- Рококо
- Глянец XVIII столетия
- Рококо – это образ жизни
- Возраст рококо
- «Будуарная живопись» эпохи рококо
- Рококо: шпаргалка
- Кто является представителем рококо в живописи?
- Чем отличается Рококо от Барокко?
- Характерные черты стиля Рококо в живописи
- Эволюция портрета. часть 6. рококо
- Рококо
- Рококо в живописи
- Художники рококо:
Рококо
Глянец XVIII столетия
Рококо родилось во Франции XVIII столетия , хотя само название узаконит лишь следующий век , девятнадцатый.
Стиль получил имя от французского слова rocaille — ракушка или раковина. Издавна раковинами декорировали искусственные гроты и чаши фонтанов, позднее в оформлении интерьеров стали активно использоваться орнаменты , повторяющие витые , округлые очертания раковин. К XVIII веку интерес к ним только рос. Они усложнялись и переплетались , становились всё более изощренными и причудливыми. Такие орнаменты назывались рокайлями , а сам стиль , построенный на капризных гнутых линиях и нежнейших цветовых переливах, — соответственно , рококо .
Рококо – это образ жизни
короля-Солнце снимают со стены и убирают в коробку.
Но было бы неправильным отождествить всё XVIII столетие только со стилем рококо. Этот век многообразен , как никакой другой из предшествующих. Видоизменяясь , в искусстве продолжают существовать страстное барокко
. Прогрессивная критика в лице Дени Дидро даже пытается угадать зачатки реализма.
И всё-таки именно галантное , капризное , вычурное рококо становится для XVIII века знаковым. Недаром это «столетие париков , карет , менуэтов , треуголок» ( Натан Эйдельман) еще называют «галантный век» . Галантному веку — галантное искусство.
. Да и вообще — всё величественное и всё торжественное больше не комильфо.
Регент Филипп Орлеанский , а затем и король Людовик XV предпочитают образ жизни несколько более камерный , но зато и более комфортный. Он сосредоточен не в широком кругу придворных , а в близком , почти интимном кругу друзей-единомышленников.
Философия рококо — неоэпикурейство. Только наслаждение составляет суть человеческой жизни. Идеальное времяпровождение — беззаботный флирт на лоне природы. Любовь и праздник становятся синонимами рококо.
Возраст рококо
Облик мужчин и женщин в искусстве рококо становится на удивление сходным. И те , и другие равно изнежены и капризны. И те и другие изящнейше одеты. И даже румянами и пудрой мужчины и женщины галантного века пользуются с одинаковым тщанием , ведь им важно выглядеть как можно лучше — авось удастся обмануть возраст?
Российская императрица Елизавета Петровна так болезненно переносила старение и панически боялась умереть , что от неё стали скрывать факты смерти знакомых. Придворные не смели говорить при ней «ни о Вольтере , ни о болезнях , ни о покойниках , ни о красивых женщинах» .
Образец русского рококо — портрет императрицы Елизаветы Петровны работы Ивана Аргунова.
Кстати , отец Елизаветы Петр I пытался выдать её замуж за сверстника и наследника французского престола Людовика XV , но не сложилось. Однако страсть к музицированию , маскарадам , галантным празднествам и стилистике рококо осталась с императрицей на всю жизнь.
Не слишком уклоняясь от истины , можно сказать , что рококо — это « гламур» XVIII века , целиком обусловленный особым образом жизни: богатым , праздным , наполненным красотой и изяществом.
Из мира рококо , как и из глянца , прочно изгнаны старость и болезни , бедность и уродство.
А еще живопись рококо , подобно глянцевому фото , главной своей темой считает соблазн. Соблазнительность как качество , соблазнение как процесс — вот его ключевые сюжеты. И в этом смысле рококо действительно прямой предшественник глянцевой субкультуры.
«Будуарная живопись» эпохи рококо
Пресловутая легкомысленность рококо — это , конечно , не виньетки и завитки. И не только галантные празднества и изнурительная праздность. Это еще и новое прочтение эротической темы.
Но ведь обнажённая натура , возразите вы, — это основа основ изобразительных искусств со времён античности , а доскональное знание человеческой анатомии и перспективная передача ракурсов и движения — заслуга эпохи Возрождения. Верно! Что же нового привнесло в тему « ню» рококо?
Ответ очевиден: отчетливый вкус сладострастия. Например , эту картину Франсуа Буше один из критиков назвал «самым долгим поцелуем в истории западноевропейской живописи» :
Рококо: шпаргалка
Художники стиля рококо
Знаковые картины стиля рококо
Антуан Ватто. Отплытие на остров Цитеру. Полотно , изображающее , как искатели амурных приключений массово отчаливают в направлении острова любви. Французские академики придумали под эту картину Ватто отдельный , новый жанр — «галантное празднество». Собственно , этим определением можно обозначить и весь образ жизни в стиле рококо.
Франсуа Буше. Портрет
Вы профан , если:
— До сих пор путаете рококо и барокко только потому , что обоим стилям свойственны пышность и богатство декора.
Главное различие между рококо и барокко в идеологии , а не в эстетике: барокко — искусство в своем истоке религиозное , рококо — сугубо светское. Барокко
со страстью и серьёзностью утверждает религиозные догмы « правильной веры». Рококо чуждо как серьёзности , так и подлинной страсти.
Вы эксперт , если:
— Легко вычленяете глазами в переплетениях декоративных орнаментов очертания раковин и рокайльные S-образные завитки.
— Отличаете колорит Ватто от «жемчужной гармонии» его последователя Буше.
— Знаете , что стиль «шинуазри» ( в дословном переводе с французского — китайщина) со всеми веерами , пагодами , ширмами и китайскими зонтиками — это ответвление стиля рококо.
Источник
Кто является представителем рококо в живописи?
Хочу спросить, а волнует ли вас веселый и загадочный стиль Рококо? Знаете ли вы, что стиль считается самым легкомысленным, так сказать, «с легким ветерком в голове» из всех стилей в истории искусства, по словам критиков того времени?
Мне же кажется, что среди всех стилей искусства он занимает особое место. Кстати, не только потому, что я ему очень симпатизирую! Согласитесь, само журчащее название «Рококо» уже обеспечивает часть успеха, оно интригует и запоминается.
Чем отличается Рококо от Барокко?
Самое главное отличие стилей, это их происхождение. Искусство Барокко в своем начале религиозное, так как основным заказчиком картин была церковь, а Рококо — чисто светское, аристократическое.
Ни правительство, ни церковь не покровительствовали в подъеме стиля Рококо. Для Барокко характерна масштабность, монументальность и строгая симметричность. А Рококо напротив – изящный, построен на асимметрии.
Примеры картин эпохи Барокко и Рококо:
- Барокко свойственны темные, контрастные, яркие цвета. А Рококо, будто бы играючи, все поменял: для него характерны мягкие цветовые переходы и светлые пастельные тона.
- Стиль Барокко создает театральность и торжественность, а Рококо – мягкую утонченность и галантность.
Характерные черты стиля Рококо в живописи
Как всегда, законодательницей мод в искусстве выступила Франция. Именно там, в первой половине XVIII века, начал развиваться стиль Рококо, стиль легкости, изящества и беззаботности. А название «Рококо» производное от французского слова rocaille, что означает «скальный», также может переводиться как ракушка, коралл, обломки скал.
Причем тут ракушки, — спросите вы? А потому что изначально Рококо появился в декоре, а визитной карточкой стал завиток в виде морской раковины, самым ярким элементом композиций декора! А уже затем появились затейливые орнаменты, всякие милые глазу S-образные завитушечки.
Мебель с завитушками в стиле Рококо
Надо отметить, что эпоха Рококо — это стремление к свободе и непринужденности, освобождение от канонов и требований. То есть уход от стиля Барокко, который тогда находился в расцвете. А главной идеей Рококо является красота, идиллия, отказ от проблем и реальности, такая счастливая красивая жизнь.
Появление стиля Рококо в искусстве было закономерным. Как это часто бывает, публика пресытилась излишней пышностью, вычурностью и тяжеловесностью Барокко. И вот в начале XVIII века в декоре парковых павильонов появилось нечто новое, легкое и непринужденное.
- Слева — Франсуа Буше «Завтрак» 1739 г, на картине можно увидеть элементы интерьера того времени
- Справа — неизвестный художник, на картине аристократка в одежде того времени
Стиль Рококо в живописи
А дальше все очень просто: появился спрос на подобные украшения, а затем и мода. С этого момента стиль Рококо стал активно распространяться по странам Европы. Что же касается видов искусства, то наиболее ярко он проявился в архитектуре и живописи.
Архитектура Рококо с игривостью противостоит строгой симметричности и парадности сооружений Барокко. Построенные в эпоху Рококо дворцы и храмы и сейчас радуют изысканностью форм, приветливостью и веселой красотой. Чаще всего, в этих сооружениях почти полностью отсутствуют прямые линии.
Как, это же архитектура, — скажете вы? Просто все эти линии старательно замаскировывались растительными орнаментами, плавными изгибами, кокетливыми карнизами и другими затейливыми элементами.
Архитектура в стиле Рококо
Но еще более ярко стиль Рококо выразился в декоре интерьеров! Сложные лепные узоры, завитки, гирлянды – все это создавало впечатление сказочной роскоши и живописной легкости. Картину интерьера дополняли многочисленные зеркала и хрустальные люстры.
Интерьеры эпохи Рококо
Для оформления в стиле Рококо кроме традиционных пастельных тонов, часто использовались золотистые и жемчужно-серебристые оттенки. Что и сказать, интерьер получался роскошный, даже сказочный! Помещение, украшенное таким декором, казалось изнутри невероятно красивой шкатулкой.
Основоположником Рококо в изобразительном искусстве стал французский живописец Жан Антуан Ватто (Antoine Watteau). Вначале он копировал картины фламандских мастеров, а со временем нашел свою тему в живописи. Он стал писать милые легкие картинки из жизни аристократов, и это было началом нового галантного жанра. А затем и нового стиля в живописи – Рококо.
Картины Рококо живописца Жана Антуана Ватто
Картины Рококо наполнены, как сейчас сказали бы, няшностью. Полный уход от проблем современного мира и жестоких реалий, только идиллия и наслаждение жизнью. Элегантно одетые персонажи, находящиеся на фоне красивой природы, играющие, отдыхающие – традиционный сюжет картины Рококо.
В эпоху Рококо художники постоянно находились в поиске особенных изысканных оттенков. Были модными неестественные цвета, которых практически не встречалось в природе. Так вот, некоторые редкие оттенки даже получали милые названия за свою красоту.
Например: «голубиная шейка» (понятно, что голубой цвет), а вот как выглядел «цвет потерянного времени» или «цвет бедра взволнованной нимфы» даже догадаться сложно! Кстати, cuisse de nymphe émue (бедро взволнованной нимфы) считается бледно-розовый цвет, и даже есть розы с таким чудесным названием!
Картина Рококо и роза «cuisse de nymphe émue»
На заметку: Франсуа Буше, автор пасторального жанра и живописец Рококо, считал, что природа несовершенна, к тому же часто природному сюжету недостаточно освещения. Поэтому он добавлял изумрудные, розовые и бирюзовые оттенки, делая свою живопись яркой и радостной.
Примеры картин Франсуа Буше (François Boucher)
Слева — «Венера, утешающая Амура» («Venus Consoling Love»), 1751г.
Справа — «Птичья клетка» («La cage d’oiseaux»), 1750г.
Картины Рококо Франсуа Буше
На заметку: Стиль Рококо иногда называли «стилем Помпадур». Почему? Да потому что мадам де Помпадур, фаворитка короля Людовик XV , была настоящей иконой стиля того времени! Маленькие, почти кукольные, ручки и ножки, изящная обувь, эротичное декольте, складочки, рюшечки, розочки, бантики… Такой она предстает на картинах художников того времени.
На фото: Франсуа Буше «Портрет мадам де Помпадур)
Стиль Рококо в живописи — Франсуа Буше
А знаете ли вы, кто сделал Францию центром культуры, искусства и моды? Именно король -солнце, как его называл французский народ, Людовик XIV! Со времен рассвета стиля Барокко на территории Франции все и началось, потом засветил поярче «культурный маяк» и последователь трона- Людовик XV. Так с легкой руки короля, Франция до сих пор считается центром искусства и моды…
Еще одна особенность стиля Рококо в живописи – это отношение к внешнему виду персонажей. Герои картин все как на подбор румяные, нежные и холёные. Причем, это касается не только дам, но и мужчин. Стало модным иметь румяный вид, что подразумевало крепкое здоровье и молодость. Именно в этом был секрет стиля: неувядающая молодость и красота!
- Элизабет Виже-Лебрен, «Портрет мадам Дюбарри» 1782г.
- Густаф Лундберг, «Портрет Франсуа Буше» 1741г.
Рококо в живописи
Кстати, как вы думаете, кто рисует больше, мужчины или женщины и почему? Читайте мою статью с примерами, надеюсь, она вам понравится. А здесь вы можете почитать об малоизвестных художницах Франции, например, об Элизабет Виже-Лебрен, чья картина находится выше.
Вот и получается, что Основная идея Рококо в живописи — запечатлеть вечную молодость и красоту! В картинах персонажи как бы изящно убегали от реальности, показывая всем своим существованием радостную беззаботность.
Как ни странно, но характерной чертой Рококо в живописи также является… эротика. Получилось, что в это время было полностью пересмотрено отношение к обнаженному телу. Художники еще со времен античности писали обнаженную натуру, но теперь в этих картинах добавился привкус соблазна и сладострастия.
Кстати, именно это служило темой для критики шедевров французских живописцев Франсуа Буше и Жана Оноре Фрагонара. Уж слишком откровенными и манящими выглядели молодые дамы на картинах этих художников!
Критики того времени осуждали не только картины, но и все направление в целом. Они считали, что стиль несерьезен и безвкусен.
Многие отмечали, что стиль Рококо несет распущенность в массы и не имеет эстетики ….
Только вечная моложавость, беззаботность и любовь! Это критики того времени высказывали свое мнение по поводу стиля, а сейчас, современные критики искусства оценивают стиль совершенно иначе!
Эволюция портрета. часть 6. рококо
РОКОКО («причудливый», «капризный», фр. rococo, от rocaille — ракушка, осколки раковины), по мнению некоторых искусствоведов не является самостоятельным стилем, а лишь определенным этапом в общеевропейском барокко.
Другие исследователи считают его отдельным стилем, имеющим свои отличительные черты в философии, в отношении к религии и жизни, в тематике сюжетов и в изобразительных средствах.
И если барокко — искусство в своем истоке религиозное, рококо — сугубо светское. «Барокко со страстью и серьёзностью утверждает религиозные догмы, рококо чуждо как серьёзности, так и подлинной страсти».
Философия рококо — неоэпикурейство: только наслаждение составляет суть человеческой жизни, идеальное времяпровождение — беззаботный флирт на лоне природы. Любовь и праздник становятся синонимами рококо. Этот стиль — прямой и непосредственный предок современной «глянцевой» культуры.В живописи, особенно в портрете, мы видим явные отличия от патетической торжественности, величавости и пафоса барокко, на смену которым приходят изысканность, утонченность, декоративность и театральность.
Главными признаками этого стиля становятся изогнутая капризная линия, напоминающая очертания раковины, и иная гамма цветов — легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые, серебристые.
Основоположником этого стиля, в творчестве которого впервые наглядно проявились основные черты рококо, считается Антуан Ватто (1684-1721), хотя в целом творчество художника далеко выходит за его рамки.
Сам художник испытал сильное влияние творчества Рубенса, произведения которого изучал в Люксембургском дворце в Париже, но в отличие от него вносил в свои произведения интимность, лирическую взволнованность, бесконечное разнообразие оттенков чувств и настроений. Особенно это проявилось в работах, изображающих актеров, с их целым миром тончайших душевных состояний, богатством эмоциональных оттенков и чувственностью.
Он был прекрасным и неутомимым рисовальщиком, делал множество подготовительных рисунков одного и того же персонажа в бесконечных вариациях поз, движений, жестов. поворотов головы, добиваясь наиболее выразительной композиции в будущей картине.
Прожив короткую, не очень счастливую жизнь — он умер от туберкулеза в возрасти 37 лет, Антуан Ватто оставил потомкам около двадцати тысяч картин и множество последователей, которые, однако, не достигают той особой утонченности и эмоциональности, которые были присущи образам Ватто.
Одним из них был Никола́ Ланкре́ (1690—1743), писавший в духе Ватто персонажей итальянской комедии, галантные сцены, пасторали, сцены из театральной жизни и портреты, которые почему-то считаются критиками не очень удачными.
У другого представителя стиля рококо времен Ватто, Франсуа Лемуана (1688-1737), художника в основном исторического жанра, стилистические особенности рококо проявились во второй половине творческой жизни, когда он отошел от исторической тематики и стал мастером занимательных любовных сюжетов, великолепным колористом и рисовальщиком.
Не выдержав жизненных неурядиц, переживая неудачную попытку справиться с одним ответственным и сложным заказом, потеряв своего покровителя герцога Антенского, Лемуан сошел с ума и покончил жизнь самоубийством.
Крупнейшим мастером собственно стиля рококо стал ученик Лемуана Франсуа Буше(1703-1770).
Именно с его именем у меня лично ассоциируется само название стиля, именно в его творчестве наиболее ярко и наглядно проявились его худшие (на мой взгляд) черты: слащавость сюжетов, жеманность поз, манерность, «кукольность» лиц, розово-серо-серебристая «сладенькая» цветовая гамма.
В его «нарядно-кокетливых», сентиментальных портретах натура сильно приукрашена , недостатки внешности сглажены, фон и даже фигуры украшены цветами, драпировками и гирляндами.Его герои (даже мужчины) похожи на кокетливых фарфоровых кукол, чувственно-однообразных, с розовыми щечками, красными губками и пустым взглядом, глуповато-жизнерадостные и безмятежные.
Это, разумеется, мое личное восприятие творчества Буше, хотя оно отчасти совпадает с современной оценкой французских искусствоведов, отмечающих «слащавость и невысокий художественный вкус его стиля».
Еще Дидро в свое время говорил о Буше: «Его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус и правдивость».
Наиболее известным для русскоязычного читателя является, наверное, Жан-Марк Натье (1685-1766), потому что путешествуя в 1717 году по Голландии, он познакомился там с Петром I, написал его портрет и получил приглашение стать придворным живописцем.
Пару слов об еще одном замечательном художнике-портретисте — Морис Кантен де Латур (1704—1788),
И еще одним из представителей французского рококо, о котором необходимо сказать, является Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), ученик Буше и продолжатель его традиций в жанровой живописи, но не в портретном жанре.
В это же время в Италии работает Джова́нни Батти́ста Тье́поло (Джанбаттиста, 1696-1770), прославившийся в основном как мастер фресок и гравюр, ставший к середине века признанным главой венецианской школы живописи, оставивший нам и некоторое количество портретов.
И хотя Натье отказался покидать Париж, но написал по заказу царя несколько портретов приближенных из свиты и картин на исторические тымы. С 1720 года художник полностью посвятил себя портретной живописи, написав большое количество портретов членов королевской семьи и высокопоставленных особ, часто изображая их в виде мифологических или библейских героев.
Можно сказать, что Жан-Марк Натье стал создателем нового жанра — исторического портрета, который существовал, конечно, в разрозненном виде и у других художников до этого, но именно его блестяще написанные портреты составляют большие и важные коллекции выдающихся деятелей Франции и России во многих музеях мира.которого формально относят к стилю рококо, но его работы приближаются к реализму, получающему во второй половине века все большее распространение.
Посмотрите на пастельный автопортрет, на живое чуть насмешливое выражение глаз, легкую улыбку нервного подвижного рта, свободную раскованную позу. Героями его портретов чаще всего были представители блестящей культуры французского Просвещения, люди психологически сложные, проницательные и ироничные.
Художник не льстил им, а стремился передать не только их статус и профессию, но обнажить их внутренний мир, запечатлеть мимолетное движение человеческих страстей и мыслей.
Если в жанровой живописи, в своих пасторальных сюжетах художник был часто беззастенчиво эротичен и легкомыслен, то в портретах он стремился вывести своих героев из обыденной жизни, показать их взволнованность, душевные переживания, интеллектуальную возвышенность.
Это уже приближало творчество художника к тем тенденциям, которые стали характерными для романтизма 19-го века., о котором мы будем еще говорить позже.
Двое из его сыновей (всего у него было 9 детей) тоже стали известными художниками, старший сын Джованни Доменико Тьеполо (Джандоменико, 1727-1804) считался лишь подражателем отца. Только после смерти Тьеполо-старшего, о сыне стали говорить, как о независимом художнике, он сумел внести и свою лепту в искусство итальянского рококо.
Еще один сын Старшего Тьеполо — Лоренцо Бальдиссера Тьеполо (1736-1776), живописец и рисовальщик, тоже принадлежал, разумеется, к кругу последователей своего великого отца. После его смерти он жил в Испании при дворе короля Карла III, писал портреты и картины, используя в них испанские народные типажи.
Еще одним известным художником стиля рококо (а позже и неоклассицизма) в Италии был Батони Помпео (1708-1787), в творчестве которого, особенно в портретах, все яснее проявлялись реалистические тенденции, хотя еще и носящие поверхностный характер.
Героям его портретов всегда присущи некие общие черты: знатность, аристократическое достоинство, эмоциональность, живое выражение лиц и глаз, свободные и естественные позы.
И еще пару слов об итальянской художнице венецианской школы — это Каррера Розальба (1675-1757). Она начинала как миниатюристка на табакерках из слоновой кости, но потом перешла к портретной живописи пастелью, ею были выполнены портреты многих знатных людей, приближенных к венецианскому двору.
Живя и работая некоторое время в Париже, она познакомилась с основоположником стиля рококо Антуаном Ватто, написала с уважением и любовью его портрет пастелью .
Совершенно ослепнув к старости, она уже не могла работать, но то, что она успела сделать, принесло ей популярность и до сих пор интересует любителей живописи.
Во второй половине века еще одна женщина прославила своим творчеством стиль рококо, на этот раз в Швейцарии.
Кауфман Ангелика (1741-1807) очень рано, в 11 лет, начала писать портреты, а в более зрелом возрасте еще и сцены на исторические и литературные сюжеты.
Большое влияние на творчество Кауфман оказала поездка в Англию, знакомство там с английской школой живописи и близкая дружба с одним из английских художников стиля рококо, которым был первый президент Королевской академии художеств сэр Джошуа Рейнольдс (1723-1792), родоначальник английской школы живописи, отличающейся глубиной тона и сочностью письма.
Если высшим идеалом живописи Рейнольдс считает не выявление натуры и не выражение личности автора, а поиск совершенной красоты, то его младший современник и в какой-то мере соперник в искусстве, гениальный английский живописец Томас Гейнсборо (1727—1788)
И еще об одном английском художнике, творчество которого является переходным от эпохи рококо к реализму, хотелось бы сказать, это — Уи́льям Хо́гарт (1697-1764).
Со временем она стала очень популярна в Европе благодаря тому, что ею были написаны многочисленные портреты королевских особ и их приближенных, изображенных в тонкой и изящной манере стиля рококо.Кумирами Рейнольдса были Тициан, Рубенс и Рембрандт, лучшие качества написанных ими портретов — сходство с оригиналом, выразительность, выбор позы и аксессуаров, «сочная» манера письма — он сумел соединить в своем собственном творчестве.
Особенно ему удавались «парадные» портреты, герои которых в нарядных одеждах изображались на фоне колонн, драпировок или декоративных пейзажей.«Вы не должны зависеть от вашего гения. Если ваши таланты велики, труд их усилит; если у вас лишь скромные способности, трудолюбие возместит их несовершенство.
Нет ничего невозможного для должным образом приложенного усилия: а без него ничто достигнуто быть не может». (Из ежегодной «Речи» Рейнольдса в Королевской академии)и не думал следовать каким-либо теориями, он работал интуитивно и просто, глядя на натуру, стремясь сделать привлекательными обычные лица.
Его картины отличаются изысканностью и виртуозной легкостью, создающей впечатление воздушности и мгновенности исполнения. В своей речи в Академии вскоре после смерти художника Рейнольдс сказал о нем: «Я осознал его превосходство… у меня создалось впечатление, что ему жаль было при расставании с жизнью расставаться прежде всего с искусством…».
Об их взаимном уважении и одновременно соперничестве могут говорить эти две картины, изображающие двух мальчиков на фоне похожего пейзажа, но в разных позах и костюмах разного цвета.
Если его картины — скорее реалистичные, близкие к политической сатире, обличающие феодальные предрассудки и привилегии, уродство буржуазного образа жизни, то в портретах остро проявляются его гуманизм и демократизм.
Будучи противником «светского» парадного портрета, он пишет своих родственников, близких друзей, слуг с теплотой и проникновением в душевный мир своих героев вне зависимости от их социальных рангов.
Высшие достижения английского искусства второй половины 18 века относятся к жанру портрета, английские портреты в своем большинстве отмечены стремлением художников к созданию полнокровных живых характеров и в то же время использованием старых традиционных схем парадного портрета.
Подводя итог этому небольшому разговору о портрете эпохи рококо, можно сказать, что идейная основа стиля — это вечная молодость и красота, неприятие старости и уродства, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности в пастушескую идиллию.
Недаром это «столетие париков, карет, менуэтов, треуголок» (Натан Эйдельман) еще называют «галантный век». можно сказать, что рококо — это «гламур» XVIII века, целиком обусловленный особым образом жизни: богатым, праздным, наполненным красотой и изяществом, флиртом и соблазнением.
В этом смысле рококо действительно прямой предшественник глянцевой субкультуры наших дней.Как всегда, я предлагаю посмотреть музыкальный видеоролик по теме (в котором 104 репродукции портретов), длительностью в 12 минут, в сопровождении музыки в стиле рококо.
Рококо
Рококо называют самым легкомысленным и бездумным из всех стилей в искусстве.
Почему тогда рококо столь значимо для русской изобразительной культуры? Почему определение от слова «рококо» звучит для нашего уха так экзотически — «рокайльный»? В чем основное различие рококо и барокко, которые люди малосведущие часто путают? Наконец, почему рококо — это прямой и непосредственный предок современной глянцевой культуры? Обо всем этом пойдёт речь ниже.
Рококо родилось во Франции XVIII столетия, хотя само название узаконит лишь следующий век, девятнадцатый.
Стиль получил имя от французского слова rocaille — ракушка или раковина. Издавна раковинами декорировали искусственные гроты и чаши фонтанов, позднее в оформлении интерьеров стали активно использоваться орнаменты, повторяющие витые, округлые очертания раковин. К XVIII веку интерес к ним только рос.
Они усложнялись и переплетались, становились всё более изощренными и причудливыми. Такие орнаменты назывались рокайлями, а сам стиль, построенный на капризных гнутых линиях и нежнейших цветовых переливах, — соответственно, рококо. Говорят, этой картиной, написанной 37-летним художником перед смертью, Антуан Ватто напророчил будущее рококо.
В «Лавке Жерсена» уже заключены все колористические возможности этого стиля: никаких контрастов, но взамен — богатейшая и тонкая пастельная палитра с тончайшими цветовыми переходами. Появление стиля рококо связано с «концом прекрасной эпохи» — эпохи Людовика XIV.
Не случайно знаменитая «Лавка Жерсена» изображает, как короля-Солнце снимают со стены и убирают в коробку. Но было бы неправильным отождествить всё XVIII столетие только со стилем рококо. Этот век многообразен, как никакой другой из предшествующих.
Видоизменяясь, в искусстве продолжают существовать страстное и строгий . Зарождается сентиментализм. Прогрессивная критика в лице Дени Дидро даже пытается угадать зачатки реализма.
И всё-таки именно галантное, капризное, вычурное рококо становится для XVIII века знаковым. Недаром это «столетие париков, карет, менуэтов, треуголок» (Натан Эйдельман) еще называют «галантный век». Галантному веку — галантное искусство.
Извивающиеся ветви деревьев, порхающая с легкостью мотылька красавица, её летящая по изогнутой рокайльной траектории туфелька, томные взгляды и обнажившиеся коленки. На картине Жана-Оноре Фрагонара «Качели» — квинтессенция образа жизни в стиле рококо.
С уходом со сцены Луи XIV уходят из моды грандиозная пышность придворных празднеств в стиле . Да и вообще — всё величественное и всё торжественное больше не комильфо.
Регент Филипп Орлеанский, а затем и король Людовик XV предпочитают образ жизни несколько более камерный, но зато и более комфортный. Он сосредоточен не в широком кругу придворных, а в близком, почти интимном кругу друзей-единомышленников. Философия рококо — неоэпикурейство.
Только наслаждение составляет суть человеческой жизни. Идеальное времяпровождение — беззаботный флирт на лоне природы. Любовь и праздник становятся синонимами рококо.
Из парадных залов искусство плавно перемещается в будуар. Интерьеры рококо — уютные и комфортные. Именно во времена рококо появляются изысканные кушетки с мягкими спинками и кресла «кабриоль» с витыми ножками, обеспечивающие комфорт телу, шелковые шпалеры на стенах и небольшие изящные статуэтки, доставляющие наслаждение глазу.
Каприз и прихоть — «альфа и омега» рококо. Это касается как общего настроения, так и самих форм искусства. Импровизация заменяет дисциплину. Причудливая асимметрия побеждает классические равновесие и ясность.
Интересная особенность стиля рококо — его отношение к возрасту. Чуть ли не впервые в истории старость перестаёт ассоциироваться с мудростью и почётом. Стареть теперь нежелательно и даже постыдно. Это касается не только женщин, но и мужчин, ведь сам тип внешности, популярный во времена рококо, — гендерно-универсальный.
- Франсуа Буше. Голова Людовика XV. 1729. Лос-Анджелес, музей Гетти.
- Дмитрий Левицкий. Марии Дьяковой. Фрагмент. 1778. Москва. Государственная Третьяковская галерея.
Облик мужчин и женщин в искусстве рококо становится на удивление сходным. И те, и другие равно изнежены и капризны. И те и другие изящнейше одеты. И даже румянами и пудрой мужчины и женщины галантного века пользуются с одинаковым тщанием, ведь им важно выглядеть как можно лучше — авось удастся обмануть возраст?
Российская императрица Елизавета Петровна так болезненно переносила старение и панически боялась умереть, что от неё стали скрывать факты смерти знакомых. Придворные не смели говорить при ней «ни о Вольтере, ни о болезнях, ни о покойниках, ни о красивых женщинах».
Образец русского рококо — портрет императрицы Елизаветы Петровны работы Ивана Аргунова.
Кстати, отец Елизаветы Петр I пытался выдать её замуж за сверстника и наследника французского престола Людовика XV, но не сложилось. Однако страсть к музицированию, маскарадам, галантным празднествам и стилистике рококо осталась с императрицей на всю жизнь.
Итак, старости для рококо не существовало. А как же еще один важный возраст — детский? Да так же! Ведь не актуальна сама идея возрастных изменений. Дети, согласно убеждениям XVIII века, — всего лишь маленькие взрослые.
Поэтому наряжать их следует совершенно по-взрослому. Более того, их игры и забавы точь в точь копируют взрослые. Дети со знаменитой картины Антуана Ватто «галантно» проводят время: мальчики музицируют, девочка готова начать танцевать.
Живопись рококо намеренно выбирает ситуации, где можно извлечь любые возможности для проявлений галантности или любовной интриги.
- Пьетро Лонги. Утренний шоколад.
- Никола Ланкре. Крепление конька.
Не слишком уклоняясь от истины, можно сказать, что рококо — это «гламур» XVIII века, целиком обусловленный особым образом жизни: богатым, праздным, наполненным красотой и изяществом. Из мира рококо, как и из глянца, прочно изгнаны старость и болезни, бедность и уродство.
А еще живопись рококо, подобно глянцевому фото, главной своей темой считает соблазн. Соблазнительность как качество, соблазнение как процесс — вот его ключевые сюжеты. И в этом смысле рококо действительно прямой предшественник глянцевой субкультуры.
Пресловутая легкомысленность рококо — это, конечно, не виньетки и завитки. И не только галантные празднества и изнурительная праздность. Это еще и новое прочтение эротической темы.
Но ведь обнажённая натура, возразите вы, — это основа основ изобразительных искусств со времён античности, а доскональное знание человеческой анатомии и перспективная передача ракурсов и движения — заслуга эпохи Возрождения. Верно! Что же нового привнесло в тему «ню» рококо?
Ответ очевиден: отчетливый вкус сладострастия. Например, эту картину Франсуа Буше один из критиков назвал «самым долгим поцелуем в истории западноевропейской живописи»:
Интересно, что родоначальник французского рококо Антуан Ватто своих эротических работ стеснялся, а некоторые после своей смерти даже завещал сжечь. Но его картина «Туалет», тем не менее, положила начало «будуарному жанру». Уже у Буше и Фрагонара нагота не нуждается в «оправдании античностью», а приобретает современное звучание и беззастенчиво эротическую подоплёку.
«Его картины не лишены сладострастия, — с иронией писал о разнузданном эротизме Буше его самый злой критик Дени Дидро. — Голые ноги, бедра, груди, ягодицы. Они интересны мне в силу моей порочности, а вовсе не благодаря таланту художника».
Художники стиля рококо:
- Антуан Ватто,
- Франсуа Буше,
- Жан-Оноре Фрагонар,
- Иван Аргунов,
- Никола Ланкре,
- Жан-Марк Натье,
- Шарль-Андре ван Лоо,
- Элизабет Виже-Лебрен,
- Федор Рокотов,
- Дмитрий Левицкий,
- Джованни Баттиста Тьеполо,
- Пьетро Лонги,
- Бернардо Беллотто,
- Аделаида Лабий-Гийар.
Рококо в живописи
Мир изысканности, интимных переживаний и вымысла, изощренной утонченности, декоративной театральности – всё это искусство рококо. Здесь нет места пафосу и героизму – им на смену приходит фантазия, игра в любовь, прелестные безделушки. В рококо тяжелая и патетическая торжественность барокко сменяется камерной хрупкой декоративностью.
Лозунг краткого и недолговечного «века» рококо — «искусство как наслаждение». Его цель: развлекать, возбуждать приятные, легкие эмоции, ласкать глаза причудливым узором линий, изящными сочетаниями нарядных светлых красок, это особенно выражалось в архитектурном убранстве интерьеров.
Так, с новыми требованиями и сообразовалась живопись рококо.
Для рококо характерен уход в мир идиллической и иллюзорной театральной игры, гедонистические настроения, пристрастие к чувственно-эротической и идиллически-пасторальной сюжетике. Во Франции возникло рококо в области архитектуры и сказалось преимущественно в характере декора, который приобрел утонченно-усложненные и подчеркнуто изящные формы.
При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И.Б., Кнобельсдорфа Г.В., Пёппельмана М.Д.), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. Живопись рококо, которая богата тонкими переливами цвета и в то же время несколько блеклая по колориту, имела преимущественно декоративный характер (примером служат картины и росписи Ф. Буше, Н. Ланкре, Ж.О. Фрагонара).
Художники рококо:
- Аллан Рэмзи,
- Антуан Ватто,
- Антуан Пэн,
- Бенджамин Уэст,
- Бернардо Беллотто,
- Владимир Боровиковский,
- Джованни Баттиста Тьеполо,
- Джованни Доменико Тьеполо,
- Джошуа Рейнольдс,
- Жан Батист Симеон Шарден,
- Жан-Оноре Фрагонар,
- Каналетто,
- Карл Людвиг Христинек,
- Морис Кантен де Латур,
- Пьетро Лонги,
- Томас Гейнсборо,
- Уильям Хогарт,
- Фёдор Рокотов,
- Франсуа Буше,
- Элизабет Луиза Виже-Лебрен.
Живопись рококо, которая тесно связана с интерьером отеля, получила своё развитие в станковых и декоративных камерных формах.
В росписи стен, плафонов, в гобеленах, наддверных панно преобладали современные и мифологические галантные темы, пейзажи, которые рисовали интимный быт аристократии, идеализированный портрет, который изображал модель в образе мифологического героя, пасторальный жанр. Утрачивал самостоятельное значение образ человека, фигуры превращались в детали орнаментального убранства интерьера.
Тонкая культура цвета, достижение общей легкости, которая подчеркнута светлой палитрой, умение построить композицию слитными декоративными пятнами, предпочтение серебристо-голубоватых, блеклых, розовых и золотистых оттенков, — всё это было присуще художникам рококо.
С развитием живописи рококо одновременно усиливалась роль реалистического направления. Достигли своего расцвета натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой жанр.
Декоративное панно, в большей степени овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы стало самой распространенной формой живописного произведения.
В основании этого рисунка и композиции лежит мягко изгибающаяся линия, придающая произведению обязательную для этого стиля нарядность и вычурность.
Рокайльные мастера в своих колористических исканиях шли от Веронезе, Рубенса и венецианцев, однако, отдавали предпочтение не их насыщенным, сочным цветам, а бледным полутонам: синий становится голубым, красный – розовым, появляются блекло-голубые, розовые, лимонно-желтые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы».
Одним из представителей этого стиля был талантливый А. Ватто, который дал наиболее совершенное воплощение принципам данного стиля. Меланхолическая мечтательность и эмоциональность придают характерам образов Антуана Ватто особую утонченность, которую уже не достигают непосредственные последователи мастера.
Они превратили его манеру и мотивы в поверхностную и изысканную моду (Патер, Ланкре, Кийар).
Ученик Франсуа Лемуана Франсуа Буше стал крупнейшим мастером собственно рокайльного искусства. Он был великолепным колористом и рисовальщиком, мастером занимательных любовных сюжетов. Целой плеяде мастеров, таких как Антуан Куапель, братья Ванло, Натуар и многие другие живопись Буше диктовала законы и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789.
Среди значительных мастеров рококо были художники самого различного дарования, которые обращались к самым разным жанрам живописи: Луи-Мишель Ванло, Токке, Ж.М. Наттье, Латур, Друэ, Перроно. Жан Оноре Фрагонар был последним крупным живописцем рококо, тонкий пейзажист и портретист, как и Ватто, который не вписывался в рамки просто модного стиля.
Источник