Не работает закупки 223

Содержание
  1. Не работает закупки 223
  2. Предприятие проводит свою закупочную деятельность в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) и на основании принятого на предприятии Положения. Имеет ли предприятие право осуществлять закупочную деятельность (часть закупок) для предприятия в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) без привлечения бюджетных средств, не прекращая закупочную деятельность по Закону N 223-ФЗ и без внесения изменений в Положение (Положением прямо не предусмотрено проведение закупок по Закону N 44-ФЗ)?
  3. Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков
  4. Отличие от 44-ФЗ
  5. На кого распространяется закон 223-ФЗ
  6. Подготовка к закупочной деятельности
  7. Публикация сведений в ЕИС
  8. Самое важное для заказчика
  9. Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок

Не работает закупки 223

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Предприятие проводит свою закупочную деятельность в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) и на основании принятого на предприятии Положения.
Имеет ли предприятие право осуществлять закупочную деятельность (часть закупок) для предприятия в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) без привлечения бюджетных средств, не прекращая закупочную деятельность по Закону N 223-ФЗ и без внесения изменений в Положение (Положением прямо не предусмотрено проведение закупок по Закону N 44-ФЗ)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По нашему мнению, в изложенной ситуации заказчик вправе осуществлять отдельные закупки без привлечения бюджетных средств в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ. Однако единообразного подхода к решению этого вопроса в правоприменительной практике не сложилось.

Обоснование позиции:
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) этот закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ). Приведенная норма является отсылочной и сама по себе не предоставляет права заказчику по своему усмотрению руководствоваться правилами Закона N 44-ФЗ при осуществлении тех или иных закупок, а лишь указывает на то, что закупочная деятельность заказчика должна осуществляться в соответствии с Законом N 44-ФЗ в предусмотренных им случаях.
Частью 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ установлено, что унитарные предприятия (далее также — предприятия) осуществляют закупки в соответствии с требованиями этого федерального закона, за исключением, в частности, закупок, осуществляемых в соответствии с положением о закупке (ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ) унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе (ЕИС):
— за счет грантов, передаваемых (предоставляемых) в установленном порядке, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное (пп. «а» п. 2 ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);
— в качестве исполнителя по контракту, за отдельным исключением (пп. «б» п. 2 ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);
— без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ (пп. «в» п. 2 ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ принятое предприятиями решение об осуществлении указанных в пп.пп. «а» — «в» п. 2 ч. 2.1 той же статьи закупок в порядке, установленном этим федеральным законом, или в соответствии с Законом N 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году, если иное не установлено Законом N 44-ФЗ.
Приведенная норма допускает двоякое истолкование. С одной стороны, она может пониматься как устанавливающая запрет на осуществление предприятием, разместившим в установленном порядке положение о закупке, закупок за счет внебюджетных средств в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, в течение года, когда заказчик применяет размещенное им положение о закупке при закупках за счет средств, указанных в пп.пп. «а» — «в» п. 2 ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. Такой же вывод применительно к бюджетным учреждениям, правовое регулирование осуществления которыми закупок сходно с закупками унитарных предприятий, содержится в письме Минэкономразвития России от 30.01.2017 N Д28и-285. В нем отмечается, что бюджетное учреждение при наличии размещенного до начала года в ЕИС положения о закупке обязано осуществлять закупочную деятельность за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (за отдельным исключением) в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ и разработанного им положения о закупке.
В пользу этого подхода свидетельствует то обстоятельство, что Закон N 223-ФЗ включает в сферу своего регулирования закупки, осуществляемые унитарными предприятиями без привлечения бюджетных средств, при условии, что заказчик принял и разместил до начала года в ЕИС положение о закупке. Как следует из п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ при закупках за счет таких средств заказчик должен соблюдать общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, которые установлены Законом N 223-ФЗ. В силу ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ он обязан руководствоваться и разработанным им самим положением о закупке.
То есть сфера действия Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ разграничивается в зависимости от источников финансирования закупок и от наличия действующего и размещенного заказчиком до начала соответствующего года в ЕИС положения о закупке. Если заказчик принимает решение о закупке товара, работы или услуги за счет внебюджетных средств в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, он по существу выводит эту закупку из сферы правового регулирования Закона N 223-ФЗ и нарушает собственное положение о закупке (хотя способы и порядок определения контрагента в этом положении в принципе могут совпадать с правилами, которые содержатся в Законе N 44-ФЗ).
Как отмечается в письме Минфина России от 06.12.2017 N 24-04-07/81331, при рассмотрении бюджетным учреждением вопроса о применении Законов N 44-ФЗ, N 223-ФЗ следует руководствоваться положениями приведенных федеральных законов, регулирующими случаи применения либо неприменения соответствующего федерального закона. В силу сходства правового регулирования закупок этот вывод может быть применим и к унитарным предприятиям.
С другой стороны, как видно из формулировки ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, эта норма предусматривает не обязанность, а именно право предприятия, разместившего положение о закупке, осуществлять закупки за счет внебюджетных средств в соответствии с этим положением и Законом N 223-ФЗ. В этом смысле ч. 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ может пониматься как исключающая возможность изменить в течение года решение о принципиальной возможности (невозможности) осуществления заказчиком закупок на основании Закона N 223-ФЗ. В то же время прямого запрета на осуществление унитарными предприятиями закупок за счет внебюджетных средств в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ упомянутые законы или иные нормативные акты не содержат. Такой подход также представлен в правоприменительной практике (решение Московского УФАС России от 08.06.2015 N 2-57-4718/77-15, решение Архангельского УФАС России от 02.07.2015 N 04-05/3989)*(1).
В пользу второго из приведенных подходов косвенно свидетельствуют и разъяснения государственных органов, указывающие на допустимость осуществления в соответствии с Законом N 44-ФЗ закупок за счет «смешанного» финансирования (смотрите, например, соответствующий раздел в материале: Энциклопедия решений. Разграничение сфер действия законов о закупках унитарным предприятием).
Отметим, что ответственности за осуществление в подобной ситуации закупки в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ без привлечения бюджетных средств законодательством не предусмотрено.
Полагаем, что заказчик, руководствующийся правилами Закона N 223-ФЗ, не лишен права осуществлять отдельные закупки без привлечения бюджетных средств в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ. Само по себе это, на наш взгляд, не может явиться основанием для наступления каких-либо неблагоприятных последствий для заказчика. Такая закупка не подлежит включению в план закупок товаров, работ, услуг заказчика (ч. 5.1 ст. 3, ч. 2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ); сведения о ней следует внести в план закупок и в план-график, которые предусмотрены Законом N 44-ФЗ (ст.ст. 17, 21 этого Закона).
В заключение отметим, что единообразный подход к решению этого вопроса в правоприменительной практике не выработан, за официальными разъяснениями можно обратиться в ФАС России.

Читайте также:  Когда вступит закон пенсионеры не будут работать

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Возможно, таким правовым подходом руководствовались в своих разъяснениях специалисты Минэкономразвития России, отмечая, что бюджетное учреждение в случае изменения в текущем году решения об осуществлении закупок сможет осуществлять все закупки по Закону N 44-ФЗ только начиная со следующего года (письма Минэкономразвития России от 20.09.2016 N Д28и-2455, от 17.02.2016 N Д28и-351). Как видим, речь идет обо всех, а не об отдельных закупках.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков

Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.

Отличие от 44-ФЗ

Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:

  • что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
  • что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
  • что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).

На кого распространяется закон 223-ФЗ

Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  1. Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях – более 50%.
  2. Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
  3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.

Подготовка к закупочной деятельности

Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:

  1. Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
  2. Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
  3. Разработка и утверждение Положения о закупке.
  4. Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
  5. Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.

Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:

  1. Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
  2. Порядок проведения процедур.
  3. Все, что касается сроков.
  4. Критерии оценки поставщиков.
  5. Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
  6. Порядок оплаты.
  7. Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.

Публикация сведений в ЕИС

Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:

  • планы закупки,
  • извещения о закупке,
  • документацию, в том числе проект договора,
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки.

Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:

  • связанных с государственной тайной;
  • включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.

Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей. А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей. С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.

Самое важное для заказчика

Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.

Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:

  • Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
  • на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
  • на размещение изменений в извещение — 3 дня;
  • размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
  • разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
  • на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
  • изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней;
  • ежемесячный отчет о закупке по 223-ФЗ — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
  • раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.

Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.

Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок

Срок / условия для МСП

Срок для прочих участников

Источник

Оцените статью