Пружинный ревербератор
Кому хотелось когда либо сделать что то своими руками, для себя же — так это музыкантам. Их вечные поиски интересных схем различных перегрузов, усилителей, эквалайзеров и прочего занимают кучу времени, но результаты работы шикарны. В этой статье хочу обратить внимание на довольно известный прибор, который использовали в своей жизни, наверное, почти все гитаристы – ревербератор. Но хочу подчеркнуть то, что это не электронный вариант устройства, а самый натуральный, старинный и первый – пружинный. Его звук наполнен духом винтажных блюзовых импровизаций и полон классики электрогитарного звучания. Теперь к сути дела. Ревербератор добавляет в сигнал эффект эхо, но делает это не как похожий на него delay. Последний «копирует» сигнал и «вставляет» эти копии с задержкой после основного сигнала и после предыдущей такой «вставки». Что же делает ревербератор: он пропускает сигнал через себя и не оставляя признаков чистого сигнала (зависит от конструкции ревера), выдаёт только сигнал с определёнными гармониками. Что бы понять, что это такое и в чём разница, вспомните, когда вы стоите в большом пустом помещении (например склад) и что то говорите – имеете тот самый эффект реверберации.
Итак, что бы мне перейти к принципиальной схеме, нужно сначала объяснить принцип работы сего устройства. Из названия не трудно понять, что основным компонентом будет пружина (о характеристиках разных пружин чуть позже). Пружина – упругое тело, которое может передавать механические колебания. Если мы будем воздействовать на пружину колебаниями с одного конца, то на другом конце будут те же колебания, но только слабее и немного изменённые в своей структуре. А теперь переносим этот принцип на практику. Подавая на один конец пружины колебания, к примеру, музыкальные, на другом конце будем иметь тоже самое, но с тем самым «эффектом большого пустого помещения». Теперь о тонкостях. Чем длиннее пружина, тем сильнее эффект. Чем пружина более жесткая, тем более чёткий, сильный сигнал на выходе. Также есть разница, какой внутренний диаметр у пружины, её толщина и расстояние между витками. Почему именно пружина? Ответ вполне логичен: для того, что бы получить гармоники колебания должны пройти через множество материала, грубо говоря. Это значит, что в принципе можно сделать ревербератор и с прямым куском проволоки, но эффект будет минимальным, а пружину используют потому, что в ней этой «проволоки» больше, и следовательно эффекта добиться легче. Это пока что всё что необходимо знать о пружине для того что бы сделать ревербератор. Теперь потрясу Ваше воображение (наконец то) схемой:
Схема изначально рисовалась для моих друзей из Финляндии, Швеции и Германии, поэтому в основном на английском языке.
Как можно видеть из неё, тут использованы такие компоненты:
- Источник сигнала (у меня это была гитара, потому что делал для гитары, но может быть что угодно)
- Усилитель (AMP)
- Динамик с прикреплённым к нему одним концом пружины
- Динамик с прикреплённым к нему вторым концом пружины
- Клеммы входа, выхода, заземление
Итак, разбираем этот список в подробностях. Первым у нас идёт источник сигнала. Это может быть любое что то, что выдаёт звуковой сигнал. Не важно, гитара, микрофон, плеер или ещё что. Далее видим, что этот сигнал поступает на усилитель. Этот компонент для экономии времени можете купить в магазине, НО тут можно схитрить. Если пойдёте тем же путём что и я, то купите в любом магазине маленькие колонки типа этих:
Их мощность 2 – 5 Ват, и этого вам хватит, но вся соль в том, что это уже готовый усилитель который нам абсолютно подходит и 2 динамика, необходимых нам для ревербератора! Короче говоря – почти весь набор компонентов сразу и за небольшие деньги. Но если у вас есть готовый свободный усилитель и 2 динамика – можете использовать их.
Итак, как можно было понять, сигнал поступает на усилитель, проходя через него становиться довольно мощным для того, что бы передать свои колебания пружине. Выход усилителя идёт на динамик с прикреплённым к нему одним концом пружины. Таким образом, на пружину поступают механические колебания сигнала от динамика. Мы преобразуем, фактически, электронный сигнал в механический через динамик. Далее, сигнал проходит в механическом виде через плотное, колеблющееся тело – пружину. На втором конце её прикреплён второй динамик, который служит «приёмником» механических колебаний и преобразователем их обратно в электрический. И вот он момент истины – на выходе у нас уже не просто сигнал, а пропущенный через плотное тело, имитирующее прохождение звуковых волн через большое пространство. Теория ясна и теперь можно вдаваться в технические подробности. Сперва хочу показать то, как нам стоит собрать шасси для нашей конструкции. Не будем ходить далеко и придумывать нечто заумное. Для нашего проекта нам нужна прочная основа в виде перевёрнутой «П», смотрим:
Вы можете видеть, что для шасси использовано 3 основных компонента: несущая планка, уголок один и уголок второй. Всё это вместе скручивается винтами. Где взять эти вещи? В любом строительном супермаркете, магазине есть отдел с такими вещами. Они предназначены изначально для скручивания деревянных конструкций, есть очень разных размеров, форм. Сделаны из метала – и это хорошо. В этой области Вам предоставляется огромный выбор для полёта фантазии. На втором рисунке представлены такие детали.
Основа для нашего ревербератора готова. Теперь, на следующем этапе нашей работы, приступаем к монтированию пружины и динамиков. Пружину я использовал самодельную. Навивал её из медного провода толщиной 1мм на диаметр приблизительно 2 см. В длину пружина была около 25 см уже в натянутом, установленном состоянии. Крепится пружина своими концами к уголками. Она должна быть натянута очень хорошо и не провисать! Иначе, теряется упругость и эффекта может не быть вовсе. Пробуйте разные пружины, из разных металлов, что бы достичь максимальной упругости. Также хочу заметить то, что разные металлы звучат здесь по-разному. Медь имеет довольно мягкое звучание за счёт того, что она довольно мягкая. Недостатком её есть то, что в силу этой же мягкости, сила сигнала на выходе довольно маленькая, и может понадобиться еще один предварительный усилитель на выходе, что бы поднять амплитуду сигнала. Сталь, например, имеет абсолютно характерный металлический звон, призвук. Сигнал со стали довольно чёткий и мощный. Именно стальные пружины используются в заводских моделях пружинных ревербераторов.
Если Вы читали внимательно, то наверняка заметили, что в первый раз я сказал «динамики с прикреплёнными к ним концами пружины» а во второй раз «концы пружины крепим к уголкам» — замешательство, не так ли? Вовсе нет. Пролью немного света на эту дилемму. Смотрим на рисунок:
Тут видно, что на нашем шасси нужно закрепить оба динамика по разные стороны. Между уголков натянуть пружины, закрепив её концы как Вам будет удобно: либо скотчем, либо изолентой, либо же прикрутить (всё зависит от пружины). От динамиков идут провода к выходу усилителя и к выходу с нашего ревербератора (или через предварительный усилитель, если нужно). Имея такую конструкцию переходим дальше, и смотрим как же нам передать механические колебания динамика, пружине. Иными словами, как соединить динамики с пружиной:
Динамик крепиться с пружиной через кусок проволоки или чего-либо другого, достаточно твёрдого. Одним концом эта «палочка» приклеивается к динамику в его середине, а другим к перпендикулярному месту на пружине. Клей «Момент» отлично всё держит и достаточно быстро сохнет. Заметьте, что динамик должен быть надёжно и неподвижно закреплён на шасси, иначе перпендикулярность нарушается и колебания приобретают другой вектор, что влечёт потерю силы сигнала на выходе. Всё должно быть ровно и перпендикулярно. Таким образом, динамик колеблясь, передаёт эту механическую энергию пружине, на другом конце которой установлен второй динамик-приёмник. Он крепиться к пружине таким же образом.
Существует много разных способов прикрепить пружину к динамику. Я предлагаю Вам этот, как самый практичный, лёгкий и надёжный. Ниже представлено несколько фотографий на разных этапах постройки.
Это самая первая экспериментальная модель с креплением пружины прямо к излучателям. Она была не эффективной, пружина провисала и в месте крепления неплотно прилегала к диффузорам. Усилитель из настольных колонок «мыльниц», которые я советовал Вам использовать.
А вот вторая фотография – окончательный вариант моего пружинного ревербератора. Тут в шасси использованы уголки и прямые планки, которые я советовал Вам. В корпусе под шасси находиться усилитель, гнёзда входа-выхода, гнездо питания усилителя. Ручка которую вы видите на передней панели – регулятор на 100К. Он регулирует соотношение чистого звука и звука с эффектом на выходе. Иными словами % чистого звука и с эффектом. Как динамик-передатчик использован динамик из таких же колонок – мыльниц, 4 Вата и 8 Ом сопротивления. Как динамик-приёмник взят динамичек из трубки телефона. Его характеристик я к сожалению не помню. Ниже хочу представить видеозапись, сделанную мной для презентации работы готового устройства. В этом видео вы увидите окончательную модель пружинного ревербератора, изображенную на последней фотографии.
В самом конце обо мне: эту конструкцию я ни откуда не брал, придумывал сам. По началу искал готовые схемы, но таких в интернете 1 -2, поэтому и решил написать свою статью. Надеюсь она поможет тем, кто хочет себе пружинный ревербератор.
Источник
6 ошибок с ревербератором, которые вы точно совершали
Андрей Васильевич вошел в студию, как всегда прихрамывая на правую ногу. Пять дней его не было из-за болезни, и сейчас Владик по его просьбе работал над песней.
Влад уже несколько месяцев помогал в студии, наблюдал за работой Андрея Васильевича, и пришла пора давать ему самостоятельные задания. Болезнь оказалась на руку — Андрей Васильевич поручил Владику свести голос с минусом. Дело плевое, клиент не требовательный, как раз потренироваться.
Ревера было так много, что хотелось выплыть на поверхность с криком «Спасите», но Андрей Васильевич хорошо знал, как трудно остановиться на нужном количестве реверберации. Да что поначалу — даже сейчас, несмотря на тридцатилетний опыт, Андрей всегда перепроверял утром вчерашние миксы. Потому что легко сделать, как сейчас у Владика, и даже не заметить.
Уверен, вы сами через такое проходили не раз и знаете, как это трудно: отмерить нужную порцию искусственной реверберации.
Испортить микс большой реверберацией очень просто. Через это проходил каждый звукорежиссер. Уверен, и вы не раз делали это.
Вы добавляете реверберацию, потому что с реверберацией лучше, чем без нее, потом добавляете еще, потому «вроде бы так звучит лучше», и на следующее утро после баунса микса вы слышите мутный беспорядок, в котором трудно что-либо разобрать.
Знакомо? Если вы читаете эти строки, то, скорее всего, сталкивались с чем-то похожим.
Реверберация вызывает противоположную реакцию у слушателей. Некоторые музыканты и звукорежиссеры терпеть не могут, когда реверберация обращает на себя много внимания. Но есть люди, которые не успокоятся, пока всё не утонет в реверберации.
Как бы вы не относились к этому эффекту, знания о реверберации и ревербераторах помогут вам работать более эффективно во время сведения и саундчеков.
В этой статье я расскажу о самых распространённых ошибках в использовании ревербератора и покажу, как их можно избежать.
Если вы путаете слова «ревербератор» и «реверберация», прочитайте эту заметку
1. Ошибки в подключении. Insert вместо Aux и наоборот
Правильно подключить ревербератор для получения нужного звука почти так же важно, как подобрать тип реверберации. Подключение ревербератора к ауксу (aux) пульта или в звуковом редакторе вместо инстерта (insert) и наоборот сильно влияет на звук, который вы делаете.
Если вам не очень понятна разница между ауксом и инсертом, посмотрите мануал к вашему звуковому редактору или разберитесь с пультом.
Ревербератор, подключенный к ауксу, звучит более естественно. Инструменты песни органично звучат вместе, в миксе появляется объем.
Подключение ревербератора в инсерт хорошо работает для экстремальных эффектов.
Я видел проекты, в которых ревербераторы с одинаковыми настройками были подключены к инсерту на нескольких дорожках. Это не только неэффективный способ работы, но и неоправданная растрата ресурсов компьютера.
Если вы хотите объединить общим пространством инструменты микса, подключите ревербератор к ауксу и отправляйте на него сигнал через посылы. Вы сможете изменять уровень отбора с каждого канала, чтобы одни инструменты казались ближе (меньше посыл и меньше реверберации), а другие отдалялись (больше посыл и больше реверберации).
Если же вы хотите выделить одну дорожку заметной реверберацией или есть желание спрятать инструмент в общем звуке, то подключайте ревербератор в insert.
2. Слишком длинный Decay
Во всех железных ревебераторах и плагинах можно менять время реверберации (длину хвоста, если так понятнее). В ревербераторах и англоязычной литературе это называется decay.
Очень здорово, когда время реверберации попадает в ритм песни. Можно высчитать это значение для разных длительностей нот (целых, половинок, четвертей или восьмушек) исходя из темпа песни.
Если вы не сильны в математике, то подберите время реверберации на слух.
На вокальных и мелодических партиях реверберация должна затухнуть до вступления следующей фразы. Если в партии есть пауза, то во время нее реверберация должна красиво исчезнуть. Ваш труд оценят, если это будет хорошо слышно.
Этот принцип подходит и для ритм-секции, например, для малого барабана. Отзвук малого должен исчезнуть до следующего удара по нему, в большинстве случаев еще раньше – до очередного появления бочки. Тогда микс дышит, хочется двигаться в ритм песни.
Послушайте вступление к “Be My Baby” Ронни Спектра (Ronnie Spector), там очень хорошо слышно, как затухает реверберация малого барабана перед следующим ударом.
Если в вашей песне очень важно слышать отчетливый длинный хвост, попробуйте компрессор или сатуратор на выходе ревербератора или даже то и другое вместе.
Попробуйте сделать так, чтобы хвост реверберации исчезал до следующей гармонии. Тогда он будет казаться долгим и обращающим на себя внимание на продолжении всей композиции.
3. Не эквализировать
Даже при беглом взгляде на настройки ревербераторов можно заметить, что у большинства есть эквалайзер для коррекции входного сигнала.
Реверберация ниже 500-600 Гц обычно не очень обращает на себя внимание, но может повлиять на прозрачность и чистоту микса. То же самое относится к частотам выше 10 кГц.
Если у ревербератора нет встроенного эквалайзера, можно использовать отдельный прибор, если вы подключили ревербератор к ауксу, а не в инсерт канала.
Эквализация делает разный звук в зависимости от места включения: до ревербератора или после. Работать с входным сигналом имеет смысл, если вы реверберируете инструмент с грязным звуком, чтобы не размазывать эту грязь по миксу. В то же время некоторые ревербераторы синтезируют собственные гармоники и резонансы, особенно в сочетании с сатурацией. В таком случае эквалайзер лучше включать после ревербератора, чтобы избавиться от нежелательной грязи.
4. Неправильный тип реверберации
Мотивы, по которым мы включаем ревербератор, у всех нас более-менее похожи, а разные типы реверберации могут добавить в микс изюминку.
Можно выделить пять основных типов ревербераций: комнатная реверберация, реверберация большого и камерного зала; листовой ревербератор, нелинейная реверберация (она всегда искусственная, в природе не встречается). Можно добавить пружинный ревербератор, он похож на листовой, но электрогитара часто начинает петь именно с ним.
Выбор типа реверберации зависит только от того, что вы хотите получить. Если цель – сделать общее пространство для слитного звучания инструментов, то буйный и плохо управляемый листовой ревербератор, скорее всего, не будет звучать так же естественно, как хорошо настраиваемая комнатная реверберация.
А когда вы работаете с голосом, аскетичный звук комнатной реверберации не сможет вас удовлетворить, и в поисках бархатного тембра вы, скорее всего, переключитесь на листовой ревербератор или реверберацию зала.
5. Мало разнообразия
Если вокруг так много типов реверберации, зачем ограничивать себя только одним?
Вот пример: в миксе барабаны и ритм-гитара объединены комнатной реверберацией, бас остался сухим.
Голос обволакивает шикарная камерная реверберация, а бэк-вокал просто утонул в ней.
У соло-гитары резкий пружинный ревербератор, а струнная секция купается в длинной реверберации огромного зала.
Звучит безумно? Это не так! Уверен, вы слышали что-то вроде того, что я только что описал, много-много раз.
Подобную многопространственность можно услышать в “Man With a Harmonica” Эннио Морриконе (Ennio Morricone). Это одна из тем фильма «Однажды на Диком Западе».
В начале губная гармошка звучит с отзвуками листового ревербератора (во всяком случае звучит очень похоже) с очень длинным хвостом.
Помните, в начале статьи я рассказывал о подключении ревербератора в инсерт? Тот самый случай, когда это можно сделать, чтобы получить такой звук.
Когда подкрадывается оркестр, его смягчает еле заметная, но сочная реверберация большого зала. Появляющиеся и исчезающие банджо звучат так, как будто их дополнительно не реверберировали, оставив только звук комнаты, в которой они были записаны.
Электрогитара появляется на 1:05 с фузом и пружинным ревербератором, характерным для вестернов.
Тот факт, что микс не звучит естественно, не делает его менее эффектным. Морриконе начхал на естественность. Он решил, что зритель будет слушать только гармонику впереди и вздохи оркестра позади нее.
Партитура создает свой собственный мир, а используемые типы реверберации помогают окунуться в этот мир.
6. Реверберация или дилей
Бывали случаи, когда мне давали референс и просили сделать такую же реверберацию. Прослушав референс, я понимал, что никакая это не реверберация, а дилей. Давайте разберемся.
Дилей отлично справляется с задачей размазать голос или увеличить пространство инструмента. Дилей редко добавляет такой неуправляемый гармонический беспорядок, который может устроить ревербератор.
Если вам необходимо управляемое упругое пространство, то дилей — это то, что нужно.
Обратите внимание на голос в песне “Red Eyes” от The War on Drugs.
Размазанный звук реверберации как часть звучания голоса, но, если быть точным, реверберацию делает такой славной именно дилей, идеально вогнанный в промежутки между фразами. Сколько можно читать? Просто послушайте.
Получить правильную реверберацию непросто, и я надеюсь, что после прочтения статьи вы будете готовы справиться с этой задачей.
Общий принцип довольно прост: спросите себя, что вы хотите получить от реверберации, и из ответа поймите, какие типы ревербераций подойдут и как их имитировать с помощью приборов.
Источник