Никто не работает по профессии

Путь к богатству. Почему молодежь не работает по специальности

Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС с 2014 года проводит мониторинг трудоустройства молодежи 18-30 лет, получившей разное профессиональное образование. Мониторинг проводится в трех регионах: в Ивановской, Свердловской и Новосибирской областях, которые различаются как показателями социально-экономического развития, а следовательно, и рынка труда, так и характеристиками их систем профессионального образования.

Основной претензией к системе образования все последние годы является тот факт, что выпускники учебных заведений профессионального образования не работают по полученной специальности. При этом никого не волнует, какие места работы предоставляет рынок труда. «Готовьте тех, кто востребован работодателями» — этот постулат звучит постоянно и уже воспринимается обществом как рациональное требование.

И если молодежь не работает по полученной профессии, то виновата система образования: не подстроилась, не учла потребности производства и социальной сферы, не дала нужные компетенции. То, что современная молодежь предъявляет к рабочим местам достаточно серьезные требования по заработной плате и условиям труда, воспринимается старшим поколением негативно: не хотят работать, хотят получать деньги даром (и большие!), не желают руки марать, и так далее.

Самое смешное во всей этой ситуации то, что молодежь хочет работать, причем готова работать тяжело и много, но — о, ужас! — хочет получать за свой труд достойную заработную плату и работать в условиях, отвечающих полученному ими образованию. Не больше и не меньше.

Читайте также:  Backspace не работает как включить

Благосостояние как драйвер

В 2017 году работа 74,4% выпускников учебных заведений профессионального образования Свердловской области соответствовала полученному ими образованию, в Новосибирской области такой ответ дали 56,7% опрошенных, в Ивановской области — 70%.

Сразу оговорюсь: это представление самих респондентов о характере их работы, а не формальные записи в дипломе и трудовой книжке. Как видим, и в промышленном регионе (Свердловской области), и в высокодотационном регионе (Ивановской области), более 70% выпускников систем профессионального образования работают, как они сами считают, по той профессии, на которую они учились.

В Новосибирской области, одном из регионов с хорошо развитым рынком труда, ситуация совсем другая: по полученной профессии/специальности работает менее 60% молодых людей. Парадокс? Вряд ли. Скорее дело в том, что в Новосибирской области рынок труда более динамичен и гибок.

Отсюда вывод: чем быстрее развивается экономика региона, чем подвижнее в ней структура занятости, тем большая доля молодых работников будет работать не по полученной в системе профессионального образования профессии или специальности. И это не плохо, это нормально.

Означает ли это, что система профобразования не должна развиваться и менять структуру подготовки кадров? Нет, не означает. И в системе образования Новосибирской области эти изменения идут достаточно быстро. А вот системы профобразования Свердловской и Ивановской областей больше подвержены инерции, поскольку экономика этих регионов развивается медленнее.

Этот вывод подтверждает и то обстоятельство, что в региональных столицах значительно меньшая доля молодежи работает по полученной профессии/специальности по сравнению с другими городами этих регионов. При этом качество подготовки, по оценке самих респондентов, у них нередко значительно выше, чем у тех, кто трудится за пределами столиц.

Еще одна причина несоответствия полученного образования и места работы кроется в конкуренции: чем выше конкуренция за рабочие места, тем больше доля тех, кто работает не по полученному образованию. При этом получить высокую должность могут далеко не те, чья профессиональная подготовка формально ей соответствует.

И это связано не только с тем, что ведущим каналом получения работы до сих пор является «помощь родственников и знакомых», о чем говорят немногим более 37% респондентов. Просто в процессе работы идет накопление многих компетенций, которые формально уже не связаны с полученным образованием.

Кроме того, в современном мире огромную роль играет непрерывное профессиональное образование, и это отнюдь не повышение квалификации исключительно в той области, в которой изначально была получена подготовка.

На своих местах

В сфере информационных технологий работа полностью соответствует полученному образованию только у четверти молодых работников (точнее, у 24,4%). Информационные технологии — новая отрасль деятельности, при этом она быстро развивается. В нее приходит молодежь с самым разным образованием: дизайнеры и пиарщики, историки и журналисты, социологи и менеджеры, юристы и экономисты.

В торговле и сфере услуг такая же картина: здесь чуть более четверти молодых людей работают по специальности — 25,1%; еще 25,5% — это те, кто считает, что их профессия/специальность близка данной сфере деятельности, — это экономисты и финансисты, менеджеры и специалисты по персоналу, пиарщики и информационщики, а также представители еще десятка профессий.

По специальности молодежь в основном работает в правоохранительных органах: 76,7% молодых работников здесь считают, что их работа полностью или частично соответствует тому, чему их учили.

В науке, образовании и культуре по специальности работают примерно 2/3 молодых специалистов. В здравоохранении — 95%. Но чем более высокотехнологичной областью будет становиться медицина, тем больше станет в ней молодых людей, которые формально будут работать не по специальности: инженеры и компьютерщики, биохимики и биофизики, генетики и техники, обслуживающие сложное оборудование.

Пока что в здравоохранении о работе по специальности говорят молодые врачи и средний медицинский персонал.

В промышленных, строительных и инженерных компаниях по специальности, по их собственному мнению, трудится 36,8% молодых работников, еще 27,2% считают, что их работа близка к полученному образованию.

Зарплатные ожидания

Во всех регионах, принимающих участие в мониторинге, молодежь отнюдь не проявляет завышенных требований по заработной плате. В основном ее притязания определяются средним уровнем заработков в регионе — в Ивановской области почти 2/3 молодых специалистов хотели бы получать среднюю по региону заработную плату или несколько ниже, еще 21,6% готовы работать за 10 000–20 000 рублей.

В Новосибирской области чуть более трети молодых людей хотели бы получать от 20 000 до 30 000 рублей в месяц, 11% — 10 000–20 000 рублей. И только четверть претендовала на заработную плату в 30 000–40 000 рублей. В Свердловской области самые высокие притязания: четверть хотят зарабатывать 20 000–30 000 рублей, еще четверть — от 30 000 до 40 000 рублей, наконец, последние 25% — 40 000–50 000 рублей. При этом остальные — менее 20 000 рублей в месяц.

Важно отметить, что только примерно 25% молодых людей в рассматриваемых регионах получают ту зарплату, которую хотели бы получать, или даже выше. А вот 75% работают за меньшие деньги по сравнению с желаемыми.

Чего хочет молодежь

Низкая зарплата не устраивает треть респондентов, четверть указали на невозможность улучшить жилищные условия, 18,2% — на отсутствие карьерных перспектив, 10,5% заявили, что не могут получить бесплатное дополнительное образование, а 5,1% сетуют, что их заработная плата не является «белой». Порядка 7,8% респондентов недовольны содержанием работы (допускалось несколько ответов).

Словом, молодежь достаточна рациональна в своих ожиданиях и не требует чего-то сверхординарного. Следует отметить, что даже будучи недовольными текущей работой, молодые люди не спешат ее менять, понимая, что найти хорошую работу в современных экономических условиях довольно трудно или что их образование не позволяет им претендовать на большее.

Таким образом, серьезных расхождений между потребностями рынка труда и получаемым образованием нет только в тех регионах, где не наблюдается серьезных экономических и социальных перемен.

Там, где экономика более динамична, большая доля молодежи работает не по специальности. Если мы хотим более серьезного экономического роста, то нам придется смириться с тем, что будет расти число людей, работающих не по специальности.

Если хотите работать в соответствии с полученным образованием, идите в правоохранительные органы, в образование или здравоохранение. Но и там скоро будет нарастать доля людей, которые формально работают не по полученной специальности/профессии. И это стоит учесть тем, кто сейчас увлеченно пишет для нас профессиональные стандарты. Боюсь, что они пригодятся только там, где отсутствует развитие.

Источник

Бесполезный диплом: почему многие выпускники работают не по профессии?

Получая образование, люди рассчитывают на хорошую высокооплачиваемую работу в будущем. Однако реальность такова, что найти ее получается далеко не у всех. Статистика показывает, что многим приходится работать не по специальности. В чем причина этого явления и возможно ли исправить ситуацию? Разберемся в проблеме.

Что говорит статистика

Данные, собранные Федеральной службой государственной статистики, показывают, что сфера деятельности выпускников ВУЗов соответствует полученной специальности в среднем в 70% случаев. Однако в некоторых отраслях эта цифра менее 50%. Так, 58% бывших студентов, получавших # образование в сфере сельского хозяйства, заняты в других областях. А для политических наук эта цифра составляет аж 61%.

Получается, что многие молодые специалисты идут работать на должности, не соответствующие тому, чему обучали в институте. Годы учебы в этой ситуации потрачены даром. А выражение: «С красным дипломом закончил филфак – добро пожаловать в Макдак!» уже не вызывает смеха. Чем же вызвана такая проблема?

Причины проблемы

Причин такого несоответствия довольно много:

  • Выбирая профессию, абитуриенты не ориентируются в существующем рынке труда. В школах отсутствует или имеется слабая профориентационная работа. Поэтому учащиеся не понимают, какие специалисты востребованы, а какие – нет.
  • Многие школьники поступают в # ВУЗ наслушавшись советов родителей и родственников. Или потому, что считают какое-то направление модным и престижным. Так, одно время рынок был перенасыщен экономистами и найти работу по специальности могли самые удачливые и талантливые.
  • Некоторые поступают в институт просто для того, чтобы получить диплом, все равно какой. Здесь сказывается культ высшего образования, ведь долгое время считалось, что без него невозможно достичь успеха и реализовать себя. Однако, если раньше выпускникам гарантировали трудоустройство, сегодня это не так.

Все это приводит к тому, что, получив диплом, выпускник не знает, что с ним делать. Ведь выбор профессии был не обдуман.

Может быть учиться не нужно вовсе?

Нужно, но важен осознанный подход к выбору специальности и ВУЗа. Хорошее образование открывает множество перспектив. Имея актуальные знания и практические навыки, можно устроиться на престижную должность.

Но часто происходит так: направление подготовки и институт подбираются из-за небольшого конкурса. В результате, спустя несколько лет выпускник понимает, что получил устаревшую специальность и не имеет никаких актуальных умений. В такой ситуации найти работу по профессии очень сложно.

Как устроиться по профессии?

Конечно найти работу, соответствующую квалификации, можно. Обычно готовность брать новых специалистов и самостоятельно учить их проявляют госучреждения. Но придется потрудиться на низкооплачиваемой должности не один год, прежде чем занять приличное место.

На более быстрый карьерный рост можно рассчитывать, став участником какого-нибудь стартапа. Однако такая работа связана с большим риском. По статистике большинство новых компаний закрывается в первый год своего существования.

Нередко происходит так, что получив неплохое место, специалист «упирается в потолок» и не имеет дальнейших перспектив. Если засидеться на одной должности, можно упустить свой шанс построить успешную карьеру. Поэтому приходится менять работу и начинать все с начала.

Востребованные профессии настоящего ! Нажмите подробнее , чтобы узнать о направлениях подготовки и скидках на обучение.

Есть ли способы исправить ситуацию, получив бесполезный диплом?

Если, окончив институт, стало понятно, что диплом не позволяет найти хорошую работу или полученная специальность оказалась не по душе, самое главное – не отчаиваться. Особенностью современности являются широкие возможности быстро получить качественное и перспективное образование.

Для этого можно пройти курсы на факультете Интернет-профессий Университета «Синергия». Здесь в срок от нескольких недель до года предлагается освоить актуальные специальности, востребованные на рынке труда:

  • таргетолог;
  • SEO-специалист;
  • SMM-маркетолог;
  • копирайтер;
  • инфлюенс-маркетолог;
  • комьюнити-менеджер и др.

Обучение ориентировано на получение максимального количества практических навыков. Поэтому выпускники сразу же могут приступить к выполнению должностных обязанностей. Кстати, после курсов университет помогает трудоустроиться в крупнейшие отечественные компании. Понять, подходит ли специальность можно, записавшись на первое бесплатное занятие.

Источник

Почему выпускники ВУЗов не идут работать по полученной специальности

По статистике, у нас в стране всего 37% выпускников ВУЗов работают по полученной специальности. При этом, по данным Минтруда на рынке большой спрос на: IT- специалистов, агрономов, технологов, медицинских работников. Вопрос, куда в таком случае деваются выпускники? Почему они не идут работать по полученной специальности.

Я уже затрагивал эту тему в одной из предыдущих публикаций. Получил много откликов. При этом многие проблему видят только в одном — низкая зарплата . Хорошо, согласен. Уровень оплаты труда у нас действительно «оставляет желать лучшего». Но только ли в этом проблема? Куда-то ведь люди устраиваются работать.

Только ли в зарплате дело

В одном комментарии написали: » люди получившие высшее образование, не хотят работать за копейки, лучше в Пятёрочку продавцом устроиться «. Следуя этой логике, у нас все продавцы должны иметь высшее образование .

Я знаком с кадровиками и в «Пятёрочке» , и в «Магните». Для них продавец с высшим образованием это скорее исключение, чем обычное дело. Можно конечно сравнивать наши зарплаты с европейскими. Но давайте будем реалистами. Ни завтра, ни в ближайшее время, платить нам столько же, никто не будет.

Да и если быть честными, я очень сомневаюсь, что кто-то из тех специалистов, кто не востребован в России, смог бы найти работу по профессии в Европе . Уровень подготовки большинства наших выпускников просто не соответствует их требованиям.

Сказать, что молодые специалисты дружно идут в бизнес, тоже как-то сомнительно. Тем более, что до 95% стартапов у нас просто закрываются в первые три года.

Кого готовят ВУЗы и кто нужен на рынке труда

А вот этот вопрос может иметь большое значение. Смотрите, по данным, опять же Минтруда, значительная часть выпускников, испытывающих проблемы с трудоустройством, имеют экономическое и управленческое образование.

Действительно, у нас кого не спроси, учится либо на экономиста, либо на менеджера государственного и муниципального управления. А спрос на этих специалистов составляет всего 14%, от общего количества свободных вакансий.

Причём такой «перекос» сохраняется уже давно и судя по тому, куда подают документы выпускники школ, в ближайшее время будет сохраняться. К тому же опросы, которые проводят среди школьников, показывают , что большинство хотели бы работать на государственной службе. Кстати, зарплаты там не выше, чем на производстве.

Плюс, само качество обучения в ВУЗах оставляет желать лучшего. И проблема не только в организации учебного процесса. У нас многие студенты не учатся, а «приобретают диплом в рассрочку» . Понятно, что такой «специалист» никому не нужен и проблемы с трудоустройством у него совсем не потому, что «нет опыта».

Так что проблема то может и не в зарплате? Вот например, что говорит представитель компании ManpowerGroup (это один из лидеров мировой кадровой индустрии, имеет 3100 офисов в 80 странах мира):

Источник

Оцените статью