависящие от типа медучреждения, на чем оно специализируется и от других факторов.
Дополнительные разделы
Добавление этих разделов полностью зависит от работодателя. Если есть какие-то особые льготы и условия, то можно добавить раздел про условия труда. Для медсестры в нем можно прописать какие-то льготы, которые добавляются к тем, что гарантированы государством.
Сама инструкция после окончания её написания должна быть согласована с руководством медучреждения. После окончания согласования документ распечатывается на бланке учреждения и подписывается. Свои подписи ставят сама медсестра, руководитель медучреждения и иные лица, если это предусмотрено правилами документооборота. Заверять документ печатью медицинской организации необязательно.
Источник
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Организация медицинского обслуживания в детских образовательных учреждениях (для врачей и средних медицинских работников доу и школ) — RSS
Организация медицинского обслуживания в детских образовательных учреждениях (для врачей и средних медицинских работников доу и школ)
ОРГАНИЗАЦИЯ медицинского обслуживания в детских образовательных учреждениях (для врачей и средних медицинских работников ДОУ и школ)
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях, они устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к размещению, территории, зданию общеобразовательного учреждения, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации, а также организации медицинского обслуживания обучающихся. Весьма важно, чтобы медицинские кабинеты соответствовали нормам по набору помещений и оборудованию. Специалисты Роспотребнадзора осуществляет тесное взаимодействие с органами исполнительной власти в области образования и здравоохранения по созданию условий для соблюдения санитарных правил и улучшению медицинского обслуживания школьников и воспитанников дошкольных учреждений.
Основные требования к организации медицинского обслуживания обучающихся общеобразовательных учреждений регламентированы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.1.3049-13″Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в детских образовательных организациях» и предполагают следующее:
1. Во всех общеобразовательных учреждениях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся.
2. Медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных учреждениях и воспитанников подразделений дошкольного образования следует организовывать и проводить в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
3. Обучающиеся допускают к занятиям в общеобразовательном учреждении после перенесенного заболевания только при наличии справки врача-педиатра.
4. Во всех видах общеобразовательных учреждений организуется работа по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний.
5. С целью выявления педикулеза не реже 4 раз в год после каждых каникул и ежемесячно выборочно (четыре-пять классов) медицинскому персоналу необходимо проводить осмотры детей. Осмотры (волосистой части головы и одежды) проводят в хорошо освещенном помещении, используя лупу и частые гребни. После каждого осмотра гребень обдают крутым кипятком или протирают 70 0 раствором спирта.
6. При обнаружении чесотки и педикулеза обучающиеся на время проведения лечения отстраняются от посещения учреждения. Они могут быть допущены в общеобразовательное учреждение только после завершения всего комплекса лечебно-профилактических мероприятий, подтвержденных справкой от врача.
Вопрос о профилактическом лечении лиц, бывших в контакте с больным чесоткой, решается врачом с учётом эпидемиологической обстановки. К указанному лечению привлекают тех, кто находился в тесном бытовом контакте, а также целые группы, классы, где зарегистрировано несколько случаев заболевания чесоткой или там, где в процессе наблюдения за очагом выявляются новые больные. В организованных коллективах, где профилактическое лечение контактных лиц не проводилось, осмотр кожных покровов обучающихся осуществляют трижды с интервалом в 10 дней.
При выявлении в учреждении чесотки проводят текущую дезинфекцию в соответствии с требованиями территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
7. В классном журнале рекомендуется оформлять лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения об антропометрических данных, группе здоровья, группе занятий физической культурой, состоянии здоровья, рекомендуемом размере учебной мебели, а также медицинские рекомендации.
8. Все работники общеобразовательного учреждения проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. Каждый работник общеобразовательного учреждения должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца.
Работники, уклоняющиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.
9. Педагогические работники общеобразовательных учреждений при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.
Основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые медицинским персоналом в детских образовательных организациях предполагают следующее:
1. В целях профилактики возникновения и распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений медицинские работники проводят:
— медицинские осмотры детей (в том числе на педикулез) при поступлении в дошкольные образовательные организации с целью выявления больных. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой для санации. Прием детей после санации допускается в дошкольные образовательные организации при наличии медицинской справки об отсутствии педикулеза; результаты осмотра заносят в специальный журнал;
— систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья;
— работу по организации профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок;
— распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием;
— информирование руководителей учреждения, воспитателей, методистов по физическому воспитанию о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья;
— сообщение в территориальные учреждения здравоохранения о случае инфекционных и паразитарных заболеваний среди воспитанников и персонала учреждения в течение 2 часов после установления диагноза;
— систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещений, соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом;
— организацию и контроль за проведением профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий,
— работу по организации и проведению профилактической и текущей дезинфекции, а также контроль за полнотой ее проведения;
— работу с персоналом и детьми по формированию здорового образа жизни (организация «дней здоровья», игр, викторин и другие);
— медицинский контроль за организацией физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья;
— контроль за пищеблоком и питанием детей;
— ведение медицинской документации.
2. В целях профилактики контагиозных гельминтозов (энтеробиоза и гименолепидоза) в дошкольных образовательных организациях организуются и проводятся меры по предупреждению передачи возбудителя и оздоровлению источников инвазии.
2.1. Выявление инвазированных контагиозных гельминтозами осуществляется одновременным однократным обследованием всех детей дошкольных образовательных организаций один раз в год.
2.2. Всех выявленных инвазированных регистрируют в журнале для инфекционных заболеваний и проводят медикаментозную терапию.
2.3. При выявлении 20% и более инвазированных острицами среди детей проводят оздоровление всех детей и обслуживающего персонала дошкольных образовательных организаций. Одновременно проводятся мероприятия по выявлению источников заражения острицами и их оздоровление в соответствии с санитарными правилами по профилактике энтеробиозов.
2.4. При регистрации случаев заболеваний среди детей и персонала дошкольных образовательных организаций контагиозными гельминтозами профилактические мероприятия проводят как в период лечения детей, так и ближайшие 3 дня после его окончания. При этом необходимо:
— ежедневно 2 раза (утром и вечером) проводить влажную уборку помещений с применением мыльно-содового раствора;
— провести чистку (очистить с использованием пылесоса) или обработать камерной дезинфекцией (если невозможно облучить бактерицидными лампами в течение 30 минут на расстоянии до 25 см) ковры, дорожки, мягкие игрушки и убрать их до завершения заключительной дезинвазии;
— в течение 3 дней, начиная с первого дня лечения, одеяла, матрацы и подушки обрабатывать пылесосом. Одеяла и постельное белье не допускается встряхивать в помещении;
— в группах круглосуточного пребывания ежедневно менять или проглаживать горячим утюгом нательное, постельное белье и полотенца;
— следить за соблюдением детьми и персоналом правил личной гигиены (ногти на руках детей и персонала должны быть коротко острижены).
2.5. Для профилактики паразитозов проводят лабораторный контроль за качеством воды в ванне бассейна и одновременным отбором смывов с объектов внешней среды на паразитологические показатели.
Медицинскую помощь детям в дошкольных учреждениях и школах оказывают врач и медицинская сестра, в крупных яслях, яслях-садах, школах имеется несколько медицинских сестер. Врач учреждения обязан:
1. проводить осмотр вновь поступивших детей, назначать им при необходимости медико-педагогические мероприятия, способствующие благоприятному течению периода адаптации;
2. проводить плановые профилактические осмотры детей перед прививками и контролировать проведение профилактических прививок;
3. вести наблюдение за физическим развитием и состоянием здоровья детей;
4. вести наблюдение за диспансерной группой больных детей;
5. осматривать детей при подозрении на острое инфекционное заболевание;
6. осуществлять контроль за организацией физического (воспитания и закаливания детей;
7. проводить работу по профилактике травматизма;
8. ставить в известность заведующего отделением в поликлинике о состоянии здоровья детей, их заболеваемости и принимаемых мерах по предупреждению болезней;
9. постоянно проводить занятия с медицинским и педагогическим персоналом по вопросам санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, оздоровительных мероприятий, закаливания, физического воспитания, организации питания.
Медицинская сестра работает под руководством врача и выполняет следующие обязанности:
1. принимает участие в осмотрах детей врачом, помогает проводить антропометрические измерения;
2. по назначению врача организует закаливающие процедуры, профилактические прививки, диагностические пробы, забор анализов для лабораторных исследований и другие медицинские назначения;
3. проводит изоляцию заболевших детей, а в тяжелых случаях осуществляет госпитализацию, следит за состоянием оставшихся детей, имевших контакт с заболевшим, организует заключительную и текущую дезинфекцию;
4. оказывает доврачебную помощь внезапно заболевшему или получившему травму ребенку;
5. проводит работу по профилактике травматизма;
6. осуществляет санитарно-просветительную работу с сотрудниками учреждения и родителями;
7. следит за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим режимом, за медицинским обследованием персонала образовательного учреждения.
В дошкольных учреждениях ежедневно проводится «утренний фильтр»: осмотр зева, кожи, термометрия, результаты которого заносятся в журнал здоровья. При наличии признаков болезни ребенок в группу не допускается. Медицинская сестра осматривает вновь принятых детей, а также ребенка, вернувшегося после болезни, проверяет наличие медицинской документации и дает разрешение принять его в организованный коллектив. В случае возникновения инфекционного заболевания (такого, как коклюш, эпидемический паротит, скарлатина, краснуха и т.д.) за детьми, имевших контакт с больным ребенком, устанавливается медицинское наблюдение.
Медицинские работники, а также весь персонал обеспечивают строгую изоляцию этой группы и тщательное соблюдение противоэпидемического и дезинфекционного режимов. Дети, которые перенесли острые инфекционные заболевания, хирургические вмешательства, получившие травматические повреждения, временно освобождаются от занятий физической культурой на срок, устанавливаемый врачом.
Школьники, занимающиеся в спортивных секциях и выступающие в соревнованиях, должны находиться на постоянном диспансерном учете в школе и проходить медицинские осмотры перед каждым соревнованием.
При контроле за питанием медицинские работники обращают внимание на аппетит детей, наличие индивидуального питания, назначенного ослабленным детям, с аллергией или имеющим какое-либо заболевание органов пищеварения. Организуя и контролируя работу по физическому воспитанию, врач и медицинская сестра в первую очередь обращают внимание на двигательную активность детей во время прогулок, занятий и игр по развитию движений в перерывах между занятиями. При проведении закаливающих процедур контролируется правильность их выполнения: учитывается температура воды, длительность процедуры, индивидуальные особенности ребенка.
Для предупреждения травматизма в детском коллективе проводится проверка на прочность спортивного инвентаря в помещении, на прогулочных площадках, различные физкультурные приспособления (шведские стенки, лесенки и т. д.).
Хранение дезинфекционных и моющих средств, медикаментов, острых и режущих предметов осуществляется в помещениях в которые нет доступа детям.
Медицинские работники обязаны постоянно работать над повышением своей квалификации, проводить консультации для педагогического персонала, проводить санитарно‑просветительную работу с родителями.
Источник