- Мультимедийные проекторы: неисправности, их причины и возможные решения
- Отсутствие изображения
- Проектор не включается
- Дефекты изображения
- Проектор «не просыпается»
- Технология DLP
- Краткая история создания
- Технология DLP
- Устройство DLP-проекторов
- Одноматричный проектор
- Трехматричный проектор
- Двухматричный проектор
- Сравнение LCD и DLP-проекторов
- Есть ли недостатки у технологии DLP?
- Развитие технологии
- Заключение
Мультимедийные проекторы: неисправности, их причины и возможные решения
Современные мультимедийные проекторы – это в первую очередь сложные электронные устройства, которые зачастую работают в жёстких температурных режимах. Речь о ламповых моделях, которые и составляют абсолютное большинство на рынке проекторов. Как и любая электроника, они не застрахованы как от мелких сбоев в работе, так и от возникновения различных технических неисправностей.
Каковы же самые распространённые проблемы, причины их возникновения и возможные способы решения?
Отсутствие изображения
Это, пожалуй, наиболее часто встречающаяся неприятность, с которой может столкнуться владелец традиционной ламповой модели мультимедийного проектора. Проектор включается, слышен шелест вентилятора, световая индикация панели управления всеми опциями работает как обычно… Однако, главная функция, ради которой устройство приобреталось, то есть проецирование изображения с подключенного источника (ноутбука, плеера и т.д.) на экран, не работает.
Это может быть вызвано несколькими причинами. Основная – неисправность лампы. Владельцу подобного устройства стоит помнить, что ресурс лампы ограничен. Он различается у ламп разных производителей, что несложно проверить при покупке – срок работы лампы всегда указан. В среднем этот срок составляет от четырёх до пяти тысяч часов работы. Разумеется, при условии, что система охлаждения лампы исправна, что сама лампа не имеет повреждений и остальные условия её эксплуатации – штатные.
Озаботиться приобретением запасной лампы, особенно при частом использовании проектора, стоит заранее, до окончания ресурса работающей лампы. Как узнать ресурс лампы проектора?
Итак, если нет изображения, а под рукой есть запасная лампа (или возможность её оперативно приобрести, в чём всегда готов помочь данный сайт), то стоит попытаться её заменить. В большинстве случаев проблема на этом будет исчерпана, а проектор – готов к работе.Стоит отметить, что нарушение условий эксплуатации устройства (повышенная влажность и т.д.), неисправности в работе охлаждающей системы – резко сокращают срок службы лампы, вплоть до выхода из строя совсем новой.
Вторая причина, по которой проектор может не показывать – это некорректная работа модуля балласта. Часто данный модуль является «слабым звеном», поскольку испытывает значительные нагрузки при работе. Так что если замена лампы не помогла, стоит обратиться к специалистам для выявления точной причины неисправности.
Если же изображение пропало непосредственно после замены лампы – нужно проверить правильность её установки и подключения, а у ряда моделей позаботиться о сбросе показаний счётчика, фиксирующего время, которое лампа отработала. Для моделей с лазерным или LED-источником света данная проблема (отсутствие изображения) тоже актуальна, но диагностировать её гораздо сложнее: обычно требуется обращение в профильный сервис.
Проектор не включается
Нажатие кнопки включения, как на самом проекторе, так и на пульте дистанционного управления, попросту не даёт никакого результата. Устройство «молчит».
В первую очередь нужно проверить – надёжно ли вставлен кабель, соединяющий проектор с сетью электропитания. Визуально кабель может казаться подключенным, однако, нередко возникает ситуация, когда он вставлен не до конца. «Отделаться лёгким испугом» – весьма подходящее определение ситуации, когда проблема решилась таким способом.
Но ситуация не всегда вкладывается столь удачно. Если кабель явно подсоединён хорошо, не имеет повреждений, а попытка подключить устройство к другой розетке успехом не увенчалась, то обращение к технически специалистам неминуемо.
Ведь прочие причины уже потребуют разборки проектора:
- повреждение разъёма питания на корпусе проектора
- окисление контактной группы кнопки включения
- механическое повреждение внутренней проводки
- неисправности платы проектора в результате замыкания и т.п.
Дефекты изображения
Это ещё одна довольно часто встречающаяся проблема. Изображение, проецируемое на экран, может сопровождаться цветными пятнами, белыми и чёрными точками. Обычно это говорит о проблеме с матрицей проектора. Сама матрица, либо управляющий ей микропроцессор могут, увы, выйти из строя. Тут речь, конечно, о сервисе и замене неисправных элементов.
Исключение составляет ситуация, когда речь идёт не о пятнах, а о пропадании цветного изображения (либо – когда картинка внезапно стала одного цвета). Такое случается с проекторами, в конструкции которых присутствует цветовое колесо. Но и тут следует обратиться в сервис, так как ремонт привода данного колеса в домашних или офисных условиях вряд ли возможен.
Появление же на картинке различных артефактов обычно говорит о загрязнении или повреждении оптики. Если её очистка с помощью предназначенных для этого средств не дала результата, может потребоваться частичная замена оптики, либо смена объектива целиком.
Тусклая и невзрачная картинка говорит об окончании ресурса лампы. Её яркость в процессе эксплуатации снижается, в ряде случаев лампа нуждается в замене раньше полного выхода из строя. Именно поэтому стоит приобретать качественные лампы проверенных марок. Стоимость такой лампы зачастую бывает вполне сравнима с менее качественным аналогом, а срок службы – намного дольше.
Наши специалисты всегда готовы проконсультировать и помочь подобрать лампу с оптимальным соотношением «цена/качество».
Проектор «не просыпается»
У многих проекторов реализован режим сохранения энергии. Если включенное устройство оставлено без дела, оно переходит в «спящий» режим. Отказ устройства вернуться к нормальной работе при нажатии соответствующих кнопок, как правило, говорит о проблемах с модулем питания и требует обращения к специалистам.
Все вышеперечисленные проблемы вовсе не говорят о крайней ненадёжности проекционной техники. В основном они возникают при нарушении режима эксплуатации проекторов, использовании их вне помещения (при повышенной влажности, атмосферных осадках, пониженной температуре и т.д.), резких перепадах напряжения в электросети. При аккуратном и грамотном обращении, регулярном и правильном уходе за проектором, использовании стабилизаторов напряжения в нестабильных сетях (например, на даче) проекторы известных марок вполне готовы к длительной безупречной эксплуатации. Что, впрочем, можно сказать и о других видах современной электронной техники.
Источник
Технология DLP
Digital Light Processing (DLP) — передовая технология, изобретенная компанией Texas Instruments. Благодаря ей оказалось возможным создавать очень небольшие, очень легкие (3 кг — разве это вес?) и, тем не менее, достаточно мощные (более 1000 ANSI Lm) мультимедиапроекторы.
Краткая история создания
В 1987 году Dr. Larry J. Hornbeck изобрел цифровое мультизеркальное устройство (Digital Micromirror Device или DMD). Это изобретение завершило десятилетние исследования Texas Instruments в области микромеханических деформируемых зеркальных устройств (Deformable Mirror Devices или снова DMD). Суть открытия состояла в отказе от гибких зеркал в пользу матрицы жестких зеркал, имеющих всего два устойчивых положения.
В 1989 году Texas Instruments становится одной из четырех компаний, избранных для реализации «проекторной» части программы U.S. High-Definition Display, финансируемой управлением перспективного планирования научно-исследовательских работ (ARPA).
В мае 1992 года TI демонстрирует первую основанную на DMD систему, поддерживающую современный стандарт разрешения для ARPA.
High-Definition TV (HDTV) версия DMD на основе трех DMD высокого разрешения была показана в феврале 1994 года.
Массовые продажи DMD-чипов началиcь в 1995 году.
Технология DLP
Ключевым элементом мультимедиапроекторов, созданных по технологии DLP, является матрица микроскопических зеркал (DMD-элементов) из алюминиевого сплава, обладающего очень высоким коэффициентом отражения. Каждое зеркало крепится к жесткой подложке, которая через подвижные пластины соединяется с основанием матрицы. Под противоположными углами зеркал размещены электроды, соединенные с ячейками памяти CMOS SRAM. Под действием электрического поля подложка с зеркалом принимает одно из двух положений, отличающихся точно на 20° благодаря ограничителям, расположенным на основании матрицы.
Два этих положения соответствуют отражению поступающего светового потока соответственно в объектив и эффективный светопоглотитель, обеспечивающий надежный отвод тепла и минимальное отражение света.
Шина данных и сама матрица сконструированы так, чтобы обеспечивать до 60 и более кадров изображения в секунду с разрешением 16 миллионов цветов.
Матрица зеркал вместе с CMOS SRAM и составляют DMD-кристалл — основу технологии DLP.
Впечатляют небольшие размеры кристалла. Площадь каждого зеркала матрицы составляет 16 микрон и менее, а расстояние между зеркалами около 1 микрона. Кристалл, да и не один, легко помещается на ладони.
Всего, если Texas Instruments нас не обманывает, выпускаются три вида кристаллов (или чипов) c различными разрешениями. Это:
- SVGA: 848×600; 508,800 зеркал
- XGA: 1024×768 с черной апертурой (межщелевым пространством); 786,432 зеркал
- SXGA: 1280×1024; 1,310,720 зеркал
Итак, у нас есть матрица, что мы можем с ней сделать? Ну конечно, осветить ее световым потоком помощнее и поместить на пути одного из направлений отражений зеркал оптическую систему, фокусирующую изображение на экран. На пути другого направления разумным будет поместить светопоглотитель, чтобы ненужный свет не причинял неудобств. Вот мы уже и можем проецировать одноцветные картинки. Но где же цвет? Где яркость?
А вот в этом, похоже, и заключалось изобретение товарища Larry, речь о котором шла в первом абзаце раздела истории создания DLP. Если вы так и не поняли, в чем дело, — приготовьтесь, ибо сейчас с вами может случиться шок :), т. к. это само собой напрашивающееся элегантное и вполне очевидное решение является на сегодня самым передовым и технологичным в области проецирования изображения.
Вспомните детский фокус с вращающимся фонариком, свет от которого в некоторый момент сливается и превращается в светящийся круг. Эта шутка нашего зрения и позволяет окончательно отказаться от аналоговых систем построения изображения в пользу полностью цифровых. Ведь даже цифровые мониторы на последнем этапе имеют аналоговую природу.
Но что произойдет, если мы заставим зеркало с большой частотой переключаться из одного положения в другое? Если пренебречь временем переключения зеркала (а благодаря его микроскопическим размерам этим временем вполне можно пренебречь), то видимая яркость упадет не иначе как в два раза. Изменяя отношение времени, в течение которого зеркало находится в одном и другом положении, мы легко можем изменять и видимую яркость изображения. А так как частота циклов очень и очень большая, никакого видимого мерцания не будет и в помине. Эврика. Хотя ничего особенного, это всё давно известно 🙂
Ну, а теперь последний штрих. Если скорость переключения достаточно высока, то на пути светового потока мы можем последовательно помещать светофильтры и тем самым создавать цветное изображение.
Вот, собственно, и вся технология. Дальнейшее ее эволюционное развитие мы проследим на примере устройства мультимедиапроекторов.
Устройство DLP-проекторов
Texas Instruments не занимается производством DLP-проекторов, этим занимается множество других компаний, таких, как 3M, ACER, PROXIMA, PLUS, ASK PROXIMA, OPTOMA CORP., DAVIS, LIESEGANG, INFOCUS, VIEWSONIC, SHARP, COMPAQ, NEC, KODAK, TOSHIBA, LIESEGANG и др. Большинство выпускаемых проекторов относятся к портативным, обладающим массой от 1,3 до 8 кг и мощностью до 2000 ANSI lumens. Проекторы делятся на три типа.
Одноматричный проектор
Самый простой тип, который мы уже описали, это — одноматричный проектор, где между источником света и матрицей помещается вращающийся диск с цветными светофильтрами — синим, зеленым и красным. Частота вращения диска определяет привычную нам частоту кадров.
Изображение формируется поочередно каждым из основных цветов, в результате получается обычное полноцветное изображение.
Все, или почти все портативные проекторы построены по одноматричному типу.
Дальнейшим развитием этого типа проекторов стало введение четвертого, прозрачного светофильтра, позволяющего ощутимо увеличить яркость изображения.
Трехматричный проектор
Самым сложным типом проекторов является трехматричный проектор, где свет расщепляется на три цветовых потока и отражается сразу от трех матриц. Такой проектор имеет самый чистый цвет и частоту кадров, не ограниченную скоростью вращения диска, как у одноматричных проекторов.
Точное соответствие отраженного потока от каждой матрицы (сведение) обеспечивается с помощью призмы, как вы можете видеть на рисунке.
Двухматричный проектор
Промежуточным типом проекторов является двухматричный проектор. В данном случае свет расщепляется на два потока: красный отражается от одной DMD-матрицы, а синий и зеленый — от другой. Светофильтр, соответственно, удаляет из спектра синюю либо зеленую составляющие поочередно.
Двухматричный проектор обеспечивает промежуточное качество изображения по сравнению с одноматричным и трехматричным типом.
Сравнение LCD и DLP-проекторов
По сравнению с LCD-проекторами DLP-проекторы обладают рядом важных преимуществ:
- DLP-проекторы, в отличие от LCD, работают на отражение, а не на просвет. Это позволяет получать более мощный световой поток. Кроме того, элементы DMD-матрицы расположены намного ближе друг к другу, нежели элементы LCD, что еще более увеличивает яркость изображения и делает менее заметной дискретную структуру.
Есть ли недостатки у технологии DLP?
Но теория теорией, а на практике еще есть над чем поработать. Основной недостаток заключается в несовершенстве технологии и как следствие — проблеме залипания зеркал.
Дело в том, что при таких микроскопических размерах мелкие детали норовят «слипнуться», и зеркало с основанием тому не исключение.
Несмотря на приложенные компанией Texas Instruments усилия по изобретению новых материалов, уменьшающих прилипание микрозеркал, такая проблема существует, как мы увидели при тестировании мультимедиапроектора Infocus LP340. Но, должен заметить, жить она особо не мешает.
Другая проблема не так очевидна и заключается в оптимальном подборе режимов переключения зеркал. У каждой компании, производящей DLP-проекторы, на этот счет свое мнение.
Ну и последнее. Несмотря на минимальное время переключения зеркал из одного положения в другое, едва заметный шлейф на экране этот процесс оставляет. Эдакий бесплатный antialiasing.
Развитие технологии
- Помимо введения прозрачного светофильтра постоянно ведутся работы по уменьшению межзеркального пространства и площади столбика, крепящего зеркало к подложке (черная точка посередине элемента изображения).
- Путем разбиения матрицы на отдельные блоки и расширения шины данных увеличивается частота переключения зеркал.
- Ведутся работы по увеличению количества зеркал и уменьшению размера матрицы.
- Постоянно повышается мощность и контрастность светового потока. В настоящее время уже существуют трехматричные проекторы мощностью свыше 10000 ANSI Lm и контрастностью более 1000:1, нашедшие свое применение в ультрасовременных кинотеатрах, использующих цифровые носители.
- Технология DLP полностью готова заменить CRT-технологию показа изображения в домашних кинотеатрах.
Заключение
Это далеко не все, что можно было бы рассказать о технологии DLP, например, мы не затронули тему использования DMD-матриц в печати. Но мы подождем, пока компания Texas Instruments не подтвердит информацию, доступную из других источников, дабы не подсунуть вам «липу». Надеюсь, этого небольшого рассказа вполне достаточно, чтобы получить пусть не самое полное, но достаточное представление о технологии и не мучать продавцов расспросами о преимуществе DLP-проекторов над другими.
Источник