Общественные советы не работают

Содержание
  1. Статья 13. Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации
  2. ГАРАНТ:
  3. Началась «перезагрузка» общественных советов при федеральных органах исполнительной власти
  4. Общественный совет может стать эффективным помощником местной власти
  5. Зачем нужны общественные советы
  6. Внимание: Значимость отраслевого общественного совета возрастет, если его создание оформить постановлением главы администрации
  7. Как создать общественный совет
  8. Кого включить в состав совета
  9. Внимание: Каждая из трех категорий молодежи – адресат подпрограммы городской профильной целевой программы
  10. Какие документы принять
  11. Направления деятельности
  12. Участие в системе проектного управления
  13. Общественный контроль
  14. Участие в обсуждении вопросов развития муниципального образования
  15. Как преодолеть неэффективность

Статья 13. Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации

Статья 13. Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

1. Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации выполняют консультативно-совещательные функции и участвуют в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, положениями об общественных советах.

2. Общественные советы содействуют учету прав и законных интересов общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций при общественной оценке деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Читайте также:  У меня не получается настроить скайп

3. Общественные советы могут создаваться при органах местного самоуправления.

4. В состав общественного совета не могут входить лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, должности государственной службы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы, а также другие лица, которые в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» не могут быть членами Общественной палаты Российской Федерации.

5. Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти формируются на конкурсной основе, если иной порядок формирования общественных советов при отдельных федеральных органах исполнительной власти не предусмотрен нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Организатором конкурса является Общественная палата Российской Федерации.

6. Требования к кандидатурам в состав общественного совета при федеральном органе исполнительной власти разрабатываются соответствующим федеральным органом исполнительной власти совместно с Общественной палатой Российской Федерации. Правом выдвижения кандидатур в члены общественных советов обладают общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, целями деятельности которых являются представление или защита общественных интересов и (или) выполнение экспертной работы в сфере общественных отношений. Состав общественного совета, сформированный из числа кандидатур, отобранных на конкурсной основе, утверждается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти по согласованию с советом Общественной палаты Российской Федерации. Председатель общественного совета избирается членами общественного совета из своего состава.

Источник

Началась «перезагрузка» общественных советов при федеральных органах исполнительной власти

9 сентября текущего года стартовал прием заявок на участие в конкурсном отборе кандидатов в состав общественных советов при Минприроды и Минтрансе России. Важно, что эти советы будут сформированы по новым правилам – на основании обновленного Стандарта деятельности общественного совета при федеральном органе исполнительной власти 1 (далее – Стандарт). Он был подготовлен Экспертным советом при Правительстве РФ (далее – Экспертный совет) и Общественной палатой РФ (ОП РФ) и одобрен Правительственной комиссией по координации деятельности Открытого правительства.

Еще Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» была предусмотрена необходимость отказа от формирования общественных советов при органах государственной власти самими этими органами. При этом в формировании советов обязательно должны участвовать общественные палаты, а в деятельности – представители заинтересованных общественных организаций. В прошлом году было законодательно закреплено, что общественные советы являются одним из субъектов общественного контроля, задача которых – вести наблюдение за деятельностью органов государственной власти, а также проверять и давать общественную оценку принимаемых ими актов и решений (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»; далее – закон об общественном контроле) .

Положения о новом порядке формирования общественных советов утверждены обоими министерствами, сообщил Министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов в ходе пресс-конференции: «Общественные советы при органах исполнительной власти: новые условия формирования», состоявшейся 8 сентября в информационном агентстве России «ТАСС».

Фото: open.gov.ru

Михаил Абызов, Министр РФ по вопросам Открытого правительства:

«На протяжении более чем шести месяцев мы совместно с ОП РФ и общественными организациями анализировали качество работы общественных советов при министерствах и ведомствах. Анализ показал, что результативность и эффективность их работы сильно отличается – есть те, которые действительно стали эффективными площадками по обсуждению гражданских инициатив и выполнению функций общественного контроля, а есть те, которые остаются больше декоративными органами, не выполняющими свои функции, в том числе заложенные в законе об общественном контроле. Поэтому мы приняли решение о том, что нужно изменить регламенты формирования общественных советов при наших министерствах и ведомствах. Мы предложили не просто провести «перезагрузку» советов, но и изменить принципы и характер их деятельности, в том числе порядок их формирования. Свои предложения мы с Александром Бречаловым [секретарь ОП РФ. – Ред.] изложили в виде доклада Президенту РФ несколько месяцев назад, и президент одобрил новые подходы к формированию советов и порядку их работы. В рамках этих подходов мы и начинаем формировать два пилотных общественных совета – при Минприроды и Минтрансе России».

К главным новшествами обновленного порядка формирования общественных советов относятся следующие.

Состав общественного совета. Кандидатами в члены общественного совета могут быть только граждане РФ старше 21 года, имеющие опыт работы не менее года по профилю деятельности министерства или ведомства, при котором формируется совет. При этом кандидатуры в члены общественного совета выдвигаются исключительно общественными объединениями и НКО, которые:

  • зарегистрированы и осуществляют деятельность на территории России;
  • действуют не менее трех лет на момент объявления конкурса (с даты государственной регистрации);
  • не находятся в процессе ликвидации;
  • осуществляют деятельность, соответствующую профильной деятельности министерства или ведомства, при котором формируется общественный совет.

Указанные организации подают списки кандидатов в члены конкретного общественного совета в ОП РФ и Экспертный совет. 75% итогового состава общественного совета отбирается из поступивших заявок ОП РФ, 25% – Экспертным советом.

Запрет на членство более чем в одном общественном совете. В настоящее время один человек может являться членом сразу нескольких общественных советов, что приводит к снижению эффективности его деятельности. Предполагается, что строгое требование о членстве гражданина только в одном совете должно повысить качество работы общественных советов.

Срок полномочий членов общественного совета. Полномочия членов совета истекают по прошествии двух лет с момента проведения первого заседания вновь сформированного состава совета. Таким образом, каждые два года состав общественных советов будут полностью переизбираться. По словам Михаила Абызова, члены общественного совета, полномочия которых истекли, смогут попасть в новый состав совета. Однако им, помимо прохождения общей процедуры публичного выдвижения кандидатуры и конкурсного отбора, нужно будет предоставить отчет о своей деятельности в предыдущем составе совета для оценки ее эффективности.

Эксперты отмечают, что одними из самых значимых для общества вопросов о деятельности госорганов являются вопросы о кадровом составе министерств и ведомств и о противодействии коррупции. Именно поэтому мониторинг кадровой работы и работы по противодействию коррупции должен стать приоритетным направлением деятельности общественных советов. Кроме того, они обязательно должны следить за качеством оказания гражданам госуслуг.

При этом эффективность деятельности общественных советов напрямую зависит от того, насколько их работу поддерживают соответствующие органы власти. Важно, чтобы министерства и ведомства взаимодействовали с советами в своей ежедневной работе, а не только во время заседаний советов, обменивались информацией и на самом деле учитывали их предложения по конкретным вопросам.

Стоит отметить, что оба министерства, при которых сейчас формируются общественные советы по новым правилам, поддерживают предложенные изменения. «Общественный совет для нас – очень хорошая площадка, на которой мы можем не только обсуждать все наши вопросы, но и приходить к определенному результату. Мы часто приглашаем на заседание совета и сторонних экспертов, понимая, что некоторые вопросы требуют более широкого рассмотрения. Результаты обсуждений не всегда нам нравятся, но если общественный совет предлагает какие-то изменения к проекту разработанного министерством акта, которые не совпадают с нашей точкой зрения, мы еще раз запускаем обсуждение проекта, чтобы не вносить его на рассмотрение сырым», – подчеркнул Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской. Заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул в свою очередь отметил, что общественный совет является самым эффективным субъектом общественного контроля, поскольку его члены воспринимают эту работу как свой долг и серьезно относятся к осуществлению своих полномочий. Поэтому анализ документов общественным советом гарантирует получение их профессиональной оценки.

Фото: mintrans.ru

Николай Асаул, заместитель Министра транспорта РФ:

«Мы с энтузиазмом воспринимаем те изменения, которые происходят. В транспортном комплексе сложились очень активные и мощные общественные организации, которые иерархически структурированы как по региональному, так и по отраслевому принципу. Все эти отраслевые и региональные организации объединены в Союз транспортников России, который является активным участником Общероссийского народного фронта. В принципе, такой мощный союз мог бы выполнять функции общественного совета, поскольку он действительно может рассмотреть любую транспортную проблему комплексно, с точки зрения увязки всех видов транспорта. Но мы видим задачу общественного совета несколько шире – в нем должны быть не только профессиональные транспортники, которые смотрят на проблему изнутри отрасли, но и иные представители. Это должны быть люди, которые способны посмотреть на ситуацию как потребители и увидеть те проблемы, с которыми сталкиваются пассажиры и грузоотправители, и рассказать нам, где мы излишне увлеклись свои отраслевым подходом».

Ежегодно Правительство РФ принимает около 25 тыс. нормативных актов, проекты большинства которых, согласно законодательству, должны быть рассмотрены общественными советами. Провести качественный анализ такого количества документов последние не могут, поэтому их рассмотрение часто носит формальный характер. Для того чтобы обеспечить общественным советам возможность полноценно и качественно анализировать проекты подготовленных органами власти нормативно-правовых актов, Экспертный совет и ОП РФ предлагают выносить на их обсуждение только проекты общественно значимых документов. При этом критерии общественной значимости должны определяться самими общественными советами. Соответствующие поправки в Постановление Правительства РФ от 25 августа 2012 г. № 851 и Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 877, регулирующие порядок раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных актов и результатах их общественного обсуждения, в ближайшее время будут направлены Президенту РФ и Председателю Правительства РФ.

Отметим, что заявки кандидатов в члены общественных советов при Минприроды и Минтрансе России будут приниматься до 29 сентября текущего года. По словам секретаря ОП РФ Александра Бречалова, в скором времени будет объявлен прием заявок кандидатов в члены общественных советов при Минсельхозе, Минкультуры, Минобрнауки, ФТС России, Роспотребнадзоре и Россельхознадзоре.

Источник

Общественный совет может стать эффективным помощником местной власти

Зачем нужны общественные советы

Общественный совет – это коллегиальный консультативно-совещательный орган, который может быть создан при главе администрации муниципального образования, органе власти либо учреждении.

Общественные советы призваны упорядочить взаимодействие власти с гражданами, развивать институты общественного самоуправления, привлекать граждан к решению задач социально-экономического развития территории. Советы выдвигают и поддерживают гражданские инициативы, а также проводят общественную экспертизу решений органов власти.

В российской муниципальной практике есть примеры общественных советов как общего профиля при главе или администрации муниципального образования, так и отраслевых при структурных подразделениях администрации. Среди отраслевых наиболее часто встречаются общественные советы в сфере благоустройства и ЖКХ. Например, в Чите действует общественный совет по благоустройству и озеленению, в Белгороде – по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.

Внимание: Значимость отраслевого общественного совета возрастет, если его создание оформить постановлением главы администрации

Как создать общественный совет

Решение о создании общественного совета (палаты) общего профиля утверждает администрация муниципального образования. Общественный совет при главе администрации создает сам глава. Отраслевые общественные советы могут создавать руководители структурных подразделений.

Решите, что лучше в вашем случае: единый совет при главе муниципального образования и (или) множество советов по различным направлениям деятельности при структурных подразделениях администрации муниципального образования.

ПРИМЕР 1. В Ульяновске создана разветвленная система общественных советов. Она включает помимо единой городской общественной палаты общественные советы:

– собственников в жилищном и коммунальном хозяйстве;

– по контролю качества транспортного обслуживания населения, строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения;

– вопросам эффективного использования муниципального имущества и земельных ресурсов;

– вопросам территориального общественного самоуправления;

– развитию образования и реализации молодежной политики;

– размещению и содержанию информационных конструкций;

– вопросам здорового образа жизни, семейной и демографической политики;

– вопросам духовно-нравственного воспитания населения;

– строительству и архитектуре;

– делам граждан с ограниченными возможностями здоровья и др.

Рекомендация: Если нет возможности привлечь общественность во все сферы работы муниципалитета, задействуйте ее там, где есть, с одной стороны, острые проблемы, с другой – активные и компетентные общественники

Такой подход позволит принимать все решения с учетом мнения населения или отдельных его групп. Это повысит доверие граждан к органам власти.

В большинстве случаев общественному совету не нужен статус юридического лица. Но если вы хотите усилить влияние совета, привлечь его к участию в конкурсах на соискание грантов, необходимо зарегистрировать его как орган общественной самодеятельности. Такая организационно-правовая форма предусмотрена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Кого включить в состав совета

В общественный совет (палату) общего профиля включите людей, имеющих общепризнанные заслуги в общественной и профессиональной сферах, – почетных граждан города, заслуженных врачей и учителей, народных артистов, представителей социально ориентированного бизнеса, руководителей бюджетных учреждений, общественных деятелей. Привлеките представителей всех внутригородских территорий. Это позволит вам оперативно получать информацию о ситуации в различных частях города. Например, руководитель бюджетного учреждения может входить в состав совета как представитель территории, на которой это бюджетное учреждение находится. Общественный активист территориального общественного самоуправления (ТОС)будет представлять интересы граждан своей территории.

В отраслевой общественный совет должны входить представители отрасли и граждане, имеющие к ней непосредственное отношение. Например, в общественный совет по вопросам ЖКХ кроме представителей администрации и депутатов представительного органа муниципального образования можно включить жителей, председателей советов многоквартирных домов, председателей правления и членов ТСЖ, представителей органов ТОС.

От состава совета будет зависеть эффективность его деятельности.

Внимание: Каждая из трех категорий молодежи – адресат подпрограммы городской профильной целевой программы

ПРИМЕР 2. Совет по молодежной политике при главе администрации Белгорода в первом составе включал представителей власти, общественных организаций, работников образовательных учреждений. Представителей самой молодежи в совете не было. Поэтому мероприятия, организованные при поддержке общественного совета в таком составе, не вызывали особого интереса у молодежи.

Через некоторое время Совет был реорганизован. В него вошли 27 старшеклассников, студентов и представителей работающей молодежи от всех избирательных округов города. По инициативе новичков совета в программу по работе с молодежью были внесены изменения. Это дало хорошие результаты. В рамках программы городские власти реализовали множество интересных проектов, которые получили известность. Опытом Белогорода воспользовались коллеги в других регионах страны.

Какие документы принять

Чтобы регламентировать деятельность совета, нужно принять ряд документов.

1. Положение об общественном совете. Уделите особое внимание подготовке этого документа. От его качества будет зависеть результативность работы общественного совета. Включите в положение пункты о целях и задачах совета, порядке его формирования, правах и обязанностях членов совета, формах и методах работы. Установите порядок принятия решений советом и информирования о них органов власти и общественности. Определите последовательность действий по проведению общественной экспертизы.

2. Регламент деятельности общественного совета. Этот документ общественный совет утверждает самостоятельно. Он устанавливает порядок проведения заседаний и других мероприятий, формирования комиссий и рабочих групп, принятия решений, привлечения к работе субъектов, которые не являются членами общественного совета, правила поведения членов совета во время и вне его работы.

3. Решение об утверждении состава совета.

4. Планы работы и отчеты о работе совета.

5. Удостоверение члена общественного совета. Форму удостоверения совет определяет и утверждает на своем заседании. Удостоверение нужно выдать каждому члену совета.

Направления деятельности

Общественный совет может вести работу по нескольким направлениям.

Участие в системе проектного управления

Активисты общественных советов могут выступать:

  • инициаторами муниципальных проектов;
  • экспертами, участвующими в принятии решений о целесообразности поддержки муниципальных проектов;
  • экспертами, участвующими в утверждении отчетов о реализации проектов;
  • руководителями проектов и членами проектных команд.

Вовлекайте членов совета в систему проектного управления уже на стадии инициирования и разработки муниципального проекта. Далее включайте членов совета в группы по сопровождению и мониторингу реализации проекта.

Общественный контроль

Реализация общественного контроля позволит руководству муниципального образования оперативно выявлять проблемы и принимать меры по их устранению.

Общественный контроль может осуществляться в различных формах и сферах деятельности муниципалитета.

1. Общественная экспертиза муниципальных правовых актов и муниципальных программ.

2. Общественный контроль за соблюдением законодательства в сфере местного самоуправления.

Документ Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов местной власти и муниципальных организаций устанавливает Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ

3. Общественный контроль в сферах:

  • антикоррупционной деятельности (участие в антикоррупционных комиссиях, выявление и пресечение фактов коррупции);
  • предоставления муниципальных услуг (выявление и анализ общественного мнения о процессе и результатах получения услуги, разработка рекомендаций по повышению качества услуг);
  • жилищно-коммунального хозяйства. Например, члены общественных советов могут проводить рейды по объектам ЖКХ, участвовать в сдаче-приемке различных видов работ;
  • проведения муниципальных выборов. Например, участие в работе горячей линии по вопросам соблюдения законодательства в ходе избирательных кампаний;
  • реализации муниципального заказа.

Участие в обсуждении вопросов развития муниципального образования

Полезно знать: Решения совета принимаются в форме заключений, предложений и обращений, носят рекомендательный характер

Система стратегического управления территорией включает реализацию стратегических задач в рамках текущей деятельности органов администрации, научно-методическое обеспечение разработки и последующей корректировки документов стратегического планирования, мониторинг их реализации.

Общественные советы могут участвовать в определении и обсуждении приоритетных направлений и задач развития территории. Прислушивайтесь к предложениям совета по корректировке отдельных положений стратегии социально-экономического развития муниципального образования. Приглашайте совет к обсуждению отчетных докладов и результатов мониторинга реализации документов стратегического планирования.

На заметку:

Формы работы общественного совета

Предусмотрите разные формы и методы работы общественного совета. Они могут включать:

– заседания, тематические круглые столы;

– сбор мнений представителей общественности по актуальным вопросам;

– делегирование представителей совета в комиссии при структурных подразделениях местной администрации;

– взаимодействие с депутатами представительного органа;

– разработку практических рекомендаций;

– выдачу заключений на проект акта или по результатам проверки в рамках общественного контроля.

Общественные советы могут проводить совместные заседания с представителями администрации.

Включайте членов совета в жюри городских конкурсов, привлекайте к организации праздничных мероприятий.

Как преодолеть неэффективность

Часто бывает так, что общественный совет создан, но его работа не дает результатов. Причины могут возникнуть на уровне органов местного самоуправления. Бывает, что местная власть с помощью советов прикрывает свое бездействие либо неэффективность принятых мер. Но чаще чиновники просто не уделяют достаточно внимания работе советов: нерегулярно их созывают, пропускают заседания, игнорируют рекомендации. Для эффективной работы контакты между представителями администрации муниципального образования и членами совета должны быть регулярными.

Причины низкой эффективности могут лежать и в особенностях самого общественного совета. Например, при недостаточной компетентности члены совета оказываются неспособными предложить решение, оптимальное как для власти, так и для населения. Проблемы могут возникнуть из-за конфликтности членов совета, неумения конструктивно общаться между собой, с властными и общественными структурами. Иногда отдельные члены совета стремятся приобрести популярность в глазах общественности. Они высказывают проблемы, но не предлагают решений. Чтобы исключить эту проблему, общественный совет должен работать в соответствии с регламентом. Заседания советов по наиболее важным вопросам должны сопровождать профессиональные модераторы. Это позволит избежать как пассивности в работе, так и необоснованной критики во время заседаний.

Типичная проблема: Использование общественного совета в качестве площадки в интересах партий, общественных и иных организаций может привести к его неэффективности

Обеспечьте участие всех членов совета в принятии решений. Полезно совмещать очные формы работы с заочными: это удобно для тех, кто находится в отъезде либо по иным причинам не может посетить заседание. Создайте для общественных советов интернет-площадки. На них можно размещать проекты документов, вести дискуссии в чатах.

Члены общественных советов работают на общественных началах, что снижает их мотивацию к генерированию идей. Отмечайте активность баллами, грамотами, званиями и т. д. Особенно это важно для молодых членов советов.

На заметку:

Какие группы подключить к работе общественных советов

Чтобы повысить эффективность работы общественного совета, подключите к ней другие группы местного сообщества. Полезно привлечь, например, органы территориального общественного самоуправления. Они работают на постоянной основе в привязке к конкретной территории подъезда, многоквартирного дома, двора и микрорайона.

Воспользуйтесь такой формой участия граждан в осуществлении местного самоуправления, как советы территории. Она объединяет потенциал ТОСов, государственных, коммерческих и некоммерческих организаций, работающих на территории избирательного округа. Опыт работы советов территорий накоплен в Белгороде, Липецке, Рязани, Вологде.

Привлеките к работе советов земские собрания – объединения представителей целевых групп населения (учителей, врачей, инженеров) и т. д. Эти группы могли бы формировать предложения по повышению эффективности работы общественных советов, решать совместно с советами актуальные для населения отдельных территорий вопросы.

К.В. ХАРЧЕНКО, исполнительный директор МОО «Академия наук социальных технологий и местного самоуправления», к.с.н.

Источник

Оцените статью