- Записки программиста
- Выходим на Си-Би c трансивером Midland M-Zero Plus
- Теория
- Выбор трансивера
- Не проще ли раскрыть трансивер на передачу?
- Выбор антенны
- Заключение
- Инструкция и руководство для Alan 78 Plus на русском
- Инструкция по эксплуатации радиостанции ALAN.
- ВВЕДЕНИЕ.
- Разъем для подключения внешнего прибора для измерения уровн.
- Для включения устройства поверните рукоятку по часовой стре.
- Предназначен для подключения внешнего громкоговорителя. Пр.
- Индикатор сигнала Показывает уровень принимаемого сигнала и.
Записки программиста
Выходим на Си-Би c трансивером Midland M-Zero Plus
Си-Би (CB, Citizens Band) называют КВ-диапазон в окрестностях 27 МГц (11 метров), выделенный для безлицензионного использования всеми желающими. Более точный диапазон частот для России: 26.960-27.410 МГц. В отличие от безлицензионных диапазонов LPD (433 МГц) и PMR (446 МГц), здесь разрешается работать с большими мощностями, до 4 Вт в AM или FM и до 12 Вт в SSB. Кроме того, так как речь идет о коротких волнах, здесь бывают дальние прохождения. Давайте же выясним, есть ли жизнь на Си-Би, и как начать работать в этом диапазоне.
Теория
Примечание: В России правила использования CB-диапазона определены Решением ГКРЧ, принятом на заседании от 3 сентября 2013 года [PDF]. Основные сведения содержатся в «Приложении № 2 к решению ГКРЧ от 3 сентября 2013 г. № 13-20-08», в конце документа.
В целом, движуха с Си-Би напоминает движуху с любительским радио, с несколькими отличиями:
- Порог вхождения существенно ниже. Не требуется сдавать экзамены, получать позывной, регистрировать РЭС. Кроме того, Си-Би трансиверы существенно дешевле радиолюбительских трансиверов. Цены начинаются где-то от 45$. На Avito можно найти еще дешевле. Наконец, на Си-Би не требуется вести журнал проведенных радиосвязей;
- Разрешенная мощность существенно ниже, чем в случае с любительским радио. Кроме того, на Си-Би запрещено использовать направленные антенны, с усилением больше 1.73 dBi. Это касается только работы на передачу, принимать вы можете что угодно на любые антенны;
- Так как позывной не требуется нигде получать, на Си-Би люди сами придумывают себе позывные. Обычно это одно простое и общеизвестное слово. Например, первые корреспонденты, с которыми мне удалось связаться на Си-Би, имели позывные «Гвоздика» и «Валет». Позывной не несет никакого глубокого смысла, и нужен только для того, чтобы отличить одного Петю от другого;
- В любительском радио для работы голосом на КВ используют SSB. В Си-Би же основные виды модуляции — это FM и иногда AM. SSB (USB) также используется для проведения дальних связей, но он поддерживается далеко не в каждом трансивере. В качестве Си-Би трансивера с поддержкой SSB, который сейчас доступен на рынке, можно привести в пример Alinco DR-135CBA. Вызывная частота, на которой работают в SSB — 27.190 МГц;
- Телеграф, BPSK, FT8, SSTV — ничего этого на Си-Би нет;
- На Си-Би вместо непрерывного интервала частот используют так называемые «сетки» и «каналы». Подробнее об этом ниже;
- Есть только один диапазон. Операторам любительского радио выделено восемь диапазонов только на КВ (3-30 МГц), а еще есть 160 метров (1.8-2 МГц, средние волны) и УКВ диапазоны (> 30 МГц);
- На Си-Би не бывает соревнований;
В остальном же все очень похоже. Те же «всем-всем», рапорты 59 и прощальные 73. Точно так же можно экспериментировать с самодельными антеннами, тюнерами, фильтрами, блоками питания и даже трансиверами. А можно просто общаться за жизнь.
Так что же на счет каналов и сеток?
Существует несколько сеток, обозначаемых буквами A, B, C, и так далее. Сетка — это просто некий интервал частот. Стандартной считается сетка C, которой соответствует интервал 26.965-27.405 МГц. Именно она сейчас используется в России. До 2013-го года также можно было работать в сетке D, интервал 27.415-27.855 МГц. Сейчас эти частоты выходят за диапазон, выделенный под Си-Би.
В каждой сетке содержится по 40 каналов. Каналу соответствует определенная частота. Например, 20-му каналу в сетке C соответствует частота 27.205 МГц. К сожалению, частоты каналов меняются не с фиксированным шагом, и вообще, их частоты идут не по порядку. Например, каналам 23, 24, 25 и 26 соответствуют частоты 27.255, 27.235, 27.245 и 27.265 МГц, а пары каналов (3,4), (7,8), (11,12), (15,16) и (19,20) разделены не на 10 кГц, как все остальные, а на 20 кГц. Тем не менее, на образованных таким образом «дырках» между каналами допускается работать. Дырки иногда обозначают, как каналы 41-45, или как каналы 3А, 7А, 11А, 15А и 19А соответственно.
Но если оставить все в таком виде, будет слишком просто, не так ли? Есть еще так называемые «пятерки» и «нули». Пятерки — это когда используются каналы с частотами xy.zw5 МГц, а нули — когда xy.zw0 МГц. Например, в Европе используют пятерки. То есть, 20-ый канал сетки C имеет частоту 27.205 МГц. В России можно использовать как нули, так и пятерки. Радиолюбители обычно используют нули. Поэтому 20-ый канал сетки C приходится на 27.200 МГц.
Дабы постоянно не писать «20-ый канал сетки C в нулях, модуляция FM» используют сокращение в стиле C20RF. Здесь С — название сетки, 20 — номер канала, R — Россия или нули, F — модуляция FM. Для обозначения Европы или пятерок используют букву E. Модуляция AM обозначается буквой A. Название сетки можно опускать, если это сетка C. Например, C15EA и 15EA обозначают один и тот же канал. Этот канал является международным каналом дальнобойщиков. Другой специальный канал, про который стоит знать, 9EF, является международным вызывным каналом службы спасения. Канал 20RF является вызывным каналом радиолюбителей.
Ну и чтобы окончательно всех запутать, разные производители трансиверов имеют разные представления о том, как правильно нумеровать сетки и каналы. Заметьте также, что не все трансиверы могут переключаться между нулями и пятерками. Перед покупкой обязательно уточняйте у продавца, позволяет ли трансивер использовать сетку C в нулях, и как на нее переключиться.
Fun fact! Жители Австралии, Новой Зеландии и некоторых других стран также называют Си-Би УКВ частоты в окрестностях 477 МГц (UHF CB). В Северной и Южной Америке аналогичная служба называется FRS, частоты 462 МГц и 467 МГц. В России и Европе им соответствует PMR, 446 МГц.
Выбор трансивера
Для экспериментов на Си-Би я решил обзавестись трансивером Midland M-Zero Plus. Это один из самых дешевых трансиверов на рынке, при этом он имеет неплохие отзывы. Но что намного важнее — вы посмотрите какая милота:
Габариты устройства — всего лишь 110 x 120 x 45 мм! Его вес составляет 665 г.
Трансивер имеет заявленную мощность 4 Вт. Приемник представляет собой супергетеродин с двумя преобразованиями ПЧ. Чувствительность — 0.5 мкВ. Питается трансивер напряжением 12.6 В±10%. То есть, его можно питать обычным среди радиолюбителей напряжением 13.8 В. Трансивер идет с кабелем для запитки от прикуривателя. Его я перепаял на разъем XT60.
Измеренная мощность при питании напряжением 13.8 В оказалась даже чуть выше заявленной, ближе к 5 Вт:
Измеренное потребление тока составило 0.11 А при работе на прием, 1.0 А при передаче в FM и 1.0-1.3 А при передаче в AM. Если верить инструкции, устройство может потреблять до 2 А тока.
Для переключения в нули устройство нужно выключить, зажать кнопки вверх и вниз, и затем включить питание. В появившимся меню выбираем режим «Po», то есть, Польша. Подтверждаем выбор нажатием PTT. После этого каналы 01-40 будут соответствовать каналам 1-40 сетки C в нулях, которые нам и интересны. Также в трансивере есть каналы 41-80 и 0.1-4.0 с точкой между цифрами. Они соответствуют другим сеткам, и работать на них в России незаконно.
Важно! Как уже отмечалось выше, производители трансиверов сами себе придумывают названия сеток. Так документация на Midland M-Zero Plus называет сетку C сеткой D. Именно поэтому следует уточнять у продавца, как на самом деле переключить сетку на требуемую. А потом еще неплохо бы проверить с помощью SDR-приемника, что трансивер действительно использует требуемые частоты.
А так Midland M-Zero Plus выглядит внутри:
Устройство выполнено на одной плате, все компоненты находятся с одной стороны. Выглядит как что-то пригодное как для ремонта, так и для модификаций.
Что я не учел при выборе трансивера, это то, что он предназначен для установки в фуру, над головой водителя. Соответственно, колонка расположена внизу корпуса. К счастью, к трансиверу можно подключить внешнюю колонку. Если колонки нет, то трансивер вполне исправно работает и на боку.
Не проще ли раскрыть трансивер на передачу?
Иногда для работы на Си-Би раскрывают на передачу КВ-трансиверы, предназначенные для диапазонов любительского радио. На мой субъективный взгляд, в этом мало смысла.
Во-первых, такие трансиверы неудобны для работы на Си-Би. В них нет каналов и сеток, а поддержка FM и AM нередко ограничена. Так в Yaesu FT-891 для режимов AM и FM не работает компрессия. Кроме того, для режима FM не работает функция записи и воспроизведения сообщений.
Во-вторых, нередко трансиверы раскрывают с целью поработать на Си-Би с высокой мощностью. Даже если на секундочку забыть, что это не очень законно, это довольно бессмысленно. Разница между 5 Вт и 100 Вт составляет чуть больше двух делений на шкале S-метра. Ну будут вас принимать с рапортом 59+ вместо 57. И толку? При типичном уровне шума 2 балла и работе в прямом канале это не имеет ни малейшего смысла. Лучше поднимите антенну повыше, это даст куда лучший эффект.
В общем, моя жизненная философия — на Си-Би нужно использовать Си-Би трансиверы и максимальную мощность, разрешенную для этого диапазона. Если же вам хочется больше мощности и больше радиосвязей, не проще ли получть радиолюбительский позывной? В диапазоне 40 метров прохождение чуть ли не круглые сутки, народу не в пример больше, разрешенная мощность — до 1000 Вт, а еще направленные антенны, много разных видов связи, и вообще весело.
Выбор антенны
На Си-Би принято использовать вертикальную поляризацию. Соответственно, было решено сделать самую простую антенну — проволочную ground plane:
Изначальная длина полотна антенны и двух противовесов была 2.75 метров. Затем провода подрезались по минимуму КСВ. Итоговая длина у меня получилась 2.3 метра. График КСВ при этом выглядит так:
Наверное, можно было настроить и поточнее. Однако разница между КСВ 1.0 и 1.5 составляет лишь 4% потери мощности. Я решил не заморачиваться.
Антенна была установлена на 10-иметровой удочке с противовесами, идущими к земле примерно под 45°. Если настраивать антенну у земли и затем поднимать ее, то резонанс уходит вниз по частоте. Соответственно, при настройке следует целиться в верхнюю часть диапазона. У Игоря Викторовича в разделе 3.4.5.1 показано, что при высоте нижней точки противовесов от земли выше 0.15λ (1.65 м в нашем случае) использовать больше двух противовесов бессмысленно. В том же разделе приводится история возникновения заблуждения о том, что якобы нужно не менее четырех противовесов.
Зачем было так высоко поднимать антенну? Сейчас у нас минимум солнечной активности, а значит прохождение на 11 метрах бывает весьма редко. То есть, радиосвязи скорее всего предстоит проводить в прямой видимости. Мне точно не известно, как много людей работают на Си-Би поблизости от меня, но подозреваю, что не много. Чем чище горизонт с перспективы антенны, тем больше шансов на успешное проведение радиосвязей.
Что же до балуна, то я использовал свой обычный балун, на базе ферритового кольца FT240-31. Это, безусловно, оверкил для такой мощности. Но балун у меня уже был и лежал без дела. Не делать же новый?
Заключение
Активность на Си-Би оказалась несколько ниже по сравнению с КВ-диапазонами любительского радио. Даже на УКВ-диапазоне 2 метра в прямом канале (то есть, без репитеров) активность субъективно повыше. Тем не менее, мне удалось провести радиосвязи с несколькими корреспондентами, проживающими в радиусе около 30 км от меня. Насколько я смог выяснить, в окрестностях Москвы на момент написания этих строк не было ни одного Си-Би репитера, поэтому попробовать работать через них, к сожалению, не вышло.
Если вам хочется поработать на Си-Би, вот несколько ссылок, которые могут вам пригодиться:
В целом, на Си-Би есть жизнь. Если вам всегда было интересно поработать в эфире, а также поэкспериментировать с антеннами и так далее, но вы почему-то еще не созрели до получения позывного, попробуйте начать с Си-Би. Если же вы опытный коротковолновик, вам стоит попробовать Си-Би чисто для разнообразия. А может, вам просто требуется обеспечить радиосвязь в походе? Тогда Си-Би решит вашу проблему.
На этом у меня все. Удачи вам в радиолюбительском деле и до встречи в эфире!
Источник
Инструкция и руководство для
Alan 78 Plus на русском
9 страниц подробных инструкций и пользовательских руководств по эксплуатации
Временная установка радиостанции Midland Alan 78 Plus в Рено Дастер для поездки в Сочи
Обзор рации Alan 78 Plus
Простая антенна из медной проволоки на 27МГц.Выход в эфир и связь из комнаты.
Восстанавливаем Alan 78 PLUS — непростой ремонт. Часть 1
RĀCIJAS Alan 78 Plus RCB RADIO Обзор Review www.Telesputnik.eu
Автомобильная рация Alan 78 Plus. Ремонт.
Инструкция по эксплуатации радиостанции ALAN.
Инструкция по эксплуатации радиостанции alan 78
Инструкция по эксплуатации
По вопросу приобретения обращайтесь:
ВВЕДЕНИЕ.
2. ВОЗМОЖНОСТИ РАДИОСТАНЦИИ .
3. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСИВЕРА .
4. ИНФОРМАЦИЯ НА ДИСПЛЕЕ .
5. УСТАНОВКА ТРАНСИВЕРА .
6. РАБОТА С ТРАНСИВЕРОМ .
8. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ .
1.1. ГЛАВГОССВЯЗЬНАДЗОР РФ разрешает использование радиостанции в 40 каналах (частотах)
так называемой сетки “С” (26,965. 27,405 МГц) и 40 каналах (частотах) так называемой сетки
“D” (27,415. 27,855 МГц) диапазона CB (Citizen Band — Гражданский Диапазон).
1.3. Радиосвязь в этом диапазоне регламентируется разделом 4 «Правил продажи, регистрации
и эксплуатации портативных приемопередающих радиостанций», выпущенных ГИЭ.
ОБЯЗАТЕЛЬНО ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ВЫДЕРЖКАМИ ИЗ ЭТОГО ДОКУМЕНТА (СМ.
ПРИЛОЖЕНИЕ) ДО ВЫХОДА В ЭФИР!
1.4. НИКОГДА НЕ ВКЛЮЧАЙТЕ ТРАНСИВЕР НА ПЕРЕДАЧУ БЕЗ АНТЕННЫ!
НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЭТОГО ПРАВИЛА ВЫВЕДЕТ ТРАНСИВЕР ИЗ СТРОЯ.
2. ВОЗМОЖНОСТИ РАДИОСТАНЦИИ.
ALAN 78 PLUS — новая модификация и новый дизайн известной радиостанции. Обладает
улучшенными характеристиками чувствительности, устойчивыми по всем 80-ти каналам
гражданского диапазона.. Используется в основном для подвижной связи. Точная настройка
частоты и надежность достигается применением 400 канального синтезатора частоты. Собранное из
лучших компонентов на прочной печатной плате это высококачественное изделие современной
схемотехники будет служить долго и безотказно.
Многофункциональный дисплей с подсветкой
Компактный микрофон с переключением каналов
Разъем для подключения внешнего динамика
Разъем для подключения внешнего прибора для измерения уровн.
Разъем для подключения внешнего прибора для измерения уровня сигнала
Шестиконтактный микрофонный разъем
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ.
Включение аварийного 9-го канала (EMG)
Быстрый выбор канала (Q.UP/Q.DOWN)
Переключение амплитудной и частотной модуляции (AM/FM)
3. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСИВЕРА
3.1. ПЕРЕДНЯЯ ПАНЕЛЬ. (рис. 1.).
1 — Рукоятка «CHANNEL».
(КАНАЛ). Служит для выбора рабочего
канала (частоты) радиостанции.
2 — Рукоятка «ON/OFF Volume».
В положении «off» трансивер выключен.
Для включения устройства поверните рукоятку по часовой стре.
Для включения устройства поверните рукоятку
по часовой стрелке. Продолжая вращать
рукоятку в том же направлении, установите
приемлемый уровень звука.
Если переключатель «PA-CB» находится в
положении «PA», то рукоятка управляет
уровнем выходного звука на одноименном
разъеме позади корпуса.
3 — Рукоятка «SQUELCH».
приемником уровня сигнала, и таким образом
отсечь нежелательные шумы.
автоматически настраивается на аварийный
канал (канал номер 9). На дисплее появятся
буквы «EMG».
Случайная смена канала после этого
невозможна.
5,6 — Кнопки «Q.UP — Q.DOWN».
Позволяют пропустить 10 каналов, двигаясь в
направлении возрастания номеров каналов
(Q.UP) или убывания (Q.DOWN).
Служит для выбора режима модуляции.
«AM» -амплитудная модуляция,
«FM» — частотная модуляция.
автоматически отыскивать занятый канал.
Поворачивайте рукоятку «SQUELCH» по
часовой стрелке до тех пор, пока фоновый
шум не будет полностью подавлен.
Затем нажмите кнопку «SCAN»: трансивер
будет автоматически просматривать все
каналы до тех пор, пока не обнаружит
занятый.
9 — Гнездо для микрофона.
Предназначено для подключения микрофона.
3.2. ЗАДНЯЯ ПАНЕЛЬ (рис.2).
10 — Разъем для антенны.
(Тип разъема SO239).
11 — Разъем «S.METER».
Предназначен для подключения внешнего
Предназначен для подключения внешнего громкоговорителя. Пр.
Предназначен для подключения внешнего
громкоговорителя. При этом встроенный
громкоговоритель трансивера автоматически
отключается.
13 — Разъем POWER 13.2V DC.
Кабель питания постоянного тока 13,2 В.
При нажатии на тангенту трансивер работает
в режиме передачи,
после отпускания — в режиме приема.
15 — Кнопки UP/DOWN:
(ВВЕРХ/ВНИЗ). Ручной выбор каналов.
4. ИНФОРМАЦИЯ НА ДИСПЛЕЕ.
Ваша радиостанция имеет встроенный жидкокристаллический дисплей, на котором
отображается номер канала и режим работы.
Примечание: Из-за своих физических характеристик, жидкокристаллический дисплей не следует
подвергать экстремальным температурам и влажности. Если аппарат окажется при температуре
ниже -20
С, жидкокристаллический дисплей может временно утратить свои
функциональные возможности, а в некоторых случаях и получить постоянное повреждение. Не
подвергайте радиостанцию экстремальным воздействиям, например, оставляя в закрытом
автомобиле на прямом солнечном свету или продолжительном морозе.
Жидкокристаллический дисплей имеет предпочтительное направление наблюдения, при котором
контрастность максимальна. Это направление зависит от температуры и состояния батарей и
находится опытным путем — небольшим изменением ориентации радиостанции относительно
оператора.
Номер выбранного канала (от 1 до 40)
Индикатор сигнала Показывает уровень принимаемого сигнала и.
Показывает уровень принимаемого сигнала
и выходную мощность передаваемого
сигнала
Вид модуляции (AM — амплитудная
модуляция, FM — частотная модуляция)
Режим работы (TX — передача, RX — прием).
Работа в режиме сканирования
Работа на аварийном канале
5. УСТАНОВКА ТРАНСИВЕРА.
Безопасность и удобство использования являются основными требованиями, которые
необходимо учитывать при установке любого мобильного радиооборудования на автомобиле
(судне). Все органы управления трансивером должны быть доступны пользователю так, чтобы
не мешать управлению автомобилем. Убедитесь, что соединительные кабели не мешают
пользоваться педалями тормоза, сцепления и газа. Необходимо также позаботиться и об
удобстве пассажиров (например, останется ли достаточно пространства для размещения ног).
Важным требованием является также быстрота и легкость извлечения трансивера из места его
установки при необходимости обслуживания и настройки.
Обычно трансивер размещают под панелью приборов над тоннелем трансмиссии. Не
устанавливайте трансивер на пути воздушного потока обогревателя или кондиционера.
Выберите оптимальное место установки трансивера и, используя крепежную скобу, разметьте
отверстия под винты крепления.
Перед сверлением отверстий убедитесь в том, что Вы не повредите провода электропитания
автомобиля. Закрепите скобу винтами или саморезными шурупами с пружинящими шайбами.
Подсоедините красный провод с держателем предохранителя кабеля питания трансивера к «+»
источника питания (лучше всего к дополнительному контакту замка зажигания), а черный — к «-
« (к корпусу автомобиля). Для подключения трансивера можно использовать кабель с
переходником к автомобильному прикуривателю (в комплект не входит). Установите антенну и
соедините ее коаксиальным кабелем с антенным гнездом трансивера. Если Вы решили
использовать в автомобиле дополнительный громкоговоритель, то установите его в удобном
месте и подсоедините к гнезду EXT. SPKR.
Предохранитель освобождается из держателя нажатием и поворотом корпуса. Используйте для
замены только предохранители на 2А (в комплект трансивера входит один запасной
предохранитель ).
Разместите антенну как можно выше.
Чем длиннее антенна, тем лучше будет работать трансивер.
Если это возможно, разместите антенну в центре выбранной вами для этого поверхности.
Источник