Не понимаю как работают часы

Как работает время? Принцип работы механических часов простым языком

Когда я только начинала работать в часовом бизнесе мне пришлось не только разобраться в том как именно работают все эти «винтики и шестеренки», но и научиться доносить это до клиентов простым и понятным языком. В этой статье я собрала всю информацию, благодаря которой можно более детально вникнуть в процесс, считающийся в современном мире настолько обыденным, что мы давно перестали задумываться о том, на сколько сложным искусством является измерение времени.

Основная ценность механических часов заключается именно в их начинке. Зачастую модели со схожим дизайном отличаются по цене в разы. А все дело именно в механизме. В такие часы не засунешь много функций, следовательно производители соревнуются в красоте внутренней составляющей. Ну а чтобы покупатель мог насладиться изяществом и уникальностью своей покупки используются прозрачные задние крышки.

Для удобства можно разделить механизм часов на 5 основных частей. В различных источниках можно встретить разные их названия, но я буду приводить наиболее понятные и легкие. Итак, выделяют пружинный двигатель, колесную систему, спусковой механизм, балансовый регулятор и стрелочный механизм с циферблатом.

1. Двигатель

Это первая ступень в работе часов. Он дает энергию, приводящую всё в движение.

В наручных часах используется пружинный двигатель. Так как же это работает?

Читайте также:  Как настроить антирадары crunch

При повороте заводной головки энергия передается на заводное колесо, а затем к барабану. Внутри него закреплена плоская пружина, очень тонкая и гибкая. Она закручивается и таким образом накапливает энергию. Второй конец пружины прикреплен к стенке барабана, который при раскручивании пружины передает энергию на шестеренки.

2. Колесная система

Она передает энергию на следующую ступень — анкерное колесо.

Система состоит из зубчатых колес, количество которых начинается от 3 и варьируется в зависимости от механизма. Все они закреплены на латунной пластине, называемой платиной.

Колесная система — это одна из самых сложных частей во всё часовом механизме. Для меня, как для человека не слишком понимающего физику разобраться в этом было сложно. Найти объяснение можно лишь в научной литературе, где используется множество профессиональных терминов. Таким же обычным людям как и я могу сказать, что для понимания работы механизма часов достаточно знать, что зубчатые колеса передают энергию от пружины на спусковой механизм.

3. Спусковой механизм

Контролирует скорость вращения шестеренок, чтобы энергия не растрачивалась сразу.

Работа этой и следующей части взаимосвязаны и я часто встречала, что о них рассказывают как о едином элементе. Однако по моему мнению лучше все же разделить информацию.

Итак, в спусковой механизм входят анкерное колесо и анкерная вилка. На концах анкерной вилки расположены палеты , представляющие собой синтетические рубины.

Анкерное колесо движется пошагово, так как палеты анкерной вилки не допускают бесконтрольного прокручивания. Зуб колеса давит на палету пока вилка не продвинется. Но что же заставляет вилку двигаться?

Здесь вступает в игру регулятор.

4. Балансовый регулятор

Зачастую его также называют баланс-спираль . Это колебательная система, управляющая спусковым механизмом.

Балансовый регулятор по сути является маятником, независимо перемещающимся в пространстве. Он состоит из балансового колеса с импульсным камнем, которое равномерно крутится сначала в одну, затем в другую сторону (благодаря энергии двигателя) и бьёт по анкерной вилке, а также тонкой спирали, которая скручивается и раскручивается с определенной частотой. В большинстве наручных часов баланс совершает 9000 полных колебаний в час.

Таким образом, пружина двигателя закручивается, когда вы поворачиваете заводную головку. Затем постепенно начинает раскручиваться, передавая энергию и поворачивая шестеренки. Но чтобы вся энергия не растратилась сразу существует спуск и баланс, контролирующий его. Анкерная вилка не дает анкерному колесу проворачиваться слишком быстро, пропуская лишь по одному зубчику за определенный промежуток времени. Ну а движения вилки контролирует баланс, который вращаясь как маятник бьет импульсным камнем по вилке. В свою очередь балансовое колесо начинает движение получая энергию от двигателя и то заводит, то раскручивает спираль.

5. Стрелочный механизм

Пожалуй это самая важная из всех частей, ведь именно благодаря стрелкам мы узнаем сколько сейчас времени.

С помощью системы шестерёнок, осей, трибов и цапф энергия, контролируемая спусковым механизмом, двигает часовую, минутную и секундную стрелку с равными промежутками времени.

Конечно в часах могут стоять усложнения вроде индикации даты, месяца, дня недели, фазы луны и т.д. Но основной принцип работы изложен выше и заключается во взаимодействии 5 основных частей.

Чтобы более наглядно разобраться в этом материале я предлагаю посмотреть небольшое видео о том, как взаимодействуют все части механизма наручных часов.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки 😉 Обещаю много интересной информации о часах:)

Источник

Часы с автоподзаводом: как заводить, как работают, как пользоваться

Рассказываем о механических часах с автоподзаводом. Каков принцип действия автоподзавода? Как правильно заводить механические часы с автоподзаводом? Точность таких часов — отличается ли она от точности часов с ручным заводом?

Что такое автоподзавод?

Чтобы выполнить работу, необходимо затратить энергию. Вот, допустим, вы, дай вам Бог здоровья, крутя ручку ворота, поднимаете из колодца ведро воды. При этом вы расходуете энергию, накопленную в вашем организме благодаря трехразовому питанию, а также дыханию и еще чему-то. А когда ту же работу делает бензиновый или дизельный «движок», он использует энергию сгорающего топлива.

С часами точно так же. Чтобы двигались стрелки и другие индикаторы – это ведь тоже механическая работа, – необходим источник энергии. В электронных (кварцевых) часах – батарейка, заряд которой постепенно уменьшается. В механических – заводная пружина, которую мы снабжаем энергией с помощью заводной головки. Строго говоря, вращая заводную головку, вы переводите в работу часть энергии, накопленной опять же в вашем организме… Но так глубоко мы заглядывать не будем, а то пришлось бы, в конечном счете, вспомнить об изначальном источнике всех энергий – для кого это Солнце, для кого Большой Взрыв, для кого Господь… Ограничимся механическими часами.

Итак, вы завели часы. Они будут идти до тех пор, пока не раскрутится до «нуля» заводная пружина. Конечно, до такого состояния обычно не доводят: если полного натяжения пружины хватает, например, на двое суток, то рекомендуется взводить ее вдвое чаще, т.е. раз в сутки. Да, некоторая морока. И на помощь приходит изобретение, сделанное одним из выдающихся часовых мастеров прошлого – Авраамом-Луи Перреле, коллегой, соратником и, заодно, полным тезкой прославленного Бреге. Это изобретение – автоподзавод.

Механические часы с автоподзаводом отличаются от часов с ручным заводом тем, что не нуждаются в регулярной операции вращения заводной головки. Возможность ручного завода в них предусмотрена, но если вы постоянно, с не слишком большими перерывами, носите автоматические часы на руке, то они и подзаряжаются тоже автоматически. Подзавод происходит в результате движений вашей руки, а значит, первичным источником энергии служит опять же ваш организм.

Как работает автоподзавод в механических часах

Принцип действия автоподзавода в часах гениально прост. Часовой механизм в них дополнен системой, в которой главный элемент – так называемый ротор. Обычно он имеет форму сектора, крепится на оси по центру механизма, а центр тяжести имеет максимально смещенный к периферии. Эту периферийную часть делают как можно более тяжелой, выполняют ее из вольфрама, иногда из золота, всемерно увеличивая момент инерции. При движении руки с такими часами ротор, под воздействием инерционных сил, колеблется на своей оси. Эти колебания, через соответствующую передачу, увеличивают натяжение заводной пружины.

Вот и все, принцип работы несложен. Другое дело, что конструктивно непроста его реализация. До настоящего времени основным типом автоподзавода является представленный Авраамом-Луи Перреле в 1777 году (скоро будем отмечать 250-летие). Швейцарская часовая компания имени изобретателя, Perellet, тоже на плаву, причем, стремясь быть в авангарде всего, что связано с автоподзаводом, в некоторых моделях она применяет сразу два ротора – один сзади (его видно через прозрачную заднюю крышку), другой спереди, над циферблатом.

За упомянутые почти два с половиной века придуман ряд разновидностей системы автоподзавода: двусторонняя, у которой подзавод работает при колебаниях ротора в обе стороны (у Перреле – лишь в одну, обратный ход холостой); система Пеллатона; системы с микроротором; встречаются инерционные линейные грузы, двигающиеся по направляющим. Однако главный принцип работы автоподзавода всё тот же: двигающийся по инерции груз добавляет заводной пружине натяжения.

Заметим, что во времена Перреле наручных часов не было. А карманные приходилось брать в руку и «качать». И еще заметим, что в наше время для автоподзавода есть шкатулки с электромоторчиками: вы ставите свои часы в предназначенные для них гнезда, включаете устройство, оно вращает часы по заданной программе, обеспечивая их подзавод. Вещь, полезная, если у вас несколько часов (не можете же вы носить их все вместе) или если вы долго не надеваете часы на руку. Да и для интерьера такая шкатулка – украшение.

Точность хода

Иногда возникает вопрос: какие из механических часов ходят точнее, с автоподзаводом или без. Ну, в общем-то, разница очень невелика. Но все-таки при некоторых условиях она есть. Дело в том, что при совсем малом натяжении заводной пружины часы начинают отставать. Это и понятно: ведь в предельном случае, когда пружина ослабла до нуля, часы останавливаются совсем. То есть отстают на 24 часа за сутки… Правда, изобретены так называемые устройства постоянной силы, которые обеспечивают равномерный ход часов вплоть до полной остановки, но они применяются лишь в некоторых элитных и, соответственно, дорогих моделях.

Именно по причине замедления хода при существенном ослаблении пружины и рекомендуется заводить часы на половине заявленного запаса хода. Если измерить погрешность хода часов равного класса с ручным заводом и с автоподзаводом при диапазоне запаса хода от полного до половинного, то разницу обнаружить не удастся. А вот при остатке меньше половины она станет проявляться, и чем дальше, тем больше. И здесь у автоматических часов есть преимущество: они, при регулярном пребывании на запястье, гораздо реже теряют более половины запаса хода, ибо подзаводятся практически постоянно.

Как правильно заводить механические часы с автоподзаводом

Во-первых, можно ли заводить часы с автоподзаводом вручную? Ответ: конечно, можно! Представьте себе: вы неделю-другую подержали свои автоматические часы на тумбочке. Естественно, они остановились. Ой, как долго придется вам трясти часы в надежде завести их ротором… Да и вряд ли вообще удастся сделать это эффективно. Поэтому крутить заводную головку часов с автоподзаводом, если они стоят, можно и нужно.

Вопрос – как это делать? Ответ: ровно так же, как вы заводили бы часы без автоподзавода. Вращайте заводную головку «от себя», т.е. по часовой стрелке (если смотреть на головку со стороны ее торца). Внимательно слушайте: если уловите приглушенные щелчки – хватит, пружина заведена полностью. Как правило, для этого достаточно 15–20 оборотов.

Как пользоваться с часами с автоподзаводом

Да точно так же, как часами без автоподзавода! Главное – бережно. И полезно не забывать о ТО – техническом обслуживании. Все механические часы – сложная и нежная конструкция, периодически нуждающаяся в таких действиях, как чистка, регулировка, замена смазки. Про часы с автоподзаводом можно сказать, что они, при прочих равных, требуют подобного ухода даже в большей мере, чем часы с ручным заводом, ибо модели-автоматы сложнее – ровно на ту самую систему автоподзавода.

Спешат или отстают: что делать?

Велико искушение отрегулировать часы самостоятельно. Но категорический совет: несите в ремонт! В мастерских работают специалисты, располагающие знаниями, опытом и необходимыми инструментами, которых у вас, скорее всего, нет. О наиболее вероятной причине снижения точности хода мы уже сказали: пора на ТО! В механизме много трущихся деталей, соответственно они нуждаются в смазке. Масло со временем загустевает, да и попадание пыли, грязи не исключено. Все это приводит к притормаживанию баланса, а в сильно запущенных случаях – к полной остановке или поломке. Если у вас есть автомобиль, вы же периодически приезжаете на сервис? Вот и с часами так же. Независимо от того, попроще они или посложнее, с ручным заводом или с автоподзаводом.

Источник

Часы с автоподзаводом: плюсы и минусы

Рассказываем о достоинствах и недостатках часов с автоподзаводом

О том, что такое автоподзавод механических часов и на каком принципе он устроен, можно прочитать здесь . В двух словах: если у часов с ручным заводом необходимо периодически (в среднем раз в сутки) вращать заводную головку, то часам с автоподзаводом, при условии их более или менее постоянного ношения, это не требуется. Механизм таких часов дополнен так называемым ротором – деталью, которая по инерции совершает колебания при движении руки с часами и, в результате, увеличивает натяжение заводной пружины.

Плюсы

Достоинства автоподзавода очевидны. Однако будем пунктуальны (почти как часы) и перечислим основные.

  1. Первое – само отсутствие необходимости периодически заводить часы и, что еще важнее, заново (если часы остановились) выставлять на них точное время. А если имеется еще и календарь… хорошо, когда только дата, а то ведь бывают день недели, месяц, год, фазы Луны, вплоть до времени морских приливов и отливов… то есть, конечно, все эти многочисленные функции – красота, но вот то и дело устанавливать их значения заново – то еще удовольствие. Автоматический механизм в основном освобождает владельца от этого удовольствия. В основном – потому что, если часы долго лежат без движения, то они, естественно, остановятся независимо от типа механизма. И все-таки с автоматическими моделями такое происходит гораздо реже. А может и вовсе не происходить: для этого нужно всего лишь приобрести вотчвиндер – шкатулку для автоподзавода . Которая, кстати, способна даже украсить интерьер.
  2. Второй плюс – точность хода. При одном и том же натяжении пружины и при прочих равных часы с автоподзаводом и без него идут абсолютно одинаково: с высокой точностью при натяжении свыше половинного и с менее высокой – ниже. Суть в том, что пружина автоматического механизма, если часы носят на руке или держат в вотчвиндере, редко доходит до такого ослабленного состояния.
  3. И наконец – эстетика. Говорят, можно бесконечно смотреть на огонь, на морской прибой, на то, как работает кто-то другой… Мы добавили бы: на красивую женщину и на работу механизма, которая видна через прозрачную заднюю крышку часов. Наблюдать колебания ротора – дополнительный бонус! Правда, он несколько заслоняет другие детали, но в прелесть еще и в том, что его можно собственноручно – просто качнув часы – переместить в другое положение, после чего разглядывать те колесики и прочее, которые вам угодно.

Минусы

Недостатков назовем тоже три.

  1. Первое – габариты и вес. Система автоподзавода, занимает дополнительный объем и сколько-то весит. При прочих равных «автомат» чуть толще «ручника» и чуть тяжелее. Именно «чуть», но все-таки.
  2. Второе – эксплуатационная надежность. Это опять-таки связано с усложнением конструкции. В принципе, при достаточно сильных ударах что-нибудь в механизме может повредиться – например, ротор, а у часов с ручным заводом его просто нет. Само собой, в хороших современных часах все должным образом защищено, в том числе и от ударных нагрузок. Но чисто теоретически данное явление имеет место.
  3. И наконец – цена. Неудивительно, что, опять же при прочих равных, часы с автоматическим механизмом несколько дороже.

В качестве заключения скажем, что по нашему глубокому убеждению, плюсы автоподзавода однозначно перевешивают его минусы.

Хотите первыми получать самые горячие новости часовой индустрии, оставьте свой e-mail

Источник

Оцените статью