Не могу настроить тнвд 773

Практическое занятие на тему «Установка топливного насоса на двигатель»

Назначение и конструкция топливного насоса

Топливный насос высокого давления (ТНВД) предназначен для впрыска топлива в цилиндр.

Устройство выполняет две основные функции:

  • Регулировка содержания горючего в цилиндре.
  • Поступление горючего через равные периоды времени.

Для выполнения функций служат два основных узла:

На один цилиндр приходится одна пара «плунжер-втулка». Материалом для изготовления элементов служит высокопрочная легированная сталь. Для уменьшения сил трения поверхность изделий тщательно шлифуют.

Виды топливных насосов

Различают три основных вида топливных насосов:

В рядных установках подача топлива в каждый цилиндр осуществляется отдельной парой «плунжер-втулка».

В распределительных аппаратах подачу смеси обеспечивает одна или две пары устройств.

В магистральных установках горючее нагнетается в топливную рампу. Подобную конструкцию используют в системе Common Rail.

В зависимости от скорости подачи смеси, различают насосы низкого и высокого давления.

В двигателях Д-245 используют устройства типа ТНВД-773. Такими силовыми установками оснащены автомобили МАЗ, ГАЗ, ЗИЛ и другие отечественные машины.

Когда дело не только в насосе

Окончательная проверка и регулировка угла подачи топлива производится непосредственно на месте. Моторы ЯМЗ-236 неприхотливы и не требовательны к качеству топлива. А потому, если после обслуживания на регулировочном стенде монтаж насоса был произведён правильно, а двигатель работает нестабильно, или возникает необходимость в изменении угла зажигания более чем на 1 – 2 градуса, значит, придётся заняться поиском неисправностей. Источником неприятностей могут быть:

  • Неисправные форсунки и распылители.
  • Люфт в системе привода ТНВД.
  • Износ цилиндропоршневой группы.

Чтобы обеспечить нормальное функционирование силового агрегата придётся устранить обнаруженные проблемы.

Конструкция ТНВД-773 двигателя Д-245

Насос ТНВД состоит из четырех отдельных блоков. Они собраны в одном металлическом корпусе. Блочная структура повышает эффект циклического впрыска топлива. Дозирование горючего производится с помощью золотника.

Насос работает совместно с регулятором и устройством для подкачки рабочей смеси. Рабочие узлы аппарата смазывают проточным машинным маслом из общей системы смазки мотора. Отработанное средство и его излишки поступают в специальную емкость — картер.

По мере выработки производят замену масла. Общее количество смазочного состава составляет 250…300 мл.

Частые поломки ТНВД 773

В процессе эксплуатации сбивается рабочий режим агрегата. Основными причинами неисправностей являются физический износ элементов и засорение фильтра.

Физический износ деталей исправляют путем шлифования трущихся поверхностей. Превышение максимального износа устраняют заменой элементов в плановом порядке. Разрушенные детали заменяют первоочередным порядком.

Засорение фильтра уменьшает скорость и давление горючего. Неисправность устраняют путем очистки фильтрующей прокладки либо ее полной замены.

Как обслуживают насосы высокого давления в дизелях Д-245

Перед установкой топливного насоса проверяют исправность приварочной плиты. При выявлении нарушений основание тщательно шлифуют. Металлическую пыль и остатки абразива удаляют щеткой с мягким ворсом. Очищенную поверхность обезжиривают и смазывают.

При эксплуатации двигателя проводят периодическую настройку ТНВД. Через каждые 100—120 тысяч километров пробега выполняют тестирование устройства. Это необходимо для определения технических характеристик аппарата. При нарушении рабочих процессов проводят регулировку тнвд двигателя д-245.

Как правильно настроить ТНВД 773

Настройку ТНВД 773 двигателя Д-245 выполняют следующим порядком:

  1. Устанавливают поршень цилиндра за 40—50 мм до верхнего положения «мертвой» точки.
  2. Перемещают регулятор на максимальный впрыск топлива.
  3. Отсоединяют топливопровод от насоса.
  4. К входному штуцеру подключают регулировочное устройство.
  5. Вручную выкачивают горючее из трубопровода низкого давления. Для поддержания избыточного давления вращают коленчатый вал мотора.
  6. Выкручивают фиксатор на заднем листе маховика.
  7. Переворачивают и закручивают фиксатор обратной стороной.

Настройку завершают при совпадении фиксатора с резьбовым отверстием на корпусе маховика. В противном случае выполняют следующие действия:

  1. Совмещают фиксатор с отверстием маховика путем вращения коленвала.
  2. Ослабляют гайки крепления привода установки.
  3. Повторяют действия пунктов с 1 по 6.
  4. Поворачивают валик насоса до прижатия концов шпилек в паз привода.
  5. По окончании течи топлива зажимают закрепительные гайки.

Как установить ТНВД на дизель

На машинах с дизелем сначала устанавливается промежуточный фланец с приводом. При этом часть с пазами ставят в регулировочный механизм насоса. Регулировочный болт будет находиться внутри паза.

Дальше нужно зажать фланец в нейтральном положении на три болта. То есть, болты нужно прикручивать по центру.

Насос промывают и ставят по меткам, меняя положение слепого зуба. Придется отрегулировать механизм, чтобы плунжер стоял в нейтральном положении.

Если индикатор отсутствует, двигатель нужно прокручивать вручную на 15 градусов до верхней мертвой точки на первом цилиндре. Два кулачка распредвала должны оказаться направлены вверх. Они будут немного не доходить до ВВТ, на шкиве будет 15 градусов до ОТ. То есть, первый поршень на первом цилиндре начинает сжатие, и в этом момент происходит впрыск. Если шкалы с градусами нет, придется повернуть коленвал на глаз и поставить метку.

Монтаж ТНВД, форсунок, трубок высокого и низкого давления Д-245

При установке ТНВД-773 соблюдают следующие условия:

  • приварочная плита основания должна быть ровной и чистой;

Внимание! Не допускаются повреждения и сколы на поверхности приварочной плиты. Выявленные нарушения устраняют путем шлифования поверхности.

  • резиновая прокладка не должна иметь повреждений;
  • метка зубчатого колеса должна совпадать с меткой шлицевого фланца;
  • движения шлицевого фланца должны быть свободными и плавными;
  • болты крепления фланца должны быть закручены до упора;
  • значение угла опережения впрыска топлива необходимо отрегулировать.

Настройку угла опережения ТНВД выполняют в следующей очередности:

  • Снимают крышку люка.
  • Откручивают закрепительные болты.
  • Совмещают стержень фиксатора с отверстием на маховике.
  • Поворачивают коленчатый вал до поднятия уровня горючего.
  • Устанавливают и поочередно закручивают болты.
  • Ставят трубку высокого давления в исходное положение.
  • Выводят стержень фиксатора из отверстия маховика.
  • Устанавливают крышку люка.

Внимание! Втулки насоса и шлицевый фланец совмещают путем поворота коленчатого вала двигателя или кулачкового вала.

После регулировки ТНВД устанавливают и закрепляют форсунки. Уплотнительные кольца смазывают солидолом.

Трубопровод высокого давления закрепляют на расстоянии 10—15 мм от места положения накидных гаек. Для крепления трубок используют хомуты с резиновыми прокладками.

Трубопровод низкого давления перед монтажом продувают сжатым воздухом.

Регулировочные настройки ТНВД-773 служат залогом правильной работы двигателя. Повреждение системы впрыска топлива является причиной нарушения работы цилиндров. Своевременная грамотная настройка позволяет восстановить рабочие характеристики мотора.

Видео по теме: Сборка двигателя Д-245

УСТАНОВКА ТОПЛИВНОГО НАСОСА НА ДВИГАТЕЛИ А-01, А-01М и А-41 И ИХ ПРИВОДЫ

Установка топливных насосов 6ТН-9Х10 и 4ТН-9Х10 на двигатели А-01 и А-41 и их приводы различны.

Для установки топливного насоса 6ТН-9Х10 на двигатель А-01 служит кронштейн 4, привернутый четырьмя болтами 2 к боковой стенке блок-картера и зафиксированный штифтами 1. Ложе кронштейна представляет собой часть цилиндрической поверхности, которую обрабатывают одновременно с расточкой в блоке под подшипники коленчатого и распределительного валов, чтобы достигнуть более точной соосности кулачкового валика насоса и валика привода последнего.

В нижней части корпуса насоса выполнены два пояска, также представляющие собой части цилиндрической поверхности, которыми насос

устанавливают на ложе кронштейна. Такое крепление на цилиндрических поверхностях позволяет точно зафиксировать положение оси кулачкового вала насоса и одновременно допускает некоторую самоустановку насоса путем его поворота относительно оси кулачкового валика.

Рис. 55. Привод топливного насоса двигателя А-01: 1 и 8 — болты; 2 и 5 — шарикоподшипники; 3 — шестерня привода топливного насоса; 4 и 14 — прокладки; 6 — корончатая гайка; 7 — фланец; 9 — вилка; 10 — крестовина; 11 — пластины; 12 — корпус привода (букса); 13 —картер шестерен; 15 — крышка картера шестерен; 15 —валик привода.

Насос закрепляют на кронштейне четырьмя болтами 3, пропущенными через отверстия в лапах, отлитых по бокам корпуса насоса.

Топливные насосы приводятся во вращение от коленчатого вала шестеренчатой передачей, состоящей из цилиндрических косозубых шестерен. Последней из этих шестерен является шестерня 3 (рис. 55), закрепленная на валике 16 болтами 1, ввернутыми во фланец валика.

Валик вращается в шарикоподшипниках 2 и 5, установленных в корпусе 12, который смонтирован в расточке, выполненной в стенке картера 13 шестерен. Валик привода насоса соединен с кулачковым валиком насоса при помощи пластинчатой карданной муфты, обладающей большой крутильной жесткостью и гибкостью вдоль оси вращения. Благодаря гибкости при монтаже насоса и его привода на двигателе может быть допущена некоторая несоосность валиков насоса и привода насоса (до 0,5 мм).

Соединительная муфта состоит из вилки 2 (рис. 56) и фланца 7, установленных на хвостовиках кулачкового и приводного валиков. Вилка укреплена на конусе со шпонкой, с затяжкой гайкой вдоль оси валика, а фланец — на цилиндрическом конце со шпонкой и с клеммным зажимом при помощи болта 5 и шайбы 4. Полумуфта 3 состоит из стальных тонколистовых колец, соединенных при помощи болтов И с крестовиной 13. Крепления выполнены крест-накрест. Благодаря поперечному перегибу тонколистовых колец достигается гибкость муфты.

Во фланце 7 (с клеммным зажимом), устанавливаемом на валике привода насоса, отверстия под болты, соединяющие фланец с пакетом

колец, выполнены овальными, благодаря чему можно регулировать угол опережения подачи топлива насосом. Для облегчения этой регулировки на наружной поверхности фланца нанесены деления в градусах.

Топливный насос 4ТН-9ХЮ на двигателе А-41 имеет фланцевое крепление. Для этого на тыльной стороне картера шестерен выполнен прилив, к которому прикрепляют насос при помощи плиты 1 (рис. 57).

Плита представляет собой переходную деталь, прикрепляемую по внутреннему периметру к торцу корпуса насоса болтами 14 (рис. 58). По наружному периметру просверлены отверстия для крепления к приливу на тыльной стороне картера шестерен. Поверх плиты к корпусу насоса прикрепляют фланец 13 с точно обработанным цилиндрическим хвостовиком. В установленном на двигателе топливном насосе хвостовик выступает внутрь картера шестерен и служит цапфой для установки и вращения шестерни 11 привода насоса. Каналы во фланце служат для подвода под давлением масла к шестерне привода насоса, вращающейся на цапфе.

Шестерня привода насоса соединена с кулачковым валиком при помощи шлицевой втулки 6, насаженной на конусный хвостовик кулачкового вала, и регулировочного шлицевого фланца 7, прикрепленного болтами 8 к торцу шестерни привода насоса и соединяющегося внутренними шлицами со шлицами втулки, выполненными на наружной поверхности бурта втулки.

Шаг отверстий на торце шестерни 1 (рис. 59) и в регулировочном шлицевом диске 2 не одинаков. Это позволяет с большой точностью регулировать угол опережения поворотом диска на величину разности шагов. Точность регулировки составляет 3° по углу поворота коленчатого вала.

Рис. 58. Привод топливного насоса двигателя А-41:

I — крышка картера шестерен; 2 — картер шестерен; 3— крышка; 4 — глухая гайка; 5 —скоба; 6 — шлицевая втулка; 7 — шлицевой фланец; 8, 12 и 14 — болты; 9 —замковая шайба; 10 — кулачковый валик топливного насоса: 11 — шестерня привода топливного насоса; 13 — установочный фланец.

Рис. 59. Расположение меток и отверстий на шестерне 1 и фланце 2 топливного насоса: К — метка на шестерне и фланце топливного насоса 4ТН-9Х10.

содержание .. 31 32 ..

Установка ТНВД, форсунок, трубок высокого и низкого давления Д-245

Привалочная плита ТНВД должна быть чистой; забоины и другие повреждения плиты не допускаются.

Прокладка топливного насоса не должна иметь видимых повреждений.

При установке топливного насоса надо совместить метки зубчатого колеса привода топливного насоса и шлицевого фланца.

Шлицевой фланец шестерни топливного насоса должен свободно, без заеданий, находить на шлицы втулки валика топливного насоса.

Болты крепления фланца шестерни топливного насоса должны быть затянуты моментом 18…25 Нм.

При установке топливного насоса нужно обязательно проверить угол опережения впрыскивания топлива.

Это делается в следующей последовательности:

1. установить рычаг управления регулятором в положение, соответствующее максимальной подаче топлива.

2. Отсоединить трубку высокого давления от штуцера первой секции и вместо нее подсоединить моментоскоп (рис. 1).

3. Провернуть коленчатый вал дизеля ключом по часовой стрелке до появления из стеклянной трубки моментоскопа топлива без пузырьков воздуха.

4. удалить часть топлива из стеклянной трубки, встряхнув ее.

5. Повернуть коленчатый вал против часовой стрелки на 30.. .40°.

6. Медленно вращая коленчатый вал дизеля по часовой стрелке следить за уровнем топлива в трубке, в момент начала подъема топлива прекратить вращение коленчатого вала.

7. При несовпадении фиксатора с отверстием в маховике (рис. 2) произвести регулировку, для чего проделать следующее:

1. снять крышку люка;

2. вывернуть болты 1, 2 и 3 (рис. 3) и отпустить на ½…1 оборот болт 3 (болт не выворачивать);

3. совместить стержень фиксатора 2 (см. рис. 2) с отверстием в маховике, поворачивая в ту или другую сторону коленчатый вал дизеля; при помощи ключа повернуть за гайку валик топливного насоса и шлицевой фланец до момента начала подъема топлива в стеклянной трубке 1 (см. рис. 1) моментоскопа;

4. установить болты 1,2 и 3 (см. рис. 3) в совпадающие отверстия, стараясь расположить их максимально равномерно по окружности;

5. затянуть вначале болт 3, затем болты 1 и 2;

6. установить на место трубку высокого давления и вывести стержень фиксатора из отверстия в маховике;

7. установить на место крышку люка.

Совмещение шлицев втулки топливного насоса и шлицевого фланца при установке на дизель обеспечивается проворотом коленчатого вала дизеля или кулачкового вала насоса.

Как выполнять регулировку ТНВД дизельного двигателя своими руками

Регулировать углы впрыска, влияющие на качество зажигания, без стенда можно двумя способами:

  1. по выставленным ранее отметкам;
  2. подбором.

Первый способ регулировки ТНВД своими руками более быстрый и удобный. Тем не менее, если нет других вариантов, подобрать углы впрыска можно и опытным путем. Рассмотрим каждый вариант детальнее.

Регулировка углов впрыска по отметкам

Регулировать своими руками углы по отметкам можно для ТНВД с механическим аппаратом. Для насосов с электронным модулем способ не годится. Для настройки опережения впрыска нужно поворачивать ТНВД вокруг оси. Также можно вращать зубчатый шкив распределительного вала по отношению к ступице.

Чтобы регулировать ТНВД по этому методу, необходимо, чтобы шкив и ТНВД не имели жесткого сопряжения.

Для регулировки потребуется добраться до задней части корпуса дизельного двигателя, где расположены кожух с маховиком. Для регулировки ТНВД своими руками на некоторых двигателях (КамАЗ 740, ЯМЗ 7511, Портер, Тойота и т.д.) кожух придется предварительно демонтировать.

После этого необходимо найти на маховике стопор, который погружен в прорезь. Далее нужно вращать маховик своими руками (фигурально, конечно, для этого потребуется ключ или другой удобный для вас инструмент). Вращение маховика заставляет крутиться коленчатый вал дизельного двигателя. Крутить маховик надо по часовой стрелке до того момента, пока не сработает стопор-фиксатор, находящийся сверху.

После того, как сработал стопор, нужно обратить внимание на вал привода топливного насоса. Если шкала на муфте, передающей вращение, расположена в верхнем положении, то отметка на фланце ТНВД должна быть совмещена с нулевой отметкой его привода.

Как только вы совместили отметки, можно затягивать крепежи.

Что делать, если при регулировке ТНВД своими руками шкала не совпала с отметками привода? Тогда надо поднять стопор маховика и вращать его до тех пор, пока фиксатор снова не сработает. Как только стопор сработал, снова нужно проверить положение шкалы. Совпала – можно фиксировать болты. Если нет – делается еще один оборот маховика.

Следующий шаг после затяжки болтов приводной муфты – поворот коленвала на 90 градусов после подъема стопора. Как только вы выполнили поворот, стопор снова размещается в паз.

Если для регулировки ТНВД своими руками вам пришлось снимать кожух, на этом этапе его можно вернуть на место.

Чтобы проверить правильность регулировки ТНВД дизельного двигателя, выполняют следующие действия:

  • запускается мотор;
  • на холостом ходу должен быть мягкий и ровный звук без стуков и провалов;
  • если слышны детонационные биения, регулировку ТНВД выполняют повторно, повторяя снова все шаги.

Если результаты проверки на холостом ходу вас устроили, переходят к проверке в движении. Для этого нужно:

  • запустить двигатель и прогреть его до рабочей температуры;
  • нажать на газ;
  • посмотреть на цвет выхлопа.

Если выхлоп нормальный, то регулировку ТНВД своими руками можно считать выполненной. Если выхлопные газы сизые или черные, то впрыск топлива осуществляется с задержкой, и нужна дополнительная регулировка.

Как отрегулировать ТНВД дизельного двигателя методом подбора

Чтобы регулировать топливный насос своими руками методом подбора, нужно сначала установить шкив. После его установки необходимо запустить двигатель. Если он не заводится, нужно провернуть шкив ТНВД на 2-4 зубца по отношению к ремню ГРМ.

Как только вы смогли запустить мотор, нужно послушать звук, с которым он работает. Если слышны детонационные биения, надо провернуть шкив ТНВД на 1-2 зубца в сторону, противоположную направлению его вращения. Если после пуска двигателя появился сизый или черный выхлоп, шкив ТНВД надо провернуть на 1 зубец по направлению вращения.

Если после такой регулировки ТНВД своими руками вы не отмечаете улучшений, можно попытаться изменить ситуацию, провернув насос вокруг оси. Вращая его, необходимо добиться качественного выхлопа и работы мотора без стуков.

Для регулировки ТНВД Бош и других своими руками можно пойти иным путем. Для этого выполняют следующие манипуляции:

  • откручивают трубку, соединяющую насос с форсункой 1-го цилиндра;
  • на конец трубки насаживают прозрачный шланг аналогичного сечения и направляют его вверх;
  • включают зажигание и слегка проворачивают шкив насоса;
  • когда топливо в прозрачном шланге поднялось до верхнего уровня, на шкиве выставляют отметку;
  • далее выставляют по отметкам валы (распределительный и коленвал).

На этом этапе нужно проверить регулировку ТНВД: если она была проведена правильно, дизельный двигатель будет работать с мягким звуком, стабильно и без рывков. Если к качеству работы мотора и выхлопу есть вопросы, описанные выше этапы повторяют.

В несложных случаях произвести регулировку ТНВД дизельного двигателя вполне возможно своими руками. Если же этого сделать не получилось, стоит обратиться в сервисный центр для профессиональной регулировки давления на стенде.

А в случае поломки стоит купить ТНВД на экскаватор JCB или другую спецтехнику.

Ранее мы писали о том, какие КДМ (комбинированные дорожные машины) выпускаются на шасси КамАЗ.

Защитные конструкции кабины 12 июня 2014

Bobcat выпустила две навески-косилки для мини-экскаваторов 23 мая 2019

Знаковое событие на «Брянском арсенале» 11 декабря 2013

John Deere представил новые модели Gator 02 сентября 2014

Источник

Читайте также:  Что будет если вентилятор не работает машине
Оцените статью