- Профессиональное выгорание педагога или почему я больше не хочу работать в школе
- 10 причин, по которым я не смогла работать учителем
- «Не хочу больше работать учителем, хоть в петлю..»: массовое «бегство» педагогов из школы
- Жизненная история..
- Личный опыт. Почему я больше не работаю в школе
- «В школе работают разные люди — и «удачники», и неудачники»
- Сложности, которые я преодолела
- Что же не так?
- Начало конца
- «Я счастлива, что мне не надо завтра в школу!»
Профессиональное выгорание педагога или почему я больше не хочу работать в школе
В последнее время все чаще стала замечать, что не хочу(даже вот так — НЕ ХОЧУ. ) ходить на работу. Не хочу до истерики. С каждым шагом приближаясь к школе, начинает, аж, подташнивать. Но собрав волю в кулак, переступаю порог любимой работы и стараюсь быть адекватной до конца рабочего дня. Главное выдержать еще один рабочий день и не сорваться. Поверьте, есть от чего. Об этом я писала здесь .
«Прибила бы» — самое частое, что я слышу от знакомых, которые к образованию не имеют никакого отношения. Увы, но и у учителя, порой, проскакивают такие мысли. Но, # тыжучитель ты должен сдерживать негативные эмоции, и, упаси Бог, заниматься рукоприкладством. Но до этого и не доходит. Но сдержанные раз за разом эмоции, рано или поздно дадут о себе знать.
Со временем ты начинаешь чувствовать некую нервно-психическую напряженность от того, что постоянно держишь себя в руках, контролируешь что говоришь, как себя ведешь, не можешь расслабиться даже на отдыхе. Призрак # тыжучителя преследует тебя, где бы ты ни находился. Даже собственная семья становится показателем, насколько ты хороший педагог, сумел ли правильно воспитать своих детей, чтобы тебе доверили чужих. Ты чувствуешь постоянное давление социума и ответственность перед ним. Это напрягает.
Далее все чаще замечаешь, что начинаешь затягивать все процессы, связанные с работой до последнего. Открыв ноутбук, вместо заполнения электронного журнала изучаешь новости соцсетей. Нужно подготовить открытый урок за неделю? Время есть, но ты всю неделю будешь это откладывать до последней ночи, находя более важные дела. А потом, с глазами совы от бессонной ночи, давать этот урок в режиме автопилота. То есть все признаки прокрастинации налицо.
Дальше – больше. Полное нарушения режима сна. От срочной и необходимой работы типа отчет с пометкой «срочно сдать вчера»(любят у нас раздавать такие задания), либо другой текущей работы(учитель одна из тех профессий, работа которой не заканчивается моментом выхода из стен школы), до простого не желания идти спать, потому что с утра на работу.
От такого эмоционального перенапряжения и режима в какой-то момент осознаешь, что ты «смертельно» устал. Приходя домой, первые часа1,5-2 ты не хочешь никого не видеть не слышать, а просто насладиться тишиной и … едой. Потому как в суете и потоках уроков чаще всего даже чашку кофе на работе приходится пить на бегу. И если, не дай Бог, кому то вздумается помешать этому уединению, то его постигнет гром и молния учительского гнева. Шучу. Учитель выдержит и это.
Ну и как «вишенка на торте» — полное опустошение, потеря интереса не только к работе, но и к жизни. Когда ты перестаешь уже что-либо чувствовать: радость вызывает лишь улыбку, в лучшем случае, а сожаление показываешь лишь вздохом. Кстати, нужно отметить, что вздыхать начинаешь все чаще и чаще, порой даже не понимая причины этих вздохов. Все меньше стараешься думать, как ты выглядишь и во что одет, ведь тебе все равно. Здесь последняя черта, за которой тебя ждет не только профессиональное выгорание, но и жизненное. Это уже «клиника» и тут без лечения не обойтись.
Жаль осознавать, что ты почти стоишь у этой черты, и так не хочется ее перешагивать.
Источник
10 причин, по которым я не смогла работать учителем
Часто встречаю записи в блогах и статьи о том, что не хватает учителей, остались одни пенсионеры, образование становится все хуже, и прочее похожее. У меня нет особого желания разглагольствовать на эту тему, я просто приведу причины, по которым я ушла со школы.
Как все начиналось
Начну с предыстории. Образование я получала по пинку родителей — в 9 классе я еще не знала, кем я хочу быть и куда мне пойти дальше. Окей, позади педагогический колледж. Я — молодой преподаватель английского, но работа учителя меня как-то не прельщает (проблемы с социализацией и социофобия). Дальше меня ждало высшее образование по этой же специальности. А после него — еще одно высшее, но уже больше по своему хотению. Так я стала бакалавром образования и бакалавром естествознания по специальности «Информатика». Системным администратором, да и никем вообще, устроиться не получилось. Осталась одна дорога — в школу. И это, я считаю, была кривая дорожка. Забегая вперед скажу, что я проработала там почти год, и когда написала заявление об увольнении, была самым счастливым человеком на свете.
А вот и причины, по которым я не стала работать в школе:
Маленькая зарплата
Этот абзац мне хотелось бы весь написать капсом, но я воздержусь. Очень маленькая зарплата. ОЧЕНЬ. Когда вспоминаю ее размер, хочется плакать. А если коротко и по делу — 30 тысяч. Думаю, тут все понятно. Ни на оплату квартиры, ни на еду этого не хватит.
Постоянные взносы и затраты на работу
Канцелярия за свой счет, оформление для открытых уроков за свой счет. Печать баннеров, рисунков, раздаточного материала. Все-все за свой счет. А теперь вспомним размер моей заработной платы, и отнимем оттуда добрых 5-10 тысяч. Это в зависимости от того, сколько чего нужно купить, какие открытые уроки, у кого день рождения и сколько таких дней будет в этом месяце, и так далее.
Обязательная подписка на газеты и журналы
Что бы ни говорили чиновники про то, что учителя не обязаны подписываться — такая подписка есть, и ты от нее не отвертишься. Хочешь ты или нет, на тебя вешают 2-3 газеты, и если не повезет, еще и журнал. А стоят все эти прелести около 3-10 тысяч — смотря сколько и чего тебе дадут. На твой родной язык все клали — если ты русский, тебя могут заставить выписывать газету на казахском, ну или наоборот. Хоть одна польза — было что коту, простите, в горшок постелить.
Куча документации
Журналы, всякие бумажки, какие-то отчеты постоянные, и еще куча всякой ненужной фигни. Точнее, вся эта макулатура, скорее всего, нужна министерству образования коту в горшок положить для отчетности. И заполнять все это муторно и бесит.
Электронная отчетность
«Билимал», по словам чиновников, должен был стать чуть ли не чудесным средством спасения учителей от писанины и вообще удобной штукой. Что вышло на самом деле: заполняешь кучу бумаг, а потом тебя еще ждет ад — «Билимал». Во-первых, совершенно непонятная система заполнения, в которой было достаточно сложно разобраться. Напартачишь — удалить сложно, только через администратора, которого вечно было не найти. Во-вторых, заполнялся «Билимал» раз в полугодие — как раз накануне проверок по школе. Нужная и полезная, по-сути, задумка, стала еще одной галочкой в отчетности и дополнительной нагрузкой для бедных учителей, не решив основной проблемы. Но у нас же все делается через задницу. Так и живем — учителя пишут, потом печатают, проверки проверяют — бумаги есть, «Билимал» заполнен, министерство образования потирает ручки — новшество работает. Все довольны.
Отсутствие уважения со стороны родителей и учеников к профессии
Если раньше учителя считались интеллигенцией, то сейчас — это бесправные задавленные люди. Наверное, некая низшая каста. Никуда пожаловаться ты не имеешь права. Родитель всегда прав и ученик всегда прав. Даже если они оба му..ки. Виноват ученик? А фиг докажешь. Ты же учитель, ты должен, ты обязан, ты должен был предотвратить, ну и все такое прочее. Получай по башке.
Наличие людей, положивших на свою профессию кое-что нецензурное
И такое мне встретилось. Ну оно понятно: не всем дано, маленькая зарплата, или что там еще говорят. Если вкратце — училка положила на детей. Ученики занимались чем хотели. А когда во второе полугодие их отдали мне, я была в шоке. Пришлось изучать все темы (программирование) сначала, работая не по плану. В конце года дети более менее сносно что-то начали делать, потому что я была принципиальной, и не смогла так же забить на них. Простые задачки решали, программки несложные писали, и все такое.
Отношение к молодым специалистам
Если ты только пришел в школу — ты и чтец, и жнец, и на дуде игрец. Ты организуешь концерты, выполняешь мелкие поручения от тех, кто «старше по званию», и делаешь еще кучу неприятных и бесячих вещей, которые далеко не всегда относятся к твоей основной деятельности. Мне не довелось поучаствовать, но знаю, что учителя (все) ходили по квартирам алкашей, наркоманов и неблагополучных детей. И обычно это делалось вечером, и частенько было уже темно. Никого не волнует, если кто-то на тебя нападет, или случится что-то еще. А был случай, когда за девушкой погнался голый мужик. Хорошо, что убежала.
Раньше были дежурства ДНД — это когда два милиционера и учитель в ночное время ходят по улицам (!). Как-будто у учителя нет своей семьи, проблем и так далее. Или так боевой дух милиции поднимали? Может, они вдвоем боялись ходить, а тут учитель рядом, защитит если что. Еще из подобного: участие в предвыборной комиссии (сидишь сутки, принимаешь голоса, потом считаешь до 3-4-х утра. Ни покушать, ни в туалет), всякие митинги, праздники и прочие уличные мероприятия (особенно весело в холодное время года, когда нужно стоять часами), платные концерты (ага, мне заняться больше нечем). Ну и всякое другое, что я сейчас наверное сразу и не вспомню.
Отсутствие личной жизни
Поурочные планы, бумажки, поручения вышестоящих и прочие «приятности» занимают все твое время. Какой муж, какие дети? Тебе нужно до завтра какой-нибудь баннер придумать, что-то сверстать, ролик смонтировать, что-то разработать и т.д. И сидишь до утра, чтобы уложиться в поставленные сроки.
Всегда во всем виноват учитель
Ребенок гуляет на улице после 10 вечера? Попал в милицию? Что-то совершил, украл, подрался на улице? По шапке получит учитель. И не просто получит, а еще и поедет ночью в участок и все такое прочее. Недовоспитал, недосмотрел. Роль родителей при этом деликатно умалчивается.
Разумеется, были и другие мелкие причины, важные лично для меня: сильная усталость, начавшиеся проблемы со здоровьем из-за нагрузки, постоянное недосыпание, отсутствие времени на себя и семью, и прочее. Вот не хотелось мне и не моглось терпеть все эти вышеперечисленные неудобства за 30 тысяч в месяц, из которых, как вы помните, оставалось около 25-20. И тот год, честно говоря, я и сейчас вспоминаю с ужасом.
Как-то сложилось, что проблемы учителей умалчиваются. Или пишут, мол, повышайте им зарплату, будут нормально работать. Не только в зарплате дело, ребята, не только.
Источник
«Не хочу больше работать учителем, хоть в петлю..»: массовое «бегство» педагогов из школы
Уже который год со всех уголков нашей необъятной страны слышны плач и стоны педагогов и прежде всего школьных учителей.
Власть этого или не видит, или не хочет замечать.
Все сводится к циничному сочетанию — «Педагог — это призвание!»
И если Вы не хотите или не можете работать в этой сфере, если Вам не хватает денег на жизнь, то пожалуйста, уходите, Вас никто не держит!
Ищите более денежную работу, идите в бизнес!
В последние несколько лет учителей в школе катастрофически не хватает.
Причем причина не только в оплате труда, но и еще сумасшедшей нагрузке при низкой зарплате.
А еще учителя в школе постоянно ощущают психологическое давление со стороны родителей и администрации школы.
Да и детки сегодня, как правило, это не милые и тихие создания.
Короче, сегодня школьный педагог — это бесправный человек, да и еще работающий за гроши!
Уходят, в основном, молодые педагоги, у которых еще есть здоровье, желание и возможность переучиться на другую специальность или заняться собственным делом.
Пенсионеры-педагоги держатся в школе иногда по привычке.
Но им, пожалуй, где-то проще (стаж, пенсия, квалификация и т.д.), хотя не уходят, так, как уже трудно перестроиться на другой «лад», да и силы уже не те.
Жизненная история..
Моя одноклассница Ирина в школе работает уже 19 лет.
Ведет математику и физику .
Так получилось, что осталась одна с двумя детьми (муж погиб).
В школе она училась отлично, знала, что будет учителем.
Была всегда очень целеустремленной, «решительным бойцом».
Мы звали ее «стойкая оловянная», все было ей по плечу.
Мы с мужем дружили, поэтому с ней созваниваемся до сих пор.
Из школы Ирина уходить никогда не хотела, даже в «плохие» для себя времена.
Всегда говорила, как же она уйдет, тогда же она предаст своих учеников, которые ей верят и доверяют.
Чтобы увеличить свой доход, пошла подрабатывать репетитором.
Так, что денег ей хватало (так говорила она).
Последний год стала Ирина жаловаться на то, что есть у нее в классе мальчик, который плохо учиться, мешает другим, дерется.
Этот оболтус еще периодически жалуется родителям, что Ирина его оскорбляет, ругает и чуть ли не бьет.
Два раза уже был скандал, когда заявлялся разъяренный папаша и с матом обрушивался на учителя, обвиняя ее во всех прегрешениях и не предоставляя каких-либо доказательств.
Но, главное, что родители свое чадо защищают, говорят, что их мальчик умный и смирный, это все педагог к нему придирается и занижает ему оценки.
Директор, к удивлению, Ирины оказался на стороне родителей «оболтуса».
Говорит, что родители этого мальчика очень помогают школе, в отличие от нее.
И постоянно намекает Ире на ее профпригодность.
Короче, «война» эта продолжается уже два года.
Последней каплей стало, когда этот чудо-ребенок выложил фото своей учительницы (Ирины) в социальных сетях в неприглядном виде (изменил в фотошопе).
Звонок ее привел меня в замешательство: «Не хочу больше работать учителем, хоть в петлю лезь! Как я устала, что-то кому-то доказывать!»
Через два дня узнал, что Ирина попала в больницу.
Диагноз — нервное истощение.
Из школы хочет увольняться и переехать в другой город.
Только кто же здесь победил?
Кому будет хорошо, если «сильный», грамотный педагог уйдет из школы?
Источник
Личный опыт. Почему я больше не работаю в школе
Кира Королева, социальный педагог из Петербурга, рассказывает, почему уволилась после 6 лет работы в школе и не собирается туда возвращаться.
«В школе работают разные люди — и «удачники», и неудачники»
Я никогда не мечтала работать с детьми. Более того, я искренне считала, что в сфере образования трудятся в большинстве своем неудачники — те, кто не смог реализовать себя ни в чем другом. Но так сложилось, что шесть лет назад вместе со своей дочкой-первоклассницей я оказалась в школе и стала социальным педагогом. Если честно, я намеревалась вникнуть в суть работы и постараться опровергнуть свое собственное мнение — про неудачников-учителей. Что-то вроде «не место красит человека, а человек место». Да, с самооценкой у меня было все хорошо.
Кстати, мнение мое действительно изменилось: в школе работают разные люди — и «удачники», и неудачники. Но я написала заявление об увольнении. Школьный марафон для меня закончен. Думаю, навсегда. И теперь есть время все переосмыслить и понять — почему же у меня пропало желание работать в школе?
Сложности, которые я преодолела
Почитав истории ушедших из сферы образования людей, я поняла, что, в основном, те сложности, которые подтолкнули их к увольнению, для меня вполне преодолимы:
1. Маленькая зарплата.
Ну, если набрать побольше работы (часов, ставок по совместительству), то зарплата будет вполне приличная.
2. Куча документации.
Если к этой куче отнестись философски и разграничить бумажную жизнь и реальную, тоже все терпимо.
3. Отсутствие времени на личную жизнь.
Мне, наверное, просто повезло и с начальством, и с коллегами: всегда удавалось договориться о нужном мне графике. Я все успевала и дома, и на работе.
4. Отсутствие уважения со стороны родителей и детей.
Бывало такое. Но если вникнуть в причины этого неуважения и с пониманием отнестись к возникающим ситуациям, то и с этой проблемой можно справляться.
5. Женский коллектив.
Еще раз отмечу, с коллегами мне повезло — у нас не было сплетен и интриг. Конечно, случались разногласия и ссоры, но всегда получалось договариваться.
6. «Во всем всегда виноват педагог».
Действительно, что бы ни случилось — учитель должен был предотвратить негативную ситуацию. Доходило, на мой взгляд, до абсурда. К примеру, случилась травма — девочка-одиннадцатиклассница на перемене шла по коридору, заговорилась с подругой и врезалась в железную дверь (а дверь должна быть железная — это вход в библиотеку). Кто виноват? Дежурный учитель. Не спорю, бывают ситуации, когда педагог недоглядел, тут вопросов ни у кого нет. Но конкретно меня подобные истории не касались, я ведь не учитель.
Что же не так?
Я осознала: более или менее сносно в школе чувствуют себя ученики, у которых толковые, поддерживающие родители. А если этого нет — в семье неблагоприятная обстановка — тогда школьнику совсем тяжело. Конечно же, можно успокоить ребенка (чем, собственно, я и занималась), когда он сильно расстроен или нервничает. Но потом он снова и снова оказывается в ситуациях, которые ему самому сложно преодолевать. А помощи и понимания недостаточно.
Начало конца
Очень хорошо запомнила тот день, когда впервые почувствовала безнадежность и даже бессмысленность моей работы.
В конце прошлого года ко мне пришел ученик 7 класса весь в слезах. Он долго горько плакал, а потом рассказал. У него много двоек по математике. Я хорошо его знала — обычный парень, немного хулиган, но для мальчика это скорее хорошо. Я сказала ему, что, на мой взгляд, это странно — в 7 классе так убиваться из-за двоек. Он очень эмоционально ответил: «Вы не понимаете. Я между мамой и учительницей. Они обе хотят, чтобы у меня была тройка. У меня есть репетитор. И она говорит, что я могу решать на четверки задания. Но как только я захожу в класс, я перестаю соображать». Я спросила его, могу ли я ему помочь, например, позвонить маме или поговорить с учительницей? Он резко сказал: «Нет. Будет только хуже». Я удивилась: «Почему?». И тут позвонила мама. Узнав, что оценки не исправлены, потому что по какой-то причине учительница не стала даже разговаривать с ним (он не понял по какой), она начала кричать, что не пустит сына домой с двойкой. Повесив трубку, мальчик грустно сказал: «Вот видите, все бесполезно. Дома орут, в школе тоже. И что мне делать такому тупому?». Со временем у него все решилось. Он каким-то чудом сдал эту математику. Но нервов было потрачено очень много. И сейчас он ждет не дождется, когда этот ад закончится (орущие из-за учебы женщины). Ему недолго терпеть — 1 год.
Для меня эта история стала началом конца. Я осознала, что поменять в лучшую сторону жизнь школьников невозможно. У меня даже возникла ассоциация, что я утешаю замученных людей, а потом опять отправляю их к мучителям. Причем мучители вовсе не хотят мучить, но они должны «выдавить» из ученика тройку.
Педагоги заточены на результат, причем зачастую формальный, — за каждую четвертную двойку педагог имеет кучу сложностей. Родители тоже часто не осознают истинного положения вещей. И ставят перед ребенком непосильные для него задачи. Подобных и других не менее грустных историй на моих глазах разворачивалось довольно много. Конечно, кое-что нам вместе с коллегами удавалось сгладить. Но ощущение, что это мертвому припарка, меня в последнее время не покидало.
«Я счастлива, что мне не надо завтра в школу!»
Ключевым же событием, после которого я приняла решение уйти из школы, стало то, что моя дочь-шестиклассница ушла на семейное обучение. Она была очень успешной ученицей. И моя работа тут не причем — со второго класса я перевела ее в другую школу, так как учиться там, где я работаю, ей не понравилось и мне тоже.
Но вдруг оказалось, что гораздо проще и эффективнее способному ученику добывать знания самостоятельно. После того, как она перестала посещать учебное учреждение, я каждый день от нее слышала: «Мама, я так счастлива, что мне не надо завтра в школу!». Пожалуй, это оказалось основной причиной моего ухода с работы — оттуда, где дети несчастны. И теперь я сама могу сказать: «Я так счастлива, что мне не надо завтра в школу!».
Источник