Можно ли починить фарфор

Способы реставрации фарфора и правила ухода за ним

Реставрация фарфора и керамики — сложный и трудоемкий процесс, который требует терпения и аккуратности. Кроме того, необходимо обладать определенными навыками в работе с подобными изделиями. Если опыта в реставрации у вас нет, то лучше доверить работу профессионалам, особенно если речь идет об антикварном предмете.

Склеиваем трещины

Ремонт фарфора, который разлетелся на осколки, стоит начинать со сбора осколков и их сопоставления. Склеивать фарфор стоит по следующей схеме:

  1. Керамику клеят только в чистом виде, поэтому перед процедурой ее стоит промыть.
  2. Сопоставляют все осколки, начиная с мелких и заканчивая крупными.
  3. Крупные осколки клеят в последнюю очередь.
  4. После нанесения клея изделие должно подсохнуть в течение 24 часов.
  5. Убрать следы склеивания поможет специальная паста или мастика.

Начнем с вопроса о том, чем склеить фарфор. Ответ на него прост: склеить поверхность изделия поможет клей, который продается в магазине. Купив такой клей можно смело начинать реставрацию. Но перед тем как клеить осколки, их нужно хорошо промыть, для этого подойдет теплая вода с моющим средством.

Если есть необходимость, то края изделия, мелкие и крупные осколки протирают ацетоном или растворителем.

Читайте также:  Опель вектра не работает замок правой двери

Обезжирив поверхность, необходимо сопоставить все осколки: начинать стоит с мелких, так как крупные склеивать проще. Если мелкий осколок был утерян, то его можно заменить. Также для этого подойдет небольшое количество клея, которое фиксируют пальцами. Остатки клея убирают при помощи ватного тампона.

Если клей останется на поверхности надолго и засохнет, то убрать его с изделия будет сложно, ведь ацетон или растворитель способен повредить керамику и стереть эмаль или позолоту.

После склейки керамику оставляют сохнуть на сутки. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы клей зафиксировал и заполнил трещины.

После склейки мастера используют мастику или пасту на основе фарфора или стеклянной пыли. С ее помощью удаётся убрать трещины и сделать реставрацию незаметной.

Если мелкие трещины паутинкой покрыли поверхность керамики фарфора, то такая паста поможет исправить ситуацию. Но если подобного материала под рукой нет, то можно использовать клей. Клей разводят с акриловой краской, имитируя цвет изделия, потом посуду помещают в духовку, нагревают ее 200 градусов. Когда изделие раскалиться, то его извлекают из духовки и трещины промазывают клеем, излишки удаляют при помощи тампона или замши.

Реставрация фарфоровых статуэток начинается с головы, поскольку именно лицо и голова статуэток страдают больше всего. Если требуется восстановить целостность покрытия и рисунок, то на фарфор наносят либо акриловые краски, либо эмаль. Цвет подбирается индивидуально. Эмаль подходит идеально, поскольку она используется для нанесения рисунка на керамику и фарфор.

Если от статуэтки откололась часть, то нужно приклеить ее с помощью клея, шов затереть мастикой — так он продержится дольше.

А как склеить фарфор, если не хватает большого осколка? Для этого можно использовать пластилин. Пластилин подбирают по цвету, обрабатывают клеем, а после заполняют трещину. На реставрированную поверхность стоит нанести рисунок для того, чтобы восстановительные процедуры были менее заметны.

Как восстановить позолоту на фарфоре?

Реставрация керамики и фарфора, на поверхности которых находиться позолота, — это достаточно сложно выполнимое действие в домашних условиях. Если предмет обладает исторической и культурной ценностью, его можно отнести к антиквариату или раритету, то лучше воспользоваться услугами мастера. Если такой возможности нет, то кое-что можно сделать и самостоятельно.

Позолоту восстанавливают тремя основными способами:

  • наносят сусальное золото на керамику;
  • покрытие восстанавливают при помощи специальных красок;
  • частично клеят, обрабатывая стыки.

Керамический предмет, на поверхности которого есть позолота, можно восстановить при помощи сусального золота. Его наносят на поверхность фарфора тонким слоем, фиксируют при помощи клея. Опасность такого метода реставрации заключается в том, что нужно стыковать части сусального золота с уже имеющимся рисунком. Если наносить его на поверхность позолоты, то после проведенной реставрации рисунок будет иметь неровности.

Использование красок имеет несколько нюансов: нужно подобрать цвет, краски наносятся тонким слоем. Чем тоньше слой, тем лучше смотреться позолота. Если на поверхность изделия наносить краски несколькими слоями — это будет выглядеть не слишком аккуратно. Цвет подбирают самостоятельно, точно установить оттенок бывает сложно, поэтому нередко требуется устранить оставшуюся краску с поверхности посуды.

Сусальное золото клеить можно по стыку, также по стыку наносят позолоту. Если оттенок красок имеет сходство с позолотой, тогда реставрация не вызовет особых затруднений. Краску наносят на керамику при помощи тонкой кисти; если есть необходимость, то можно удалить краску с поверхности изделия при помощи ацетона.

Ацетон или растворитель хорошо справится с красками, но в результате такой обработки может пострадать и сам предмет. В результате такой манипуляции некоторое количество позолоты удалится вместе с краской или клеем, который использовали для сусального золота.

Как ухаживать?

Посуда из фарфора и керамики, которая подверглась реставрации в домашних условиях или только что покинула пределы мастерской, нуждается в особом уходе:

  1. Не стоит использовать для мытья посуды агрессивные средства.
  2. Изделия не рекомендуют мыть в горячей воде.
  3. После реставрации посуду не стоит использовать повседневно.

Если вещь имеет отношение к антиквариату, то после восстановления ее лучше оставить в шкафу на полке и не использовать в повседневной жизни. Мыть такое изделие рекомендуют только теплой водой, после протирать мягкой тряпочкой.

Постепенно швы, которые были обработаны, теряют герметичность, вода и реагенты разрушают клей и мастику, поэтому часто мыть фарфор или керамику не рекомендуется. Но стоит иметь в виду, что посуда, которая хотя бы раз подверглась реставрации, обязательно окажется в руках мастера повторно.

Источник

Сайт про изобретения своими руками

МозгоЧины

Сайт про изобретения своими руками

Ремонт фарфора и керамики своими руками

Ремонт фарфора и керамики своими руками

Всем привет. Темой ремонта «чего-либо» начинаешь интересоваться, когда это «что-то» уже сломано или перестало работать… Работаем на опережение 🙂 Ознакомившись с информацией, изложенной в данной статье, вы будете знать, что делать в подобных случаях и как исправить сложившуюся ситуацию.

Обычно это происходит так: одно неловкое движение и ценный предмет фарфорового сервиза уже не так и ценен 🙂

Пропустив через себя десятки различных статей/инструкций, выбрал несколько наиболее полезных методов и применил их к своему особому случаю, а именно:

  • Применение пчелиного воска для удержания фрагментов керамики/фарфора;
  • Применение двухкомпонентного клея для склеивания деталей;
  • Смешивание разрыхлителя с клеем для заполнения недостающих участков;
  • Применение строительного фена для удаления воска.

  • Пчелиный воск (или любой другой воск);
  • Строительный фен;
  • Двухкомпонентный клей (или любой другой клей, обеспечивающий надежное соединение);
  • Разрыхлитель.

Шаг 1: Склеиваем кусочки вместе

Убедимся, что все кусочки чистые. Возьмём немного воска и слегка разогреем (вручную или с помощью строительного фена), чтобы сделать его податливым. С помощью зубочистки нанесём клей тонким слоем на торцы кусочка и уцелевшей основы. Установим первую отломанную деталь. Следует удостоверится, что края кусочков подходят друг другу, как можно лучше. Раздавим пчелиный воск, чтобы он удержал приклеенный кусок, до того момента пока клей не затвердевает. При необходимости добавим воска. Важно, чтобы поддерживающая структура была стабильной.

Шаг 2: Продолжаем..

Снова сформируем мягкий шар из воска. Вставим его под второй сломанный кусок. Нанесём клей на кромку.

Совет. Намного легче сопоставлять детали, если наносить клей на прикладываемые куски, чем на основной чайник.

С равномерным усилием прижимаем деталь до тех пор, пока она не станет идеально подогнана и не останется там, где она должна находится.

Шаг 3: Совет касательно мелких кусков

Пристальное внимание следует уделить при работе с финальными кусочками. Они должны размещаться с особой точностью. Воспользуемся небольшим куском воска (как держателем) для размещения последних фрагментов «мозаики».

Шаг 4: Заполняем отверстия

Для того, чтобы заполнить недостающие участи, необходимо сделать спец-состав.

Добавим небольшое количество разрыхлителя в клей и начнём перемешивать до тех пор, пока смесь не достигнет консистенции густой пастой.

Наносим пасту в отверстия на поверхности фарфора, пока они не будут закрыты. Через несколько секунд начинаем формировать и разглаживать поверхность пальцами.

Если она всё ещё слишком липкая, посыпьте на неё немного разрыхлителя.

Шаг 5: Удаляем воск

Даём клею достаточно времени для затвердевания (в моём случае шесть часов). Затем используя строительный фен, расплавим воск и удалить его из чайника.

Раз мы уж плавим воск, заранее подготовьте форму с фитилем, чтобы отлить свечу из расплавленного воска.

Источник

Чем склеить фарфор

Фарфоровая посуда хрупкая, и нередко повреждается от механических воздействий. Но появление трещины или крупных сколов – не приговор, так как этот материал поддаётся ремонту. Главное, знать, чем и как правильно склеить фарфор. При активном использовании такие вопросы появляются быстро даже при самом бережном использовании. Не только посуда, но и статуэтки или сувенирные изделия, которые не используются в быту, часто ломаются.

Важные нюансы

Если на фарфоровой посуде или других изделиях появились дефекты, можно поступить так:

  • Найти специалиста по ремонту. Специализированные ателье с такими услугами есть только в крупных городах. Работа хорошего мастера ценится очень высоко, поэтому стоимость его услуг может удивить.
  • Заняться ремонтом самостоятельно. Для этого необходимо узнать информацию о том, чем приклеить фарфор, какие материалы использовать и как провести процедуру.

Раньше выполнять ремонт самостоятельно неспециалистам было практически невозможно, но сейчас легко найти нужную информацию о разных техниках. Даже если изделие кажется безнадёжно испорченным, можно попытаться восстановить его.

Виды клея

Фарфор и керамика хорошо поддаются склеиванию, главный вопрос заключается в том, как сделать так, чтобы после этого не нарушилась целостность и не осталось следов. Есть 3 варианта:

  • купить специализированное средство;
  • использовать клей универсального назначения;
  • изготовить средство в домашних условиях.

Средства специального назначения

Есть несколько наименований, каждое из которых с успехом используются мастерами по фарфору:

  • Porcelan Potch производства Германии. Используется как при изготовлении керамической посуды, так и для восстановительных работ. Материал бесцветный, поэтому прекрасно подходит для реконструкции сколов и трещин, для склеивания разбитых деталей фарфора намертво. Специалисты при необходимости замешивают в состав нужный краситель, если изделие равномерно окрашено в один цвет. Дома повторить такой приём сложно, к тому же необходим нужный пигмент. Чтобы отдельные части крепко зафиксировались, после смазывания нужно поместить изделие на обжиг при температуре 130°С на протяжении 1,5 часа. После этого шов будет абсолютно герметичным, крепким, водостойким, а посуду можно будет использовать без опасений даже при нагреве, так как состав не выделяет токсины. Разрешено после этого мыть в посудомоечной машине.
  • UHU Porzellan Keramik производства Германии. Специализированный супер-клей, позволяющий прочно соединить детали и осколки за несколько секунд. Рекомендован для небольших поверхностей, отличается термоустойчивостью. Чем тоньше наносимый слой, тем лучше сцепление материалов. По этой причине для заполнения полостей и крупных щелей не применяется. Выдерживает температуру до 100°С, а по отношению к воде устойчив лишь кратковременно, поэтому в случае с посудой для первых блюд или напитков не подходит. Главный плюс – практически невидимое соединение. Максимальная сила сцепки наступает только через 12 часов, поэтому первое время склеенный предмет не стоит трогать.

Специализированные составы лучше всего справятся с заданием, они будут незаметными, но при этом отлично зафиксируют части посуды или сувенира. Их не всегда легко купить, проще всего — поискать в интернет-магазинах.

Средства универсального назначения

Часто возникает вопрос, можно ли склеить фарфор средствами универсального назначения. Даже специалисты иногда используют их наравне с теми, что описані выше. Их купить проще, и при правильном подходе они дадут прекрасный результат. Тем более, что по составу они нередко очень похожи на специализированные средства.

Можно применять такие клеи универсального назначения:

  • Cosmofen CA-12. Удобен тем, что излишки, проступающие на поверхности при нажатии, легко удаляются органическими растворителями. После затвердения удаление можно провести только механически.
  • Abro EC-510. Этот клей состоит из 2 компонентов, каждый из которых идёт в отдельном тюбике. Создан на основе эпоксидной смолы. Бесцветен как в жидком состоянии, так и после высыхания, поэтому его можно применять даже для белого фарфора. Для изготовления содержимое обоих тюбиков смешивается непосредственно перед нанесением, так как время полного затвердевания составляет 5 минут.
  • АГО. Необходимо наносить ровным слоем на обе склеиваемые поверхности, после чего плотно прижать их между собой. Первичная фиксация наступает уже за несколько минут, а полное высыхание занимает сутки. Шов получается прочный, термо- и водоустойчивый.
  • МЕКОЛ 1560. Не содержит органических соединений, поэтому работать с ним могут даже аллергики. После застывания шов остаётся довольно эластичным, и может использоваться даже для емкостей, в которые потом будут наливать горячее. Высокая текучесть позволяет заполнять трещины, чтобы остановить дальнейшее разрушение. Высыхает за несколько секунд, но для посуды, которая используется, не предназначен, так как при действии температур из состава начинают выделяться токсичные вещества. Очень лёгкий в применении. Проявляет не только термостойкость и водоотталкивающее качество, но и морозоустойчивость. Создан на основе эпоксидной смолы.
  • Супер Момент. Он схватывается мгновенно, поэтому очень важна точность соединения с первого раза, поправить размещение осколков относительно друг друга будет тяжело. Тоже проявляет термостойкость и обладает водоотталкивающим эффектом.

Найти любую из перечисленных марок в продаже не сложно.

Домашние средства

Клеящие средства можно приготовить и самостоятельно. Чаще всего пользуются такими:

  • Каолиновая замазка. Берут 10 частей глины и 1 часть буры (необходимо ориентироваться по весу, а не по объёму). Для замеса добавляют воду, пока консистенция не станет близкой к строительной замазке. Фарфоровые приборы после склеивания подвергают прокаливанию, чтобы состав запёкся. Этот рецепт применяют для посуды, которая в эксплуатации контактирует с горячими жидкостями.
  • На основе казеина. Берут 10 частей казеина, 3 части гашённой извести, 5 частей пищевой соды и 4 части силикатного клея. Это всё смешивают до получения тестообразной консистенции. Твердеет состав несколько часов, многое зависит от толщины нанесённого слоя.
  • Столярный клей и крахмал. Берут 5 частей пшеничного крахмала, 4 части водки, 2 части столярного клея, 3 части порошкового мела и 2 части скипидара. На первом этапе в воде размачивают столярный клей, а после разбухания его соединяют с крахмалом и водкой. Эту смесь медленно нагревают до растворения, а затем всыпают мел и вливают скипидар. Всё хорошо размешивают и наносят на склеиваемые осколки. Такой вариант часто используют, чтобы склеить разбитые статуэтки с выраженным рельефом.
  • Смесь извести, гипса и белка. Берут гипс, известковый порошок и куриный белок в соотношении 15:3:1. Всё тщательно перемешивают, наносят на места склейки и дают застыть при комнатной температуре. Состав не выдерживает контакта с водой и температурных перепадов, поэтому подходит только для того, чтобы склеить сувенирный фарфор.
  • Творожно-известковая смесь. Берут 100 г жирного творога и пропускают его через мясорубку, затем вливают к нему 100 мл воды и хорошо перемешивают на протяжении 2-5 минут. Потом добавляют 5 г порошковой извести и всё смешивают до однородности. Засыхает такой клей не менее суток.

Техника склеивания

Чтобы изделие после ремонта служило долго, а его детали опять не отпали, необходимо соблюдать главные правила склеивания. Они универсальны вне зависимости от того, каким клеем решили склеить фарфор.

  1. До начала того, как склеивать, нужно собрать все осколки и посмотреть, какой за каким нужно будет крепить.
  2. Поверхности вытереть и высушить, удалить пыль.
  3. Обезжирить с помощью спирта или ацетона.
  4. Некоторые клеящие составы нужно предварительно наносить в качестве грунтовки. Если такое требование есть, оно указывается в инструкции. Для тех составов, которые готовят самостоятельно, грунтовка обязательна.
  5. После нанесения клея осколки плотно прижимают друг к другу, но при этом нужно рассчитывать усилия так, чтобы хрупкое изделие не разрушилось от давления.
  6. Для фиксации кусков можно использовать жгут или резинку, если сушка занимает длительное время.
  7. На протяжении всего периода высыхания лучше не брать и не переставлять посуду или статуэтку.

Ещё одно важное правило — склеивать фарфор нужно как можно раньше после появления трещин, потому что в таком случае можно это сделать без следов. Мастерам хорошо известно, что на местах разломов быстро накапливается пыль и появляются потемнения.

Восстановление чашки

В целом техника схожа с универсальной, но имеет некоторые нюансы. Склеить чашку можно так:

  1. Идеальным материалом для самостоятельной работы новичка считается Супер Момент.
  2. Если отломалась часть, которую раньше уже склеивали, остатки прежнего клея зачищают.
  3. Всё вытирают насухо и обезжиривают спиртом или ацетоном.
  4. Заранее собирают все кусочки, чтобы каждому найти своё место.
  5. Склеивать нужно в 2 слоя: первый очень тонкий подсыхает, а вторым делают скрепление.
  6. Чашку из фарфора ставят прокипятить на протяжении 3 часов, после чего дают ей медленно остыть прямо в воде.
  7. Если нет возможности прокипятить, то используют духовку с температурой 130°С.

Ремонт тарелки или блюдца

Эта посуда имеет не такой выраженный рельеф, поэтому части, которые склеивают, обычно больше по площади, но с меньшей толщиной. В данном случае рекомендуется работать специализированными составами для фарфора.

Как правильно склеить трещину на фарфоре:

  • Предварительно все стыки протирают от пыли, высушивают и обрабатывают спиртом или ацетоном.
  • На одну поверхность нужно нанести клеящее средство. Чтобы делать это точечно, не выступая за края, берут спичку, зубочистку или ватную палочку.
  • Как можно быстрее соединяют обе части, сжимая их с обеих сторон. Если осколков много, лучше сначала склеить между собой мелкие. Мельчайшие детали удобно и безопасно укладывать пинцетом.
  • Выступивший клеевой материал протирают бумажной салфеткой, а его следы сразу убирают ватным диском, пропитанным ацетоном или уайт-спиритом.
  • Для окончательного высыхания тарелку оставляют на 12 часов в комнате с прохладной температурой и высокой влажностью.

Если осколки не удалось склеить ровно, можно предпринять вторую попытку. Для этого тарелку или блюдце ставят в духовку с температурой 180°С на несколько часов, и места стыков опять расходятся.

Заполнение полости

Если в фарфоре образовалась полость, её тоже можно убрать. Для этого используют поэтапное заполнение пищевой содой и Супер Моментом. Перед началом в полость наливают каплю ацетона или Уайт-спирита, чтобы удалить все возможные загрязнения. Все слои должны быть минимальными по толщине, а последним обязательно клеящий слой. Такая смесь будет твердеть за считанные секунды. Вместо соды также можно использовать мелко натолчённую штукатурку или её пыль, оставшуюся после сверления стены.

По возможности любые приборы, которые были склеены, не стоит подвергать температурному воздействию. Дело не в прочности клея, а в разности расширения материалов, что приведёт к отделению фарфора и потере жёсткости крепления.

Источник

Оцените статью