- Пианино что может сломаться
- Западание клавиши
- Проблема с педалью
- Устранение мелких неисправностей в пианино
- Почему пианино расстраивается?
- Причина первая — сезонные изменения влажности.
- Причина вторая — среда в которой находится инструмент
- Причина третья — усиленное использование фортепиано
- Причина четвертая — износ пианино или рояля
- Заключение.
- Пианино что может сломаться
Пианино что может сломаться
В процессе перевозки пианино и его эксплуатации в инструменте могут возникать простейшие неисправности. Некоторые из них легко устранить самостоятельно, а некоторые можно доверить только квалифицированному мастеру.
Мы расскажем о самых часто встречающихся простых неисправностях.
Западание клавиши
Проблема с педалью
Устранение мелких неисправностей в пианино
Чаще всего для устранения даже мелких неисправностей приходится снимать некоторые детали корпуса пианино и вынимать механику с клавиатурой.
Порядок разборки инструмента в данном случае такой:
Сначала нужно открыть крышку, затем снять верхнюю рамку, укрепленную внутри двумя задвижками. Карниз и клап (клавиатурная крышка) соединены между собой. Чтобы их снять, нужно открыть клап и, поддерживая его левой рукой, правой, взявшись за карниз, вытянуть его кверху.
После этого следует отвернуть винты и снять клавиатурный брусок. Отвернуть гайки, укрепляющие механику, последнюю наклонить на себя и, держа за боковые стойки, осторожно вынуть.
Клавиши снимаются со штифтов свободно, по одной. При этом их нужно поддерживать за передние и задние концы. Снимая клавиши, легко их перепутать, если нумерация на них отсутствует или малозаметна. Нужно карандашом все их пронумеровать слева направо.
Такие мелкие неисправности могут возникать в результате неправильного использования или после недостаточно аккуратной перевозки пианино. Чтобы этого не произошло, соблюдайте простейшие правила ухода за фортепиано, а его транспортировку лучше доверяйте профессионалам.
Доверьте транспортировку своего инструмента «Пианино-грузовоз»
и вам не придется заниматься ремонтом пианино.
Источник
Почему пианино расстраивается?
— У меня раньше было старинное, немецкое пианино. Мы детьми на нем, чуть ли не прыгали. Так вот оно не расстраивалось так как это.
Подобные комментарии, я слышал не один раз, что собственно и стало причиной написания данной статьи.
Вывод который делают из этого факта владельцы фортепиано один из двух.
- Либо это настройщик, раньше, у них хороший был, а теперь плохой.
- Либо инструменты сейчас делают хуже, чем делали раньше.
Конечно, нельзя говорить о том, что выводы эти неправильны, и все же, эти причины выхода из строя пианино или рояля стоят на самом последнем месте. Главными же и самыми вероятными являются следующие:
Причина первая — сезонные изменения влажности.
Однако эта самая «относительная влажность», вернее регулярные ее изменения и является главной причиной нарушения строя фортепиано.
Причина в следующем:
Дека пианино, основная звуконесущая часть инструмента, сделана из дерева, а одно из свойств дерева, это гигроскопичность (возможность принимать и отдавать влагу).
Если упростить, то дека, это большой деревянный щит на который, через еще одну деревянную деталь «штег», передаются колебания струны.
Выглядит это примерно следующим образом:
1. Колок (вирбель) 2. Струна 3. Штег 4. Куполообразная дека
Дека имеет, так называемый, «купол». То есть, при изготовлении инструмента она принудительно изгибается. Такая конструкция деки необходима для того, чтобы натянутые струны пианино, не продавливали бы деку вниз.
Соответственно при повышении влажности в помещении, дека набирает влагу и купол немного увеличивается. В свою очередь увеличивается и нагрузка на струну, тем самым повышая ее тон. При понижении влажности происходит обратный процесс.
Причина вторая — среда в которой находится инструмент
Быстрее или медленнее расстраивается инструмент, зависит и от региона в котором он находится.
В регионах с сухим или влажным климатом влияние на стабильность строя разное. Впрочем если влажность более или менее стабильна, и правила хранения и использования соблюдаются, то инструменты можно поддерживать в порядке значительное время.
Хуже дело обстоит в регионах, где амплитуда изменений максимальная. За сезонные колебания (понижение — повышение) строя отвечает «дека». А вот за стабильность держания тонов отдельных струн отвечает уже вирбельбанк. Он тоже сделан из дерева, и тоже, хоть и в меньшей степени, способен принимать и отдавать влагу.
Принимая или отдавая влагу, деревянный вирбельбанк, соответственно расширяется или сжимается. Металлические колки (вирбели) остаются неизменными, а потому происходит следующее:
При высокой влажности вирбельбанк разбухает, а в месте крепления колков дерево деформируется еще сильнее обхватывая колок.
При низкой влажности дерево высыхает, но деформированная часть уже не принимает своей исходной формы и отверстие становится шире.
На самом деле все эти изменения, происходящие в вирбельбанке, даже измерить сложно, это доли милиметров, а ресурс держания строя у нового пианино десятки лет.
Однако год, за годом эти изменения приводят к тому, что колок перестает справлятся с нагрузкой и либо быстрее спускает, расстраивая струну, либо вообще перестает держать строй инструмента.
Так, что переехав в другой город, с иным климатом, нужно быть готовым к тому, что и фортепиано там может вести себя иначе.
Причина третья — усиленное использование фортепиано
Тогда и сейчас. Ребенок и взрослый. Ученик и пианист.
На самом деле расстроить фортепиано (если оно исправно) игрой на нем может только профессиональный музыкант.
Исключением являются инструменты в музыкальных школах, но там уже играет роль время. Фортепиано в муз. школах, да и в любых других музыкальных учереждениях работают по 8-12 часов, а иной раз и больше.
В случае если на домашнем инструменте занимается ребенок, а взрослые играют редко, использование инструмента не является основной причиной того, что он расстраивается быстрее. Поэтому может сложится впечатление, что то фортепиано, на котором человек учился, было лучше. Ведь оно дольше держало строй.
Особенно это актуально если тогда он был учеником музыкальной школы, а сегодня стал профессиональным музыкантом.
Однако любая степень работы на инструменте + время приводят и к потере правильного звучания и к износу механизма.
Таблица периодичности настройки, регулировки и ремонта фортепиано, поможет поддерживать пианино или рояль в форме.
Вид технического обслуживания и ремонта | |||||
Настройка | 2 раза в год | 3-4 раза в год | 5-8 раз в год | 9-12 раз в год | 14-18 раз в год |
Регулировка | 2 раза в год | 3-4 раза в год | 5-8 раз в год | 9-12 раз в год | 14-18 раз в год |
Чистка | 1 раз в 2 года | 1 раз в год | 1 раз в год | 2 раза в год | 2 раза в год |
Текущий ремонт | 1 раз в 2-3 года | 1-2 раза в год | 2-3 раза в год | 4-6 раз в год | 7-10 раз в год |
Средний ремонт | 1 раз в 10-15 лет | 1 раз в 6-10 лет | 1 раз в 4-6 лет | 1 раз в 2-3 года | 1 раз в 1-2 года |
Капитальный ремонт | 1 раз в 20-25 лет | 1 раз в 15-20 лет | 1 раз в 10-15 лет | 1 раз в 8-10 лет | 1 раз в 6-8 лет |
Причина четвертая — износ пианино или рояля
Время разрушает любую вещь, будь то автомобиль, дом или… фортепиано. И конечно, вряд ли стоит ждать красивых гармоничных звуков от пианино которому больше 100 лет.
Но есть несколько нюансов, которые выгодно отличает пианино и рояли от многих других вещей.
Первый, это удивительная ремонтопригодность. Если пианино хранилось в отапливаемом помещении, его не заливали водой, не бросали с лестниц), вобщем если оно просто состарилось дома и перестало радовать Вас и ваших близких его можно отремонтировать, отреставрировать, при желании даже модернизировать.
Что же касается плохого держания строя, то можно заменить колки на ремонтные.
Увеличенный размер, компенсирует расширение отверстий вирбельбанка и пианино снова будет прекрасно держать строй.
Второй нюанс, это конструкция фортепиано. За последние 100 лет она практически не изменилась, а это значит, что можно отреставрировать свой старый рояль или пианино и получить в результате инструмент, соответствующий всем современным требованиям профессионального музыканта.
Заключение.
Пианино начинает расстраиваться сразу, после настройки, как говорится, настройка это продукт «скоропортящийся», но изменения в строе настолько незначительны, что практически не заметны.
Волшебного пианино, которое не расстраивается годами, к сожалению, нет. Единственное, о чем можно говорить уверенно, так это о степени влияния причин и сочетании этих причин.
В одном месте инструменту комфортно, он минимально реагирует на изменения, а соответственно и расстраивание происходит равномернее и менее заметно. В другом, условия его хранения и использования настолько агресивны, что он расстраивается «на глазах».
С уважением, фортепианный мастер, Мазалов Сергей.
Источник
Пианино что может сломаться
Наряду с этим возникают и существуют дефекты чисто эксплуатационные, как результат ограниченной прочности конструкционных материалов, неправильного или неумелого обращения с механизмом. К ним относятся:
Поломки гаммерштилей — результат игры с динамической перегрузкой, когда древесина гаммерштилей стареет, теряет прочность или имеет резко выраженное перерезание волокон.
Поломки молоточковых кернов — тонкие керны молоточков старых пианино и роялей часто ломаются у основания фильцевой головки при сильных ударах по струнам или из-за неправильного извлечения механизма из корпуса рояля.
Расклейка гаммерштилей, молоточков, контрфенгеров, шпилерных капсюлей в механизме пианино и молоточков, задних стоек репетиционных фигур в механизме роялей — результат «голодной» склейки, т. е. соединений с чрезмерно малым количеством клея и последующей эксплуатацией сначала в помещении сыром, а затем с повышенной сухостью воздуха; проявляется в стуках и тресках при игре.
Расклейка фильца на молоточках — недоброкачественная приклейка, плохая (несквозная) пришивка сильно пружинящих концов фильца проволокой; как следствие — полный выход из строя узлов с отклеенным фильцем.
Поломки капсюлей шультерных, фигурных, демпферных — неосторожная или неумелая попытка исправлять механизм (сильное нажатие отверткой на тонкие щечки капсюлей приводит к их раскалыванию).
Поломки отростков рояльных шпилеров — результат плохого знания особенностей механизмов двойной репетиции.
Попытка снять клавиши с опорных штифтов клавиатурной рамы вызывает подъем фигур и поломку отростков шпилеров об ауслезерные пупки.
Раскалывание демпферных и ауслезерных пупок — неполное сверление пупок под нарезку винта приводит к тому, что подвин- чивание их при регулировке вызывает раскалывание по ходу волокон.
Поломка шпилерных, демпферных, шультерных пружин, фенгерных проволок, шлейфов — коррозия, сопровождающаяся образованием раковин в металле, а также усталость металла при динамических перегрузках переменного направления.
Западание от потери подвижности осей фигур, шпилеров, шультеров, демпферов — разбухание суконных втулочек в капсюлях от увлажнения, что создает заклинивание осей, прекращение движения деталей. Тот же дефект может произойти от образования окислов на латунных осях, которые образуют корочки на сукне. Есть еще одна причина, вызывающая заклинивание осей,— это низкое качество прядения капсюльного сукна, из которого в результате многократного вращения осей постепенно вытягиваются отдельные волоконца, наматывающиеся на оси и полностью их затормаживающие.
Растрескивание гаммербанков механизмов — результат плохого подбора древесины по слою, низкого ее механического качества. Этот дефект возникает также от чрезмерного завинчивания ослабших шурупов.
Срез головок шурупов и петель ауслезерных винтов при регулировочных работах — коррозия металла от сырости, отчего нарезная часть шурупов заклинивается в древесине.
Нарушение регулировки хода рычагов, стучание шпилеров о деревянное основание шультеров, молоточковых гаммерштилей о рулейстик, незаглушаемое полностью звучание струн — поражение фильца и суконных частей молью. Больше всего поражаются молью шультерные подушки, молоточковый польстер рулейстика, демпферный фильц и головки молотков. Глубокие повреждения молью суконных и фильцевых частей портят внешний вид механизма.
Выход из строя узлов — перетирание и обрыв истлевших бентиков и нитяных петель, соединяющих шультеры и шпилеры с пружинами.
Самовыдвигание латунных осей из капсюлей — неточное сверление отверстий для суконных втулочек в щечках капсюлей; оси идут не горизонтально, а с перекосом. В этом случае при длительной работе ось постепенно вывинчивается в сторону уклона и выходит из капсюля. При значительном выдвигании осей узлы выходят из строя: молоточки и шпилеры сбиваются на сторону, появляются стучащие призвуки. Кроме того, такие оси упираются в соседние фигуры, выводят их из строя и щечки капсюлей раскалываются.
Клавиатуру в основном изготовляют из древесины хвойных пород, так как рычаги клавиш должны быть очень легкими, обладать минимальной инерцией при быстрых движениях. Кроме того, хвойные породы, благодаря прямослойности и равномерности строения волокон меньше подвержены короблению, по сравнению с лиственными. Поэтому основной материал для клавиш — отборная древесина ели чисто тангенциальной распиловки. Но ель имеет невысокую сопротивляемость ударным нагрузкам, легко сминается от давления металлических предметов, раскалывается при вбивании штифтов, ввинчивании шурупов. Поэтому определенные части клавиатуры изготовляют из древесины твердых лиственных пород.
Для отделки клавиатуры применяют облицовочные материалы: слоновую кость, целлулоид, полистироловый пластик, суконные и фильцевые прокладки, металлические штифты, винты. Все эти материалы в процессе многих лет эксплуатации подвергаются износу, поломкам, выводящим клавиатуру из строя или резко ухудшающим игровые свойства всего механизма. Рассмотрим основные дефекты:
Поломка клавиш — возникает всегда посередине клавиш в ослабленном месте, где выбрано гнездо, обеспечивающее свободное качание клавиши на опорном штифте; при сильных ударах гонкие стеночки клавиш по границам отверстия переламываются. Реже бывают переломы клавиш по слою древесины. Это случается в самых малых роялях при короткой клавиатуре и широкой распланировке струнной мензуры. Здесь клавиши басового и крайнего дискантового регистров имеют настолько большой перегиб, что в них неизбежно возникает резко выраженное перерезание древесных волокон, ведущее к поломкам в самых слабых местах.
Выработка древесины донышек клавиш — постоянное давление мягкой еловой древесины клавиш на опорные штифты во время длительной работы механизма превращает круглые отверстия на выходе клавиши в овальные. Клавиши с таким износом донышек сдвигаются вдоль длины, точка упора пилота в фигурный выступ также непрерывно перемещается, что грубо нарушает основное условие нормальной работы — игра делается неточной, вязкой.
Отставание белых косточек и черных наклеек полутонов — результат пересыхания клеевой прослойки при резких переменах режимов хранения инструмента, переходе от влажного воздуха к высокой сухости центрального отопления.
Образование трещин на белых косточках клавиш — результат усадки или разбухания древесины, в то время, как наклейки в основном из галалита (казеина) и пластика полистирола, не обладая достаточной эластичностью, прочностью, разрываются.
Истирание до дерева суконных и кожаных прокладок в капсюлях — длительное трение о клавиатурные штифты сопровождается стуками, скрипами поперечной болтанкой во время работы.
Неровная посадка клавиш, стуки при игре — сильная выработка суконных шайб и польстера клавиатурной рамы в результате их повреждения молью.
Провертывание или раскалывание пилотных головок — плохая резьба на пилотной проволоке или мелкое сверление пилотных головок; при завинчивании древесина пилотных головок разрывается по направлению волокон.
Легкое выдергивание опорных штифтов из вагебанка — пересыхание недостаточно выдержанной древесины клавиатурной рамы, дефект неприятный, так как клавиши теряют точно фиксированное положение, нарушается четкость работы механизма.
Источник