СКЛОНЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ. УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.
1. Типы склонения числительных.
2. Особенности употребления отдельных разрядов числительных.
Конспект: Прочитайте и законспектируйте раздел «Употребление числительных» в одном из предложенных пособий.
Розенталь Д.Э.Справочник по правописанию и литературной правке.– М., 1997
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1977.
Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка.– М., 2007
Практическ ое задани е:
1. Просклоняйте числительные, выделите окончания, определите вид подчинительной связи числительного и существительного.
143 463 человек, 2018 год, полтораста страниц, пятеро учеников, четверо ножниц.
2. Определите, с какими числительными — пять или пятеро — могут сочетаться слова: сестра, сын, бродяга, пленный, щенок, шкаф, ворота. Мотивируйте свой ответ. Раскройте скобки, выбрав нужные числительные.
У кузницы стоял. (два, двое) сан. и (три, трое) телег. (Четыре, четверо) товарищ. отправились в путь. (Шесть, шестеро) девуш. из нашей школы участвовали в городских соревнованиях. Нас было (три, трое). Недоставало (три, трое) нож. и (четыре, четверо) щипц. По (оба, обе, обоим, обеим) сторон. шоссе посадили деревья. Город расположен на (обоих, обеих) берегах реки. Волку не удалось съесть (семь, семеро, семерых) козлят. Семья Назаровых взяла на воспитание (три, трое, троих) сирот….
3. Употребите слова в нужной форме, раскройте скобки, запишите цифры прописью: 6,5 (литр), 4 ½ (метр), 2 и более (трудный вопрос), масса равна (полторы тысячи килограммов), 4 и более (интересная книга), объемом (1000 литров), открыли 22 (детские сады), отремонтировали 23 (сани), купили 24 (ножницы), прошло 32 (сутки).
4. Выполните полный морфологический разбор имен числительных
— Готово, — крикнул Егор Егорович, когда во второй тарантас после долгих споров и бегания вокруг и около, поместились остальные восемь человек и три собаки. Шла весна 1944 года. На крыльце встретила Петра женщина лет тридцати пяти, прекрасная собой и одетая по последней моде
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
1. Словоформа в тексте, вопрос к словоформе.
2. Часть речи, категориальное значение.
3. Начальная форма, вопрос к начальной форме.
Постоянные морфологические признаки
4. Лексико-грамматический разряд и подразряд (количественное: определенно-количественное, неопределенно-количественное, собирательное; порядковое; дробное); показатели разряда; значение разряда (подразряда).
5. Структура (простое/сложное/составное).
6. Тип склонения и его специфика.
Непостоянные морфологические признаки
7. Число (если есть).
8. Род (если есть).
9.Падеж имени числительного; показатель рода, числа, падежа имени числительного.
III
ЗАНЯТИЕ № 14
Тема: МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.
1. Различные взгляды на местоимение как часть речи в русском языкознании.
2. Местоимение как часть речи. Специфика значений местоимений.
3. Функционально-семантическая классификация местоимений (разряды местоимений по значению).
4. Формально-грамматическая классификация местоимений.
5. Грамматические признаки. Склонение местоимений.
1. Определите разряды местоимений по значению, по соотношению с другими частями речи, укажите их грамматические признаки.
Уголок этот – истинное буйство природы. Трудно поверить, что сохранились еще такие уголки в наш-то век! Тутаев каждое лето приезжал в Епихино и очень привязался ко всему, что окружало его в деревне. Семен не может представить себе даже, как он жил раньше, не зная тети Поли, Мити, Гали. Зимой Тутаев только и жил мечтой о том времени, когда он снова сможет увидеть хутор, всю эту волнующую красоту.
2. Вставьте подходящие по смыслу местоимения (всякий, каждый, иной, другой, любой).
1) ______хочется иметь свою особую комнату для себя одного. 2) В ком сердце так сотворено, что дружбы и любви не чувствует оно и ненависть одну ко всем питает, – тот________своим злодеем почитает. 3) В________пня и десять лет не вдолбишь того, что_______ловит на полете. 4) ______рода возможности открываются и тем, кто откроет для себя профессию ландшафтного дизайнера. 5) ________далеко,_______уж в мире нет, со мной одни воспоминанья. 6) Нередко мы того не примечаем, себя в ______охотно величаем. 7) Я не знаю_______признаков превосходства, кроме доброты. 8) Благо – не________жизнь, а жизнь хорошая. 9) Не опыт______мне в жизни явил: надежда – лукавый предатель. 10) Учитесь властвовать собой; не______вас, как я, поймет, к беде неопытность ведет.
3. Вставьте пропущенные неопределенные местоимения (кто-то, кто-нибудь, некто, кое-кто). Выделите предложения, смысл которых позволяет употребить несколько местоимений.
1) Печорин вышел после всех; на крыльце . его остановил за руку, промолвив: я имею с вами поговорить. 2) У князя Лиговского были гости . из родных, когда Красинский взошел в лакейскую. 3) Жил . господин Долгов. 4) Вдруг позади, на валу виноградника, закачалась береза: . спрыгнул в ров, потом выбрался на дорогу.
4. Определите, правильно или неправильно построены предложения. Если необходимо, дайте правильный вариант.
1) Отец испек пирог. Сегодня он выглядел прекрасно. 2) Полиция не смогла напасть на след преступника. Они все больше и больше сбивались на ложный путь. 3) Гринев подошел к Швабрину, и Пугачев увидел, что он побледнел. 4) Дубровский собрал себе верных людей и стал главарем разбойничьего отряда. 5) Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой. 6) После всех этих событий Герасим надел на себя нарядный кафтан и вышел из каморки. 7) Целый день и почти целый вечер мы набирали текст на компьютере. 8) Некоторые взяли с собой удочки, а некоторые даже захватили котелки.
1. Виноградов В.В. Русский язык. – М., 1986.– С. 264–281.
2. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Часть 1. Раздел «Местоимение». М., 1967. С. 277–291.
3. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка.– М., 1981.– гл. 6 «Местоименные слова».
4. Пешковский А.Н. Русский синтаксис в научном освещении. –М., 1938. –С. 165.
5. Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. – М., 1991. – С. 77–97.
6. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М.: МГУ, 1997.– С. 197-205.
ЗАНЯТИЕ № 15
Тема: МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕСТОИМЕНИЙ. ПРОНОМИНАЛИЗАЦИЯ.
1. Склонение местоимений.
2. Пополнение класса местоимений. Способы образования местоимений.
3. Прономинализация. Переход местоимений в состав других частей речи.
4. Правописание местоимений.
1. Выпишите типы и особенности склонения местоимений разных разрядов из пособия И.П.Чиркиной “Современный русский язык в таблицах и схемах”, ч.2. М.1980, таблица 89.
Просклоняйте местоимения сам, самый, чей, некий. Выделите окончания, поставьте ударение. Определите тип склонения.
2. Определите, какой частью речи являются выделенные слова.
Все было наполнено в это весеннее утро радостью и свежестью. В лесу все темней и темней. Искусство все перетерпит и все победит. Куприн прослужил в полку всего четыре года. Вышел в свет роман довольно известного литератора. Музыка заиграла французскую кадриль хотя с известными недостатками, но недурно. Елочные игрушки в чемодане оказались целыми. Вчера их не было целый день.
3. Определите, пользуясь толковым словарем, какой частью речи является слово что в предложениях. Докажите, указывая семантические, грамматические и синтаксические признаки. Если слово является местоимением, назовите разряд. 1)Что есть в печи, то на стол мечи.2) Что в лоб, что по лбу.3) Что за шум, а драки нет? 4)Зима. Что делать нам в деревне? 5)Что посеешь, то и пожнешь. 6)Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ? 7)Немногим , может быть, известно, что дух его неукротим.8)Или что увидел? Или что услышал? 9)Пропало все, что звук пустой.10)Со мною вот то происходит: ко мне мой старый друг не ходит. 11)Если надо будет что, обращайтесь без стеснения.
4. Выполните полный морфологический разбор выделенных слов.
Во всем мире было только односущество, привязанное к нему: это — Пиратка, которого он нашел еще щенком, замерзающим на улице, и из жалости отогрел и выкормил. Зато вудачные дни оба они были сыты.
МЕСТОИМЕНИЕ
1.Словоформа в тексте.
2.Часть речи; категориальное значение.
3.Начальная форма; вопрос к начальной форме; вопрос к словоформе в тексте.
Источник
Говорите и пишите по русски правильно (13 стр.)
Проверь себя: двумя тысячами книг.
Поход продолжался 22 суток
Вы знаете, как прочитать сочетание числительного с существительным сутки? Всё ясно, пока перед нами сочетание 20 (двадцать) суток, 21 (двадцать одни) сутки. Однако на следующие сутки мы окажемся в трудном положении: нельзя сказать ни «двадцать два сутки», ни «двадцать две сутки», и остаётся, как «жест отчаяния», — «двадцать двое суток», но это не соответствует литературной норме.
Дело в том, что существительные, имеющие форму только множественного числа, сочетаются не с количественными числительными два, три, четыре, а с собирательными двое, трое, четверо. Однако собирательное числительное не может входить в составное числительное, которое должно быть образовано из одних количественных числительных.
В нормативной речи эту грамматическую несочетаемость числительных 22, 23, 24 и т.п. с существительными, не имеющими формы единственного числа, мы преодолеваем или заменой таких существительных: поход продолжался 22 дня, или изменением конструкции: поход продолжался в течение двадцати двух суток.
В деловой речи при существительных ножницы, сани, часы, щипцы и т.п. в аналогичных случаях добавляется слово штука: двадцать две штуки ножниц; купили сани в количестве двадцати двух (штук).
Подумайте, как правильно построить такое предложение: На складе имеются 23 (вилы) и 34 (грабли).
Жили-были трое девчат
Синонимические пары типа два ученика — двое учеников образуются легко. А можно ли образовать пару «три девушки — трое девчат»? Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним, в каких случаях употребляются собирательные числительные двое, трое. семеро (практически выше этого числа собирательными числительными мы не пользуемся).
Собирательные числительные сочетаются:
1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот;
2) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое суток, трое саней (начиная с пятеро обычно используются количественные числительные: пять суток);
3) с существительными дети, люди, ребята, лицо (в значении «человек»): двое детей, трое молодых людей, четверо ребят, пятеро незнакомых лиц;
4) с личными местоимениями: нас двое, вас трое, их было пятеро;
5) с субстантивированными числительными (т.е. числительными, употребляющимися в роли существительных): вошли двое, трое в карнавальных костюмах.
Как видно из сказанного, собирательные числительные не сочетаются:
1) с существительными мужского рода, называющими животных (нельзя сказать: «двое волков»), однако в разговорной речи возможно употребить собирательное числительное при названии молодого животного (двое медвежат, трое щенят);
2) с существительными, обозначающими лиц женского пола (нельзя сказать: «трое портних», «четверо преподавательниц»), однако в разговорной речи по аналогии с сочетанием трое ребят встречается сочетание трое девчат (при нейтральной форме три девушки).
По обоим сторонам улицы
Если вы услышите, как кто-то в разговоре сказал, что Деревья росли по обоим сторонам улицы, не торопитесь обвинить этого человека в неграмотности. Он, конечно, знает, что у обоих братьев, но у обеих сестер и что начальная форма — обе стороны (а не «оба стороны»). Однако разговорная речь допускает некоторую грамматическую свободу и наряду с нормативным сочетанием по обеим сторонам (как всем и следует говорить) позволяет существовать и ненормативному варианту по обоим сторонам.
О «терпимости» разговорной речи свидетельствует и распространённое употребление сочетания «у обоих ворот», явно не отвечающее грамматической норме, так как эта форма косвенного падежа образована от несуществующей начальной формы (нет формы именительного падежа «оба ворота» или «обе ворота»: существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа, не имеют категории рода). Но говорить лучше правильно: у тех и у других ворот.
Заниматься с полутора десятком учеников
Подумайте, правильно ли построено такое предложение: «Учитель занимался с полутора десятком учеников?» Если вы считаете, что неправильно, то объясните почему.
Из двух встречающихся в практике речи вариантов: в полутора десятке случаев — в полутора десятках случаев, с полутора сотней слов — с полутора сотнями слов (различие заключается в форме числа существительного, сочетающегося с числительным полтора — полторы) — нормам современного русского литературного языка отвечает второй, т.е. во всех падежах, кроме именительно-винительного, существительное при числительных полтора — полторы ставится в форме множественного числа. Стало быть: Учитель занимался с полутора десятками учеников.
Учитель спросил 22 ученик.
Чтобы прочитать этот заголовок, вам придётся дописать окончание в последнем слове. Что у вас получилось? Вероятно, у одних «Учитель спросил двадцать два ученика», а у других «Учитель спросил двадцать двух учеников». Второй вариант кажется таким «убедительным»: ведь речь идёт о существительных одушевлённых, а их грамматический признак — совпадение формы винительного падежа с формой родительного. Но в данном случае это не так. Правило говорит, что при склонении сочетаний существительного с составным числительным, оканчивающимся на два, три или четыре, это существительное (независимо от его одушевлённости-неодушевлённости) в винительном падеже сохраняет форму именительного падежа. Стало быть: Учитель спросил двадцать два ученика.
Однако и другая форма (. спросил двадцать двух учеников) встречается довольно часто, причём не только в устной речи, но и в литературе: Утро застало в живых только двадцать двух человек (К. Паустовский).
Также обстоит дело и с сочетаниями существительных женского рода, обозначающими животных, птиц, рыб, с числительными два, три, четыре, когда речь идёт об общем счёте, о купле-продаже. Например, наряду с книжными формами купить двух коров, подстрелить трёх уток, поймать четырёх рыб широкое распространение получили разговорные формы купить две коровы, подстрелить три утки, поймать четыре рыбы. Возможно, так сохраняется старая норма. Сравните у писателей XIX в.: На них он выменял борзые три собаки (А. Грибоедов); Платил прогоны за две лошади (А. Пушкин).
Ученикам раздали по 5 тетрадей
Этот заголовок можно прочитать по-разному: Ученикам раздали по пяти тетрадей и Ученикам раздали по пять тетрадей. Допустимы оба варианта. Это «разрешает» предлог по.
Предлог по в так называемом распределительном значении требует постановки числительных пять, шесть. десять. пятнадцать. двадцать. тридцать, сорок, пятьдесят. или в форме дательного падежа (книжный вариант, с оттенком устарелости): по десяти карандашей, по двадцати рублей, по сорока копеек, по семидесяти мест или в форме винительного падежа (разговорный вариант): по десять карандашей, по двадцать рублей, по сорок копеек, по семьдесят мест. В практике речи преобладают разговорные варианты.
То же самое характерно для употребления составных числительных: по двадцати пяти рублей — по двадцать пять рублей, по сорока семи копеек — по сорок семь копеек (чаще используются конструкции с формой винительного падежа).
Если же в составном числительном имеются слова два, три, четыре, двести, триста, четыреста, то сочетание такого числительного с существительным ставится в форме именительно-винительного падежа: по тридцать четыре копейки, по двести шестьдесят пять рублей.
Различаются также варианты: по нескольку человек, по многу дней (книжные) и по несколько человек, по много дней (разговорные).
Успеваемость повысилась на 12,5 %
Здесь возникает вопрос, на сколько повысилась успеваемость: на двенадцать и пять десятых процента или на двенадцать и пять десятых процентов? По правилу при смешанном числе существительным управляет дробь, стало быть, на 12,5 процента. Сравните также: 6,3 (шесть и три десятых) метра; 8 и 1/5 (восемь и одна пятая) центнера. Но при наличии сочетания с половиной или с четвертью существительным управляет целое число: пять с половиной процентов, три с четвертью ведра.
Источник