Приемы регулировки глубины резкости изображения
Приемы регулировки глубины резкости изображения
Изменение глубины резкости изображения работает на общую «идею» фотографии, позволяя акцентировать внимание на каком-то объекте или элементе фотографии, или наоборот давая возможность продемонстрировать каждую деталь. Какая именно должна быть глубина резкости выбирается фотографом в зависимости от художественного замысла фотографии. И применяется при съемке средним, крупным и сверхкрупным планом.
Глубина резкости зависит от двух основных параметров:
1) величины диафрагмы (размер открываемого отверстия)
2) фокусного расстояния (что в свою очередь зависит от расстояния до объекта ).
Помимо этого, ограничения оказывают возможности фотоаппарата (объектива) и освещенность. При съемке динамических композиций необходимо учитывать выдержку, обеспечивающую необходимую «четкость» (Во всех остальных случаях спасает штатив).
Исходя из этого можно определить следующую последовательность действий:
1) Определяем объект съемки и замысел фотографии..
В некоторых случаях (например при съемке общих планов) на этом этапе заботы о глубине резкости заканчиваются. Фокусное расстояние уставляется в бесконечность — как следствие все объекты получаются одинаково резкими.
2) Определяем условия съемки и возможность их регулировки.
Здесь важно расстояние до объекта и возможность приблизиться к нему или удалиться (не используя зум), а так же освещение и возможность его изменения (интенсивности и направленности, а так же использование вспышки).
- Если возможности для изменений условий нет (например при съемке животных из-за возможности потревожить), то необходимо варьировать значение диафрагмы, для достижения необходимой глубины резкости. Обычно это случается при съемке средним и крупным планом, а расстояние до объекта составляет более метра (при съемке макро обычно у фотографа остается свобода выбора). Если необходимо акцентировать внимание на небольшой части кадра, сделав фон едва различимым, то выставляем диафрагму на минимум (максимальный размер отверстия). Я обычно использую значения 1.8 – 2.3.
Но допустим что нам необходимо, чтобы объект на переднем плане был столь же четкий как и другой, расположенный дальше от фотографа и дополняющий композицию (уравновешивающий фотографию). Тогда задача усложняется тем, что при больших значениях диафрагмы, возможна нехватка света, и приходится искать компромисс между выдержкой, диафрагмой и значением ISO освещенности (если объект неподвижен, то следует использовать штатив).
Увеличение ISO вдвое позволяет уменьшить выдержку на половину, или на столько же увеличить значение диафрагмы (при том же уровне освещенности итоговой фотографии). С увеличением ISO растут шумы итогового изображения (или размер зерна для пленки). Для каждого цифрового фотоаппарата возможный диапазон ISO свой. Для некоторых фотоаппаратов ISO -100 максимум, после которого за шумом начинает теряться сама фотография, а иногда возможно получать приличное качество при ISO 800 и выше.
В случае сели если есть возможность изменения расстояния до объекта, то к перечисленным выше возможностям регулировки глубины резкости добавляется перемещение точки съемки, вместе с этим используя зум. Необходимо так же учитывать, что параллельно с этим будет меняться пространство кадра, либо «сжимаясь» либо «растягиваясь».
Итак, мы можем значительно увеличить глубину резкости, если увеличим расстояние до объекта съемки (соответственно и фокусное расстояние) например с 25 см. до 50, при том, что все остальные параметры съемки будут неизменны. Это особенно заметно, когда значения расстояния малы.
Так, например если вы снимаете бабочку с 5-10 см. то даже при диафрагме 8 (максимум для почти всех не профессиональных фотоаппаратов) или 16, зону резкости может попасть либо одно крыло, либо другое, либо туловище. Если же расстояние увеличить до 15-20 см, то глубины резкости должно хватить на всю бабочку, оставив фон нечетким. Иногда целесообразно снимать с большего расстояния, а потом кадрировать, оставляя лишь необходимую часть изображения.
Рассматривая общий случай надо отметить, что основным способ изменения глубины резкости является варьирование значения диафрагмы. Для удобства на большинстве фотоаппаратов предусмотрен режим приоритета диафрагмы, позволяющий исходя из желаемого значения диафрагмы, устанавливать остальные настройки.
Для примера возьмем две фотографии сделанные с двумя различными настройками диафрагмы, при одной и той же точке съемки и фокусном расстоянии. Так как съемка происходит со штатива, то увеличение выдержки с 1/30 до 1/4 сек. никак не влияет на результат. Расстояние до объекта (ближайшей капли) порядка 10 см.
Разница в глубине резкости очевидна — если в первом случае все капли являются «участниками кадра», то во втором в зону резкости попадает только передняя грань одной капли. Изменяя значения в рамках, определяемых возможностью имеющегося фотоаппарата (объективов), можно плавно регулировать глубину резкости.
3) Если условия не позволяют добиться желаемого результата сразу, то существует возможность на основании специально подготовленных заготовок (снимков), создать итоговую фотографию. Существуют несколько вариантов:
Дано:
Необходимо добиться максимальной глубины резкости при съемке с очень маленького расстояния, и даже максимальное значение диафрагмы не позволяет этого достичь
Способ:
Делается несколько фотографий с различными фокусными расстояниями, так чтобы на каждой фотографии в зону резкости попадали разные элементы композиции. Съемку необходимо делать со штатива (желательно использовать дистанционный спуск), чтобы не менять точку съемки. После чего необходимо объединить эти фотографии в графическом редакторе (например Фотошопе), таким образом, чтобы от каждой фотографии в итоговый вариант вошли «резкие» участки композиции.
Дано:
Необходимо уменьшить глубину резкости, для акцентирования одного из элементов композиции. Объекты входящие в фотографию находится на большом расстоянии (обычно при использовании зума).
Способ:
Используется две фотографии — одна с установленным вручную фокусе «до» акцентируемого объекта (так чтобы все объекты в кадре были «не в фокусе»), а другая с максимальной глубиной резкости. После чего фотографии объединяются в одну, таким образом чтобы акцентируемый объект был со второй фотографии а остальной кадр с первой. Простое размытие заднего фона не даст такого результата, так как все объекты оказываются одинаково не в фокусе, не зависимо от расстояния до них.
Источник
Как калибровать объектив. Легко и просто
Самое неприятное после долгого съемочного дня — это увидеть размытые фотографии. Возможно, вам нужно откалибровать камеру, чтобы объектив мог правильно фокусироваться на объекте?
Разберемся, как работает автофокусировка в зеркалках. В механизме DSLR есть как минимум 2 отдельных датчика: один для изображения, а второй для автофокусировки. Есть также зеркала, которые направляют свет либо на глаз, либо на датчик изображения. По умолчанию зеркала включены. Часть падающего света попадает на вторичный датчик, а остальная часть проходит через видоискатель к глазам.
Когда вы наполовину нажимаете кнопку спуска затвора для автофокусировки, вторичный датчик интерпретирует свет и дает команду объективу сфокусироваться определенным образом. Он использует технологию, называемую определением фазы. Важно, что этот процесс не проверяет, действительно ли результирующий сдвиг помещает объект в фокус, потому что не может этого сделать, исходя из инженерной конструкции.
Затем, когда вы выполняете снимок, зеркала поднимаются, и весь свет попадает на первичный датчик (датчик изображения).
Вот рисунок, который показывает упрощенную схему внутренней части зеркальной камеры.
Проблема возникает, когда два датчика не совмещены. В этом случае то, что находилось в фокусе датчика автофокусировки, не будет сфокусировано на датчике изображения. Фотография покажет смещение фокуса: она будет размыта там, где должна была быть резкой.
Учтите, что это нужно делать только в зеркалках. Беззеркальные камеры перекрестно проверяют фокус в конце процесса фокусировки, поэтому они не подвержены проблемам смещения. Тем не менее некоторые беззеркальные камеры предлагают калибровку: это делается для ускорения автофокусировки с адаптированными объективами в камерах Sony и Nikon.
Когда следует выполнить калибровку?
Photo by Lukas Hartmann
Если вы замечаете постоянные проблемы с неправильной фокусировкой на своей камере, с определенным объективом или всеми объективами, вам следует проверить, правильно ли они откалиброваны. Особенно это понадобится, если вы используете старые объективы с новыми корпусами фотоаппаратов или наоборот. Разумеется, надо проверить объектив и камеру, если вы их роняли — некоторые детали могли сместиться при ударе. Также вам может потребоваться повторная калибровка объектива при покупке новой камеры.
Однажды выполнив калибровку объектива, повторять ее, как правило, больше не требуется. Ваша камера запоминает настройки любого конкретного объектива.
Кроме калибратора, вам не нужны специальные инструменты для калибровки.
Пошаговый процесс калибровки
- Используйте оптический видоискатель.
Сфокусируйтесь с помощью видоискателя, а не с помощью Live View. Фокусировка в режиме Live View всегда дает четкие результаты, если объект устойчив, поскольку для фокусировки используется датчик изображения, а не специальный датчик автофокусировки.
- Настройте свой калибратор.
Тут вам понадобится таблица калибровки объектива или складная карта для калибровки автофокуса. Если у вас нет инструмента для калибровки фокуса, вы также можете использовать для этого обычную линейку. Единственным недостатком является то, что она не будет настолько точной.
- Калибровка с помощью обычного калибратора.
Чтобы начать калибровку объектива, установите камеру на штатив или плоскую поверхность. Убедитесь, что камера и линейка выровнены. Они должны быть точно перпендикулярны и на одной высоте. Затем поместите карту калибровки на ровную поверхность в нескольких сантиметрах от объектива. Коррекция универсальна для всех расстояний. После этого установите объектив на самую широкую диафрагму, чтобы получить минимальную глубину резкости. Так будет легче определить, точно ли фокусируется ваш объектив.
Используя видоискатель, автофокусируйтесь на перекрестии в центре линейки и сделайте снимок. Это будет ваша центральная точка фокусировки.
Положите белый планшет на низкий столик или на пол. Нарисуйте карандашом с помощью линейки горизонтальную линию посередине, длиной 2-5 дюймов. Выберите число в середине линейки и совместите его с линией, например, отметку 15 см. Помните, что линейка должна быть вертикальной, а линия — горизонтальной. Нарисованная линия также должна точно совпадать с отметкой 15 см на линейке. Камеру на штативе направьте вниз в сторону планшета. Настройте камеру на приоритет диафрагмы и выберите самую широкую диафрагму. Используйте автофокус и нацельтесь через видоискатель на середину линии на планшете. Как только вы поймаете фокус, сделайте снимок.
Концепция этого метода такая же, как и при использовании обычного калибратора. Если отметки 13 или 14 см резче, чем 15 см, у вас проблемы с задней фокусировкой. Если 16 или 17 резче, чем 15, то проблемы с фронтальной фокусировкой.
Чтобы убедиться в точности фокусировки, снимки удобно проверять на компьютере на большом экране. Можно подключить и привязать камеру к ПК во время этого процесса. Так вы сможете делать снимки удаленно и просматривать их прямо на экране.
- Убедитесь, что ваша модель камеры поддерживается в Lightroom.
- Подключите камеру к компьютеру через USB-кабель.
- В Lightroom выберите File> Tethered Capture.
Как только Lightroom распознает вашу камеру, можно фотографировать. Вы можете либо нажать кнопку спуска затвора на своем устройстве, либо нажать кнопку виртуального затвора в Lightroom. После того как вы сделаете фотографию, она появится в Lightroom.
Если фокусировка точная, «0» в таблице калибровки объектива должен быть самой резкой точкой на изображении. Другие числа должны стать более размытыми по мере удаления от «0».
Если любое число более 0 резче, значит, ваш объектив делает заднюю фокусировку. Если любое число менее 0 резче, у вас проблема с передним фокусом.
В любом случае вам нужно откорректировать объектив для четкого фокуса с помощью параметров микрорегулировки автофокуса на корпусе камеры, пока не получите наиболее резкое изображение при отметке «0» на линейке.
- Настройки: зеркалка Nikon
На камерах Nikon ищите в меню пункт «Точная настройка АФ». Тут вы найдете несколько настраиваемых параметров. Убедитесь, что точная настройка автофокуса включена. Здесь вы хотите изменить только «Сохраненное значение».
Камера будет запоминать изменения каждый раз, когда вы устанавливаете объектив на камеру. Таким образом, вам нужно использовать калибровку фокусного объектива только один раз для каждого объектива.
- Настройки: зеркалка Canon
Для фотоаппаратов Canon в меню прокрутите до области «Функции», затем выберите «Настройки автофокуса». Убедитесь, что вы включили автофокусировку AF Micro.
Используйте параметр «Настроить по значениям объектива» для корректировки и точной настройки фокусировки. На этом калибровка автофокуса завершена.
Это нужно сделать для каждого объектива.
Можно ли откалибровать объектив с помощью программного обеспечения?
Если вы хотите обеспечить точность калибровки, попробуйте использовать специальное программное обеспечение, такое как Reikan FoCal Pro. Вместо того чтобы просто наблюдать за вашими настройками, эта программа проверяет правильность установленных параметров.
FoCal поставляется с калибратором, который можно наклеить на стену. После загрузки программы вы можете привязать к ней камеру, и программа проинструктирует вас, где точно расположить устройство перед калибратором.
Выберите полностью автоматическую калибровку с помощью User Assist. После этого программа начнет фотографировать без вашего участия. Если вам потребуется настроить параметры, вы услышите голосовую подсказку о том, какие значения использовать.
Далее вам нужно будет перейти в настройки автофокуса камеры и самостоятельно изменить значения калибровки. С компьютера это сделать нельзя, только через меню камеры.
Заключение
Калибровка должна быть одним из приоритетов фотографа, особенно если вы занимаетесь фотографией профессионально. Возьмите за привычку настраивать автофокус. Знание того, что ваш объектив обеспечивает четкое изображение, придаст уверенности в том, что работа будет сделана хорошо.
Видеоканал Фотогора
Источник