- Причины поломки замка зажигания
- Распространенные неисправности ЗЗ
- Диагностика и ремонт
- Решение проблемы без замены
- Замена
- Видео «Замена ЗЗ в автомобиле Лада Гранта»
- Функции
- Особенности эксплуатации
- Типовые неисправности и их причины
- Поломки контактной группы
- Как распознать проблемы с контактной группой?
- Особенности ремонта
- Диагностика
- Как выполнить замену
- Об установке личинки
- О замене контактной группы
- Признаки неисправности контактной группы замка зажигания
- Контактная группа замка зажигания – это устройство, которое при повороте ключа замыкает разные контакты, подключая тем самым, нужные потребители электричества. Признаки ее неисправности могут проявляться по-разному, поэтому разберем их все.
- Признаки неисправности контактной группы замка зажигания
- Замена замков зажигания автомобиля
- Смена замка зажигания: основные причины
- Первые признаки неисправности замка зажигания
- Неисправности контактной части замка зажигания Вики о ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102
Причины поломки замка зажигания
Замок зажигания (далее — ЗЗ) — устройство, позволяющее запустить двигатель транспортного средства от поворота ключа. Как и любой другой узел авто, ЗЗ может со временем изнашиваться, что впоследствии приводит к его некорректной работе. Подробнее о том, в каких случаях нужен ремонт автомобильного замка зажигания и как его произвести, мы расскажем ниже.
Распространенные неисправности ЗЗ
Перед тем, как проверить и разобрать ЗЗ в домашних условиях, необходимо понять, почему устройство клинит, заедает или в целом не работает.
Основные поломки, в результате которых требуется ремонт замка зажигания, приведены ниже:
- Окислились контакты, что связано с попадание влаги в конструкцию узла или сыростью в салоне авто в целом. Если по этой причине ЗЗ может заблокировать или заесть, то впоследствии это приведет к более серьезным поломкам.
- Еще одной неисправностью, в результате которых происходит заклинивание, а повернуть ключ или руль не удается — это поломки механического типа. Неисправности замка зажигания механического типа включают в себя износ элементов, заводской брак или попадание грязи внутрь конструкции. Причем попадание грязи — это наиболее распространенная проблема, по которой ключ не может поворачиваться, а руль, соответственно, заблокирован. В этом случае, если руль и замок заблокировался, устройство придется снимать и разбирать для дальнейшей очистки.
- Не срабатывать узел может из-за перегорания контактов, что в свою очередь обусловлено скачками напряжения в бортовой сети. Сами перепады обычно происходят при запуске двигателя.
- Деформирование ключа для запуска или элементов внутри конструкции. В этом случае понадобится либо ремонт замка зажигания, либо его замена.
Диагностика и ремонт
Если сломался замок зажигания и ключ не поворачивается, можно попытаться произвести ремонт узла без замены. Разумеется, если это возможно (автор видео — канал Автоэлектрика ВЧ).
Решение проблемы без замены
В первую очередь, следует произвести диагностику состояния узла, для этого вам потребуется мультиметр. Снятие замка зажигания — процедура индивидуальная для каждого авто.
Перед тем, как снять замок зажигания, необходимо ознакомиться с техническими особенностями этого узла конкретно в вашей машине, чтобы не допустить возможных проблем при ремонте:
- Сначала необходимо выровнять руль и отключить АКБ, при этом ключ в ЗЗ поворачивается в положение 0.
- Под рулем расположены несколько болтов, которые фиксируют декоративную накладку рулевой колонки.
- Далее, откручиваются болты фиксации ЗЗ, после чего ключ должен остаться в установленном положении. В зависимости от транспортного средства, болтов фиксации может быть больше, да и в целом система крепления может быть другой. В любом случае, вам необходимо демонтировать ЗЗ и отключить от него все провода. При отключении проводов их необходимо пометить, чтобы впоследствии при установке не возникло проблем с монтажом.
- После этого, когда колодки проводов будут отсоединены, используя тестер, нужно будет произвести диагностику исправности замыкания выводов в колодке.
- Что касается ремонта, то после выполненных действий производится разборка замка зажигания. Сломаться устройство может по разным причинам, но поиск неисправностей всегда одинаковый. Для замены вышедших из строя элементов конструкцию необходимо разобрать, для этого отсоединяется одна из составных частей корпуса. Сделав это, вы сможете увидеть вышедшие из строя компоненты системы и произвести их ремонт или замену. При сборке нельзя забывать о смазке — смазывать нужно все движущиеся компоненты системы.
Замена
Замена замка зажигания осуществляется таким же образом — сначала узел снимается, затем устанавливается новый.
Как поменять замок зажигания своими силами:
- После демонтажа новое устройство надо поставить вместо старого. Если вы промаркировали проводки, то проблем при монтаже не возникнет.
- На клеммном жгуте должны быть отмечены обозначения, благодаря которым можно будет правильно подключить колодку даже в том случае, если вы ее не промаркировали.
- После того, как все кабеля будут подключены к соответствующим разъемам, ЗЗ можно установить на место. В монтаже в целом ничего сложного нет — вы просто повторите все действия, которые делали при снятии, только в обратном порядке. ЗЗ монтируется в место установки до упора, пока не раздастся характерный щелчок, после чего можно закрутить болты фиксации. Далее, на место ставится декоративная накладка рулевой колонки, состоящая из двух кожухов. На этом ремонт можно считать завершенным, вам остается только проверить работоспособность ЗЗ.
Для ЗЗ, багажника и дверей, как правило, применяется один ключ. Все потому, что во всех замках используются одинаковые личинки. Так что, если производится замена замка зажигания, то для того, чтобы ключ работал с багажником и дверьми, в них также придется менять личинки. Поэтому ремонт устройства всегда более предпочтительный, чем его замена. Соответственно, если вы поменяете только ЗЗ, то новый ключ сможет работать в паре именно с ним, а для открытия водительской двери и багажника придется использовать старый ключ.
Видео «Замена ЗЗ в автомобиле Лада Гранта»
На примере авто Лада Гранта предлагаем ознакомиться с процедурой замены ЗЗ в домашних условиях (автор видео — канал В гараже у Сандро).
Самые первые модели выключателей на автомобилях служили только для подключения потребителей электричества в автомобиле к источнику энергии. Это были самые простые переключатели, замыкающие только два проводника. Один был соединен с источником тока. Второй подводился непосредственно к потребителю бортового электричества. Затем это устройство оснастили функцией запуска стартера.
Последующие доработки и модернизации этого первого примитивного замка зажигания добавили еще и некую примитивную защиту от угона. Этого удалось добиться установкой специального блокировочного механизма. Узел запирал рулевое колесо, когда ключ не находится в замке. Затем начался век развития электроники, и в автомобилях повсеместно стали применяться электронные блоки управления. Новинка отразилась и на выключателе зажигания. Современный автомобиль связан с иммобилайзером, центральным замком и другими устройствами, отвечающими за безопасность. Единственное, что связывает старый примитивный выключатель и замок зажигания – ремонт. И то, и другое устройство иногда выходит из строя.
Функции
Замок или выключатель зажигания – это коммутирующий компонент.
С помощью данного элемента выполняется подключение и отключение бортовой сети автомобиля к аккумулятору, а когда двигатель запущен, то к генератору. Благодаря замку можно подключить или отключить зажигание. Механизм запускает стартер и двигатель. Если мотор не заведен, посредством замка создается возможность функционирования различных устройств. Это мультимедиа, противоугонные системы и другое оборудование. И наконец, так же как и раньше, замок выполняет функцию блокировки руля. Механизм отвечает не только за процесс запуска двигателя, но и за подключение или отключение всей электрической бортовой сети автомобиля к аккумулятору, а также за защиту от угона. Что касается устройства механизма, то технически элемент устроен просто. Однако принцип работы на различных моделях автомобиля может незначительно отличаться.
Особенности эксплуатации
Нужно знать, как правильно использовать замок зажигания. Ремонт его хоть и не сложный, но требует определенного времени и финансовых вложений. Правила эксплуатации особенно нужно соблюдать владельцам старых авто. Поворачивать ключ зажигания необходимо плавно и без рывков.
Также важно обращать внимание на заклинивания и проскакивания замка. Если в ходе работы случаются такие ситуации, тогда замок следует осмотреть и проверить. Когда двигатель запущен, не рекомендуется пытаться запустить стартер. Это чревато выходом этого элемента из строя. На большинстве замков имеется полезная функция. Она блокирует возможность поворота ключа. Когда мотор заглушен, не рекомендуется устанавливать ключ в положение «ON». Это разряжает аккумулятор. Для блокировки руля вначале вытаскивают ключ из замка, а затем поворачивают рулевое колесо до упора в сторону.
Типовые неисправности и их причины
Основная масса специалистов, которые занимаются обслуживанием автомобилей, выделяет две основные причины, по которым выходит из строя замок зажигания. Ремонт часто связан с поломками в группе контактов. Вторая причина связана с разрушением внутренних частей устройства, личинки. Еще один вид поломок связан с естественным износом ламелей личинок или ключа.
Поломки контактной группы
Эта поломка вызвана окисленными или оплавленными контактами. Что касается причин, то это связано с нестабильным напряжением, резкими перепадами. Данные явления часто случаются при попытке запуска двигателя — когда нагревается электрический провод, выгорает его изоляция. С данной неисправностью сталкивались владельцы первых моделей ВАЗ, где стартер включался отдельной группой контактов.
Проблемы с контактной группой проявляются следующим образом. Водитель хочет завести машину, но вначале необходимо включить зажигание. Человек поворачивает ключ – и все. Приборы не подают никаких признаков жизни. В этом случае возможен ремонт замка зажигания своими руками, ведь проблема не в механизме узла. Его трогать нет необходимости. Если нет возможности менять механизм, а такая проблема случилась первый раз, в данном случае можно попробовать устранить неисправность с помощью простой зачистки контактов.
Как распознать проблемы с контактной группой?
О проблемах, связанных с контактами, говорит отказ большей части электрических устройств. Как это происходит? Внутри контактной группы через каждую клемму подключено несколько приборов. Например, указатели поворотов, дальний и ближний свет, а также фонари заднего хода активируются только при включении зажигания. Если какой-то из контактов сгорит и не сможет отдавать ток, то эти приборы не будут функционировать. Такая же точка – это предохранительный блок. Здесь к одному гнезду подключаются несколько потребителей. Исключение составляют фары. Это достаточно мощные приборы, поэтому даже на классических моделях автомобилей они разнесены на разные предохранительные элементы. Если не работают передние фары и задние фонари, это говорит о том, что сломан замок зажигания. Ремонт подразумевает восстановление контактной группы.
Особенности ремонта
Как правило, замок зажигания является одним из самых надежных узлов в автомобиле, однако и он по прошествии определенного времени выходит из строя. Зачастую автовладельцы могут столкнуться с заеданиями в личинке либо с неполадками в контактном узле. Эти повреждения могут носить механический характер. Если неисправна личинка, тогда ремонт замка зажигания (ВАЗ 2106 в том числе) подразумевает полностью замену личинки.
Если же проблема связана с контактной группой, можно заменить элемент без необходимости вмешательства в скважину механизма. Практика показывает, что проще полностью заменить замок зажигания «Мерседес». Ремонт его возможен, но процесс трудоемкий. К тому же так дешевле. Некоторые проблемы решаются даже без необходимости замены. Например, если замок только заедает и установлен на отечественном авто, решить проблему можно при помощи графитовой смазки. Если сломаны контакты или проводники в контактном узле, тогда разрушенные места паяют или меняют сломанные элементы.
Диагностика
Какими бы ни были признаки поломки, начинать устранять их рекомендуется с точного определения неисправности. Для того чтобы осуществить ремонт замка зажигания «Форд Фокуса», необходимо выполнять полную диагностику всего узла. Для этого понадобится мультиметр.
Процесс выполняется в несколько этапов. Первым делом с рулевой колонки снимают все декоративные элементы. Затем разъединяют колодки жгутов и при помощи мультиметра в режиме сопротивления проверяют правильность замыкания выводов. На первом шаге проверка должна выполняться с ключом в нулевом положении. Затем ключ поворачивают в положение «Включено» и в положение «Стартер». Контакты замкнутся, когда ключ извлекут из замка.
Как выполнить замену
Ее можно произвести своими руками независимо от модели автомобиля. Плюс в том, что процесс занимает минимум времени. Ремонт замка зажигания («Хонда Фит» в том числе), а точнее его замена, практически ничем не отличается от такого же процесса на любом другом авто. Демонтировать узел сможет любой, даже начинающий автолюбитель. Вначале извлекают декоративные накладки, затем вытаскивают прибор.
Необходимо учитывать, что к замку подключен плюсовой провод с аккумулятора. Для безопасного проведения работ его лучше отключить. Если провода подключены по отдельности, тогда должна быть схема. Она есть в руководстве по эксплуатации. Это позволит быстро, легко и правильно подсоединить новый замок. В современных автомобилях операция осуществляется просто. На замке имеются разъемы для подключения.
Об установке личинки
Замок сломан, не позволяет завести автомобиль, вовсе не поворачивается или крутится с трудом, ключ застревает в скважине. Все это говорит о том, что необходим ремонт личинки замка зажигания. Возможно, проблема решится простой смазкой.
Достаточно использовать очиститель контактов. Подойдет даже тот, что предназначен для клемм аккумуляторной батареи. Это очень эффективное средство. Для ремонта механизм необходимо разобрать. Извлечь личинку непросто. Иногда приходится удалять фиксатор механическим грубым способом. Когда элемент удален, личинка легко демонтируется из корпуса замка. Затем берут новую личинку и вставляют ее в корпус. Иногда кажется, что замок сломан, но на самом деле он может просто замерзнуть. Если ключ не вставляется, стоит немного нагреть его.
О замене контактной группы
Такой ремонт замка зажигания («Форд Фокус 2» в том числе) осуществляется максимально просто. После разборки деталь легко меняется на любом типе замков. Плюс такого подхода к ремонту в небольшой стоимости запчастей и отсутствии необходимости полной замены. К тому же с помощью такой операции можно решить множество проблем в работе электрической части автомобиля.
Признаки неисправности контактной группы замка зажигания
Контактная группа замка зажигания – это устройство, которое при повороте ключа замыкает разные контакты, подключая тем самым, нужные потребители электричества. Признаки ее неисправности могут проявляться по-разному, поэтому разберем их все.
— Не работающий стартер, когда даже не щелкает ни втягивающее, ни управляющее реле (на них просто не подается напряжение через контактную группу в замке) — Отказ электрических потребителей, которые, на первый взгляд, никак между собой не связаны, однако должны работать вместе в одном положении ключа зажигания. — Восстановление работоспособности устройств при шевелении ключом в замке в рамках одного положения (контакты группы при этом соприкасаются еще неповрежденными участками и все-таки пропускают ток на потребители).
Признаки неисправности контактной группы замка зажигания
Контактная группа замка зажигания – это устройство, которое при повороте ключа замыкает разные контакты, подключая тем самым, нужные потребители электричества. Признаки ее неисправности могут проявляться по-разному, поэтому разберем их все.
Самый главный признак неисправности контактной группы замка – одновременный отказ целой группы электрических устройств. Происходит так, потому что внутри группы через каждый контакт запитано несколько потребителей электроэнергии. Например, ближний и дальний свет, поворотники и фонари заднего хода включаются только при включенном зажигании. Если контакт, через который идет питание на эти потребители, скажем, подгорит, то через него не сможет пройти ток и вышеуказанные световые приборы «откажут».Когда перестают работать несколько устройств, на первый взгляд, не связанных между собой, практически всегда дело – в контактной группе замка зажигания. Еще одна «узкая» точка – блок предохранителей, где на каждое гнездо может быть так же «подвешено» несколько потребителей. Однако те же фары являются слишком мощными потребителями, поэтому даже в классике разнесены по отдельным предохранителям и их отказ совместно с фонарями заднего хода однозначно говорит о неисправности в контактной группе замка зажигания.
Исходя из этого главного принципа диагностики контактной группы, можно легко вывести и другие признаки:
— Не работающий стартер, когда даже не щелкает ни втягивающее, ни управляющее реле (на них просто не подается напряжение через контактную группу в замке)— Отказ электрических потребителей, которые, на первый взгляд, никак между собой не связаны, однако должны работать вместе в одном положении ключа зажигания.— Восстановление работоспособности устройств при шевелении ключом в замке в рамках одного положения (контакты группы при этом соприкасаются еще неповрежденными участками и все-таки пропускают ток на потребители).
Замена замков зажигания автомобиля
От исправности замка зажигания зависит жизнедеятельность автомобиля. Пока автовладелец не повернет ключ и не создаст цепь, все приборы, как и сама машина абсолютно безжизненны. Именно поэтому поломка замка зажигания относится к одним из серьезных неисправностей автомобиля. В зависимости от характера поломки профессионалы могут рекомендовать как ремонт замка зажигания, так и замену замка зажигания автомобиля.
Смена замка зажигания: основные причины
Первые признаки неисправности замка зажигания
Избежать столь серьезных последствий может помочь только своевременное обращение в автосервис и ранняя диагностика замка зажигания с первыми признаками неисправности. И тогда достаточными мерами могут стать либо замена личинки замка зажигания, либо замена контактной группы замка зажигания.
Неисправности контактной части замка зажигания Вики о ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102
Обычно причина в неисправной контактной части замка зажигания (правильнее говорить «включателя зажигания»). Возможно подгорание контактов, деформация или плохое закрепление стоек контактов в опорной пластине. Контакты зачищают примерно так же, как контакты прерывателя: надфилем, а еще лучше алмазным надфилем с последующей промывкой чистым бензином, спиртом, одеколоном. Зачищать контакты наждачной бумагой нельзя — ее зерна внедряются в рабочую поверхность.
Если колеблются стойки, то в щели опорной пластины подкладывают кусочки пластмассы и заливают эпоксидным клеем, предварительно обезжирив поверхность, например бензином. В первых моделях замков зажигания стойки со временем изгибались и им требовалось вернуть исходное положение: подогнуть маленькими пассатижами, плоскогубцами и т.п.
После таких операций целесообразно проверить, работает ли контактная группа. Для этого можно собрать электрическую цепь. К паре контактов 1, расположенных на стойках 2, подключают лампу 3 и аккумулятор 4. Впрочем, его можно заменить батарейкой от карманного фонарика, но тогда и лампочка должна быть соответствующей. Поворачивая рукой пластину с валиком, выступы которого замыкают контакты, добиваемся четкого включения и выключения лампы (то есть ровного горения без мигания), подгибая контактные стойки.
Еще одна причина неисправности — износ выступов (кулачков) пластмассового валика. Профиль кулачков можно восстановить, наплавив с помощью обычного электропаяльника на слегка разогретые выработанные поверхности полистирол (из него делают плафоны к лампам дневного света). Наплавка не должна иметь раковин, неоднородностей. Лишний материал снимают надфилем, а кулачок полируют. Для этого нужно быстро тереть его о картон. Постарайтесь, чтобы профиль восстановленного кулачка соответствовал первоначальному. Проверка осуществляется с помощью лампочки, как описано выше.
Еще одна причина неисправности — плохой контакт в местах присоединения проводов, причем не только к замку зажигания, но и к катушке, прерывателю-распределителю, а также проводов внутри распределителя.
При включении стартера заработавший двигатель глохнет, стрелки приборов возвращаются в положение, соответствующее выключенному зажиганию. Причина в подгорании контактов включателя зажигания, износе кулачков валика, деформации или плохом закреплении контактных стоек (см. выше).
Стартер плохо вращает коленчатый вал двигателя — разрядился или неисправен аккумулятор, плохой контакт в местах присоединения проводов, неисправен стартер, неисправен включатель зажигания. Если аккумулятор до этого случая был исправен (обычно он теряет свою работоспособность постепенно), то попробуйте его подзарядить, а если и после этого стартер «капризничает», то наиболее вероятная причина — подгорание контактов включателя зажигания, а также деформация стоек, износ пластикового валика (см. выше). Часто бывает, что, покачав ключ в замке, двигатель удается запустить — тогда причина точно в плохой работе, контактной группы замка зажигания.
Если контактное устройство не самой последней конструкции, то можно облегчить работу пары контактов, включающих стартер. Именно на эту пару приходится наибольшая нагрузка. Посмотрите, есть ли у устройства клемма «16» (номер написан на опорной пластине) , и имеет ли она контакт с клеммой «30» (это сразу видно, но можно проверить с помощью контрольной лампы). Возьмите отрезок изолированного провода диаметром около 2 мм и длиной примерно 50 мм, зачистите концы и наденьте на него два кусочка изолирующей трубки. Один конец присоедините к клемме «50», пропустив его в накидную часть ножевого разъема, а другой — к клемме «16», прижав его с помощью подходящей металлической пластины, обернутой вокруг клеммы. Теперь при включении стартера будут работать две пары контактов, и соответственно нагрузка на них будет не так велика.
Последние модели контактного устройства более надежны и доставляют автовладельцам меньше неприятностей.
Источник