- Нужно ли ждать пока выключится вентилятор системы охлаждения или можно сразу глушить мотор
- В этой статье я вкратце всё объясню.
- Как работает система охлаждения двигателя: ответы на 10 частых вопросов
- Почему в расширительный бачок нельзя заливать водопроводную воду? Как разобраться в палитре цветов антифриза? Что такое тосол? Отвечаю на эти и другие распространенные вопросы автолюбителей.
- 1. Зачем нужна система охлаждения двигателя?
- 2. Что бывает при ее неисправностях?
- 3. Сколько охлаждающей жидкости должно быть в системе охлаждения?
- 4. Что делать, если охлаждающая жидкость периодически «уходит»?
- 5. А что доливать? Антифриз (и какого цвета) или тосол?
- 6. Можно ли заливать воду в систему охлаждения?
- 7. Нужно ли менять антифриз?
- 8. Какого еще обслуживания требует система охлаждения?
- 9. В каких случаях должен включаться вентилятор системы охлаждения?
- 10. Можно ли ездить, если неисправен вентилятор системы охлаждения?
- Постоянно работает вентилятор охлаждения
- Почему постоянно работает вентилятор охлаждения
- Что делать если постоянно работает вентилятор охлаждения
- Заключение
Нужно ли ждать пока выключится вентилятор системы охлаждения или можно сразу глушить мотор
Работая автомехаником, я заметил, что после просьбы заглушить мотор, многие клиенты часто ждут, пока не выключится вентилятор системы охлаждения.
В этой статье я вкратце всё объясню.
В среднем рабочая температура БЕНЗИНОВОГО двигателя 100 градусов. (Но бывают с рабочей температурой и 95 градусов и даже 120 градусов). Мы будем говорить об автомобили, чья рабочая температура двигателя составляет 100 градусов.
Если у автомобиля рабочая температура двигателя 100 градусов:
- Вентилятор системы охлаждения сработает не позже 105 градусов, при наличии второй скорости вентилятора она включится не позже 110 градусов.
- Температура двигателя 110-115 будет считаться допустимой и не опасной.
- Температура двигателя 120-130 градусов уже будет считаться перегревом, и возможны повреждения двигателя.
Если вы двигаетесь жарким летним днем по городу на автомобиле с рабочей температурой двигателя 100 градусов, то она не будет подниматься выше 110 градусов. (При исправно рабочей системе охлаждения).
- Температура 110 градусов допустима и неопасна и при этом будет работать вентилятор и даже на второй скорости. После остановки двигателя у которого работает вентилятор, при любом раскладе, температура не поднимется выше 110 градусов, ведь двигатель остановлен!
Поэтому, несмотря на то, что вы вмешаетесь в работу вентилятора системы охлаждения, это ни как не повредит двигатель и не приведет к его перегреву. Так как двигатель способен выдержать температуру 110 градусов.
Совсем другая ситуация если вы ехали на длительный подъем по перевалу, да ещё и в жару, груженные и включенным кондиционером. В таких условиях возможен подъем температуры двигателя более 120 градусов даже с исправной системой охлаждения.
В этом случае, если температура двигателя выросла до критической отметки 120 градусов, вы должны остановить автомобиль и НЕ глушить его, ожидая пока двигатель, не охладится до нормальной температуры.
Глушить перегретый двигатель не рекомендуется. Но это касается только перегретых моторов, чья стрелка температуры зашла в критическую зону.
В остальных случаях, если у двигателя работает вентилятор системы охлаждения, но температура находится в допустимых значениях, вы можете смело глушить двигатель.
Спасибо за внимание. Если статья была вам полезна ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Источник
Как работает система охлаждения двигателя: ответы на 10 частых вопросов
Почему в расширительный бачок нельзя заливать водопроводную воду? Как разобраться в палитре цветов антифриза? Что такое тосол? Отвечаю на эти и другие распространенные вопросы автолюбителей.
1. Зачем нужна система охлаждения двигателя?
Представьте себе, для того, чтобы охлаждать двигатель. Спасибо, Кэп! Но все не так однозначно. Двигатель работает полностью корректно только в определенном диапазоне температур — обычно это 80-110 градусов по Цельсию. Система охлаждения не просто охлаждает, а поддерживает температуру двигателя в этих пределах. Кроме того, она же служит источником тепла для автомобильной печки. Так что, кроме перегрева, она спасает мотор еще и от холода. А заодно и вас, когда вы ныряете в салон с мороза.
2. Что бывает при ее неисправностях?
Чаще всего — это перегрев , когда автомобиль сигналит вам о нем красным индикатором. Продолжать движение в этом случае нельзя: надо либо искать причину самостоятельно, либо отправляться на эвакуаторе туда, где этим займутся специально обученные люди.
3. Сколько охлаждающей жидкости должно быть в системе охлаждения?
Обычно в систему заливается 8-10 литров охлаждающей жидкости (антифриза). Но это цифра, с которой вы вряд ли столкнетесь, если не будете менять ее полностью. А вот что желательно изредка проверять, так это ее уровень в расширительном бачке. На нем две отметки — MIN и MAX. Уровень охлаждающей жидкости не должен быть ниже отметки MIN на холодном двигателе.
4. Что делать, если охлаждающая жидкость периодически «уходит»?
Все зависит от периодичности. Если раз в год на ТО вы видите, что уровень жидкости ушел чуть ниже минимума (то есть, необходимо долить пол-литра-литр) — это не страшно. А вот если эти пол-литра-литр приходится заливать раз в месяц или чаще — пора искать место утечки .
5. А что доливать? Антифриз (и какого цвета) или тосол?
Для начала решим вопрос с путаницей в терминах. Тосол — это не разновидность технической жидкости. Это бренд, под которым выпускается антифриз. То есть, еще раз, тосол — это и есть антифриз.
Еще один вопрос — о цветах антифриза. Здесь ответ простой: цвет антифриза определяется красителем . А рабочие качества зависят не от цвета, а от так называемого допуска . Допуск антифриза — это некие загадочные цифры с буквами, вроде «G12++». Производитель автомобиля в документации на машину обязательно пишет, какой допуск должен иметь антифриз, заливаемый в систему охлаждения. Так что если у вас залит красный антифриз с допуском G12++, вы можете смело доливать в систему зеленый антифриз с таким же допуском — работать все будет штатно. Немного расстроит только получившийся бурый цвет — но это влияет только на эстетику.
6. Можно ли заливать воду в систему охлаждения?
Да. Но очень нежелательно. Помимо того, что это допустимо только в жаркое время года, вода очень неохотно будет жить при температуре 110 градусов. Современные двигатели рассчитаны именно на работу с антифризами. Так что воду доливать можно только в крайних случаях — когда, например, за день у вас уходит литр-другой жидкости, а до ремонта ездить еще месяц (бывает ведь и такое). Тогда да – чтоб не разориться, придется лить воду. Но только дистиллированную ! Она продается в магазинах запчастей и стоит недорого. В обычной водопроводной воде содержатся всяческие соли и другие примеси, которые вызывают активную коррозию каналов системы охлаждения. Залив однажды водопроводную воду, вы рискуете через некоторое время столкнуться с кучей неприятных сюрпризов.
7. Нужно ли менять антифриз?
Да. Эта процедура рекомендуется производителем раз в пару-тройку лет. Несмотря на то, что антифриз содержит присадки, замедляющие коррозию, она все равно происходит. Кроме того, и сам антифриз с годами начинает терять свои свойства. При замене не только обновляется сам антифриз, но и из системы вымываются те продукты коррозии, которые иначе бы накапливались.
8. Какого еще обслуживания требует система охлаждения?
Помимо промывки системы «внутри» (с заменой антифриза), необходимо следить за состоянием радиатора . Его забивает летящая с дороги грязь, которая со временем превращается в этакую «шубу», не позволяющую воздуху продувать радиатор и эффективно охлаждать мотор. Чтобы этого избежать, желательно раз в те же пару-тройку лет промывать радиатор снаружи : обычно для этого требуется снять его и помыть мойкой под низким давлением, чтобы не повредить.
9. В каких случаях должен включаться вентилятор системы охлаждения?
Вентилятор включается даже на непрогретой машине, если работает кондиционер : в этом случае он вращается на первой, пониженной скорости. Это штатный режим.
Кроме того, он включится на второй, высокой скорости, если температура двигателя приблизилась к максимальной : он охладит жидкость, температура мотора упадет на 10-20 градусов, и вентилятор выключит вторую скорость. Потом, когда мотор снова прогреется до верхней рабочей отметки — вентилятор опять включится. И так далее — это нормальный рабочий режим.
Вентилятор включится на вторую скорость на непрогретой машине или будет постоянно молотить на непрогретом автомобиле, если в системе охлаждения есть неисправности , зафиксированные блоком управления (попросту — «мозгами») двигателя. Например, если вышел из строя датчик температуры — вентилятор превентивно включается на максимальный обдув, чтобы гарантированно не перегреть двигатель.
10. Можно ли ездить, если неисправен вентилятор системы охлаждения?
Как ни странно, в ряде случаев можно. Вентилятор засасывает воздух через решетку радиатора на сам радиатор, то есть, когда вы едете, набегающий поток воздуха точно так же охлаждает мотор, как это делает вентилятор. Только нужно выключить кондиционер — он выделяет избыточное тепло, и без вентилятора набегающий поток воздуха может и не справиться. Кроме того, в этом случае крайне не рекомендуется попадать в глухие пробки — как только вы останавливаетесь, охлаждение пропадает, и мотор тут же «закипит».
Источник
Постоянно работает вентилятор охлаждения
Ситуация, когда постоянно работает вентилятор охлаждения может быть вызвана несколькими причинами: выход из строя датчика температуры охлаждающей жидкости либо его проводки, поломкой реле запуска вентилятора, повреждением проводов приводного моторчика, «глюки» электронного блока управления двигателем (ЭБУ) и некоторыми другими.
Чтобы понять как правильно должен работать вентилятор охлаждения, необходимо знать, какая температура запрограммирована в блоке управления для его включения. Или же посмотреть данные на датчике включения вентилятора расположенного в радиаторе. Обычно она находится в пределах +87…+95 °C.
В статье подробно рассмотрим все основные причины, по которым вентилятор охлаждения радиатора двигателя работает не только когда температура ОЖ доходит до 100 градусов, а всегда при выключенном зажигании.
Причины включения вентилятора | Условия для включения |
---|---|
Выход из строя ДТОЖ или повреждение его проводки | Запущенный двигатель в аварийном режиме |
Замыкание проводов на “массу” | Запущенный двигатель, при появлении / пропадании контакта вентилятор может отключаться |
Замыкание проводов на “массу” при двух ДТОЖ | Запущенный двигатель (первый датчик) либо включенной зажигание (второй датчик) |
Неисправное реле включения вентилятора | Запущенный двигатель в аварийном режиме |
“Глюки” ЭБУ | Разные режимы, зависит от конкретного ЭБУ |
Нарушена теплоотдача радиатора (загрязнение) | При запущенном двигателе, при длительной поездке |
Неисправный датчик давления фреона | При включенном кондиционере |
Низкая эффективность работы системы охлаждения | При запущенном двигателе |
Почему постоянно работает вентилятор охлаждения
Если вентилятор двигателя работает постоянно, то на это может быть 7 причин.
Датчик температуры ОЖ
- Отказ датчика температуры охлаждающей жидкости либо повреждение его проводки. Если от датчика до ЭБУ идет некорректная информация (завышенный или заниженный сигнал, его отсутствие, короткое замыкание), то в ЭБУ формируются ошибки, в результате чего блок управления переводит двигатель в аварийный режим, в котором вентилятор «молотит» постоянно, дабы не было перегрева двигателя. Понять, что неисправность именно в этом, можно будет по трудному запуску двигателя когда он еще не прогрет.
- Замыкание проводов на «массу». Нередко вентилятор постоянно работает в случае, если у него перетирается минусовой провод. В зависимости от конструкции двигателя это может быть в разных местах. Если конструкцией мотора предусмотрены два ДТОЖ, то при обрыве «минуса» первого датчика вентилятор будет «молотить» при включенном зажигании. В случае повреждения изоляции проводов второго ДТОЖ вентилятор работает постоянно при запущенном двигателе.
- Неисправное реле включения вентилятора. У большинства автомобилей питание вентилятора состоит из «плюса» от реле и «минуса» от ЭБУ по температуре от ДТОЖ. «Плюс» подается постоянно, а «минус» при достижении рабочей температуры антифриза.
- «Глюки» электронного блока управления. В свою очередь некорректная работа ЭБУ может быть вызвана сбоем в его программном обеспечении (например, после перепрошивки) либо при попадании внутрь его корпуса влаги. В качестве влаги может быть банальный антифриз, который попал в ЭБУ (актуально для автомобилей «Шевроле Круз», когда антифриз попадает в ЭБУ через порванную трубку подогрева дроссельной заслонки, она находится возле ЭБУ).
- Грязный радиатор. Это касается как основного радиатора, так и радиатора кондиционера. При этом зачастую вентилятор работает постоянно при включенном кондиционере.
- Датчик давления фреона в кондиционере. При выходе его из строя и при утечке хладагента система «видит», что радиатор перегревается, и пытается охладить его с помощью постоянно включенного вентилятора. У некоторых автолюбителей при включении кондиционера постоянно работает вентилятор охлаждения. На самом деле так быть не должно, поскольку это указывает либо на забитый (загрязненный) радиатор, либо на проблемы с датчиком давления фреона (утечка фреона).
- Низкая эффективность системы охлаждения. Поломки могут быть связаны с низким уровнем ОЖ, его утечкой, неисправным термостатом, выходом из строя помпы, разгерметизацией крышки радиатора либо расширительного бачка. При такой проблеме вентилятор может работать не постоянно, а в течение длительного времени или часто включаться.
Что делать если постоянно работает вентилятор охлаждения
Когда вентилятор охлаждения двигателя работает постоянно, то стоит искать неисправность сделав несколько несложных диагностических действий. Проверку нужно выполнять последовательно, исходя из наиболее вероятных причин.
- Проверить наличие ошибок в памяти ЭБУ. Например, код ошибки p2185 указывает, что на ДТОЖ отсутствует «минус», а ряд других (от p0115 до p0119) о других неисправностях его электрической цепи.
- Проверить целостность проводов. В зависимости от конструкции мотора отдельные провода, связанные с приводом вентилятора могут повреждаться (обычно перетирается изоляция), из-за чего происходит короткое замыкание. Поэтому нужно просто найти место, где повредился провод. Сделать это можно либо визуально, либо с помощью мультиметра. Как вариант — вставить в контакты фишки две иголки и замкнуть их между собой. Если провода целые — ЭБУ выдаст ошибку перегрева мотора.
- Проверить ДТОЖ. Когда с проводкой и питанием датчика все в порядке, то стоит выполнить проверку датчика температуры ОЖ. Вместе с проверкой самого датчика также нужно проверить контакты на его фишке и качество фиксации фишки (не поломан ли ушко/фиксатор). При необходимости почистить контакты на фишке от окислов.
- Проверка реле и предохранителя. Проверьте приходит ли питание от реле до вентилятора с помощью мультиметра (номер контакта можно узнать из схемы). Бывают случаи что оно «залипает», тогда нужно его менять. Если питания нет — нужно проверить предохранитель.
- Чистка радиаторов и системы охлаждения. Если основной радиатор или радиатор кондиционера покрыты мусором — их нужно почистить. Засор радиатора двигателя также может образовываться и внутри, тогда необходимо прочистить всю систему охлаждения специальными средствами. Либо демонтировать радиатор и мыть его отдельно.
- Проверить работу системы охлаждения. Вентилятор может работать постоянно при низкой эффективности работы системы охлаждения и отдельных ее элементов. Поэтому желательно проверить систему охлаждения, а при выявлении поломок — выполнить ремонт либо замену ее частей.
- Проверка уровня фреона и работы датчика давления хладагента. Для проведения этих процедур и устранения причины лучше посетить сервис.
- Проверка ЭБУ — это крайняя мера, когда уже проверены все другие узлы. В общем случае, блок управления нужно демонтировать и разобрать его корпус. Далее проверить состояние внутренней платы и ее элементов, при необходимости почистить ее спиртом от антифриза и мусора.
Заключение
Чаще всего вентилятор охлаждения радиатора крутит постоянно из-за замыкания в пусковом реле либо его проводке. Остальные проблемы менее частые. Соответственно, диагностику нужно начинать с проверки реле, проводки и наличия ошибок в памяти ЭБУ.
Источник