Национальный центр гчп не работает
О Национальном Центре ГЧП
Более 10 лет Центр ведет системную деятельность по созданию условий для ускоренного развития и модернизации общественной инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства. Центр на постоянной основе взаимодействует более чем с 60 субъектами Российской Федерации, оказывает содействие в отборе и экспертизе перспективных проектов, проводит обучение проектных команд и организует крупнейшие в России деловые мероприятия по тематике развития инфраструктуры. Ключевым результатом деятельности Центра является запуск Платформы поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФРА»
История развития
Организация некоммерческого партнерства «Центр развития ГЧП»
Эксперты Центра инициировали разработку федерального закона о ГЧП
Центр начал системную работу по подготовке кадров в сфере ГЧП
Опубликована первая в России база реализуемых проектов ГЧП
Центр запустил Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП
Совместно с Минэкономразвития России запущен информационный портал о ГЧП в России
Центр признан Всемирным банком как официальный институт развития ГЧП в России
Экспертами Центра разработана подзаконная база для федерального закона о ГЧП
Совместно с Советом Федерации запущена Всероссийская программа поддержки проектных инициатив
На базе информационного ресурса по ГЧП началась разработка Платформы поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФРА»
В состав учредителей Национального Центра ГЧП вошла госкорпорация ВЭБ.РФ
Учредители
В состав учредителей Национального Центра ГЧП вошли ведущие деловые объединения и институты развития для выработки системного подхода к развитию и стимулированию применения механизмов ГЧП в Российской Федерации
Источник
Пресс-центр Комментарии экспертов
Механизм ГЧП в России не работает
Коллектив авторов, VEGAS LEX
Государственно-частное партнерство (ГЧП) в России не действует. Инициативы бизнеса наталкиваются на неработающие законы, некомпетентность чиновников и отсутствие стратегического планирования на несколько десятков лет вперед. Но самое главное — государство продолжает смотреть на бизнес как начальник, а не как равноценный партнер. Нужен новый закон о ГЧП, говорят участники рынка.
НПФ «Экспертный институт» совместно с НП «Центр развития ГЧП» и Национальным агентством финансовых исследований подготовили доклад о проблемах механизма ГЧП в России. Авторы исследования провели глубинное интервью с 25 экспертами, среди которых ученые, чиновники и представители бизнеса.
Главный вывод исследователей: в России до сих пор не сформировалась культура взаимодействия государства и бизнеса. «Не выстроено самое главное — отношения между различными секторами экономики, скажем, государственным сектором и частным предпринимательством», — считает один из опрошенных экспертов.
Другая проблема: в России до сих пор нет законодательной базы для развития ГЧП, подобные законы приняты только в нескольких регионах. Эксперты считают, что нужен закон, «в котором будет прописана система партнерских отношений, система регулирования государственных общественных институтов, и он должен четко прописать риски и госгарантии».
Все законодательные проблемы можно было бы решить на стадии совместной работы, но диалог часто не получается. Чиновники не понимают, что такое ГЧП, не имеют навыков проектного подхода и не готовы к партнерским отношениям с бизнесом. «Чиновнику нужно долго объяснять, что это такое и для чего оно существует», — поясняет один опрошенный. Ситуация меняется только на федеральном уровне, куда приходят люди, которые стремятся к общению с бизнесом. «Появились молодые, хорошо образованные специалисты и менеджеры в министерствах», — считает другой эксперт.
Проблема в том, что чиновники не привыкли воспринимать частный бизнес как партнера, они для предпринимателей либо начальники, либо спонсоры, говорят участники рынка: «Чиновники считают, что с ним (бизнесом. — РБК daily) нужно бороться, его нужно давить, не пущать, обкладывать разной данью и т.д.».
Для нормального функционирования ГЧП не нужна модернизация правовой базы, считает менеджер проектов практики ГЧП и инфраструктуры Vegas Lex Евгений Глумов. Отдельный закон, если он все же будет принят, будет носить популистский характер: «Практика регионов, которые уже приняли закон о ГЧП, показывает, что это скорее декларация о том, что региональная власть готова на такое сотрудничество, потому что он не содержит конкретных форм взаимодействия».
Гораздо большая проблема для бизнеса — отсутствие уверенности в долгосрочных намерениях государства. В бюджете планируются расходы максимум на три года, а ГЧП-проекты рассчитываются минимум на пять, иногда даже на 40 лет. «Государство при всем желании не может дать таких гарантий инвестору, — считает г-н Глумов. — Это всегда риск, который снижает банковскую привлекательность таких проектов».
Бизнес боится непрозрачности государственной политики, особенно это проявляется в сфере госзакупок. «Предприниматели хотят честной конкуренции, хотят, чтобы процедура закупок, подача заявок на конкурс были прозрачными, — считает вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. — Несмотря на закон о госзакупках, эта сфера так и осталась достаточно закрытой».
Источник