Не работает кулер ремонт

«Кулер на процессоре не крутится» — подскажите, что делать

У меня боковая крышка системного блока из стекла и я в последнюю неделю стал обращать внимание на кулер ЦП — он вообще никогда не крутится (при мне, по крайней мере). Только во время включения ПК он крутанется чуть-чуть и всё.

Подскажите, нормально ли это, и если нет — то, что делать?!

Исходя из вопроса — ничего утверждать нельзя. Возможно, что ваш ЦП просто не греется до каких-то высоких температур, при которых вентилятору бы пришлось начать охлаждать радиатор (подобная опция, обычно, настраивается в BIOS/UEFI).

Ниже в заметке приведу основные моменты, на которые стоит обратить внимание и перепроверить (думаю, материал может пригодиться не только вам, но и др. пользователям с подобным вопросом) .

На что обратить внимание, если вентилятор не крутится (не вращается)

ШАГ 1: точки над «И»

Для начала пару слов о важных «нюансах» (чтобы все друг друга поняли):

  1. кулер — под этим я буду понимать не только сам вентилятор (который вращается ✌), но и радиатор, и медные трубки и пр. (т.е. весь комплект, что охлаждает процессор);
  2. без вентилятора (или с не рабочим / не крутящимся) — ЦП работать может, без кулера — нет. В любом случае ЦП должен охлаждаться хотя бы радиатором;
  3. чтобы сделать вывод о том, можно ли ПК оставить работать с не рабочим кулером — как минимум, нужно знать 👉 модель процессора и его 👉 температуру под нагрузкой.
Читайте также:  Если сломалось реле бензонасоса

Кулер, вентилятор — в чем разница

Вообще, должен отметить, что современные ЦП оснащены спец. защитой:

  1. если его температура доходит до определенной границы — он начинает сбрасывать частоты (и в следствии этого меньше греется);
  2. если снижение частот не помогло — то дойдя до критического значения температуры, ваш ПК просто выключится (или перезагрузится). В результате ЦП будет «спасен» и не сгорит.

Однако, это не дает 100% защиты от сгорания процессора. Если он постоянно работает в «авральном» режиме под высокой температурой — вероятность его выхода из строя значительно возрастает! (уже пару раз сталкивался со сгоревшими новомодными Ryzen. )

ШАГ 2: проверка настроек BIOS/UEFI

И так, если ваш ПК резко и без предупреждения не выключается, не зависает и не перезагружается — скорее всего ваш вентилятор на ЦП «отдыхает» из-за настроек BIOS.

Как правило, в них есть несколько режимов работы: тихий, оптимальный, ручной (когда можно самостоятельно указать при какой температуре вентилятору включаться).

Как войти в BIOS (UEFI) на компьютере или ноутбуке [моя инструкция]

Например, на мат. платах AsRock для настройки кулера достаточно зайти в раздел «H/W Monitor» . В нём представлена не только текущая температура ЦП (CPU Temperature), но и кол-во оборотов вентилятора (Fan Speed — 852 RPM 👇), и режим охлаждения (Fan Settings — Customize).

В моем случае настройки заданы так, что до 50°C — вентилятор будет откл., при превышении этого лимита — начнет вращаться на 70% и охлаждать радиатор ЦП. Разумеется, можно установить и другой режим, который будет «заставлять» работать вентилятор постоянно!

Настройки UEFI (AsRock)

Конечно, многое зависит от вашего «железа» и версии самого BIOS. Например, ниже вы можете заметить несколько отличный вариант: предлагается лишь указать, всегда ли будет включен вентилятор (Fan Always On).

Если «не всегда» — то компьютер будет определять самостоятельно, когда его включать! 👌

Fan Always On — вентилятор всегда включен — нет!

Если вы не можете найти настройки работы вентилятора в BIOS (FAN Speed) — попробуйте сбросить параметры BIOS к оптимальным предустановкам (кстати, может быть и такое, что этих настроек попросту нет. ) .

ШАГ 3: тестирование и диагностика

1) Если настройки BIOS ни к чему не привели, для начала я рекомендую уточнить модель ЦП и посмотреть на официальном сайте AMD (Intel) его критическую температуру.

Критическая температура для Intel i5-7200U

2) Далее нужно запустить утилиту 👉 AIDA 64 и перейти в раздел «Датчики» .

В нём можно будет уточнить текущую температуру ЦП. Как правило, температура в диапазоне 30-40°C (а для ряда ЦП и до 50°C) считается оптимальной, и вентилятор в этом случае может не работать (зависит от настроек BIOS и ПО).

AIDA 64 — Компьютер, датчики — см. температуры

3) 👉 Если в вашем случае температура (с не работающим вентилятором) находится в оптимальном диапазоне — стоит попробовать нагрузить ЦП (провести небольшой тест). Для этого в AIDA 64 есть тест стабильности системы (искать в меню «Сервис» ).

Очень желательно тест проводить, загрузившись с LiveCD флешки (т.е. не из-под своей текущей Windows). Это позволит исключить при проверке различные проблемы с драйверами и ПО (если они есть. ).

При запуске теста стабильности — вы сможете узнать до каких величин начнет расти температура при полной загрузке ЦП. При этом, вы сможете в режиме онлайн наблюдать за поведением вентилятора (да и ПК в целом). Разумеется, никаких зависаний, выключений — быть не должно!

AIDA 64 — тест стабильности работы ЦП

4) 👉 Если температура начнет стремительно расти (80-85-90°С ☝), а кулер так и не запустится — рекомендую сразу же остановить тест и перейти к поиску аппаратной проблемы (возможно, вентилятор на кулере пришел в негодность или он просто не подключен. ).

5) Кстати, если у вас в BIOS нет настроек кулера, а тест показал, что он в принципе рабочий, но его скорость вращения всегда «не к месту» (например, сильно шумит без нагрузки или наоборот постоянно останавливается) — его можно до-настроить с помощью спец. софта. Тема эта обширна, поэтому рекомендую мою предыдущую заметку. 👇

ШАГ 4: поиск аппаратной проблемы

Во-первых, выключите ПК и откройте боковую крышку системного блока. Внимательно осмотрите сам кулер и разъем CPU FAN — именно к нему нужно подключить вентилятор (нередко многие начинающие сборщики либо подключают вентилятор к др. разъему, либо в спешке при сборке ПК забывают его подключить вовсе!) .

Подключен ли вентилятор к CPU FAN

Во-вторых, обратите внимание ничего ли не мешает лопастям вентилятора вращаться (сталкивался несколько раз с тем, что провода питания попадали между лопастей и не позволяли вентилятору работать).

Также попробуйте отключить вентилятор от питания и осмотрите сам провод. Некоторые малоизвестные китайские бренды компонуют свои кулеры такими «тонюсенькими» проводками, которые рвутся от любого неосторожного движения.

В-третьих, если на вашем вентиляторе есть доп. разъем (например, для подключения к Molex разъему БП) — попробуйте его отключить от CPU FAN и подключить напрямую к БП.

Возможно, материнская плата выдаст ошибку «CPU Fan error» при включении ПК (но ее можно пропустить или откл. в BIOS контроль кулера) , и такой «финт» как временное решение — вполне может подойти!

2 разъема на вентиляторе

В-четвертых, если после всего вышеприведенного вентилятор не подал «признаков жизни», я бы порекомендовал его проверить на другом ПК.

Если под-рукой второго ПК нет, можно воспользоваться колхозным методом (иногда его применяю. ). Достаньте вентилятор из корпуса ПК и возьмите пару медных проводков (кончики нужно зачистить).

Вентилятор и пару медных проводков

Далее следует подключить два медных проводка к разъему вентилятора, обычно, это черный и красный цвет провода (обозначение-1 на разъеме, см. скрин ниже).

А медные проводки подкл. к нескольким (3-4) самым обычным батарейкам, которые можно просто положить на столе друг к другу, плюс к минусу! («мизинчиковые»/»пальчиковые», обычно, дома у всех таких хватает)

Батарейки к вентилятору

Если вентилятор «живой» — он начнет тихо вращаться (разумеется, гораздо тише, чем в системном блоке). Пример ниже.

Если и после этого вентилятор не «ожил» — скорее всего свой срок он уже отработал, и его пора заменить. Можно, конечно, попробовать разобрать, почистить, смазать и т.д. Но с недорогими моделями в большинстве случаев, всё это не оправдывает ни потраченного времени, ни средств.

PS (если вентилятор делает пол-оборота и ПК вообще не включается)

Еще одна разновидность проблемы: при включении ПК — вентилятор для охлаждения ЦП делает 1-3 оборота и останавливается (при этом ПК дальше не подает признаков «жизни», нельзя войти даже в BIOS — изображение отсутствует).

В этом случае список потенциальных проблем настолько широк, что не думаю, что его можно описать в рамках одной статьи. Для начала я бы посоветовал сделать следующее:

    вынуть все плашки ОЗУ, почистить их контакты ластиком и продуть слоты от пыли. Установить одну из них (остальные пока не подключать);

Чистка планок ОЗУ

вынуть батарейку на мат. плате и подождать 3-5 мин. (этим мы сбросим настройки BIOS/UEFI);

Батарейка на материнской плате ПК

  • отсоединить от мат. платы всё, что можно: монитор, клавиатуру, мышь, «лишние» планки ОЗУ (оставить только одну), видеокарту (если есть встроенная в ЦП APU) и т.д.;
  • включить ПК и посмотреть, будут ли работать кулеры, горят ли индикаторы активности HDD;
  • если это не помогло: необходимо отдельно от текущего ПК протестировать работу ЦП, мат. платы, БП, ОЗУ, видеокарты.
  • Источник

    Ремонт напольного вентилятора своими руками. Все причины почему не крутится и как разобрать.

    В самые жаркие летние дни, единственным спасением от изнывающего зноя, является обычный напольный вентилятор.

    Далеко не каждый может позволить себе полноценную сплит систему или хотя бы мобильный кондиционер.

    Но к сожалению, и этот недорогой и доступный ветродуй, время от времени ломается. Особенно летят как семечки китайские модели.

    А их на нашем рынке подавляющее большинство. Что же делать, если вентилятор перестал вращаться и работать? Какие у него основные болячки и из-за чего он ломается?

    Всего можно выделить 5 основных причины выхода из строя напольных вентиляторов:

      старая засохшая смазка или ее недостаток
      перегорание термического реле или предохранителя
      витковое замыкание обмоток или обрыв проводов
      механическое смещение вала двигателя

    Главная проблема дешевых моделей, на которую почему-то мало кто обращает внимание — неправильное литье лопастей. Из-за этого происходит дисбаланс, разбиваются подшипники, увеличиваются зазоры.

    На это вы повлиять никак не можете, так как уже купили вентилятор с таким изначальным дефектом. Иногда он вроде бы и работает, нормально вращается крыльчатка, но при этом не дует.

    То есть, никакого охлаждающего потока воздуха от него нет. Из-за чего это происходит?

    Из-за неправильного угла атаки лопастей. Его лепестки деформированы и гоняют воздушный поток по кругу, а не выбрасывают наружу.

    Этот эффект может проявиться со временем, после того как вентилятор долго стоял под прямыми лучами солнца и его крыльчатка нагревшись, начала постепенно менять свою форму.

    Лечится это только заменой крыльчатки на новую.

    Наиболее часто встречающейся проблемой, является засохшая смазка или ее недостаток. Вентилятор начинает подклинивать, терять обороты и как следствие, увеличивается нагрузка на двигатель. Ветродуй уже не работает в полную силу.

    Движок намотанный тоненькой проволокой в 0,2мм начинает греться и постепенно выгорают обмотки.

    Как выявляется подобный дефект? В этом случае вентилятор перестает вращаться. Он гудит, но крыльчатка не крутится.

    А еще бывает, что он запускается только на 3-й скорости, а на первые две вовсе не реагирует. Ему просто не хватает мощи, чтобы провернуть вал.

    Дабы его завести, приходится как на старых самолетах, в наглую раскручивать лопасти.

    Кстати, такой же симптом может быть и при повреждении пускового конденсатора. Как же без приборов узнать, какая причина виновата в поломке?

    Для этого нужно хотя бы добраться до вала двигателя, сняв защитный кожух и лопасти. Если вал от руки будет вращаться с большим трудом, то вините грязь и засохшую смазку.

    А если он крутиться легко и у него есть инерция, то скорее всего накрылся кондер. Симптом — включили вентилятор в розетку, а он не крутится. При этом прокручиваете в наглую мотор и он запускается.

    Если рукой при работе придержать лопасти вентилятора, он опять может остановиться. Проверяется конденсатор мультиметром, если у него есть соответствующая шкала замера емкости.


    Для замены подбирайте новый кондер по таким же параметрам, какие указаны на корпусе старого.

    Кстати, еще не до конца высохший конденсатор, также влияет на обороты. Если вы заметили, что они у вас упали и вентилятор стал крутиться медленнее, это звоночек для его проверки.


    Проблема тугого вращения решается новой смазкой подшипников. Здесь используются, так называемые подшипники скольжения. Кто-то называет их втулками.

    Применять шарики в таких конструкциях дороговато, да и гремят со временем они будь здоров. Для ремонта вовсе не обязательно разбирать весь двигатель целиком. Достаточно открутить несколько винтиков и брызнуть в нужные места универсальным аэрозолем WD40.

    Как же добраться до втулок, не снимая движок? Для начала, откручиваете центральный винт на задней стенке защитного кожуха.

    Еще один саморез прячется в регулировочной кнопке-рычаге для поворота или стопора головы вентилятора.

    После этого, задняя крышка легко снимается со своего места. Что находится под ней? Здесь вы можете увидеть редуктор поворотного механизма, который придает вращение всей голове.

    Снизу к нему подходит специальная тяга.

    Сверху закреплен пусковой конденсатор движка.

    Кстати, имейте в виду, что в разных моделях его может там и не быть. В этом случае, ищите его возле кнопок переключения скоростей.

    Чтобы получить доступ к подшипнику двигателя, вам потребуется снять редуктор. Крепится он на трех винтиках, а снизу подпирается тягой.

    Скручиваете винты и отсоединяете тягу. После этого редуктор снимается с вала и вы получаете доступ к задней втулке.

    Больше ничего раскручивать и разбирать не нужно. Остальное за вас сделает вэдэшка.

    Одеваете на баллончик WD40 узкую направляющую трубочку и несколько раз пшыкаете в зазор между валом и подшипником.

    После разбрызгивания WD40, рукой проворачиваете вал в разные стороны и немного двигаете его вперед-назад.

    Лишняя загустевшая смазка, посторонний мусор и пыль будут постепенно выходить наружу. Эти излишки грязи легко удаляются ватными палочками.

    Если у вас есть густая смазка по типу циатим или литол, желательно нанести ее на червяк редуктора. После этих чистящих процедур, капаете на подшипник с внешней стороны несколько капель масла для швейных машинок.

    Только не нужно наносить ее через чур много. Иначе она в последствие растекается по всем местам и на нее налипает пыль, обратно превращаясь в грязь. В итоге вы опять получите клин и проблему с вращением вентилятора.

    Возле втулок в отдельных моделях ставят войлочные шайбы. Они пропитываются маслом и при нагреве, масло стекает на вал, смазывая его.

    Собирается все в обратной последовательности. Тяга — три винта редуктора — внешняя крышка.

    Кстати, если через чур затянуть центральный саморез на задней крышке, а это именно саморез, а не винт, он может пройти сквозь пластмассу поворотного редуктора и упереться в вал.

    С задним подшипником разобрались, далее переходите к передней части вентилятора. Здесь по центру стоит защитный колпачок.

    Он откручивается, внимание — по часовой стрелке, так как резьба здесь левая.

    Скидываете его и снимаете пропеллер с вала. Вы получаете доступ уже к переднему подшипнику скольжения.

    Принцип здесь тот же самый. Сначала выдавливаете и размягчаете старую смазку и грязь вэдэшкой, а потом наносите новую.

    После этого одеваете пропеллер обратно и закрываете крышечку. Закончив ремонт, включаете вентилятор на повышенных оборотах, и дав ему поработать так несколько минут, переключаете на ту скорость, которая требуется.

    Если повреждение более сложное и простая смазка не помогает, придется разобрать вентилятор по детальнее.

    Сперва проделываете все махинации по разборке как указано выше. После снятия пропеллера, откручиваете пластиковую переднюю контргайку ,которая располагается сразу за ним, и скидываете всю защитную рамку.

    В руках у вас остается сам двигатель и ножка, в которой проходят провода питания и расположен кнопочный механизм.

    Разбираете эту ногу выкрутив 6 саморезов.

    В первую очередь проверяйте пайку проводов. Вполне возможно один из них, или даже несколько отвалились или отгорели.

    Если все цело, как понять какой провод куда идет и за что отвечает? Начинайте проверку с двух проводов от вилки питания.

    Один из них, пусть это будет черный (как на фото снизу), через лампочку подсветки идет напрямую к двигателю вентилятора.

    Второй провод заходит на нижнюю клемму наборного выключателя (кнопка 0).

    Далее, путем нажатия соответствующих кнопок — 1-я скорость, 2-я, 3-я, замыкаются те или иные контакты переключателя, и тем самым изменяется скорость двигателя.

    Каждый провод от этих кнопок идет к своему выводу на обмотке, с большим или меньшим числом витков. Подавая на них напряжение, вы заставляете пропеллер крутиться быстрее или медленнее.

    Упрощенная схема ветродуя выглядит следующим образом.

    Типичные схемы большинства недорогих 3-х скоростных напольных вентиляторов примерно вот такие:


    Нажатие каждой кнопки сопровождается замыканием своей контактной группы.

    При этом другая контактная группа в этот момент размыкается.


    Иногда эти контакты подгорают или не доходят до своей пластины. Тогда у вас пропадает какая-либо из скоростей.

    Проверяется это все элементарно китайским мультиметром, в режиме прозвонки цепи.

    Если у вас оборвется самый первый проводок или не будет контакта на нем, то мотор вентилятора просто не запустится. Поэтому при полностью неработающем вентиляторе, проверяйте в первую очередь его.

    Если конечно перед этим вы убедились, что исправна сама вилка и шнур питания от нее. Это также вызванивается тестером.

    Один конец щупов ставите на штырь вилки, а другим прикасаетесь к контактной площадке на кнопке «0». При исправности, должно быть нулевое сопротивление.

    Далее можно проверить таким же образом провода на всех скоростях. Контактный щуп на вилку — другой щуп на отходящий провод от соответствующей кнопки скорости к двигателю.

    Если везде по нулям, значит переключатель и провода у вас рабочие.

    Далее проверяете второй контакт на вилке и тот проводок, который напрямую уходит мимо выключателя на движок. Убедитесь, что здесь шнур у вас тоже целый.

    Только после этого можно переходить к проверке обмоток самого двигателя.

    На мультиметре выставляете сопротивление в 2000 Ом. Далее, чтобы не выкусывать нигде провода, в месте подключения конденсатора, зачищаете немного изоляцию.

    Ищите общую точку цепи, как на схеме внизу.

    Найдя ее, вызваниваете сопротивление обмотки. Для этого поочередно касаетесь вторым щупом контактов на переключателе.

    Примерные значения сопротивления обмоток вентилятора могут быть следующими:

    Конечно у разных моделей они могут немного отличаться, но самое главное, чтобы не было обрыва или КЗ. Замеры могут показать как несколько сотен Ом, так и чуть больше 1кОм.

    Все зависит от мощности вентилятора и сечения провода.

    Сопротивление между выводами обмоток будут уже поменьше — 100-200 Ом.

    Еще проверяется конденсаторная обмотка и суммарное сопротивление всех обмоток вместе взятых.

    Вот самое грамотное и полное видео по проверке работоспособности обмоток вентилятора мультиметром.

    Если проверка целостности обмоток также не выявила отклонений и дефектов, идете дальше. Для этого полностью разбираете вентилятор, что называется по косточкам.

    Сначала двигатель нужно освободить от всех пластмассовых деталей. Откручиваете 4 винта с лицевой стороны и снимаете крышечку.

    На новых моделях кроме винтов, еще имеются защелки. Их нужно отогнуть отверткой.

    Чтобы отсоединить ногу, нужно найти еще один винтик, который обычно прячется под заглушкой.


    Ослабляете его и вытаскиваете крепежный вал. Для демонтажа проводов, которые проходят сквозь ногу, их потребуется выкусить или выпаять с клеммников на кнопках скоростей.

    При этом запишите или зарисуйте, куда какой изначально подключается.

    В итоге у вас в руках должен оказаться голый мотор вентилятора без всего лишнего.

    Разбираем его. Откручиваете винты, стягивающие заднюю крышку.

    При этом перед разборкой, обязательно на всех крышках и железе ставьте отметки того, как все было собрано изначально.

    Иначе после неправильной стыковки, у вас пропадет центровка. Возникнут проблемы с подклиниванием вала и вращением лопастей.

    Сняв подшипник, вы добираетесь до самих обмоток. Среди пучка проводов питания, идущих от переключателя, ищите специальное термореле.

    Очень часто движок перестает работать после его перегорания. Данное реле должно срабатывать и размыкать цепь, при температуре обмоток в 135-145 градусов.

    После остывания, реле вновь замыкается и вентилятор запускается. Так вот, иногда оно перегорает полностью и фактически играет роль предохранителя.

    Если ваш вентилятор стал часто отключаться и самостоятельно запускаться вновь, виновата именно эта защита. Знайте, что просто так она не срабатывает. Это означает, что у вас либо подклинивает вал, либо приходит конец обмоткам и они перегреваются.

    Перегрев обмоток может быть связан с разрушением маленькой крыльчатки, которая стоит на валу внутри самого двигателя. Она призвана обдувать и снижать температуру витков.


    В самых дешевых моделях термодатчик-реле не ставят, в них все подключено напрямую. Исходя из этого, если ваш «термопредохранитель» сгорел, его можно конечно зашунтировать и запустить ветродуй. Но при этом вы останетесь без защиты от пожара.

    Это реле также проверяется тестером.

    Между его лапками должна быть цепь в режиме прозвонки.

    Если все детали и релюшки внутри целые, остается внимательно через увеличительное стекло просмотреть обмотки, вал и ротор. Возможно вы увидите оборванные или покоцанные медные жилки.

    Такое случается, когда подшипник выскакивает из своего посадочного места и ротор начинает биться по обмоткам.

    У современных китайских напольных вентиляторов, довольно часто ослабевает винтовое соединение между двух половинок двигателя. Не забывайте, что вал с обоих сторон, одевается на самоцентрирующие меднографитовые втулки, которые плотно стопорятся в крышках.

    При их сборке и затягивании, можно легонько постукать молоточком по самому трансформаторному железу, чтобы вал крутился легко, с небольшой инерцией. Кто-то пытается поймать центр самостоятельно и мастерит вот такой тихий ужас.

    В конечном итоге вал вываливается из подшипника, в результате чего появляется клин. Как следствие, ротор начинает царапать обмотки и свою поверхность.

    Также имейте в виду, что если ваш вентилятор упал и после этого перестал работать и вращаться, то и здесь скорее всего произошел перекос втулок. Ничего другого поломаться от такого падения не может.

    Конденсатор от этого не испортится, обмотки залитые лаком не оборвутся. Разве что, некоторые кнопки могут отойти. Но в первую очередь проверяйте соосность подшипников. И тогда все будет работать как надо.

    К сожалению, с механическим дефектом обмоток или ротора, а также их внутривитковыми замыканиями, вам самостоятельно не справиться. Перематывать движки дешевых ветродуев не рационально, гораздо проще будет купить новую модель.

    Однако это уже последняя стадия проверки, и есть надежда, что вы до нее так и не доберетесь, найдя повреждение где-нибудь в другом месте, методами рассмотренными выше.

    Источник

    Оцените статью