Филин не простил: организатор кислотной атаки на худрука Большого вышел на свободу
В Москву вернулся Павел Дмитриченко — бывший солист Большого театра. Тот самый, который был осужден за организацию нападения на Сергея Филина. Подговорил своего знакомого — безработного Юрия Заруцкого — плеснуть кислотой в лицо худруку балетной труппы. Сам Заруцкий все еще за решеткой, ему дали девять лет. А вот Дмитриченко вышел из колонии по УДО.
Отбывать наказание экс-танцор начал пятого мая 2013-го — с учетом времени, проведённого в СИЗО. Освободить его должны были в сентябре 2018-го. Выходит, в заключении Дмитриченко пробыл чуть больше трех лет — из пяти с половиной. Помогла положительная характеристика: семь поощрений за примерное поведение и добросовестный труд. Секрета из своих планов на будущее он не делает. Говорит, что хочет вернуться на сцену. Причем в ближайшее время. Возможно ли это?
Для балетного артиста оказаться на три с половиной года за решеткой, не иметь возможности заниматься в зале, не иметь возможности выходить на сцену – это дополнительное наказание. Им в сто раз тяжелее в местах лишения свободы, чем писателям или художникам, например.
Казалось бы, за три с половиной года страсти должны утихомириться. Однако сегодня выясняется — накал страстей сохранился. Павел Дмитриченко своей вины так и не признал. Он сказал, в частности, что очень рад свободе, но его вины в произошедшем нет.
Тем временем, пострадавший Сергей Филин не удовлетворен тем, что бывший коллега пробыл за решеткой три с половиной года. Ведь вначале суд определил пять с половиной лет. Адвокаты Филина усмотрели в решении Рязанского районного суда процессуальные дефекты. 18 мая там вынесли постановление об УДО для Дмитриченко. Но вот защитники потерпевшего говорят — Филина должны были пригласить на это заседание по закону. И сейчас последует апелляция.
«Позиция у нас жесткая. Ни при вынесении основного приговора, ни позже, Дмитриченко не раскаялся и не признал вину. Я считаю, есть угроза жизни моего подзащитного», — говорит адвокат Филина Татьяна Стукалова.
Вернется ли Дмитриченко обратно в колонию? Если бы это произошло, то случай вошел бы во все учебники по праву. В колонии зека Дмитриченко режим не нарушал, наоборот, имел семь благодарностей. Материальный ущерб пострадавшему компенсировал. Все признаки освободиться условно-досрочно есть.
А Сергей Филин перенес около 40 операций в России и за рубежом. И своего обидчика, как видим, не простил. Положение у Филина сейчас не самое блестящее. Зрение восстановилось лишь частично. А тут еще контракт с ним закончился, и Большой театр его не продлил.
Теперь в Большом новый руководитель балетной труппы Махар Вазиев. Для Дмитриченко это может быть к лучшему — ведь он заявляет, что хотел бы вернуться в Большой. В главном музыкальном театре страны комментируют эту возможность сухо.
Пока Дмитриченко отбывает наказание, ВВС снимет фильм «Большой Вавилон» как раз об истории кислотной атаки на Филина. Режиссер Марк Франкетти использовал интервью, снятые и до трагедии, и после. Фильм подводит к мысли, что Дмитриченко хотел занять место Филина. Впрочем, главная мысль авторов фильма такая: если Большой — главное русское оружие, то это оружие прогнило внутри. Обидная мысль, конечно, но повод для таких рассуждений ведь был.
Павел Дмитриченко был звездой Большого. Не просто блестящий танцовщик, но еще и драматический артист. Ему прочили большое будущее. Его очень поддерживал великий балетмейстер Юрий Григорович. У артиста еще и внешность очень интересная — тонкое нервное лицо. Многие режиссеры могли бы снимать его в кино. Трагическая история поломала ему жизнь, и непонятно, сможет ли он восстановить физическую форму. Впрочем, это человек очень сильной воли. Недаром он пользовался безусловным авторитетом в труппе.
Вся эта история стала трагедией Большого. И еще публика узнала, что люди, которые на сцене танцуют принцев, на самом деле вовсе не небожители. Они обуреваемы страстями, амбициями, жаждой славы и чувством мести. Что ж, так было всегда. Поломанные судьбы, нереализованные таланты, которым не давали танцевать главные партии. Это знают все, кто интересуется историей балета.
Источник
Сергей Филин намерен вернуться именно в Большой
Проходящий лечение в Германии худрук балетной труппы Большого Сергей Филин дал первую после «кислотной атаки» на себя и 10 перенесенных операций пресс-конференцию. Он заявил, что собирается в Москву, очень скучает, а главный подарок для него сейчас — с успехом идущие выступления балетной труппы. Кстати, запущен слух, что Сергей Филин уже простил злоумышленников. Тема актуальная для Прощеного воскресенья. Так простил или нет? Любой ответ может быть обращен против самого Филина. В похожей ситуации оказался после покушения государь-император Александр II. В предсмертные часы его — с оторванной бомбой ногой, истекающего кровью, — кто-то вдруг спрашивает, простил ли он бомбиста. «Как человек — да. Как государь — нет», — ответил император. Разные века и разные масштабы. Но моральная конструкция всё же близка. Преступник вызывает сочувствие, но принцип неотвратимости наказания это не отменяет.
Сергея Филина облили кислотой ровно два месяца назад. Черные очки, шапка и шарф скрывают ожоги, которые в то же время — и следы нравственной болезни, которой самая именитая балетная труппа мира сегодня поражена, видимо, в очень запущенной форме.
«Мир балета – это область амбициозных людей, талантливых личностей и субъективных суждений, — отмечает Сергей Филин. – И это всегда создает почву для конфликтов».
Филин очень аккуратен в словах. Он избегает прямых обвинений в адрес Павла Дмитриченко, но его собственные подозрения совпадают с выводами, к которым пришло следствие. У художественного руководителя были разногласия с солистом. Филин утверждает, что Дмитриченко совершенно беспочвенно подозревал в его в организации серии разгромных статей после премьеры балета «Иван Грозный», в которой тот исполнил главную партию.
«Никакого конфликта, который был бы открыто и ярко выражен с мой стороны к Павлу Дмитриченко никогда не было, — признался Сергей Филин. – Но, видимо, кто-то хорошо над этим работал и подталкивал к этому, потому что каждая моя встреча с Павлом Дмитриченко – это было постоянная демонстрация неприязни».
Сергей не исключает, что неприязненное отношение к нему со стороны Дмитриченко третьи лица могли использовать в своих целях. А, по мнению адвоката Филина Татьяна Стукаловой, эти интриганы выдали себя организацией письма и общественной кампании в защиту подозреваемого.
«Я предполагаю, что это не что иное, как подстрекательство изнутри некоего заинтересованного лица, которое пытается всеми любыми способами показать Дмитриченко, что он всячески готов ему помочь, чтобы Дмитриченко не затянул к себе еще кого-то в компанию», — считает Татьяна Стукалова.
Через два дня после записи этого интервью в деле случился поворот: Дмитриченко отказался от признательных показаний, поэтому на пресс-конференции в пятницу, которую устроила клиника, где лечится Филин, первый вопрос был о том, готов ли он к очной ставке.
«Если я буду здоров, то я готов к очной ставке. Я не совершал преступления, и мне нечего боятся», — сообщил худрук балетной труппы.
Но люди, которые отвечают за самочувствие Сергея, пока не могут сказать, когда он вернется в Москву. Ни пластические хирурги, ни тем более офтальмологи не дают гарантий полного восстановления после такой травмы.
«Можно говорить об улучшении состояния левого глаза, однако правый глаз повреждён значительно сильнее, поэтому для его лечения потребуется ещё несколько операций, — информирует лечащий врач Сергея Филина Мартин Хермель. — Но мы предполагаем, что после окончания курса лечения господин Филин сможет вернуться к профессиональной деятельности».
То, что Филин сможет работать, — главная новость, которую сообщили его лечащие врачи. И надежды на продолжение карьеры Сергей связывает исключительно с Большим театром.
«Я вернусь именно в Большой театр, потому что для меня это – жизнь, — признается артист. – Несмотря, на все, что происходит вокруг, Большой театр – это храм искусства, это великий театр».
Впрочем, и сегодня, несмотря на 10 перенесенных операций, Сергея Филина от возвращения в этот храм отделяют не дни, не недели, а месяцы.
Источник
Сергея Филина убрали из Большого вместе с должностью
Борис Эйфман: «Увы, это общемировая проблема — сегодня практически нет лидеров»
В конце своего 239-го театрального сезона руководство Большого театра в лице гендиректора Владимира Урина решило сделать серьезную рокировку и объявило сенсационную новость — контракт с нынешним художественным руководителем балета Большого театра Сергеем Филиным не только не будет продлен, сама должность худрука вместе с Филиным тоже ликвидируется.
«Вместо нее будет учреждена должность директора балетной труппы ГАБТа, аналогом которой является должность артистического директора в других оперных и балетных домах мира», — заявил В.Г.Урин ТАСС, заранее оговорив, что «ни он сам, ни Сергей Филин никаких дополнительных комментариев по поводу принятых решений давать не будут».
Фото: Кирилл Искольдский
Что же, новость не застигла врасплох. То, что контракт не будет продлен именно с Сергеем Филиным, в данном случае не столь принципиально. В конце концов, у руля балета он остается фактически на весь следующий сезон, а после ему, насколько можно понять распространяемые агентствами слова Урина, подыщут другую подходящую должность. Во всяком случае, театр расставаться с ним не собирается, и останется Филин в театре или нет, уже в другом качестве, теперь будет зависеть от него самого. В театре он последнее время появлялся реже и реже, поправляя свое здоровье после «кислотной атаки» в январе 2013 года. Недавно перенес новую, уже 34-ю по счету операцию. Принципиально здесь как раз другое. Нам прямо сообщается, что такой должности, как худрук балета, теперь не будет.
Слухи о том, что такое решение готовится, начали циркулировать ровно в тот момент, когда Филин, сказавшись больным, не появился на итоговой пресс-конференции 239-го сезона и балетные планы на следующий 240-й сезон за него оглашал сам Урин. А о возможности такого исхода стало ясно в начале сезона, когда было объявлено о создании ранее расформированного отдела перспективного планирования с новыми полномочиями.
Если раньше при господине Фихтенгольце этот отдел занимался только оперой, через год после расформирования отдел воссоздается, но в новом формате, и занимается теперь не только оперой, но балетом и другими специальными проектами. Так что де-факто функции худрука, ранее занимавшегося планированием репертуара, теперь стали решаться коллегиально, и необходимость в таком посте, как худрук, отпала. Теперь это оформлено де-юре.
«Директор призван заниматься формированием труппы, следить за своевременным и качественным выпуском спектаклей, выполнением гастрольного графика», — перечислил будущие директорские функции Владимир Урин. При этом он особо подчеркнул, что в обязанности директора балета будет входить и выработка репертуарной стратегии совместно с руководством театра.
Однако что бы ни говорил в этой ситуации гендиректор, утратив часть властных полномочий, пост руководителя Большого балета девальвировался и свелся до уровня заурядного управляющего балетной труппой. Аналогичную ситуацию мы уже много лет наблюдаем в Мариинском театре, и не сказать, чтобы это обстоятельство сказалось на уровне легендарной балетной труппы в лучшую сторону.
Насколько такое решение оправданно, «МК» и попытался выяснить.
— Действительно, в западных компаниях это называется «артистический директор», — говорит мне главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская. — Но фактически это художественный руководитель и есть.
— Видимо, раз создан такой отдел перспективного планирования, часть функций, которые традиционно выполнялись худруком, теперь будут решаться коллегиально…
— В принципе, я не могу прокомментировать, потому что я не понимаю, какая разница между художественным руководителем и артистическим директором, и что тут входит в чьи функции, не могу предполагать, я не знаю, что они в себя включают. Дело в том, что каждая должность имеет служебную характеристику. Нужно знать более детально, что входит в служебную характеристику той или иной должности. Если б руководство Большого театра детально объявило, что туда входит и какая разница между двумя этими функциями, тогда можно комментировать целесообразность такого решения.
Звоним Борису Эйфману, самому авторитетному на сегодня российскому и самому известному за рубежом хореографу. Он руководитель собственной прославленной во всем мире труппы и как никто разбирается в вопросах балетного руководства.
— Борис Яковлевич, как вы, как балетный специалист, относитесь к такой передислокации в главном театре страны? Теперь не будет поста худрука, а, как во всех западных компаниях, будет артистический директор. Такое решение целесообразно?
— Я думаю, что дирекции Большого театра всегда необходим творческий лидер, творческая личность, которая создает репертуар, создает имидж театра. Но это необходимо в принципе для авторского театра. Государственные мощные структуры, как Большой, Мариинский, Гранд-опера, Ковент-Гарден, в последние годы действительно выработали структуру, при которой во главе балетной компании становится администратор. Конечно, он профессионал, но у него функции административные, не творческие, не креативные. И он уже во взаимоотношениях с дирекцией, с гендиректором театра выстраивает модель, приглашения и репертуар. Я думаю, что сегодня театры приспосабливаются к тем условиям, в которых мы живем в реальности. Потому что сегодня творческих лидеров практически нет, поэтому театры и выстраивают другую модель существования, при которой административная роль становится важнее, чем творческая. Да, в Большом театре был Горский. Был Мариинский театр Мариуса Петипа, был и во многом есть сегодня Большой театр Юрия Григоровича — это был Большой театр со своим репертуаром, со своим лицом, со своим творческим «я».
— Так что же сегодня происходит с Большим?
— Сегодня Большой театр ищет немного другую модель, потому что сегодня хореографов такого масштаба, как Горский и Григорович, практически нет. А театру нужно существовать. Речь идет не только о Россия. Действительно это общемировая проблема.
А как отнеслись к произошедшему сами артисты балета большого?
— Отрадно, что на фоне множества скандалов в различных театрах у нас происходит все очень цивилизованно. Нам заранее объявляют о своем решении, — сказал мне артист балета Большого Иван Семиреченский, — мы остаемся передовыми не только в художественном выражении, но и по части трудовых отношений.
— А целесообразность такого решения? Как это видится внутри коллектива?
— В данном случае я хочу напомнить историю. Балетом Большого театра всегда управлял один человек. До Григоровича это был Леонид Лавровский. Так одно время работал и Григорович, но затем он попросил себе помощника, человека, который взял на себя все административные вопросы. С бумагами и прочими вещами. А Григорович сконцентрировался на творческой деятельности. И с этого момента в Большом театре существует два поста: главный балетмейстер и художественный руководитель и заведующий балетной труппой. В данном случае такая необходимость, как я понимаю, излишня. Насколько я понял, судя по сообщениям, теперь эти роли исполняет один человек. Весьма оптимально.
— И этим человеком будет уже не Сергей Филин? С чем связано такое решение?
— Вполне возможно, с состоянием здоровья. Надо сказать Сергею огромное спасибо — ему многое удалось.
. В заключение остается отметить, что вопросы о том, какие конкретно функции будет в себя включать пост директора балетной труппы ГАБТа и чем новый пост будет отличаться от поста балетного худрука, окончательно прояснится только в следующем сезоне. И самое главное, кто будет назначен на этот пост. Сейчас ясно одно, что это будет уже не Сергей Филин.
Источник