Примус состоит из 4 основных частей и узлов: бачок, горелка, насос, предохранительный клапан. Бачок может выйти из строя лишь в случае грубого физического воздействия на него, либо в случае, если его съела ржавчина. Поэтому все неисправности примуса связаны, главным образом, с теми тремя узлами, которые вставляются в отверстия на бачке. Рассмотрим неприятности с этими узлами по отдельности. Помните!Устранение любых неисправностей надо проводить на выключенном и остывшем примусе! Исключения редки, о них обязательно будет сказано
Заказать примус «Шмель-2» оптом и в розницу Будем рады, если вы пополните наши познания своими советами и опытом. Пишите на Форум, лучшие советы обязательно разместим на этих страницах с пометкой об авторстве.
Внешнее проявление и дополнительные признаки неисправностей
Вероятная причина
Метод устранения
Неисправности предохранительного клапана
Язычок пламени (либо выливается бензин) из отверстия предохранительного клапана
Перегрев примуса
Охладить примус (см. Эксплуатация)
Износ прокладки
Заменить прокладку
Ослабление пружины
Аккуратно растянуть пружину, держа за края, плавными движениями
Криво стоит поршень
Поправить поршень. Устранить причину заклинивания поршня, каковой может быть заусенец (мелкий производственный брак) или мусор
Внутрь клапана попал мелкий мусор
Прочистить полость клапана, лучше промыть бензином.
Отсутствует давление в бачке примуса
Износ прокладки, криво стоит поршень, попадание мусора
См. выше
Срабатывает в самом начале горения
Слабая пружина
Растянуть или заменить пружину
Примус «на взлёте» (огромная интенсивность пламени), а клапан не срабатывает
Возможно глухое принудительное заклинивание клапана
Выключить примус и охладить. Вернуть клапану вид от завода-изготовителя. «Модернизация» предохранительного клапана либо его жёсткое запирание недопустимы! Это может привести к разрыву бачка работающего примуса, пожару, ожогам, …
Неисправности горелки
У гайки 15 (см. рис. 2) появляется язычок огня или дым
Нарушилось уплотнение 17 шпинделя 16
Подтяните гайку 15 ключом управления до прекращения огня или дыма. Если неисправность осталась, замените уплотнитель 17
Примус горит коптящим пламенем
Износился ниппель 9 (рис. 2)
Снимите напряжение в резьбе легкими ударами по ниппелю и выверните его с помощью ключа управления. Заверните новый ниппель из комплекта ЗИП
Плохо прогрет
Догреть сухим спиртом или разжечь заново (см. Эксплуатация)
Заправлен плохим горючим (керосин,…)
Полностью слить всё содержимое бачка. Заправить бензином.
Ниппель 9 не прочищается
Сломалась игла 10
Снимите напряжение в резьбе легкими ударами по ниппелю 9. Выверните его с помощью ключа управления. Вращая шпиндель 16, поднимите конус 18 в крайнее верхнее положение. Ключом для замены иглы из комплекта ЗИП отверните гайку 13, удалите, остатки сломанной иглы 10. Наполните внутреннюю полость гайки любой густой смазкой для предотвращения выпадания иглы: вставьте и отверстие гайки новую иглу со стороны резьбы. Заверните на место гайку 13 и ниппель 9. При завинчивании ниппеля поверните шпиндель в положение «Закрыто», иначе ниппель может сломать иглу. Уберите ключ для замены иглы н коробочку с ЗИП. Во избежание потери запасных игл, имеющих малые габариты, работу по замене выполняйте с особой осторожностью — над листом белой бумаги
Через горелку не проходит ни бензин, ни его пары
Отсутствует давление в бачке
Накачать насосом, а также см. ниже
Засорилась внутренняя часть горелки
Методы очистки внутренней части горелки описаны в разделе Техническое обслуживание. Необходимо помнить, что эта процедура, как правило, длительна. Проводить её надо заранее. Тем более, что горелка засоряется не сразу
Плохо прогрета горелка на примусе б/у
Прогреть заново или догреть сухим спиртом. Шпиндель держать в положении «Открыто» (до появления «признаков жизни»), затем перевести в положение «Чистка».
Бензин или пары просачиваются из-под горелки 4 и могут загореться (см. рис. 1)
Ослабло резьбовое соединение горелки 4. Нарушение герметичности
Погасите огонь. Подтяните горелку ключом с зевом 19 мм. Следует обращать внимание, чтобы конец шпинделя 16 находился против выреза ветрозащитного кожуха. При несовпадении необходимо поставить дополнительные шайбы, вырезанные из алюминиевой фольги
При горении происходит раскаливание отражателя 11 (рис.2) и слышится гудящий шум
Неправильно или неплотно установлены колпачок 12 или отражатель 11
Жёстко зафиксировать колпачок и отражатель в раструбе горелки. Можно попробовать устранить на работающем примусе, аккуратно придавив отражатель ключом.
Работающий на слабом огне примус постепенно угасает
Это не вызвано неисправностью примуса. Либо: 1) Вы убавили пламя в сторону положения «Закрыто» 2) Заканчивается топливо в бачке 3) Вы переохладили примус
Всё устраняется на работающем примусе 1) Убавить интенсивность пламени поворотом шпинделя в сторону положения «Чистка» 2) Подкачать насосом давление в бачок. 3) Прекратить охлаждать примус.
Неисправности насоса
Насос (см. рис. 3) плохо накачивает воздух в бачок
Ослабла завальцовка шайб 30 на штоке 21 насоса. Шайбы имеют возможность осевого перемещения.
Расклепайте конец штока, удерживающего шайбы 30.
Попадание грязи на внутреннюю поверхность цилиндра 20.
Снимите кольцо поршня, очистите от грязи поверхность поршня и цилиндра 20.
Износился наружный диаметр кольца поршня 29 или выступы
Замените кольцо поршня 29
Отсутствует смазка на поршне цилиндра
Смажьте солидолом кольцо поршня
Вы качаете воздух плавными движениями поршня
Накачивать воздух необходимо динамичными движениями, чтобы насос издавал характерные щелчки, вызываемые проникаемым внутрь бачка воздухом
При поднимании ручки насоса вверх её втягивает обратно
Неправильно установлено кольцо поршня 29.
Снимите кольцо поршня 29 и установите его на поршне таким образом, чтобы выступы кольца были направлены в сторону обратного клапана.
В насос попадает бензин Из-под ручки насоса появляется бензин или язычок огня
Завис поршень 27 обратного клапана
Через отверстие обратного клапана сместите поршень клапана 27 с помощью шила. Причиной частого зависания поршня обратного клапана нового примуса может быть мелкий металлический заусенец, который необходимо устранить. У примуса со стажем — мусор или изношенная (разбухшая) либо неправильно поставленная новая прокладка — заменить прокладку.
Износилась прокладка 28 обратного клапана
Замените прокладку 28
Ослабла пружина обратного клапана
Аккуратно растянуть пружину
Выкрутился обратный клапан
Слить через сито бензин, выловив все части клапана. Вставить всё на место
Бензин или пламя из соединения насоса с бачком
Износилось уплотнительное кольцо насоса 22
Заменить уплотнительное кольцо
Неплотно завинчен насос
Докрутить насос (можно на работающем примусе, предварительно погасив пламя и одев перчатку во избежание ожога)
Насос накручен не по резьбе
Аккуратно скрутить насос и закрутить обратно, руководствуясь Правилами эксплуатации
Сорвана резьба насоса или бачка
Слабо поддаётся излечению. Часто проще выкинуть то, на чём сорвана резьба. А устранить недостаток в голове того, кто сорвал. (+ см. Особенности ремонта в походных условиях)
Не сохраняется давление в бачке
Износилось уплотнительное кольцо насоса 29
Заменить кольцо
Неисправен предохранительный клапан
См. выше — Неисправности предохранительного клапана
Прочие неисправности примуса и методы их устранения с учётом походного экстрима и форс-мажора рассмотрены на странице Особенности ремонта примуса в походных условиях.
Источник
Не работает примус шмель
Спасибо за оперативный отклик. Пт-3 привлекает своей квадратной формой, при перевозке более удобно, и устойчивый ( чтобы кто то нечаянно перевернул, нужно очень постараться ), но не нравится что на саморезах. Шмели проверенные временем аппараты, но форма не очень нравится, но привлекает возможность использования транспортировочного котелка, но не хочется употреблять пищу с привкусом топлива
Поживем, решим. Может и пт-1 достаточно. может зря задумался о новых.
Горелка 111B на «полном ходу» наверняка заглушит даже ПТ-1, хотя последний ревет очень не слабо. 111Т работает почти бесшумно. Да и возможность залить в качестве топлива керосин или продающуюся на каждом шагу жидкость для розжига на основе жидкого парафина вряд ли для кого будет совсем лишней.
Горелка 111B на «полном ходу» наверняка заглушит даже ПТ-1, хотя последний ревет очень не слабо. 111Т работает почти бесшумно. Да и возможность залить в качестве топлива керосин или продающуюся на каждом шагу жидкость для розжига на основе жидкого парафина вряд ли для кого будет совсем лишней.
Огонёк мощнее Туриста, кстати, если вдруг забыли
За Сич ничего не скажу.Хороших отзывов на него тоже не видел. Из Шмелей,для водко-моторки,хорошо подойдёт любой.У 1го регулировка пламени получше,а 3 и 4 дурако и земле устойчивее.Сам уже который год Дастан для этих целей использую.В сравнении с ПТшкой (Которым тоже постоянно пользуюсь) любой Шмель на порядок лучше по всем параметрам. На запах бензина из котелка,никто не жаловался,даже бабы.Гоняю исключительно на автобензине.Который Шмели,в отличии от всяких Колеманов,отлично переваривают.Примус держу в котелке в полиэтиленовом пакете.Держу не из за запаха бензина,а чтоб примус в котелке не гремел и котелок внутри не пачкался.И не слушайте вы этих «ТолькоГалошников»,вам бензин в примусе не бочками жечь.А таскать с собой 5-10 литров нефраса,когда для ПЛМ в лодке автобензина дофига,никакого смысла не имеет.
Источник
Залипание запорного шарика в примусе Шмель (Дастан)
Этот пост рассчитан главным образом на лиц, выполняющих в группе функцию ответственного за примус, понимающих как устроен примус и как он работает. Залипание запорного шарика в примусе Шмель (Дастан) является неизбежностью при использовании автомобильного бензина и стандартных схем эксплуатации примуса. Вопрос заключается в том, сколько литров бензина должно пройти через примус, чтобы на запорном шарике и седле запорного механизма сформировался критический слой смолы (являющейся побочным продуктом коксования), который собственно и обеспечивает залипание. При использовании некачественного бензина для залипания запорного шарика достаточно несколько дней работы примуса. Вместе с тем, существует технология, которая позволяет предотвратить залипание шарика даже при использовании некачественного бензина. Сущность технологии заключается в следующем.
1. По прилету в пункт назначения необходимо приобрести в авто магазине очиститель карбюратора, желательно органический. Данный очиститель необходимо впрыскивать в канал горелки (открутив ниппель) малыми дозами один раз в день (утром, за 10 минут перед началом работы горелки). 2. Но главное не очиститель карбюратора, а выполнение следующих действий. Каждый раз после прекращения работы горелки надо быстро охладить бачок, не остужая корпус горелки — пока корпус горячий, смола находится в жидком состоянии. Стравив воздух, надо слить остатки бензина и перевести ключ в положение «открыто» (иголка не должна выступать из отверстия ниппеля). После этого надо перевернуть примус вниз головой и потрясти горелку, при этом должен появиться звук прыгающего шарика. Если звука нет, надо постучать по корпусу горелки твердым предметом. Далее примус в повёрнутом положении надо поместить в котел – футляр на период «до остывания». В принципе, в таком положении его можно транспортировать. По мере остывания корпуса горелки смола переходит в твердое состояние, но контакта запорного шарика с седлом запорного механизма нет, а следовательно нет залипания. Аналогичным образом производится ремонт примуса при залипании шарика, которое диагностируется по следующему признаку — бензин не поступает в горелку, несмотря на его прогревание и накачивание. Откручиваем ниппель, заливаем в топливный канал любой растворитель, через 10 минут нагреваем тело горелки газовым резаком или на газовой горелке (беречь графитовую втулку), переворачиваем примус, стучим твердым предметом по телу горелки в области проекции запорного шарика. Либо надо открутить горелку от бачка, вытащить сетку — испаритель, поднять иглу и вытолкать шарик шилом, после чего промыть топливопровод растворителем. Но в этом случае при обратной сборке примуса может понадобиться герметик.
Лет 10 назад, придя на поляну Рацека в Ала-Арче, я заметил на свалке, мимо которой мы проходили, несколько новых примусов Дастан и полторашку бензина. Причина, по которой владельцы расстались с примусами, была проста – залипание шарика. На восстановление одного из примусов ушло полчаса, затем мы пользовались им 10 дней, до отъезда.