- Мастеровой не может не работать он упускает тайну мастерства
- Похожие цитаты
- Божественный дар
- Мастеровой не может не работать он упускает тайну мастерства
- Другие статьи в литературном дневнике:
- Мастеровой не может не работать он упускает тайну мастерства
- Мастеровой не может не работать он упускает тайну мастерства
- ЦВЕТЫ
- Откуда взялась эта птица
- Да привычка — трудной порою, Когда молча боль не стерпеть, От неё не плакать, а петь
- Первое августа
- Мастеровой не может не работать он упускает тайну мастерства
Мастеровой не может не работать он упускает тайну мастерства
Похожие цитаты
У нас говорят, что, мол, любит, и очень,
Мол, балует, холит, ревнует, лелеет…
А, помню, старуха соседка короче,
Как встарь в деревнях, говорила: жалеет.
И часто, платок затянувши потуже
И вечером в кухне усевшись погреться,
Она вспоминала сапожника-мужа,
Как век он не мог на нее насмотреться.
— Поедет он смолоду, помнится, в город,
Глядишь — уж летит, да с каким полушалком!
А спросишь чего, мол, управился скоро?
Не скажет… Но знаю: меня ему жалко…
Зимой мой хозяин тачает, бывало,
А я уже лягу, я…
… показать весь текст …
Мы в палатке.Рассветает.В
жопу комары кусают. Дождик капает
слегка.Запахи от шашлыка…
Увлечённый романтизмом
занимаюсь
онанизмом:))))))
Божественный дар
Порывами так много гениальных
Среди мыслителей, учёных и поэтов,
И им в труде, в упорстве нету равных,
Но силой воли не раскрыть секретов.
Они гармонию выверивают алгеброй,
Поставив жизнь свою науке и искусству,
Аскет, отрекшийся от радостей,
Машинным разумом вскрывает Музу.
Да, ремесло свои имеет взлёты,
Инерция его рождает вдохновение,
Умение, умноженное на самоотвержённость,
И упоение идеей, порой вызывает изумление.
… показать весь текст …
Источник
Мастеровой не может не работать он упускает тайну мастерства
/ перепечатано из сборника : И всё, что ты любишь. /
Москва (Художественная литература) 1973г.
Мастеровой не может не работать –
Он упускает тайну ремесла.
Он, как бедняк, пожизненную подать
Сверх силы платит ей. Нехваткой сна,
Усталостью, морщинами. И горе
Рискнувшему схитрить, проспать, надуть.
Потерян срок. И вроде тайной хвори
Оно приходит исподволь: чуть-чуть
Ленивей глаз, нерасторопней тело,
Тупее пальцы, в строчке больше слов…
Но, мастер, ты проигрываешь дело.
Ты будешь осуждён! Начни с азов.
Поторопись. Бездельники налгали,
Что верящий в старание убог,
Чужд божества… Вздор! Боги обжигали
Горшки когда-то. Обожги, как бог!
Но поглотай и ты печную копоть,
Побей огню поклонов без числа…
Мастеровой не может не работать –
Он упускает тайну ремесла.
——————-
1962
В качестве напутствия добрым литераторам.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Мастеровой не может не работать он упускает тайну мастерства
ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ запись закреплена
Мастеровой не может не работать –
Он упускает тайну ремесла.
Он, как бедняк, пожизненную подать
Сверх силы платит ей. Нехваткой сна,
Усталостью, морщинами. И горе
Рискнувшему схитрить, проспать, надуть.
Потерян срок. И вроде тайной хвори
Оно приходит исподволь: чуть-чуть
Ленивей глаз, нерасторопней тело,
Тупее пальцы, в строчке больше слов…
Но, мастер, ты проигрываешь дело.
Ты будешь осуждён! Начни с азов.
Поторопись. Бездельники налгали,
Что верящий в старание убог,
Чужд божества… Вздор! Боги обжигали
Горшки когда-то. Обожги, как бог!
Но поглотай и ты печную копоть,
Побей огню поклонов без числа…
Мастеровой не может не работать –
Он упускает тайну ремесла.
———————
1962 / перепечатано из сборника : И всё, что ты любишь. /
Москва (Художественная литература) 1973г.
Живопись: Куликов Иван Семенович (1875 -1945)
— живописец и педагог, автор портретов, пейзажей и картин на темы русского быта. Награждён Золотой медалью Императорской Академии.
«Павловский кустарь», 1937 Холст, масло Муромский историко-художественный музей.
Источник
Мастеровой не может не работать он упускает тайну мастерства
Не спите поздно. Подымайтесь сразу.
С трамваем первым. С первой птичьей фразой.
Вставайте раньше. Пейте кофе крепкий.
Займитесь вместе с солнцем кладкой, лепкой,
Формовкой, краской — сотвореньем мира.
Вставайте раньше. Душно или сыро,
Мороз иль жар — вставайте. Дела много!
Работайте. Восторженно и строго.
День напролет. Весь день. Он так не вечен.
Работайте. Друзьям оставьте вечер.
Оставьте вечер звездный и метельный
Чему хотите — скуке иль веселью…
Но если день был трудным, и сомненья
Швыряли вас, как мячик по арене,
… показать весь текст …
Но день есть день — нет четности в любви!
Вот хоть поэты — как подчас пытались
Припомнить ту, с кем спать легли…
А женщины до гроба похвалялись
Их страстью.
Но лишь те сквозь звездный чад
Шли с Беатриче по веков ступеням,
Кто заставлял поэтов по ночам
От боли плакать.
Не от наслажденья.
«Лирика», Художественная литература, Москва, 1967, стр. 81.
ЦВЕТЫ
И тот, кто не видел её годами,
И те, что с ней рядом бок о бок жили,
Все к ней сегодня пришли с цветами
И молча к ногам её их сложили.
Стояли торжественные корзины
От старшего сына, от младшего сына…
Плача, склонялась над ней невестка
(Та, что не раз отвечала дерзко)
И шапки махровой сирени белой
Бралась перекладывать то и дело.
И внук, что ленился очки подать ей,
Свежие листья ей клал на платье.
… показать весь текст …
За сосны солнце опускается,
Чуть золотится сквозь кусты,
Лучами тонких трав касается,
Прощаясь издали, — как ты.
Оно идет, не остановится,
Открыв ворота темноты.
Минута — и оно становится
Воспоминанием, — как ты.
Лирика,Художественная литература, Москва, 1967
Я послезавтра уезжаю,
И это, кажется, к добру,
Я ничего не обещаю
И обещаний не беру.
Я послезавтра уезжаю;
Махни вдогонку мне рукой…
Возьми, я снова возвращаю
Тебе твой будничный покой.
Живи, как все живут на свете
В привычной смене чинных лет
И не смотри, как ночью светит
Над спящим Норком красный свет.
… показать весь текст …
Откуда взялась эта птица
Откуда взялась эта птица
В здешнем леске незавидном,
В нашем краю многотрудном,
Где в праздник, не то, что по будням,
Пышных таких не видно?
И что ей на юг не летится?
Пускай воробьи да синицы
Тут мыкают век свой с нами.
А эта — как змей, как пламя.
Откуда взялась эта птица?
Всё кружит над нашей крышей,
Как вестник, как праздник рыжий.
Не птица — Жар-птица. Перья
До резкости желтой краски…
… показать весь текст …
Мастеровой не может не работать —
Он упускает тайну ремесла.
Он, как бедняк, пожизненную подать
Сверх силы платит ей. Нехваткой сна,
Усталостью, морщинами. И горе
Рискнувшему схитрить, проспать, надуть.
Потерян срок. И вроде тайной хвори
Оно приходит исподволь: чуть-чуть
Ленивей глаз, нерасторопней тело,
Тупее пальцы, в строчке больше слов…
Но, мастер, ты проигрываешь дело.
Ты будешь осуждён! Начни с азов.
Поторопись. Бездельники налгали,
Что верящий в старание убог,
… показать весь текст …
Молчу.
Не то чтоб не умею
Сказать…
Не то, что б не хочу.
Молчу
От ярости,
Немею
От нестерпимости…
Молчу.
Что я люблю?
Так, без запинки, с ходу?
Сквозь листья — солнце,
Тишину с утра,
Большое небо
И большую воду,
И тяжесть слова
На конце пера.
Да привычка — трудной порою, Когда молча боль не стерпеть, От неё не плакать, а петь
От прабабки-старообрядки
У меня только рот да брови
Да медлительные повадки.
Только бабка была суровей,
Только бабка проще была
Да седой была добела.
Да молилась ночами долгими,
Да почила, не веря в тленье,
Наказав себе крест над Волгою
От других крестов в отдаленье,
Чтобы тропка была нетореной,
Чтобы праху лежать не тесно,
Чтоб лежать обласканной зорями
И оплаканной волжской песней.
… показать весь текст …
Самоварный дым плывет над дачами,
Медленный, домашний, теплый дым.
Над столом с игрушками ребячьими,
Над успехами и неудачами
Оседая облаком седым.
Пахнет дым клубничинами красными
И каким-то давним летним днём,
Тем, что выпадает всем по-разному,
Тем, который мы однажды празднуем,
Чтоб до смерти вспоминать о нём.
Первое августа
Ты вернулся на землю,
прославленный месяц,
Ты пришел — дай-ка я на тебя посмотрю.
Ба! Рябины в огнях.
Сад тяжел и развесист.
Лес и щедр, и богат.
Все — как должно царю.
Свет, особенный, — тих.
И не все ж куролесить
И слепить.
И до хрипа
рыдать на зарю…
Ты вернулся,
мой строгий, из месяцев — месяц,
… показать весь текст …
Всё приходит слишком поздно:
Исполнение — к желанью,
Облегчение — к недугу.
Опозданья, опозданья
Громоздятся друг на друга…
Не надо приходить на пепелище!
Не надо ездить в прошлое, как я,
Искать в пустой золе, как кошки ищут,
Напрасный след, сгоревшего жилья.
Не надобно, искать свиданий с теми,
Кого любили мы давным-давно.
Живое ощущение потери
Из этих встреч нам вынести дано.
Их час прошел. Они уже подобны
Волшебнику, утратившему власть.
Их проклинать — смешно и неудобно,
Бессмысленно — им вслед поклоны класть.
Не надо приходить на пепелище
… показать весь текст …
С глаз долой —
Из сердца — вон!
Злой,
Но правильный
Закон.
А когда б не он, не он,
Уж давно бы Сердце — вон !
весна красна? го-лу-бо-ва-та…
зеленовата и грустна.
прозрачна и не виновата
в том, что нимало не красна…
а осень, та красна, виновна
в свеченье раскаленных крон,
в разгуле страстном и греховном
за два часа за похорон.
май бережет июню, ради
апреля экономит март.
октябрь — бобыль, он станет тратить,
ломать, мотать, входить в азарт,
швырять на ветер без разбору,
все раздавать, со всеми пить,
… показать весь текст …
а счастья — нет. есть путь неспешный,
есть ощущенье торжества,
когда чужой тоске кромешной
найдешь утешные слова.
… так в двадцать лет мне пела спесь
в жестоком юном скептицизме…
теперь я знаю: счастье есть,
и только не хватает жизни.
Я пишу сочиненье о дружбе,
Сочиняю трактат о любви,
— Я смотрю, как прижались друг к дружке
На тугих проводах воробьи.
Высоко. Только белым каленьем
Провода проверяет мороз
Да чернеют внизу в отдаленье
Комья тех, что сидели поврозь.
«Лирика»,Художественная литература, Москва, 1967
Эту волглую талую мглу
Ненавижу.
В ней спасенья — не жди,
В ней не видно ни зги, —
Эту мир захлестнувшую
Серую жижу,
Небо, полное
Чёрной дрызги!
Воспаление лёгких
Сегодня у мира…
Где-то хлюпает снег,
Где-то шамкает тишь…
И, громоздким дыханьем
… показать весь текст …
Лень подвинуться облаку. Лень…
Лень листу колыхнуться. Июль…
Лень… Обмяк изменившийся день,
Будто ленью наполненный куль.
Лень привстать, лень прилечь. Род оков…
Лень забыть, вспомнить лень. До костей
Лень великая, усталь веков,
Передышка средь сверхскоростей.
Источник
Мастеровой не может не работать он упускает тайну мастерства
Размышления о профессии
моих незабвенных Учителей —
Марии Михайловны Матвеевой
и Василия Михайловича Луканина
Широко известен курьезный случай, происшедший с Федором Ивановичем Шаляпиным:
«— А ты чем, барин, занимаешься? — спросил меня извозчик.
— Да вот, брат, пою!
— Я не про то, — сказал он. — Я спрашиваю — чего работаешь? А ты — пою! Петь — мы все поем! И я тоже пою, выпьешь иной раз и поешь. А либо станет скушно и — тоже запоешь. Я спрашиваю — чего ты делаешь?»[1]
В наше время, думаю, уже не встретишь человека, столь своеобразно понимающего пение, и, конечно, не стоит доказывать, что певец — серьезная и сложная профессия. И все же чего только не говорят об оперном искусстве! И что оно устарело, и что приличных артистов нет, певцы только «звучком» увлекаются, а играют плохо, и что все толстые и старые… Спрашиваешь человека: «А когда вы были в последний раз в Большом театре?» И тот, подумав, отвечает: «Лет пятнадцать назад» — или: «Я вообще туда не хожу, это все не то, неинтересно». А потом затащишь его на спектакль, хорошо поставленный, с хорошим составом, — удивляется и радуется: «Нет, это действительно интересно, совсем не то, что я думал».
Встречается и такое отношение: вот заграничные театры — это театры стоящие, вот они — умеют, а у нас — чего ходить! Приезжает зарубежный театр, хороший, согласен, — народ валом валит и восхищается всем — чем надо и чем не надо. Спрашиваешь таких людей: «Скажите, а кто из советских артистов выступает в этих ролях?» «Не знаю, я обычно в Большой театр не хожу», — отвечают.
Естественно, когда театр приезжает на гастроли, он привозит лучший состав, небольшой, хорошо отрепетированный репертуар, поэтому качество спектаклей очень высокое. И получается, что смотрим, слушаем мы и думаем: «Вот как поют, как играют, как вообще у них дело поставлено!» А выступаем где-то за границей мы, пишут: «Большой театр приехал, чтобы преподать нам урок того, как нужно ставить оперу». (Так, например, написали о Большом театре в Италии.)
Я пел и в «Ла Скала» и в Венской опере, спектаклями которых восхищался в Москве, и могу с полным основанием заявить, что и там я видел не только праздники, но и будни театра, что далеко не в каждом театре всякий раз бывает такой уровень спектаклей, как во время гастролей.
Это, к сожалению, далеко не все знают и понимают. И дело не только в патриотизме. Просто мы не всегда помним о величайшем значении нашей собственной музыки, отечественной культуры, о тех громадных художественных ценностях, которые созданы нашим народом. А ведь вокальное, оперное искусство — часть нашей великой культуры. И центральная фигура здесь, безусловно, фигура певца, фигура артиста. О том, в чем сущность этого вида человеческой деятельности, в чем ее трудности и преимущества, мне и хотелось бы рассказать.
Константин Сергеевич Станиславский говорил: «Оперный певец имеет дело не с одним, а сразу с тремя искусствами, т. е. с вокальным, музыкальным и сценическим. В этом заключается, с одной стороны, трудность, а с другой — преимущество его творческой работы. Трудность — в самом процессе изучения трех искусств, но, раз что они восприняты, певец получает такие большие и разнообразные возможности для воздействия на зрителя, каких не имеем мы, драматические артисты. Все три искусства, которыми располагает певец, должны быть слиты между собой и направлены к одной общей цели»[2]. Эти слова великого реформатора театрального дела часто приводятся, когда нужно дать объяснение прекрасному и сложному виду искусства — оперному, но при этом нередко упускается из виду смысл последней фразы: «Все три искусства… должны быть слиты (выделено мною. — Е. Н.) между собой…» Станиславский, говоря о «трех искусствах», разумеется, не воспринимает оперу как три отдельных вида искусства. Его слова следует понимать просто как вспомогательный термин, который дает возможность на первых порах разделить оперное искусство на какие-то ощутимые компоненты, а не просто рассуждать о том, что в опере нужно, во-первых, петь; во-вторых, играть; в-третьих, быть хорошим музыкантом; в-четвертых, уметь носить костюм и гримироваться; в-пятых, иметь отличный оркестр; в-шестых, соответствующим образом оформлять сцену, и т. д., и т. д. Конечно, артисты в опере встречаются разные. Одни из них — подлинно артисты оперного театра, действия которых на сцене продиктованы музыкой. Другие — только поют, музицируют. Третьи — просто дают звук и тем довольны. А существуют и такие артисты, которые именно как бы расчленяют искусство оперного театра: отдельно поют, отдельно музицируют, отдельно играют. И это самое ужасное.
Никогда не следует забывать, что наше искусство — не механическое соединение и параллельное независимое существование трех или нескольких различных видов искусства, а их слияние, я бы сказал, употребив математический термин, — их интегрирование, дающее качественно новый вид искусства — искусство оперного театра. Такое же слияние, интегрирование вокального, музыкального и сценического искусства наблюдается и на концертной эстраде, и потому все рассуждения, связанные с искусством оперным, будут справедливы и в отношении камерного пения.
Как же происходит слияние различных искусств в творчестве певца-актера? Мне хотелось бы на основании своего опыта и опыта моих товарищей по сцене показать творческую «кухню» вокалиста, о которой, мне кажется, известно значительно меньше, чем о секретах профессии драматического актера или музыканта-инструменталиста.
Верит ли зритель оперному актеру, который, создавая образ на сцене, двигается, переживает, радуется, грустит, все как в жизни, но — поет? В жизни-то не поют. Да, верит. Забывает ли зритель о том, что человек перед ним поет? Да, забывает. Когда на сцене большой мастер, большой артист.
Неудивительно ли, что в таком случае мы воспринимаем пение как вполне естественный процесс и человек, поющий на сцене, — кажется нам не более странным, чем человек, говорящий на сцене? Думается, ничего удивительного в этом нет. Пение — та же речь. Отличие лишь в том, что интонация пения по диапазону гораздо шире, чем речевая интонация, да и гласные больше удлиняются. Но ведь и в речи диапазон интонаций очень широк и гласные также обычно длинней согласных. Потому пение для человека естественно и поющий на сцене человек — оперный персонаж — не должен вызывать у слушателя никакого удивления, если, конечно, оперный певец ведет себя на сцене естественно, а не «играет», не изображает кого-то, не становится на котурны.
Опера — вид искусства, который развивался на протяжении столетий. Произведения раннего периода существования оперы приближаются к костюмированному концерту, где сам жанр не требует, чтобы зритель воспринимал оперные персонажи как живых людей. Но в произведениях более позднего периода, особенно с появлением великих творений русских композиторов-реалистов, зритель и слушатель понимает музыку, пение как естественное существование того мира, тех персонажей, которые он видит на сцене. Мне представляется очень верной не помню кем высказанная мысль, что оперный певец должен восприниматься слушателем, зрителем как человек, который не может не запеть.
Источник