ПАЗ 3205, 32053, 32054, 4234 — предохранители, реле и электросхема
Паз 3205 базовый автобус малого класса, который выпускается с 1989 года по настоящее время как с дизельными, так и бензиновыми двигателями в различных модификациях и рестайлинговых версиях, таких как Паз 32053, Паз 32054 и Паз 4234. В данной статье мы представим описание предохранителей и реле Паз со схемами блоков и местами их расположения. В заключении предложим скачать электрические схемы электрооборудования паз 32053.
p, blockquote 1,0,0,0,0 —>
p, blockquote 2,0,0,0,0 —>
Назначение элементов в блоках может отличаться от представленного и зависит от года выпуска и модификации Вашего Паз. Сверяйте назначение со своей схемой на обратной стороне защитной крышки либо иной технической документацией.
Блок «силовых» предохранителей
Блок силовых предохранителей выполненный в виде плавких вставок высокой мощности БПР-5-4, расположенный в ящике АКБ с правой стороны. Может включать дополнительные обычные предохранители, с левой стороны блока.
p, blockquote 4,0,0,0,0 —>
p, blockquote 5,0,0,0,0 —>
Общая схема
p, blockquote 6,0,0,0,0 —>
p, blockquote 7,0,1,0,0 —>
Описание
p, blockquote 8,0,0,0,0 —>
- 90А Генератор
- 40А Габаритные фонари
- 60А Блок предохранителей, фары, зажигание
- 60А Блок предохранителей
- 20А АБС
- 25А Подогреватель
- 10А Аварийный режим
- 10А Розетка ящика АКБ
Блоки реле
Блок в моторном отсеке
Данная панель закрыта защитной крышкой. Так же может располагаться на панели под кожухом над дверью водителя.
p, blockquote 9,0,0,0,0 —>
Схема
p, blockquote 10,0,0,0,0 —>
p, blockquote 11,0,0,0,0 —>
Расшифровка
p, blockquote 12,0,0,0,0 —>
- реле поворотов и аварийной сигнализации
- реле заднего противотуманного фонаря
- реле ближнего света фар
- реле дальнего света фар
- реле сигналов торможения
- реле аварийной сигнализации
- реле звукового сигнала
- реле противотуманных фар
- реле отключения АКБ
- реле отключения возбуждения генератора
Отдельно размещается реле разгрузки цепи возбуждения генератора — около самого генератора.
Блок в салоне
Под щитком приборов могут крепится следующие реле: реле стартера; реле обогрева зеркал; реле габаритных фонарей; реле освещения левой стороны; реле отопителя водителя; реле отопителей салона правой стороны (1 шт.) и левой стороны (1 шт.); реле центрального обдува ветрового стекла.
p, blockquote 14,0,0,0,0 —>
Блоки предохранителей
Находятся под панелью приборов.
p, blockquote 15,1,0,0,0 —>
Вариант 1
Характерен для более старых моделей и состоит из 2 отделов
p, blockquote 16,0,0,0,0 —>
Схема
p, blockquote 17,0,0,0,0 —>
p, blockquote 18,0,0,0,0 —>
Назначение
p, blockquote 19,0,0,0,0 —>
Левый блок
p, blockquote 20,0,0,0,0 —>
1FU1 | 8А Выключатель управления приводом пассажирских дверей. Питание системы сигнализации указателями поворотов и сигнализации дверей |
1FU2 | 8А Питание выключателя плафона водителя, аварийного выключателя |
1FU3 | 16А Питание приборов, блока АБС, система зажигания |
1FU4 | 8А Питание контрольных ламп, выключателя фонарей заднего хода |
1FU5 | 8А Питание левого стеклоочистителя |
1FU6 | 8А Питание циркуляционного насоса |
1FU7 | 8А Питание выключателя стекло омывателя, комбинации приборов и вольтметра |
1FU8 | 16А Питание противотуманных фонарей |
1FU9 | 8А Питание габаритных фонарей правой стороны |
1FU10 | 8А Питание габаритных фонарей левой стороны |
Правый блок
p, blockquote 21,0,0,0,0 —>
2FU1 | 16А Питание реле звуковых сигналов, осушителя воздуха |
2FU2 | 16А Питание выключателя обдува ветрового стекла |
2FU3 | 16А Питание выключателя плафонов салона, подкапотной лампы и розетки |
2FU4 | 8А Питание выключателя плафонов салона правой стороны |
2FU5 | 8А Питание фары левой «Дальний свет» |
2FU6 | 8А Питание фары правой «Дальний свет» Питание контрольной лампы «Дальний свет» |
2FU7 | 8А Питание фары левой «Ближний свет», выключателя задних противотуманных фонарей |
2FU8 | 8А Питание фары правой «Ближний свет» |
2FU9 | 8А Питание правого стеклоочистителя, фонари стоп-сигнала |
2FU10 | 8А Запасной |
Вариант 2
Состоит из 3 отделов (плат предохранителей).
p, blockquote 22,0,0,1,0 —>
Схема
p, blockquote 23,0,0,0,0 —>
p, blockquote 24,0,0,0,0 —>
I – с 1FU1 по 1FU13; II — с 2FU1 по 2FU13; III — с 3FU1 по 3FU13
p, blockquote 25,0,0,0,0 —>
Обозначение
p, blockquote 26,0,0,0,0 —>
1FU1 | Резерв |
1FU2 | 10А Управление дверями салона с места водителя; Спидометр электронный |
1FU3 | 10А Реле поворотов; Аварийная сигнализация |
1FU4 | 10А Осушитель воздуха; Спидометр электронный |
1FU5 | 10А Электромагнитный клапан останова, Зажигание |
1FU6 | 10А Обмотка реле возбуждения генератора; Лампа контрольная генераторной установки; Комбинация приборов и тахометр; АБС тормозов |
1FU7 | 10А Лампы контрольные; Фонари заднего хода; Управление блоком свечей накаливания |
1FU8 | 10А Управление подогревателем жидкостным |
1FU9 | 10А Циркуляционный насос, Противотуманные фонари |
1FU10 | 10А Стеклоомыватель; Указатель напряжения |
1FU11 | 15А Сигналы звуковые |
1FU12 | 10А Фонари габаритные правые; Плафоны освещения двери |
1FU13 | 10А Фонари габаритные левые; Лампы подсветки приборов |
2FU1 | Резерв |
2FU2 | 10А Плафоны освещения правой стороны салона |
2FU3 | 10А Стеклоочиститель левый |
2FU4 | 15А Стеклоочиститель правый; Фонари сигналов торможения, Переключатель света |
2FU5 | 10А Электродвигатель обдува бокового стекла |
2FU6 | 15А Электродвигатель обдува ветрового стекла |
2FU7 | 15А Электродвигатель отопителя места водителя; Циркуляционный насос дополнительный (для ПАЗ-32053-07) |
2FU8 | 15А Электродвигатель отопителя левой стороны №1; Электродвигатель отопителя левой стороны №2 |
2FU9 | 15А Фонари задние противотуманные; Электродвигатель отопителя правой стороны №1; Электродвигатель отопителя правой стороны №2, питание блока управления стеклоочистителями и стеклоомывателем |
2FU10 | 10А Фара головная левая дальнего света |
2FU11 | 10А Фара головная правая дальнего света; Лампа контрольная «Дальний свет» |
2FU12 | 10А Фара головная левая ближнего света |
2FU13 | 10А Фара головная правая ближнего света |
3FU1 | Резерв |
3FU2 | 10А Устройство ограничения скорости (для ПАЗ-32053-77) |
3FU3 | 15А Питание света фар, реле ближний свет фар / дальний свет фар |
3FU4 | 15А Плафоны освещения левой стороны салона. Розетка переносной лампы. Плафон мотоотсека |
3FU5 | 10А Электродвигатели принудительной вентиляции, питание обогрева зеркал заднего вида (для ПАЗ-32053-70) |
3FU6 | 10А Электродвигатель вентилятора водителя, розетка на панели приборов, питание системы внутреннего и наружного оповещения (для ПАЗ-32053-70) |
3FU7 | 10А Фары противотуманные |
3FU8 | 10А Обогрев зеркал заднего вида |
3FU9 | 10А Питание транспортного говорящего устройства; Питание магнитолы, разъём для подключения дополнительного оборудования |
3FU10 | 10А Резерв |
3FU11 | 10А Привод двери. Экстренное открывание дверей |
3FU12 | 10А Резерв |
3FU13 | 10А ЭБУ двигателя, реле стартера |
Блок БПР 2.02
Отдельный блок из 2х плавких элементов может быть расположен около рулевой колонки.
p, blockquote 27,0,0,0,0 —>
p, blockquote 28,0,0,0,0 —>
Электросхема ПАЗ
Больше информации про электрические схемы соединений ПАЗ 32053, можете узнать изучив данные схемы: «скачать«.
p, blockquote 29,0,0,0,0 —> p, blockquote 30,0,0,0,1 —>
А если захотите помочь дополнить материал, мы будем рады Вашим комментариям.
Источник
Блок управления стеклоочистителей БУС-01
БУС-01 используется на автобусах ПАЗ и выпускается компанией “Автоком-радий”. Есть несколько видов БУСов, которые отличаются схематикой и используемым микроконтроллером.
Сначала открываем БУС и смотрим на каком он микроконтроллере. Встречаются на основе ATtiny24A, ATtiny2313A, ATtiny261A. Может быть есть и другие, но мне не попадались. Но в любом случае логика работы у БУСов одинаковая.
Данная статья посвящена БУС именно на основе микроконтроллера ATtiny2313A.
Включение БУС-01:
Для включения БУС-01 нужно подать питание на разъем основного питания. Черный Земля, оранжевый +12(+24). После включения на контроллере сформируется напряжение питания +5В, а на 4-ом разъеме появятся напряжения + 4.5 В на 3-х контактах. Отсутствие этих напряжение значит поломку БУС-01.
Включение режимов происходит путем замыкания 4.5 вольт на землю с разъема №4. Будет появляться напряжение на Управляющее напр 1 и Управляющее напр 2.
Обратная связь (красный провод) на 1-ом и 2-ом разъемах работает так – если на него подать 12 (24) вольт, то контроллер сразу отключит напряжение с разъемов Управляющее напр 1 и Управляющее напр 2 на том разъеме, с которого пришел сигнал.
На 4-ом разъеме на рисунке если замкнуть 12 (24В) на Обратную связь (розовый), то БУС будет работать в одном режиме до тех пор, пока цепь замкнута. Тоже самое произойдет, если подать +12В (24В) на розовый провод в разъеме основного питания.
Электрическая схема БУС-01:
Принципиальная электрическая схема блока управления БУС-01 (плата БУС-01.050). Строится на 8-ми битном ЭВМ ATtiny2313a.
Подрулевой переключатель имеет 5 положений.
0 Стеклоочиститель выключен.
I Малая скорость.
II Большая скорость.
III Прерывистый режим.
IV Кратковременное включение омывателя и стеклоочистителя.
Описание схемы и логики работы:
Схема управляется однокристальным микроЭВМ ATTiny2313а.
ATTiny2313а управляет скоростью хода стеклоочистителей посредством выбора одной или другой цепи и паузой. Она подает питание на дворники через полевые транзисторы (на других платах БУС вместо полевиков могут стоять еще одна пара реле).
После подачи питания по 6 и 7 входу микропроцессора идет обратная связь с положением дворников и ожидается их выход в начальное положение. Когда дворник сделал круг и поступил сигнал об этом, питание на дошедший дворник отключается.
Помимо привычных сменных предохранителей в машине, на самой плате присутствуют предохранители, которые распаяны на плату. Их номинал для замены от 10 до 15 А.
Микроконтроллер в принципе трудно «убить», потому что он действует через транзисторы, но есть один момент. Он подает на подрулевой переключатель логическое напряжение +5В (по факту 4,5 В) напрямую по трём проводам. И если на один из них попадет провод с 12-ю вольтами, то регистр микроконтроллера выгорит.
Прошивка:
Сразу определимся: Все биты ниже с инверсией! Оригинальную прошивку считать нельзя, потому что там выставлены LOCK биты.
Для сброса LOCK битов стираем кристалл. Далее записываем прошивку в память FLASH (можно скачать ниже), и проверяем, как она работает. Прошивка подходит как для БУС на реле, так и на транзисторах.
Фьюзы должен быть выставлены так:
Поломки:
Бывают нерабочие стабилизаторы (не формируется напряжение питания), сгоревшие предохранители, транзисторы и пр. Все это легко ремонтируется с начальными знаниями электротехники.
Важно: У БУС-01 есть обратная связь с дворниками. Когда дворник сделал ход, то он размыкает концевик, это регистрирует контроллер и отключает дворник. Если есть проблемы с концевиком, то возможны остановки дворника в разных случайных местах именно из-за концевика. Это надо сразу исключить при диагностике.
Более интересны поломки с поведением БУСа. В какой-то момент БУС начинает работать неправильно и идет под замену. Проблема явно в контроллере, потому что я выпаивал их и вставлял в рабочую плату БУСа и они вели себя там также неправильно. По пинам контроллера сопротивление в норме, в программаторе определяются, программируются. Записываю свою прошивку – все работает.
Исходного кода нет, но есть причинно-следственные связи, косвенно показывающие на внутреннюю структуру кода. БУСы (9шт БУСов, нормально для статистики) с неправильно работающей прошивкой стенде ведут себя одинаково неправильно, что не может быть случайностью. Если бы с ATTiny2313а что-то случилось с электрической частью, то врядли бы с ним смог работать программатор и записать прошивку. То есть контроллер рабочий.
Тогда что происходит. Это сугубо моя теория, подтвердить её я не могу, просто рассматриваю с теоретической части вопроса. ATTiny2313а это компьютер. В контроллерах AVR память делится на 2 типа: Flash и EEPROM. Во Flash записывается программа, в EEPROM помещаются данные. Теоретически можно написать прошивку со счетчиком, и, например, считать количество включений дворников и записывать эти данные в память EEPROM. После достижения определенного количества включений дворников можно поменять поведение БУСа, как бы считая, что БУС выработал свою гарантию и ресурс.
Такое реализуется, например, в принтерах. Когда он отпечатал N страниц и считает, что тонер закончился. Там счетчик сбрасывается.
Итог: если БУС ведет себя неадекватно, а все остальное рабочее -> обновляем прошивку.
Источник