- Не работают контурные карты
- Нужны ли атласы, контурные карты и рабочие тетради? Или это очередное отмывание денег?
- Нужны ли они?
- Атласы
- Атласы с 7 по 9 класс можно на ОГЭ по географии (чисто по ним можно на 4 минимум написать), но смысл от, них, если ученик не умеет пользоваться?
- Контурные карты
- Рабочие тетради
- Рабочие тетради в школах теперь запрещены. А атласы и контурные карты тоже?
- А так ли они нужны, эти «рабочие тетради»?
- А как же историю с географией без атласов и контурных карт изучать?
- Не работают контурные карты
Не работают контурные карты
В. Л. Марков, С. В. Жукова, М. А. Седелкин,
методисты Городского Методического Центра
Знание карты и умение работать с ней в современном мире не менее важно,
чем знание грамматики и математики.
1. Контурные карты называются контурными, потому что на них обозначены только общие очертания географических объектов. Контурная карта является основой для выполнения практических работ по географии. Контурная карта обычно не заполняется вся сразу.
2. Приступая к работе с контурной картой, внимательно прочтите задание учителя. Что именно нужно обозначить? Повторите условные обозначения по теме задания.
3. Задания выполняются с использованием материалов школьного учебника, карт школьного атласа и других дополнительных источников информации, рекомендованных учителем.
4. Приступая к работе, приготовьте остро заточенные простой и цветные карандаши, которые необходимы для выполнения заданий учителя.
5. Любая карта должна иметь название, которое подписывается в верхней части карты. Оно должно быть чётким и лаконичным, и соответствовать изучаемой теме. Не путайте название вашей карты с названием шаблона карты.
6. Сравните очертания территории, изображенной на контурной карте, с обычной географической картой, чтобы сориентироваться. Определите, где находятся основные горы и реки.
7. Продумайте, в каком порядке следует выполнять обозначение объектов, чтобы они не закрывали и не мешали друг другу.
8. Определите условные знаки, которые вы будете использовать, отметьте их в специально отведенном месте на карте.
9. Все изображенные на карте объекты должны быть отражены в легенде (в условных обозначениях), в том числе заливка (цвета), штриховка, значки, сноски и др. В легенде карты должна быть расшифровка любого цветового обозначения.
10. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами), и их названия подписывают в условных знаках.
11. Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми. Названия рек, гор и городов пишите четко, печатным шрифтом.
12. Объекты орографии (элементы рельефа) наносятся черным цветом, гидрографии (водные объекты) – синим.
13. Необходимо выполнять только предложенные задания. Избегайте нанесения на контурную карту «лишней информации». Отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена, если в работу добавлена лишняя информация.
14. В зависимости от задания объекты можно либо заштриховать простым карандашом, либо раскрасить в соответствующие цвета. Старайтесь использовать те же цвета, которые приняты на типографских картах (смотрите карты в атласе).
15. Закрашивание объектов, необходимых для выполнения заданий, производится только цветными карандашами. Никогда не используйте фломастеры и маркеры!
16. Каждая форма рельефа имеет свою цветовую гамму, которая соответствует шкале высот и глубин атласа.
17. Для правильного нанесения на контурную карту названий географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку: название географических объектов надо писать вдоль линий градусной сетки, что поможет выполнить задание более аккуратно.
18. Названия небольших объектов в масштабе используемой карты, например, вулканов или горных вершин, желательно размещать справа от самого объекта, вдоль параллели.
19. Названия линейных объектов, например, гор, рек или течений, нужно размещать по протяженности, так, чтобы можно было их прочитать, не переворачивая карту.
20. Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют небольшие объекты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом или дана ссылка в виде цифры, которая расшифровывается в легенде карты (например, на карте: цифра 1 стоит на объекте; а в легенде дана расшифровка: 1 – оз. Ильмень).
21. Если вы обозначаете площадной объект, например, равнину или море, то помните, что границы этих объектов не обводят линиями. Надпись названия показывает территорию равнины или акваторию моря.
22. В условных знаках должна быть система. Придерживайтесь картографической традиции в заполнении карт.
23. Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно в указанный срок.
Примечание
Не используйте для заполнения контурной карты краски. Обычно контурные карты делаются на такой бумаге, которая очень плохо впитывает воду. Кроме того, ошибки на раскрашенных красками картах труднее исправить.
При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.
Учителю на заметку
На все виды контурных карт, предназначенных для практических занятий учащихся с целью закрепления знаний по географии и истории в объеме программ общеобразовательных учреждений, распространяются технические условия согласно нормам Федеральной службы геодезии и картографии России (с 15 июня 2003 г.).
Технические требования к контурным картам
1. Издаваемые контурные карты должны соответствовать требованиям технических условий и выпускаться в трех видах: отдельными листами, в виде брошюры, вшитыми в учебные атласы.
2. Контурные карты печатаются в одну краску на писчей бумаге № 1 (ГОСТ 18510-73), на офсетной бумаге (ГОСТ 9094-83), импортной писчей или картографической бумаге массой 70–100 г/м 2 .
3. Для обложек контурных карт, выпускаемых в виде брошюр, должна использоваться картографическая бумага (ГОСТ 1339-79) либо мелованная бумага (ГОСТ 21444-75 массой 80–100 г/м 2 ). Допускается для обложек использовать другие виды бумаги, в том числе писчую.
4. На контурных картах должно быть обеспечено пропечатывание всех элементов; не должно быть рваных или раздавленных мест на картографическом изображении.
5. Краска на всем картографическом изображении должна быть отпечатана ровным, плотным слоем. Изображение должно четко и без затруднений читаться во всех деталях.
6. Все линии, штрихи и точки должны быть четкими, с резкими неразмытыми краями, не раздавленными при печати.
7. Текст на контурной карте должен быть четким, без пятен и грязи. Шрифты должны соответствовать государственным правилам и нормативам (СанПиН 2.4.7.702-98).
8. На контурных картах не должно быть механических повреждений, морщин, масляных пятен и соринок площадью свыше 0,5 мм 2 .
9. Контурные карты, выпускаемые отдельными листами, должны быть ровно обрезаны, иметь поля не менее 10 мм.
10. Качество изготовления обложки контурных карт и внешний вид брошюры определяются визуально.
Подробнее со стандартом можно ознакомиться на портале нормативных документов (перейти).
Источник
Нужны ли атласы, контурные карты и рабочие тетради? Или это очередное отмывание денег?
Согласно закону «Об образовании» (статья 35 часть 1 от 29 декабря 2012 года №273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») школа обязана предоставить учебно — методические пособия, прописанные в образовательной программе образовательной организации.
Почти во всех образовательных учреждениях не прописаны атласы, контурные карты, дидактические материалы, рабочие тетради как часть учебно — методического пособия, необходимого для освоения образовательной программы.
Нужны ли они?
Я не могу сказать за всех учителей, то, что будет написано ниже — исключительно моё мнение.
Атласы
Как Вы себе представляете изучение географии — науки о Земле без карт? И карта — это не единственная та, что висит на стене и дублируется на форзаце учебника. Этого очень мало. Кроме физической и политико — административных карт есть ещё и тематические разные : строение земной коры — по ней можно узнать о возрасте гор, например, о вероятности чрезвычайных ситуаций типа землетрясений и так далее. Какая природная зона в Мурманске? Есть ли в России пустыни? Где добывают нефть и алмазы? И множество других вопросов, на которые проще ответить и запомнить ответ по карте, а не по тексту.
Кроме того, это дополнительный источник географической информации , а по ФГОС необходимо уметь пользоваться разнообразными источниками, а не только учебниками и интернетом.
Лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать
Проще: я считаю, что да, нужны. У нас в школе есть старые атласы, чтобы «не напрашиваться на приятности» раздаю их. Вторая учительница по географии ругается, заставляет каждого иметь свой, но я не хочу просто потом бегать по судам, что я заставляю покупать что-то в школу. Но, я прихожу на родительские собрания и объясняю ситуацию.
Атласы с 7 по 9 класс можно на ОГЭ по географии (чисто по ним можно на 4 минимум написать), но смысл от, них, если ученик не умеет пользоваться?
Если все родители единогласно принимают решение о покупке и использовании атласов, тогда они покупают и дети носят личные (чаще всего так и происходит). Насильно я не заставляю, и уж тем более, не снижаю оценку за отсутствие.
Контурные карты
С чем ассоциируются у Вас контурные карты? Просто перерисовка карт атласов? В данной ситуации да, считаю их бесполезными. Да даже задания к картам бесполезны, НО! Есть хорошие контурные карты за 5 и 6 класс , где есть тренировочные задания: план местности (несколько страниц) и координаты (сложно даются в 5 классе, эти задания очень помогают).
Считаю ли необходимым их иметь? Нет, вот это не обязательно, но было бы неплохо. Иногда учителю просто нужны оценки, она и говорит в атласе выполнить задания, они, как правило, информационной нагрузки несут мало, если же учитель формулирует задания самостоятельно, направленные на соотношение, наложение и сравнение, то это имеет смысл.
Вместо контурных карт я распечатала картонные шаблоны материков и РФ , дети обводят их в тетрадь и выполняют задания. Да, дольше, да, сложнее, но бесплатно (практически). Тут даже плюс — все самонарисованные карты сохраняются в тетради и нет необходимости носить дополнительно что-то на урок.
Рабочие тетради
Опять же, я не заставляю их покупать , Предлагаю только тем, кто много пропускает, так как задания рабочих тетрадей помогают систематизировать (уложить по полочкам) новые знания . А так, себе я покупаю их, потом диктую задания или отображаю скан на доске через проектор. Это необязательная часть УМК по предмету. По биологии они бывают красочные, с готовыми шаблонами и схемами, но это тоже не несёт важного в образовательный процесс, так как дети списывают ответы с ГДЗ.
Источник
Рабочие тетради в школах теперь запрещены. А атласы и контурные карты тоже?
Сегодня, в преддверии начала нового учебного года, нам снова напомнили о том, что школы даже думать не должны о введении в учебный процесс, так называемых «рабочих тетрадей».
По словам министра Васильевой рабочие тетради, если они включаются школой в перечень обязательных учебных пособий, должны предоставляться ученикам бесплатно. Однако, на закупку такого немыслимого количества одноразовых и довольно дорогих пособий у регионов и муниципалитетов денег нет. Поэтому лучше не будить лихо и ни в коем случае не требовать с родителей их покупки за свой счет. Такова сегодня наша государственная позиция.
А так ли они нужны, эти «рабочие тетради»?
Особо рьяные учительницы начальных классов однозначно скажут, что как же без них-то! ФГОС и все такое. Готовые практические задания, индивидуальные результаты и т.д.
По своему опыту работы в основной школе могу сказать, что рабочие тетради безусловно удобный инструмент, если они есть не просто у всего класса, а у всей параллели, где работает предметник. Но как мы знаем, такое наличие есть далеко не всегда. И в этом случае от них, действительно, проще отказаться.
А как же историю с географией без атласов и контурных карт изучать?
Вот здесь вопрос довольно таки болезненный. Вчера ко мне, как к завучу курирующему историю, пришел учитель с огромным стажем преподавания, на протяжении многих лет «снимавший шкурку» за знания исторической географии. Она заявила, что и слышать не хочет о каком-то там запрете на приобретение исторических атласов и контурных карт. И с ней невозможно не согласиться. Ведь история без географии мертва. А большие учительские карты используемые на уроках это только часть необходимой системы. Индивидуальная работа с контурными картами должна быть! И точка!
Я ей, конечно, объяснил «политику партии и правительства». На что она выразила свое громкое и, честно сказать, вполне понятное «фи».
Мало этого, многие родители готовы эти атласы и контурные карты купить. Но деньги на эти дела собирать строжайше запрещено.
В общем, преткновение полное!
А у вас в школах как с этим дела обстоят? Пишите в комментариях!
Источник
Не работают контурные карты
Здравствуйте, Лилия Павловна! Очень понравились слова о том, что главное — «Всегда требовать одно и то же!» Полностью поддерживаю! Думаю, что ребята научатся работать с контурной картой уже в скором времени 🙂
Добрый день, Эльвира Ульфатовна!
Когда школа большая и в работают несколько географов, к сожалению, требования к выполнению контурных карт у них могут быть разными. Я категорически против выполнения подписей письменными буквами (почерки-то у всех разные. ) и карандашом! Ведь карта должна читаться, а не выглядеть серой массой. Потому и считаю, что надо стремиться к единым требованиям и внутри школы, и в разных школах.
Надеюсь, требования ребятам были понятны, я подробно объяснила каждое — зачем и почему именно так.
Здравствуйте, Лилия Павловна! Полностью с Вами согласна»Требовать надо одно и то же»! Тогда в 9 классе проблем с контурными классами не будет. Если честно, то когда я вела географию, то в 6 и 7 классах были проблемы большие с этим видом работы, но не у всех. Были такие случаи, что реки подпишут огромными буквами, а остальное подписывать уже и место на карте нет ( или раскрасят равнины и горы фломастерами (ох, как я не люблю эти карандаши), с трудом приучила работать цветными карандашами. К 9 классу детям уже свои контурные карты больше нравились) А Ваши ребята с такими алгоритмами и такой правильной учительницей усвоят всё в 5 классе)
Здравствуйте, Ольга Александровна!
Очень рада отклику географа!
Каждый год в каждом классе повторяем основные правила заполнения контурных карт, но всё равно есть дети, которые предпочитают «не услышать», чтобы сделать попроще и побыстрее. А отметке за выполненную работу потом удивляются. 🙂
Наверное, стоит что-то придумать с памятками для каждого ребёнка, чтобы вклеили в контурную карту.
Лилия Павловна, добрый день. Уверена, что ваши ученики и правда будут на порядок выше тех ребят, которых не научили изначально каким-то общим требованиям в работе с картами. Я почему-то сравниваю такие требования с правилами оформления геометрических задач и особенно задач, связанных с доказательствами того, или иного утверждения. Здесь тоже правила оформления чертежей особо нигде не прописываются (это должен донести учитель), да и само доказательство может быть записано в произвольной форме (кстати и за нерациональный способ оценка на ГИА не снижается). А нас в институте учили чертить и использовать разные символы. Так что сейчас, на уроках геометрии в 7-8 классах не последнюю роль отвожу именно грамотному оформлению. До некоторых уже удалось «достучаться»:)
Галина Станиславовна, согласна с тем, что надо предъявлять требования к оформлению геометрических задач, хотя они нигде не прописаны. По-крайней мере, я не встречала. Требую, чтобы чертёж был слева, а дано — справа. А ниже — доказательство (решение). Однако, то чертежа не увижу, то он справа и данных нет. Как же трудно детям придерживаться строгих правил. А про алгебру вообще молчу. С введением тестовой проверки, на оформление задач перестали обращать должное внимание, а когда-то в медальных работах придирались даже к небольшим неточностям.
Здравствуйте, Галина Станиславовна.
Конечно , сколько учителей, столько мнений, но хочется сразу приучить ребят к порядку в картах. Ведь потом будет им же намного легче при выполнении карт и на других уроках. К сожалению, не все учителя считают порядок в картах важным наравне с содержанием.
Лилия Павловна, очень важную тему Вы затронули. Единство требований, это то,чего нам, учителям, порой не хватает в педагогической деятельности. Причин несколько, на мой взгляд:
1. Не все предметники выставляют ребятишкам конкретные требования;
2. Не всегда сам учитель четко ставит цель;
3. Не всегда требователен учитель при проверке выполнения заданий учащимися;
4. Наша халатность, беспечность, нехватка времени
5. Бесконтрольность родителей.
Над всем этим нужно работать, а начинать, конечно же с себя, с педагога. Мы должны быть примером для наших ребятишек!
Да, Анна Борисовна, Вы правы. Я считаю, что все перечисленные причины имеют место быть в школах. И если каждый учитель географии обратит на это внимание, то толк будет. Ну что же, тема для выступления на МО меня нашла. Быть может, об этом стоит поговорить и на городском совещании географов. Буду начинать с себя.
Здравствуйте, Лилия Павловна. В каждом предмете есть свои правила и требования. Важно, чтобы учитель смог донести до учащихся смысл этих правил, ну и надо требовать их выполнения. Понравился Ваш пример с диктантом. Для меня лично заполнение контурных карт было одним из любимых заданий в школе.
Здравствуйте, Людмила Геннадиевна.
Маленькие почемучки были ооочень активны в своих вопросах и уточнениях по поводу заполнения контурных карт. Я всегда стараюсь доходчиво объяснить, зачем выполнять то или иное правило, чем это важно именно для них, детей.
Здравствуйте, Лилия Павловна. Заполнять контурную карту — кропотливый труд для детей. С начальной школы они учатся этому. И хорошо, если требования на каждой ступени образования одинаковые. Ведь должна же быть преемственность (даже в этом).
Добрый вечер, Светлана Анатольевна!
Полностью согласна с Вами — очень кропотливый труд. Вот только очень сложно найти нужную грань между количеством правил и их качеством, чтобы не «убить» интерес к заполнению контурных карт.
Лилия Павловна, добрый вечер! И я хочу сказать о преемственности, особенно между начальной школой и средним звеном. Ее практически нет. Уже много лет я тесно сотрудничаю с учителями, которые собираются учить моих четвероклассников в будущем. Мы обговариваем требования по тем или иным темам, я приглашаю их на родительские собрания, посещаем уроки друг друга. Это дает хороший результат. Прочитав Ваш пост, взяла себе на заметку: обратить внимание на контурные карты. По-нашему УМК мы с ними работаем очень мало, всего несколько уроков и только в 4 классе.
Здравствуйте, Елена Александровна!
Как же Вы правы. Без преемственности очень тяжело! У нас в школе тоже принято ходить на уроки в 4 классы, на мероприятия, знакомиться с родителями.
А вот про контурные карты, что они есть и в начальной школе, как-то не задумывалась. То ли дети подзабыли, что карты были, то ли их не было, но мне сказали, что с картами ребята пока не работали 😉 Выясню!
Доброго дня! Очень понравилась статья! Спасибо Вам. Я так давно, искала именно Вас. Мне хочется знать, а как у других.
Можно просьбу, мне прислать как заполнять контурную карту?
matveichik1@mail.ru
Здравствуйте, Ольга!
Рада, что материалы блога Вам интересны! Правила заполнения контурной карты, по которым мы работали с пятиклассниками, есть на слайде внутри сообщения. Это основа, а дальше Вы сами усложняете в зависимости от класса. В этом году обязательно сделаю пост про контурные карты и шестиклассников, надеюсь, Вам тоже понравится!
Здравствуйте, Лилия Павловна!
Правила -это эффективно. В нашем классе они тоже четко прописаны учителем и соблюдаются учениками. А есть ли правила, по которым можно исправить ошибку в контурной карте? Например, если ошибка в написании наименования объекта? Подтирать-замазывать нельзя, или выход один — покупать новую карту и ВСЕ заново наносить?
Заранее благодарю за ответ,
с уважением,
Инна Евгеньевна
Здравствуйте, Инна Евгеньевна!
Благодарю Вас за вопрос. Попробуем рассмотреть его применительно к разным ситуациям.
1. Ребёнок допустил ошибку (написал не ту букву) при подписи географического объекта. В данном случае будет лучше просто зачеркнуть букву и сверху написать правильную. Я бы за это оценку не снизила. Естественно, если это не массовое явление.
2. Если учитель увидел ошибку (ошибки) при проверке, указал их ученику и сказал исправить, ни в коем случае ВСЮ карту не переделывать! Зачеркнуть, написать правильно, показать учителю.
3. Иногда бывает, что ошибки обнаруживаются в легенде карты, тогда проще заклеить это место куском белой бумаги (тут без помощи родителя не обойтись!) и переписать условные знаки.
Здравствуйте Лилия Павловна. Сейчас у нас ночь, вернее раннее утро 4 часа 17 минут. Почему я не сплю? Потому, что я помогаю раскрашивать контурную карту моему сыну. Он учится в 9 классе. Так вот его преподаватель по географии требует раскрашивать каждую(. ) карту с точностью, как в атласе. Времени на это уходит очень много. Я не могу позволить сыну не спать ночами, что бы выполнить задание на 5.
Я сейчас искала информацию в интернете по положению оформления контурных карт, на каждом сайте повторяется одна и та же формулировка, что не надо делать лишних действий не указанных в задании. В задании карты, которую я сейчас раскрашивала нет пункта «раскрасить». Не подскажите на какой официальный документ мне сослаться, если в следующий раз сын сделает контурную карту строго по заданию и не будет раскрашивать её. Спасибо. Разгоева Татьяна, мама Артема
Здравствуйте, Татьяна!
У каждого учителя есть свои нюансы при проверке контурных карт. Это и хорошо, и плохо. Отбросив субъективность, а она всегда присутствует!, учитель проверяет карты с упором на что-то. Например, в карте по географическому положению будет более важным обратить внимание на крайние точки материков, страны-соседи и пр., т.е. там можно вообще ничего не раскрашивать. А карты по природным зонам предполагают более точное отношение к цвету и штриховке. Всё зависит от карты.
Обращу Ваше внимание, задания, пропечатанные в контурных картах, являются ПРИМЕРНЫМИ! Учитель ИМЕЕТ ПРАВО добавить к ним что-то или какое-то задание сказать не делать. Этому нас учат на курсах повышения квалификации и говорят на семинарах. Задания в картах — лишь некая основа, которая может быть подкорректирована. Так, кстати, и с текстом параграфов. Вы же согласны, что там только примерная основа, а учитель должен выходить за рамки учебника, объясняя новый материал?
Выполнить задание можно по-разному. Можно ведь не только раскрашивать, но и штриховкой воспользоваться. Еще раз — все зависит от карты.
Самое лучшее в Вашем случае — «не собирать войска», а попробовать «заключить мирный договор». Подойдите к учителю, поговорите. Попробуйте УСЛЫШАТЬ его.
Все мы люди.
Источник