- Как заставить работать тунеядца?
- Как заставить работать тунеядца?
- Истинные и мнимые бездельники
- Можно ли заставить бездельника измениться и начать работать?
- Кто такие юные хикикомори и NEET. Не хотят работать, учиться и даже выходить из дома
- Посмотрим внимательнее
- Хикикомори и «клубничное поколение»
- Программы устойчивого развития ООН
- А что в России?
- «Мел» попросил прокомментировать ситуацию с NEET в России директора Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Елизавету Сивак:
Как заставить работать тунеядца?
Тунеядство, или социальный паразитизм (согласно «Википедии») — образ жизни, когда один человек или группа людей живут за счет других. В СССР с 1961 года на основании статьи 12 Конституции нежелающие жить честным трудом граждане приравнивались к преступникам и приговаривались к ссылке сроком от двух до пяти лет с конфискацией имущества. Таким лицам присваивалась аббревиатура БОРЗ (без определенного рода занятий), от которой в блатном жаргоне возникло определение «бо́рзый», означавшее человека, не желающего работать. За 4 года действия этой уголовной статьи было выявлено полмиллиона тунеядцев, из которых 37 000 человек в наказание были принудительно сосланы. В апреле 1991 года был принят закон «О занятости населения», отменивший уголовную ответственность за социальный паразитизм и введший понятие безработицы.
Как заставить работать тунеядца?
Если человек действительно хочет найти работу, то, как правило, прилагает определенные усилия и рано или поздно добивается своего. Тунеядец же постоянно ищет причины, оправдывающее его безделье: не очень высокая зарплата, неподходящие функциональные обязанности, нежелание ездить так далеко в офис и соблюдать корпоративный стиль и т.д. С другой стороны, перечисленные факторы могут служить вескими критериями для хорошего специалиста, стремящегося найти работу, которая бы соответствовала ряду важных для него параметров. Таким образом, понятия безработицы и тунеядства можно легко спутать: на людей, испытывающих сложности с трудоустройством, обрушиваются несправедливые обвинения, а настоящего лентяя жалеют и поддерживают. Так кого же следует считать тунеядцем и почему?
Понятия безработицы и тунеядства можно легко спутать: на людей, испытывающих сложности с трудоустройством, обрушиваются несправедливые обвинения, а настоящего лентяя жалеют и поддерживают.
Истинные и мнимые бездельники
- женщины, недавно вышедшие замуж и не имеющие детей;
- женщины, имеющие детей дошкольного возраста;
- матери-одиночки;
- разведенные женщины с двумя и более детьми;
- люди предпенсионного возраста;
- выпускники вузов, в первый раз поступающие на работу по специальности;
- молодые специалисты без опыта работы.
Кроме перечисленных категорий долгое время искать работу могут:
- люди, в течение нескольких лет занимавшиеся уходом за детьми или больным родственником;
- жены и мужья обеспеченных супругов, чей доход позволял им ранее заниматься исключительно домашними делами;
- бывшие предприниматели;
- никогда не работавшие прежде и вышедшие на рынок труда лишь к 30 годам, а также решившие в этом и более позднем возрасте сменить профессию и начать карьеру с нуля;
- фрилансеры, долгое время работавшие неофициально.
Этим людям нужна поддержка близких людей, государства, а в некоторых случаях и психологов, так как длительный поиск работы приводит к тому, что вера в собственные силы подрывается. Американские исследователи установили, что человек, находящийся в подобном состоянии год и более, может прекратить все попытки, потеряв надежду на успешный результат, и тем самым стать нахлебником для своей семьи и государства.
Истинные же тунеядцы по своему поведению кардинально отличаются от тех, кому действительно непросто отыскать работу. Среди них можно выделить четыре наиболее часто встречающихся типа:
- «джентльмены удачи»,
- «философы»,
- «хикикомори»,
- «инфантилы».
- Первая группа характеризуется стремлением быстро разбогатеть. В отличие от людей с деловой хваткой, тунеядец только делает вид, что он хочет и старается что-то сделать. На организацию собственного дела уходят месяцы, а то и годы. Будущий бизнесмен бесконечно сидит в Интернете, читая чужие истории успеха, и при этом не может хотя бы зарегистрировать юридическое лицо. Если же «джентльмен удачи» все-таки организует свое дело, оно у него обычно не идет, а деньги на поддержание деятельности фирмы изымаются из семьи. К этому же типу можно отнести людей, желающих прославиться, однако вместо того, чтобы прилагать усилия к достижению цели, они мечтают и жалуются на злую судьбу. Такой писатель, якобы мечтающий о Пулитцеровской премии, будет бесконечно рассказывать благодарным слушателям о том, какую гениальную книгу он пишет, хотя на самом деле даже не начал собирать для нее материал.
Елене довелось влюбиться в подобного «джентельмена удачи»: «Едва мы с Пашей съехались, он ушел с работы. Говорил, что руководство его постоянно подставляет, а он не хочет сидеть ни за что. Я понимающе кивала и надеялась, что он найдет работу получше. Съездив на пару-тройку собеседований, он уверил меня, что везде одно и то же, поэтому надо начинать свое дело. Часть денег у него была накоплена, часть он собирался одолжить у друга. Но оказалось, что у этого друга больная мать и деньги нужны на операцию, тогда Паша решил ждать, когда все наладится. Правда, убирался в квартире, готовил, помогал ухаживать за дачным участком. Мое терпение лопнуло через два года, когда я поняла, что мне 36 лет, я хочу ребенка, а как его рожать и уходить в декретный отпуск, когда нужно кормить еще и папу-лентяя?»
В отличие от людей с деловой хваткой, тунеядец только делает вид, что он хочет и старается что-то сделать.
- «Философы» — это лентяи по мировоззрению. Они не хотят тратить лучшие годы на работу, вместо того чтобы путешествовать, заниматься духовным развитием или просто получать удовольствие от жизни. Некоторые даже считают деньги злом, а работу за оплату — грехом. Они могут изредка подрабатывать, но, как правило, сидят на шее родственников. Или устраиваются поработать несколько месяцев, а затем встают на биржу труда и получают пособие по безработице. Ради того чтобы не работать, такой типаж готов практически на любые жертвы. В развитых странах, где на выплачиваемое пособие можно сносно существовать годами, встречаются совершенно невообразимые образчики. Так, например, в марте 2012 года в Австрии 56-летний хронический безработный Ганс Урл после того, как медкомиссия трудовой инспекции признала его годным к труду, желая и дальше жить на пособие, отпилил себе ногу выше лодыжки автоматической пилой и бросил ее в духовку, чтобы врачи не пришили обратно.
- «Хикикомори, или хикки» — сравнительно недавнее явление, получившее значительное распространение в Японии. Хикки — это взрослые дети, отказывающиеся покидать родительский дом, изолирующие себя от общества и семьи в отдельной комнате на протяжении более шести месяцев, не имеющие какой-либо работы и живущие на иждивении родственников. Хикки обычно некоммуникабельные, робкие и стеснительные. Социальная изоляция в конечном итоге приводит к тому, что молодой человек погружается в виртуальный мир (интернет-пространство, компьютерные игры, книги и т.д.), который становится зависимостью и смыслом жизни. В 2002 году только в Японии таких молодых людей, по разным оценкам, насчитывалось от 650 000 до 850 000 человек.
Про это явление даже был снят фильм:
Марина столкнулось с таким типом в кругу своей семьи: «Мой двоюродный брат — настоящий хикки. В детстве из-за частой смены школ Леша погрузился в мир компьютерных игр, а после развода родителей полностью замкнулся в себе. Мы пытались его вытащить из скорлупы, звали на вечеринки и поездки, но Леше ничего не надо. Друзей у него нет, с учебой были постоянные проблемы. После получения диплома — никакой инициативы в поиске работы. Сидел и говорил, что однокурсник обещал устроить его к себе. Прошло полгода — никаких телодвижений. Я его устроила на работу, но он отработал 2 недели и сказал, что мало платят. Отправила к еще одному знакомому на собеседование. Звонят ему и приглашают на работу, а Леша отвечает, что подумает. О чем можно думать, если ты в жизни отработал без году неделю?! В общем, уговорили его, 3 недели уже работает, говорит, что скучно бумажки перебирать. Чувствую, все равно надолго брата не хватит».
Чем дольше человек не работает, тем сложнее ему будет устроиться на работу в дальнейшем и тем больше времени он потратит на ее поиски.
- «Инфантилы» — неприспособленные к самостоятельной жизни взрослые дети. Как правило, это избалованные «маменькины сынки», которые не умеют и не хотят что-либо делать даже для себя. Могут существовать за счет родителей или супруга годами. Иногда такой вид тунеядства сопровождается различными зависимостями. Также в качестве стимулирующих факторов подобного поведения эксперты называют:
- наличие значительных сложностей устройства на работу,
- высокий уровень благосостояния родителей,
- мягкость родителей (в основном это касается одиноких или разведенных матерей), которые не могут заставить своих взрослых детей работать.
Валентина приводит в пример своего свекра: «Мне безумно жаль видеть, как свекровь надрывается на двух работах, чтобы содержать 53-летнего здорового мужчину. Он уже летне работает, даже на цветы жене у нее же деньги выпрашивает. А весь корень зла в детстве— он был единственным ребенком. Так что все было для него — мать даже „царем“ его называла. Вот и вырос из царя тунеядец».
Можно ли заставить бездельника измениться и начать работать?
Нужно понимать, что, продолжая содержать тунеядца, вы усугубляете ситуацию. Генеральный директор Brainpower Siberia Екатерина Панферова предупреждает: «Перерывы в рабочем стаже вообще редко трактуются работодателями положительно, особенно если они связаны с желанием отдохнуть. С одной стороны, если у человека не было отпуска несколько лет, его можно понять, с другой — видимо, он не умеет планировать рабочее время или у него не развита компетенция делегирования. У сотрудников отдела персонала большой перерыв в стаже всегда будет вызывать вопросы, так как востребованный на рынке специалист никогда не останется без работы на долгий период». Следовательно, чем дольше человек не работает, тем сложнее ему будет устроиться на работу в дальнейшем и тем больше времени он потратит на ее поиски.
Общие рекомендации психологов таковы:
- составляется план поиска работы со сроками;
- оказывается помощь в трудоустройстве: корректировка резюме, анализ прошедших собеседований, поиск подходящих вакансий, обращение за помощью в поиске работы к друзьям и знакомым и т.д.;
- в случае невыполнения требований семьи применяются репрессивные последствия, оговоренные ранее.
Предлагаемым способом решается несколько задач. Иждивенец лишается возможности паразитического существования и оказывается вынужденным искать какие-то пути изменения ситуации. Родственники же, с одной стороны, оказывают помощь в поиске работы, с другой — уменьшают или вовсе прекращают все материальные и физические затраты на обеспечение взрослого нахлебника.
Хотя в нашей стране пособие по безработице невелико, тем не менее, факт его получения вполне может стать поводом для ничегонеделания. Как справедливо заметил американский президент Рональд Рейган, «страхование по безработице является оплачиваемым отпуском для нахлебников». Поэтому если речь идет о хроническом безработном, не стоит предлагать ему вставать на учет в службе занятости.
Кроме того, нужно учитывать, что рекрутеры постараются еще на этапе собеседования вычислить лентяя. Это происходит, поскольку польза для компании от таких работников невелика, а раздражение от их поведения не лучшим образом отражается на атмосфере в коллективе. «Такие кандидаты на собеседовании, как правило, говорят общими фразами, от них редко услышишь конкретные результаты работы или достижения. По их словам, они все время работают „в команде“, где трудно определить роль и значимость каждого участника проекта. Эти люди могут долго и пространно рассказывать о проекте, однако вы никогда не услышите об инициативе, которая исходила именно от них. Трудно будет понять степень ответственности конкретного человека за результат. Если кандидат оценивает работу, используя фразы „мне помешали обстоятельства“, „клиентская база была слабая“, „я искал, но не нашел“, „звонил, но не дозвонился“ и т.д., — это косвенный показатель нежелания работать. Человек ищет оправдание своему бездействию и находит его вовне», — рассказывает Екатерина Панферова.
Если бездельник каким-то чудом миновал входные барьеры и его приняли на испытательный срок, опытный руководитель и здесь может выявить его истинную сущность.
Если же бездельник каким-то чудом миновал входные барьеры и его приняли на испытательный срок, опытный руководитель и здесь может выявить его истинную сущность. Екатерина Панферова перечисляет признаки, которые свидетельствуют против лентяя: «Многие тунеядцы стараются „затеряться“ в компании, не попадаться на глаза руководству. Их задача — пройти испытательный срок и незаметно влиться в коллектив. Они редко задают вопросы по работе, не проявляют инициативы, со временем к ним привыкают, никто не знает, чем они занимаются, но они приходят на работу и могут вовремя покивать головой».
Поэтому кроме принятия жестких мер, исключающих беспечное существование тунеядца, стоит заняться и его психикой. Ведь если и удастся лентяя устроить на работу, не факт, что он сможет там удержаться. В этом могут помочь сеансы психотерапии, семинары по поиску работы и адаптации в коллективе. Для «хихикомори» также полезными станут коммуникативные мастер-классы и тренинги уверенности в себе. Часто психологи рекомендуют пройти консультацию и близким такого человека — это связано с тем, что между бездельником и тем, кто его содержит, формируется психологическая зависимость, и вторым бывает сложно поверить, что взрослый здоровый человек в состоянии решать свои проблемы сам, без их помощи, которая порой не дает шанса проявить даже толику самостоятельности.
Помните, результат всегда напрямую зависит от наших действий. Если близкий человек не стремится работать, значит, именно мы должны изменить свое поведение таким образом, чтобы он захотел изменить создавшуюся ситуацию. Поэтому не занимайтесь материальным обеспечением взрослых детей. Позвольте родственнику взять на себя ответственность за семью, ведь любой взрослый здоровый человек способен содержать себя сам.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь
Источник
Кто такие юные хикикомори и NEET. Не хотят работать, учиться и даже выходить из дома
На Земле живут около 1,5 миллиарда молодых людей в возрасте от 15 до 25 лет. По официальным данным, 15% из них не учатся и не работают. С 2013 года в отчетах Международной организации труда в характеристиках занятости молодежи присутствует графа NEET — это немалая группа молодежи, которая не работает, не учится и иногда даже ведет затворнический образ жизни. Такого раньше не было, и сегодня ученые, специалисты и журналисты обратили внимание на проблему.
Поколением NEET (от английского выражения «Not in Education, Employment or Training») называют молодых людей 15–24 лет, которые в силу различных факторов экономического, социального, психологического характера не работают и не учатся. Это выражение впервые использовали в Великобритании в 1999 году — термин появился в правительственном докладе о занятости молодежи. Затем NEET появился в отчетах Международной организации труда, а явление в мировом масштабе обрело национальную специфику — например, в Японии и в странах Латинской Америки.
В Британии, по данным статистики Prince’s Trust, в 2007 году около 20% британцев в возрасте от 15 до 24 лет признавались NEET, с тех пор размер этой группы колебался незначительно. В США, Японии, Австралии, Канаде доля представителей поколения NEET достигает 15%.
Позднее феномен проник и в нашу страну, с 2010 года Росстат считает уровень NEET-безработицы: рассчитывается как доля от общей численности молодежи 16–24 лет, а уровень NEET-безработицы — как отношение числа безработных в возрасте 15–24 лет к численности всего населения данного возраста.
Изначально явление рассматривали как следствие экономического кризиса 1998 года, изменившего рынок труда Европы. Тогда немало молодых людей (особенно в средиземноморских странах) потеряли работу и вернулись под отеческий кров, а когда ситуация восстановилась, не поспешили возвращаться к работе. Дом и еда у них есть, зачем хотеть большего? Так увидели проблему в начале XXI века — и стали ее изучать.
Посмотрим внимательнее
Ученые склонны выделять среди факторов возникновения NEET несколько уровней. На макроуровне на молодежь влияют общественное устройство страны, структура ее образовательной системы, Трудовой кодекс и особенности занятости, чуть меньше — региональные особенности и конкретное место работы или учебы. Иногда это проблемы отдельного человека — психологические, медицинские, иные.
Конечно, социальные и экономические причины преобладают: большая часть NEET происходит из необеспеченных семей с низким уровнем образования. В странах с высоким уровнем социального обеспечения высокий уровень пособий играет злую шутку: подростки теряют мотивацию («Зачем к чему-то стремиться, если и так все дают?») и впадают в социальную апатию. В эти социальные ловушки, когда низы не могут, а верхи не хотят, попадают разные слои молодежи. В Британии, где впервые обратили внимание на NEET, считают, что проблема связана с устаревшей системой образования и изменениями рынка труда.
Не все исследователи разделяют подобные взгляды на проблематику NEET: во многих странах статистика по безработице не входит в открытые данные, поэтому стоит говорить скорее о разных проблемах не учащейся и не работающей молодежи в развитых и развивающихся странах.
Хикикомори и «клубничное поколение»
Япония стала страной, где общемировой тренд специфически наложился на национальные особенности государства. Как и в странах Европы, NEET в Японии — это молодые люди, которые не работают, не учатся, а существуют за счёт родителей, переложив на них материальные и бытовые вопросы. Местной спецификой стала группа хикикомори («затворники») — их около миллиона, в среднем — от 18 до 35 лет, они не выходят из дома, проводят все время в интернете, а нужные им покупки совершают с помощью доставки.
Термин «хикикомори» — авторства психолога Сайто Тамаки, по оценкам которого 20% молодых японцев (около 1% населения страны) проводят время в четырех стенах. Проблема для Японии настолько значима, что в школе даже появился специальный предмет, помогающий школьникам понять, что делать дальше, после окончания учебы. Развитие социальных навыков — тоже важный момент в воспитании и образовании детей: хикикомори не стремятся заводить семьи и детей, и для Японии с ее высоким средним возрастом жителей это проблема.
В Китае детей, которые не стремятся покинуть родительский дом и предпочитают жить за счет предков, называют «клубничным поколением» — они не затворники, а скорее прожигатели жизни.
Программы устойчивого развития ООН
Уже несколько лет проблема поколения NЕЕT обозначена ООН как одна из ключевых целей человечества: никогда раньше столь значительная часть молодежи (завтрашнего рынка труда) не была выключена из процесса обучения или работы еще на старте. По прогнозам ООН, доля 15–24-летних людей, не получающих образование или не связанных с рынком труда, должна снизиться с 7,8% в 2018-м до 6,0% к 2027-му. С 2015-го МОТ ежегодно подсчитывает долю NEET в мировой экономике и отправляет отчеты профильным органам, ответственным как за сферу образования, так и трудоустройства. Эксперты МОТ выделяют среди NEET людей, переставших искать работу, безработных и маргиналов, бросивших учебу или работающих в нелегальных или полукриминальных структурах.
Перед человечеством стоит важная задача — вернуть молодежь в активную социальную и трудовую жизнь: избежать негативных последствий для общества, недостатка квалифицированных работников в различных сферах труда, их маргинализации и криминализации. По данным Всемирного банка за 2019 год, наибольшая доля NEET была в Турции (26% от числа молодежи) и Колумбии (24%). В большинстве стран Европы этот показатель ниже 10%, и это очень много: по опасениям некоторых экспертов, лишь десятая часть поколения NEET может стать реальной рабочей силой.
А что в России?
По мартовским данным 2021 года, официальная безработица в России достигла 5,4%: количество зарегистрированных безработных оказалось менее 4,1 миллиона человек. 10 марта глава Минтруда Антон Котяков на совещании правительства сообщил, что в РФ высокая безработица среди молодёжи: более 33% общего числа безработных составляют люди до 29 лет. По данным января 2021 года, из 4,3 миллиона безработных (по методологии МОТ) 18,9% пришлось на молодежь до 25 лет — это порядка 810 тысяч человек. В августе 2020-го, когда безработица в России почти достигла пиковых значений, в категории безработных было более 1 миллиона молодых людей.
«Мел» попросил прокомментировать ситуацию с NEET в России директора Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Елизавету Сивак:
«Мне кажется, что некорректно называть NEET поколением. В России эта группа составляет 12–15% молодёжи до 24 лет: это не очень большая группа, она не растет, что примерно соответствует ситуации в других странах. Явление NEET — это проблема, нужно разбираться с ее причинами, но это не поколение. Люди 15–20 лет любят общаться онлайн, и их занятия сосредоточены в интернете, но это не значит, что они выключены из образования и из рынка труда.
В России, на мой взгляд, ситуация не критическая. Половина неработающей молодежи в перспективе находит работу, не застревает на всю жизнь в этой ситуации. Может быть, меняется характер занятости и люди, которые работают как фрилансеры и самозанятые, не попадают в статистику или не видны государству.
Группа NEET в России достаточно разнородна: в нее входят и те, кто не может учиться или работать по состоянию здоровья, и люди с недостаточным образованием, возможно, люди с психологическими проблемами. Слабо интегрируются в общество люди с серьезными медицинскими проблемами. Во всех странах, не только в России, проблемы с диагностированием депрессии увеличиваются.
Кажется важным понять причины, которые приводят к появлению людей, которые не учатся и не работают. Само существование NEET говорит о нескольких социальных проблемах. Это проблема образовательного неравенства: дети с самого рождения живут в разных условиях, и со временем их образовательно-жизненные траектории расходятся. Проблему образовательного неравенства мало обсуждают в России, а плохие оценки списывают на недостаток способностей или лень, но многое зависит от условий, в которых человек растет.
Да, дети родителей с высоким, качественным образованием имеют больше возможностей: им доступны другие школы, кружки и так далее. Их преимущество и в том, что у них более вовлеченные родители, которые помогают им разными способами: мотивируют, участвуют в их жизни, помогают, подсказывают. У них больше социальных связей, они узнают о возможностях образования и работы, у них лучше климат в семье, им хватает психологических ресурсов, чтобы пробовать новое, учиться. Это больше наличия денег. Необходимо помогать детям из неблагополучных семей, создавать возможности для образования, чтобы дети могли получить к ним доступ, даже если родители не помогают или не знают об этих возможностях.
Другая проблема — то, что Россия — централизованная страна. Много возможностей в Москве, меньше возможностей для работы и образования у людей в регионах. Нелегальная, криминальная занятость — часто единственный вариант в месте, где нет социальных лифтов. Необходимо сделать лучшие школы и университеты открытыми для детей, у которых нет возможности учиться. Онлайн-учеба — еще один способ борьбы с образовательным неравенством».
Текст подготовлен с помощью стажера Алисы Урбиной, студентки второго курса факультета журналистики РАНХиГС.
Фото на обложке: Shutterstock / WildSnap
Источник