- Развитие межполушарного взаимодействия
- Признаки слабого межполушарного взаимодействия
- Причины
- Как и зачем развивать межполушарные связи?
- Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
- Игры для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников
- Упражнения развития межполушарного взаимодействия у младших школьников
- Правое полушарие: как включить на полную мощность? 7 способов
- Цветные картинки и образная речь – для нестандартных решений
- Только левое полушарие — и весь мозг: тест
- Используйте цвет
- Используйте картинки
- Используйте метафоры и аналогии
- Используйте эмоции
- Используйте интуицию
- Используйте не только факты, но и связный рассказ
- Используйте не только профессиональную лексику, но и образные выражения
Развитие межполушарного взаимодействия
Признаки слабого межполушарного взаимодействия
Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано?
Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:
Проблемы в письме.
Проблемы в устной речи.
Трудности в запоминании информации.
Сложности в счете как в письменном, так и в устном.
Сложность в восприятии учебной информации.
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:
Зеркальное написание букв и цифр.
Отсутствие познавательной мотивации.
Причины
Причин может быть много, вот несколько из них:
— Болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности).
— Болезни ребёнка в первый год.
— Малоподвижный образ жизни.
Как и зачем развивать межполушарные связи?
Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а идеальный вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга.
Левое полушарие мыслит логически, правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур.
Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.
Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста можно рекомендовать кинезиологические упражнения. Они не только координируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка.
Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут.
Игры для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников
Как развивать межполушарные связи у детей? Существует огромное количество игр и упражнений для детей, начиная уже с 2-х летнего возраста. Вот некоторые примеры игр.
Игры для развития межполушарного взаимодействия детей от 2 лет и старше.
Игры на развитие и тренировку межполушарных связей целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.
Развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию. Последовательно формировать пинцетный и пальцевой захват.
ВАЖНО. Во всех играх действия выполняются сначала одной рукой, затем обязательно другой рукой.
Игра «Накорми птичку/лялю»
Приготовьте: две миски, фасоль и горох, ложки разного объема (столовая, десертная, чайная, кофейная).
Ляля хочет кушать, давай её накормим. Посмотри (показ действия).
Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Важно не рассыпать крупу мимо чашки и выполнить игровую задачу до конца!
Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.
Пересыпания гороха и фасоли столовой ложкой из одной мисочки в другую.
Начинаем с минимального объема 4 столовых ложек и в течении 1-2 недель доводим до 8 ст. л.
Варианты усложнения задачи:
Увеличить расстояние между мисочками, заменить столовую ложку на ложку меньшего объема.
Вариант № 2
Пересыпания шариков гидрогеля, например «Орбиз» более глубокой ложкой.
Если вы хотите разобраться в механизмах тяжелых нарушений речи, программно-аппаратных технологиях с биологической обратной связью и нейродиагностике и нейростимуляции сенсомоторного и интеллектуального базиса речи, то предлагаем вам записаться на курс повышения квалификации на 72 ак. часа «Нейропедагогические методы диагностики и коррекции в соответствии с требованиями ФГОС»
Вы изучите программно-аппаратные технологии с биологической обратной связью, научитесь использовать нейропсихологический подход при подготовке к школе (возраст детей 5-7 лет), а также приемы нейропсихологической диагностики младших школьников и дошкольников при подготовке к школе. Подробнее.
Другие виды игр, упражнений и психолого-педагогические технологии на развитие межполушарного взаимодействия:
Для более старших ребят (от 5 лет) очень полезны задания, которые можно найти в пособии Г.М. Зегебарт «Волшебные обводилки». Комплекс упражнений направлен на формирование и развитие графомоторных навыков координации движений, синхронизацию работы глаз и рук, развитию межполушарных связей. Примером заданий для выполнения нейрогимнастики для детей может служить нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!»
Логоримика — это технология развития моторного и речевого ритмов, а также система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова. Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и еще способствует развитию речи.
Нейродинамическая гимнастика – это система физических упражнений и подвижных игр, направленных на развитие сенсомоторной интеграции – способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств. Это могут быть как крупномоторные упражнения и игры: ползание по-пластунски, на четвереньках в различных игровых ситуациях, ползание через тканевые тоннели; езда на велосипеде, либо на велосипеде без педалей «Беговел»; плавание. Также нейродинамическая гимнастика может включать в себя разнообразные комплексы упражнений и тренажеры, направленных на развитие межполушарных связей, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, ловкости и координации движений, растяжки, расслабляющие и дыхательные техники, стимулирующие развитие всех каналов сенсорной информации.
Упражнения развития межполушарного взаимодействия у младших школьников
Включение нейропсихологических упражнений в общеобразовательный процесс у младших школьников приводит к повышению усвоения изучаемого школьного материала. Нейропсихологические упражнения развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль.
Зеркальное рисование.
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, симметричные узоры или простые картинки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Можно использовать специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия, а также для развития межполушарного взаимодействия у детей существует специальная рабочая тетрадь.
Источник
Правое полушарие: как включить на полную мощность? 7 способов
Цветные картинки и образная речь – для нестандартных решений
Людям, активно использующим правое полушарие мозга, чаще сопутствует успех, считает автор метода нешаблонного мышления Джон О’Кифф. Мы уже рассказали, за что отвечают и как сотрудничают между собой правое и левое полушария мозга. Сегодня — о способах включить правое полушарие на полную мощность.
Использовать правое полушарие мозга относительно легко. Эти методы лежат буквально на поверхности — иногда нужно просто вспомнить о них. Тем не менее, сформировавшиеся в западном обществе привычки подталкивают нас только к логике, анализу и фактам. Так что тем, кто хочет добиться успеха, стоит обучиться приемам, которые позволяют автоматически включать в активную работу правое полушарие.
Только левое полушарие — и весь мозг: тест
Как почувствовать разницу между работой всего мозга и работой одного левого полушария? Попробуйте быстро ответить на следующие вопросы.
РАЗДЕЛ «А»
- Назовите седьмую буква алфавита.
- Сколько дней в ноябре?
- Сосчитайте цифры от 26 до 0.
РАЗДЕЛ «Б»
- Составьте инструкцию, как доехать от вашего дома до работы на машине.
- Составьте инструкцию по завязыванию галстука или шнурка на ботинке.
- Назовите все буквы алфавита в обратном порядке.
При решении задач из раздела «А» у вас работает исключительно левое полушарие мозга. Они требуют преимущественно механического мышления — мысленного повторения слов, букв или цифр.
Задания раздела «Б» совсем другие. Они включают в работу правое полушарие и требуют, чтобы у вас в голове сформировалась определенная картина, а затем левое полушарие перевело эту картину в логичную инструкции.
Вы без труда сосчитаете числа от 26 до 0 — отчасти это обусловлено механическим мышлением, а отчасти — логикой. Для этого достаточно задействовать одно левое полушарие. Однако большинство людей не могут назвать все буквы алфавита в обратном порядке, потому что алфавит был заучен механически и в нем нет никакой логики. Здесь нужен другой подход.
Есть несколько простых приемов, позволяющих включить в работу не только левое, но и правое полушарие мозга:
- Используйте цвет.
- Используйте картинки.
- Используйте метафоры и аналогии.
- Используйте эмоции.
- Используйте интуицию.
- Используйте не только факты, но и связный рассказ.
- Используйте не только профессиональную лексику, но и образные выражения.
Используйте цвет
Этот способ прост, но эффективен. Когда вы в следующий раз будете что-то записывать, возьмите цветные ручки или бумагу разных цветов, в том числе очень яркую. Применяйте разные цвета для заголовков, выделенных слов, резюме и ключевых фраз. Вы почувствуете, как у вас поднимется настроение от работы. Она станет более приятной, интересной, запоминающейся и веселой.
Так вы включаете в работу правое полушарие мозга. Теперь вам в голову приходят несколько другие мысли. Вы ощущаете, что больше не скованы никакими рамками. Вы чувствуете, что ваше мышление становится нешаблонным.
Через две или три недели попробуйте вернуться к черно-белым записям. Они покажутся вам скучными, утомительными, рутинными и ограниченными.
Цвет присутствует почти во всех коммуникациях в сфере бизнеса — современные технологии это позволяют. Презентации включают в себя цветные слайды. Фотокопии могут быть цветными. Персональные компьютеры обеспечивают цветную графику. Газеты и телевидение уже давно перешли на цвет. Представьте себе обратную ситуацию. Вернитесь к черно-белым газетам, кинофильмам, телевидению, к черно-белым слайдам на презентациях, монохромным мониторам. У вас возникнет ощущение, что вы попали в темный подвал. Это происходит из-за деактивации правого полушария мозга. Вам придется тратить огромное количество энергии, чтобы использовать его, столкнувшись с океаном бесцветной коммуникации.
Если это так очевидно, зачем сохранять привычку пользоваться при письме одним цветом, которая уходит корнями в эпоху гусиных перьев?
Используйте картинки
Картинки не менее эффективны, чем цвет. Одна картинка заменяет тысячи слов. Не ограничивайте себя миром, состоящим из колонок цифр или множества страниц с перечислением разных фактов. Телевидение одержало победу над радио. Персональные компьютеры обладают мощными графическими возможностями и способны оживить любую информацию. Презентация, в которой на слайдах присутствует только текст, по эффективности никогда не сравнится с той, в которой используются качественные визуальные средства. Действенность картинок обусловлена тем, что они обращаются к правому полушарию мозга.
Картинки могут быть очень простыми, приблизительными; сводиться просто к символам. Однако вопрос «Как это можно проиллюстрировать?» включает правое полушарие мозга. Сочетание же цвета и картинок действует еще эффективнее.
Используйте метафоры и аналогии
Метафоры и аналогии стимулируют правое полушарие — как ваше, так и окружающих. Они вызывают эмоции и чувство сопричастности, помогают нарисовать картину гораздо лучше, чем бесстрастные подробные описания. Например, при столкновении с проблемой дублирования обязанностей типичная реакция представляет собой исследование и анализ проблемы. Другой подход, в котором участвует правое полушарие мозга, выглядел бы следующим образом. В выступлении вы прибегаете к пословице «У семи нянек дитя без глазу», а затем предлагаете четко разграничить зоны ответственности.
Сравнивая цель или проблему с чем-то далеким от обсуждаемой области, метафоры и аналогии снимают ограничения, свойственные стандартному мышлению. Когда вы произносите такие фразы, как «Попробуем стать такими же, как Microsoft» или «Догоним и перегоним по популярности Coca-Cola», это раздвигает привычные рамки и устраняет препятствия на пути творческого мышления.
Используйте эмоции
В эмоциях нет ничего предосудительного. Они существуют, и при этом могут воздействовать гораздо сильнее логических построений. Сочетание эмоций и логики способно смести все препятствия на своем пути. Телевизионная реклама становится гораздо эффективнее, когда обращается не только к логике, но и к эмоциям. Так, например, в одном из рекламных роликов, посвященных автомобильным шинам, особенно подчеркивается их роль в обеспечении безопасности. В рекламе использовано изображение огромной шины, в которой сидит ребенок, — это и есть сочетание логики и эмоций.
Доклады и презентации звучат гораздо убедительнее, если апеллируют к чувствам аудитории, а не только к логике. Это должно войти в систему: используйте собственные эмоции, чтобы обращаться к эмоциям других людей.
Используйте интуицию
Мы слишком часто интересуемся фактами и не спрашиваем о предчувствиях. Факты — это чистая логика. Напротив, интуиция связана с правым, творческим, полушарием мозга. Сочетание логики и интуиции обладает огромной силой.
По всей видимости, самые главные решения своей жизни человек принимает при участии обоих полушарий мозга, а не только левого. Можно назвать три таких момента: выбор супруга/супруги, профессии и места жительства. Возможно, эти решения приходится принимать по нескольку раз в жизни. Однако обычно ни одно из них не принимается только на основе логики, анализа и фактов.
Вопрос создания семьи — это не бесстрастное решение, в основе которого лежат непреложные факты и логика. Выбор профессии в значительной степени опирается на ощущения, немногочисленные сигналы, а также на впечатления и склонности, но не на рациональный анализ. Дом, в котором вы живете, тоже выбирается на основе ощущений, а не сухих фактов — нередко вы поступаете нелогично, переплачивая за то, чтобы жить в понравившемся вам месте.
Используйте не только факты, но и связный рассказ
«Факты говорят сами за себя». Это неправда. Такие заявления часто делают люди, которым не удается до конца убедить собеседника.
Если бы факты действительно говорили сами за себя, то прекратились бы все споры. Все пришли бы к одним и тем же очевидным выводам. Сам факт, что вы используете выражение «факты говорят сами за себя», свидетельствует об обратном: вы не смогли до конца убедить аудиторию, работа сделана лишь наполовину. Вы должны быть готовы использовать различные истории и анекдоты, позволяющие оценить представленные факты — оживить их, чтобы они приобрели для слушателя смысл. Так, например, одна история или один анекдот могут оказаться эффективнее, чем целый перечень фактов — и запоминаются они лучше.
Используйте не только профессиональную лексику, но и образные выражения
Большая часть профессионального сленга связана с левым полушарием мозга. Это нечто вроде набора формул. Профессиональный сленг и аббревиатуры могут присутствовать в нашей речи, но они должны знать свое место. Если вы хотите передать всю глубину смысла, не бойтесь использовать образные выражения.
Возможно, с точки зрения стилистики они окажутся не совсем идеальными, но зато точно передадут смысл того, что вы хотите донести до слушателей. Образные выражения «задевают нужную струну» в правом полушарии мозга собеседника. Образные выражения похожи на картинки. Они включают в работу правое полушарие мозга, на что не способен профессиональный сленг.
Источник