- Не работает архитектурная подсветка
- Ошибки архитектурной подсветки
- Очевидные ошибки
- Виды ошибок
- Определяем ошибки
- Архитектурное освещение
- Задачи архитектурного освещения фасадов
- Какое бывает архитектурное освещение зданий
- Подсветка стеклянных фасадов
- Требования к архитектурному освещению
- Светильники для архитектурного освещения
- Типы светильников
- Архитектурное светодиодное освещение
- Система управления в архитектурной подсветке
- Сценарии работы
- Энергосбережение и снижение расходов в системах архитектурного освещения
- Проект архитектурного освещения
- Этапы работы над проектом
- Разметка освещения, монтаж, сдача в эксплуатацию
- Частые ошибки в системах архитектурного освещения
- Сложности с выбором светильников?
Не работает архитектурная подсветка
То же самое касается ремонтов фасадов старых зданий. Ремонт – лучшее время сделать архитектурное освещение, потому что можно проштробить «каналы» под проводку, уложить туда все кабели, вывести «хвосты» под светильники и «закрыть» все это отделочными материалами. В итоге вы получаете чистенький новый фасад вместе с подсветкой без проводов по фасаду.
Архитектурное освещение может стать настоящей фишкой любого объекта. В идеале оно разрабатывается архитектором или бюро светодизайна еще на этапе эскизов самого объекта. Так могут появиться специальные архитектурные приемы или элементы, которые будут рассчитаны на то, чтобы подчеркнуть их с помощью освещения. В таком случае можно сделать что-то интересное, оригинальное и по-настоящему впечатляющее.
Всё это происходит потому, что архитектурным освещением занимаются непрофессионалы. А кто должен этим заниматься? В идеале – светодизайнер. Это относительно новая профессия не только для России, но и для мира. Это специалист, зачастую с архитектурным образованием (но не обязательно), который умеет работать с освещением. У него есть понимание физики света, у него есть вкус, и то, что мы называем «насмотренность», он видел много разных проектов по всему миру. Часто роль светодизайнера выполняет архитектор объекта. И это тоже хорошо. Но только в том случае, если архитектор имеет опыт работы с освещением. В противном случае мы можем столкнуться с визуализациями, которые физически невозможно воплотить в жизнь. Например, недавно нам принесли визуализацию освещения бизнес-центра. Архитектор нарисовал четкие световые линии, которые снизу вверх и сверху вниз пересекали фасад по всей его высоте с одинаковой яркостью, одинаково скользя по черным и бежевым облицовочным панелям.
— Такого эффекта нельзя добиться, — сказали мы.
— Почему? — спросил клиент.
— Потому что свет отражается по-разному на панелях разных цветов. На светлых панелях луч будет ярким, а на темных – практически незаметным. Более того луч будет угасать и размываться по мере его распространения – такой четкой границы по всей длине добиться не получится. Если мощный светильник приблизить максимально близко к фасаду, то рядом с ним будет световой ожог, а если взять малую мощность светильника, то он не добьет до верху, а если отдалить мощный светильник от фасада, чтобы не создавать ожог, то не будет четкой границы, как нарисовано в вашей визуализации. То, что нарисовал архитектор в жизни сделать нельзя.
Вот такой яркий пример того, как бывает. В итоге мы продемонстрировали клиенту наглядно, как распределяется свет на черной и белой поверхности, что такое световой ожог и предложили сделать свой вариант эскиза подсветки, который в итоге и был утвержден.
Источник
Ошибки архитектурной подсветки
Архитектурная подсветка – это неотъемлемая часть оформления городских улиц. Каждый город стремится создать уникальное освещение зданий и поэтому даже в маленьких городах есть, на что посмотреть. Но при ее создании люди, с небольшим опытом часто допускают ошибки и мы про них расскажем
Очевидные ошибки
Стремление сделать красивее серые фасады зданий порой уродуют их. Причина — ошибки в архитектурном освещении. Самые простые и распространенные:
- Выбор не тех зданий – часто освещаются неприметные здания, с дефектами на фасадах.
- Идея не до конца реализована ввиду финансовых проблем или же по причине недостатка технического оснащения. Такое освещение смотрится «бедно».
Виды ошибок
Помимо этого, стоит отметить, что в архитектурной подсветке выделяют концептуальные и технические несоответствия.
Концептуальные – это ошибки, нарушающие целостность образа, продуманного художниками и дизайнерами. Без исходной задумки здание с подсветкой не более чем фасад, обвешанный оборудованием без какого-либо замысла и соответственно без создания акцентов на значимых деталях строения. К таким ошибкам можно отнести: выделение незначимых элементов и сохранение тени на ярких деталях, что нарушает всю концепцию освещения.
Технические ошибки возникают намного чаще. И причинами могут быть как финансовые трудности, так и низкая квалификация специалистов, и невнимательное отношение к мелким элементам, которые изначально кажутся незначительными, но без них нет полной и завершенной картины. Наиболее распространенные ошибки:
- Несоблюдение баланса выставления яркости света на фасадах – то есть свет от одной группы осветительных приборов гораздо ярче другой. Для того чтобы создать ровное освещение всего здания с акцентами на действительно значимых деталях, необходимо рассчитывать мощности оптического оборудования, углы «прицела» на элементы, места размещения и расстояние между приборами.
- Непродуманность размещения приборов усложняет их техническое обслуживание без использования специального сложного оборудования.
- Использование открытой проводки, что портит эстетическую сторону архитектурного освещения.
Такие, казалось бы, очевидные ошибки значительно портят всю картину и удешевляют общее впечатление от освещения.
Определяем ошибки
Для обнаружения ошибок в устройстве архитектурной подсветки достаточно внимательно осмотреть здание и увидеть те несоответствия, которые «цепляют» взгляд. Так, к примеру, глубокая тень — это неправильно выбранная оптическая система, затемнение оконных проемов – ошибка в размещении прибора или неточность нацеливания.
Помимо этого, есть такое понятие как «выбеливание». Такое происходит, когда не соблюдено расстояние между стеной и самим прибором, а потому при нацеливании на элементе образуется пятно света с высоким показателем интенсивности света и дальнейшее распространение лучей не происходит вовсе. Всему этому причиной служит прямое отражение фасадом пламени светового прибора. Проще говоря, поверхность, отражающая свет встречается с пучком света с высокой интенсивностью и хаотичным движением световых лучей.
Для того чтобы данная проблема не возникала необходимо использовать кронштейны и скобы, решетки для формирования света и его экранирования, бленды и пушки. Стоит понимать, что «выбеливание» приводит к тому, что баланс яркости нарушается, потому что в рамках одного пятна света он отсутствует, а остальные уже можно не учитывать.
Часто происходит так, что здание оснащено большим количеством осветительного оборудования, все правила соблюдены по выстраиванию света, но эффекта все равно нет. Такое может происходить по причине того, что приборы имеют недостаточную мощность, и в пятнах не хватает интенсивности света. Помимо этого, необходимо учитывать и нарушение баланса света по всему зданию и в увязке его с соседними освещенными постройками.
Важно поминать, что архитектурное освещение требует к себе продуманного и внимательного отношения, а также не допускает экономии как в части оснащения приборами, так и в использовании электроэнергии.
Источник
Архитектурное освещение
То, что городские здания и территория рядом с ними красиво освещены в тёмное время суток, стало уже привычным для жителей крупных городов. Это декоративно-художественный аспект ночного города. И всё больше сооружений (государственные учреждения, торговые центры, исторические здания) оснащаются не просто подсветкой, а получают неповторимый световой облик.
Задачи архитектурного освещения фасадов
- эстетическое воздействие на человека;
- узнаваемость здания (города);
- подчеркнуть назначение здания;
- повышение привлекательности для туристов;
- подчеркнуть красоту здания;
- скрыть возможные его недостатки;
- обеспечить безопасность людей, их комфорт.
Какое бывает архитектурное освещение зданий
Фасадное освещение устанавливается для того, чтобы:
- Подсвеченный объект выглядел так же, как в светлое время суток (такой подход используется в основном для исторических зданий).
- Создать ночной образ здания, который может не иметь ничего общего с дневным (чаще применяется для зданий в стиле модерн или хай-тек).
Рис. 1. Фасадное освещение исторического здания выполнено так, чтобы сохранить его дневной облик
По своему типу архитектурная подсветка бывает:
- Заливающая (общая). Цель – полностью осветить фасад дома. Применяются мощные прожекторы, установленные на земле (грунтовые), на стойках, близкорасположенных домах. Подходит для больших объектов, исторических зданий, храмов. Такой свет не нарушает целостности восприятия.
- Локальная (акцентная). Источники направленного света монтируются на фасад и выделяют конкретные его элементы.
- Контурная. Светом выделяются внешние контуры здания, крупные элементы архитектуры. Выполняется обычно светодиодной лентой, линейными светильниками и прожекторами. Выделенные элементы как бы парят в воздухе, отрываясь от основания. Здание получает футуристический вид.
- Фоновая. Когда формы здания проявляются за счет освещения фона. Передний план выделяется за счёт его меньшей освещенности. Смотрится на зданиях с колоннами, оно выглядит величаво, строго – но при этом невесомо. Работают светильники рассеянного света. Может служить основой, на которую будет нанесена боле яркая подсветка.
По способу установки можно отдельно выделить обычное и скрытое архитектурное освещение фасадов зданий. Светильники при скрытом типе расставляются так, что не видны со стороны, виден только свет.
Подсветка может быть статична, или её элементы могут с разной скоростью меняться – это динамическая подсветка.
На архитектурном объекте, как на трёхмерном экране, может быть применена потрясающая по силе визуального воздействия на человека технология 3D-мэппинга (3D-mapping), что даёт возможность в этом случае отнести его к архитектурной подсветке.
Подсветка стеклянных фасадов
Из-за того, что стекло обладает малым коэффициентом обратного рассеивания и большим коэффициентом отражения, особенно при малых углах падения света, традиционные способы подсветки на таких фасадах практически не работают.
Один из способов – подсветка интерьера, которая будет видна снаружи как светящееся здание. Проблема – такая подсветка не должна создавать проблем тем, кто находится внутри, особенно если это динамический свет. По этой причине такой способ невозможно применить в отелях, жилых строениях, проблематично в офисных зданиях.
Другой работающий способ – подсвечивание элементов внутреннего слоя двойного остекления или наружное контурное подсветка здания.
Самая лучшая подсветка стеклянного фасада:
- освещает всю площадь фасада;
- меняет силу света по вертикали;
- выделяет стилобатные части здания и формы, завершающие верх (шпили);
- подчеркивает светом вертикальные конструктивные части;
- придаёт конструкции лёгкость;
- может выделять объекты цветом (менять цветовую схему).
Требования к архитектурному освещению
Подсветка здания не существует независимо, её проектируют вместе с подсветкой окружающего пространства и близлежащих дорог общего пользования, в комплексе. При разработке учитываются требования нормативных документов (ГОСТ Р 54350, ГОСТ 14254, ГОСТ Р 522398).
Вот некоторые из этих требований:
- заливающая подсветка фасада должна создавать высокую равномерность яркости – уровень отклонений не выше 0.3 для гладких одноцветных поверхностей; не выше 0.2 для рельефных и многоцветных;
- цветовая температура светильников тоже должна подходить к поверхности: 4000-6000 К для «холодных» белых мест, 2200-3500 К для «тёплых»;
- качество света – для разноцветных объектов индекс цветопередачи не ниже 80;
- мощные (больше 150 Вт) светильники должны быть установлены так, чтобы не ослеплять водителей транспорта, или иметь экраны, защитные кожухи.
Светильники для архитектурного освещения
Чтобы источники света для архитектурной подсветки были безопасны и работали долго, у них должна быть подходящая степень защиты IP – не менее 65. Такие источники света защищены от воды, пыли, могут применяться в любых условиях.
Рис. 2. Светильники для архитектурного освещения
Доступ к светильникам, установленным на объекте, для ремонта/замены обычно затруднён, нужна спецтехника или промышленный альпинизм, поэтому выдвигаются высокие требования к прочности. Хотя сейчас качество конструкционных пластмасс может быть достаточно высоким, для архитектурного освещения стоит выбирать модели с металлическими корпусами, лучше из нержавеющей стали, алюминия или стали с гальваническим антикоррозионным покрытием.
Еще одно требование – в светильниках должны стоять светодиоды высокого качества с большим сроком службы проверенных производителей. Такие диоды будут светить, не снижая яркости, весь свой срок эксплуатации.
В наших условиях напряжение в электросетях может сильно отличаться от номинальных 230 В, обычно в меньшую сторону. Поэтому устанавливаемые в светильники для архитектурного освещения драйвера должны иметь расширенный диапазон рабочего напряжения и быть собранными из надёжных радиодеталей.
Типы светильников
Для архитектурной подсветки применяются светильники нескольких типов. Это могут быть прожекторы – светильники сильного направленного света. Они – главный, самый применяемый в архитектурном освещении источник света. Обычно это специально предназначенные модели. Прочная металлическая конструкция, где можно выбирать направление в двух плоскостях и надёжно фиксировать его. На рынке есть множество разных моделей.
Прожекторы с малым углом раскрытия луча устанавливают для локального освещения и зонирования, с большим – для заливающего света. Есть прожекторы белого света разной световой температуры, управляемые прожекторы RGB (CMY) для цветной динамической подсветки. Линейные светодиодные прожекторы с углом раскрытия от 15° до 30° ставят для подсветки снизу, «заливающие» прожектора – для подсветки верхней части зданий. Вертикально направленный свет (двунаправленные прожекторы) для колонн, портиков, барельефов;
Линейные светильники для архитектурной подсветки выпускаются с разной длиной, мощностью, углом раскрытия луча. Могут собираться в длинную светящуюся линию для подсвечивания карнизов. Подходят для подчеркивания деталей фасада – фризов, проёмов, балконов, а также для зонального освещения.
Точечные светильники имеют меньшую мощность (до 25 Вт), чем прожекторы. Подходят для локальной подсветки, выделения отдельных элементов фасада – колонн, балюстрад, рустов, цоколя.
Встраиваемые светильники устанавливаются для подсветки лестниц, фасадов, могут работать как UpLight или Downlight. Они небольшой мощности, с различным углом раскрытия. Трубчатые светодиодные светильники ставят для контурного освещения. Светят во все стороны, угол раскрытия 360°.
Рис. 3. Контурная светодиодная архитектурная подсветка, выполненная прожекторами и накладными светильниками
Можно еще использовать для работы над архитектурно-художественном освещением встраиваемые в грунт светильники, маркерные, кластерные, специальные.
Архитектурное светодиодное освещение
Если проследить эволюцию архитектурной подсветки, можно заметить, что она определялась развитием светотехники и появлением новых источников света с новыми качествами. Простые лампы накаливания сменялись галогеновыми, потом вперёд вышли ртутные, металлогалогеновые, добавив к заливке зональное освещение, и т.д.
Однако сейчас практически весь инструментарий архитектурной подсветки опирается на светодиодные источники света, из-за их исключительных характеристик. Подавляющее большинство клиентов нашей компании, Интера Лайтинг, уже полностью перешли на светодиоды.
Преимущества светодиодного освещения:
- энергоэффективность – светоотдача достигает 150 лм/Вт, в полтора раза больше, чем у металлогалогеновых ламп (МГЛ);
- эффект от светодиодных источников повышает их особое свойство – свет светодиодов направленный, сам идёт в нужную сторону;
- срок службы в несколько раз больше, чем у МГЛ;
- разнообразие фиксированных цветов;
- большой диапазон цветовой температуры белого света (2700-6500 К);
- изменяемые цвет подсветки (RGB технология) и цветовая температура света;
- высокое качество света – большой индекс цветопередачи у фирменных диодов, отсутствие мигания;
- эффективное управление светом – мгновенное включение (в отличие от металлогалогеновых), изменение светового потока источника (диммирование) и его цвета делают возможной динамическую подсветку;
- особенности конструкции светодиодов позволили разработать новые формы светильников – линейки и гибкие световые шнуры.
Система управления в архитектурной подсветке
Переход на светодиоды ознаменовал также рывок в развитии компьютерных систем управления освещением (применение протоколов управления светильниками, возросшие возможности программирования).
Система управления – важная часть системы освещения, определяющая её уровень. Нажимая на кнопки, оператор получает полный контроль над всем освещением – включение-выключение, подсветка по зонам, изменение цветовой температуры, цвета, силы света, запускает динамическую подсветку.
Сценарии работы
В программе управления разрабатываются несколько сценариев работы освещения:
- Вечерний сценарий – для вечера каждого дня, включается с наступлением темноты. Здание предстаёт во всей своей красоте до назначенного времени.
- Дежурный сценарий – включающийся после вечернего, сохраняющий основные черты подсветки, но экономящий энергию за счет отключения части освещения. С рассветом наружный свет выключается.
- Праздничный сценарий – включается подсветка, отдельно разработанная для праздничных дней (важных случаев), которая не входит в обычный вечерний сценарий (например, динамический свет). Для нее может специально привозиться и устанавливаться дополнительная аппаратура, например, для 3D-мэппинга.
Можно создать дополнительные сценарии с промежуточными параметрами, или чтобы здание каждый день недели выглядело по-разному – широкий простор для творчества светодизайнера.
Рис. 4. Три световых сценария для подсветки башни
Система управления также «воспроизводит» специально написанные сценарии динамического освещения, зависящие от объекта, установленного оборудования и задачи. Если к такому сценарию добавить ещё музыку, то эффект от праздника с концертом динамической светоживописи будет незабываемым.
Энергосбережение и снижение расходов в системах архитектурного освещения
Основные расходы на системы архитектурной подсветки – расходы на электроэнергию и на обслуживание (замена/ремонт переставших работать светильников). Энергосбережение нужно продумывать ещё во время проектирования. Снизит энергозатраты установка источников с высокой светоотдачей – светодиодов. Кроме того, светодиоды по своей конструкции дают направленный свет, делая выше эффективность светильника.
Другой способ – эффективное управление светом (расходом энергии) с помощью датчиков, а также применение сценариев. Датчик движения, так хорошо работающий на сокращение расхода энергии в обычных системах производственного и ландшафтного освещения, здесь не работает. Чтобы включить подсветку «минута в минуту», как только дневной свет угаснет, и выключить её с рассветом, не раньше и не позже, не тратя энергию сверх необходимого, устанавливают датчик освещенности.
Добиться значительного снижения расходов на электроэнергию можно правильной работой сценариев в управлении светом. Чтобы снизить расходы на обслуживание системы освещения, нужно еще на этапе проекта выбрать светотехнику с большим сроком службы, которая будет редко ломаться – надёжную, с высоким качеством.
Это не обязательно будет дорогая техника раскрученных иностранных брендов. Мы предлагаем качественную альтернативу по доступным ценам. Нам это удаётся из-за прямых закупок германских и японских комплектующих, без посредников, без переплат.
Проект архитектурного освещения
Архитектурное освещение начинается с проекта. Работу такой сложности с учётом функциональной и художественной составляющей подсветки может выполнить только организация с опытом таких разработок. На счету нашей компании Интера Лайтинг десятки выполненных проектов архитектурного освещения домов, офисов, торговых центров, госучреждений. Накоплен большой опыт, есть специалисты, программное обеспечение.
Этапы работы над проектом
- Интервью с заказчиком. Он высказывает свои пожелания, обсуждаются характеристики планируемой системы архитектурного освещения, передаёт чертежи здания, а также план прилегающей территории, которые будут использованы в работе над проектом. Если чертежей нет или они не дают всей информации, потребуется фасадная съемка здания.
- Создаётся трёхмерная модель фасада (фасадов). Проводится расчет результирующей освещенности, применяется для этого профильное программное обеспечение. Учитываются нормативы, назначение объекта, его размеры, стиль и геометрия, расположение соседних зданий.
- Проектировщики подбирают тип, мощность и расположение светильников. Для предварительного расположения (исходя из опыта специалистов, геометрии здания и поставленных задач) проводится модельный расчёт, по его результатам в расположение и мощность источников вносятся корректировки, всё пересчитывается – до достижения нужного результата. Вычисляется нужное сечение проводки, прорабатывается схема прокладки кабелей системы освещения по нормам ПУЭ, ГОСТ 50571.8-94, НПБ 249-97. Здесь особенно важна квалификация исполнителей проекта. Грамотный проект может сохранить немалые средства на этапе монтажа и затем при эксплуатации.
- 3D визуализация архитектурного освещения – выполняется по просьбе заказчика. Большую часть информации человек получает зрительно, поэтому визуализация лучше всего доносит до заказчика идею о том, как будет выглядеть объект после окончания работ. Это облегчает согласование проекта.
- Заказчик получает готовый проект архитектурного освещения с монтажными схемами, спецификациями, сметами, расчетом энергопотребления.
Рис. 5. Опираясь на модель архитектурного освещения в специальной программе, проще соблюсти заданные нормы освещения, его мощность и тип, выбрать расположение каждого источника света
Разметка освещения, монтаж, сдача в эксплуатацию
Монтаж архитектурного освещения можно доверить только бригаде с опытом таких работ, со знанием тонкостей – например, того, что при монтаже нужно оставлять свободный доступ к проводам и источникам питания. У работников должны быть разрешения на работу на высоте и высотное оборудование.
Желательно, чтобы монтаж такой сложности проходил под контролем организации-проектировщика. Хороший для заказчика вариант, когда проектировщик и исполнитель – одна организация, которая будет полностью отвечать за результаты работы. Интера Лайтинг – одна из немногих компаний на российском рынке, которые выполняют весь цикл – проект, монтаж, пусконаладочные работы, сдачу в эксплуатацию.
Частые ошибки в системах архитектурного освещения
Самая страшная ошибка – концептуальная, точнее, отсутствие этой концепции, единого связного художественного образа. Важные элементы не выделены, незначительные – наоборот, выделены и так далее. Всё оборудование есть, но не работает «совместно», на один образ.
Остальные ошибки – технические. Основные причины их появления – недофинансирование проекта или низкая квалификация исполнителей, которые не уделили необходимого внимания незначительным, на их взгляд, деталям.
Самые частые из таких ошибок:
- неравномерная яркость по фасаду, свет от одной группы светильников заметно ярче света от других;
- неодинаковая цветовая температура светильников, заметные «пятна»;
- нет эффекта от правильно выстроенного освещения, здание выглядит тускло – не хватает мощности установленных светильников;
- не был скорректирован уличный свет, в результате низ здания подсвечен уличными фонарями, а не штатной подсветкой;
- монотонная заливка фасада без подчеркивания или выделения элементов архитектуры, безликое здание – возможно, проект не был доведён до конца, не установлены локальные подсветки;
- слишком яркий, кричащий свет, резко выделяющийся на фоне соседей – не были учтены существующие нормы. Ночное освещение зданий и прилегающих территорий – объект регулирования городского правительства. В Москве есть постановление о «Концепции единой светоцветовой среды» (от 11/11/2008 г. №1037-ПП), где сформулированы все требования к подсветке улиц и зданий.
Ошибок, связанных с недостаточной квалификацией исполнителей, можно было бы избежать, выбрав подрядчика, отвечающего за свою работу. Наша компания, Интера Лайтинг, очень серьёзно относится к своей репутации. Мы следим за качеством оборудования, соблюдает нормативно-правовые нормы и даём гарантию на нашу работу.
Сложности с выбором светильников?
Подготовим полный расчет стоимости, необходимого оборудования и 3D визуализацию для освещения вашего объекта. Это БЕСПЛАТНО — еще до покупки и заключения договора, вы сможете узнать: «Сколько и какие светильники подойдут?», «Сколько это будет стоить?», «Как это будет выглядеть?» и даже «Сколько будет наматывать счетчик?».
Источник