Не работает винт охлаждения

Что делать, если не вращаются вентиляторы охлаждения компьютера

Кулер центрального процессора

Наиболее часто рассматриваемая проблема наблюдается у вентилятора CPU, поэтому прежде всего рассмотрим самые распространённые причины и методы их устранения. Чаще всего дело может быть в том, что ваш процессор банально не греется до температур, при которых требуется активное охлаждение: к примеру, многие бюджетные решения даже в относительно сложных задачах могут не греться выше 40-50 градусов, и это в принципе нормально. Если же мы говорим о профессиональных или игровых решениях, то тут приемлемы значения и свыше 60 в простое или при небольшой нагрузке. Чтобы узнать точно, рекомендуется проверить текущее специальным мониторинговым ПО, например, AIDA64, и только при обнаружении проблемы можно приступать к активным действиям.

    После установки приложение откройте пункты меню «Компьютер»«Датчики» и проверьте температуры на позициях «ЦП» и «ЦП 1/Ядро 1 (2, 3…)».

Далее откройте браузер, перейдите к предпочитаемому поисковику и введите в него запрос вида *модель вашего процессора* температуры , затем найдите результат, который ссылается на официальные источники.

  • Сопоставьте найденное с полученными в АИДА64 данными. Если температура работы в простое соответствует штатной — всё в порядке, так и должно быть. Если же она превышает стоковые значения больше, чем на 10 градусов, но кулер не работает – вы столкнулись с проблемой, решения которой найдёте далее.
  • Читайте также:  Опенкарт не работает форма обратной связи

    Способ 1: Проверка параметров BIOS

    Для начала стоит убедиться, что микропрограмма платы корректно настроена, и только затем переходить к более сложным случаям.

    1. Войдите в BIOS/UEFI – для выполнения этой операции доступно несколько методов, описанных в руководстве далее.

    Дальнейшие действия зависят от типа установленной микропрограммы и того, поддерживает ли она управление настройками кулера. Ищите в списке разделы с названиями «PC Health», «Monitoring», «Fan Control» и похожее по смыслу. На данных вкладках должны присутствовать опции типа «Q-Fan Control», «CPU Smart Fan Control» и прочее. Для устранения проблемы, которую мы рассматриваем, подобные средства требуется отключить – переведите их в положение «Disable».

    В некоторых продвинутых UEFI доступна отдельная настройка скорости вращения вентилятора для разных температур CPU – обычно этот параметр называется «Fan Speed for Temperature». Таких, как правило, несколько, в среднем три, значения для каждого настраивается отдельно. Дело в том, что кулер может не работать в случаях, когда тут установлены слишком высокие лимиты – например, охлаждение не будет включаться при нагреве ЦПУ меньше или равному 60 градусам Цельсия (или эквиваленту в градусах Фаренгейта). Значения стоит уменьшить – выберите в пункте «Temperature» желаемое число, затем в «Fan Speed for Temperature» установите скорость работы (в оборотах в минуту или в процентах).

    После внесения всех изменений сохраните их.

    Стоит также иметь в виду, что далеко не все BIOS позволяют самостоятельно настраивать температуры и количество оборотов, поэтому если вы не находите подобных опций в своём варианте, причина в чём-то другом.

    Способ 2: Настройка скорости вращения кулеров

    Отсутствие настроек регуляции оборотов в БИОСе в некоторых случаях можно нивелировать использованием специализированного ПО, например, программы SpeedFan, которая позволяет тонко настроить необходимые параметры, или решения AMD OverDrive, предназначенного для пользователей с процессорами производства «красных». Подробно использование каждого из этих продуктов рассмотрено в Способах 1 и 2 статьи по ссылке далее.

    Способ 3: Устранение аппаратных проблем

    Последняя, и к сожалению, достаточно частая причина – физические неполадки с вентиляторами охлаждения.

      Возможно, получится обойтись «малой кровью», если компьютер давно не очищался от пыли – может быть, она просто забилась между лопастей кулера или попала в механизм вращения. Откройте корпус ПК или ноутбука, внимательно осмотрите средства охлаждения и произведите очистку, если степень запыления будет слишком большой.

  • Также причиной неработоспособности может быть высыхание и/или загрязнение смазки в механизме вращения лопастей, особенно если кулер устанавливался более 5 лет назад и всё это время не обслуживался. Некоторые модели подобных устройств можно аккуратно отключить от платы, разобрать и произвести чистку, но лучше довериться специалисту.
  • Последнее, что стоит проверить – исправность механизма вращения. Это можно узнать, попробовав вручную провернуть лопасти вентилятора. Если они движутся с усилием или не двигаются вообще, устройство сломано и требует замены.

    К сожалению, аппаратные поломки – причина достаточно частая, поэтому нужно быть готовым к приобретению нового охлаждения.

    Кулеры видеокарты

    Причины, по которым перестала работать система охлаждения GPU, в целом подобны таковым для ранее рассмотренного случая, однако в подавляющем большинстве это говорит о поломке устройства. Более подробно об источниках и вариантах устранения проблемы можно узнать из следующей статьи.

    Помимо этой статьи, на сайте еще 12333 инструкций.
    Добавьте сайт Lumpics.ru в закладки (CTRL+D) и мы точно еще пригодимся вам.

    Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.

    Источник

    Узнаем, почему не работает вентилятор охлаждения

    Здравствуйте, читатель блога RtiIvaz.ru. Сегодня узнаем, почему не работает вентилятор охлаждения двигателя, рассмотрим, как устроена схема включения и поговорим о причинах и способах устранения неполадок.

    ПРИЧИНЫ ОТКЛЮЧЕНИЯ ВЕНТИЛЯТОРА

    Иногда происходит следующая ситуация: двигатель работает, температура повышается, а электрический вентилятор охлаждения не работает. Стало быть, надо срочно искать причину, пока двигатель не закипел на дороге.

    В первую очередь проверяют предохранитель вентилятора охлаждения. Если он исправен, тогда надо проверить датчик вентилятора. Сделать это можно очень просто. Для этого надо включить зажигание, и отсоединив от датчика два провода, подключённые к нему соединить их между собой. Если после этого вентилятор заработал, значит, причина в датчике. Его следует заменить на новый.

    Следующий шаг, надо проверить реле включения вентилятора охлаждения. Надо либо попробовать заменить его, либо новым или временно взять из другого узла такое же реле, например, сигнала. Такие реле используются во многих местах электрической цепи и автомобилях.

    Если же и при этом не работает вентилятор охлаждения нужно проверить сам электровентилятор. Для этого нужно отключить зажигание и соблюдая полярность, подключить вентилятор напрямую к АКБ. Если при таком включении вентилятор заработал, выходит надо искать причину в электрической схеме автомобиля.

    Пройтись по проводам, которые задействованы в этой схеме. Бывает так, что провод, где-то перебит или «сопля» появилась. Тогда стало быть надо соединить его и снова проверить включение вентилятора. А иногда бывает, что провод, где-то оголился и замыкает на массу.

    Если и после этого не работает вентилятор, тогда уже надо обращаться к специалистам на СТО. Но это бывает в крайне редких случаях. Чаще всего происходят ситуации, описанные выше с датчиком включения вентилятора либо предохранителем или самим электровентилятором.

    Предохранитель заменить, я думаю не такая сложная работа, и автолюбитель сможет поменять самостоятельно. В случае с самим вентилятором, немного сложнее, но заменить его тоже не такая уж и сложная работа. Замену датчика мы рассмотрим немного позднее, сначала рассмотрим схему включения датчика.

    УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ВЕНТИЛЯТОРОМ

    На рисунке ниже показан, как выглядит датчик включения вентилятора:

    РИС.1. Внешний вид датчика включения вентилятора.

    Выпускаются такие датчики под разные температуры срабатывания. Эти характеристики всегда указываются на их корпусе (см. фото). Обозначаются так! 92-87°С либо 87-82°С. Первая цифра указывает на температуру включения вентилятора, а вторая на температуру выключения.

    Внутреннее строение можно рассмотреть на рисунке приведенном ниже:

    РИС.2. Схематическое изображение внутреннего строения датчика включения вентилятора.

    1.Неподвижный контакт. 2.Подвижный контакт. 3.Толкатель подвижного контакта. 4.Биметаллическая пластина. Характеристики биметаллической пластины настроены на определённую температуру, выгравированную на корпусе датчика.

    Слева на рисунке показан датчик, температура охлаждающей жидкости которого не достигла требуемой величины. Контакты разомкнуты, и вентилятор при этом находится в выключенном состоянии.

    С правой стороны на рисунке показано, что при достижении заданной температуры, биметаллическая пластина изгибается, тем самым двигая посредством толкателя подвижные контакты на соединение с неподвижными. Цепь замыкается, и напряжение подаётся на вентилятор охлаждения, включая его.

    Электрическая схема включения вентилятора охлаждения показана на нижеследующем рисунке:

    РИС.3. Электрическая схема включения вентилятора.

    Вентилятор подключен через реле из-за того, что он потребляет большую мощность, а датчик рассчитан на малые токи. Реле тут нужно для того чтобы разгрузить цепь датчика вентилятора. Контакты датчика рассчитаны на малые токи, а вентилятор потребляет много энергии, поэтому здесь и нужно реле и желательно на больший ток.

    Если без реле, напрямую подключить вентилятор через датчик, то его контакты быстро обгорят и соответственно датчик выйдет из строя. Особенно это будет чувствоваться летом, потому что в это время вентилятор охлаждения включается часто и работает дольше, чем зимой.

    Как выглядит реле переключения показано на рисунке ниже:

    РИС.4. Внешний вид коммутационного реле.

    Здесь показано реле на 30 ампер. Но для вентилятора охлаждения основного радиатора лучше использовать реле более мощное. На 50, а лучше на 70 ампер. Внешне они выглядят точно так же просто размеры больше и контакты более широкие. Контакт 87а в данном реле нужно просто игнорировать, т. е. подключать его ни к чему. В нашей схеме он не нужен…

    ЗАМЕНА ДАТЧИКА

    Прежде чем начать работу по замене датчика, надо посмотреть его температуру срабатывания. И приобрести датчик с именно такими же характеристиками. Иначе вентилятор будет включаться либо слишком рано, или слишком поздно. Итак, автолюбитель! Вы приобрели датчик с нужными вам характеристиками, теперь можно с уверенностью приступать к работе по его замене.

    • Отключаем одну из клемм АКБ. Это нужно чтобы обесточить электрическую схему автомобиля и случайно не произошло короткое замыкание в процессе замены.
    • Сливаем охлаждающую жидкость из радиатора. Иначе при демонтаже датчика охл. жидкость вытечет, и надо будет покупать дополнительно для доливки. А это лишние финансовые расходы. Можно, конечно, и без слива жидкости заменить датчик. Но для этого нужна сноровка. Делается это в следующем порядке: Берём в одну руку новый датчик, а другой выкручиваем старый, при этом слегка прижимаем его к резьбе, чтобы жидкость не вытекала. Когда датчик уже выкрутился, убираем его, быстренько вставляем новый и закручиваем. Немаловажный момент, при этом — надо все это производить на остывшем радиаторе, чтобы не получить ожогов от горячей охлаждающей жидкости.
    • Отсоединяем два провода, подключённые к датчику, и выкручиваем датчик. Для этого нам понадобится ключ на 30 мм.
    • Наносим герметик на новый датчик и устанавливаем на своё место. После этого, лучше подождать около двух часов, чтобы герметик схватился. Здесь также можно использовать и фум — ленту, в этом случае не надо ждать пока схватится герметик, можно сразу заводить машину и проверять работу. Но с ней нужна определённая сноровка, и не каждый автолюбитель квалифицированно справится с ней. Поэтому лучше использовать герметик.
    • Датчик не надо затягивать слишком сильно. Обычно этот датчик вкручивается в пластмассовый бачок радиатора. Поэтому надо быть осторожнее, иначе резьба в пластмассовом корпусе сорвётся и придётся либо менять радиатор, или думать, как выходить из положения!
    • Следующий шаг – заливаем охлаждающую жидкость, заводим двигатель и ждём, когда поднимется его температура. Когда температура достигнет расчётного максимума, должен включиться электровентилятор. Если это произошло, значит, мы все сделали правильно и должны радоваться успешно проделанной работе. Если же нет, то надо продолжить поиски причины неисправности.

    Если вы все заранее подготовили, то работа по замене датчика не займёт много времени. Я с соседом по гаражу, на его машине потратил примерно полчаса на замену.

    См. видео:

    Источник

  • Оцените статью