- Путь к богатству. Почему молодежь не работает по специальности
- Благосостояние как драйвер
- На своих местах
- Зарплатные ожидания
- Чего хочет молодежь
- Почему много людей работают не по специальности в 2021 году: статистика и основные причины
- Статистика людей, работающих по специальности
- Почему выпускники не хотят работать по специальности
- В каких сферах чаще всего остаются, а из каких уходят
- Нужно ли работать по профессии после получения диплома
- Что делать, если не хочется работать по специальности
Путь к богатству. Почему молодежь не работает по специальности
Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС с 2014 года проводит мониторинг трудоустройства молодежи 18-30 лет, получившей разное профессиональное образование. Мониторинг проводится в трех регионах: в Ивановской, Свердловской и Новосибирской областях, которые различаются как показателями социально-экономического развития, а следовательно, и рынка труда, так и характеристиками их систем профессионального образования.
Основной претензией к системе образования все последние годы является тот факт, что выпускники учебных заведений профессионального образования не работают по полученной специальности. При этом никого не волнует, какие места работы предоставляет рынок труда. «Готовьте тех, кто востребован работодателями» — этот постулат звучит постоянно и уже воспринимается обществом как рациональное требование.
И если молодежь не работает по полученной профессии, то виновата система образования: не подстроилась, не учла потребности производства и социальной сферы, не дала нужные компетенции. То, что современная молодежь предъявляет к рабочим местам достаточно серьезные требования по заработной плате и условиям труда, воспринимается старшим поколением негативно: не хотят работать, хотят получать деньги даром (и большие!), не желают руки марать, и так далее.
Самое смешное во всей этой ситуации то, что молодежь хочет работать, причем готова работать тяжело и много, но — о, ужас! — хочет получать за свой труд достойную заработную плату и работать в условиях, отвечающих полученному ими образованию. Не больше и не меньше.
Благосостояние как драйвер
В 2017 году работа 74,4% выпускников учебных заведений профессионального образования Свердловской области соответствовала полученному ими образованию, в Новосибирской области такой ответ дали 56,7% опрошенных, в Ивановской области — 70%.
Сразу оговорюсь: это представление самих респондентов о характере их работы, а не формальные записи в дипломе и трудовой книжке. Как видим, и в промышленном регионе (Свердловской области), и в высокодотационном регионе (Ивановской области), более 70% выпускников систем профессионального образования работают, как они сами считают, по той профессии, на которую они учились.
В Новосибирской области, одном из регионов с хорошо развитым рынком труда, ситуация совсем другая: по полученной профессии/специальности работает менее 60% молодых людей. Парадокс? Вряд ли. Скорее дело в том, что в Новосибирской области рынок труда более динамичен и гибок.
Отсюда вывод: чем быстрее развивается экономика региона, чем подвижнее в ней структура занятости, тем большая доля молодых работников будет работать не по полученной в системе профессионального образования профессии или специальности. И это не плохо, это нормально.
Означает ли это, что система профобразования не должна развиваться и менять структуру подготовки кадров? Нет, не означает. И в системе образования Новосибирской области эти изменения идут достаточно быстро. А вот системы профобразования Свердловской и Ивановской областей больше подвержены инерции, поскольку экономика этих регионов развивается медленнее.
Этот вывод подтверждает и то обстоятельство, что в региональных столицах значительно меньшая доля молодежи работает по полученной профессии/специальности по сравнению с другими городами этих регионов. При этом качество подготовки, по оценке самих респондентов, у них нередко значительно выше, чем у тех, кто трудится за пределами столиц.
Еще одна причина несоответствия полученного образования и места работы кроется в конкуренции: чем выше конкуренция за рабочие места, тем больше доля тех, кто работает не по полученному образованию. При этом получить высокую должность могут далеко не те, чья профессиональная подготовка формально ей соответствует.
И это связано не только с тем, что ведущим каналом получения работы до сих пор является «помощь родственников и знакомых», о чем говорят немногим более 37% респондентов. Просто в процессе работы идет накопление многих компетенций, которые формально уже не связаны с полученным образованием.
Кроме того, в современном мире огромную роль играет непрерывное профессиональное образование, и это отнюдь не повышение квалификации исключительно в той области, в которой изначально была получена подготовка.
На своих местах
В сфере информационных технологий работа полностью соответствует полученному образованию только у четверти молодых работников (точнее, у 24,4%). Информационные технологии — новая отрасль деятельности, при этом она быстро развивается. В нее приходит молодежь с самым разным образованием: дизайнеры и пиарщики, историки и журналисты, социологи и менеджеры, юристы и экономисты.
В торговле и сфере услуг такая же картина: здесь чуть более четверти молодых людей работают по специальности — 25,1%; еще 25,5% — это те, кто считает, что их профессия/специальность близка данной сфере деятельности, — это экономисты и финансисты, менеджеры и специалисты по персоналу, пиарщики и информационщики, а также представители еще десятка профессий.
По специальности молодежь в основном работает в правоохранительных органах: 76,7% молодых работников здесь считают, что их работа полностью или частично соответствует тому, чему их учили.
В науке, образовании и культуре по специальности работают примерно 2/3 молодых специалистов. В здравоохранении — 95%. Но чем более высокотехнологичной областью будет становиться медицина, тем больше станет в ней молодых людей, которые формально будут работать не по специальности: инженеры и компьютерщики, биохимики и биофизики, генетики и техники, обслуживающие сложное оборудование.
Пока что в здравоохранении о работе по специальности говорят молодые врачи и средний медицинский персонал.
В промышленных, строительных и инженерных компаниях по специальности, по их собственному мнению, трудится 36,8% молодых работников, еще 27,2% считают, что их работа близка к полученному образованию.
Зарплатные ожидания
Во всех регионах, принимающих участие в мониторинге, молодежь отнюдь не проявляет завышенных требований по заработной плате. В основном ее притязания определяются средним уровнем заработков в регионе — в Ивановской области почти 2/3 молодых специалистов хотели бы получать среднюю по региону заработную плату или несколько ниже, еще 21,6% готовы работать за 10 000–20 000 рублей.
В Новосибирской области чуть более трети молодых людей хотели бы получать от 20 000 до 30 000 рублей в месяц, 11% — 10 000–20 000 рублей. И только четверть претендовала на заработную плату в 30 000–40 000 рублей. В Свердловской области самые высокие притязания: четверть хотят зарабатывать 20 000–30 000 рублей, еще четверть — от 30 000 до 40 000 рублей, наконец, последние 25% — 40 000–50 000 рублей. При этом остальные — менее 20 000 рублей в месяц.
Важно отметить, что только примерно 25% молодых людей в рассматриваемых регионах получают ту зарплату, которую хотели бы получать, или даже выше. А вот 75% работают за меньшие деньги по сравнению с желаемыми.
Чего хочет молодежь
Низкая зарплата не устраивает треть респондентов, четверть указали на невозможность улучшить жилищные условия, 18,2% — на отсутствие карьерных перспектив, 10,5% заявили, что не могут получить бесплатное дополнительное образование, а 5,1% сетуют, что их заработная плата не является «белой». Порядка 7,8% респондентов недовольны содержанием работы (допускалось несколько ответов).
Словом, молодежь достаточна рациональна в своих ожиданиях и не требует чего-то сверхординарного. Следует отметить, что даже будучи недовольными текущей работой, молодые люди не спешат ее менять, понимая, что найти хорошую работу в современных экономических условиях довольно трудно или что их образование не позволяет им претендовать на большее.
Таким образом, серьезных расхождений между потребностями рынка труда и получаемым образованием нет только в тех регионах, где не наблюдается серьезных экономических и социальных перемен.
Там, где экономика более динамична, большая доля молодежи работает не по специальности. Если мы хотим более серьезного экономического роста, то нам придется смириться с тем, что будет расти число людей, работающих не по специальности.
Если хотите работать в соответствии с полученным образованием, идите в правоохранительные органы, в образование или здравоохранение. Но и там скоро будет нарастать доля людей, которые формально работают не по полученной специальности/профессии. И это стоит учесть тем, кто сейчас увлеченно пишет для нас профессиональные стандарты. Боюсь, что они пригодятся только там, где отсутствует развитие.
Источник
Почему много людей работают не по специальности в 2021 году: статистика и основные причины
В статье мы привели статистику HeadHunter и Росстата с количеством работающих по профессии в 2021 году. Расскажем, нужно ли трудиться по специальности после получения высшего образования и как можно быстро переучиться.
Статистика людей, работающих по специальности
Сайт для поиска работы, HeadHunter, провел опрос более 5,5 тысяч соискателей, чтобы определить процент работающих по специальности после получения высшего образования. Статистика следующая:
- Примерно 40% респондентов не работают по той профессии, которую получили в ВУЗе, большая часть из них – это представители сферы продаж, туризма, услуг, а также административный персонал. Более трети из них не пытались трудоустроиться по профессии.
- Около 20% кандидатов некоторое время работали по специальности, но быстро перешли в другую отрасль, преимущественно в производство и транспортную сферу.
- Среди нынешних студентов планируют развивать карьеру по своему профилю только 61%, а более 20% уверены, что уйдут в другую отрасль.
В прошлом году Росстат провел исследование, чтобы выяснить, сколько выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений не работают по специальности – более 30%. Многие из тех, кто все-таки начал карьеру по профессии – это врачи (97%), педагоги (80%), деятели культуры и искусства (79%), военные (79%). То есть в основном представители тех сфер, в которых есть строгие требования к образованию.
Почему выпускники не хотят работать по специальности
Распространенные причины, по которым выпускники ВУЗов не работают по специальности:
- Профессия устарела или перестала быть востребованной.
- Низкий уровень доходов в выбранной отрасли.
- Отсутствие карьерных перспектив.
- Мало подходящих вакансий.
- Выбор учебного заведения – желание родителей.
- Факультет был выбран только из-за возможности попасть на бюджетное место.
- Плохое качество образования, большая часть полученных знаний не используется на практике.
- Захотелось перейти в другую, более перспективную, сферу деятельности.
- Работу пришлось сменить после декрета.
- Появилась необходимость перейти на фриланс.
- Хобби стало новой профессией.
Причина, по которой хочется сменить работу или освоить новую специальность, может быть любой. Благодаря современному онлайн-образованию это легко реализовать. В онлайн-школах учат самым перспективным и востребованным направлениям: IT, дизайн, интернет-маркетинг, аналитика данных и т. д. За несколько месяцев можно стать профессионалом в новой сфере. Основные плюсы онлайн-курсов:
- Большой выбор учебных программ – можно учиться с нуля или повышать квалификацию, пройти экспресс-курсы или программу проф. переподготовки за 1-2 года.
- Удобный график. Вы можете смотреть онлайн-вебинары или видеоуроки в записи и заниматься только в свободное время, например, после работы или по выходным.
- На курсах есть не только теория, но и практика. За время обучения вы сделаете несколько проектов для портфолио, получите по ним персональные комментарии от преподавателей.
- В онлайн-школах преподают специалисты-практики (опытные программисты, маркетологи, дизайнеры и пр.). Они расскажут о трендах и современных инструментах, дадут советы и лайфхаки.
- После обучения у вас будет документ – свидетельство, сертификат или даже диплом гос. образца, если школа работает по лицензии.
Переходите в наш раздел профессионального образования, там можно выбрать дистанционные курсы по любой профессии! Настройте под себя фильтр и выбирайте только то, что интересно вам.
В каких сферах чаще всего остаются, а из каких уходят
Как мы уже кратко упомянули, есть сферы, представители которых работают по специальности сразу после ВУЗа:
- Медицина. Обучение в медицинском ВУЗе – это долгий и сложный процесс, поэтому туда поступают целенаправленно. Обычно к поступлению начинают готовиться за 2-3 года до окончания школы, поэтому тех, кто попал в медицину «случайно», крайне мало. Кроме того, в этой отрасли может быть высокий доход. К примеру, опытный хирург или стоматолог всегда будет востребован.
- Образование. Учителями и воспитателями обычно также становятся по призванию. Не у всех представителей данной профессии высокий заработок, но педагог может подрабатывать после школьных занятий: давать индивидуальные уроки или работать в частных школах и развивающих центрах по вечерам.
- Деятели культуры и искусства. Актеры, музыканты, художники редко уходят из профессии, особенно после получения высшего образования. Большинство творческих личностей не хотят или не могут работать в других отраслях, например, административным персоналом, в продажах, на производстве и т. д.
Теперь расскажем о том, представители каких профессий чаще всего не работают по специальности:
- Гуманитарии – культурология, социология, филология, исторический факультет и т. д. В данных сферах на сегодняшний день мало спроса и карьерных перспектив.
- Менеджмент – чтобы получить профессию «Менеджер», нужно учиться в ВУЗе 4-5 лет. Но те знания, которые дают в университете, почти не используются в работе. Поэтому студенты-менеджеры сталкиваются с проблемами при трудоустройстве.
- Экономисты, бухгалтеры, маркетологи – данные специальности слишком общие. Чтобы сегодня работать, допустим, маркетологом, нужно знать не только инструменты офлайн-маркетинга (которым и обучают в ВУЗе), но и диджитал-продвижения.
Основная причина, почему люди не работают по специальности – это низкие доходы и невостребованность профессии. Даже в такой отрасли, как IT, выпускникам бывает сложно найти работу: академические знания, полученные в ВУЗах, часто не применяются в разработке. Лучший выход в данной ситуации – повышать свой уровень квалификации с помощью курсов.
Онлайн-школы следят за трендами во всех сферах, вы получите только актуальные знания, которые точно пригодятся в работе. После курсов обычно помогают с трудоустройством, например, предлагают вакансии партнеров.
Нужно ли работать по профессии после получения диплома
Есть только одна ситуация, при которой выпускник должен работать по профессии после получения диплома – целевой контракт. Некоторые крупные предприятия заинтересованы в подготовке высококвалифицированных кадров, поэтому готовы оплачивать обучение будущим сотрудникам.
В этом случае абитуриент заключает договор с компанией, которая платит за 5 лет учебы в ВУЗе. После окончания выпускник обязательно должен отработать на предприятии определенный срок, который указан в контракте (от 3 до 10 лет). Во всех остальных случаях вы сами решаете, нужно ли вам работать в данной отрасли или лучше сменить профессию.
Что делать, если не хочется работать по специальности
Если вам не хочется работать по специальности, то можно освоить новую профессию и делать то, что не только хорошо получается, но и высоко оплачивается. Например, онлайн-курсы по интернет-маркетингу или дизайну можно пройти за 5-6 месяцев, а за 1-1,5 года стать программистом или аналитиком данных. Но только новичком, а дальше уже устраиваться на работу и нарабатывать навыки + дополнительно обучаться, повышая квалификацию.
Онлайн-образование удобно совмещать с основной работой. На многих курсах учебная программа составлена таким образом, чтобы вы смогли брать первые простые заказы на фрилансе еще во время обучения – так вы сможете частично окупить свои расходы.
Выбирайте онлайн-курсы только от проверенных онлайн-школ и специалистов! А сделать это можно только на УчисьОнлайн.ру;)
Источник