- Блок предохранителей ВАЗ 2107 инжектор
- Расположение блоков реле и предохранителей
- Нумерация, номиналы и назначение предохранителей
- Реле на блоке предохранителей
- Дополнительный блок реле и предохранителей инжекторных ВАЗ 2107
- Места установки дополнительных реле и предохранителей
- Принципиальная электрическая схема
- Замена блока предохранителей ВАЗ 2107 на новый
- Предохранители ваз 2107 инжектор под бардачком – Блок предохранителей ВАЗ 2107 инжектор, схема, расположение и расшифровка
- Замена предохранителей в монтажном блоке
- Предохранители (F)
- Замена дополнительного предохранителя очистителя фар
- Как проверить реле стартера ВАЗ 2107
- Замена предохранителей цепи противотуманного света
- Jubel94 › Блог › Схема и расположение блока предохранителей на ВАЗ-2107, 2105 и 2104
- Замена реле
- схема реле зажигания и других
- Где находится моторный блок
- Как сменить плавкие предохранители
- Особенности предохранителей противотуманных фар
- Как заменить блок
Блок предохранителей ВАЗ 2107 инжектор
Во многих случаях отказ определенных систем автомобиля связан с перегоранием предохранителей, отвечающих за работу этих систем. Каждый автовладелец должен знать где находиться блок предохранителей ВАЗ 2107 и располагать сведениями о том, какой предохранитель отвечает за определенную систему автомобиля, уметь правильно его заменить.
Расположение блоков реле и предохранителей
Расположение предохранителей ваз 2107 и реле находится в подкапотном пространстве его артикул 2107-3722020-10. Он находится в доступном месте. В инжекторных автомобилях устанавливается дополнительный блок реле и предохранителей, которые обслуживают электронный блок управления двигателя. Он располагается под бардочком.
В автомобилях ранних годов выпуска основной блок реле и предохранителей имеет иную конструкцию и расположение элементов.
Нумерация, номиналы и назначение предохранителей
Каждый из предохранителей в ВАЗ 2107 может обслуживать одну или несколько электрических цепей автомобиля. В случае выхода предохранителя из строя на конкретное устройство или систему автомобиля (либо несколько) не поступает питающее напряжение. В результате этого конкретное устройство теряет неработоспособность.
Не всегда выход из строя предохранителя является причиной неисправности. Во многих случаях перегорание предохранителя является следствием неисправности узла или системы. К таким случаям относятся:
- короткое замыкание электропроводки автомобиля;
- подгорание контактов и разъемов;
- износ бензонасоса, электродвигателей приводов систем автомобиля (стеклоочистителя, вентилятора);
- неисправность электронного блока управления двигателем.
В случае отказа какой либо из систем автомобиля согласно приведенной ниже таблице и схеме расположения предохранителей определяют номер предохранителя, его расположение в блоке. Если данный предохранитель отвечает за несколько систем, следует проверить работоспособность другой системы. Если она работает корректно, скорее всего, предохранитель исправен, и проблема не в нем. После этого с помощью мультиметра или другого измерительного оборудования производят проверку работоспособности предохранителя методом измерения его сопротивления (прозвонки).
Прозвонку предохранителя следует делать только на демонтированном (вынутом) предохранителе. Сопротивление исправного предохранителя близко к нулю. В большинстве типов предохранителей нить его рабочей области видима на просвет либо находится вне корпусной части. Можно проверить предохранитель визуальным методом, однако нередки случаи ошибочного контроля, когда рабочая область имеет микротрещину.
Блок предохранителей ВАЗ 2107
Таблица 1. Назначение предохранителей ваз 2107 (подкапотный блок):
Предохранители ваз 2107, какой за что отвечает
Реле на блоке предохранителей
Реле блока предохранителей и реле ВАЗ 2107 расположены в одном блоке с предохранителями. Их назначение:
- Реле стеклообогревателя заднего.
- Реле омывайки и фароочистителя.
- Питание сигнала звукового.
- Реле электровентилятора системы охлаждения (до 2000 г. в.).
- Реле дальнего освещения.
- Реле ближнего освещения.
Проверка исправности реле может быть проведена с помощью мультиметра. Для этого необходимо произвести прозвонку обмотки якоря. Ее сопротивление обычно находится в пределах от 50 до 200 Ом. Надежнее произвести пробное подключение обмотки к напряжению бортовой сети автомобиля. Для этого реле необходимо демонтировать из блока реле и предохранителей. Если один вывод обмотки подключить к плюсовой клемме аккумуляторной батареи, а другой — к отрицательной, должен быть слышим характерный щелчок сработавшего реле. Основные причины неисправности реле:
- подгорание контактов;
- обрыв или перегорание обмотки реле;
- залипание контактов.
Дополнительный блок реле и предохранителей инжекторных ВАЗ 2107
В инжекторных автомобилях под приборной панелью установлен дополнительный блок реле и предохранителей. Он расположен под приборной панелью.
Места установки дополнительных реле и предохранителей
Дополнительный предохранитель очистителей фар может располагаться на электропроводке рядом с приводом.
Предохранитель противотуманок может быть установлен под заглушками рядом с штатным местом радиоприемника.
Реле поворотников, зажигания и сигнализации располагаются за приборной панелью.
Реле стартера в отдельных моделях располагаются на брызговике справа.
Реле привода щеток расположено на кузове под приборной панелью.
Принципиальная электрическая схема
Принципиальная электрическая схема блока реле и предохранителей, увеличенная:
Электрическая схема блока реле и предохранителей ВАЗ 2107
Данная схема полезна в случае, когда отказ цепей электропитания автомобиля не связан с неисправностью предохранителей и реле, а заключается в перегорании дорожек или обугливании контактных зон в блоке предохранителей и реле. Для ремонта блока требуется высокая квалификация. Иногда расходы по ремонту не оправданы. Рациональнее произвести агрегатную замену блока (целиком) хотя цена достаточно высока (около 2500 р).
Замена блока предохранителей ВАЗ 2107 на новый
Последовательность замены блока предохранителей ВАЗ 2107:
- Снять клемму (или обе) аккумуляторной батареи.
- Демонтировать фильтр воздушный.
- Отключить жгут в нижней части блока предохранителей.
- Снять крышку перчаточного отсека.
- Отключить второй жгут от блока предохранителей.
- Демонтировать два болта крепления блока.
- Установить новый блок предохранителей.
- Подключить электропроводку к новому блоку.
- Смонтировать конструкцию в обратной последовательности.
- Подключить клеммы аккумуляторной батареи (сначала положительную, затем отрицательную).
Блок реле и предохранителей является сердцем электрооборудования автомобиля. От его исправной работы зависит работоспособность всех электрических систем машины.
Источник
Предохранители ваз 2107 инжектор под бардачком – Блок предохранителей ВАЗ 2107 инжектор, схема, расположение и расшифровка
Большинство цепей бортовой сети автомобиля защищены плавкими предохранителями, основная часть которых установлена в монтажном блоке, расположенном в моторном отсеке на задней стенке, справа.
На автомобили ранних выпусков устанавливались монтажные блоки с предохранителями цилиндрического типа.
В настоящее время применяются монтажные блоки с предохранителями штыревого типа, имеющими более надежный контакт в разъеме.
Монтажные блоки взаимозаменяемы в сборе. Блоки отечественного производства можно разбирать, заменять плату и восстанавливать перегоревшие токопроводящие дорожки.
В блоке кроме предохранителей размещаются реле дальнего и ближнего света фар, обогрева заднего стекла.
На внутренней стороне крышки монтажного блока изображены символы, поясняющие назначение каждого реле. На части автомобилей, оборудованных очистителем фар, в монтажном блоке устанавливается дополнительное реле. Оно согласует работу очистителей фар с очистителем ветрового стекла при включенном свете фар.
Предохранитель номиналом 8А цепи противотуманного света установлен за нижней вставкой панели радиоприемника, на проводе возле выключателя противотуманных фонарей.
При ремонте электрооборудования отсоединяйте «минусовую» клемму аккумуляторной батареи (при выключенном зажигании).
Прежде чем установить новый предохранитель взамен перегоревшего, выясните и устраните причину перегорания.
Не используйте предохранители увеличенного номинала или самодельные – это может привести к перегоранию токопроводящих дорожек печатной платы и даже стать причиной пожара.
Замена предохранителей в монтажном блоке
Открываем крышку монтажного блока.
Порядковые номера штыревых предохранителей указаны на нижней стороне крышки и на панели блока. Там же, на крышке, нанесены символы защищаемых цепей.
В монтажном блоке старой конструкции, которым комплектуется часть автомобилей, предохранители размещены по порядку номеров слева направо.
Состояние плавкого элемента предохранителя штыревого типа видно через окошко сверху его корпуса.
Для замены предохранителей и реле монтажный блок укомплектован специальными пластмассовыми съемниками.
При отсутствии съемника предохранитель и реле можно извлечь пассатижами.
Предохранители (F)
В ВАЗ 21074 используются вставки на номинальный ток 8 и 16 ампер. Кроме F5 и F7, все остальные рассчитаны на ток 8А.
- Цепи управления обогревателем заднего стекла, ламп в фонарях заднего хода, вентилятора печки.
- Электрооборудование очистителя и омывателя лобового стекла, передних наружных осветительных приборов;
- Запасной;
- Запасной;
- Силовая часть обогревателя заднего стекла;
- Разъемы прикуривателя и подключения переносной лампы;
- Цепи звукового сигнала, вентилятора охлаждения радиатора системы охлаждения;
- Цепи сигнализации поворотов при включении в режиме аварийки;
- Защита регулятора напряжения в цепях генератора;
- Аналогично F8, но при работе в штатном режиме указателей поворотов. Контрольные приборы на панели, сигнализация уровня топлива в баке, давления масла в двигателе, включения ручника и уровня жидкости в расширительном бачке тормозной системы;
- Цепи ламп стопов и плафона освещения в салоне;
- Освещение в правом переднем фонаре;
- Освещение в левом переднем фонаре, сигнализация включенного состояния дальнего света;
- Левая лампа передних габаритов, задних габаритов с правой стороны, освещение номера, освещения моторного отсека;
- Правая лампа передних габаритов, задних габаритов с левой стороны, освещение приборной панели;
- Ближний свет фар (правая сторона);
- Ближний свет фар (левая сторона);
Следует помнить, что зачастую неисправности автомобиля, связанные с его электрооборудованием, устраняются путем банальной замены плавкой вставки. Поэтому настоятельно рекомендуется иметь под рукой запасные плавкие вставки используемых номиналов. Эта рекомендация справедлива для всех без исключения автомобилей.
Жгуты проводов передней панели, моторного отсека и задний жгут “семерки” соединяются через блок предохранителей ВАЗ 2107. Кроме соединения веток электропроводки, он выполняет важную функцию защиты от перегрузки и короткого замыкания. Давайте разберемся, что представляет собой блок предохранителей, где он расположен и за что отвечает каждый из его элементов.
Замена дополнительного предохранителя очистителя фар
Дополнительные плавкие предохранители очистителей фар (номиналом 2А) защищают обмотку электродвигателей.
Они установлены на питающих проводах рядом с моторедукторами.
Для проверки и замены неисправных предохранителей отворачиваем крышку предохранителя
Как проверить реле стартера ВАЗ 2107
Чтобы проверить работоспособность реле, необходим вольтметр или “контролька”. Проверка работоспособности выполняется следующим образом:
- снимите с реле колодку проводов;проверьте, не окислились ли контакты на реле и колодке;
- зачистите контакты, если это необходимо;
- убедитесь в наличии “массы” на проводе, идущем к контакту “86” реле;
- проверьте, появляется ли напряжение на проводе, идущему к клемме “85” реле, если попытаться завести машину ключом;
- убедитесь, что при включенном зажигании на провод, идущий к клемме “30” подается напряжение;
- если напряжение есть на клеммах есть, проблема в реле, а не в питании;
- снимите реле стартера с автомобиля;
- убедитесь, что при подаче напряжения на выводы “85”и “86” замыкается контакт между “30” и “87” выводами реле.
Если реле не срабатывает, необходимо заменить его новым.
Замена предохранителей цепи противотуманного света
Для проверки и замены предохранителя цепи противотуманного света, поддев отверткой, вынимаем два средних выключателя из панели радиоприемника.
Отверткой по очереди поджимаем два фиксатора крепления нижней вставки панели радиоприемника
Вынимаем из панели корпус предохранителя
Отворачиваем его крышку и заменяем перегревший предохранитель
Jubel94 › Блог › Схема и расположение блока предохранителей на ВАЗ-2107, 2105 и 2104
В данном кратком мануале или ликбезе мы рассмотрим типы блоков предоранителей на семерках, пятерках и четверках, их устройство, расположение, схему, узнаем какой предохранитель за что отвечает и какую именно цепь предохраняет от замыкания, в общем любому владельцу ВАЗ-2107, 04 и 05 рекомендуем добавить в избранное или распечатать и положить в бардачке, пригодится при неполадхах в электросети автомобиля. Ну чтож, поехали — вот так выглядит блок предохранителей нового образца, с флажковыми предохранителями, установленный на ВАЗ-2107:
Вот схематичное изображение блока:
Теперь распишем какой предохранитель за что отвечает в ВАЗ-2107, 2105 и 2104, напоминаем, для блоков старого и нового образца нумерация предохранителей и цепи не изменны:
Реле: R1. — Реле включения обогрева заднего стекла. R2. — Реле включения дальнего света фар. R3. — Реле включения ближнего света фар. F1 — F17. — Предохранители автомобиля ВАЗ 2107. 1. — Место установки реле включения очистителей и омывателей фар. 2. — Перемычка (ранее устанавливалось реле включения звукового сигнала). 3. — Перемычка (ранее устанавливалось реле включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения). 4. — Пинцет для замены предохранителей. 5. — Запасные предохранители. 6. — Пинцет для замены релеЭлектрические цепи автомобиля ВАЗ 2107 Предохранители: F1 (10А) электродвигатель отопителя лампы света заднего хода сигнализатор и реле включения (обмотка реле) обогрева заднего стекла F2 (10А) электродвигатель стеклоочистителя электродвигатель очистителей фар электродвигатели насосов омывателей ветрового стекла и фар F3(10А) резервный F4(10А) резервный F5(20А) элемент обогрева заднего стекла и реле его включения (контакты) F6 (10А) прикуриватель часы F7 (20А) звуковые сигналы реле сигналов реле (контакты) и электродвигатель вентилятора охлаждения радиатора F8 (10А) выключатель аварийной сигнализации с контрольной лампой реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации лампа контроля указателей поворота (в режиме аварийной сигнализации) указатели поворота (в режиме аварийной сигнализации) F9 (7,5А) лампы задних противотуманных фонарей и их сигнализатор F10 (10А) указатели поворота (в режиме указания поворота) тахометр, вольтметр реле-прерыватель и сигнализатор указателей поворота система управления электропневмоклапаном указатель и сигнализатор резерва топлива указатель температуры охлаждающей жидкости лампа контроля включения стояночного тормоза лампа контроля аварийного состояния рабочей тормозной системы лампа контроля заряда аккумуляторной батареи лампа контроля закрытия воздушной заслонки карбюратора реле электровентилятора (обмотка) термовыключатель электровентилятора обмотка возбуждения генератора F11 (10А) плафон освещения салона лампы сигналов торможения лампа контроля непристегнутого ремня безопасности водителя (если имеется) F12 (7,5А) лампа дальнего света (правая фара) реле стеклоочистителей и омывателей фар (обмотка реле) F13 (10А) лампа дальнего света (левая фара) лампа контроля включения дальнего света F14 (10А) лампа габаритного освещения (левая блок-фара) лампа габаритного освещения (правый фонарь) лампа фонарей освещения номерного знака подкапотная лампа лампа контроля включения наружного освещения F15 (20А) лампа габаритного освещения (правая блок-фара) лампа габаритного освещения (левый фонарь) лампы освещения прикуривателя, приборов, бардачка, часов F16 (10А) ближний свет фар (правая блок-фара) реле стеклоочистителей и омывателей фар (обмотка реле) F17 (7,5А) ближний свет фар (левая блок-фара)
Замена реле
Замена реле включения обогрева заднего стекла, очистителей фар, ближнего и дальнего света фарРеле 113.3747-10 или взаимозаменяемые с ними новые реле 90.3747 (с пластмассовой крышкой) служат для включения обогрева заднего стекла, ближнего и дальнего света фар.
Они размещены в монтажном блоке.
На автомобилях, оборудованных очистителем фар, дополнительно установлено реле 904.3747.
Место расположения реле обозначено символами на внутренней стороне крышки блока.
Для замены снимаем реле съемником.
Замена реле зажигания и реле аварийной сигнализации и указателей поворота
Снимаем щиток приборов. Оба реле установлены в салоне на передней панели за щитком приборов.
Реле зажигания (113.3747-10 или 90.3747-10) и реле аварийной сигнализации и указателей поворота (23.3747 или 231.3747) имеют кронштейн для непосредственного крепления на кузове.
Головкой «на 10» отворачиваем гайку крепления реле.
Реле, подлежащее замене, отсоединяем от колодки.
Новое реле крепим на место, подложив под гайку провод «массы».
Замена реле включения стартера
Для включения стартера служат реле 113.3747-10 или 90.3747-10 с кронштейном на крышке.
Реле стартера установлено в моторном отсеке на правом брызговике.
Снимаем с его выводов колодку проводов, ключом «на 10» отворачиваем гайку крепления и меняем реле.
Замена реле очистителя ветрового стекла
Реле очистителя ветрового стекла (РС-514) предназначено для обеспечения прерывистого режима его работы.
Установлено оно под панелью приборов со стороны водителя и прикреплено к кузову двумя винтами. Общий вид реле с колодкой
Технические данные для проверки реле очистки ветрового стекла
— Сопротивление обмотки реле, Ом 66±2
— Сопротивление обмотки прерывателя, Ом 23±1
— Число включений очистителя в минуту 9—17*.
После включения очистителя щетки могут сделать до четырех непрерывных двойных ходов, пока биметаллическая пластина не нагреется до рабочей температуры
Поддев отверткой, снимаем левую обивку боковины.
Для ее последующей установки потребуются две новые кнопки крепления.
Крестообразной отверткой отворачиваем два самореза крепления реле.
Разъем реле находится в приборной панели, рядом с регулятором гидрокорректора фар.
К нему можно подобраться снизу приборной панели.
Важно не ошибиться с соединительной колодкой.
Колодка реле с четырьмя выводами (щиток приборов для наглядности снят)
схема реле зажигания и других
Техническое строение автомобиля имеет огромное значение для водителя. Блок предохранителей ВАЗ-2107 и его структуру важно знать каждому водителю, потому что, перед тем как ехать на СТО, нужно в первую очередь убедиться, стоит ли это делать. Любую малейшую поломку при достаточных знаниях своего автомобиля можно ликвидировать без привлечения механиков.
Благодаря блоку предохранителей, которые позволяют передавать информацию и команды в автомобиле, всякие жгуты и проводки отсека мотора соединяются друг с другом. Таким образом, через этот монтажный блок ВАЗ-2107, можно сказать, проходит вся информация автомобиля, поэтому к нему подключается любое электрическое оборудование. Важно знать характеристики и строение данного блока и понимать, за что отвечает каждый его элемент, чтобы суметь вовремя выявить поломку и максимально быстро заменить устаревшие его элементы.
Где находится моторный блок
Все электрические провода, которые находятся в блоке, имеют защиту специальными предохранителями, их называют плавкими или попросту ПП. Практически все эти детали располагаются в специальной капсуле или отсеке, что находится под капотом любой ВАЗ-2107, приблизительно под лобовым стеклом, со стороны пассажира.
Учитывая длительную эволюцию ВАЗ-2107 на отечественном рынке, можно заметить то, что таких блоков выделяют 2 вида: старого и нового образца. Блоки, которые считаются старыми образцами, конечно же, установлены на автомобилях более ранних годов выпуска. Со временем модель модернизировалась, и моторный блок ВАЗ-2107 слегка эволюционировал, хоть свои функции и свойства сохранил. Разницы между новым и старым блоком практически нет, но то, что есть, нужно знать. Это очень полезно тем водителям, которые собираются приобретать такую классическую машину, как ВАЗ-2107.
Двигатели как карбюраторные, так и инжекторные никоим образом не будут влиять на тип моторного блока, потому его версия не зависит от вида подачи бензина. Любой тип двигателей может быть оснащен блоком предохранителей ранней версии автомобиля.
Как сменить плавкие предохранители
Очень важно рассмотреть, как правильно произвести замену плавких предохранителей, пока это не поздно, иначе здесь последствия могут быть абсолютно разными. Также важно знать, как необходимо менять реле зажигания. Нужно помнить то, что в этом случае нет никакой разницы между понятием карбюратор и ВАЗ-2107 инжектор.
Для того чтобы произвести замену плавкого предохранителя, в первую очередь нужно открыть капот и найти, где он находится. Предварительно надо выключить систему зажигания ВАЗ-2107 и отключить сам аккумулятор от питания. Фиксаторы необходимо отжать. Они находятся по бокам крышки, напоминающей пластик, ее нужно демонтировать. На этом куске пластмассы на обратной стороне есть полезная информация для начинающих механиков: схема, которая описывает назначение предохранителей. В блоке более старого выпуска плавкие предохранители расположены в ряд в отличие от современной версии.
Если необходимо заменить какой-то один предохранитель, то при открытии важно определиться, какой именно. Как правило, это можно увидеть сразу.
Он может быть немного расплавленный, со следом огня или просто по внешнему виду напоминать расплавленный металл. Это признак того, что предохранитель просто сгорел. Если на другом предохранителе была оторвана плавкая нить, значит, его тоже нужно заменить. Для того чтобы предохранитель демонтировать, не нужно использовать собственные пальцы, для этого давно изобрели специальный пинцет или на крайний случай плоскогубцы. После того как нужные водителю плавкие предохранители ВАЗ были заменены, крышку нужно вернуть в исходное положение.
Важно не забыть после этого подключить аккумулятор обратно, двигатель заводить необязательно.
Особенности предохранителей противотуманных фар
Замена предохранителей фар дальнего света тоже потребует некоторых действий, но они отличаются от замены других предохранителей. Замена таких элементов необходима только в том случае, если не работают противотуманные фары. Если они не работают, значит, сразу нужно искать причину в сгоревших предохранителях, которые, как правило, расположены в салоне самого автомобиля.
Для того чтобы произвести замену плавких предохранителей противотуманных фар, необходимо, используя отвертку, демонтировать 2 средних выключателя из самой консоли, где обычно установлена автомобильная магнитола. Затем необходимо отжать фиксаторы и демонтировать вставку. Только после всех этих действий корпус предохранителей станет доступен, и его можно будет вытащить. Защитная крышка легко откручивается, и точно так же ищется и меняется необходимый предохранитель.
Как заменить блок
Заменить блок предохранителей не составляет никакого труда, если правильно следовать инструкции. Для этого необходимо произвести в первую очередь следующие манипуляции:
- открыть капот;
- произвести демонтаж элемента воздушного, фильтрующего.
Затем обзору водителя станет доступен огромный жгут проводов, его необходимо снять. Удобно, что корпус блока предохранителей имеет цветовую раскраску, а это значит, что цвет подключенных разъемов полностью ему соответствует, поэтому провода маркировать абсолютно не нужно.
После таких манипуляций необходимо сесть в салон и поснимать все детали со стороны бардачка, в том числе сам бардачок. Таким образом, когда все уже под носом и ничего не мешает, можно смело отсоединить жгут проводов от всех разъемов блока предохранителей.
Важно помнить, что цветная маркировка не даст водителю ничего перепутать. Все найденные крепления и винты откручиваются с помощью гаечного ключа. На этом демонтаж заканчивается, а сборка производится точно так же, только в обратном порядке.
Нет ничего интересней, нежели изучать свой автомобиль изнутри, особенно когда можно улучшить процесс его езды.
если машина ездит правильно, то комфортнее чувствуют себя пассажиры в салоне. В отечественных автомобилях, таких как ВАЗ-2107, на самом деле комфорт присутствует всегда, но его нужно поддерживать не только в салоне, но и изнутри машины. Ласточка не полетит, если у нее подрезаны крылья. Большинство современных водителей почему-то привыкли ездить на СТО. Они и вовсе не догадываются, что ремонтировать свою машину самому гораздо приятней.
Также большие особенности имеют печки ВАЗ-2107. Они предназначены для разных целей. В основном они используются для повышения температуры в машине и обогрева заднего сидения. Зная особенности других деталей машины, в том числе и генератора ВАЗ, можно быстро устранить поломку.
Так же водителю не помешало бы узнать, в чем особенность прикуривателя, в каких ситуациях в плане ремонта может мешать панель в машине или от чего зависит питание автомобильных часов. Все эти элементы автомобиля хоть и несут крошечную часть информации, тем не менее они имеют огромное значение для водителя.
Замена блока предохранителей считается начальным уровнем его знаний, как и замена вентилятора.
Источник