Не каждый человек может работать учителем

Работать педагогом иногда можно и без образования

photographee.eu / Depositphotos.com

Внесены поправки в Закон об образовании в части требований к педагогическим работникам. По общему правилу, установленному ст. 46 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Однако теперь Закон содержит несколько исключений из этого правила (Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 165-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ).

Предусмотрено, что лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам. А к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем. Порядок допуска указанных лиц к педагогической деятельности надлежит подготовить Минпросвещения России по согласованию с Минобрнауки России и Минтрудом России.

Кроме того, установлено, что предусмотренные законом требования к уровню образования не распространяются на тех педагогов, которые были приняты на работу еще до вступления в силу Закона об образовании, если их соответствие занимаемой должности было подтверждено аттестационной комиссией.

Читайте также:  Как выключить мейзу если не работает сенсор

Отметим, что нынешний Закон об образовании вступил в силу с 1 сентября 2013 года. В действовавшем до этого момента законодательстве единых требований к уровню образования педагогов закреплено не было. Такие требования определялись в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. В ноябре 2018 года Конституционный Суд РФ указал на недопустимость увольнения педагогических работников, принятых на работу до вступления в силу действующего Закона об образовании, из-за отсутствия у них необходимого образования, если они успешно осуществляют профессиональную педагогическую деятельность и признаны аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Источник

Преподавание в начальных классах без высшего педобразования

Имеет ли право человек, окончивший юридический институт, преподавать без высшего педагогического образования в начальных классах? Должен ли он пройти дополнительное обучение?

Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Согласно Профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профстандарт), утвержденному приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н, к образованию учителя предъявляются следующие требования: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

В письме Минпросвещения России от 28.03.2019 N ТС-817/08 отмечается, что требование профстандарта о наличии высшего образования или среднего профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности «учитель» как для работающих учителей, так и для работников, которые будут приняты на эту должность. Условие о получении этой категорией лиц дополнительного профессионального образования является избыточным и не соответствует требованиям профстандарта.

Вместе с тем требование о получении дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации предусмотрено в отношении лиц, не имеющих высшего образования или среднего профессионального образования по направлению «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету.

Таким образом, лицо, не имеющее педагогического образования, вправе преподавать, если его основное образование относится к области, соответствующей преподаваемому предмету, либо при наличии дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации.

Источник

Почему учителем может работать не каждый?

Почему учителем может работать не каждый? Этот вопрос обозначил Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов на мероприятии, посвященном Дню учителя, 3 октября в Казани. Проблема на самом деле более чем серьёзная. Ведь в России принимают на педагогические отделения университетов по результатам ЕГЭ, без учета наличия психологических, педагогических, коммуникативных и др. способностей абитуриентов. В результате лишь незначительная часть выпускников университета потом идёт работать в дошкольные и школьные учреждения.

В отличие от России, например, в Великобритании учиться на педагога многие начинают уже со школьной скамьи. В старших классах происходит профессиональная ориентация школьника и его подготовка в университет. В этих классах школьники изучают на базовом уровне психологию преподавания (по-нашему это означает – методику обучения тому или иному предмету), а после окончания старшей школы проходят небольшую ознакомительную практику в начальных классах. Иначе говоря, у выпускников школ происходит проверка не только психологических, педагогических, коммуникативных способностей, но и главных способностей настоящего учителя – любить детей, любить работу с детьми, любить вообще школу. Не случайно в Англии говорят: «Быть учителем – это высшая привилегия, а иметь хорошего учителя – лучшее благословение

У нас же в России попытки создания гимназий педагогического профиля, интеграции их с колледжами и университетами, попытки поднять престиж педагогического образования и авторитет учителя получают от Министерства просвещения России только декларативную поддержку, и выпускники таких учебных заведений до сих пор уравниваются в правах с другими абитуриентами. Учиться по контракту старшеклассники, склонные к педагогической деятельности и желающие работать в школе (а не в бизнесе), готовы, к сожалению, не всегда. Поэтому мы теряем людей, которые хотели бы и могли бы работать в школе.

Источник

Почему не каждый может стать учителем

Почему я не буду учителем

Статья старшеклассника, который после традиционного Дня самоуправления ко Дню учителя решил, что никогда не будет учителем, хотя до этого момента собирался идти в педагогический вуз. Почему? Ученик приводит такие объяснения.

«Размышляя о будущей профессии, я не раз представлял себя преподавателем иностранного языка или русского иностранцам. Для меня, как и, наверное, для многих, кто задумывался о профессии учителя, была в этом ремесле какая-то романтика: давать знания, видеть результат, дружить с детьми и наблюдать за их взрослением. Однако задумывался я об этом ровно до тех пор, пока на собственной шкуре не ощутил, что это такое — быть учителем.

В нашей гимназии № 1512, как и в большинстве других школ, накануне Дня учителя традиционно проводится День самоуправления. Ученики одиннадцатых классов полностью занимают административные должности и заменяют преподавателей. Я очень рад, что мне выпала возможность попробовать себя в роли учителя иностранного языка (немецкого и французского), и понять, что учителем я не буду никогда. Почему? Если ответить коротко — не имею тех свойств личности, которые для этого необходимы.

Итак, первое. Многие считают, что знания давать приятно и интересно, но я не понимаю, как работа с не выспавшимися, не уважающими предмет подростками в переходном возрасте может доставлять хоть каплю удовольствия. Нереальный труд — привлечь к себе их внимание, а еще больший — удержать его.

Все темы, все, что ты планировал и готовил к уроку, летят в тартарары только из-за того, что большинству из присутствующих они неинтересны и не нужны. И их в этом винить нельзя. Насколько может быть приятным преподавать то, что не нужно и неинтересно детям? Каким человеком нужно быть, чтобы терпеть это? Как можно ежедневно сохранять хладнокровие и оптимизм, когда понимаешь — то, что ты пытаешься донести, нужно единицам. Ну и еще кому-то эти знания могут пригодиться позже, только они этого пока не понимают. Лично меня это убивало! Я не привык продолжать говорить, если не вижу в глазах собеседника подлинного интереса. А учителя вынуждены — работа у них такая.

Второе. Подготовка к урокам заняла у меня очень много времени. День я убил на то, чтобы узнать уровень подготовки учеников, собрать для них подходящую, более-менее интересную информацию и распланировать ее на 45 минут. И все это только для одного класса, а их у меня было пять. Причем все разные по возрасту.

Но ладно возраст, к этому я был готов. Но вот то, что в каждом классе есть дети с разным характером и уровнем знаний, а это не может не влиять на мою работу, я готов не был. Да, после педвузов учителя, наверное, к этому как-то готовы. Но все равно: характер детей и их уровень подготовки были такими разными, что применить к каждому ученику личный подход оказалось для меня слишком сложной задачей. И я снимаю шляпу. Теперь я смотрю на работу своих учителей иначе.

Третье. Дети изматывают. От уроков, которые ты ведешь, устаешь в разы больше, чем от уроков, на которых сидишь. Обычно, слушая скучный урок, я и не представлял насколько скучно учителю. А ведь сколь любимым бы не был предмет, все рано в программе есть скучные и порой даже мерзкие темы. Как и где преподаватели черпают терпение их объяснять? Могут ли этому научить в вузе? Или с этими качествами надо родиться?

Четвертое. Мало кто задумывается, что за скобками самого факта преподавания (любви к своему предмету, таланту преподносить знания, умению выстраивать отношения с разными детьми и так далее), как бы в нагрузку к нему стоит еще и факт ответственности. Лично у меня аж мурашки по коже пробегают при мысли о том, что сколько же ответственности ложится на учителей. Уж точно не до романтики. Чуть что — сразу виноват учитель. Если ребенок тупой, наглый и ленивый, в чем родители себе никогда не признаются, виноват учитель. Если такой ученик что-то сломает себе или товарищу, будь то игрушка, смартфон или нога, виноват опять же учитель — не уследил, зараза. А если он вдруг довел учителя до того, что тому пришлось на него наорать, — понятно, кто останется виноватым.

Я не самый терпеливый человек, но и не завожусь с пол-оборота. Под конец «рабочего дня» на последнем уроке я исполнил тайную мечту тысячи учителей — я орал практически матом на седьмой класс Уверен ли я в том, что за скромную зарплату, я готов работать длинными напряженными днями и при этом испортить себе нервы, сдерживая праведный гнев и эмоции? Отнюдь, теперь я уверен в обратном. Как же это, наверное, невыносимо сдерживать желание выругаться на это сборище одаренных и не слишком детей. А приходя домой выплескивать гнев. нет, не гнев, а ярость на близких — куда-то же она должна выплескиваться? Если, не сдержавшись, я наору на начальника в офисе, то меня максимум уволят. А если на ребенка — могут и под статью подвести. Почувствуйте разницу!

Холодок по коже пробежал, когда у меня на одном из уроков раскачавшийся на стуле пятиклассник грохнулся с жутким звуком на пол. Ведь разбей он себе свою тупоголовую башку, виноват был бы я! В конце рабочего дня я выдохнул с облегчением.

Можно подумать, что в работе учителем нет никаких плюсов. Это, конечно, не так. Трудно выразить словами, но это великолепно, когда единицы, которые не положили все, что у них есть на мое мнение, с удовольствием открывают на уроке для себя что-то новое. Их глаза горят, они увлечены. Наблюдать за этим — кайф!

Мне действительно было приятно помочь тем, кто чего-то недопонял и спросил вместо того, чтобы списать у соседа. Мне нравилось ставить пятерки (хотя не буду скрывать, еще больше понравилось ставить двойку хаму). Было приятно понимать, что хоть кто-то тебя по-настоящему слушает, а это так редко случается. Приятно было и когда девочки, благодарно глядя в глаза, угощали меня шоколадными батончиками и печеньками.

Но я бы ни за что не стал работать в школе. Большинство людей просто не предназначены для такой работы, потому что слишком слабы морально. Но к счастью, находятся единицы, для которых все вышеописанные проблемы — сущие пустяки. Которые готовы всей душой отдаваться работе с нами, неблагодарными хамами, чтобы из нас получилось хоть что-то, отдаленно напоминающее умного и образованного человека.

Источник

10 причин, по которым я не смогла работать учителем

Часто встречаю записи в блогах и статьи о том, что не хватает учителей, остались одни пенсионеры, образование становится все хуже, и прочее похожее. У меня нет особого желания разглагольствовать на эту тему, я просто приведу причины, по которым я ушла со школы.

Как все начиналось

Начну с предыстории. Образование я получала по пинку родителей — в 9 классе я еще не знала, кем я хочу быть и куда мне пойти дальше. Окей, позади педагогический колледж. Я — молодой преподаватель английского, но работа учителя меня как-то не прельщает (проблемы с социализацией и социофобия). Дальше меня ждало высшее образование по этой же специальности. А после него — еще одно высшее, но уже больше по своему хотению. Так я стала бакалавром образования и бакалавром естествознания по специальности «Информатика». Системным администратором, да и никем вообще, устроиться не получилось. Осталась одна дорога — в школу. И это, я считаю, была кривая дорожка. Забегая вперед скажу, что я проработала там почти год, и когда написала заявление об увольнении, была самым счастливым человеком на свете.

А вот и причины, по которым я не стала работать в школе:

Маленькая зарплата

Этот абзац мне хотелось бы весь написать капсом, но я воздержусь. Очень маленькая зарплата. ОЧЕНЬ. Когда вспоминаю ее размер, хочется плакать. А если коротко и по делу — 30 тысяч. Думаю, тут все понятно. Ни на оплату квартиры, ни на еду этого не хватит.

Постоянные взносы и затраты на работу

Канцелярия за свой счет, оформление для открытых уроков за свой счет. Печать баннеров, рисунков, раздаточного материала. Все-все за свой счет. А теперь вспомним размер моей заработной платы, и отнимем оттуда добрых 5-10 тысяч. Это в зависимости от того, сколько чего нужно купить, какие открытые уроки, у кого день рождения и сколько таких дней будет в этом месяце, и так далее.

Обязательная подписка на газеты и журналы

Что бы ни говорили чиновники про то, что учителя не обязаны подписываться — такая подписка есть, и ты от нее не отвертишься. Хочешь ты или нет, на тебя вешают 2-3 газеты, и если не повезет, еще и журнал. А стоят все эти прелести около 3-10 тысяч — смотря сколько и чего тебе дадут. На твой родной язык все клали — если ты русский, тебя могут заставить выписывать газету на казахском, ну или наоборот. Хоть одна польза — было что коту, простите, в горшок постелить.

Куча документации

Журналы, всякие бумажки, какие-то отчеты постоянные, и еще куча всякой ненужной фигни. Точнее, вся эта макулатура, скорее всего, нужна министерству образования коту в горшок положить для отчетности. И заполнять все это муторно и бесит.

Электронная отчетность

«Билимал», по словам чиновников, должен был стать чуть ли не чудесным средством спасения учителей от писанины и вообще удобной штукой. Что вышло на самом деле: заполняешь кучу бумаг, а потом тебя еще ждет ад — «Билимал». Во-первых, совершенно непонятная система заполнения, в которой было достаточно сложно разобраться. Напартачишь — удалить сложно, только через администратора, которого вечно было не найти. Во-вторых, заполнялся «Билимал» раз в полугодие — как раз накануне проверок по школе. Нужная и полезная, по-сути, задумка, стала еще одной галочкой в отчетности и дополнительной нагрузкой для бедных учителей, не решив основной проблемы. Но у нас же все делается через задницу. Так и живем — учителя пишут, потом печатают, проверки проверяют — бумаги есть, «Билимал» заполнен, министерство образования потирает ручки — новшество работает. Все довольны.

Отсутствие уважения со стороны родителей и учеников к профессии

Если раньше учителя считались интеллигенцией, то сейчас — это бесправные задавленные люди. Наверное, некая низшая каста. Никуда пожаловаться ты не имеешь права. Родитель всегда прав и ученик всегда прав. Даже если они оба му..ки. Виноват ученик? А фиг докажешь. Ты же учитель, ты должен, ты обязан, ты должен был предотвратить, ну и все такое прочее. Получай по башке.

Наличие людей, положивших на свою профессию кое-что нецензурное

И такое мне встретилось. Ну оно понятно: не всем дано, маленькая зарплата, или что там еще говорят. Если вкратце — училка положила на детей. Ученики занимались чем хотели. А когда во второе полугодие их отдали мне, я была в шоке. Пришлось изучать все темы (программирование) сначала, работая не по плану. В конце года дети более менее сносно что-то начали делать, потому что я была принципиальной, и не смогла так же забить на них. Простые задачки решали, программки несложные писали, и все такое.

Отношение к молодым специалистам

Если ты только пришел в школу — ты и чтец, и жнец, и на дуде игрец. Ты организуешь концерты, выполняешь мелкие поручения от тех, кто «старше по званию», и делаешь еще кучу неприятных и бесячих вещей, которые далеко не всегда относятся к твоей основной деятельности. Мне не довелось поучаствовать, но знаю, что учителя (все) ходили по квартирам алкашей, наркоманов и неблагополучных детей. И обычно это делалось вечером, и частенько было уже темно. Никого не волнует, если кто-то на тебя нападет, или случится что-то еще. А был случай, когда за девушкой погнался голый мужик. Хорошо, что убежала.

Раньше были дежурства ДНД — это когда два милиционера и учитель в ночное время ходят по улицам (!). Как-будто у учителя нет своей семьи, проблем и так далее. Или так боевой дух милиции поднимали? Может, они вдвоем боялись ходить, а тут учитель рядом, защитит если что. Еще из подобного: участие в предвыборной комиссии (сидишь сутки, принимаешь голоса, потом считаешь до 3-4-х утра. Ни покушать, ни в туалет), всякие митинги, праздники и прочие уличные мероприятия (особенно весело в холодное время года, когда нужно стоять часами), платные концерты (ага, мне заняться больше нечем). Ну и всякое другое, что я сейчас наверное сразу и не вспомню.

Отсутствие личной жизни

Поурочные планы, бумажки, поручения вышестоящих и прочие «приятности» занимают все твое время. Какой муж, какие дети? Тебе нужно до завтра какой-нибудь баннер придумать, что-то сверстать, ролик смонтировать, что-то разработать и т.д. И сидишь до утра, чтобы уложиться в поставленные сроки.

Всегда во всем виноват учитель

Ребенок гуляет на улице после 10 вечера? Попал в милицию? Что-то совершил, украл, подрался на улице? По шапке получит учитель. И не просто получит, а еще и поедет ночью в участок и все такое прочее. Недовоспитал, недосмотрел. Роль родителей при этом деликатно умалчивается.

Разумеется, были и другие мелкие причины, важные лично для меня: сильная усталость, начавшиеся проблемы со здоровьем из-за нагрузки, постоянное недосыпание, отсутствие времени на себя и семью, и прочее. Вот не хотелось мне и не моглось терпеть все эти вышеперечисленные неудобства за 30 тысяч в месяц, из которых, как вы помните, оставалось около 25-20. И тот год, честно говоря, я и сейчас вспоминаю с ужасом.

Как-то сложилось, что проблемы учителей умалчиваются. Или пишут, мол, повышайте им зарплату, будут нормально работать. Не только в зарплате дело, ребята, не только.

Источник

Оцените статью