- Что мешает участковому работать эффективно? Мнение профессионала
- Жалоба на участкового за бездействие: правила оформления, условия подачи и сроки рассмотрения
- Законодательные основы
- Основания для составления жалобы
- Структура жалобы
- Описательная часть
- Заключительная часть
- Куда жаловаться?
- Другие способы подачи жалобы
- Обращение в суд
- Как передать заявление?
- В какой срок рассмотрят заявление?
- Будет ли рассматриваться анонимное обращение?
- Могут ли не рассматривать заявление?
- Вместо заключения
Что мешает участковому работать эффективно? Мнение профессионала
Илья Султанов, эксперт площадки «Сетевая лаборатория общественного контроля» Общероссийского гражданского форума:
На сегодняшний день служба участковых уполномоченных остается одной из самых загруженных подразделений полиции. На участкового уполномоченного полиции (УУП) возложено около сотни различных обязанностей, которые просто невозможно исполнять на таком уровне, чтобы к сотруднику не было никаких претензий со стороны тех, кто контролирует его работу. Исходя из своего практического опыта работы в должности участкового, хочу проанализировать наиболее значимые проблемы и противоречия, которые препятствуют современным участковым полноценно выполнять возложенные на них обязанности.
И первая проблема, на которую я хочу обратить внимание – это отсутствие нормативно закрепленной нормы количества проживающих граждан, исходя из которой, определяются размеры и границы административного участка. В 2002 году норма в 3000-3500 человек на одного участкового была закреплена в Приказе МВД РФ № 900. Представляется, что указанное число было рассчитано адекватными людьми, исходя из реальных физических возможностей одного сотрудника. Административные участки по стране были нарезаны по данному принципу. Такой стандартный участок сотруднику было вполне реально полностью обойти за год в обычном рабочем режиме, понять его специфику и сосредоточиться на планомерной работе на нем. Во вступившем в силу в 2012 году Приказе МВД № 1166 какая-либо норма количества населения на одного участкового уже отсутствовала, и определять размеры и границы участка теперь вправе только начальник территориального органа МВД РФ. К числу основных критериев определения размера участка относятся: численность проживающего населения и граждан, состоящих на профилактическом учете, состояние оперативной обстановки, особенности территории. Но, основываясь на личном опыте прохождения службы в конкретном ОВД, замечу, что при определении размеров участков руководством лишь в самом крайнем случае за основу брался рост населения и жилого сектора. Прежде всего, учитывалось количество штатных единиц и степень текущего некомплекта личного состава участковых. А порой в основе принятия решения лежало лишь собственное усмотрение руководителя, частенько лишенное здравого смысла. На моей памяти были случаи, когда отдельным сотрудникам намеренно осложняли работу, объединяя несколько участков в один, либо упорно не разделяя непомерно разросшийся участок на несколько. Стоит отметить, что увеличение размера административных участков более актуально для крупных городов, где идет строительство и постоянный рост населения. В небольших городах и сельской местности рост населения идет гораздо медленнее, если вообще идет. Жилой сектор стабилен, все друг друга знают. Но там и специфика работы участкового несколько другая из-за больших расстояний между населенными пунктами. На отработку одного материала или заявки может понадобиться целый день, а то и больше. Мне вспоминается выступление министра МВД В.А. Колокольцева в ГД РФ, где он говорил, что участковый Анискин в свое время обслуживал несколько сотен относительно законопослушных граждан, и с тех времен количество населения на одного участкового выросло многократно. Все верно, оно будет расти и дальше, ведь не Госдума отменила существовавшее ограничение.
Исчезновение нормы количества населения многими участковыми было воспринято настороженно. Сначала у участковых убрали помощников, потом добрались и до количества граждан. Сотрудники понимали, что последствия недавнего бездумного сокращения сотрудников «на земле» пытаются нивелировать путем теперь уже вполне законного увеличения размеров участков. Сами по себе эти отрицательные изменения были не так критичны, поскольку многое всегда компенсировалось самоотдачей людей. В любом случае сотрудники, работающие с населением, постоянно готовы к преодолению трудностей, привыкли жертвовать личным временем для решения общественно-важных задач. Гораздо хуже, когда на объективные сложности накладываются проблемы более субъективного свойства, такие как: слабая компетентность и высокая инертность руководства, плохой психологический климат в коллективе, и соответственно высокая текучка кадров. Вот тогда работать действительно становится невероятно сложно.
В случае значительного, многократного увеличения размеров участка у участкового сразу возникают серьезные и порой непреодолимые трудности в работе. Прежде всего, это невозможность в полном объеме осуществить поквартирный обход участка и постоянно возрастающий объем поступающих материалов и почты. Но о бумажной работе участковых будет рассказано позже. А вот о поквартирном (подомовом) обходе участка расскажу на своем примере. Мне по долгу службы довольно длительное время пришлось обслуживать административный участок, население которого составляло более 15000 человек. И когда в 2014 году ГУ МВД по Свердловской области (далее — ГУ) объявило «год жилого сектора» и издало приказ о проведении всеми участковыми области полного поквартирного обхода своих участков, я понял, что, с учетом уже имеющейся нагрузки, не справлюсь с этой задачей. Многим тоже казалось нереальным, что две-три сотни участковых и инспекторов ПДН смогут за год обойти и фактически переписать полуторамиллионный город, в то время как целая армия «кабинетных полицейских» будет все это контролировать и подстегивать уставших работяг. Но приказ есть приказ и его надо выполнять.
Я неоднократно в устной и письменной форме обращался к руководству с просьбой разделить участок. Просил, чтобы на территории появился хотя бы еще один сотрудник, чтобы можно было реально выполнить поставленную руководством ГУ задачу. Но позиция руководства моего отдела и руководства участковых города заключалась в том, что 15000 населения на одного участкового это не слишком много, надо работать, а не жаловаться. В рамках указанного мероприятия за 2014 год мной было обойдено чуть больше двух тысяч квартир. В базу данных было внесено около 5000 человек. Это было около трети от общего количества проживающих граждан на моей территории. Все остальные граждане остались не посещенными. Такой результат, естественно, не устраивал мое руководство. Чтобы отчитаться перед ГУ, информация о гражданах была взята из базы данных УФМС и передана наверх. Был найден такой выход из ситуации. Знаю, что по такой же схеме действовали и в других ОВД моего города.
Таким образом, считаю необходимым возвращение и нормативное закрепление в приказе МВД максимального количества населения, проживающего на одном административном участке. Это может быть старая норма в 3000-3500 человек, может быть несколько увеличенная до 5000 человек, но не больше. На мой взгляд, схема с определением размеров участка руководством себя не оправдала, описанные мной случаи это подтверждают. Все это мешает участковым надлежащим образом выполнять возложенные на них обязанности. Из-за роста количества населения на одного участкового снижается качество работы с людьми. А те приписки во имя отчетности, к которым прибегло руководство ОВД, просто дискредитируют МВД. Всего этого не должно быть в современной полиции.
Автор: эксперт площадки «Сетевая лаборатория общественного контроля» Общероссийского гражданского форума Илья Султанов, который с 2012 по 2015 годы проходил службу в должности участкового уполномоченного в Отделе полиции № 4 УМВД России по г. Екатеринбургу. Автор имеет обширный опыт в борьбе за законность, и граждане признали его «народным участковым». Рекомендуем прочитать текст Ильи Султанова «Можно ли в МВД работать по закону?», который получил много откликов у пользователей в интернете.
Источник
Жалоба на участкового за бездействие: правила оформления, условия подачи и сроки рассмотрения
- 6 Ноября, 2018
- Законодательство
- Наталья Калиниченко
Достаточно часто в СМИ появляется информация о взаимоотношениях между обыкновенными гражданами и представителями правоохранительных органов, в частности, с участковыми. Суть всех статей и информационных сообщений сводится лишь к одному: особого доверия к полиции у населения нет. Ведь, обращаясь к тому же участковому, граждане надеяться на то, что это должностное лицо будет рефери в споре и сделает все, чтобы справедливость восторжествовала. Но так бывает не всегда. Поэтому для многих граждан нашей страны важен ответ на вопрос, как составить жалобу на участкового полиции на бездействие, куда обращаться и какова сама процедура.
Законодательные основы
Все представители правоохранительных органов должны руководствоваться не только Конституцией страны, но и Законом 3-ФЗ, в котором достаточно четко прописаны их обязанности и права. Полицейские, включая участковых, обязаны:
- соблюдать все требования действующего законодательства;
- следовать своей должностной инструкции;
- соблюдать права и интересы всех граждан, юридических лиц;
- при необходимости оказать первую медицинскую помощь;
- предпринимать все возможные меры по предотвращению правонарушения или преступления;
- не разглашать конфиденциальную информацию, которая была получена в ходе осуществления служебных обязанностей и так далее.
Помимо этого закона, деятельность участковых регламентируется Приказом МВД РФ № 1166. В этом нормативном акте прописаны обязанности участкового. Так, он должен:
- обеспечивать безопасности граждан на обслуживаемой территории;
- принимать сведения от граждан относительно правонарушений и планируемых преступлениях, принимать меры по их предотвращению;
- знать, где находятся так называемые злачные места;
- выполнять решения суда (в рамках своей компетенции);
- проверять сообщения о планируемых и совершенных правонарушениях и так далее.
За каждым участковым закрепляется определенный микрорайон, где он обязан осуществлять основную свою функцию – защищать права и интересы жителей этого населенного пункта.
Основания для составления жалобы
Жалоба в прокуратуру на бездействие участкового может составляться уже в том случае, если на просьбу о помощи нет никакого ответа. Такое поведение должностного лица расценивается как нарушение прав гражданина и является ненадлежащим выполнением должностных обязанностей участковым.
К бездействию можно также отнести ответ, который содержит формальную информацию и по своей сути является отпиской. Если неоднократные обращения к участковому не дают никакого результата, к примеру, сосед по-прежнему включает громко музыку поздно ночью, это тоже повод для составления жалобы. Это может быть вымогательство денежных средств, побои или простое игнорирование жалоб. Перечень можно продолжать практически до бесконечности.
Структура жалобы
Нормативными актами не предусмотрено унифицированного образца жалобы на бездействие участкового — уполномоченного полиции. Поэтому такие бумаги составляются по общим правилам, принятым для официальных документов. Примерную форму жалобы можно увидеть на расположенных ниже фото.
В документе в обязательном порядке должна содержаться следующая информация:
- адрес и наименование органа, куда подается заявление;
- информация о жалобщике, персональные и контактные данные;
- полная информация о должностном лице, которое бездействует;
- суть жалобы;
- просьба, то есть информация о том, что хочет получить заявитель в итоге;
- приложения, то есть документы, которые подтвердят бездействия участкового.
Если в канцелярии или в дежурной части отказываются принимать заявление, то его можно переслать через почтового оператора.
Составлять жалобу на участкового можно как от руки, так и при помощи компьютера, никаких ограничений в отношении этого нет. Жалобу может даже составить адвокат или другое уполномоченное лицо, но при наличии доверенности с четко прописанными полномочиями.
В тексте жалобы не должно быть исправлений и зачеркиваний. Стиль письма – деловой, не должно быть ругательных слов, оскорблений и лишних рассуждений. Только факты.
Что касается образца жалобы на бездействие участкового, то он может выглядеть так, как на представленных ниже фото.
Описательная часть
Жалобу можно начать с прошения о проведении проверки относительно конкретного участкового. Далее следует разъяснить суть событий, которые дают право полагать, что должностное лицо нарушило права заявителя. Потом необходимо описать, почему, по мнению заявителя, участковый бездействовал. К примеру, он не опросил продавца или сотрудника ломбарда, не исследовал документы, которые предоставил заявитель. Возможно, участковый дал неверную оценку деяниям правонарушителя или сделал неверный вывод об отсутствии состава преступления.
Заключительная часть
В этом части жалобы на участкового за бездействие следует прописать четкие требования, к примеру:
«…1. Прошу признать незаконным решение от …дата… об отказе в возбуждении уголовного дела..
- Провести всестороннюю проверку деятельности участкового (Ф.И.О.), подразделение УВД и район.
- Привлечь участкового (Ф.И.О.) к дисциплинарной ответственности и вынести ему представление об устранении выявленных нарушений действующего законодательства».
После этого следует прописать все приложения, то есть документы, которые подтвердят действия или бездействия должностного лица, которые привели к нарушению прав заявителя.
Куда жаловаться?
Прежде всего жалоба на участкового за бездействие должна направляться к вышестоящему руководству в том же подразделении, к которому это лицо относится. Это может быть заместитель начальника ОВД либо руководитель городского управления внутренних дел. Практикующие юристы рекомендуют даже сказать об этом самому участковому, как правило, линия поведения полицейского сразу же меняется. Если же никаких положительных изменений нет, то сразу же следует написать и отправить либо отнести жалобу высшему руководству.
Хотя, что греха таить, на местном уровне очень редко удается решить проблему. Следующий шаг в таком случае — подача жалобы на бездействие участкового — уполномоченного полиции в отдел безопасности ГУВД. Именно этот дел действительно интересуется фактами нарушения должностных обязанностей, рассматривают случаи коррупции. Фактом бездействия могут заинтересоваться Федеральная служба безопасности и прокуратура.
Другие способы подачи жалобы
На сегодняшний день практически во всех УВД есть телефон доверия. Не стоит переживать, что жалоба на участкового не будет услышана. Все разговоры по телефону записываются, следовательно, об обращении обязательно станет известно. Телефоны доверия можно найти на сайтах УВД всех регионов России.
Также есть вариант личного обращения. Можно записаться на личный прием к начальнику УВД. На встречу можно принести письменный вариант жалобы и передать ее при встрече на приеме.
Обращение в суд
Если жалоба в прокуратуру на бездействие участкового полиции не дала должных результатов, то последней инстанцией может выступать только суд. Для обращения необходимо подготовить административный иск, на составление которого имеет любое физическое лицо, права и интересы, которого были нарушены. Также можно обратиться к Уполномоченному по правам человека или в общественное объединение, где помогут составить иск.
Нормативными актами для подачи административного иска установлен короткий срок исковой давности – 3 месяца. Этот срок исчисляется с момента, как лицо узнало о том, что нарушили его права. Если даже пропущен срок, то рекомендуется все равно обратиться, но предварительно попросить суд восстановить пропущенный срок. Суд может либо полностью удовлетворить иск, либо частично, но может и отказать, если истцу не удастся доказать свою правоту.
Как передать заявление?
Жалоба на участкового за бездействие должна составляться в двух экземплярах, независимо от органа, куда подается заявление. На втором экземпляре, получатель (сотрудник, отвечающий за передачи почты) должен поставить отметку о получении.
Если не представляется возможным лично передать жалобу, это может сделать уполномоченное лицо, но оно должно иметь при себе доверенность.
В случаях, когда правоохранительные органы отказываются принимать жалобу, придется воспользоваться услугами почты. Письмо рекомендуется оформить с описью вложения и оформить с уведомлением о получении.
В какой срок рассмотрят заявление?
Жалоба на бездействие участкового — уполномоченного лица не может рассматриваться на протяжении более 30 дней. Если этот срок нарушен, то придется опять написать жалобу и указать, что она подается повторно.
Срок рассмотрения жалобы может быть продлен по объективным причинам, к примеру, некоторая информация требует дополнительной проверки, необходимо запросить какие-либо материалы. Однако о продлении срока рассмотрения, заявителя обязательно должны уведомить письменно.
Если одновременно подается жалоба в несколько инстанций, то в случае получения положительного ответа от одной из них, остальные жалобы можно отозвать.
Будет ли рассматриваться анонимное обращение?
Достаточно сложно рассчитывать на помощь и оставаться анонимным заявителем. Поэтому, возможно, такая жалоба и будет рассмотрена, но заявитель точно не узнает о принятом решении. В обязательном порядке вышестоящее руководство отреагирует, тем более если речь идет о коррупции или о явном нарушении должностных обязанностей, но повлиять на конкретную ситуацию никто не сможет.
Могут ли не рассматривать заявление?
Жалоба на участкового за бездействие может быть возвращена заявителю, если из ее текста не понятна суть требования. Не будут рассматривать заявление, которое содержит нецензурную брань либо она составлена неразборчивым почерком. Также вернут заявление, если по данной проблеме уже решался вопрос, то есть ответ дан и эта «тема» закрыта.
В случаях возврата из-за неразборчивости почерка или по причине неясности сути обращения, то это довольно-таки просто исправить и можно заново отправить жалобу.
Вместо заключения
Если физическому лицу стало известно, что участковый нарушил его права из-за бездействия, то гражданин имеет право на подачу жалобы на представителя правоохранительных органов. Прежде всего необходимо обратиться к вышестоящему руководству (начальнику, заместителю). Если такое обращение не дало желаемых результатов, то можно пойти в отдел безопасности УВД, затем в прокуратуру и суд. Как утверждают практикующие юристы, если даже не удалось добиться справедливости у вышестоящего руководства, то после обращения в прокуратуру, поведение участкового обычно кардинально меняется. Только в крайних случаях приходится обращаться в суд.
Унифицированного образца жалобы нормативными актами не предусмотрено, поэтому такой документ составляется по общим правилам, принятым в деловом документообороте.
На рассмотрение жалобы у любой из инстанций (кроме суда) есть 30 дней. Только в крайнем случае этот срок может быть продлен, но об этом заявитель должен быть письменно уведомлен.
Главное — помнить, что все же закон всегда на стороне правды, поэтому если уверены в своей правоте, то не бойтесь и обращайтесь во все инстанции и отстаивайте свои интересы.
Источник