Музей подводных лодок балаклава не работает

Странная история Музея подводных лодок в Балаклаве: разграблен или создан?

«Военные строители восстановили разграбленный Украиной музей подводных лодок» — заголовок такого содержания прочитал в последнем майском номере в одной из местно-столичных газет. Новые журналисты могут и не разбираться в истории Севастополя.

Главное печатать, печатать и ещё раз печатать. Бросился перечитывать. Знал наверняка, что Украина не могла разграбить музей в Мурманске или на Тихоокеанском флоте, в Штаты её бы к музеям не подпустили для разграбления. В Киеве и Львове таких музеев я не помню. Где же тот музей?

Газету нашел, почитал. Классная статья, высокопрофессиональная. Но некоторые неточности есть. Когда ельциновская клика сдала без боя в полное владение Украине Крым и Севастополь, на их территории не было музеев подводных лодок. Были воинские части и объекты Черноморского флота. Среди них и штольни в Балаклаве. Вот они и были брошены на произвол судьбы и разграбление. Передача объекта городу подразумевала и передачу денежных средств на его содержание. Такой передачи не было, а город жил на «подсосе», без достаточных дотаций из столицы, которую Севастополю «назначили» партийные чиновники. Уникальный и очень разнообразный станочный парк был вывезен в неизвестном направлении. Местные «металлурги» несколько лет с опаской смотрели на золотые горы черного металла штолен, думая, что на охрану напороться можно. Первые сталкеры робко вырубали люки канализационных колодцев. Чуть позже взялись за стальные двери кабинетов и подсобных помещений, за лестничные марши. В товар пошли трубы коммуникаций и вентиляционные магистрали. Самой ценной добычей были кабельные трассы, содержащие огромное количество меди.

И только в 2003 году власти смогли договориться об остановке разграбления ворьем наследия укрытия. Первоначально о музее и речи не было. Но огромный интерес к подземному объекту привел к решению о создании подземного музея фортификационных сооружений. Открыт он был 1 июня 2003 года.

Читайте также:  Rockstar games social club не работает 2021

В газетной статье есть слова «…с доков вывезли всё… оборудование с драгметаллами», которые вызывают вопрос о количестве доков. Док был и остался единственным. О наличии на нем драгметаллов можно только догадываться.

Июньская прогулка под землей

Купил билет за 700 рублей (при пенсии в 14000 р.) и получил наушник и брелок электронного гида. Решение оригинальное. Стоишь при входе – слышишь комментарий о входных дверях. Шаг ступил в коридор – прошлое позади, слушай про коридор. Назад ни шагу. Звуковые эффекты инсталляции, пыхтелки, кряхтелки, стрелялки, взрывалки, скрежеталки просто оглушают. Авторы этого деяния явно перестарались, отвлекая гостей от основной информации.

Исчезла экспозиция о создателях этого уникального подземного сооружения. О строителях Строительного управления №528 упоминает только траурная косая доска до входа в подземелье. На ней перечень фамилий и ни слова о трудовом подвиге сотрудников. Будто их и не было. Трудно было найти сведения о проходчиках? Нов фондах музея они были вплоть до 2021 года. А потом пропали? Или новые «хозяева музея» сочли их излишне сентиментальными. Короче, зал о строителях демонтирован уже в 2021 году.

За минувший год до неузнаваемости преобразилась шлюзовая камера. Масштаб объекта сразу потерялся. Транспортный коридор стал вестибюлем присутственного места в столице отдаленной волости. Удивляет обилие клеток и решеток, которыми младые авторы экспозиции решили закрыть от возможных вандалов среди посетителей музея самые ценные экспонаты – пачки с печеньем, сгущенку, тушенку, воздушный фильтр. Эти раритеты из середины прошлого века охраняются особо от голодных экскурсантов. А сытые гости чувствуют себя слегка озадаченными: «Печеньки от нас директор музея спрятал за решетку»? Реально в заводе таких решеток не было. Это – болезненная фантазия нынешних историкотворцев о голодном прошлом наших отцов и дедов.

Коли музей назвали музеем подводных лодок, то нужно хотя бы несколько из них показать. Но лодок в музее пока еще нет. Для очарования гостей сделали черные коробки с малюсенькими модельками, подсветили их с соответствующей скромностью. Может гриф секретности лежит на советских подводных лодках? Нет. Хотелось новаторам что-то свое в истории подводного кораблестроения сказать. Вот и создали экспозиции не лучше прежней, но явно дороже.

На придоковой площадке появился кинозал с размазанной картинкой на экране. Гости внимания ему не оказывают. Рассмотреть и услышать что-то очень сложно. Есть спускаемый модуль космического аппарата «Союз», обгоревший и облупившийся. Какое отношение он имеет к музею подводных лодок? Никакого! А внимание экскурсантов уже отвлечено.

Прогулка вдоль подземного канала входит в программу экспозиции. Есть помещения, куда ординарных посетителей музея не пускают. Залы для избранных. Есть туалет с фотографиями подводных лодок 14-й дивизии. Это самое лучшее для них место?

От прежней экспозиции сохранился зал-коридор «Преступление перед человечеством». Содержательная и важная экспозиция, за несколько лет тщательно собранная по крупицам из различных источников, сегодня забита какофонией жутких звуков.

Исчезла необъяснимым образом экспозиция, посвященная героическому ратному пути 14-й дивизии подводных лодок, базировавшейся в Балаклаве. А штольня-укрытие создавалась как раз для неё. Может нет экспонатов? Но ветераны 14-й бригады передали в музей огромное количество экспонатов, приборов с подводных лодок, личных вещей, наград, фотографий и документов. И они раньше экспонировались, но внезапно стали «старьем» и, в лучшем случае, перекочевали в запасники.

В звуковом тексте сопровождения диктора электронного экскурсовода есть ошибки. Нужно было вычитать тексты, а потом прослушать исполнение диктора? С числительными и их склонениями творится ерунда на уровне начальной школы. В титрах фильма про подводную лодку 644-го проекта есть строки: «При скорости в 10 узлов запас хода уменьшался до 10 миль». А как это следует понимать?

Заслуживает похвалы наличие туалетов на входе и выходе из музея, в придоковом зале. В этом же зале под потолком висит чей-то винт. Может быть, Карлсон штанишками зацепился за балку, пролетая над каналом, но не вернулся за ними?

Назначение зала у выхода из подземелья, в котором размещена экспозиция с оригами под потолком и плошками-свечками вдоль стен, объяснить трудно. Едва ли это лучший символ памяти о подводниках.

Бесплатным правом посещения музея теперь может пользоваться большая группа людей от Героев Советского Союза до детей от 3 до 7 лет. Таких категорий посетителей, как пенсионеры и школьники в списке льготников нет. Есть сомнения, что кто-то из местных пенсионеров с пенсией в 14 тысяч рублей с большой радостью отдаст 700 рублей за входной билет. Это 1\20 часть месячной пенсии или полуторосуточное довольствие севастопольского пенсионера. Да и вопрос о патриотическом воспитании севастопольских школьников путем приобщения к истории подводного флота отпал сам собой по причине дороговизны билетов. Нет никакого послабления и для местного населения.

Главный вывод: Герой романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова Фагот так оценил высказывание другого героя: «Поздравляю вас, гражданин соврамши!» За адвоката Украины меня не держите. С ней у меня особые счеты. Вернемся к заголовку статьи. Как Украина могла разграбить музей подводных лодок, если до её прихода такого музея не было? Если при властвовании Украины такой музей был создан и передан в полной сохранности стараниями его сотрудников российским властям? В статье упоминается Виктор Ющенко, при президентстве которого, якобы, был разграблен «музей». Но он руководил Украиной с 2005 по 2010 года и не имел к подземному заводу никакого отношения. К его приходу музей уже функционировал и активно пополнял экспозиции. Современниками разорения штолен были президенты Леонид Кравчук (1991-1994гг.) и Леонид Кучма (1994-2005гг.). При втором из них музей и создавался. Автор газетной статьи не удосужился даже эти даты сопоставить. А зря!

Источник

В Балаклавском подземном музейном комплексе российские законы не работают?

Встройте «ИНФОРМЕР» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Добавьте «ИНФОРМЕР» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках

С трашные трагедии в пермском клубе «Хромая лошадь» и в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня», унесшие жизни десятков людей, подстегнули власти во всех регионах к проведению тотальных проверок по соблюдению требований пожарной безопасности.

В Севастополе, как мы помним, также тщательно проверяли организации, учреждения, общественные, развлекательные и торговые центры, которые посещало множество людей.

Однако контролирующие органы, судя по всему, обошли стороной Балаклавский подземный музейный комплекс (БПМК), который является частью Военно-исторического музея фортификационных сооружений (ВИМФС).

Возможно, это связано с тем, что данный музей является предприятием, подведомственным ФКУ «Управление Черноморского флота», а гражданских лиц туда просто не допускали.

В последние годы подземный музей привлекает к себе много внимания. Он, действительно, уникален. В 60-е годы прошлого столетия глубоко в скале Таврос, примыкающей к Балаклавской бухте, советские строители создали подземный комплекс с производственными площадями для ремонта подводных лодок, сухим доком, подземным морским каналом длиной 600 метров, вспомогательными помещениями.

В этом комплексе могли укрыться семь подводных лодок. Подземный склад ГСМ вмещал в себя до 10 тысяч тонн дизельного топлива, две емкости высотой по 20 м.(примерно, как пятиэтажный дом). Там же размещался ядерный арсенал. Это был огромный подземный завод-город, работавший вплоть до 90-годов под грифом «совершенно секретно».

С развалом Союза комплекс попал в руки украинских военных, которые стали его планомерно грабить и уничтожать. Вырезали и выносили все: защитные двери, рельсы, станки, оборудование, краны, тельферы, провода, вентиляцию, освещение, канализацию и многое другое.

Подключились и местные «металлисты». Десятки тысяч тонн пошло в металлолом, сотни километров проводов с цветными металлами были разделаны и сданы туда же.

В 2008 году на месте разрушенного подземного комплекса была попытка организовать музей. Создали что-то наподобие филиала украинского Центрального музея Вооруженных Сил, где экскурсантам показывали, по большей части, творения советских фортификаторов.

В 2014 году, когда Севастополь вошел в состав России, на месте украинского музея был создан российский «Военно-исторический музей фортификационных сооружений».

По каким-то причинам ограничились директивой Министра обороны РФ от 31 марта за № Д-18, не приняв во внимание нормативно-правовую базу и законодательстве о музейном деле. Вполне возможно, что в то время было не до того: нужно было сохранить уникальное сооружение и не дать прибрать его к рукам алчным дельцам.

Поэтому при создании музея в 2014 году в подземном комплексе площадью около 20 тыс. кв. м. не проводилась противопожарная и санитарно-эпидемиологическая экспертиза, не были выполнены лабораторные исследования состояния подземного объекта на соответствие размещения и функционирования культурологического объекта в особых (экстремальных) условиях.

В тот период никто не озаботился отсутствием системы вентиляции, систем оповещения о пожаре, тушения пожара, отсутствием воды, канализации, туалетов и многого другого. А всего этого в обязательном порядке требует российское законодательство. Зато в короткие сроки появились экспозиции и выставки.

Привлекательная реклама вызвала большой интерес к необычному музею, окутанному флёром тайны и секретности. Количество посетителей увеличивалось с каждым годом. Музей зарабатывал по 50 – 60 млн. рублей в год.

Полагаем, что создавая музей, Министерство обороны вовсе не преследовало меркантильные цели и назначило руководителем капитана I ранга в запасе Юрия Тарариева для того, чтобы он привёл подземный музейный комплекс в соответствие с российской законодательной и нормативной базой.

Поскольку в Балаклаве планируется создать туристический центр с яхтенной мариной международного класса, то и данный музей должен быть на уровне.

Однако, есть все основания предполагать, что в течение шести лет музей работает с серьезными нарушениями требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от 30. 03. 1999 N 52 -ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и других законодательных актов РФ.

В настоящее время состоянием этого музея всерьёз заинтересовались депутаты комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству.

Трудно сказать, чем вызвано повышенное внимание депутатов Госдумы к данному объекту: возможно, ими движут сугубо государственные интересы, а может присутствует и нечто личное.

Как бы там ни было, в музее ими было вскрыто много недостатков по организации работы, санитарно-эпидемиологической обстановке и катастрофическое противопожарное состояние.

На фоне общей востребованности музея (его посещают до 2000 человек в сутки), обнаружены грубейшие недостатки, связанные с безопасностью, здоровьем посетителей и сотрудников музея.

Вместо противопожарных систем – цинковое ведро, на стендах и стенах — грибок, асбест, цемент по всем штольням и многие другие опасные вещи.

Трудно сказать, связан ли с этим напрямую тот факт, что трое сотрудников музея заболели раком, один из них уже умер.

Собрав полную информацию о катастрофическом положении музея, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, первый заместитель председателя комитета ГД по государственному строительству и законодательству, направил письмо генеральному прокурору РФ Игорю Краснову.

В обращении к прокурору Лысаков констатирует, что в БПМК «фактически отсутствуют системы автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматического водяного, газового и порошкового пожаротушения, системы противодымной защиты, стационарного аварийного освещения. Действенных мер по исправлению ситуации не предпринимается, что создаёт условия для массовой гибели и ранения людей в случае возникновения нештатных (аварийных) ситуаций».

«Кроме того, — отмечает Лысаков, — за весь период деятельности, руководством БПМК не проводились санитарно-эпидемиологические мероприятия, обеспечивающие безопасные и комфортные условия труда, быта и отдыха сотрудников и посетителей музейного комплекса».

Обращено особое внимание на то, что ВИМФС работает без образования юридического лица, в реестре музеев государственного каталога Музейного фонда РФ не зарегистрирован, лицензии на осуществление музейной деятельности не имеет, объектом культуры не является, в системе СБИС не зарегистрирован.

Депутат просит принять безотлагательные меры прокурорского реагирования по изложенным фактам бездействия и преступной халатности Ю.С. Тарариева при исполнении им должностных обязанностей директора ВИМФС, а также приостановить деятельность БПМК до полного устранения нарушений требований законодательства РФ, причин и условий, создающих угрозу жизни и здоровью людей.

К письму Генеральному прокурору – приложение на 20 страницах, где подробно перечислены все обнаруженные нарушения.

Предоставляем нашим читателям краткую справку о нарушениях требований законодательства Российской Федерации о культуре, пожарной безопасности и об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также иных проблемных вопросах по поводу функционирования «Балаклавского подземного музейного комплекса Военно-исторического музея фортификационных сооружений» (2014 – 2020 гг.):

  1. «Военно-исторический музей фортификационных сооружений» (ВИМФС) работает без образования юридического лица, в реестре музеев. Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации не зарегистрирован, лицензии на осуществление музейной деятельности. не имеет, объектом культуры не является, в системе СБИС 1 не зарегистрирован.

  1. В «Балаклавском подземном музейном комплексе» (БПМК) фактически отсутствуют системы автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматического водяного, газового и порошкового пожаротушения, системы противодымной защиты, стационарного аварийного освещения.

  1. Аттестация помещений БПМК (всего 120 помещений) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о пожарной, электро и взрывобезопасности не проводилась.
  1. Требуется полная замена системы освещения.
  1. Не организована охрана и не проведен комплекс мероприятий по оснащению БПМК современными инженерно-техническими средствамии и системами, обеспечивающими антитеррористическую защиту мест массового скопления людей, и сохранность дорогостоящих музейных коллекций и экспонатов.

  1. Не проводились обязательные санитарноэпидемиологические мероприятия, обеспечивающие безопасные и комфортные условия труда, быта и отдыха сотрудников и посетителей музейного комплекса:

— не проводилась проверка остаточного уровня радиации на объекте 820 РТБ (арсенал для хранения и подготовки к боевому применению ядерного оружия, в котором в советское время одновременно хранились до 100 ядерных боеголовок) и остаточной степени заражения воздушной среды нулевого уровня данного объекта, где более 50-ти лет размещены промышленные холодильные установки, в которых в качестве хладагента использовался аммиак;

— с потолков и стен подземных помещений объекта 820 РТБ (площадь более 1000 кв. м) не демонтирован старый, разрушенный шифер, изготовленный из асбеста, относящегося к первой группе канцерогенов 2;

— не проводились лабораторные исследования по определению фотометрическим методом мест массовой концентрации в воздухе диоксидов, оксида азота, фенола, взвешенных частиц (пыли) и др;

В период с 2016 года у трех сотрудников БПМК обнаружены онкологические заболевания, один из них скончался.

Не определялись критичные точки санитарного состояния, не выявлялись зоны локализации инфекций и вредителей.

Не произведена противогрибковая обработка помещений (полы, стены, потолки), вследствие чего вредоносным грибком и плесенью заражены имущество и музейные экспонаты.

Отсутствуют туалеты общего пользования, вследствие чего посетители музея отправляют естественные надобности под защитную дверь штольни и в морской канал.

  1. БПМК (военный городок №Б-1) не имеет правоустанавливающих документов на земельные участки, межевание не произведено, отсутствует часть кадастровых паспортов, данные отдельных кадастровых паспортов не соответствуют действительности.
  2. В процессе осуществления деятельности по оказанию платных экскурсионных услуг посетителям организатором экскурсий БПМК Н.Н.Петришиной (племянница директора ВИМФС Ю.С.Тарариева) была введена коррупционная практика использования льготных (бесплатных) билетов, которых только в 2018 году было реализовано более 40.000 штук без оплаты в кассу, что отражено в финансовой отчетности предприятия.

Посетителям БПМК, купившим за 300 рублей билет на экскурсию в кассе предприятия, внутри музейного комплекса навязываются незаконные дополнительные платные услуги стоимостью 200 рублей за 20-минутные экскурсии на катерах-катамаранах по внутреннему морскому каналу, организованные индивидуальным предпринимателем А.С.Хачиянцем (ИНН 920400087444).

  1. Железобетонные козырьки на входе (выходе) в морской канал представляют повышенную опасность (в 2014 и 2019 годах при прыжках в воду с 10-метровой высоты погибло 2 человека).

  1. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета по вопросам развития транспортной системы юга Российской Федерации от 13 октября 2016г. №Пр-1970 ГС, правительством Севастополя разрабатывается проект «Комплексное гражданское развитие Балаклавской бухты как международного центра туризма».

В целях сохранности БПМК, а также имущественных прав Министерства обороны Российской Федерации целесообразно внести в разрабатываемый проект коррективы, исключающие возможность строительства капитальных зданий и сооружений на «крыше» музейного комплекса. Да, уж, неприглядную картину высветили депутаты Государственной думы — прямо-таки «гуляй-поле» под скалой.

Очень надеемся, что этому безобразию незамедлительно положат конец, ведь в любую минуту, не приведи Господи, может случиться катастрофа, похлеще, чем в «Зимней вишне» или «Хромой лошади».

Встройте «ИНФОРМЕР» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Источник

Оцените статью