- КАК ПОЧИНИТЬ ПЛЕЕР НА КАССЕТАХ
- Схема плеера
- Видео
- Почему кассетный плеер не работает?
- Древности: вторая жизнь кассетного портатива
- Рождение персонального аудио
- Фигура первая. Sony WM-FX153
- Фигура вторая. Sony WM-FX491
- Фигура третья. Aiwa PX447
- Фигура четвертая. Panasonic RQ-SX33
- Фигура последняя. Sony WM-DD22
- Ненаучный замер параметров
- Великий и ужасный МегаБас
КАК ПОЧИНИТЬ ПЛЕЕР НА КАССЕТАХ
Вторую неделю идут дожди, кошки впали в спячку, у меня ностальгия. Достал из схрона кассетный плеер «Квазар-П405С» – слушать музыку Retro. Не общались мы с ним так давно, что даже не помню, когда это было.
Весьма симпатичный проигрыватель с небольшими габаритами (145х95х37 мм), питание шестивольтовое, диапазон воспроизводимых частот от 63 до 12500 Гц, вес 300 гр. Подключаю плеер к сети через соответствующий адаптер, а он никаких признаков работоспособности не проявляет.
Озадаченный достал из корпуса шасси с лентопротяжным механизмом и печатной платой в надежде увидеть оторванный проводок или что-то в этом роде. Но не увидел.
Ничего не обнаружил подозрительного и на плате со стороны печатных проводников.
Открутив два винта и отпаяв два провода, идущие к электродвигателю, получил доступ к электронным компонентам. И тут порадовала память, вспомнил, что в предыдущее подключение плеер тоже не заработал, на него подали по ошибке 12 вольт и что решил тогда про него – «сгорел».
В свете этого обратил внимание на компоненты стоящие на входе питания, в частности транзисторы и диоды. Диоды отпаяв с одного конца. У транзисторов выпаивал «Базу». Всё «прозвонил». Оказались целыми.
А вот электролит по соседству, значащийся на схеме с ёмкостью 100 мкф, оказался 47 мкф, с остаточной ёмкостью 30 мкф. Заменил.
Бросился в глаза «неправильный» цвет проводов предназначенных для соединения с отсеком питания. И в процессе их замены обнаружилось, что распайка гнезда питания от внешнего источника тока имеет своеобразие. На центральный контакт гнезда необходимо подключать « — », на боковой «+». Сменил полярность подключения и плеер ожил. Вот только звуки в наушниках мало походили на музыку.
Время своё берёт. Все до единого, электролитические конденсаторы требовали замены, что стало ясно после того как пробежался по их контактам пробником ESR. Заменил.
А ещё на плате отсутствовал транзистор VT6. Место под него имелось, был надписан его порядковый номер, обозначена распиновка, а транзистора не было.
Схема плеера
Полную схему и плату плеера Квазар смотрите далее — клик для увеличения.
На фрагменте принципиальной схемы, приведённом на фото, он есть. Это транзистор КТ361Б. О причине его отсутствия можно только догадываться, возможно, в целях экономии и удешевления продукции, возможно, не было в наличии. Но не «забыли» это точно, ибо на место ножки коллектора транзистора был запаян резистор.
Недостающий транзистор установил, но не КТ361Б, а А1015 и заодно поменял стоящий КТ315Б на С1815. Предпочтение при замене отдано более современным компонентам, с лучшими характеристиками.
Других проблемных мест на плате не обнаружил и на том восстановительные работы закончил. Собрал исполнительную часть звуковоспроизводящего устройства и поместил её в корпус.
Видео
Звук воспроизведения через наушники, когда они находятся на подобающем им месте, достаточно громкий, Ползунок резистора всегда стоит максимум в среднем положении. Музыка «на ленте» это, конечно же, не то, что «на виниле», но по всякому лучше, чем на «цифре». Автор Babay iz Barnaula.
Источник
Почему кассетный плеер не работает?
При включении плеера из колонок звучит шум. Если вставить кассету с записью из колонок тоже звучит шум. Из за чего это? Как починить?
Кассетные плееры как и сами кассеты, это довольно устаревшие девайсы (устройства).
Устройство могло устареть не только морально, но и физически (критический износ устройства).
А причины могут быть следующие:
Кассетный плеер работает от батареек, батарейки долго заряд не держат, садятся, пробуйте заменить батарейки, почистить контакты, или не хватает мощности батареек.
Возможно не работает протяжка ленты.
Плеер нужно разобрать, почистить и смазать, возможно пришло время заменить пасики (пассик могу растянуться).
Может быть проблема с самой кассетой, пробуйте «классический» вариант, при помощи авторучки смотать и размотать кассету.
Возможно плеер «зажовывает» кассету (плёнку).
Или же плохой звук в кассетном плеере, то есть он работает но звука нет, или почти нет.
Для начала нужно почистить восприозводящую головку, можно одеколоном, но лучше спиртом.
Очищать нужно поверхность головки которая непосредственно соприкасается с плёнкой кассеты.
Я обычно использовал ватные палочки, чистить головку нужно до тех пор пока на вате не будут оставаться грязные пятна, вату меняем по мере её загрязнения.
Заодно и прижимной ролик проверьте, возможно причина в нём.
Если нет желания заниматься всей этой чисткой в ручном режиме, купите вот такую
После чистки воспризводящей головки и прижимного ролика (это как правило) звук становится и чище и громче.
Колонки тоже стоит проверить, возможно причина в них.
Источник
Древности: вторая жизнь кассетного портатива
2003 год. Я совершаю вояж в известный многим мелкооптовый магазин электроники в Москве, выкладываю наличные за CD/MP3-плеер. С собой беру переносной кассетник: не ехать же в метро в тишине. Не выходя из магазина открываю коробку, вставляю самописный компакт-диск — десять часов музыки — и на обратном пути наслаждаюсь цифровым звуком, без шумов, вибраций, искажений, зажеваной ленты, идеально! Убираю старый плеер в дальнюю коробку, туда же кидаю сумку с кассетами. Моя личная эпоха аудиокассет заканчивается, но в 2018 году наступает ренессанс. Зачем, почему? Прежде всего из-за ностальгии по ушедшим временам, но еще и с целью изучить устаревшие технологии, подробнее, чем это было возможно в девяностых.
Переносной кассетный плеер в моей жизни стал первым устройством, с помощью которого я сам решал, какую музыку мне слушать. В комбинации с домашним пишущим магнитофоном это был и некий способ самовыражения — через создание сборников любимой музыки, запись с радио и микрофона. Компьютер, окончательно раскрепостивший мой творческий потенциал, появился позже. Сейчас наверное трудно это понять: подумаешь, слушать музыку, которую хочется… Бери смартфон и слушай! Но в начале девяностых, когда даже музыкальное радио в моей провинции было одно-единственное, это была революция.
Жертвой революции стало качество звука. Увы, даже если сейчас попытаться сделать компактный проигрыватель аудиокассет, придется идти на компромиссы: в такой технике размер имеет значение, и уменьшая диаметр тонвалов, шестеренок и роликов, урезая питание усилителя, вы неизбежно потеряете в качестве звука. Поэтому, в отличие от первой моей публикации, где мы слушали музыку хорошо, сегодня мы будем слушать ее скорее плохо. Этот пост — про устаревшие технологии, растущие еще с докомпьютерных времен, теплый ламповый звук и приятные воспоминания о молодости, разбавленные объективными измерениями и графиками.
Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме. В канале выложены оцифровки записи со всех пяти плееров, если вам интересно сравнить.
Другие статьи по теме:
Рождение персонального аудио
В отличие от катушечных магнитофонов и виниловых проигрывателей, кассетная техника была умеренно компактной практически с самого начала. Уже в конце шестидесятых, на самом старте формата появились портативные рекордеры, известные как shoebox, за идеальное совпадение по габаритам с некрупной обувной коробкой.
Это была портативная, но не персональная техника, и заточенная скорее на запись голоса, а не на прослушивание музыки. По-настоящему персональными кассетные плееры стали в конце семидесятых. В прошлом году отмечали сорокалетие первого портативного плеера Sony Walkman — модели TPS-L2 1979 года, получившей дополнительную популярность после выхода фильма Guardians of the Galaxy в 2014 году.
Плеер с трудом помещался в большой карман, а его создатели еще не до конца понимали, что сотворили, и пытались соорудить какую-то социализацию. Два выхода на наушники для прослушивания вдвоем. Остатки схемы записи от соседней модели приспособили для прослушивания происходящего снаружи, или, как писали в журнале Billboard, для переговоров между слушателями без отключения музыки (зачем?). За следующие 10 лет технология производства компактных кассетных плееров устаканилась: их научились делать с габаритами не больше кассеты, а в одном случае даже смогли сделать устройство меньше, чем носитель. Все самые легендарные портативные плееры были выпущены тогда. Проблема в том, что я их успешно пропустил: до моей деревни прогресс добирался с большим опозданием.
Настолько большим, что первое кассетное устройство появилось у нас в семье в 1987 году, а до этого правили бал винил и бобины. И это был вовсе не портатив, а здоровенная многокилограммовая условно переносная магнитола Рига-110. Этот обзор также посвящен «средненьким» устройствам, такой праздник нищебродства. Про «топчик» я напишу отдельно. Первая попытка оснастить меня персональным аудиоплеером была предпринята родителями в 1990 году, при помощи плеера International, на самом деле — типичного представителя китайского ноунейма.
Картинка из интернетов, мой экземпляр не сохранился. Поделюсь запоздалым советом: чем крупнее на корпусе выведено слово «Stereo», тем выше вероятность, что плеер монофонический. Это был простейший аппарат, умевший воспроизводить кассеты или перематывать их вперед. Перемотка в другую сторону отсутствовала — переверните кассету или воспользуйтесь environment-friendly способом перемотки шариковой ручкой.
Самой большой проблемой было отсутствие инфраструктуры, а именно — доступность только советских солевых батареек АА, от которых аппарат работал минут десять. И еще полчаса на половинной скорости. Пофиг, я был готов слушать его даже так, настолько это было круто. Еще до появления персонального компьютера это было первое устройство, с которым я сам мог решать — какой контент мне употреблять. В комплекте с домашним рекордером я мог создавать свои записи, и больше не зависел ни от домочадцев, желающих слушать что-то другое, ни от диджея на радио.
Самое интересное, что этот примитивный набор деталей оказался и самым живучим. По-настоящему крутые портативные плееры остались в прошлом, а вот такой базовый — живет, хоть сейчас покупай с доставкой из Китая. Даже если вы захотите сделать что-то более качественное — не получится, так как механизм для создания кассетного магнитофона сейчас выпускается один. С небольшими модификациями он идет и в настольные устройства, и в переносные. В прошлом году довольно широко обсуждали «ренессанс» портатива, когда кто-то собрал денег на Kickstarter и выпустил портативный кассетник с модулем Bluetooth для подключения современных наушников. Не ведитесь, по своим характеристикам этот аппарат невероятно уныл. Как и мой «интернешнл» тридцатилетней давности, он монофонический. Разве что батарейки за прошедшее время стали гораздо качественнее и доступнее. Такой вот замкнутый круг технического несовершенства.
Фигура первая. Sony WM-FX153
Начну обзор своих устройств с немногим более качественного кассетного плеера Sony, очень похожего на мой первый «нормальный» плеер, приобретенный в конце 1994 года. До этого я страдал, нося на ремне огромный китайский кассетник с радио и динамиком, весивший под килограмм. Sony WM-FX153 — чуть более современная модель 1996 года выпуска (здесь и далее даты примерные, взятые из сервисных руководств). В ней есть почти всё, необходимое тинейджеру из девяностых для погружения в персональную музыкальную нирвану. Относительно компактные размеры: помещается в карман куртки. Встроенный радиоприемник: когда надоест слушать ограниченный набор кассет, или если сели батарейки — на остатках заряда радио работает еще 2-3 часа. Усиление басов: компенсировать убогие характеристики комплектных наушников. В моем оригинальном плеере был еще и автореверс: не надо переворачивать кассету вручную.
Автореверс и в FX153 конструктивно заложен: обратите внимание на два тонвала, соединенных с мотором приводным ремнем. Плеер собран без использования гвоздей винтов, половинки корпуса скреплены пластиковыми защелками, разбирать его — целая история. Внутри все очень просто: тонвал, набор шестерней, пластмассовые тяги от кнопок, выставляющие шестерни в нужное положение для воспроизведения и перемотки. Простейший механизм автостопа… и собственно всё. Я разобрал плеер, чтобы выяснить, почему иногда нет звука в левом наушнике, но оказалось, что это не баг, а норма. Расхлябанный кажется с завода пластмассовый механизм требует «дожатия» кнопки воспроизведения, и тогда все работает правильно.
Большинство регулировок на плате отвечают за подстройку радиоприемника, для кассеты подстроечный резистор один: скорость воспроизведения. В середине девяностых большим преимуществом похожего плеера стало наличие в комплекте двух никель-кадмиевых аккумуляторов и внешнего зарядного устройства. Плеер с батарейками честно прослужили мне почти четыре года, пока от почти каждодневной эксплуатации не вышел из строя механизм. В современной коллекции WM-FX153 — один из двух плееров, который вообще не потребовал обслуживания. Его подарил коллега, плеер явно много эксплуатировался, судя по шрамам на корпусе, но он пока жив и не планирует сдаваться. Основным его недостатком является звон от мотора, проникающий в наушники и хорошо слышимый на небольшом уровне громкости.
Важным преимуществом таких плееров было наличие встроенной клипсы для ношения на ремне. Увы, эти пластмассовые штуки очень быстро ломались: я оторвал ее на своем Walkman кажется на третий день эксплуатации. Пытался посадить на клей, восстановить хлипкое крепление паяльником, но тщетно. Решил проблему мой дед, в 1997 году соорудивший по моей просьбе стальную прищепку. Клипса была приклепана к корпусу, и мне пообещали, что она переживет сам плеер — так и вышло.
Фигура вторая. Sony WM-FX491
Перейдем к самому современному плееру в коллекции — модели Sony WM-FX491 2000 года. Этот экземпляр я купил новым, в коробке и с наклейками на корпусе. Выглядит этот плеер гораздо моднее, чем FX153, но пусть внешний вид вас не обманывает. По конструкции он мало чем отличается от более древнего устройства — это все еще бюджетная модель.
Главным отличием стало электронное управление воспроизведением и радиоприемником. Корпус по-прежнему держится на защелках, но усилен двумя винтами. Кассетный механизм стал чуть сложнее: в FX153 вы подводите считывающую голову и ролик к ленте путем нажатия на кнопку воспроизведения, здесь за это отвечает качающаяся шестерня. В зависимости от направления вращения мотора мы либо активируем режим воспроизведения, либо переключаем режимы работы. В этом плеере есть автореверс, а значит надо переключаться между парами считывающих головок в зависимости от того, в какую сторону перематывается лента. За это отвечает механический переключатель на плате, а автостоп и реверс активируются с помощью оптического датчика: он отслеживает вращение одного из роликов. Если вращение остановилось (кончилась лента в кассете или ее зажевало), надо остановить воспроизведение или переключиться на другую сторону, в зависимости от настроек.
Никаких переключателей на корпусе нет: все настройки задаются кнопками на передней панели, текущие режимы отображаются на экране. Туда же выводится частота радиоприемника, есть возможность запомнить несколько радиостанций и настраиваться на них чуть быстрее. Почти 20 лет хранения не пошли на пользу тонкому приводному ремню: его пришлось менять, иначе детонация при воспроизведении зашкаливала. После обслуживания параметры оказались хуже, чем у более древнего WM-FX153. В кассетном портативе часто бывает так, что чем примитивнее конструкция, тем лучше работает плеер. Зато нет шумов от мотора при воспроизведении.
Фигура третья. Aiwa PX447
Этот плеер 1995 года наиболее пригодный к эксплуатации в моей коллекции. Все работает, неисправность была одна и ее внесли предыдущие владельцы — закрутили в корпус длинный винт, который не давал закрыть крышку. Один из двух в моей коллекции настоящих тонких плееров, мечта тинейджера из девяностых. За счет чего обеспечили компактные размеры, чуть больше кассеты? Прежде всего, отказались от подвода головки к плееру.
Конструкция фиксированная, по очереди прижимаются к тонвалам только прижимные ролики, для смены направления движения. Сборка из головки и роликов намертво прикручена к крышке и открывается вместе с ней: вставляете кассету, закрываете и на свое место встают два микроскопических тонвала. Это простой, но крайне удобный плеер, который запросто помещается даже в карман джинсов. Единственным его недостатком является использование батареек ААА. Самая бесполезная фича: механический переключатель предустановленных режимов эквалайзера, который в любом положении кроме Flat снижает качество звука с приемлемого до отвратительного.
Фигура четвертая. Panasonic RQ-SX33
Больше всего 25 лет назад я мечтал о подобном плеере. Увы, видел такой только у одного удачливого одноклассника в школе, но сам не владел. Функционально это самый топ кассетного портатива. Сенсорное управление, автореверс, проводной пульт, чтобы не требовалось доставать сам аппарат из кармана. Металлический корпус, шикарный внешний вид.
В Panasonic была обнаружена еще одна ранее неизвестная мне особенность: крышка при открытии складывается и таким образом обеспечивает максимально удобное попадание кассетой в плеер.
В 2020 году это все сомнительные преимущества. Максимальную компактность здесь обеспечили переходом на плоские аккумуляторы типа gumstick (NH-14WM). Купить их можно, но потребуется еще и специализированная зарядка. Главное: рабочее напряжение плеера — не три вольта, а полтора, точнее — аккумуляторные 1,2В. От одного аккумулятора работает мотор, вращается лента, усиливается сигнал, работает усилитель для наушников. В общем, надо расставлять приоритеты и не всегда на первое место ставился качественный звук.
Добавим к этому жуткую детонацию, заметную невооруженным взглядом ухом, несмотря на внешне прекрасное состояние плеера, им явно пользовались мало. Разобрать плеер для замены приводного ремня — это была целая история. Определенно это самый сложный механизм из всех плееров моей коллекции. Здесь и знакомый мне по FX491 оптический датчик, и соленоид, переключающий режимы работы плеера, есть датчики автоматического выбора типа ленты. Еще один способ уменьшения толщины механизма — припаять мотор и датчики к плате. Для замены ремня требуется отпаять эти контакты и аккуратно снять плату, не повредив при этом тонкий шлейф от головки воспроизведения. При сборке нужно проверить положение переключателя реверса, иначе его запросто можно сломать.
Это надежная и обслуживаемая конструкция: никаких пластиковых креплений, все собрано на винтах, максимально крепко и без люфта. Замена ремня уменьшила детонацию в два раза, но все равно самый модный плеер показал самый худший результат. Возможно это связано с состоянием прижимных роликов, но скорее всего это просто следствие миниатюризации там, где она идет во вред. В итоге SX33 остается музейным экспонатом: работает, но не радует. Даже пультом я толком воспользоваться не могу, так как к нему намертво прикручены штатные наушники, а свои подключить нельзя (можно напрямую к плееру). Это отличный кассетный портатив 1995 года выпуска, но в 2020 году у меня иные приоритеты. Пользоваться я предпочитаю самым крупногабаритным плеером. Вот этим:
Фигура последняя. Sony WM-DD22
Лучший плеер в подборке и одновременно самый старый: 1988 год. Один из самых дешевых плееров в серии DD — что иногда неправильно расшифровывается как Direct Drive. На самом деле это Disc Drive, и вот почему:
Мотор плеера расположен перпендикулярно тонвалу, и прижимается к нему через резиновое кольцо. Таким образом мотор подключен без применения пассиков: приводной ремень здесь передает момент только для подмотки ленты. Он слегка подустал за 32 года, но для перемотки и воспроизведения его достаточно. Нестандартная механика, впервые предложенная Sony в самом начале восьмидесятых — это торжество минимализма. Пара пластмассовых тяг, один контакт для включения мотора, одна шестерня для перемотки ленты в одном из двух направлений.
Недостаток понятный: большие размеры. Но в данном случае это скорее преимущество: прижимной ролик здесь не микроскопический, а почти соответствующий габаритам в стационарной технике. Большой тонвал обеспечивает равномерность лентопротяга, и достойный для любой кассетной техники коэффициент детонации. На корпусе три переключателя: тип ленты, усиление басов, никогда никем не используемая система ограничения громкости. Увы, мощность выхода на наушники здесь такая же, как и в более компактных устройствах. В более дорогих моделях серии WM-DD использовали схему посложнее, и качество там повыше. Но и здесь ничего, бывало и хуже.
Ненаучный замер параметров
Как можно сравнить кассетный портатив между собой, не на слух, а как-то поточнее? С помощью эталонной кассеты я определил для каждого устройства коэффициент детонации, измерил отклонение от «правильной» скорости. Требования для портативной техники по обоим параметрам у меня были невысокие: детонацию в пределах 0.15% трудно заметить на слух, так же сложно распознать небольшое расхождение скорости воспроизведения. Для измерения параметров воспроизведения я использовал программу RMAA, и наверное делал это последний раз. Есть стандартные методики измерения качества звука для магнитной записи, которые в RMAA не соблюдены. Но для примерного сравнения достаточно. Вот что вышло:
Я выбрал три параметра для сравнения: равномерность амплитудно-частотной характеристики (воспроизводим синусоидальный сигнал одинакового уровня, но меняем частоту от 20 до 20000 герц, измеряем уровень сигнала на выходе), коэффициент нелинейных искажений (воспроизводим сигнал с частотой 1 Кгц максимального уровня, измеряем уровень компонентов сигнала, отсутствующих в исходной записи) и уровень шума (ничего не воспроизводим, измеряем шум ленты и самого устройства). Тестовый сигнал RMAA был записан на ленту второго типа на стационарной более-менее неплохо настроенной кассетной деке — это наверное носитель максимального качества для портатива.
Вот что получилось. Я примерно измерил частотный диапазон, который каждое устройство способно воспроизводить, в пределах ±3дБ, в таблице приведены нижняя и верхняя границы, добавил результаты измерений коэффициента детонации, THD и уровня шума. Можно сравнить результаты между разными плеерами, и также между ними и стационарным устройством заведомо более высокого качества. Таблица доступна здесь. В целом плееры показали примерно одинаковый результат среднего качества. Стало понятно, что в WM-FX153 желательно подрегулировать положение воспроизводящей головки, а предпочитаемый WM-DD22 генерирует очень много искажений. Все плееры измерялись на максимальной громкости, что не совсем честно: на типичном среднем уровне громкости шумов будет гораздо выше. Panasonic RQ-SX33 показал самую ровную АЧХ, но в реальности его звук все равно не радует из-за высокой детонации.
На реальном звуковом материале «удовлетворительно» выступили все, кроме WM-FX153, и то скорее всего он «сожрал» все высокие частоты из-за неправильного азимута.
Великий и ужасный МегаБас
Так или иначе усиление басов присутствует во всех плеерах, кроме WM-DD22. В девяностые это была важная фича, которая делала слегка веселее звучание как достаточно унылой техники, так и наушников со скромными характеристиками. Сейчас, когда в моде музыкальный пуризм, Mega Bass кажется излишним даже в ретротехнике. Действительно, современные наушники на голову выше всего, что было доступно за небольшой бюджет четверть века назад. Но дело не только в том, чтоб «качало». Давайте посмотрим на измерения Sony WM-FX153:
Белый график — без улучшайзеров, здесь заметно практически полное отсутствие высоких частот. Зеленый график — измерения с Mega Bass на максимальной громкости. Голубой — на 50% громкости. Важно измерять именно так, потому что усиление низкочастотного диапазона зависит от громкости — чем тише, тем больше баса, и наоборот. При обычном уровне громкости диапазон примерно то 50 до 170 Гц «усилен» на 5 децибел. Но происходит также усиление высокочастотного диапазона, и выходит так, что с Mega Bass плеер Sony показывает куда более ровную частотную характеристику, чем без него. То есть разработчики кассетного портатива таким образом компенсировали и плохо записанные ленты, и отчасти эффект от неправильно установленной считывающей головки. И правда, с «мегабасом» этот плеер звучит мощнее и вовсе не уныло, в отличие от «правильного» режима воспроизведения. Правда, на средней громкости явно заметен шум мотора и простой схемы усиления. Посмотрите на замеры уровня шума ниже: в паузах между треками в ваших наушниках будут хорошо заметны все недостатки этого дешевого устройства. Отвратительно!
Самое яркое «кассетное» воспоминание у меня приходится где-то на 1996 год, когда зимой, в страшную рань мне нужно было встретить родственника на вокзале. Зима, девяностые на дворе, толпа людей на остановке общественного транспорта, освещаемая только фарами машин и луной. Набитый донельзя троллейбус шлифует колесами полосы льда на дороге, внутри призрачное тепло от дыхания людей и толстый слой льда на окнах, с круглыми дырочками, наблюдать за обстановкой снаружи: почти космический корабль в открытом космосе. Довольно мрачное было бы воспоминание, но я устроился поудобнее на чьей-то спине, включил магнитофон и создал себе посреди личного и общественного хаоса маленький островок тепла.
Источник