Почему не работает датчик температуры у нивы

Почему не работает датчик температуры у нивы

Статья написана по результатам анализа обсуждений этого вопроса в форуме «Нива 4х4». Знак вопроса поставлен потому, что далеко не всегда этот глюк действительно был неисправностью. Кроме того, зачастую глюк был вызван вроде бы несвязанными непосредственно с подсистемой измерения температуры узлами.

Показометр температуры — индикатор

Найдено Яндексом: «Индикатор — в метрологии — техническое средство или вещество, предназначенное для установления наличия определенной физической величины или определения ее порогового значения».

Точности от индикатора требовать нельзя принципиально. Перегрев он еще кое-как (плюс-минус лапоть) показывает, а при требуемой температуре двигателя 80 или 90 градусов — врет, как сивый мерин. Это, фактически, признал завод-изготовитель комбинации приборов, устанавливаемой на 21213 и 21214 с 1998 года, см. статью Leo2131 О точности индикатора температуры (ответ завода).

Что же тогда делать? Ответ очень прост: запомнить нормальное положение стрелки индикатора и обращать на нее внимание только тогда, когда оно сильно изменится.

На 21213 могут стоять два типа комбинации приборов: венгерская (до 1998 года) и владимирская. У венгерской черная пластина-шкала у каждого прибора своя, стыки шкал хорошо видны. У владимирской — это общая плоская черная деталь, на которой нанесены шкалы всех приборов.

У венгерской комбинации приборов нормальное положение стрелки индикатора температуры — примерно на толщину стрелки правее метки 90 о . Зимой поближе к 90 о , летом — подальше. У владимирской комбинации стрелка стоит правее метки 90 о на две толщины зимой и на три — летом. Разумеется, это ориентировочные значения, у вашей комбинации нормальное положение стрелки может быть немного другим.

Читайте также:  Не работает левый наушник hyperx cloud alpha

У 21213 один датчик температуры. Он стоит с левой стороны двигателя в районе свечи 4-го цилиндра. От находящегося рядом датчика давления масла его легко отличить по зеленому цвету подходящего провода. Второй контакт датчика — корпус, привинченный к блоку цилиндров двигателя.

В датчике находится термистор — полупроводниковый резистор, сопротивление которого при росте температуры уменьшается. В мануале приведена таблица значений сопротивления датчика в зависимости от температуры:

Температура,
о С
Сопротивление датчика,
Ом
Напряжение, подводимое к датчику, В
30 1350. 1880 8,00
50 585. 820 7,60
70 280. 390 6,85
90 155. 196 5,80
110 87. 109 4,70

Правая колонка относится только к венгерской комбинации приборов: там подсистема измерения температуры запитана от стабилизатора напряжения с номинальным значением 10 В. У владимирской комбинации приборов принцип стабилизации совсем иной, и напряжение на датчике при одной и той же температуре может быть разным.

Если работоспособность датчика вызывает сомнения, возьмите тестер и проверьте, соответствует ли его сопротивление приведенным в таблице значениям. Тестер подключается к выводу датчика и двигателю. Измерение проводить обязательно при снятом проводе. Снятый с двигателя или купленный взамен датчик можно «сварить», т. е. нагревать в горячей воде, температура которой контролируется термометром, и измерять сопротивление датчика тестером.

Из таблицы ясно, что при исправной проводке и индикаторе закорачивание провода, идущего к датчику, на массу должно привести к полному отклонению стрелки (за отметку 130 о ), а при обрыве этого провода стрелка ляжет на левый ограничитель. При нарушениях работы подсистемы эти два простейших теста позволяют проверить работоспособность проводки и индикатора.

Два слова о 21214. В инжекторных машинах этот датчик температуры работает точно так же, как в 21213 — он подключен только к комбинации приборов. А контроллер измеряет температуру двигателя с помощью другого датчика, значительно более точного, который расположен на тройнике системы над термостатом. Водитель может считать его показания с помощью маршрутного компьютера — по моему глубокому убеждению, он должен быть в каждой инжекторной машине.

Индикатор температуры венгерской комбинации описан в статье «Показометры» венгерской КП. Кратко: обмотка с протекающим по ней током датчика нагревает термобиметаллическую пластину. Чем выше температура двигателя, тем меньше сопротивление датчика, тем больше ток через него — тем сильнее нагревается пластина и тем сильнее отклоняется связанная с пластиной стрелка. Последовательно соединенные обмотка индикатора и датчик запитаны от стабилизатора напряжения 10 В, находящегося в тахометре комбинации приборов. Датчик венгерской панели имеет только два контакта — это выводы обмотки, которые крепятся маленькими гаечками М2 к печатной плате комбинации приборов.

У владимирской комбинации приборов принцип действия индикатора температуры электромагнитный: стрелка соединена с рамкой, по которой проходит измеряемый ток. Рамка находится в магнитном поле, и поворачивается тем сильнее, чем больший ток в ней течет (для специалистов — я намеренно упрощаю устройство индикатора). Для стабилизации показаний прибора при изменении напряжения питания (т. е. напряжения бортовой сети) имеется компенсирующая обмотка, действующая в противоположном направлении, и эта обмотка подключена просто к бортовому напряжению:

Расположение обмоток, их сопротивление и форма магнитного поля таковы, что при постоянном сопротивлении датчика положение стрелки прибора практически не зависит от напряжения в бортовой сети, которое, как известно, может изменяться от 12 до 14,4 В.

Как видно из схемы, индикатор владимирской комбинации подключается к плате тремя выводами, которые привинчены тремя маленькими гаечками.

Эти маленькие гаечки у обеих комбинаций приборов нередко оказываются причиной глюков индикатора, причем проявляться они могут самым необычным образом. Например, плохой контакт у гаечки компенсирующей обмотки вызывает отклонение стрелки вправо — как будто двигатель перегрет. На самом же деле просто нет тока в компенсирующей обмотке, и она не противодействует отклонению стрелки вправо. Поэтому при возникновении проблем рекомендуется снять комбинацию приборов (обязательно выключив зажигание! — см. Комбинация приборов), по очереди отвинтить гаечки, зачистить поверхности контактных площадок на печатной плате и аккуратно затянуть эти гаечки. При этой операции не потеряйте пружинные шайбочки, которые лежат под гаечками.

Масса, туды ее в качель.

Смотрим на схему выше. Индикатор будет нормально работать, если массы, нарисованные внизу, действительно массы. А что мы имеем на самом деле?

Нижний вывод компенсирующей обмотки по печатной плате идет к разъему, а затем. Да-да, к той самой шпильке массы под торпедой (см. Самая частая причина глюков электрики), где соединяется с кузовом автомобиля. Если там плохой контакт, сами понимаете последствия.

Нижний вывод датчика — это его корпус, хорошо соединенный с двигателем, там проблемы маловероятны. Но вот дальше: сначала толстый провод от двигателя к минусовой клемме, затем провод потоньше от клеммы к кузову. Провод потоньше в зависимости от исполнения клеммы либо запаян в нее, либо подключен через тот самый болт (см. Болт-диверсант). И между двигателем и проводом к клемме, и между клеммой и кузовом может быть плохое, ослабшее или окислившееся соединение. Влияние плохих соединений усугубляется большими токами, идущими по ним. Один такой пример — статья Болт-диверсант, а вот другие, из темы о глюках инжикатора температуры в форуме:

WhiteDog: «Опытным путем выяснил, что провод массы от аккумулятора был плохо прикручен к кузову. После зачистки места контакта и затягивания гайки крепления проблема решилась».

george: «Добрался до искомой гайки массы, состояние свободного парения, абсолютно не затянута, все провода свободно болтаются» (это о гайке на шпильке массы под торпедой).

Источник

Датчики температуры Нива

Вступление

В Ниве Шевроле имеется большое количество различных датчиков, которые участвуют в работе всего автомобиля и его двигателя. Каждый датчик имеет свою задачу и должен выполнять ее качество, так как от этого зависит работа всего автомобиля.

В данной статье речь пойдет об датчике температуры на автомобиле Niva Chevrolet, так как в данном авто их два, мы рассмотрим каждый из них, расскажем где он установлен, за какие функции отвечает и опишем признаки его поломки. Изучив статью Вы с легкостью найдете ответ на любой интересующий Вас вопрос о датчике температуры на Ниве.

О датчиках

Так на Ниве Шевроле имеется 2 датчика температуры их довольно сложно найти и опознать их назначение. Каждый датчик имеет свою задачу, один передает показания на панель управления двигателем, а другой участвует в корректировки топливной смеси и отвечает за включение вентилятора охлаждения.

Датчик температуры ОЖ

Данный датчик необходим для определения температуры жидкости охлаждения. Основываясь на его показаниях электронный блок управления двигателем корректирует топливную смесь в зависимости от температуры жидкости. Например, если температура ОЖ низкая, то для нормальной работы ДВС необходимо большее количество топлива, для прогрева мотора и наоборот. Работу датчика в качестве корректировщика топливной смеси можно заметить по повышенным оборотам во время прогрева автомобиля.

Вторая его функция — это включение вентилятора при достижении критических температур охлаждающей жидкости. Когда антифриз достигает критической температуры сопротивление датчика изменяется и он запускает вентилятор охлаждения, который охлаждает ДВС.

Конструкция

Ниже на картинке представлен датчик в разрезе.

Расположение

Данный датчик расположен перед термостатом и имеет специальный отлив с резьбой, в который он вкручивается. Увидеть датчик можно заглянув под дроссельную заслонку и впускную гофру.

Признаки неисправности

Когда датчик температуры ОЖ выходит из строя на автомобиле появляются следующие признаки неисправности:

  • Не включается вентилятор охлаждения или включается, но очень рано;
  • Отсутствуют повышенные обороты прогрева ДВС;
  • Двигатель плохо запускается в холодную погоду;
  • В жару двигатель не запускается;

Если на вашем авто появились такие признаки поломки, в первую очередь необходимо проверить датчик температуры ОЖ.

Датчик температуры (для приборной панели)

Назначение данного датчика снимать показания о температуры жидкости охлаждения в двигателе. Он имеет один контакт, который передает показания сопротивления, на приборную панель автомобиля, преобразуя ее на шкале индикатора температуры в градусы.

Функциями этого датчика является лишь измерения температуры для приборной панели.

Конструкция

Ниже на картинке представлен датчик температуры.

Расположение

Данный датчик расположен в корпусе ГБЦ и устанавливается с помощью резьбового соединения между свечами зажигания.

Признаки неисправности

Поломка у данного датчика может быть только одна, это отсутствие показаний на приборной панели о значениях температуры жидкости охлаждения двигателя.

Стоимость датчиков

Данные датчики не является очень сложными в технологии изготовления, поэтому их цена не достигает высоких цен.

Средняя стоимость их от 200 до 400 рублей.

Замена

Для замены датчиков не требуется большого количества инструмента и знаний в автомобильной механике.

Есть два способа замены: со сливом ОЖ и без слива. Рассмотрим второй вариант.

Работы необходимо выполнять на холодный двигатель, чтобы не обжечь руки!

  • Находим необходимый датчик, который нужно заменить;
  • Снимаем разъем с датчика.

  • Откручиваем датчик с помощью ключа.

  • Вынимаем датчик и затыкаем отверстие пальцем;

  • Подготавливаем новый датчик и устанавливаем его на место;
  • Все нужно делать быстро, чтобы потерять как можно меньше ОЖ;

После замены необходимо проверить уровень антифриза и при необходимости долить.

Видео по замене датчиков

Источник

Проблемы с индикатором температуры

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4024 / 23169
Откуда: Москва
Возраст: 67
Авто: 21214M, 2013 гв.

Алексей aka ALER.

375 сообщений на предыдущих страницах

Рег.: 05.05.2013
Сообщений: 102
Откуда: Тамбов
Возраст: 51
Авто: ВАЗ 21214 2007 г.в.

Рег.: 17.05.2010
Тем / Сообщений: 3 / 104
Откуда: Лобня
Возраст: 40
Авто: НИВА 21213 2000 г. пробег 56000

Рег.: 30.09.2007
Сообщений: 491
Откуда: Харьков
Возраст: 75
Авто: ВАЗ 21214 07г.в., М 2141 88г.в.

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4024 / 23169
Откуда: Москва
Возраст: 67
Авто: 21214M, 2013 гв.

Алексей aka ALER.

Рег.: 30.09.2007
Сообщений: 491
Откуда: Харьков
Возраст: 75
Авто: ВАЗ 21214 07г.в., М 2141 88г.в.

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4024 / 23169
Откуда: Москва
Возраст: 67
Авто: 21214M, 2013 гв.

Алексей aka ALER.

Рег.: 27.10.2011
Тем / Сообщений: 27 / 2514
Откуда: Москва, р-н Сокол
Возраст: 52
Авто: НАДЕЖДА 2120-41 2001 г.в., 1,8 ; JAC Rein

Шуруп забитый молотком держит лучше чем гвоздь закрученный отверткой.

Рег.: 30.09.2007
Сообщений: 491
Откуда: Харьков
Возраст: 75
Авто: ВАЗ 21214 07г.в., М 2141 88г.в.

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4024 / 23169
Откуда: Москва
Возраст: 67
Авто: 21214M, 2013 гв.

Алексей aka ALER.

Рег.: 01.04.2008
Сообщений: 1089
Откуда: г.Оса
Возраст: 51
Авто: 90-96г-2121; 1996-2019-21213, ныне ВАЗ-2131, 2019, сток. Корды 205/16-и511Ш.

Рег.: 21.12.2012
Сообщений: 427
Откуда: г.Воронеж
Возраст: 55
Авто: Сюзюка ГрандВитара V6 2,5л

Рег.: 01.04.2008
Сообщений: 1089
Откуда: г.Оса
Возраст: 51
Авто: 90-96г-2121; 1996-2019-21213, ныне ВАЗ-2131, 2019, сток. Корды 205/16-и511Ш.

Серега36 Спасибо! панельку снял, сейчас попробую провод найти и прозвонить. На плате не могу понять что прозванивать, у меня венгерская.

Добавлено спустя 1 час 48 минут 42 секунды:

Отчитаюсь. Провод оказался добрым. Съездил в дальний гараж, снял панель с донора, Т показывает . И теперь у меня почти новая машина — пробег 65ткм

Рег.: 02.12.2011
Сообщений: 61
Откуда: Россия Красноярск
Возраст: 38
Авто: ваз 21310 2002 г.в. карбюратор.

Другой подходящей ветки не нашел, напишу здесь. Проблемы с показаниями Указателя уровня топлива и температуры двигателя, постоянно вырубаются, причем абсолютно хаотично. Знаю что вы скажите – проблема с массой которая находится за приборкой. А вот и нет! Там действительно были два черных проводочка, прикрученных абы как, я их первым же делом отрезал, удлиннил и прикрутил совершенно в другое место, так что масса там стопроцентово имеется. Сегодня опять повторилась ситуация но уже немного по другому: приехал я на работу благо заранее, смотрю тахометр, и показометры не работают, глядь 2й предохранитель перегорел, я его заменил поворачиваю ключ все заработало, указатель топлива и температуры включиличь, поработали с минуту и ушли в ноль, оба разом, а все остальное работает как ни в чем не бывало. Вопрос таков что у них общего кроме этих двух проводков массы которые у меня закручены на одну шпильку. Это очень похоже на КЗ только почему вырубаются приборы а не предохранитель, до этого я этот предохранитель года 3 не менял а такая картина с указателями у меня постоянно и хаотично. Вырубиться откручу приборку проводки вроде целые я обратно вставлю заработает потом сама вырубится, потом сама заработает, я уже проверил провода, обжал и зажал все контакты которые подключаются к приборке, на самих показометрах зачистил все контакты, плату почистил там тоже все в порядке, хаотичность осталась, как будто контакт плохой где то причем отрубаются только парой. Думаю может попробовать развести их массы и посмотреть какой прибор глючит? Помогите пожалуйста. Потому как я уже близок к замене проводки целиком.

Добавлено спустя 19 минут 44 секунды:

читая эту ветку добавлю что сегодня еще и тахометр подергивался после замены предохранителя, но самую малость милиметра на 2 вот я и не обратил внимания а теперь понимаю что может быть связано

Добавлено спустя 10 минут 9 секунд:

и еще может это поможет при определении проблемы, когда переносил проводки массы на другую шпильку скрутил их меж собой еще не подсоединив к проводу на массу и тут показатель температуры зашкалил к едрене фене, разъединил, упал в ноль потом опять соединил но реакции уже не было, ну я прикрутил к ним обоим провод с массой и все стало работать, до поры до времени а потом опять та же ерунда

Источник

Оцените статью