Очистные города не работают

Из-за кого не работают «олимпийские» очистные сооружения в Сочи?

Очистные сооружения канализации «Бзугу» в Сочи были спроектированы в 2010 г. ГУП «Ленгипроинжпроект» как единый технологический комплекс производительностью 140 тыс. кубометров в сутки.

Строительство было разделено на два этапа – сначала предусматривалось сооружение основных технологических линий для очистки сточных вод (на 70 тыс. кубометров в сутки) и перевод очистки со старых сооружений на новые. На втором этапе планировалось в течение года завершить создание технологических линий на 140 тыс. кубов в сутки и возвести комплекс необходимых для работы зданий.

Первая очередь ОСК «Бзугу» стоимостью более 3 млрд рублей была введена в эксплуатацию в 2014 году. Вторая очередь должна была включать блок технологической очистки сточных вод, административно-бытовой корпус, лабораторный корпус, реагентное хозяйство, газоочистку, ремонтно-механические мастерские, гараж, проходную – все это на подготовленной и огражденной территории.

Предполагалось, что работы по запуску второй очереди будут завершены «Олимпстроем» к концу 2014г. В итоге их «перепоручили» краевым властям, которые пообещали закончить проект к декабрю 2016 г. При этом на достройку должны были выделить из краевого бюджета 97 млн руб. в 2015г. и 419 млн руб. – в 2016 году.

Депутаты Законодательного собрания Кубани в декабре 2015г. даже принимали постановление «О недостатках в работе по реализации отдельных мероприятий государственной программы Краснодарского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства». Законодатели раскритиковали региональный Минстрой за то, что он так и не смог завершить работы на очистных сооружениях «Бзугу» и на полигоне ТБО в Лазаревском районе Сочи.

Читайте также:  Не работает дыхалка что делать

Однако на той же сессии ЗСК кубанские парламентарии урезали расходы на программу развития ЖКХ края – на 341,1 млн руб. В частности, было снижено финансирование на те же очистные «Бзугу», свалку в Сочи и Троицкий групповой водовод.

В январе 2016г. мэрия Сочи утвердила муниципальную программу «Постолимпийское использование олимпийских объектов и развитие Имеретинской низменности». До 2021 г. на содержание инфраструктурных объектов запланировано потратить 1,4 млрд рублей. Предполагалось, что уже в 2016 году на выделенные средства должны быть выведены на проектную мощность комплексы очистных сооружений «Адлер» и «Бзугу». В реальности эта программа также не выполняется – деньги не выделяются, работы не ведутся.

После Олимпиады ОСК «Бзугу» сочинские власти передали в аренду ООО «Сочиводоканал». В условиях постоянных проблем с финансированием это решение выглядит попыткой переложить на частную компанию ответственность за системные проблемы с реализацией обещаний государства.

В результате реализация проекта Бзугинских очистных так не была завершена – на данный момент строительная готовность объекта составляет лишь 76%.
Срыв сроков сдачи в эксплуатацию произошел из-за отсутствия средств у заказчика – Государственного казенного учреждения «Главное управление строительства Краснодарского края», – рассказал начальник участка очистных сооружений канализации «Бзугу» Николай Зотов.

«В настоящее время первая очередь работает, но не на полную мощность, так как необходимы наладчики для эксплуатации закупленной дорогой аппаратуры, которая также требует больших финансовых затрат, в том числе на электроэнергию», – отметил Зотов.

Качество очистки сточных вод сейчас контролируется аккредитованной экоаналитической лабораторией. Однако специалистам объектовой лаборатории и обслуживающему персоналу приходится находится в строительных вагончиках.

Ввод в эксплуатацию второй очереди ОСК «Бзугу» позволил бы эксплуатировать очистные сооружения в автоматизированном режиме, производить в полном объеме оперативный аналитический контроль, обеспечивая стабильно высокое качество очистки и обеззараживания сбрасываемых сточных вод.

В ГУСКК намерены возобновить финансирование второй очереди лишь в 2017г.

«На следующий год заказчики обещали выделить 90 миллионов, но если средства будут выделяться дозированно такими суммами, то достроить вторую очередь и ввести в эксплуатацию получится только через пять лет, к 2023 году», – отметил Николай Зотов.

То, что в Сочи до сих пор нет полноценно работающих очистных, вызывает, по крайней мере, недоумение. Особенно – на фоне громких заявлений городских властей о борьбе за чистоту Черного моря, а также отключений жилых домов и мини-гостиниц от водоснабжения при отсутствии у них канализирования стоков.

Источник

10 причин неэффективной работы очистных сооружений

Почему очистные работают неэффекивно и как это понять?

Конечно, оценка эффективности очистных сооружений возможна только для конкретного оборудования и определенных условий эксплуатации. Качество очистки зависит от многих причин. Тем не менее, попытаемся описать основные ошибки, при проектировании, конструировании, производстве и монтаже очистных систем, влияющие на качество их работы.

Очистные рассчитаны на меньший объем сточных вод. При превышении расчетной производительности, стоки, поступающие в очистные сооружения, не успевают очищаться или вынужденно направляются на байпасную линию, минуя очистку. Такой эффект может наблюдаться, если в расчет брался усредненный показатель количества стоков. Средняя температура по госпиталю может быть нормальной, но это не означает, что у всех 36,6. Это одна из самых распространенных ошибок проектирования очистных сооружений. Следует учитывать пиковые нагрузки и применять накопительные резервуары, обеспечивающие буферный эффект при залповых сбросах.

Очистные рассчитаны не на тот состав примесей, подлежащих очистке. В состав оборудования входят системы, извлекающие из сточных вод определенные примеси. Решетка хорошо отделяет крупный мусор и ветки, но против песка она бесполезна. Пескоотделлитель удаляет песок, но жиры ему не подвластны. Без биологических фильтрах бессмысленно рассчитывать на биологическую очистку. Вывод таков. Перед проектированием очистных сооружений, тщательно исследуйте состав стоков и его возможные изменения.

Очистной комплекс несбалансирован. При нормальной работе очистных сооружений, каждый этап очистки должен быть согласован работой остальных элементов системы. Если один из элементов перегружен, а другой незагружен и на половину, об эффективности системы не может идти речи.

Несоблюдение правил эксплуатации. Любое очистное сооружение требует проведения регламентных работ. Например, замены фильтров или удаление осажденного песка. Эффективность очистного сооружения может упасть до нуля, как эффективность пылесоса, из которого не удаляют мусор.

Поломка одного из блоков системы. Загрязнения, не удаленные на одном из циклов очистки могут повлиять на эффективность работы оборудования на последующих этапах. Так, песок, попадающий в маслоотделитель, способен быстро привести в нерабочее состояние фильтры, предназначенные для очистки воды от примесей масла. Крайне важно вовремя устранить неисправность блока, пока поломка не произвела лавинообразный эффект.

Ошибки монтажа. При несоблюдении правил монтажа очистных сооружений, весьма вероятны следующие последствия:
— нарушение герметичности резервуаров вследствие воздействия давления грунтов или температурных колебаний;
— нарушение уровня глубины установки может помешать работе самотечных систем.
— ошибки монтажа компонентов оборудования приводят к их поломкам, что незамедлительно сказывается на эффективности работы системы в целом.

Изменение состава стоков в период эксплуатации. Зачастую, при перепрофилировании предприятий не учитывают изменение состава сточных вод. Каждая очистная система рассчитана на стоки определенного объема определенных технологических процессов. При их изменении требуется модернизация очистных систем. Сигналом к этому может служить изменение состава очищенных стоков. Необходимо постоянно производить мониторинг системы, замеряя уровень загрязнения до и после очистки.

Неправильная регулировка запорной арматуры. Сбалансированность работы системы можно регулировать, изменяя или перенаправляя поток сточных вод с помощью задвижек. Неправильное положение запорных элементов может привести к резкому понижению эффективности работы очистных сооружений. Регулировку систем должен производить специалист, в соответствии с техническими требованиями. В сложных системах эту функцию выполняет автоматика, обеспечивающая обратную связь от датчиков, подключенных к управляющему контроллеру.

Некорректная работа программного обеспечения в системах, управляемых контроллером, может привести к поломкам электрических компонентов системы. Динамическое управление при неверных показаниях датчиков способно заблокировать работу или снизить эффективность очистки. Эту причину очень сложно выявить, поскольку она проявляется лишь при определенных условиях.

Перебои с питанием энергозависимых элементов. Для работы насосных систем, в ходящих в состав очистного оборудования, крайне важно качество электрического питания. Падение напряжения при нагрузках, скачки в момент коммутаций способны вывести из строя электрическое оборудование или в значительной мере снизить эффективность его работы. Чтобы избежать этих негативных последствий, в шкаф управления устанавливают регистрирующие приборы, фиксирующие изменения напряжения.

Это далеко не все причины неэффективной работы очистных сооружений. Конкретную причину можно определить лишь при жетальном изучении конкретного сооружения в определенных условиях.

Источник

Более 80% очистных сооружений в России не работают

По его словам, реально функционируют только 15-20% очистных сооружений.

Водоканалы не справляются с очисткой, поскольку она приводит к образованию осадка, на утилизацию которого денег нет. Ежегодно водоканалы накапливают тысячи тонн осадка, образующегося после очистки стоков, и хранят их на открытых площадках, под которые требуется все больше места, рассказывает исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова.

Сжигать или перерабатывать такой осадок дорого, строительство заводов обходится в миллиарды рублей, средств у водоканалов на это не хватает, объясняет она.

Для водоканалов перейти за свой счет на новые технологии невозможно, соглашается Терян. В результате лишь половина сбросов (53%) в водоемы отвечает законодательным требованиям по очистке, говорит Довлатова. —>

Отдельной статьи на обработку осадка в тарифе на водоотведение нет, при этом средний тариф на очистку 1 кубометра сточных вод — 22 рубля, приводит цифры она. При этом каждый кубометр очищенного стока, по ее оценке, приносит водоканалам убыток в 87 копеек.

Проблема стоит не только перед бедными регионами, но и перед Москвой. На столичных очистных сооружениях образуется около 9 млн куб м жидких осадков, требующих переработки и обезвреживания, говорится на сайте «Мосводоканала». Захоранивать их уже почти негде.

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предлагает разработать и утвердить в нацпроекте «Экология» федеральный проект «Обращение с осадком сточных вод», в рамках которого профинансировать из бюджета модернизацию систем очистки на общефедеральном уровне.

Минприроды не поддерживает создание нового проекта, заявил его представитель, нацпроект «Экология» уже предусматривает механизмы решения проблем с отходами всех групп.

Источник

Очистные города не работают

С ноября 2016 по январь 2019 года мы сделали лабораторные анализы стоков трех новых очистных сооружений – в Гурьевске, Немане и Черняховске, а также проверили, как изменилась работа очистных в Гусеве, Багратионовске и Советске. И ни в одном муниципалитете Калининградской области, даже в Советске, нам не удалось зафиксировать должное качество очистки, чтобы не был превышен ни один из восьми показателей.

Экологи еще 4 года назад сделали приблизительный рассчет, что каждый день очистные сооружения наносят ущерб калининградским водоемам на 500 млн руб. Оценить его в 2019 году никто не берется.

Но можно быть уверенным, что в отдельных частях региона угроза для водоемов от канализационных выбросов точно не уменьшилась. Мы обнаружили, что как минимум в четырех городах — Черняховске, Гурьевске, Балтийске и Краснознаменске канализации не до конца подключены к очистным сооружениям. Половина всех стоков Гурьевска и 61 % стоков Черняховска не попадают в очистные сооружения и напрямую сливаются в местные реки.

С ноября 2016 по январь 2019 года мы сделали лабораторные анализы стоков трех новых очистных сооружений – в Гурьевске, Немане и Черняховске, а также проверили, как изменилась работа очистных в Гусеве, Багратионовске и Советске. И ни в одном муниципалитете Калининградской области, даже в Советске, нам не удалось зафиксировать должное качество очистки, чтобы не был превышен ни один из восьми показателей.

Экологи еще 4 года назад сделали приблизительный рассчет, что каждый день очистные сооружения наносят ущерб калининградским водоемам на 500 млн руб. Оценить его в 2019 году никто не берется.

Но можно быть уверенным, что в отдельных частях региона угроза для водоемов от канализационных выбросов точно не уменьшилась. Мы обнаружили, что как минимум в четырех городах — Черняховске, Гурьевске, Балтийске и Краснознаменске канализации не до конца подключены к очистным сооружениям. Половина всех стоков Гурьевска и 61 % стоков Черняховска не попадают в очистные сооружения и напрямую сливаются в местные реки.

Как за «хорошую», так и за «плохую» работу очистных сооружений платит каждый житель Калининградской области и промышленные предприятия — в квитанциях на квартплату заложен тариф за очистку канализационных стоков. Если представить, что в среднем каждая семья за месяц расходует 10 кубометров воды, то ей приходится платить порядка 300 руб. в месяц.

Интересно, что местные администрации – те, кто согласился прокомментировать ситуацию со стоками, утверждают, что все необходимые донастройки на очистных сооружениях проведены и показатели загрязняющих веществ в водостоках соответствуют нормативным.

Как за «хорошую», так и за «плохую» работу очистных сооружений платит каждый житель Калининградской области и промышленные предприятия — в квитанциях на квартплату заложен тариф за очистку канализационных стоков. Если представить, что в среднем каждая семья за месяц расходует 10 кубометров воды, то ей приходится платить порядка 300 руб. в месяц.

Интересно, что местные администрации – те, кто согласился прокомментировать ситуацию со стоками, утверждают, что все необходимые донастройки на очистных сооружениях проведены и показатели загрязняющих веществ в водостоках соответствуют нормативным.

Как и в прошлый раз, проверяя качество очистки сточных вод, мы действовали неофициальным путем, чтобы не «травмировать» местные власти и обезопасить лаборатории от возможного давления. Метод нашего исследования тоже отличается от официального: мы не делали пробы на «входе» и «выходе» из очистных, как это принято у надзорных органов, чтобы сравнить, как изменилась загрязненность воды после работы очистных сооружений.

Мы брали анализы на выходе из очистных сооружений — того, что непосредственно попадает в калининградские водоемы и сравнивали с предельно допустимыми нормами загрязненности воды, которые установлены приказом Росрыболовства. Под эти нормативы проектируется все очистные сооружения — на выходе мы должны были увидеть стоки по нормам Росрыболовства. Но на практике почти везде увидели превышения нормативов.

Как и в прошлый раз, проверяя качество очистки сточных вод, мы действовали неофициальным путем, чтобы не «травмировать» местные власти и обезопасить лаборатории от возможного давления. Метод нашего исследования тоже отличается от официального: мы не делали пробы на «входе» и «выходе» из очистных, как это принято у надзорных органов, чтобы сравнить, как изменилась загрязненность воды после работы очистных сооружений.

Мы брали анализы на выходе из очистных сооружений — того, что непосредственно попадает в калининградские водоемы и сравнивали с предельно допустимыми нормами загрязненности воды, которые установлены приказом Росрыболовства. Под эти нормативы проектируется все очистные сооружения — на выходе мы должны были увидеть стоки по нормам Росрыболовства. Но на практике почти везде увидели превышения нормативов.

Больше всего канализационных стоков сбрасывает Калининград. Ежегодно на очистные сооружения на Балтийском шоссе поступает 53,35 млн куб.м неочищенных сточных вод. Проверить, как эффективно работает этот комплекс-долгострой, нам не удалось. Координаты точек сброса очищенных Калининграда являются государственной тайной, заявили в отделе водных ресурсов по Калининградской области Невско-ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов.

Строительство очистных сооружений Калининграда больше чем на половину профинансировало правительство Швеции: работы начались в 2009 году и должны были завершиться в 2011-м, но традиционно растянулись — запустить очистные удалось только в 2016 году, заставив шведов понервничать за вложенные в проект 800 млн руб.

Неспособность построить очистные сооружения в срок стала для калининградских властей и их подрядчиков симптоматической проблемой. В 2014 году из 16 очистных сооружений были введены в эксплуатацию всего пять. Сейчас власти никак не могут завершить строительстве очистных сооружений в Славске и Светлом, отстав от сроков на несколько лет.

Порой складывается впечатление, что очистные сооружения ряда городов спроектированы так, чтобы сделать недоступным общественный контроль: к ним невозможно подобраться. Поэтому нам не удалось взять пробы в очистных Мамоново, Гвардейска, Балтийска и объединенных очистных сооружений курортной группы городов в Заостровье.

Трубы очистных сооружений в Балтийске и Заостровье вовсе выведены в Балтийское море и находятся на глубине нескольких сотен метров.

Порой складывается впечатление, что очистные сооружения ряда городов спроектированы так, чтобы сделать недоступным общественный контроль: к ним невозможно подобраться. Поэтому нам не удалось взять пробы в очистных Мамоново, Гвардейска, Балтийска и объединенных очистных сооружений курортной группы городов в Заостровье.

Трубы очистных сооружений в Балтийске и Заостровье вовсе выведены в Балтийское море и находятся на глубине нескольких сотен метров.

Выпуск «очищенных» стоков гурьевских очистных больше напоминает работу круглосуточной прачечной. За несколько метров до места сброса в реку Гурьевка разит едким запахом мыла и стирального порошка. Из трубы очистных сооружений в реку обильно вытекает темно-серая жидкость и пенится, как в стиральном машине.

Мы сделали две лабораторные экспертизы — в сентябре 2016 и декабре 2018. Первые результаты оказались настолько плохими (все показатели, кроме одного, были превышены в десятки и сотни раз), что мы решили все еще раз перепроверить. Через два года экологическая обстановка у реки Гурьевки не изменилась — в нее по-прежнему сливаются темно-серые стоки с запахом стирального порошка, хотя превышения норм несколько снизились, но все равно остались на критическом уровне. Это самый плохой результат среди всех очистных сооружений Калининградской области.

Очистные города Гурьевска начали строить в 2011 году. Но вместо запланированного срока в декабре 2012 года строительство и ввод в эксплуатацию симптоматично растянулся еще на три года и были завершены только в 2015.

В администрации Гурьевского городского округа, не считают, что в работе очистных сооружений есть какие-то проблемы. «Очистные сооружения работают эффективно, проблем с очисткой не наблюдается. Качество очистки — достаточно полное», — заявил в ответ на информационный запрос газеты «Дворник» первый заместитель главы администрации Андрей Сергеев.

В своем запросе мы просили администрацию предоставить протоколы лабораторных испытаний, которые были сделаны во время пуско-наладочных работ и во время дальнейшей эксплуатации — внутренний тест качества очистки канализационных стоков. Сергеев заявил, что результаты тестовых испытаний находятся у подрядной организации, проводившей пусконаладочные работы и пообещал предоставить лабораторные исследования позже. Мы всё еще ждем от Андрея Сергеева эти протоколы.

Очистные сооружения города Немана имеют особое политическое значение:
по одноименной реке Неман проходит граница между Российской Федерацией с одного берега и Литовской Республикой — с другого берега. Расстояние между двумя берегами совсем небольшое, около 30–40 метров, канализационные стоки Немана быстро доплывают до литовских соседей.

Неманские очистные были построены при бывшем главе администрации Сергее Восковщуке. В антикоррупционной организации «Трансперенси Интернешнл» его прозвали «самым стойким коррупционером в России». Около трех лет международная НКО и прокуратура пытались уволить Восковщука за коррупционные правонарушения: он отдал муниципальные подряды компании своего брата и незаконно выписывал себе денежные премии «за хорошую работу». Но чиновнику каждый раз удавалось удержаться в своем кресле благодаря юридическим коллизиям и лазейкам в законодательстве: обвинительный приговор по уголовному делу в превышении должностных полномочий закончился для Восковщука амнистией прямо в зале суда; судебные разбирательства по конфликту интересов растянули настолько, что прошли все возможные сроки привлечения к ответственности.

Всё это время Сергей Восковщук продолжал возглавлять неманский муниципалитет. Региональные власти во главе с тогдашним губернатором Николаем Цукановым предпочитали не вмешиваться в борьбу Восковщука с законом, хотя у главы региона есть возможность инициировать процедуру увольнения муниципальных глав в связи с утратой доверия.

Сергей Восковщук оправдал доверие: в сентябре 2018 года власти литовского города Юрбаркас забили тревогу в СМИ. Оказалось, что администрация Неманского района «куда-то не туда» пустила часть совместного европейского гранта, предназначенного для строительства очистных сооружений по программе приграничного сотрудничества «Литва-Польша-Россия». В отчетности европейские соседи не досчитались порядка 962 000 евро (70,5 млн руб по сегодняшнему курсу) — в случае, если Неман не вернет деньги, это пришлось бы сделать партнеру — литовскому Юрбаркасу.

Правительство Антона Алиханова быстро отреагировало на зарождающийся международный скандал и выделило из областного бюджета 80 млн руб. для погашения долгов Немана перед литовскими партнерами. Сергей Воскощук был отправлен в «добровольную» отставку — позже Алиханов признался, что Восковщук поплатился своим местом за эту историю, заявив, что грантовые деньги были пущены «на другие цели».

Впрочем, даже история с нецелевой тратой 80 млн руб. не повлекла никаких юридических последствий для Сергея Восковщука. В ответ на информационный запрос в правительстве Калининградской области не смогли сообщить, обращались ли в правоохранительные органы. Мэр литовского города Юрбаркас Скирмантас Москевичус не ответил на вопросы, администрация Неманского городского округа также не ответила на официальный информационный запрос.

Источник

Оцените статью