- КВКГ: как работает и для чего нужен?
- Для чего нужен и где находится клапан вентиляции картерных газов (КВКГ)?
- Замена КВКГ БМВ G11
- Как проверить КВКГ БМВ G11 в домашних условиях
- Основные неисправности КВКГ БМВ G11
- Устройство системы очистки картерных газов в современных автомобилях
- Признаки и причины поломки КВКГ BMW М54
- Устройство и принцип работы клапана вентиляции картерных газов
- Принцип работы клапана в современных автомобилях
- Куда деваются газы, если клапан закрыт?
- КВКГ: как работает и для чего нужен?
- Какие бывают неисправности клапана?
- Преимущества и недостатки системы вентиляции картерных газов
- Просто, но не гениально: что может не работать в системе вентиляции картера?
- Теория газов
- Открыто и закрыто
- Работает или нет?
КВКГ: как работает и для чего нужен?
Система очистки картерных газов — это самая простая и легкая вещь в двигателе. И, между тем, она нуждается в усиленном внимании водителя. Речь идет о постоянном уходе: осмотре, чистке и проверке системы, отдельно нужно обращать внимание и на клапан вентиляции картерных газов (КВКГ).
Предотвратить выброс газов, содержащих всю таблицу Менделеева, — главная задача этой системы. Ее устройство предназначено не только для чистоты окружающего пространства, но и для уменьшения до минимального значения результата давления газов на детали ДВС.
Для чего нужен и где находится клапан вентиляции картерных газов (КВКГ)?
Клапан вентиляции картерных газов нужен для того, чтобы пропускать отработанные газы, что накапливаются в картере двигателя, обратно в камеры сгорания цилиндров через впускной коллектор. КВКГ обычно располагается во впускном коллекторе. Существует два типа вентиляции картерных газов: принудительный и непринудительный.
Схема устройства системы вентиляции картерных газов
Замена КВКГ БМВ G11
Неисправность КВКГ BMW G11 – довольно распространенная проблема, с которой обращаются за помощью в техцентр БМВ-Е. Несмотря на то, что эта модель автомобиля выпускается лишь с 2015 года, некоторые владельцы машин BMW уже успели отремонтировать или заменить этот узел. И опытные мастера нашего сервиса с радостью уладили неисправность клапана вентиляции картерных газов, предложив клиентам оптимальное решение проблемы.
Клапан КВКГ BMW – это небольшой узел, входящий в систему двигателя и обеспечивающий своевременную рециркуляцию картерных газов. Последние являются соединением паров воды, бензина и газа, которые образуются во время работы ДВС и отводятся клапаном. Картерные газы несут прямую опасность окружающей среде и мотору, так что следует тщательно следить за исправностью КВКГ. Если вовремя не отремонтировать растрескавшиеся или засоренные продуктами горения шланги, не менять мембрану или клапан в целом, это непременно приведет к серьезным поломкам двигателя.
Нарушается давление, когда внутри картера слишком много газов. В будущем такая на первый взгляд простая поломка приведет к утечке картерных газов и подсасыванию масла или воздушной смеси.
Техцентр БМВ-Е рекомендует хотя бы раз в год проверять состояние узла и при необходимости производить квалифицированную замену КВКГ БМВ. У нас в сервисе специализируются исключительно на транспортных средствах BMW, а бокс оборудован программным обеспечением дилера. Это исключает любые неточности и ошибки во время ремонта новых и старых автомобилей баварской компании.
Как проверить КВКГ БМВ G11 в домашних условиях
Чтобы обнаружить отклонения от нормы в работе КВКГ, вам необязательно ехать в сервис. Первичный осмотр и тестирование этого агрегата легко произвести у себя дома или в гараже.
- Включите двигатель G11 и откройте крышку капота;
- Отыщите глазами маслоналивное горлышко и открутите крышку;
- Попытайтесь слегка приподнять крышку, но не снимайте ее полностью;
- Если чувствуется незначительная тяга крышки обратно, то с КВКГ все в порядке;
- Однако при слишком быстром откручивании крышки или ее сильном втягивании обратно – сразу обращайтесь за помощью мастера. Это первые признаки того, что клапан вентиляции работает некорректно.
Также признаками поломки служит чрезмерный расход масла, появление сизого дыма из выхлопной трубы и дымящийся мотор. При одном из перечисленных признаков не медлите с поездкой в техцентр БМВ-Е, чтобы сохранить целостность мотора и не допустить его разрушение из-за картерных газов.
Основные неисправности КВКГ БМВ G11
Причиной неисправности КВКГ БМВ выступает не так уж много факторов. Условно их можно разделить на механические и технические факторы, однако, процедура их ремонта при этом ничуть не отличается.
- разрыв мембраны из-за агрессивной манеры вождения или после ДТП;
- растрескивание или перегибы шлангов вентиляции/рециркуляции КГ;
- естественный износ детали;
- закоксованность шлангов картерными газами.
В техцентре БМВ-Е водители получают квалифицированную помощь от автослесарей с многолетним опытом работы. Мастера без труда проконсультируют владельца машины, проведут беглый осмотр узла и предложат оптимальные заменные агрегаты. На складе сервиса всегда есть комплектующие от дилера или их прочные аналоги от надежных поставщиков.
Любая неисправность КВКГ BMW G11 устраняется в стерильном боксе, куда не попадает пыль или грязь. На работу сотрудники затрачивают не более нескольких дней и предоставляют длительную гарантию. Клапан беспроблемно проработает после ремонта или замены в течение полугода или 10 000 км пробега.
Устройство системы очистки картерных газов в современных автомобилях
Картерные газы, в то время, когда проходят через несложную систему специальных клапанов и трубок, на выходе поступают назад в камеры сгорания, где происходит их догорание.
Схема системи очистки картерных газов с циклонным маслоотделителем (1 – трубопровод подачи картерных газов; 2 – трубопровод забора воздуха; 3 – мембрана; 4 – пружина сжатия; а – открытое положение клапана; б – закрытое положение клапана)
Вначале газы выходят в маслоотделитель, который напрямую крепится к этому отверстию. Вся сеть прокладок и перегородок маслоотделителя предназначена для выделения из газовой смеси масляных капель, которые возвращаются в поддон. Такая функция полезна тем, что уменьшается расход масла. В разных моделях маслоотделитель либо встроен в мотор, либо помещается под крышкой клапанов и составляет отдельный узел.
Признаки и причины поломки КВКГ BMW М54
Поломки клапана ВКГ проявляются не только функционально, но и визуально. Основным проявлением неисправности детали становится чрезмерное залипание крышки. Такое положение запчасти свидетельствует об отсутствии герметичности в системе и деформации мембраны внутри детали. Базовыми симптомами поломанного клапана ВКГ в автомобилях BMW М54 являются:
- Чрезмерно повышенный расход масляных жидкостей и топлива;
- Появление нехарактерных шумов в зоне нахождения детали;
- Снижение динамики и производительности двигателя;
- Случаи задымления моторного отсека;
- Неравномерная работа мотора;
- Чрезмерный уровень давления.
Чтобы проверить функциональность клапана проветривания выхлопных масс, стоит убрать крышку горловины для залива масла. Крышка должна немного прилегать в случае открывания. Если этого не возникает и появляется дым, это свидетельствует о неправильной работе вентиляционной системы. Поломки в работе клапана ВКГ в машинах BMW М54 могут появляться по таким причинам:
- Полный разрыв мембранного элемента клапана;
- Засорение шлангов вентиляции выхлопных газов;
- Деформация, повреждения шлангов клапана.
За счет указанных обстоятельств клапан проветривания выхлопных масс будет поглощать масляные жидкости непосредственно из поддона картера мотора. В большинстве случаев такая ситуация может вызвать деформацию корпуса. Сквозь поврежденные шланги детали для вентиляции газов осуществляется пропуск воздуха, что вызывает снижение производительности BMW М54. Засорение шлангов клапанов вызывает продавливание сальников мотора и протечку масляных жидкостей сквозь уплотнители крышки клапанов и коленчатого вала.
Устройство и принцип работы клапана вентиляции картерных газов
Клапан вентиляции имеет настолько простое устройство, что даже начинающий автолюбитель легко может научиться его разбирать и чистить.
Схема движения газов через клапан вентиляции
- Пластикового корпуса.
- Крышки.
- Входного и выходного штуцеров.
- Двух полостей.
- Мембраны.
- Пружины.
Принцип работы клапана в современных автомобилях
Видео о принципе работы системы и клапана вентиляции картерных газов.
Клапан вентиляции открывается в среднем режиме, когда создается оптимальное давление на мембрану. В этом положении клапан преодолевает силу давления пружины. Пройдя через маслоотделитель, газы очищаются от капель масла, проходят в открытый клапан и завершают цикл, возвращаясь назад в камеры сгорания, где завершается их догорание. Если мы говорим о непринудительной системе вентиляции картерных газов, то клапан почти не открывается, в режиме работы холостого хода и закрыт при высоких оборотах. На высоких оборотах выделяется много газов, часто случается прорыв горячих газов в впускной коллектор. В этом случае клапан закрыт, так как есть риск воспламенения картерных газов в самом картере.
Работа клапана вентиляции картерных газов в разных режимах
Куда деваются газы, если клапан закрыт?
В любом случае картерные газы должны удаляться и ни в коем случае не оставаться внутри системы. Существует еще один железный патрубок, который ведет еще к одному клапану. Это, так называемый «грибок» или редукционный клапан. Когда основной клапан закрыт (а это происходит, напомню, на высоких оборотах и на холостом ходу) то газы проходят через этот железный патрубок напрямую в «грибок».
Он также имеет два состояния: закрытое и открытое. Когда он прикрыт, то у него внутри приоткрывается маленькое калиброванное отверстие, которое пропускает через себя газовую смесь. В этом случае газы уходят через большое отверстие. То есть, система, состоящая из двух клапанов, обеспечивает бесперебойную и надежную вентиляцию картера.
КВКГ: как работает и для чего нужен?
Клапан вентиляции картерных газов, или PCV клапан. При работе двигателя, в картере (закрытом отсеке ДВС с коленвалом и другими частями ДВС) появляются пары несгоревшего топлива, частицы воды, частично через поршневые кольца проникают выхлопные газы. Всё это создаёт избыточное давление в картере, что снижает мощность, ухудшает свойства масла и повышает его расход. Для того, чтобы это давление сбрасывать, даже на старых автомобилях предусмотрена примитивная система отвода картерных газов: патрубок из картера выходит в корпус воздушного фильтра. Картерные газы попадая во впуск, повторно сгорают в цилиндрах.
Экологические требования росли, система КВГ совершенствовалась, впоследствии чего был разработан PCV клапан, который перепускает газы из картера во впускной коллектор, но работает он только в одну сторону, для того чтобы не было скачков разряжения во впускном тракте, иначе ЭБУ двигателя будет некорректно формировать топливо-воздушную смесь. Когда разряжение незначительное (холостой ход), или наоборот — давление во впуске равно или больше атмосферного (высокие обороты), — клапан закрыт. Это сделано для того, чтобы он не засорялся лишними газами и остатками масла, а при высоких оборотах поток картерных газов шел в обход. Открытым он остаётся при средних оборотах двигателя.
Замена КВКГ на современных моделях БМВ и многих других марок, включена в регламентные работы и производится примерно раз в 50 тыс. км пробега.
Клапан со временем может засориться или порваться его мембрана, в результате чего он выходит из строя. Стоит недорого, поэтому проще его поменять. Если же треснул патрубок между клапаном и впускным коллектором, то из-за подсоса воздуха может наблюдаться неравномерная работа на холостых оборотах. Так же при нарушении герметичности патрубков возможно попадание картерных газов в подкапотное пространство, как следствие загрязнение его масляной взвесью и неприятный запах выхлопа в салоне. Когда система забилась, начинает расти давление внутри двигателя: выдавливает сальники коленвала, выбивает щуп, повышается расход масла, начинает «сопливить» клапанная крышка. От перепадов температуры в отдельных частях системы может скапливаться конденсат, который на морозе превращается в лёд, и система так же забивается.
При своевременной профилактике системы, замене КВКГ и других её элементов, сократится угар масла и износ двигателя.
Какие бывают неисправности клапана?
Наличие неисправности можно определить по характерным признакам.
- Разбрызгивание масла и его увеличенный расход.
- Загрязнение фильтра.
- Двигатель не запускается на полную мощность или можно услышать тонкий свист двигателя.
- Клапан и мембрана – загрязнены.
- Вытяжные отверстия и патрубки – загрязнены.
- Износилась и расплющилась мембрана.
Картерные газы обычно полностью не освобождаются от масла в маслоочистителе. Все составные части системы – мембраны, патрубки, клапаны загрязняются и забиваются масляной сажей. Если водитель не находит время почистить их, то увеличивается картерное давление. Появляется жесткий запах, гарь и копоть при работающем моторе. Можно заметить, что увеличивается расход масла. Когда клапан выходит из строя, увеличивается давление масла, и оно выталкивается через уплотнения и прокладки.
Износ клапана также характеризуется уменьшение мощности двигателя. В этом случае, давление в системе выхлопа увеличивается или даже останавливается работа ДВС полностью. Если поврежденный клапан полностью не перекрывается мембраной, то кислород, попадая в камеру сгорания, поможет двигателю выйти из строя.
Преимущества и недостатки системы вентиляции картерных газов
Система вентиляции картерных газов постоянно видоизменялась с совершенствованием машиностроения. Современные системы вызывают часто ступор у водителей. Все начиналось с обычной трубы, которая выводилась под машину и заканчивается в современных автомобилях продвинутыми системами с маслоотделителями и клапанами разного типа. Самая современная – принудительная система закрытого типа имеет следующие преимущества:
- Сведение к минимуму выброса вредных веществ.
- Не выдавливаются сальники и прокладки за счет эффективного снижения давления внутри картера.
- Увеличивается ресурс моторного масла.
- Атмосферный воздух, пыль и влага не попадают в картер.
- Хорошая отдача двигателя.
Источник
Просто, но не гениально: что может не работать в системе вентиляции картера?
Иногда с автомобилем случаются вещи, которые сильно расстраивают его владельца. Что-то стал жрать масло, дроссельная заслонка постоянно грязная, масло из всех щелей течёт… Даже воздушный фильтр в этом масле. Наверное, пора думать о «капиталке». Деньги, деньги, деньги. Боль, тоска, безысходность. А может, рано точить бритву и наполнять ванну тёплой водой? Может, не всё так плохо, и решение проблемы кроется в маленькой и не такой уж дорогой детальке со странным названием «клапан PCV»?
Теория газов
Все мы прекрасно помним, что мотор работает вследствие сгорания топливо-воздушной смеси. В момент, когда в камере сгорания начинается этот очень красивый, но невидимый глазу процесс, там резко возрастает давление. Это давление толкает поршень вниз, поршень давит на свою шейку коленвала, а тот выполняет свою непосредственную работы: преобразует поступательное движение шатуна поршня во вращательное, которое передаёт на маховик двигателя. Картинка идеальная, но в жизни, как вы понимаете, что-то всегда идёт не так. В нашем случае не все газы, образующиеся во время горения, выходят потом через выпускной клапан в систему выпуска. Часть их обязательно прорывается в картер. Грубо говоря – под поршень. Происходит это по простой причине: как бы плотно ни прилегали компрессионные кольца, у них всегда есть хотя бы минимальный зазор – иначе поршень просто не смог бы ходить внутри цилиндра. А на холодном моторе этот зазор ещё больше, так что газ, который находится под очень большим давлением, лазейку в картер мотора всегда найдёт. Чем это грозит?
В этих газах есть всё то, чего не любит моторное масло. Не полностью сгоревший бензин, пары воды (они всегда есть в воздухе), частички нагара – всё это оседает в моторном масле. Ничего хорошего, конечно, после этого не происходит: масло усиленно стареет и перестаёт нормально работать. Но это не самое страшное.
Гораздо хуже, что в картере просто не должно быть высокого давления, а картерные газы его сильно увеличивают. Последствия этого процесса очень неприятные. Газы буквально распирают мотор, и он начинает выдавливать из себя всё лишнее. А когда мотор «пучит», лишним ему кажется всё: и картерные газы, и масло. Газы стараются выйти через масляный щуп, выталкивая его наружу, через маслозаливную горловину и все прочие места. В том числе – и через все уплотнения и сальники. Если ему удаются вытолкнуть сальник коленвала, то через него потечёт и масло.
Одним словом, как-то эти газы надо выводить. И для этого придумали систему вентиляции картерных газов.
Открыто и закрыто
Изначально система вентиляции была примитивной – открытого типа (или эжекционная). Помните такое потрясающее слово – сапун? Вот это и было той самой открытой системой вентиляции. Через гордо торчащий сапун в атмосферу выбрасывались картерные газы со всеми их прелестями в виде сажи, масла и прочей гадости. А иногда оттуда ничего не выбрасывалось, потому что особой эффективностью такая система не отличалась.
Не отличалась хотя бы просто потому, что на холостых оборотах давления картерных газов не хватало, чтобы они выводились из мотора. Всё прорвавшееся в картер в нём и откладывалось в масло. Кроме того, всегда была вероятность через сапун хватануть грязного воздуха, который потом оказался бы в картере. Там все примеси из этого воздуха осели бы в масло, а это существенно снизило бы ресурс цилиндро-поршневой группы. В общем, ничего хорошего в сапуне не было, и система прямо-таки требовала серьёзного пересмотра. И в результате такого пересмотра появилась современная система PCV (positive crankcase ventilation) – принудительная система вентиляции.
Системы PCV отличаются по реализации. Они могут быть проще или сложнее, с двумя контурами, с эжекторным насосом, с редукционным клапаном. Но мы рассмотрим самую простую и распространённую систему с одним клапаном PCV. Итак, как это работает?
Разработчики этой системы использовали особенность впускного коллектора: в нём создаётся разрежение. Особенно сильным оно бывает на холостых или минимальных оборотах. Если соединить тот самый воображаемый сапун открытой системы с впускным коллектором, разрежение будет вытягивать картерные газы. Кроме того, они будут поступать опять во впуск, а не в атмосферу, что люто обрадует экологов. Остаётся только решить две проблемы: как дозировать это самое «всасывание» со стороны коллектора и как не дать вместе с картерными газами попасть во впуск маслу и прочим ненужным там фракциям.
Решением первой задачи занимается как раз тот самый клапан PCV. Во время работы на минимальных оборотах он практически закрыт. А значит, в коллекторе остаётся разрежение, а так как в таком режиме выброс картерных газов минимален, даже небольшого их отвода вполне достаточно. По мере роста оборотов коленвала клапан начинает открываться. Это необходимо по двум причинам: во-первых, разрежение падает, а значит, нужно более интенсивно откачивать газы, а во-вторых, количество этих газов растёт. Открытие клапана позволяет удалять большое количество газов даже при небольшом разрежении во впускном коллекторе.
Второй вопрос – это очистка картерных газов. Тут есть несколько способов, но наиболее простой и очевидный – это установка маслоотделителя. В нём есть сложный лабиринт, по которому движутся газы. Во время прохождения лабиринта скорость движения падает, а капельки масла оседают на его стенках, откуда стекают обратно в картер. Более-менее чистый воздух после этого поступает опять во впуск. Конечно, маслоотделители бывают разных конструкций – лабиринтные или центробежные, но задачу они решают одну и ту же.
У системы PCV есть ещё одно небольшое, но важное преимущество: после пуска холодного мотора в мороз в дроссельную заслонку попадает и тёплый воздух из системы вентиляции. Прогрев проходит быстрее и теоретически – менее травматично для холодного пуска. Правда, при условии, что система исправна. А она иногда всё-таки выходит из строя.
Работает или нет?
Существуют десятки способов проверить, работает ли клапан PCV (для краткости – КВКГ, клапан вентиляции картерных газов). Почти все они порождены сумрачным народным гением и сводятся к тому, чтобы проверить, прут ли газы из мотора или нет. Наиболее простой способ – открутить крышку маслозаливной горловины и посмотреть, что произойдёт дальше. Если приложить руку и почувствовать давление валящих оттуда газов – КВКГ не работает. Отчасти правда в этом есть, но не во всём. Потому что если, например, поршневая очень устала жить, то повышенное давление тоже будет. Даже если клапан работает. А на некоторых моторах (например, BMW с Valvetronic, N42, N46 и иже с ними) даже с исправной системой вентиляции некоторое давление может быть, так что этот способ помогает мало. То же самое и насчёт всасывания воздуха. Мол, в исправном моторе крышка будет присасываться к горловине. Обычно – да, но не обязательно. Если всасывается очень сильно, то, возможно, клапан заклинил в открытом положении или у него порвалась мембрана.
Всё то же самое относится и к проверке воздушного фильтра. Масло на этом фильтре – это не обязательно признак почившей системы вентиляции. Оно там может быть из-за той же убитой поршневой группы. Однако если вы уверены, что ЦПГ исправна, а масляный щуп вылетает со своего места, это действительно может быть признаком неисправности системы ВКГ. Особенно если есть сопутствующие проблемы (например, то же масло на воздушном фильтре).
Есть ещё один способ проверки, о котором часто говорят в Интернете, – снять клапан и потрясти им. Если внутри ничего не бренчит, он заклинил. И это тоже не лучший способ диагностики.
Гораздо лучше снять патрубки вентиляции (обычно это сделать не сложно) и посмотреть, что у них там внутри. Если они забиты отложениями, то клапан, скорее всего, тоже забит и, вероятно, не работает. В этом случае патрубки стоит промыть, а клапан просто поставить новый. Заодно есть повод как минимум проверить компрессию: может оказаться, что этот шлак в системе неспроста, и пора подумать о ремонте мотора.
Не стоит забывать о том, что лабиринт маслоотделителя тоже со временем покрывается отложениями. Это приводит к похожим симптомам: в картере растёт давление, возможны течи масла через уплотнения и сальники. В этом случае всё приходится промывать. Самое печальное, что грязные картерные газы могут загадить не только дроссельную заслонку и весь впуск, но и сократить этой дрянью жизнь другой системе – системе рециркуляции отработавших газов EGR. Так что затягивать с ремонтом вентиляции не стоит.
Ну и последнее. Когда маслоотделитель забит, масло может попадать прямо во впуск. Это приводит к дымности, а если система вообще на ладан дышит, то к росту расхода масла. Всё это по симптомам похоже на износ маслоотражательных колпачков или поршневых колец. Не стоит сразу лезть в кубышку (если она вообще есть) и торопиться всё это менять. Иногда достаточно привести в порядок систему вентиляции картерных газов, и проблема решится малой кровью.
Источник