Характерные неисправности электрооборудования при работе электропоезда ЭД 2т, ЭД 4м (ЭТ 2м) на линии и методы их устранения.
Составили и разработали:
Назначение проводов
1- автоматический пуск, первое положение штурвала
2- маневровое положение штурвала
3- ослабление поля, второе положение штурвала
4- электрическое торможение, первая уставка
5- ослабление поля, третье положение штурвала
6- ослабление поля, четвертое положение штурвала
7- возврат защиты
8- комбинированное торможение прицепных вагонов при ЭДТ
9- дотормаживание после ЭДТ при скорости 10-15 км/ч
10- контроль дверей
11- реверсор вперед
12- реверсор назад
13- управление вспом. компрессорами из кабины управления
14- управление резервированием (секционный)
15- плюс 110В АБ секционный
16- плюс 110В АБ поездной
17- управление ПРУ секционный
18- управление песочницей
20- плюс цепей управления (секционный)
21- включение РББ-1
22- плюс цепей управления (поездной)
23- радиооповещение, трансляция
24- радиооповещение, трансляция
25- токоприемник поднят
26- токоприемник опущен
27- управление компрессорами
28- управление ДУКС
30- минус цепей управления
31- минус цепи РББ-1 (секционный)
32- управление резервированием (секционный)
33- изменение уставки БРУ
34- изменение уставки БРУ
35- сигнализация СОТ-Х
36- управление отоплением
37- управление освещением
39- управление резервированием
40- управление ЭДТ
41- ЭДТ, нормальная уставка
42- Управление замещением
43- обратный минус
45- блокировочный обратный
46- включение РЗП-1 загрубляет защиту БУП при ЭДТ и исключает включение компрессоров
47- тормозной ЭПТ
49- отпускной ЭПТ
50- секционный ЭПТ
51- сигнализация СОТ
52- двери правые открыты
53- двери правые закрыты
54- двери левые открыты
55- двери левые закрыты
56- обогрев маслоотделений
60- сигнализация ЛК и Т
61- сигнализация БВ
62- сигнализация РБ
63- сигнализация преобразователя
64- сигнализация вспом. цепей
65- сигнализация реле напряжения
66- резервная магистраль 220В секционный
67- резервная магистраль 220В секционный
68- резервная магистраль 220В секционный
70- резервирование 220В / 50Гц
71- резервирование 220В / 50Гц
72- резервирование 220В / 50Гц
73- цепь возбуждения генератора управления (секционный)
74- вторичные обмотки трансформатора управления
75- вольт добавка для зарядки АБ
76- управление тиристорным преобразователем САУТ
77- вторичная обмотка стабилизирующего трансформатора
78- вторичная обмотка стабилизирующего трансформатора
80- управление тиристором Тт-1 БУП
81- основная трехфазная магистраль 220В/50Гц
82- основная трехфазная магистраль 220В/50Гц
83- основная трехфазная магистраль 220В/50Гц
84- ноль трехфазного генератора
85- резервирование, только на головном вагоне
86- резервирование, только на моторном вагоне
87- управление САУТ
88- питание независимой обмотки преобразователя
90- аварийное опускание токоприемника при срабатывании термосигнализации
Назначение предохранителей и автоматов.
Головной вагон.
ПР-1, 3000В 20А – защищает высоковольтные цепи отопления
ПР-2, 3000В 31,5А – высоковольтная цепь двигателя преобразователя
ПР-3, 127В 6А – цепь контактора генератора, сигнал нейтраль (БУП)
ПР-4, 220В 160А – защищает фазы
ПР-5, 220В 160А – защищает фазы
Q1, 220В 35А – защищает трансформатор управления
Q13, 110В 35А – цепь параллельного соединения АБ
Q29, 110В 35А – минус АБ
Q30, 110В 35А – плюс АБ
Q31, 50В 10А – средняя точка АБ, провод 44
Q26, 110В 6А – питание БУП, вкл КП, провод 15Ж
Q18, 55В 10А – ноль ТрУ провод 74Б
Q23, 110В 15А – 20-й секционный провод управления
Q41, Q42, Q43, 220В 60А – питание резервной магистрали
Q19, 160В 35А – вольт добавка заряда АБ
I – 135-145B
II– 145-152B
III– 150-157B
IV – 125-135B
Q34, Q35, 220В 25А – двигатели вентиляторов калориферного отопления салонов
Q40, 110В 10А – провод 15Г дежурное освещение
Q36, Q37, Q38, 220В 10А – освещение салонов
Q39, 110В 6А – управление отоплением салонов
Q15, Q16, 220В 10А— фазы мотор компрессора
Q25, 110В 6А – катушка контактора компрессора
Q32, 220В 10А – обогрев бака туалета
Q33, 220В 10А – обогрев сливной трубы
Q65, 110В 6А – обогрев маслоотделителей
Q47, 110В 6А – пескоподача
Q61, 220В 15А – дополнительный обогрев кабины управления
Q56, 110В 6А – отопление кабины управления
Q17, 110В 6А – регулятор давления схема резервирования 14 провод
Q52, 110В 6А – сигнальные лампы на пульте управления
Q53, 110В 6А – вентиляция и отопление салонов
Q57, 50В 6А – питание АЛСН
ПР-62, 50В 3А – питание радиостанции
Q48, 110В 6А – управление освещением
Q49, 110В 6А – обогрев маслоотделителей
Q50, 110В 6А – токоприемник поднят
Q55, 110В 6А – питание авто дверей
Q58, 110В 6А – верхние хвостовые сигналы, прожектор
Q59, 110В 6А – буферные фонари
Q63, 110В 25А – стекло обогрев
Q54, 110В 15А – выкл управления
ПР-400, 220В 1А – блок уставки РУ
Моторный вагон
ПР-22, 110В 15А – вспом. компрессор
Q36, Q37, Q38, 220В 10А — освещение салонов
Q39, 110В, 6А — отопление салонов
Q40, 110В 10А – дежурное освещение, ПТРС, сигнальные лампы желтого и синего цвета, освещение шкафов, провод 15Г
Q3, Q5, 220В 125А – трансформатор возбуждения
Q19, 110В 6А – плюс цепей управления, провода 22П, 17
Q32, 110В 6А – резервирование
Q21, 110В 15А – БВВ, БВУ
Q31, 220В 6А – БУВЗТ
Q41, Q42, Q43, 220В 35А – резервирование
Q34, Q35, 220В 25А – двигатели вентиляторов
ПР-23, 220В 4А – питание БУВЗТ
ПР-1, 3000В 20А – защищает высоковольтные цепи отопления
ПР-2, 3000В 31,5А – питание на прицепной вагон
ПР-28,ПР-29,ПР-30 —питание БУТ
Назначение реле в схеме.
Источник
Характерные неисправности в электрических цепях и их устранение.
ЭД4М
Характерные неисправности в электрических цепях и их устранение.
Токоприемники.
Действие локомотивной бригады при загорании лампы РН.
1.1.1. Обратить внимание на состояние контактной сети и показания киловольтметра К.С.
1.1.2. Если лампа РН горит, а киловольтметр показывает напряжение:
-опустился один из токоприёмников.
-сработал РББ-1 на одном из вагонов.
-сгорел ПР-1, сработал ( авт-т 39 на одном из вагонов, авт-т 40 на одном из вагонов.)
1.1.3. Если лампа РН горит и киловольтметр не показывает напряжение:
-посмотреть подняты ли токоприёмники.
-сгорел ПР-1 на головном вагоне.
-проверить наличия напряжения в контактной сети путём включения тяги.
Если напряжения нет, то действовать в соответствии с инструкцией по действию Л.Б. при аварийном снятии напряжения в К.С.
1.2. Не поднимается токоприёмник на одном вагоне:
-заедает пробка КЛП
-отсутствует или малое давление сжатого воздуха в цепи управления.
-сработал ПТРС на данной секции или открылась дверца шкафа,
( слышен шум воздуха в клапане токоприемника )
ПРОВЕРИТЬ давление воздуха, развернуть пробку в ручную. Если РББ-1 включено, проверить блокировки безопасности, целостность резистора R-57. Найти причину срабатывания ПТРС (если причина срабатывания ПТРС устранена, перещёлкнуть Q-40, т.к. ПТРС встаёт на самоподпитку).
1.3. Не поднимаются токоприёмники на всём поезде:
-плохой контакт в кнопке « Токоприёмник поднят».
-обрыв в проводе № 25
Восстановить Р-50, убедиться в исправности кнопки и целостности провода №25 ( на моторном вагоне кратковременно дать питание с провода №15 на №25.
-В некоторых случаях ПРОБИТ Д-51 – получает питание провод №26 при срабатывании РББ-1 на этом вагоне, токоприёмники опускаются на всём поезде, при этом дуют вентели КЛПО.
НАДО ПРОВЕРИТЬ на каком из вагонов сработало РББ-1, осмотреть состояние дверей высоковольтных шкафов, лестниц, крышек ящиков подвагонного оборудования. Если крышки ящиков, двери шкафов, лестницы находятся в закрытом положении, принудительно включить РББ-1.
1.4.Срабатывание автоматов:
1.4.1. Если токоприёмники не опустились и сработали Q-54, Q-51, после восстановления автоматов они снова срабатывают – «КЗ» в проводе №21.
При «КЗ» в проводе №21 срабатывают Q-51, Q-54 и Q-40 на всех моторных вагонах.
ДЛЯ ВЫВОДА ПОЕЗДА С ПЕРЕГОНА – в «кресте» разъединить межвагонки и на исправной половине восстановить Q-40, Q-51, Q-54.
На стоянке, после определения вагона с «КЗ» в проводе №21 ( путём повагонной прозвонки с помощью прозвоночной лампы), снять с клеммовой рейки соседних вагонов в тамбурах, обращённых к неисправному провода №21, восстановить Q-40 на моторных вагонах
( кроме вагона с «КЗ», на этом вагоне закоротить ПРН), и на головном Q-51 и Q-54.
Если «КЗ» в проводе №21 на головном вагоне:
Снять провод №21 на соседнем моторном вагоне с клеммовой рейки, отсоединить провод №21 от Д14 ( шкаф №1) и провод №22 от Д25 (Шкаф№1) на головном неисправном вагоне, восстановить Q-51, Q-54, Q-40 на всех моторных вагонах.
1.4.2. Если токоприёмники подняты, а Q-51 после восстановления снова срабатывает – «КЗ» в проводе №15А (пробит Д28, шкаф №1), отсоединить его или Q-51 не восстанавливать.
1.4.3. Срабатывает Q-54, если после восстановления снова срабатывает – «КЗ» в проводе №22.
Для вывода поезда с перегона разъединить межвагонки и на исправной половине следовать дальше.
На стоянке, после определения вагона с «КЗ» (при помощи прозвоночной лампы), снять с клеммовой рейки соседних вагонов в тамбурах, смежных с неисправным вагоном, провод №22, провода №№22 в этих вагонах соединить с резервным проводом (если резервного провода нет, ручки ВУ включить в обеих половинах поезда).
Если вагон моторный, то для нормальной работы этой секции отключить на моторном вагоне Q-19 и соединить на клеммовой рейке этого вагона провода №№ 15 и 22П.
1.4.4.Если «КЗ» в проводе №22 на головном вагоне:
-подложить изоляцию под кнопку «Возврат защиты»(22Д – 22А).
-соединить в шкафу №1 провода 13 и 22В.
Снять в шкафу на моторном вагоне с клеммовой рейки провод №22 и соединить с проводом №15 (или в хвостовой кабине включить ВУ), для восстановления защиты кратковременно соединить провода №7 и №15.
1.4.5. Если Q-54 срабатывает после закрытия автодверей – место «КЗ» в проводе № 22Д , наиболее вероятно в одном из патронов сигнальных ламп «двери».
Аккумуляторная батарея.
При включении «АБ» нет напряжения 110 в.
-проверить Q-29, Q-30, плохой контакт в 15 – 15Ф контактора «БК».
Отсутствует напряжение 50В.
-проверить Q-31, плохой контакт в контактах выключателя В10
44ВА – 44ВБ или контактора БК44 – 44ВБ.
На батареях всего поезда пониженное напряжение (менее 80В).
-на одном из вагонов неполное «КЗ» в проводах 15 -30;
— выключить Q-13 по всему поезду и определить неисправную секцию;
-разделить состав пополам междувагонными соединениями, включить ПРУ в ручную, привести в рабочее состояние исправную часть поезда, после чего вновь заблокировать межвагонное соединение.
2.4. При включении «АБ» срабатывают автоматы Q-29, или Q-30 -пробой Д32 –Д 37 или «КЗ» в цепи проводов 15 — 30
-снять контактную накладку ХТ1 на рейке зажимов, включить АБ.
2.5. После запуска преобразователя пропадает напряжение 50В:
-проверить Q-18, контакт контактора БК44 – 74Б.
2.6. Нет питания 110В от соседних секций:
-проверить Q-13 на неисправной секции, а также на соседних секциях.
2.7. Одна из батарей сильно разряжена:
-проверить Q-19,Q-29,Q-30, диод Д38. При слишком разряженной батарее (неисправной АБ) на головном вагоне поставить перемычки 44 – 48 на данном вагоне и на соседнем прицепном.
Вспомогательные компрессоры.
3.1. Компрессоры не включаются по всему поезду:
-проверить Q-50 на пульте управления, положение переключателя ВЮ(моторный вагон), обрыв провода №13 в первой межвагонке.
3.2. Не работает компрессор на одном из вагонов:
-проверить Q-22, неисправен регулятор давления, неисправен двигатель компрессора.
Преобразователь.
4.1. При выключении ВУ преобразователи продолжают работать:
-пробой диодов Д25, Д26; в головном или хвостовом вагоне отсоединить провода от диодов (шкаф №1). При выключении Q-51 не работают.
4.2. Нет запуска преобразователей по всему поезду (горят сигнальные лампы «Преобразователь», «Вспомогательные цепи», «БВ», «СОТ».):
-проверить Q-54, нет контакта в ручке ВУ, нет напряжения в контактной цепи.
4.3. Низкое напряжение на АБ:
-убедиться в наличии напряжения в контактной сети, работе Преобразователя, проверить напряжение на «АБ» (проверить Q-29,Q-30, Q-13)- на моторном вагоне поставить перемычку 15 – 22.
Для быстрой ориентации машинист должен знать с какой секции будет передаваться 220В на неисправную, при составлении Эл.поезда по схеме: 9-10-7-8-12-11-6-5-4-3-2-1.
В передаётся с вагона №3 на вагон №1, с №5 на №3, 11-5, 7-11, 11-7, 7-9.
При одновременном выходе из строя преобразователей на двух подряд секциях: 5 – 1+3; 7 – 11+5; 11 – 3+5.
В случае одновременного выхода из строя преобразователей на вагоне 09 и вагоне 11 для получения 220В на вагон 09, надо подложить под РБР на ваг. 08.
При одновременном выходе из строя преобразователей на вагонах 09 и 07 надо ПРИНУДИТЕЛЬНО включить РБР на вагонах 10 и 08.
Главные компрессоры.
Не включаются компрессоры на всём поезде. Горит лампа «Вспомогательные цепи».
-проверить автомат Q-17 на головном вагоне (шкаф №2), исправность регуляторов давления, (не допускать включения контакторов «К» от одного регулятора давления, т.к. это может вывести из строя контакторы «К», выгорают катушки).
5.2. Не работает компрессор на одном вагоне:
-проверить автоматы Q-25, Q-15, Q-16, срабатывание тепловой защиты ТР5, ТР6, контакты в цепи включения, исправность реле напряжения РНК.
Восстановить автоматы, убедиться, что реле РНК включено, восстановить тепловую защиту. Включить контактор «К» вручную, если якорь удерживается, проверить блокировки РЗП-1 27 — 27А, ПКП 27А – 27Б
5.3. Во время работы компрессора мигают лампы дневного освещения:
-неисправна механическая часть компрессора, двигатель работает с перегрузкой.
Быстродействующий выключатель и выключатель защиты торможения.
ГТП40 – сигнализирует, если сработало реле ДР.
ПП39 – сигнализирует при срабатывании от перегрузки.
Если «КЗ» 2-го и 11-го проводов в хвостовой части поезда, то эти провода снимаются с клемм третьего моторного или прицепного вагона от головы поезда и РУМ отключить на последних секциях.
При «КЗ» 1, 3, 5, 6 одного из этих проводов, определение в какой части поезда «КЗ» определяется также, как при «КЗ» 2 или 11 проводов, только КМ ставить в положение при котором срабатывают Q-54 и Q-19.
Освещение.
Не работает главное освещение на всём составе:
Не работает главное освещение на одном вагоне:
-неисправен контактор ОС.
Неисправности в цепи ЭПТ.
Не горит лампа «Контроль» и срывает «СК» (ГРК; реверсивный вал на «0», КМ усл.№395 во 2 положении) – это говорит о том, что нет (+) цепи, проверить:
-Контакты контроллера (44-44А).
-Контакты ППТ на головном вагоне (44А-44Б).
Не горит лампа «Контроль», «СК» не срывает, а при постановке ручки крана в 5-е положение срывает «СК», при этом лампа «К» не загорается:
-проверить ППТ в хвостовой кабине в проводах 43-30.
-обрыв провода 43.
«Контроль» есть, но срывает «СК» во 3-м положении ручки КМ :
-нет контакта ККМ (40И-40Р).
«Контроль» есть, но в 4 положении крана не горит «О»:
-нет контакта в ККМ в цепи РО (40И-44Г).
-нет контакта РО. (44-49).
«Контроль» есть, но в 5-м положении крана срывает «СК» при этом лампа «Т» и «О» не горят:
-нет контакта «В26» в минусовой цепи катушек «РО» и «РТ» (30Ж-43).
-нет контакта ККМ в цепи катушек РО и РТ (40И-44Г).
«Контроль» есть, в 5-м положении крана срывает «СК» и не горит лампа «Т» (лампа «О» горит).
-нет контакта ККМ в цепи катушки «РТ» в проводах 44Г-44М.
-нет контакта РТ (44-47).
-нет контакта ППТ в задней кабине (47-45Б).
«Контроль» есть, но в 5-м положении крана срывает «СК». Лампы «О» и «Т» горят.
-не включилось РКО в хвостовой кабине.
-нет контакта РКО (45Б-45).
-не включилась РКТ.
-нет контакта РКТ (45-45А).
-обрыв 45 или 47 провода, (при обрыве провода 47 лампа «Т» гореть не будет).
Если «СК» срывает в 5-м положении крана при выключенном тумблере «В-26» — это значит нет контакта 40И-40Р в этом тумблере.
Постороннее питание.
— При постороннем питании 49 провода на пульте загорится лампа «О» и после торможения не будет отпуска тормозов. При данной неисправности необходимо отключить тумблер «В26» и если отпуск произойдет, то после торможения отпуск производить этим выключателем (неисправен микропереключатель «перекрыши», или залипание РО).
Если после отключения «В26» отпуск не происходит, то в задней кабине ППТ поставить во 2-е положение и пользоваться пневматическим проводом. Для контроля закрытия дверей поставить перемычку 30-10.
— При получении постороннего питания 47 провода, при поездном положении ручки КМ будет происходить торможение всего поезда и давление в тормозных цилиндрах будет от 1,5 до 2,0 атм., а при постановке ручки КМ в положение «Перекрыша» будут загораться лампы «О» и «Т».
При данной неисправности отключить ЭПТ, в задней кабине поставить ППТ во 2-е положение и пользоваться пневматическим тормозом. Поставить перемычку 30-10.
— При получении постороннего питания 45 провода – соединения его с 49-м проводом или 49 провода с 47, при постановке ручки КМ в «Перекрыша» — происходит полное служебное торможение.
При данной неисправности отключить ЭПТ, ППТ в задней кабине поставить во 2-е положение и пользоваться пневматическим тормозом, поставить перемычку 30-10.
Для определения неисправности необходимо на заднем вагоне подклинить якорь РКО в отключенном положении, если будет происходить торможение при постановке ручки КМ в положение «Перекрыша», то 49 провод соединился с 47, если торможения не будет, а загорится лампа «Т», значит постороннее питание 45 провода или соединение его с 49 проводом.
При поездном положении ручки КМ прозвоночной лампой проверяют 45 провод, соединив его с 43. Если лампа загорится, то постороннее питание 45 провода, если не загорится, то 45 провод соединился с 49 проводом.
При соединении 49 провода с 47 проводом необходимо переключить тумблер «В26» на пневматическое торможение и ППТ в задней кабине поставить во 2-е положение. Поставить перемычку 30-10.
Короткое замыкание.
При постановке ручки КМ в положение «Перекрыша», или контроллера машиниста в тормозное положение пропадает питание АЛСН и ЭПТ, значит «КЗ» провода 49. Срабатывают автоматы Q-31 и Q-38, Q-1. срабатывает «Преобразователь» на головном вагоне.
В этом случае необходимо отключить ЭПТ и ЭДТ, следовать на пневматических тормозах, предварительно восстановив Q-1 и Q-18.
При постановке ручки КМ в положение «Перекрыша» срабатывают Q-31 и Q-18, а при постановке контроллера машиниста в тормозное положение или включении «Аварийного ЭПТ» автоматы Q-31, Q-18 не срабатывают, значит «КЗ» в цепи реле РО.
В этом случае необходимо отключить ЭПТ и следовать на ЭДТ и пневматических тормозах.
— При постановке ручки КМ в тормозное положение пропадает питание АЛСН и ЭПТ, срабатывают Q-18, Q-31, значит «КЗ» проводов 45 и 47.
Для определения «КЗ» необходимо: На заднем вагоне подклинить якорь РКО в отключенном положении и поставить ручку КМ в тормозное положение, если Q-31,Q-18 не срабатывают, то «КЗ» 45 провода, если срабатывают, «КЗ» 47 провода.
В этом случае необходимо отключить ЭПТ и следовать на пневматических тормозах.
АВАРИЙНАЯ СХЕМА.
— Выкл.№1 – при неисправности КЛУБ, ЭПК шунтирует блокировку ЭПК в цепи КВХ 30-30Л.
— Выкл.№2 – восстановление работы ЭПТ при обрыве провода 43:30-43.
— Выкл.№3 – при неисправности шунтирует провода 2-11.
Движение поезда осуществляется постановкой контроллера машиниста в положение «ТОРМОЗ» при ВЫКЛЮЧЕННЫХ кнопках ЭДТ.
ПРИМЕЧАНИЕ: При постановке КМ в «1-е тормозное» положение, машина под тягой на «Маневровом» положении.
На «2-м тормозном» положении РК выходит до 14-й позиции (1-е положение).
— Выкл.№4 – при включении подаёт питание на провод №5 – РК выходит на 3-ю тяговую позицию.
— Выкл.№5 – при включении шунтирует провода 15-22В подавая питание на «плюсовую» шину контроллера машиниста.
— Выкл.№6 – применяется при невозможности управления поездом с контроллера машиниста. При включении подаётся питание на 2-й провод, после чего необходимо включить Выкл.№3 – шунтируются провода 2-11. Поезд будет идти на «М» положении.
ПРИМЕНЯЕТСЯ ДЛЯ ВЫВОДА ПОЕЗДА С ПЕРЕГОНА НА СТАНЦИЮ.
ЭД4М
Характерные неисправности в электрических цепях и их устранение.
Источник