Нарушения образного мышления
Проявляются патологией в сфере воображения, голотимическими видами бреда, а также нарушениями мышления в виде аффективной логики. Нарушения воображения описаны в соответствующей главе.
Что касается аффективной логики, то следует сказать, что в той или иной степени она свойственна едва ли не всем здоровым людям. Провести грань, отделяющую здесь норму от патологии, чрезвычайно сложно, как, впрочем, и определить отношения, существующие между аффектами и мышлением. Два момента, однако, следует отметить особо. Во-первых, это конституциональные особенности эмоциональной сферы: аффективная установка, живость и подвижность эмоций. Во-вторых, это степень зрелости структур реалистического мышления. Избыточная аффективность может очень сильно влиять на процессы мышления, в силу чего индивид одни и те же ситуации и обстоятельства станет понимать в зависимости от своего настроения. С другой стороны, само это настроение может быть в сильной зависимости от того, насколько реально индивид способен представлять себе действительность. Он может, например, сильно расстроиться или обрадоваться лишь потому, что не вполне понял, что, собственно, произошло. Сочетание избыточной эмоциональности и незрелости рационального мышления и лежит, полагаем, в основе аффективной логики, наиболее яркие образцы которой встречаются у пациентов с аффективными психозами и у психопатов тимопатического склада.
Другой формой нарушения образного мышления является непрактичность пациентов, их неспособность быстро и адекватно ориентироваться не только в сложных, но и в рядовых, повседневных жизненных ситуациях. Это пациенты, неспособные к тому, чтобы принимать ответственные решения, не умеющие выбрать отвечающую их способностям профессию, не готовые к созданию собственной семьи, лишённые организаторских способностей, не умеющие обеспечить материальный достаток, беспомощные в том, что касается воспитания своих детей и т. п. Более того, пациенты не справляются самостоятельно даже с такими банальными проблемами, как покупка одежды, обуви, экономия денег, поездки в командировку или на отдых, питание вне дома и т. п., — они постоянно нуждаются в помощи и руководстве со стороны, и это при том что при такой бытовой несостоятельности они в то же время могут быть очень умными, проницательными и одарёнными людьми.
| При патологиях мышления у кого-то из близких Вы можете записаться на консультацию в нашей клинике онлайн или позвонить нам |
Некоторые пациенты, напротив, как бы слишком практичны, они ловки, пронырливы, хитры и способны, не особенно церемонясь с законом и моралью, во всём находить личную выгоду, проявляя себя в этом качестве с самого детства. Вот что пишет Н.В.Гоголь о прототипе русского буржуа Чичикове: «Особенных способностей к какой-нибудь науке в нём не оказалось; отличался он больше прилежанием и опрятностью; но зато оказался в нём большой ум с другой стороны, со стороны практической. Он вдруг смекнул и понял дело и повёл себя по отношению к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощенье, потом продавал им же. Ещё ребёнком он умел уже отказать себе во всём. Из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив — в тот же год уже сделал к ней приращения, показав оборотливость почти необыкновенную: слепил из воску снегиря, выкрасил его и продал очень выгодно.
Потом в продолжение некоторого времени пустился на другие спекуляции, именно вот какие: накупивши на рынке съестного, садился в классе возле тех, которые были побогаче, и как только замечал, что товарища начинало тошнить — признак наступающего голода, — он высовывал ему из-под скамьи будто невзначай угол пряника или булки и, раззадоривши его, брал деньги, соображаясь с аппетитом… В отношении к начальству он повёл себя ещё умнее… Чичиков вдруг постигнул дух начальника и в чём должно состоять поведение. Не шевельнул он ни глазом, ни бровью во всё время класса…; как только раздавался звонок, он бросался опрометью и подавал учителю прежде всех треух…; подавши треух, он выходил первый из класса и старался ему попасться раза три на дороге, беспрестанно снимая шапку». Первый учитель скажет потом о Чичикове: «Эх, Павлуша! вот как переменяется человек! ведь какой был благонравный, ничего буйного, шёлк! Надул, сильно надул…» Первый начальник на службе повторит о Чичикове то же самое: «Надул, надул, чёртов сын». Двойная жизнь Чичикова продолжилась и далее, во всём великолепии она предстала в момент гениального взлёта его плутовской мысли — скупки мертвых душ.
Н.Гоголь показывает, что у Чичикова существует как бы два плана мышления: один — это внешнее мышление, или мышление для других людей, и другой — это внутреннее мышление, мышление для себя. В первом плане своих мыслей Чичиков тщательно обдумывает своё поведение с точки зрения норм морали и права. Ему вполне это удаётся, отчего он, как и все талантливые жулики, производит на окружающих обворожительное впечатление и тотчас располагает их к себе. Во втором плане мыслей Чичиков изобретает одну за другой всяческие и со временем всё более изощрённые афёры ради осуществления единственной своей заветной мечты разбогатеть. Он думал, что с деньгами он может позволить себё всё, что ни пожелает. Его подвело только то, что он не учёл, что его подельник, с которым они приобрели каждый по сказочному состоянию, может его выдать из-за ничтожной, мелочной, казалось бы, обиды. Чичиков ошибся в том, что он единственный раз в своей жизни доверился другому человеку — отождествил себя с товарищем по преступному ремеслу, который не только стремился разбогатеть, как сам Чичиков, но оказался также весьма честолюбивым человеком. Иначе говоря, мышление для себя он смешал с мышлением для других.
В целом, полагаем, о патологии мышления мошенников основания говорить, пожалуй, есть, но делать это можно только в том смысле, что, во-первых, мышление жулика служит антисоциальным целям и тем самым изначально свойственно социопатической личности, а во-вторых, когнитивные схемы плутовского мышления развиваются преимущественно в плане афёр и надувательства, в значительной степени определяя затем всю умственную деятельность пациента и помимо его воли. Добавим к этому замечание П.Б.Ганнушкина, что такого рода проходимцы и авантюристы обычно всплывают на поверхность социума в условиях назревающей или уже обрушившейся на головы растерявшихся людей общественной смуты. Согласно правилам диалектики, мышление мошенников является первым шагом к преодолению отживших стереотипов мышления и формированию мыслительных структур, адекватных новым условиям жизни.
Нарушения концептуального мышления. Проявляются описанным выше паралогическим мышлением бредовых пациентов, тенденциозным мышлением пациентов со сверхценными идеями, а также незрелостью понятийного мышления.
Источник
Как развить образное мышление у взрослых, методы развития образного мышления
Психологи продолжают спорить о том, какие именно когнитивные механизмы лежат в основе образного мышления человека. Когда мы произносим или слышим слова «слон», «улица» или «лицо друга», то образы всплывают в нашем сознании благодаря зрительной памяти. А что помогает нам конструировать образы таких понятий как «скорость», «контакт, «доброта»? Ведь за этими словами нет конкретной картинки. Но если мы попробуем «нарисовать» смысл этого слова, то, хотя у каждого будут свои рисунки, тем не менее, с подобной задачей можно справиться.
Образное мышление помогает нам:
- расширять наш ассоциативный ряд,
- «увидеть» проблему или задачу как картинку,
- достроить ее недостающие элементы,
- преобразовать картинку согласно изменившимся условиям или нашим представлениям.
Словом, образное мышление – это инструмент, который дает нам дополнительные возможности для решения проблем и задач.
Такие живые мысленные образы
Есть ли отличия у образов, которые мы выстраиваем в своем мозгу и реальных объектов, которые эти самые образы породили? Вопрос, который интересует не только ученых, но и, скажем, следователей, расспрашивающих свидетелей происшествия. Вспоминая, мы добавляем в наши образы что-то свое, лишнее, а что-то, напротив, упускаем. Если постараться специально оживить в своем сознании образы, то можно понять, насколько сильным является ваше образное мышление.
Попробуйте выполнить это несложное упражнение: Последовательно представляйте себе следующие образные картины и оценивайте их яркость по 10-балльной шкале (1 – очень слабый образ, 2 – слабый образ, 3 – яркий образ. 4 – очень яркий образ):
- Автомобиль, стоящий на паркинге супермаркета.
- Тот же автомобиль, двигающийся по горному серпантину.
- Тот же автомобиль, двигающийся с места.
- Тот же автомобиль, но перевернутый вверх колесами.
- Тот же автомобиль, вернувшийся в нормальное положение.
- Тот же автомобиль, обгоняющий другую машину.
- Он же – на берегу моря.
- Этот автомобиль, удаляющийся и постепенно исчезающий из вида.
- Он же, мчащийся на высокой скорости.
- Он, же осторожно едущий в темноте с включенными фарами.
Если все образы были яркими, то в сумме у вас должно получиться 40 баллов. Если у вас получилось меньше 20 баллов, то стоит задуматься над тем, как развить образное мышление.
С чем связан у вас образ «Шампанского»?
У детей образное мышление развивается очень активно, благодаря сюжетно-ролевым играм и детским фантазиям. А возможно ли развитие образного мышления у взрослых? Не поздно ли говорить о тренировках мозга для лиц от 20 лет и старше? Ответ положительный, потому что в этот период и до 50-60 лет у взрослых развивается, так называемый, текучий интеллект, который позволяет мозгу гибко перестраиваться под новые структуры и образы.
Вот одно из полезных упражнений. Для этого упражнения надо представить себя… в разных профессиональных ролях. Любое явление профессионалы исследуют в зависимости от своего профессионального интереса. Итак, попробуйте исследовать с разных точек зрения, например, «Шампанское»:
- Вы – сомелье, и вас интересует, прежде всего, вкусовые и ароматические качества этого напитка. Представьте себе вкусы разных сортов «Шампанского», которые вам доводилось пробовать. Вспомните их ароматы. Сравните, найдите отличия.
- Вы занимаетесь рекламой и продвижением «Шампанского». Представьте, как выглядят его бутылки, этикетки на них, описание на этих наклейках. Сравните, найдите отличия.
- Вы – художник, который хочет нарисовать шампанское, плещущееся и посверкивающее в красивом бокале. Как будет выглядеть эта картинка на новогоднем столе? А в погребке у производителей шампанского? А на дегустации, на ярмарке вин?
- И, наконец, самое, пожалуй, сложное задание. Вы создаете шампанское из разных слагаемых, смешивая несколько разных сортов вина. Представьте, как вы черпаете из разных источников и смешиваете эти ингредиенты, и как на ваших глазах рождается купаж – прообраз будущего напитка.
Подобные упражнения можно проделывать с разными объектами, как простыми (росток, пробившийся из земли), так и посложнее (корабль). Каждый раз, меняя позицию, вы по-другому конструируете образ. Предмет остается один и тот же, но его образы, рожденные в вашем мозгу, разные. Полезная тренировка мозга!
Законы пространственных структур
Эксперименты в области когнитивной психологии, показали, что лучше всего воспроизводятся (а, значит, дольше хранятся в памяти и легче вспоминаются) взаимосвязанные образы. Вот почему так популярны советы мнемотехников, типа «Хотите вспомнить, что вам нужно опустить письмо, проходя мимо почтового ящика? Соедините в памяти ящик и письмо, представьте яркую картинку, как вы опускаете в ящик письмо. И ваш мозг доделает дальше все работу: когда вы увидите ящик, ваш мозг напомнит вам про письмо».
Поэтому, используя картинки, развивающие образное мышление, взрослые тренируют у себя не только способность конструировать образы, но и образную память.
Упражнения на развитие ассоциативного образного ряда использовались, например, в психоанализе. Психоаналитик предлагал клиенту прочесть в книге любое слово и потом, пассивно следуя за своим бессознательным, описывать всплывающие образы.
Попробуйте и вы запускать время от времени свободный ассоциативный ряд. Отталкиваясь от, все равно, какого образа (лицо прохожего, слово в книге, цветочный аромат или звуки музыки), позвольте своему мозгу генерировать зрительные образы и структуры по своему усмотрению. Пассивно следуйте за этим рядом, делая приятные образы ярче, а неприятные – приглушеннее.
Постепенно вмешивайтесь в процесс и манипулируйте образами по своему усмотрению –
- увеличивайте и уменьшайте,
- приближайте и отодвигайте,
- раскрашивайте и меняйте форму…
Такое упражнение с фантазиями послужит для мозга полезной тренировкой.
На службе творческой мысли
Образное мышление – инструмент, позволяющий нам мысленно конструировать несуществующую реальность или, иначе, быть креативными, творческими личностями. Поэтому ответ на вопрос, как развить образное мышление у взрослых, это еще и ответ на вопрос о развитии творческих способностей. Наш мозг охотно продуцирует стереотипы – так ему намного легче воспринимать мир. В результате мы окружаем себя стереотипами. Причем с самого детства. Посмотрите, например, как дети рисуют дом или новогоднюю елку. Даже они используют штампы вместо живых образов. А уж взрослые и подавно предпочитают оперировать образами-шаблонами. Как же развивать и поддерживать в этих условиях творческие способности и их основу – образное мышление?
Одним из приемов творчества является прием агглютинации – мысленного соединения вместе частей, заимствованных из разных образов. Именно так появились когда-то Змей Горыныч (тело змеи + крылья птицы) и избушка на курьих ножках. Этот принцип сегодня вышагнул за пределы фантастики и используется, в частности в бионике – науке, создающей технические устройства на основе принципов, заимствованных у природы (так, идею подводной лодки «подсказали» дельфины).
Один из проективных тестов может быть использован для развития навыков агглютинации. Вот его задание: «Нарисуйте рисунок несуществующего животного». Попробуйте выполнить это задание. Через некоторое время вернитесь к нему и сделайте абсолютно другой рисунок. Старайтесь каждый раз увеличивать количество образов животных. У которых вы «заимствуете» те или иные части: крылья орла, лапы лягушки, уши и хобот слона, чешуя рыбы…
Если, конечно, вам интересно развивать и тренировать свое творческое мышление.
Источник