Кто не умеет — учит
Есть забавная поговорка: «кто умеет — делает, кто не умеет — учит». У неё ещё и продолжение есть: «кто не умеет учить — руководит». Отличная поговорка, разве что вредная очень, потому что людям недалёким даёт повод для пренебрежительного отношения ко всем учителям, преподавателям и тренерам разом.
Я это на себе почувствовал: как только какой-нибудь идиот добирается до моей биографии и находит ключевое словосочетание «бизнес-тренер», у него в голове словно щёлкает какой-то выключатель и он выдаёт на-гора очередную сентенцию про «лохов», «разводилово» или, на худой конец, про «инфобизнес», если слышал, что это такое.
Вместе с тем, человека принципиально отличает от животных лишь одна особенность: способность накапливать и распространять знания. Именно благодаря этой способности мы покорили природу, построили цивилизацию и шагнули в космос.
В современном мире знания легко конвертируются во что угодно: в деньги, влияние, качество жизни, в конце концов. Если, конечно, знания адекватны и у вас хватает способностей эти знания усвоить. И вот тут начинаются сложности.
Ещё несколько столетий назад было достаточно прочесть пару десятков книг, чтобы стать универсально образованным человеком. Один трактат по физике, один — по химии, пара — по медицине, несколько бесполезных теософских трудов — и вот вы уже на передовой всех доступных на тот момент наук. Сейчас ситуация изменилась.
В 2010 году в рамках проекта Google-books было подсчитано количество опубликованных в мире книг. На тот момент их оказалось чуть менее 130 миллионов. Чтобы просто пролистать их все, тратя по минуте на каждую, понадобилось бы 240 лет без перерывов на сон и еду, по 24 часа в сутки. Кроме того, каждый год выпускается более 300 тыс. новых изданий.
Это значит, что «знать всё» невозможно уже давным-давно, а сейчас становится сложно разобраться даже в том, что именно нужно знать в узких профессиональных областях: что устарело, а что — нет, что входит в систему необходимых знаний, а что не имеет к ней отношения, что важно, а что — не очень.
Усугубляет ситуацию и форма, в которую бывают упакованы знания. Даже важные вещи бывают изложены сухо, скучно и непонятно. А ведь далеко не все способны пробиться через нагромождения терминов и сложносочинённых предложений в поисках ценных идей.
И вот тут мы возвращаемся к профессии преподавателя. Именно он выступает (должен выступать) в качестве проводника на огромной и сложной территории мира знаний.
У него есть три главные задачи:
- Показать ученикам смысл и ценность конкретного набора знаний. Заинтересовать, замотивировать — это можно называть и делать по-разному, но суть от этого не меняется: для обучения нужно создать благоприятный фон, иначе эффективность усвоения знаний будет очень низка.
- Из всего многообразия знаний в своей области отобрать только необходимое и достаточное для решения специфических задач своих учеников.
- Упаковать знания в удобоваримую обёртку, сделав из семинара или лекции грамотно срежиссированное шоу — с живыми историями, юмором, практическими заданиями, продуктивным взаимодействием участников и яркими эмоциями.
Это — большая и сложная работа, за которую, собственно, преподавателям и платят.
Общество, в котором учитель или преподаватель ВУЗа зарабатывает на уровне уборщицы и пользуется примерно таким же «уважением», обречено на скотское, нищенское существование. И там, где слово «менеджер» — ругательство, а «бизнес-тренер» — синоним ловкого пройдохи, не будет ни вменяемого управления, ни эффективного бизнеса.
Кстати, постепенно я начал понимать, почему имеет смысл учить детей за границей, если есть такая возможность. Знания везде одни и те же, комфорт учебного процесса там выше, но не это главное. Важнее всего — отношение, которое формирует ценности. Быть умным, много знать и уметь — вот ценности нормального человека, открывающие ему дорогу к успеху.
А у нас какие ценности впитывают дети? Что надо быть роднёй чинуши повыше? А если не повезло, то дороги остаётся только две: либо в менты, либо в бандиты. Хотя чем они, кроме погон, друг от друга отличаются, понять становится всё сложнее и сложнее. Лексика, внешний вид и повадки у них абсолютно одинаковые.
Но вернёмся к профессии преподавателя. В любой профессии есть мастера и есть подмастерья, встречаются и просто дилетанты или мошенники. Мне, например, категорически не нравится подход Бизнес-молодости (базовый уровень знаний + агрессивные продажи + безответственная мотивация, заставляющая слушателей влезать в долги ради почти безнадёжной попытки открыть свой бизнес).
Я с недоверием отношусь к академическим преподавателям менеджмента, которые никем никогда не управляли, и к тренерам по продажам, которые не продали в своей жизни ничего дороже своего тренинга. Я не верю в тренинги личностного роста, считая, что все люди делятся на две категории: те, кому эти тренинги не нужны, и те, кому они всё равно не помогут.
Но, разумеется, как существование плохих врачей не перечёркивает ценность медицины, так и существование плохих тренеров не делает бизнес-обучение бесполезным. Можно спорить о том, как учить, чему учить, можно ли вообще научить человека таким вещам, как лидерство или предпринимательство, но ставить под сомнение важность обучения так же глупо, как утверждать, что Земля — плоская.
Так что я с гордостью называю себя бизнес-тренером. Как, впрочем, и консультантом по организационному развитию, топ-менеджером и блогером. А если кому-то это не нравится, то это уже его сугубо личная проблема.
Источник
«Кто умеет — делает, кто не умеет – учит».
Эта фраза Бернарду Шоу стала поистине крылатой. Действительно ли в учителя идут те, кто не умеют делать сами?
К чему это я?
Можно сутками напролет просиживать свой зад на форумах и социальных сетях в поисках «бриллиантового секрета успеха», прочитать тонны книг от великих гуру, заработавших миллионы долларов… и ничего не добиться в этой жизни. НИЧЕГО!
Мало того, что все, даже самые супер – пупер замечательные советы носят рекомендательный характер, применимый к только к отдельному человеку, ситуации, стране и т.д., но, они могут просто не подходить Вам лично!
Когда начинаешь изучать более глубоко некоторых проповедников – гуру… выясняется удивительная вещь —— миллионы долларов они заработали не на создании собственного успешного бизнеса, а на продаже своих советов.
Через какое-то время может выясниться, что прославленный гуру заработал свое состояние именно на книжках. Это сильно портит впечатление от прочитанного, а в памяти начинают всплывать нестыковки и несоответствия, на которые в момент чтения не обратил внимания.
Так получается, прав был старик Шоу? Кто знает секрет успеха, то пользуется им сам, а кто не знает – пытается научить других?
Вырисовывается главное правило: слова успешного человека стоит рассматривать через призму обстоятельств, которые принесли ему успех.
Насколько важно, чтобы учитель сам добился успехов в том что он преподает?
Хороший футбольный тренер не всегда был хорошим футболистом в прошлом. Математик от бога может не уметь связать двух слов в обычной жизни. Если талантливый ученый умеет доходчиво излагать свои мысли – это замечательно, но это дано не каждому.
Если бизнес-косультант предлагает вам увеличить прибыль от вашего бизнеса в два раза – нужно ли потребовать от него справку о доходах, которая подтвердит, что эта методика удвоила доход его собственного бизнеса? А если своего бизнеса у него вообще нет, но при этом методика действительно работает и помогла многим другим?
Это сложные вопросы и прямого ответа на них не существует. Во многих случаях дать ответ может только практика.
1) Не слушайте тех, кто не знает о чем говорит.
2) Слушайте тех кто знает о чем говорит, но пропускайте их слова через фильтр обстоятельств их успеха и собственного здравого смысла.
Источник
Кто умеет, тот делает; кто не умеет, тот учит других
Кто умеет, тот делает; кто не умеет, тот учит других
Из статьи «О воспитании», помещенной в иронических «Правилах революционера» (1903) английского писателя Джорджа Бернарда Шоу (1856-1950).
Используется: в качестве иронического комментария по поводу чьей-либо склонности давать непрошеные советы, делать замечания, наставления, поучать.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .
Смотреть что такое «Кто умеет, тот делает; кто не умеет, тот учит других» в других словарях:
Кто умеет, тот делает; кто не умеет, тот учит (других) — Из статьи «О воспитании», помещенной в иронических «Правилах революционера» (1903) английского писателя Джорджа Бернарда Шоу (1856 1950). Используется в качестве иронического комментария по поводу чьей либо склонности давать непрошеные советы,… … Словарь крылатых слов и выражений
Masterforex-V — (Мастерфорекс 5) Masterforex V это обучающий интернет проект в области валютного рынка Форекс Разоблачение обучающего проекта Masterforex V, организатор и преподаватели мошеннической академии Мастерфорекс 5, методы обмана клиентов проекта… … Энциклопедия инвестора
Публилий Сир — (I в. до н.э.) драматург и актер, родом из Сирии Коль добр отец люби его, коль зол терпи. Чужим милее наше, а чужое нам. Великое берет начало с малого. Кто глуп и понял это, тот уже не глуп. Кто глуп, тому не впрок советы умного. Недоброе всегда… … Сводная энциклопедия афоризмов
Джордж Бернард Шоу — (1856 1950 гг.) драматург А почему женщинам всегда нужны мужья других женщин? А почему конокрады всегда предпочитают объезженную лошадь дикой? Алкоголь это анестезия, позволяющая перенести операцию под названием жизнь. Алкоголь очень полезен. Он… … Сводная энциклопедия афоризмов
Лоренс Питер — (1919 1990 гг.) педагог и литератор Выборы единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников. Предвыборная кампания Уоррена Гардинга, девятого президента США, проходила под лозунгом «Возврат к нормальному положению». Если, как… … Сводная энциклопедия афоризмов
ИСИДОР ПЕЛУСИОТ — [греч. ᾿Ισίδωρος ὁ Πηλουσιώτης] (между 350 и 360 между 435 и 440), прп. (пам. 4 февр.), экзегет и богослов, автор писем экзегетического и нравоучительного содержания. Жизнь Прп. Исидор Пелусиот. Фрагмент минейной иконы. Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Прп … Православная энциклопедия
Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия
Список эпизодов телесериала «Папины дочки» — Основная статья: Папины дочки Комедийный телесериал «Папины дочки» транслируется на канале СТС с 3 сентября 2007 года. На данный момент вышло 19 сезонов 390 серий (в каждом сезоне по 20 серий, исключение составляют 7 и 11 сезоны в них … Википедия
Семейство кошачьи — (Felidae)* * Кошачьи действительно, как пишет Брем, представляют собой самый совершенный тип хищников иными словами наиболее специализированные представители отряда. Семейство включает 36 видов, группируемых в 10 12 родов (хотя разные… … Жизнь животных
Луций Анней Сенека младший — (ок. 4 гг. до н.э. ок. 65 гг. н.э.) сын Сенеки Старшего, писатель, философ стоик, воспитатель и советник Нерона Смысл благодеяний прост: их только дарят; если что возвращается, то уже прибыль, не возвращается нет убытка. Благодеяние оказано для… … Сводная энциклопедия афоризмов
Источник
Кто не умеет работать тот руководит кто не умеет руководить тот учит
Владимир, не соглашусь с мыслью, что качество образования нужно измерять успехами учеников. И да, и нет.
Например, я в свое время преподавал программирование и в универе, и в Нетологии. Среди моих учеников есть те, кто сейчас работают в топ IT компаниях (Яндекс, Фэйсбук, Airbnb и тд). Есть те, кто открыл свою компанию и ему волне норм (и это не один человек). Круто? Круто.
Показать полностью.
Считаю ли я это своей заслугой? Нет.
Во-первых, среди общего количества учеников большинству нафиг не сдалась учеба. Даже если мы говорим о платной программе. Кому-то не хватило мотивации дойти до конца. Кому-то оказалось сильно сложно. Кто-то решил, что лучше в будущем будет печь пирожки, а не заниматься программированием. В общем, человек или сдался, или изначально не собирался ничего заканчивать. Эдакие залетные ребята. Такие просто не пишут отзывы обычно и про них не говорят, но они есть. Но, как и суслики, они есть. У всех.
Считаю ли я это проблемой своего преподавания? Нет.
Еще одна мысль в том, что 80% самых крутых кейсов любого преподавателя — по факту люди, которые до курса уже что-то умели и делали (о чем не всегда говорят в отзывах, но часто можно увидеть на странице в соцсетях, сайте или где-то еще). Т.е. курс для них был скорее докруткой, нежели началом с нуля. У них изначально была достаточная мотивация, они понимали, что будут этим заниматься и знали, какой результат хотят. И это мое наблюдение, актуальное для любой области.
Можно ли успехи людей, которые до курса что-то уже делали однозначно приписать в заслуги преподавателю? Нет.
Основная мысль в том, что даже если курс полная какаха, достаточно мотивированный или готовый ломать любые преграды человек, сможет выжать из него достойный результат. Как и из идеальной и супер рабочей методики, залётный ученик может не получить нифига, просто решив на середине, что все уже знает и понял и ничего не внедрив.
Поэтому я утверждаю, что 80% (если не 90%) успеха ученика зависит от самого ученика.
Так от чего в итоге зависит у кого будет больше успешных кейсов? Не поверите, но от маркетинга.
Во-первых, от бюджета. Всегда есть воронка. Условно, из 10 человек, только 2-5 оставят отзыв. Хочешь больше отзывов — обучи больше людей. Хочешь больше людей — будь дольше на рынке и трать больше денег на рекламу. Показатель ли это хорошего преподавателя? Нет, ибо кто-то может количеством денег «добавить» себе результатов учеников.
Во-вторых, от условий курса. Чем больше гарантий предлагает курс (возврата денег, результата и тд). Тем больше у него аудитория и продажи. И тем менее качественна эта аудитория, ибо начинает приходить еще больше залетных, которые почему-то решили, что ну я попробую, если даже нифига не получится, можно будет деньги попросить обратно. И весь курс они начинают ныть. То не так, это не то. А кто-то независимо от условий получает результат.
Поэтому тут не всё так однозначно.
Владимир, ну, у меня для вас плохие новости 🙂
Во-первых, какая бы мотивация у тренера или преподавателя не была, он все равно не может впихнуть то, что человек принять не хочет.
Например, я в университете на протяжении трех лет преподавал бесплатно. Почему? Ну, у меня было лишь одно встречное условие — я не подписываю никакие бумажки (ненавижу бюрократию) и преподаю то, что я хочу и как я хочу.
Показать полностью. Т.е. мотивация как раз была нифига не денежная, я не получал ни рубля, я хотел дать людям результат. Мне всегда нравилось преподавание или даже, скорее, наставничество.
Так вот, у меня были ученики, с которыми я оставался после пар на полтора-два часа (своего личного времени, которое я потом отрабатывал на работе), разжевывая им то, что им было не понятно. Для тех, кто уже был в теме, я рассказывал бонусные темы. И так далее. У меня была относительно хорошая посещаемость (при условии, что я за ней вообще не следил), куча положительных отзывов и тд. Делился я практикой, а не голой теорией. Даже сдачу работ я организовал аналогично сценарию, как это было в компании, где я работал, т.е. сам процесс был из реального мира.
Как вы думаете, многие ли воспользовались опцией, например, остаться после пар и спросить то, что нужно? Единицы. Многие ли старались сдавать работы вовремя? Единицы. Сколько людей хотели проскочить нахаляву, не сделав ничего или сделав тяп-ляп лишь бы дальше пойти? Как минимум, половина.
Зато кто захотел — тот получил шикарные результаты. У меня действительно есть ученики, которыми я могу гордиться и которые мне благодарны. И это как раз те, кто хотел брать знания, которые хотели своего результата.
Или вот, пример с моего универа где я учился. Один одногруппник у меня сейчас работает в Авито. Один в фэйсбуке в Лондонском офисе (до этого в Яндексе). Я работал в Drom и ABBYY в свое время. А есть одногруппник, который, когда я видел его последний раз — пошел работать на стройку. Есть человек, который стал дизайнером и с программированием у него не пошло. Есть кто стал бухгалтером ибо программистом не взяли. И так далее. Один универ. Одна группа. Одни преподаватели. Одна система. Разные люди.
Я не говорю, что система образования классная, ее надо менять. Но ДАЖЕ из неё — кто хочет берет максимум и достигает результатов. А кто до сих пор ждет возвращения совка и считает, что кто-то ему что-то должен, ждет, что ему будут утирать сопли и сюсюкать типа бедненький, несчастненький, я тебя сейчас научу, все за тебя сделаю, мотивировать тебя буду — тот остаётся ни с чем. И потом ноет, что курс дурацкий, преподаватель не додал, методика хреновая.
Я участвовал в разных курсах. Какие-то были вау, какие-то откровенный трэш. Но даже после хреновых (на минуточку, на такие я потратил несколько десятков тысяч рублей), есть конкретные результаты. Я выжимал максимум из преподавателя. Если предлагалась хрень — я искал как я сам могу ее улучшить. Если предлагалось обманывать и искать лохов — я пытался это применить на нормальных кейсах. И так далее.
Так вот, про плохие новости. Звучат они примерно так — вам никто и ничего не должен. Чем раньше вы это поймёте, тем дальше продвинетесь, тем большего достигните. Чем больше ответственности будете брать в любых обстоятельствах на себя — тем больше результат. Не деньги зло. Не мотивация тренеров. Зло — только сам себе человек, для которого это достаточные оправдания отсутствия результата.
В общем, даже тут я потратил много своего личного времени, чтобы попытаться это объяснить вам и тем, кто это еще прочитает. Бесплатно, заметьте. Хотите — возьмите на вооружение. Хотите — оставайтесь в своём коконе 🙂 Ваш выбор. Всё есть выбор)
Источник